Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие франчайзинга как форма поддержки малого предпринимательства в России. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


1.4. Правовое регулирование франчайзинга

Франчайзинг является относительно новой для отечественной экономики формой предпринимательской деятельности, и на сегодняшний день эта правовая сфера не имеет достаточного законодательного оформления.По сути, единственным нормативным документом, который регулирует отношения франчайзи и франчайзера, является Гражданский кодекс Российской федерации, в частности, глава 54 ГК РФ. Рассмотрим более подробно франчайзинговую систему и ее функционирование с точки зрения закона. Начнем с терминологии. Существует несколько определений понятия «концессия».

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Концессия – это договор о передаче государством в эксплуатацию частным предпринимателям, иностранным фирмам на определенный срок предприятий и других хозяйственных объектов, участков земли с правом добычи полезных ископаемых, строительства различных сооружений, производства определенной продукции и т. д.

Концессией называют и само предприятие, организованное на основе такого договора.

Также стоит добавить как разнится терминология мирового и российского институтов франчайзинга. Для этого нам понадобится таблица 1.4.1:

Таблица 1.4.1. Бизнес-среда и ГК РФ: соотношение терминов

Термины бизнес-среды Термины ГК РФ
Договор франчайзинга Договор коммерческой концессии
Франчайзер Правообладатель
Франйчази Пользователь

 

В комментариях к главе 54 ГК РФ указано, что коммерческая концессия является аналогом понятия франчайзинга. Тем не менее, между этими двумя терминами есть определенные различия. Концессия предполагает деятельность от имени правообладателя, а франчайзинг – это деятельность под товарным знаком правообладателя.

Так же хочется добавить, насколько разнится терминология в российской франчайзинговой практике(то есть «франчазер-франчайзи») и в законодательной практике(в ГК РФ они названы «правообладетель-пользователь»), соотвественно. На рисунке  мы можем увидеть это наглядно.

В статье 1027 ГК РФ речь идет о самом главном официальном документе в системе франчайзинга – договоре коммерческой концессии, который имеет ряд значимых отличий от обычного договора. Если большинство типовых договоров регламентируют отношения между двумя сторонами в течение определенного периода времени и по окончании этого срока они автоматически утрачивают свою силу (если в документе не указано другое), то франчайзинговый договор подписывается двумя сторонами на длительный срок. Как правило, у каждой компании-франчайзи есть установленный вариант своего договора, который включает в себя определение бренда, имиджа, товарного знака правообладателя. Также в нем оговариваются все этапы развития франчайзинговых отношений и все условия сотрудничества. Франчайзинговый договор предусматривает использование исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в заранее оговоренном объеме с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности. То есть предметом договора выступает предоставление за определенное вознаграждение правообладателем пользователю права использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс определенных прав. К таковым относится, к примеру, право «товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)» (ст. 1027 ГК РФ).

В предыдущей редакции закона допускалась передача «прав на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя». В этом заключалось основное противоречие. Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо, которое является коммерческой организацией, обязано иметь фирменное наименование, представляющее собой наименование компании с указанием формы собственности. Юридическое лицо, зарегистрировавшее фирменное наименование в установленном законом порядке, обладает исключительными правами на его использование. На сегодняшний день регистрация фирменного наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией юридического лица. Существует также такое понятие, как коммерческое обозначение. Под ним подразумевается общеизвестное, но не регистрируемое наименование предприятия. Хотя фирменное наименование и является интеллектуальной собственностью правообладателя, но невозможно передавать права на него кому бы то ни было, в отличие от коммерческого обозначения. И хотя в последующей редакции положения о договоре коммерческой концессии уже нет упоминания о фирменном наименовании, все проблемы это не решает, ведь коммерческое обозначение само по себе пока никак не охраняется нашим законодательством.

Помимо наименования, у каждой компании есть коммерческая информация, которая совместно с предпринимательским опытом правообладателя составляет его коммерческую тайну, охраняемую законом. Информация, составляющая коммерческую тайну, не требует специальной государственной регистрации и охраняется на основе договора, заключенного между пользователем и правообладателем.

Существует также исключительные права, предусматриваемые договором, на товарный знак и другие объекты. И вот тут мы снова сталкиваемся с определенными сложностями. Согласно ст. 1 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 11 декабря 2002 года № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»), товарный знак и знак обслуживания – это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Товарный знак необходимо регистрировать в Государственном патентном ведомстве РФ – Роспатенте, а право его владельца – подтверждать свидетельством. Ст. 26 того же закона № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» определяет, что право на использование товарного знака может передаваться по лицензионному договору, в который в обязательном порядке включаются условия о том, что качество товаров лицензиата должно быть не ниже качества товаров лицензиара. Последний должен следить за выполнением этого условия. По ст. 27 договор о передаче исключительного права на товарный знак (об уступке товарного знака) и лицензионный договор должны быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, иначе они считаются недействительными.

Ст. 1028 ГК РФ определяет, что «Предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся.»

Правила регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания и т. д. приводятся в приказе Роспатента от 29 апреля 2003 г. № 64. Охрана права на изобретение, полезную модель, промышленный образец установлена Патентным Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (ред. от 2 февраля 2006 г.).

Грамотно составленный договор коммерческой концессии заключается в письменном виде, регистрируется в соответствующем органе, ведущем государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Договор коммерческой концессии (субконцессии) (изменение или прекращение договора) регистрируется территориальным органом ФНС России (регистрирующим органом), осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, то в этом случае регистрация осуществляется регистрирующим органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем, в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При регистрации договора коммерческой концессии в регистрирующий орган предоставляется сопроводительное письмо, подписанное уполномоченным лицом; выписка из соответствующего государственного реестра, подтверждающего статус каждой из сторон договора коммерческой концессии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; три экземпляра договора коммерческой концессии, подписанные сторонами, которые должны быть прошиты (листы при этом пронумеровываются, в них не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов или иных не оговоренных исправлений); документ об уплате государственной пошлины.

Если в качестве уполномоченного лица выступает человек, действующий на основании доверенности, то также нужно представить копию документа, подтверждающего полномочия указанного лица, заверенную в установленном порядке.

Статья 1029 «Коммерческая субконцессия» ГК РФ гласит:

Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии. В договоре может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии.

Договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается.

Если договор коммерческой концессии является недействительным, недействительны и заключенные на основании его договоры коммерческой субконцессии.

Если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии, заключенным на срок, при его досрочном прекращении права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии (пользователя по договору коммерческой концессии) переходят к правообладателю, если он не откажется от принятия на себя прав и обязанностей по этому договору. Это правило соответственно применяется при расторжении договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока.

Пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии.

К договору коммерческой субконцессии применяются предусмотренные настоящей главой правила о договоре коммерческой концессии, если иное не вытекает из особенностей субконцессии.

Статья 1030 ГК РФ определяет, что «вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором». Но все эти условия определения и выплаты вознаграждения правообладателю должны быть прописаны в договоре. Хотя формулировка «может» довольно расплывчата. На практике в большинстве франчайзинговых договоров прописываются как разовые, так и периодические платежи. Во всем мире регулярные лицензионные платежи называются «роялти». Они представляют собой периодические отчисления франчайзеру, выплачиваемые в течение всего срока действия договора франчайзинга и устанавливаемые в фиксированной сумме или в процентах от прибыли франчайзи.

Разовый платеж определяется как «паушальный платеж» – первоначальный единовременный платеж франчайзеру и выкуп права использования его торговой марки. То есть стоимость продаваемой технологии, как правило, устанавливается в виде паушальной суммы или в форме роялти. При использовании паушального метода общая цена определяется в момент заключения контракта и уплачивается единовременно или по частям. При использовании метода роялти подлежащая уплате сумма определяется путем привязки к какому-либо экономическому результату применения переданной технологии: объему производства, объему продаж или размеру прибыли от использования данной технологии за определенный период.

Если же применяется объем производства роялти как справочная величина, то этот показатель выражается, к примеру, в виде фиксированной стоимости единицы продукции. Если в качестве справочной величины используется объем продаж, то роялти может определяться в виде процента от продажной цены. Эти методы расчета могут комбинироваться между собой: к примеру, показатель может определяться в размере первоначального паушального платежа с последующей выплатой роялти.

Стоит заметить, что в отечественном законодательстве не существует определения понятия «паушальный платеж». И хотя термин «роялти» упоминается в различных нормативных документах, его определение не выходит за рамки регулярных платежей, установленных в процентном отношении от объема или стоимости произведенной (реализованной) продукции.

Положения статьи 1030 ГК РФ в предыдущей редакции запрещали одновременно использовать начальный (паушальный) взнос и периодические платежи. В действующей же редакции документа, внесенным Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации», предусмотрена возможность одновременного использования в договорах коммерческой концессии начального (паушального) взноса и периодических платежей.

Согласно ст. 1031 ГК РФ «правообладатель обязан: передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав; выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке. Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан: обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии (пункт 2 статьи 1028); оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников; контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии».

Нет ничего удивительного в том, что многие российские компании, использующие такую форму ведения своего бизнеса как франчайзинг, тщательно избегают в своих договорах упоминания о коммерческой концессии.

Статья 1032 ГК РФ определяет обязанности пользователя по договору коммерческой концессии. К таковым относится, к примеру, обязанность обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем. Также статья 1032 ГК РФ определяет обязанности пользователя (франчайзи). Последний обязан информировать своих покупателей или заказчиков наиболее очевидным для них способом, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или иное средство индивидуализации по договору коммерческой концессии.

В соответствии с п. 1 ст. 1033 ГК РФ пользователь может отказаться от получения аналогичных коммерческих концессий по договорам с конкурентами. Кроме того, он обязуется не конкурировать с правообладателем. При этом последний должен отказывать в выдаче концессии другим пользователям на той же территории.

Положения статьи 1033 предыдущей редакции устанавливали запрет на регулирование цен правообладателем и противоречили федеральному закону «О защите конкуренции». Сейчас же статья 1033 ГК в большей степени согласована с положениями законодательства о защите конкуренции и допускает установление в договоре следующих обязательств франчайзи:

  • реализовывать, в т. ч. перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги по установленным правообладателем ценам;
  • не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;
  • продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории.

Снят запрет включения в договор условия о праве пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков).

Наиболее значимым из вышеперечисленных изменений представляется право франчайзера устанавливать цены.По общему правилу включать данное условие в договоры запрещено, поскольку оно ограничивает конкуренцию. Но для франчайзинга Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было сделано исключение.

Таким образом, в ГК РФ теперь закреплены положения, которые и раньше были в законодательстве о защите конкуренции. Существовавшие ранее противоречия устранены. Хочется отметить, что возможность регулирования цен франчайзером, установление единого уровня цен внутри одной сети часто выгодно не только самому франчайзеру, но и франчайзи, и потребителю.

Ст. 1034 ГК РФ «Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю» также затрагивает основные принципы системы франчайзинга. Она гласит: «Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем».

Можно предположить, что создание статьи 1034 ГК РФ, как и всей 54 главы, было направлено на защиту потребителей. Но именно она содержит камни преткновения на пути развития системы франчайзинга в России. Представим ситуацию, когда не особо подкованный франчайзи, ссылается на субсидиарную ответственность по статье 1034 ГК РФ в силу отсутствия у него необходимых средств для удовлетворения претензий потребителя, тем самым предлагая ему выдвинуть иск против франчайзера (правообладателя). Вся сущность франчайзинга состоит в том, что франчайзи передаются уже испытанныена потребителях технологии, поэтому различные претензии и нарекания возникают из-за их нарушения непосредственно самим франчайзи. Тогда возникает вопрос: почему за это должен отвечать и франчайзер?

В отношении ненадлежащего качества товаров, произведенных правообладателем и продаваемых пользователем, можно сказать, что они должны самостоятельно урегулировать данный вопрос возврата такого товара, тем самым не вовлекая потребителей.

Заинтересованность в качественном исполнении работы франчайзи больше всех выражена у франчайзера, так как в ином случае может пострадать вся сеть. Из этой статьи мы получаем, что при халатном отношении пользователя автоматически падает авторитет правообладателя, но вдобавок ко всему он должен за это платить.

Таким образом, хотя франчайзинг изначально предполагает полную независимость франчайзера и франчайзи, субсидиарная ответственность франчайзера по предъявляемым им требованиям к франчайзи, которая вводится этой статьей, ставит всю систему в изначально невыгодное положение, когда предпринимателям оказывается проще заниматься развитием собственного предприятия, нежели продавать или приобретать франшизы.

Прежняя редакция ст. 1035 ГК РФ устанавливала право пользователя, надлежащим образом исполнявшего свои обязанности, заключить договор на новый срок на тех же условиях. Однако заключение нового договора на прежних условиях спустя достаточно длительное время (а договоры коммерческой концессии заключаются в среднем на 3-7 лет) может быть невыгодно обеим сторонам договора, и в первую очередь, конечно, франчайзеру. Ведь за это время могут существенно измениться экономические условия в стране, на рынке могут появиться новые современные продукты и технологии, а также изменится множество других факторов. Все это требует внесения соответствующих изменений в условия и порядок сотрудничества сторон (установление новых цен, требований к персоналу, маркетинговой политике, документации и проч.).

Прежнее положение противоречило не только мировой практике, но вступало в диссонанс с российским законодательством. В связи с этим в новой редакции ст. 1035 ГК РФ сторонам предоставили возможность изменять условия нового договора по своему усмотрению.Для поддержания стабильности договорных отношений, а также защиты прав франчайзи в новой редакции предусмотрено преимущественное право пользователя на заключение договора на новый срок. Ранее в тексте статьи слово «преимущественное» отсутствовало.Уточнены последствия несоблюдения этого права недобросовестным правообладателем. В отличие от старой редакции, срок, на который правообладатель лишается права заключать аналогичный договор с другими лицами при отказе пользователю в перезаключении договора, сократится с трех лет до одного года. Аналогичные нормы установлены в ГК РФ и для других договоров, например для договоров аренды.

В соответствии с прежней редакцией статьи 1037 ГК РФ отказаться от договора, т.е. расторгнуть его в одностороннем внесудебном порядке, стороны могли только в отношении бессрочного договора и при условии направления уведомления об этом не менее чем за 6 месяцев. Срочный же договор можно было расторгнуть в одностороннем порядке лишь на общих основаниях, указанных в п.2 ст. 450 ГК РФ[20], т.е. в судебном порядке, что занимало немало времени и сил.

Новая редакция предоставила каждой из сторон договора, заключенного как на определенный срок, так и без указания срока его действия, право в любое время отказаться от договора в одностороннем порядке, уведомив контрагента не позднее чем за 30 дней, при условии что договором установлена возможность прекратить его уплатой отступного. В данном случае обращения в судебные органы не требуется.

Кроме того, статья 1037 ГК РФ дополнена пунктом 1.1., предусматривающим дополнительные основания для правообладателя отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке. Такими основаниями являются случаи серьезного нарушения пользователем договора (нарушение условий о качестве производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; грубое нарушение инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия условиям договора характера, способов и условий использования предоставленного комплекса исключительных прав; нарушение обязанности выплатить в установленный срок вознаграждение).

Односторонний отказ возможен только если нарушение не будет устранено в разумный срок после направления пользователю письменного предупреждения. Кроме того, если нарушение будет устранено, но пользователь в течение года с даты требования вновь совершит одно из нарушений, перечисленных выше, правообладатель также сможет в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора.

Однако, указанная редакция статьи оставляет открытыми ряд вопросов. Не раскрывается понятие «грубого» нарушения. В перечень оснований не включены такие допущенные пользователем нарушения, как разглашение секретов производства и др. коммерческой информации, имеющие для правообладателя существенное значение. Не ясен порядок прекращения договора в случаях, когда нарушения носят неустранимый характер.

Особо хочется коснуться случая одностороннего отказа при нарушении пользователем условий о качестве производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. С учетом положений ст. 1034 ГК РФ, оставленной законодателем в старой редакции, которая предусматривает субсидиарную и солидарную ответственность франчайзера в отношении качества товаров (работ, услуг), возможность одностороннего отказа франчайзера можно рассматривать как своеобразную меру защиты от действий недобросовестного франчайзи.

Вместе с тем, установление в ст.1037 ГК общего порядка и условий прекращения договора, не означает, что стороны не вправе по соглашению установить в договоре иные основания и порядок отказа от исполнения договора коммерческой концессии, такое право предоставлено им действующим гражданским законодательством (ст.310 ГК РФ, п.3 ст.450 ГК РФ).

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

2.1. Анализ развития и опыт применения франчайзинга в России

Франчайзинг, как средство для расширения сети и поддержки малого бизнеса, очень популярен во всех странах мира. У многих крупных компаний-франчайзеров есть сотни партнеров-франчайзи, благодаря чему первые успешно развивают сети своих предприятий, а соответственно, широко распространяют свои товары и услуги. Во всем мире бизнес по форме франчайзинга считается наиболее надежным в сравнении с малым предпринимательством, так как этот вид бизнеса уже хорошо апробирован и является частью системы франчайзинга.

В России активное развитие франчайзинга приходится на конец 90-х – начало 2000 гг., это было связано с тем, что отечественные предприниматели считали удобным его использование для развития собственного бизнеса. Примечательно, что предпосылки для зарождения франчайзинга в России появились уже в XVII веке, когда началось законодательное формирование правовой охраны товарных знаков.

Само же появления института франчайзинга приходится на период, когда для иностранного капитала открываются национальные границы, а экономика переходит к рыночным отношениям.Именно в этот время россияне становятся активными пользователями фотопленки «Kodak» и многих других товаров иностранных марок. Но наравне с иностранными франшизами получали распространение и отечественные, например, сеть общественного питания «Ростикс».

Итак, развитие франчайзинга в России происходило в 90-ые годы, в период с 1995 по 2005 годы оно шло достаточно медленными темпами. В течение первых лет существования франчайзинга как такового, с 1995 по 1999 годы, на территории России появились 42 системы франчайзинга, то есть примерно по 8 новых франшиз в год. В период с 2000 по 2001 годы количество франшиз увеличилось почти в 2 раза, а только за один 2002 год появилось 29 новых франшиз. 2007-2008 годы становятся особенным периодом в развитии франчайзинга для отечественных предпринимателей. Именно в эти годы появляются франчайзеры, которые предлагали «дутые франшизы». В таких франшизах отсутствует качественная документация, которая регламентирует отношения партнеров, нет прозрачной структуры компании и постоянно меняется штат работников.

Количество предприятий, которые заявили о своем развитии при помощи франчайзинга возросло с 600 в 2008 г. почти до 750 в 2010-м, как показано на рисунке 1, что отлично характеризует востребованность франчайзинга в России. Количество франшиз в 2008 году выросло более, чем на 40% по сравнению с 2007 годом. Количество франшиз в 2010 году выросло более, чем на 26% по сравнению с 2008 годом.

«Рис. 1» Количество франшизных систем по годам

Структура рынка франшиз 2010 года в России показана на рисунке 2. Безусловный лидер по предлагаемым франшизам для России – сектор торговли. В отечественной торговле присутствует 47,6% всех франшиз, более половины из них это франшизы женской, мужской одежды, также спортивной одежды и обуви. К 2013 году более половины российских франшиз связаны с торговлей. Преобладание доли франшиз в этой сфере (против 15% аналогичного сегмента на мировой арене) говорит о недостатке деятельности сферы торговли до перехода России к рыночным отношениям.

«Рис.2» Структура рынка франшиз в России за 2010 год

На втором месте из предложений рынка франшиз в России находятся франшизы общепита. Им принадлежат 11% всего рынка, более половины приходится на кофейни, рестораны, бары. Около четверти из них – фаст-фуд, блины, пицца.

Порядка 4,2% от общего количества франшиз занимает авто (автомойки, автосервисы, прокат автомобилей, магазины автозапчастей). Медицина и здоровье занимают 2,6%; франшизы рекламных агентств – 2,4%. Образование и развлечения занимают на рынке 1,8%. Франчайзинг в сфере образования распространен больше всего в среде дополнительного образования, что дало возможность расширить сферу применения нетрадиционных методов обучения. Кредитование и франшизы туризма, консалтинг и бухучет, занимают равные позиции по 1,4% от общего объема франшиз.

Юриспруденция, финансовое посредничество и производство занимают на рынке франшиз чуть более одного процента. Что касается производственного франчайзинга, то в России он развит очень слабо, поэтому не занимает главенствующей роль в структуре франчайзингового рынка. В основном это связано со спецификой самого продукта, определенными трудностями исполнения стандартов на местах, необходимостью установления жестких стандартов логистики и обмена данных, осуществлением контрольной функции особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе.

Сделав анализ опыта построения оптимальной, социально-ориентированной, безрисковой структуры развитых стран, имеющих долю малого бизнеса, которая доходит до 80%, можно сделать вывод о том, что институт фрачайзинга – один из важнейших механизмов развития малого предпринимательства. Ведь даже совершенно неподготовленный к бизнесу человек, может открыть собственное дело, используя франчайзинг. Суть данной формы предпринимательства предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу.

Во многих экономически развитых странах франчайзинг обладает особым вниманием и поддержкой со стороны законодательной и исполнительной власти. Открытие франчайзинговых предприятий наряду с созданием новых рабочих мест означает дальнейшую легализацию предпринимательской деятельности, повышение собираемости налогов. Ведь любой правообладатель, исходя из своих договорных интересов, тщательно контролирует пользователя на предмет финансовой прозрачности операций и достоверности его отчетности.

В России это особенно важно в связи со значительным количеством непрозрачных по ряду критериев компаний, а также общепринятыми большинством предприятий «нецивилизованными» стандартами ведения бизнеса. С этими факторами связана незначительная инвестиционная активность иностранных инвесторов.

Популярность франшиз в сфере непродовольственной торговли, а именно одежды, в 2009-2010-ых годах была связана с увеличением предложений именно в этой сфере бизнеса. Развитие компании путем открытия по франшизе магазинов одежды имеет очевидные выгоды, такие как: повышение узнаваемости бренда и его капитализация, быстрый рост и снижение уровня затрат по сравнению с собственной сетью. Особенно выгоден для производителей франчайзинг именно в этой сфере, так как реализация возрастает в самые короткие сроки в несколько раз. А также появляется возможность открытия торговых точек в тех городах, в которых у франчайзера не было планов открывать собственные магазины. При помощи франчайзи компании захватывают региональные рынки, а сами при этом остаются в столице и в крупных городах.

Проблемы, которые связаны с развитием франчайзинговых сетей, являются отдельной большой темой. Здесь и невозможность контролировать денежные потоки франчайзи в условиях преобладания «серой» бухгалтерии, и неспособность франчайзера обеспечить необходимую поддержку своим партнерам, и угроза для репутации бренда из-за недобросовестной работы региональных представителей. Но мы живем в 21 веке и все эти вопросы решаемы: ведущие специалисты и консультанты  из франчайзинговых сетей накопили достаточно опыта для того, чтобы предотвратить проблемные моменты еще на стадии формирования франчайзингового проекта.

Неравномерное распространение франчайзинга по стране еще одна характерная черта для российского бизнеса. На начало 2010 года было только несколько российских городов и регионов, где франчайзинг использовался достаточно широко. Основными из них стали: Москва, Санкт-Петербург,Нижний Новгород, Новосибирск и Омск. Экономическое положение данных территорий и уровень развития бизнеса на рынке являются причинами применения франчайзинга именно в этих регионах.

Для любого региона присутствие крупных франчайзеров крайне важно, как и по экономическим причинам, таким как увеличение числа рабочих мест, так и на более широком уровне, например, — качественные преобразования в развитии региона в целом (инфраструктура товаров, услуг). Также присутствие крупных франчайзеров влияет на инвестиционную привлекательность, в том числе и для зарубежных инвесторов.

По данным компании E.M.T.G. и Всемирного совета по франчайзингу (WFC) Россия заняла третье место по показателю роста франчайзинга за период 2007-2010 гг. Рост за последние три года составил 98% и является самым высоким показателем среди стран Европы и США.

Анализ мирового опыта свидетельствует, чем более прозрачно регулирование франчайзинговой деятельности, тем большее развитие она приобретает.

Обороты франчайзингового рынка в США достигают почти 10% в ВВП страны. В России, конечно, данный показатель не столь высок, однако, за 2013 год эта цифра существенно выросла, составив 3,5% от ВВП.

В 2013 году наибольшая доля на рынке франчайзинга в России сохраняется за непродовольственной розницей (43%), на втором месте услуги населению (23%), далее общепит (14%).

Важное значение играет неоднородное развитие франчайзинга в России в разрезе территорий и постепенное увеличение числа региональных франшиз. На рисунке 3 представлена структура франшиз в России по федеральным округам. Анализ данных рисунка 3 свидетельствует, что большинство регионов Российской Федерации значительно отстаивают от Центрального Федерального Округа по числу франчайзинговых компаний. Так, Северо-Западный и Дальневосточный Федеральные округа занимают 10% и 9% рынка франчайзанга соответственно, на третьем месте Уральский Федеральный округ (4%). В Приволжском Федеральном округе сконцентрировано лишь 3% франшиз. Это объясняется тем, что для округа характерным является доминирование местных франчайзеров, не столь мощных по свои возможностям. Особенностью Южного Федерального Округа является наличие системы мелких местных предпринимателей, которые лучше адаптируются к потребностям жителей региона, различающихся по своим этническим и культурным характеристикам. Неразвитость франчайзинга в Сибирском ФО связана с небольшой плотностью населения региона. Развитие франчайзинга прежде всего будет наблюдаться в густонаселенных регионах России, таких как Приволжский и Уральский ФО. Приволжский Федеральный округ отличается, а именно в Республика Татарстан, активностью местных властей, которые рассматривают франчайзинг в качестве локомотива предпринимательства и инструмента развития малых городов и низкоконкурентных сфер. Так в 2013 году правительством Татарстана первым из субъектов РФ приняло решение субсидировать создание франшиз местных предпринимателей. Бюджет программы составил 3,8 млн рублей, первые проекты уже реализуются.

«Рис. 3»Структура франшиз в России по федеральным округам

Наконец, мы добрались до 2014 года, то есть речь пойдет о развитии франчайзинга в наши дни. В России уже более 6 тыс. предприятий выбрали франчайзинг в качестве основной бизнес-модели. По данным МАФ (Международной Ассоциации Франчайзинга) во всем мире сейчас насчитывается около 16,5 тыс. франчайзеров и 1,2 млн франчайзи с объемом продаж 1,4 трлн амер. долларов и занятостью почти 12 млн. человек.

В России по-прежнему огромный интерес к данной форме предпринимательства. Это объясняется ростом реальных доходов потенциальных бизнесменов, возможностью их дальнейших накоплений и открытию новых компаний. По наблюдениям социологов, молодое поколение стремится создать свои собственные малые предприятия, чтобы получать постоянный доход и поменять свой социальный статус. Однако наличие специфической формы развития бизнес-системы России налагает определенное негативное воздействие, препятствующее быстрому и эффективному развитию отечественного франчайзинга, а также внедрению зарубежных франшизных предприятий на наш рынок. Это обусловлено некоторыми социально-экономическими, правовыми, а также культурно-психологическими факторами. В их числе:

  • несовершенство законодательной базы;
  • отсутствие глубоких знаний о франчайзинговой системе;
  • невыполнение некоторых обязательств между партнерами;
  • взяточничество и “теневые” операции;
  • бюрократическое регулирование бизнеса.

Несмотря на это, количество франшизных сетей на российском рынке растет высокими темпами, причем значительный рывок наблюдается за последние пять лет. Согласно статистике, в России происходит не только активное развитие подобных бизнес-технологий, но также улучшается их качество; франшизные предложения и технологии становятся более грамотными и коммерчески выгодными, наблюдается увеличение успешных случаев внедрения франчайзинга. Таким образом, качественные преимущества обусловливают количественный рост франшизных сетей.

Относительно территориального аспекта можно сказать, что франчайзинг тамразвивается неритмично и зависит от экономического фактора, а также уровня развития бизнеса на региональном рынке, что обусловлено административно-экономической, социальной и ментальной спецификой каждого региона. Достаточно широко используется он по-прежнему в Москве и Санкт-Петербурге, но с точки зрения специалистов, перспективными являются также Тюмень, Екатеринбург, Тольятти, Пермь, Самара, и Владивосток. Обычно внедрение брендов происходит в стратегически важных городах и крупных экономических центрах, потом уже марка выводится на региональный рынок. Это дает возможность при минимальных финансовых вложениях быстро выйти на рынок. Франчайзинговую схему выгодно применять в отдаленных областях, где экономически трудно и нецелесообразно развивать собственный бизнес, а также на перспективных, но незнакомых рынках.

Таким образом, можно говорить о значительной роли франчайзинга в развитии торговли  в частности и предпринимательской деятельности в общем. Развития института франчайзинга в России позволит обеспечить более высокие темпы роста сферы услуг как ключевого сектора экономики развитых стран.

2.2. Малое предпринимательство в России: проблемыи пути развития

В 1990-е годы, после распада СССР многие поняли, что торговать намного проще, чем производить что-либо, и что экономическая политика, проводимая государством, дала возможность всем желающим и имеющим хотя бы какой-нибудь капитал, начать собственный бизнес. Если в первое время процесс развития торговли был в очень активном состоянии (широкое распространение приобрел челночный бизнес, начало появляться огромное количество разнообразных ларьков), то на сегодняшний момент времени наступила фаза укрупнения и консолидации торговых мощностей, что соответствует множеству теорий кооперации.

Малым предприятиям становится все сложнее выживать в крупных городах и получать прибыль в условиях конкуренции в торговыми сетями. И в связи с этими условиями, которые сложились на рынке за последнее время, малый бизнес остро нуждается в государственной поддержке.

Поэтому в 1990-е годы, когда, как теперь кажется, время для малого бизнеса было почти идеальным, занятость в нем практически не менялась, составляя около 6 млн человек (менее 10% от числа занятых в экономике). Затяжной спад экономики не способствовал росту малого бизнеса, даже несмотря на либеральное по нынешним меркам регулирование.Зато первая половина 2000-х годов стала для малого бизнеса «золотым» временем. Экономика прибавляла по 6—8% в год, бурно увеличивался спрос во всех секторах. Только за 2003—2004 годы число малых предприятий выросло на 16%, занятость на них — на 8%, а выручка — на 57% (с поправкой на инфляцию). Число индивидуальных предпринимателей (ИП) достигло 4,8 млн (6,7% экономически активного населения). За девять лет уверенного экономического роста (1999—2007) занятость в малом бизнесе выросла на треть, почти до 13% от числа занятых в экономике. На этом уровне она остается и сейчас (13,7%).

Сильный импульс для развития был задан быстрым распространением по территории РФ больших торговых сетей, а также повышающейся доступностью современных форматов торговли, таких как супермаркеты, гипермаркеты (магазины с очень большой площадью и с очень широким товарным ассортиментом), «магазины у дома» и интернет-магазины.Ценовые различия становятся все менее заметными, очень быстро растет роль интернета и рекламы, а покупатели привыкают в формату «все в одном».

Средний годовой доход россиянина в 2014 году составил около 315 тыс. рублей. Развивается рынок потребительского кредитования, который с 2007 года увеличился практически вдвое.Потребители со временем становятся все более требовательными и современными, это в первую очередь касается жителей крупных городов, где уровень сервиса и проникновение технологий на порядок выше, чем в регионах.

Торговые сети бурно развиваются и продолжают развитие практически во всех крупных городах РФ. А это значит, что у малого бизнеса остается все меньше шансов на какие-либо успехи на рынке.Значение и важность малого и среднего бизнеса в экономике РФ зачастую преуменьшают и ставят их на второй план, уделяя больше внимания проблемам крупного бизнеса.А ведь основные показатели в этих сферах (таблица 2.2.1), такие как численность рабочих мест и выручка, составляют очень солидные цифры даже в масштабах экономики в целом.

Таблица 2.2.1. Основные показатели малого и среднего бизнеса в 2014

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА(2014)
  Индивидуальные предприниматели* Микро

Предприятия**

Малые

Предприятия***

Средние

Предприятия****

Всего
Количество действующих, млн 2,6 1,8 0,238 0,016 4,6
Средняя численность работников, млн 2,2 4,6 6,8 21***** 15,7
Выручка, трлн руб 8,7 8,3 15,1 3,9 36,1

 

* Без учета ИП, зарегистрированных до 2004 года (около 1,4 млн)

** До 15 человек занятых, выручка до 60 млн руб.

***До 100 человек занятых, выручка до 400 млн руб.

**** До 250 человек занятых, выручка до 1 млрд руб.

***** За 2012 год

Зарубежные крупные ритейлеры с большой осторожностью относятся к выходу в регионы и в основном захватывают рынок Москвы и Санкт-Петербурга. Отечественные же сети уже достаточно прочно закрепились во всех городах-миллионниках страны.

На фоне торговых гигантов, таких как MediaMarkt, Ашан, Окей, М-Видео и подобных им сетей, предприятия малого бизнеса кажутся заведомо неуспешными и малоприбыльными.

Малый бизнес проигрывает крупным конкурентам по причине эффекта масштаба, так как с ростом объемов снижаются издержки на единицу товара и за последнее время этот эффект только усилился. Крупные ритейлерские сети вытесняют малые торговые предприятия точно так же, как когда-то крупные заводы вытесняли кустарные производства.

Малый бизнес очень чувствителен к деловому климату в стране. Бюрократия при оформлении документов, разнообразные барьеры для входа на рынок, высокие ставки налогов и любые другие несовершенности в деловом климате малый бизнес ощущает гораздо острее, нежели средний или крупный.Предприниматели как никто знают, с какими проблемами приходится сталкиваться при ведении бизнеса (таблица 2.2.2).

Таблица 2.2.2. Наиболее острые проблемы для малого и среднего бизнеса по данным «ОПОРЫ»

НАИБОЛЕЕ ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ПО ДАННЫМ «ОПОРЫ»
Проблема Доля опрошенных предпринимателей*, считающих ее острой, в %**
Низкая доступность персонала 47
Высокий уровень налогов 36
Низкая доступность финансов 22
Общий спад производства отрасли 18
Несправедливая конкуренция 17

 

*Сумма превышает 100 проц.: можно было выбрать до 3 вариантов ответа.

**В рамках параллельно проводившегося «ОПОРой» опроса руководители предприятий называли также серьезными проблемами высокие тарифы на электричество и сложность подключения к энергомощностям, доступ к земельным участкам и производственным помещениям, обременительность таможенных процедур, высокие административные барьеры, коррупцию при доступе к госзаказу.

Хотя малый бизнес достаточно неплохо пережил финансовый кризис 2008-2009 годов, увеличив выручку в 2010 на 7 % после падения ее на 17% в 2009, сейчас о таких темпах роста остается только мечтать. Остановка роста явилась результатом непреднамеренных ошибок государства и ухудшение делового климата. Прекращение роста малого бизнеса – непредвиденное последствие политических решений, ужесточение регулирования экономики.

Стагнация продолжается не первый год. В 2012 году выручка малых предприятий (с учетом инфляции) сократилась на 2,4 проц., перестали расти занятость и число малых предприятий. Оборот малого бизнеса в 2013 году оставался на уровне предыдущего года (с учетом инфляции это означает фактическое снижение выручки). Уменьшилось и число предпринимателей, видящих новые возможности для организации компании. В 2012 году таковых было, согласно «Глобальному мониторингу предпринимательства» (GEM), 40%, а в 2013-м — всего 30%.

По данным Росстата, товарооборот розничной торговли в РФ в 2012 году составил 21,32 трлн руб. (+5,9% к 2011 году). Из них на продуктовую розницу пришлось 9,9 трлн. руб., оставшиеся 11,4 трлн. руб. — на торговлю непродовольственными товарами. На долю совокупной выручки десяти крупнейших продуктовых ритейлеров по итогам 2012 года приходится 19,5% оборота розничной торговли — 1,9 трлн. руб., следует из рейтинга топ-10, составленного агентством Infoline.

Оборот розничной торговли в России за 2013 год составил 23,67 трлн рублей, что на 3,9% превышает результат предыдущего года.

В 2014 году оборот розничной торговли в России вырос на 2,5% по сравнению с 2013 годом в сопоставимых ценах на 2,5% и достиг 26,1 трлн рублей, сообщает Росстат.

Оборот розничной торговли в России в марте 2015 года составил 2 трлн 201,2 млрд руб., что на 8,7% меньше результата аналогичного периода прошлого года. Изучив подобную статистику (Приложение А, Таблица А1), становится понятно, что торговым предприятиям малого бизнеса не возможно тягаться с гигантами рынка на одном уровне. И раз все выглядит столь бесперспективно стоит ли вообще думать о малом бизнесе?

Уровень развития малого бизнеса — не второстепенный, а важнейший индикатор, характеризующий развитие конкурентной экономики. Так же он может служить показателем того, насколько хорошо или плохо в стране развита конкуренция, насколько она вообще пригодна для ведения любого бизнеса.

Что необходимо предпринять для роста доли малого бизнеса в экономике страны и не допустить вытеснения малого торгового бизнеса торговыми сетями в крупных городах?

Малый бизнес объективно проигрывает торговым сетям в связи с несопоставимостью возможностей, однако и для него при таком раскладе существуют рыночные ниши. В первую очередь, это маленькие магазинчики «шаговой доступности» на товары повседневного спроса, ради которых нет надобности ехать в гипермаркет или идти лишних 100-200 метров до ближайшего крупного магазина сетевого ритейлера. Конкурентными преимуществами и достоинствами могут быть свежие продукты местных производителей, «домашняя» атмосфера, любимая многими возможность выйти за покупками, так сказать, в тапочках (ввиду близкого расположения магазина).

Следует обратить внимание на такой малозатратный резерв развития малого бизнеса, как страхование от всевозможных рисков. Ими могут быть:

  • страхование непогашения кредита;
  • страхование дебиторской задолженности предприятия или предпринимателя;
  • страхование риска утраты права собственности (титульное страхование);
  • страхование ущерба от остановки производства (деятельности);
  • страхование финансовых рисков, связанных с деятельностью ключевой фигуры бизнеса;
  • накопительное страхование жизни самого учредителя бизнеса или ближайших его заместителей.

Главные проблемы развития малого бизнеса в России.

Недостоверность статистических данных.В стране нет особых комитетов, которые могли бы осуществлять какие-либо исследования по состоянию малого бизнеса. Так же как и нет четкой системы подсчета финансовых результатов (то есть вклад малых предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней). Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

В любом государстве статистика в малом бизнесе должна помогать принятию решений на государственном уровне, но, к сожалению, реалии таковы, что частные предприятия не желают вести «белый» учет зарплаты сотрудников. Многие люди, работающие в малом бизнесе, получают «черную» или «серую» зарплаты, так как владельцы малых предприятий предпочитают уклоняться от налогов, несмотря на упрощенную систему налогообложения, которая может применяться в черном бизнесе.

На основании статистики в малом бизнесе государственные органы могли бы планировать развитие определенных отраслей экономики, но получить реальные данные о работе малых предприятий до сих пор невозможно. Для сбора статистики в малом бизнесе многие аналитические агентства до сих пор используют различные анонимные опросы, а не реальные цифры, которые должны находиться в распоряжении государственных органов.

Недостаточная поддержка от государства.Государство хоть и поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства в стране, оно все же выделяет какие-либо «особые» отрасли, и не уделяет достаточного внимания к другим. Развитие малого бизнеса в стране очень сильно повлияет на развитие экономики России в целом.

Проблемы в сфере кредитования малого бизнеса в России.Начало предпринимательской деятельности характеризуется значительными финансовыми затратами со стороны индивидуального предпринимателя. Для предпринимательства необходима покупка основных средств: недвижимости, земли, оборудования, различного программного обеспечения, прочих материальных ценностей. Зачастую, для развития предприятия собственного капитала недостаточно и молодые бизнесмены вынуждены привлекать заемные средства. Для большинства предпринимателей процедура привлечения заемного капитала оборачивается трудностями. Аналогичная ситуация характерна и для субъектов банковской сферы.

Выдача кредитов для малого бизнеса, с точки зрения банков, сталкивается со следующими проблемами:

  • Непрозрачность ведения бизнеса индивидуальными предпринимателями;
  • Слабая экономическая и юридическая грамотность большинства индивидуальных предпринимателей;
  • Фактическое отсутствие ликвидных залогов и поручителей у субъектов малого предпринимательства;
  • Недостаточный уровень государственной поддержки малого бизнеса;
  • Риски не возврата кредита банкам от предпринимателей.

Современная кредитная система тщательно отсеивает кандидатов на получение кредита, и позволяет быстро определить целесообразность выдачи кредита тому или иному предприятию. В России, подобный анализ проводится человеком, что в разы затрудняет объективную оценку предприятия.

Основные проблемы выдачи кредитов для малого бизнеса с точки зрения предпринимателей:

  • Высокие кредитные ставки, почти полное отсутствие льготных кредитов;
  • Очень жесткие условия и неполнота информации при получении кредита;
  • Длительные сроки рассмотрения заявки;
  • Отсутствие реальной государственной поддержки сферы малого бизнеса;
  • Плохая кредитная история предприятия.

Для того чтобы сотрудничество индивидуальных предпринимателей и кредитных организаций осуществлялось более продуктивно для каждого из участников, необходимо регулирование кредитной сферы со стороны государства целью поддержания малого и среднего предпринимательства.

Чтобы изменить к себе отношение со стороны кредитных организаций и получить зеленый свет, предпринимателям нужно решиться на изменения.

Есть два варианта, которые могут решить эту проблему. Первый вариант заключается в привнесении в свою деятельность одного из приоритетных направлений, на которое охотнее выделяются кредиты. Второй вариант предполагает изменение в управлении, в основу которого закладывается прозрачность взаимоотношений в финансово-экономической области.

  • Кадровая проблема.Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая — относительно легко может найти квалифицированных рабочих.
  • Взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями.Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.

Пути решения развития малого предпринимательства в России.

Проводимая органами власти работа по стимулированию развития малого бизнеса хотя и имеет масштабный характер и широкий спектр инструментов воздействия, но все же является недостаточно эффективной.

Для повышения эффективности существующей системы государственной поддержки малого бизнеса в регионе, считаем необходимым внедрение следующих мер:

  • строгое распределение функций поддержки между различными уровнями и органами управления при сохранении за центральными органами власти общих координационных функций;
  • снижение налоговой нагрузки и административных барьеров на существующие и на вновь открывающиеся малые предприятия;
  • реализация программ кадрового содействия малому бизнесу, в том числе путем развития системы муниципального заказа на профессиональное образование специалистов нужных профессий с последующим их трудоустройством на предприятиях муниципальных образований;
  • формирование системы косвенной поддержки малого бизнеса при рациональном сочетании прямых и косвенных мер поддержки;
  • привлечение инвестиций и реализация программ финансовой поддержки бюджетов различных уровней, использование стимулирующих налоговых инструментов, специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов;
  • поощрение формирования общественных организаций, обеспечивающих координацию программ и выполнение всего комплекса задач в области поддержки малого предпринимательства;
  • развитие системы поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных предприятий и фирм, находящихся на грани банкротства;
  • предоставление малым предприятиям муниципальных заказов путем разработки жестких требований к доле заказов, приходящихся на малые предприятия, в общей доле заказов;
  • постоянное изучение и адаптация на территории региона успешного опыта поддержки малого бизнеса в других регионах России и зарубежных странах.

Используя инновационные механизмы стимулирования развития малых предприятий можно добиться значительного улучшения качества экономической среды регионов.


Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф