Обработка данных.
Было установлено, что у большинства детей, а именно у 16 дошкольников обнаруживается низкий уровень сформированности представлений о признаках живого, что составило 80% от общего количества дошкольников.
Средний уровень оказался характерен всего троим дошкольникам, что составило 15%, только 1 ребёнок показал высокий уровень, что составило 5% от всего количества дошкольников.
Мы выявили качественное соотношение правильных ответов и занесли результаты в диаграмму на рисунке 1.
Задание № 2.
Цель: Выявить уровень сформированности экологических представлений детей о животных.
Материал: картинки с изображением животных разных групп; стадий роста и развития щенка, кошки, попугайчика, лягушки; обобщенные модели понятий: «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «земноводные».
Проведение исследования:
С каждым ребенком индивидуально проводится беседа по картинкам. Экспериментатор раскладывает перед ребенком картинки.
Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и скажи, кто на них изображен. Разложи картинки на группы: «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «земноводные». Подбери модели к этим группам животных. Объясни, почему ты объединил этих животных в одну группу. Покажи с помощью картинок последовательность развития животных. Что сначала, что потом? Расскажи, что происходит с животными осенью, зимой, весной, летом? Почему это происходит?»
Обработка данных. Баллы по результатам выполненных диагностических заданий представим в виде таблицы 2.
Таблица 2 — Уровни сформированности экологических представлений детей о животных
№ п.п. | баллы | уровень |
1. | 1 | низкий |
2. | 1 | низкий |
3. | 1 | низкий |
4. | 2 | низкий |
5. | 2 | низкий |
6. | 3 | низкий |
7. | 6 | средний |
8. | 8 | средний |
9. | 4 | низкий |
10. | 4 | низкий |
11. | 5 | низкий |
12. | 5 | низкий |
13. | 9 | высокий |
14. | 8 | высокий |
15. | 9 | высокий |
16. | 3 | низкий |
17. | 6 | средний |
18. | 8 | средний |
19. | 9 | высокий |
20. | 6 | Средний |
Таким образом, было установлено, что о животных представления у детей лучше, чем о живом и неживом, а именно –низкий результат продемонстрировали 11 дошкольников, что составило 55%, средний результат продемонстрировали пятеро дошкольников, что составило – 25%, высокий результат показали четверо дошкольников (20%).
Представим полученные данные в виде диаграммы на рисунке 2.
Задание № 3.
Цель: Выявить уровень сформированности экологических представлений детей о растениях.
Материал: картинки с изображением растений цветника, огорода, луга, леса, комнатных растений; стадий роста и развития одуванчика; модели понятий: «травы», «кустарники», «деревья»; картинки с частями растений – цветок, стебель, лист, корень.
Проведение исследования:
С каждым ребенком индивидуально проводится беседа по картинкам. Экспериментатор раскладывает перед ребенком картинки.
Инструкция: «Назови это растение. Расскажи, где оно растет? Разложи картинки по порядку, как растет одуванчик. Что происходит с растениями осенью, зимой, весной летом? Почему это происходит? Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? Зачем растению нужны листья, стебли, корни, ветки, цветки?»
Задание «Подбери модели».
Инструкция: «Разложи картинки с изображением растений по группам: «травы», «деревья», «кустарники». Подбери к ним соответствующие модели. Объясни, почему ты объединил эти растения в одну группу.
Обработка данных.
Анализируя данное диагностическое задание, мы пришли к выводу о том, что большинство детей допускали ошибки в названиях элементарных растениях, растущих в родной для них местности, дети не знали ни одного названия, периоды роста, развития и т.д. Не различают травы и кустарники, не могут перечислить самые популярные деревья, растущие в данном регионе.
Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что дети имеют недостаточные представления о растительном мире. При ответах допускали неточности. Например, на вопрос «как называется этот цветок» отвечали, что это ромашка, хотя все цветы были очень разнообразны и совершенно не похожи на ромашку.
Все результаты констатирующего этапа эксперимента заносились в сводную таблицу 3.
Таблица 3 — Уровни сформированности экологических представлений детей о растениях
№ п.п. | баллы | уровень |
1. | 6 | средний |
2. | 6 | средний |
3. | 1 | низкий |
4. | 2 | низкий |
5. | 2 | низкий |
6. | 3 | низкий |
7. | 6 | средний |
8. | 6 | средний |
9. | 4 | низкий |
10. | 4 | низкий |
11. | 5 | низкий |
12. | 5 | низкий |
13. | 9 | высокий |
14. | 8 | высокий |
15. | 9 | высокий |
16. | 6 | средний |
17. | 8 | средний |
18. | 8 | средний |
19. | 9 | высокий |
20. | 6 | Средний |
Анализ данных, представленных нами в таблице, позволяет констатировать следующее, средний результат продемонстрировали 8 дошкольников (40%), низкий результат продемонстрировали четверо дошкольников (40% от общего числа, средний результат – четверо ребят, что составило 40% от общего числа дошкольников.
Представим полученные данные в виде диаграммы
Таким образом, анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что дети старшего дошкольного возраста имеют недостаточные представления об объектах живой и неживой природы. Недостаточность жизненного опыта и представлений не позволяют дошкольникам правильно аргументировать свой ответ в ситуации выбора.
Таким образом, по результатам констатирующего этапа эксперимента мы видим необходимость в целенаправленной и последовательной организации работы по усвоению детьми старшего дошкольного возраста экологических представлений. В следующем параграфе мы попытаемся разработать методические рекомендации по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр. При проведении начальной диагностики большинство детей не могли вспомнить названия комнатных растений, трудности вызвали задания, где нужно было разложить части растения и стадии роста и развития гороха в правильном порядке, также у детей были слабо сформированы представления и навыки ухода за комнатными растениями.
Результаты проведенных бесед и игр в констатирующем эксперименте свидетельствуют о том, что знания детей поверхностные, они оперируют несущественными признаками предметов и явлений; не устанавливают зависимость способов существования конкретных животных и растений от условий среды и степени удовлетворения их потребностей в разные сезоны.В целом у детей есть определенный объем экологических знаний, и дидактическая игра в этом помогает. Но вместе с тем, учитывая то, что игра является ведущим видом деятельности, дидактическая игра экологической направленности могла бы оказать более существенную и действенную помощь в формировании экологических знаний.
2.2. Методические рекомендации по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре
С целью формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста,необходимо проведение всесторонней работы с педагогами, родителями, детьми, а также мы разработка и внедрение рабочей программы с элементами дидактической игры под названием: «Мы – друзья природы», в основу которой должны быть положены следующие образовательные программы: «Наш дом – природа» Н.Рыжовой, «От рождения до школы» Н. Вераксы, методических пособий: «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О. Дыбиной (средняя группа), «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» (средняя группа) О. Соломенниковой.
На наш взгляд, могут быть применены дидактические игры, такие как: «Волшебный поезд», «Ухаживаем за комнатными растениями» и «У меня в огороде».
Для расширения словарного запаса на прогулке воспитатель также может использовать дидактические игры с мячом на классификацию объектов живой природы по разным признакам: «Птицы, рыбы, звери», «Воздух, земля, вода», «Летает, плавает, бегает».
Работа по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста должна проводится в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап длился две недели. Основным методом обучения на данном этапе являлась беседа.
В содержание нашей работы входило следующее: проводились беседы о родной природе, предлагался иллюстративно-наглядный материал (картины, иллюстрации в журналах, книгах) с природными явлениями родного края, проводились дидактические игры, формирующие экологические представления у детей старшего дошкольного возраста. Также нами использовалась художественная природоведческая литература. Детям зачитывались тематические стихи и рассказы.
На втором, основном этапе, который длился в течение всего учебного года, нами совместно с детьми и педагогами проводились наблюдения на прогулках.
На первом наблюдении основного этапа детям необходимо предложить понаблюдать за растительностью. Воспитатель просила ребят назвать, какие цвета видят дети в осенней природе, а так же с чем её можно сравнить. В конце наблюдения воспитатель зачитала стихотворение о природе, предложила пособирать шишки и листья для гербария. Также была придумана дидактическая игра, включающая элементы пальчиковой гимнастики в стихотворной форме. По возвращению в детски сад были слеплены композиции из соленого теста: грибы, ежики, поляна, листья.
Занятия должны быть направлены на формирование представлений о разнообразии, строении, росте и развитии живых организмов (и о себе, в том числе), об условиях их роста и развития, о признаках живого, о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов друг от друга, а также на формирование бережного отношения к живой природе, трудовых навыков по уходу за объектами живой природы; расширение кругозора, развитие познавательного интереса к живой природе у старших дошкольников. На занятиях могут быть использованы различные методы и приемы работы с детьми, такие как: словесные методы (рассказы, беседы, работу с литературными произведениями и аудиозаписями), дидактические игры, наблюдения и эксперименты, что позволит учесть психолого-педагогические и индивидуальные особенности каждого ребёнка, и углубить, расширить и закрепить представления детей о живой природе.
Во время прогулки внимание детей должно постоянно обращаться на красоту природы в целом. В забавной форме преподносились элементы живой и неживой природы. Детям понравится эта прогулка.
Второе наблюдение основного этапа проходило на участке детского сада. Дети наблюдали за осадками (дождём). Сначала педагог загадала загадку о дожде. Затем детям задавались вопросы: «Откуда взялся дождь?», Педагог подвела детей к мысли о том, что природа тоже грустит, печалится, так как скоро наступит холодная зима.
Элементами дидактической игры вступили следующие моменты: ребята определяли, подставив ладошки под дождь, холодный он или теплый. В конце наблюдения воспитатель предложила набрать дождевой воды в ведёрки, для полива цветов в группе.
Также на основном этапе нами была проведена экскурсия к реке (осенью). Детям был задан вопрос: «Знаете ли вы, как называется наша река?». Далее дети поиграли в игру ручеек, которая несёт большую психолого-педагогическую нагрузку, отражающую не только социально-психологический климат в коллективе старших дошкольников, но и развивает когнитивные способности, такие как: внимание, переключение, запоминание и другие.
Воспитатель рассказала детям, почему реку называют «кормилицей», «труженицей».
Потом дети могут рассмотреть берега, воду, играли в дидактическую игру «Тяжёлый – лёгкий», делали выводы о свойствах предметов.
В конце экскурсии педагог должна обратить внимание дошкольников на экологическую проблему, надо бережнее относиться к нашей красавице-природе. Дети во время экскурсии должны не только рассматривать объект и отвечать на вопросы, но и делать для себя выводы, устанавливать логические связи. После экскурсии воспитатель может попросить детей сделать рисунки.
Третье наблюдение основного периода должно проходить в зимний период в парке. Детям предлагалось полюбоваться зимним пейзажем, прислушаться, что они слышат.
Предлагаем рабочую программу.
Цель рабочей программы – формирование экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью, к природе родного Края.
Дополнительное образование в ДОУ осуществляется на основе учебного плана и перспективного планирования для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки в средней группе — 40 минут; старшей – 75 мин.; подготовительной – 90 мин. Количество непосредственно образовательной деятельности (НОД): — 4-5 лет – 1; 5-6 лет – 2; 6-7 лет – 2.
Количество опытно – экспериментальной деятельности (ОЭД): 4-5 лет – 1; 5-6 лет – 1; 6-7 лет – 1. Всего за учебный год: 4-5 лет — 72 ч.; 5-6 лет – 108 ч. 6-7 лет – 108 ч.
Ожидаемые результаты:
— освоение образовательных программ: «От рождения до школы» Н.Вераксы, «Наш дом-природа» Н. Рыжовой;
— освоение трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
— сформированность разных видов отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).
Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут, какую пользу приносят человеку. Описание дидактических игр, предлагаемых нами в программе представлены в приложении.
При разработке программы, нами учитывались ценностные ориентиры содержания учебного предмета, направленные на духовно-нравственное развитие обучающихся по окружающему миру.
При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научность, доступность, систематичность, последовательность.
Ведущим выступал принцип целостности, который достигался за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно -следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип справедливости. Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.
На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем — групп таких объектов.
Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значимую роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
На следующем этапе мы определили основные виды учебной деятельности обучающихся, направленные на развитие ключевых экологических компетенций.
Применительно к старшему дошкольному возрасту необходимо выделить следующие виды учебной деятельности, направленные на развитие основных экологических компетенций:
- Искать — опрашивать окружение, консультироваться с воспитателем, получать информацию;
- Думать — устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.
- Сотрудничать — уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.
- Приниматься за дело — войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.
- Адаптироваться — использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
- Фактор времени – умение планировать и учитывать затраты своего и чужого времени на выполнение работы.
- Любознательность – потребность в сотворении «Я – знаний».
- Коммуникабельность – умение ладить с людьми.
- Рефлексия – умение анализировать свою деятельность, ее положительные и отрицательные стороны.
- Волевая подготовленность – стремление выполнять поставленные задачи.
- Работа со справочной литературой и дополнительной литературой;
- Выполнение тестовых заданий;
- Составление схем, конструирование моделей;
- Проведение самопроверки и самоконтроля;
- Постановка вопросов по теме, анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать;
- Обобщать информацию из полученных источников.
- Выполнение практической или лабораторной работы (опыт, эксперимент).
В частности, воспитатель должен стремиться не только к тому, чтобы дети имели определенное представление о живой природе, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными, а также, чтобы дети умели разумно применять их в своей деятельности, заботится и бережно относиться к природе. На занятиях желательно больше общаться с детьми в форме беседы. В детском саду воспитатели мало используют этот словесный метод, чаще рассказывают всё сами, тем самым препятствуя качественному развитию мышления у детей. После прочтения книги, так же важно задать вопросы детям по прочитанному, выслушать их впечатления.
Нужно стимулировать активную познавательную деятельность детей и развивать у них представления о природе, опираясь на яркие и живые непосредственные наблюдения. Если живое наблюдение затруднительно, то воспитатель всегда должен как можно больше использовать на занятиях различные предметные картинки, плакаты и модели, аудио и видеозаписи, так как это способствует наглядному и более чувственному закреплению абстрактных названий предметов, понятий и процессов живой природы.
Так же необходимо чаще использовать в своей работе экспериментирование с объектами живой природы и процессами, происходящими в ней. Дети лучше, эмоциональнее воспринимают и надолго запоминают эти моменты.
Детей нужно чаще привлекать к трудовой деятельности, к уходу за комнатными растениями в уголке природы, подкормке птиц на участке — это способствует их личностному развитию и формированию бережного отношения к живой природе. В действительности же воспитатели часто делают всё это за детей, ссылаясь на недостаточно сформированные навыки, медлительность и неаккуратность.
Детям интересно исследовать всё вокруг, и это желание можно использовать при подготовке к занятиям. Дети с удовольствием берут на себя роль юного ученого-исследователя, что способствует активизации познавательного интереса и более эффективному формированию представлений о природе, воспитателю остается лишь направлять детей.
Необходимо больше давать детям дидактических игр, как подвижных на улице, так и настольных в группе, так как эта форма закрепления сформированных представлений представляется детям более привлекательной, в игре они чувствуют себя более уверенно.
Для того, чтобы дети не забывали о том, что человек является частью природы и зависит от нее, а состояние природы зависит от действий и поступков человека, мы рекомендуем чаще проводить занятия с детьми по формированию представлений о себе самом, с помощью познания себя методами самонаблюдений, самоанализа и самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Экологическое образование не является изолированным направлением в работе дошкольного учреждения, поэтому педагогический коллектив ДОУ должен стремится к экологизации всего образовательного процесса.
Главным действующим лицом в организации этой работы является воспитатель, так как именно он находится в постоянном контакте с дошкольниками.
Нам удалось проанализировать состояние проблемы по экологическому воспитанию в аспекте рассмотрения образовательных программ ДОУ.
На сегодняшний день нет единой системы наблюдений за природой как средством формирования у дошкольников представлений о природе. Приходится также констатировать, что нам не удалось найти работ, посвященных методическим рекомендациям для воспитателей о содержании представлений дошкольников о природе родного края, в частности, природе России.
Экспериментальное исследование проходило на базеДОУ № г.
В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста.
С целью диагностики уровня сформированности экологических компетенций у детей старшего дошкольного возраста мы провели мониторинг образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных экологических представлений среди детей старшего дошкольного возраста 4-5 лет.
Таким образом, на контрольном этапе эксперимента из 20 дошкольников, низкий уровень элементарных экологических представлений среди детей 4-5 лет не продемонстрировал никто. Высокий также не был обнаружен, т.е. 100% дошкольников продемонстрировали средний уровень элементарных экологических представлений.
С целью формирования экологической образованности у детей старшего дошкольного возраста, работа с педагогами, родителями, детьми, мы разработали рабочую программу «Мы – друзья природы», которая разработана на основе образовательных программ: «Наш дом – природа» Н.Рыжовой, «От рождения до школы» Н. Вераксы, методических пособий: «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О. Дыбиной (средняя группа), «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» (средняя группа) О. Соломенниковой.
Работа по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста должна проводится в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Данное исследование может быть продолжено в будущем. Занятия и темы занятий могут вполне использовать в любом ДОУ нашей страны.
Нашим исследованием подтверждена возможность использования дидактической игры в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлена специфика ее использования в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Был сделан вывод, что дидактическая игра в процессе формирования экологических представлений дошкольников — специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамян А.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника /Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Прпосвещение, 2011. – 420 с.
- Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ //Управление ДОУ. – 2012. – №5. – С. 82-85.
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2012. – 340 с.
- Бельских М.М. Инновационный подход в дидактической игре// В сборнике: Образование: традиции и инновации Материалы IX международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика, 2015. С. 77-79.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – Москва : Просвещение, 2011. – 329 с.
- Викторова М.Ю. Современные взгляды на проблему систематизации речевых нарушений// Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 2. № 3-4. С. 84-90.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 2012. – 420 с.
- Волобуева Н.Г. Проблемы и перспективы создания условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования дошкольников // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2014. № 10. С. 71-76.
- Волобуева Н.Г. Проблемы и перспективы создания условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования дошкольников // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2011. № 10. С. 71-76.
- Газина О.М. Методика экологического образования детей //Дошкольное воспитание. – 2014.–№7 – С. 112-119.
- Гончарова Е.В., Никоненко Ю.М. Возможности ориентирования на местности для экологического развития старших дошкольников// В сборнике: Семнадцатая региональная студенческая научная конференция Нижневартовского государственного университета Ответственный редактор: А.В. Коричко. Нижневартовск, 2015. С. 395-398.
- Давыдова Л.С. Природа и её художественный образ в воспитании нравственно – эстетических чувств дошкольников// Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2012. № 12. С. 67-71.
- Давыдова Л.С. Природа и её художественный образ в воспитании нравственно – эстетических чувств дошкольников// Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2013. № 12. С. 67-71.
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 2011. – 320 с.
- Дыбина О.В. Методическое пособие «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» в средней группе детского сада. М., 2014
- Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта/Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. -2-е изд. -М.: Просвещение, 2015. -272 с.
- Елкина Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста// Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 142-147.
- Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования: Материалы I Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. -М.: МНЭПУ, 2011. -198 с.
- Малышева Ю.А., Соловьева А.И. Формирование представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста// Вестник экспериментального образования. 2016. № 1 (4). С. 42-52.
- Мир природы и ребенок. /Под ред. Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой.– СПб.: Питер, 2013. – 289 с.
- Моисеева Л.В., Зебзеева В.А. Экологическая депривация личности в субкультуре детства // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 110-117.
- Моисеева Л.В., Зебзеева В.А. Экологическая депривация личности в субкультуре детства // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 110-117.
- Мухамедшина Л.М. Сущность понятия «экологическая образовательная среда»// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 5. С. 126-136.
- Мухамедшина Л.М. Сущность понятия «экологическая образовательная среда»// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 5. С. 126-136.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. — М. : Изд. центр «Академия», 2012. — 336 с.
- Никоненко Ю.М. Экологическое развитие детей дошкольного возраста средствами ориентирования на местности// Фундаментальные исследования. 2011. № 7. С. 82-83.
- Пашинцева В.Н. Педагогические средства и способы формирования эстетического отношения старших дошкольников к природе// Фундаментальные исследования. 2012. № 7. С. 83-85.
- Рыжова Н.А. Пособие по экологическому образованию дошкольников «Наш дом-природа». Ж. «Дошкольное воспитание» №7- 2014, с. 26.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.— М. : Карапуз, 2011. — 432 с.
- Соломенникова О.А. Методическое пособие «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» в средней группе детского сада. М., 2014– 320 с.
- Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения/под ред. В. А. Феоктистовой. -СПб.: Образование, 2012. -162 с.
- Фролова, П.И. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие / П.И. Фролова, А.В. Горина, М.Г. Дубынина. – Электрон. дан. Омск : СибАДИ, 2015. – 132 с.
- Христолюбова Л.В. Развитие речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в специальных образовательных дошкольных учреждениях// Специальное образование. 2014. № 3. С. 92-97.
- Христолюбова Л.В. Развитие речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в специальных образовательных дошкольных учреждениях// Специальное образование. 2013. № 3. С. 92-97.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф