Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие франчайзинга как форма поддержки малого предпринимательства в России. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


3.3. Анализ результатов деятельности франчайзи

Компания «33 пингвина» появилась на рынке в 2004 году в сфере производства премиального класса мороженого. Результат получился превосходный и в 2006 году компания вышла на новый спектр рынка – франчайзинг. К 2015 году компания «33 пингвина» насчитывает более 160 франчайзи, которые реализуют продукцию под брендом компании и охватывают более 140 городов, включая Россию, Казахстан, Монголию, Украину и Белоруссию. Компания была награждена различными наградами в области франчайзинга, о которых было упомянуто в главе 3.1.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

По данным исследовательского агентства РБК Research на территории России за последний год открылось около 730 новых фаст-фуд ресторанов. то довольно высокий показатель, учитывая то, что в стране сегодня успешно работают около 3 800 сетевых стационарных ресторанов быстрого питания. Ежегодно в стране количество сетевых фаст-фуд ресторанов увеличивается на 23-25%. Отметим, что эта цифра получена путем анализа свыше 470 сетевых проектов, работающих в России.

Подобный ошеломляющий рост сегмента быстрого питания обусловлен рядом причин. Во-первых, следует отметить, ненасыщенность российского ресторанного рынка. Пока еще в стране с существенным отрывом доминируют несетевые проекты, наряду с этим Россия существенно отстает от европейских стран и США по количеству заведений общественного питания в расчете на душу населения. Также не следует забывать про бум популярности франчайзинга в России, который также поспособствовал ускорению темпов открытия новых фаст-фуд ресторанов. Например, «Subway», работающий исключительно по принципу франчайзинга, за I квартал 2013 года по конец апреля 2014 года увеличил розничную сеть на 147 новых фаст-фуд ресторанов, открывшихся за указанный период в России. Не отстают от «Subway» и такие известные бренды, как «BurgerKing» и «Baskin-Robbins», доказывая роль франчайзинга как одного из важнейших драйверов развития фаст-фуд сегмента (рисунок 6).

«Рис. 6» Крупнейшие сетевые фаст-фуд рестораны по количеству заведений на территории России, шт.

Стремительная экспансия ресторанов быстрого питания способствует усилению конкуренции на рынке. Ввиду неравномерного развития ресторанного рынка в России, конкуренция особенно ощутима в столицах. Согласно данным РБК.research, 31% (1178 из 3 788) сетевых фаст-фуд ресторанов открыты и успешно работают в столице. На долю Санкт-Петербурга сегодня приходится чуть более 13% (503 из 3 788) фаст-фуд ресторанов.

Неравномерность развития ресторанного рынка довольно наглядно демонстрирует и следующее наблюдение. В Москве и Санкт-Петербурге сконцентрированы 44,4% всех сетевых ресторанов быстрого питания России, в то время как в столицах проживают лишь 12% жителей России. Таким образом, 55,6% оставшихся фаст-фуд ресторанов обслуживают 88% жителей страны. В этой связи относительно высокий уровень конкуренции в Москве и Санкт-Петербурге толкает многие сетевые компании на более активное развитие в регионах страны. Сегодня сети активно наступают на города-миллионеры, а также крупные региональные центры, которые не исчерпали свой потенциал развития, и в которых сконцентрировано достаточное количество платежеспособного населения страны.

Сегодня фаст-фуд является наиболее массовым сегментом. По данным социологических опросов, в ресторанах быстрого питания хотя бы раз в год питаются 68% россиян в возрасте от 18 до 54 лет. Впрочем, наиболее активными посетителями ресторанов быстрого питания остается молодежь и россияне среднего возраста. Более 54% посетителей заведений быстрого питания – в возрасте от 18 до 34 лет. При этом среднемесячный доход 57% посетителей фаст-фуд ресторанов не превышает 30 тыс. руб.

Наиболее высокая посещаемость фаст-фуд ресторанов зафиксирована в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, где за последний год в ресторанах быстрого питания хотя бы раз перекусывали соответственно 82,7%, 82,0% и 78,9% опрошенных жителей в возрасте от 18 до 54 лет.

«Рис.7»Представленность сетевых фаст-фуд ресторанов в некоторых городах России, шт.

Показатели лидеров «общего зачета» по сферам деятельности франшиз России:

  • 1 место у «Розничная торговля» — 54 компании;
  • 2 место у «Кафе и рестораны» — 14 компаний;
  • 3 место представляют «Детские франшизы» — 9 компаний.

Сумма средств, необходимая для открытия одного предприятия по купленной франшизе (при составлении данной статистики бралась самая меньшая сумма, указанная франчайзером):

  • до 1 млн. руб. на открытие предприятия можно найти – 34 предложения;
  • от 1 млн. руб. до 3 млн. руб. на открытие предприятия можно найти – 40 предложений;
  • от 3 млн. руб. и больше на открытие предприятия можно найти – 26 предложений.

Перейдем к результатам деятельности франчайзи «33 пингвина». Многие франчайзи наткнулись на компанию «33 пингвина» случайно: кто-то отдыхал в другом городе и случайно обнаружил там кафе-мороженое, кто-то наткнулся на информацию в интернете.

По словам франчайзи, во время телефонного звонка в компанию, менеджер компании был настолько приветлив, что готов был ответить абсолютно на любые вопросы. Потенциальных покупателей франшизы привлек тот факт, что компания «33 пингвина» ставит перед собой цель не только достичь максимальной прибыли, но помимо этого компания хотела приносить радость людям, предоставив им мороженое премиального класса по доступным ценам и из натуральных продуктов.

В процессе решения о покупке франшизы, самым главным вопросом является – будет ли спрос у населения на мороженое на данной территории и сможет ли кафе-мороженое окупить вложенные инвестиции и за какой период времени. На данный момент во многих городах России уже есть торговые точки и они стремительно развиваются, но компания «33 пингвина» не останавливается на этом и старается осваивать все больше и больше городов.

Любой бизнес – это большой риск. При покупке франшизы предприниматель открывает свое дело, но считать себя хозяином своего бизнеса полностью не может. Франчайзер компании «33 пингвина» как следует проверяет осуществление деятельности и способы ведения бизнеса своими франчайзи. Допустим, если франчайзи захочет пополнить ассортимент продукции не официальной продукцией компании «33 пингвина», он не сможет осуществить это в реальность. Например, прямой конкурент компании сеть кафе Baskin-Robbins помимо наличия широкого ассортимента мороженого, в своих кафе-мороженого предлагает своим клиентам коктейли, блинчики, вафли и торты с мороженым. Также франчайзеры требуют от своих франчайзи бухгалтерские отчеты, совершают плановые и не плановые проверки на соответствие качества продаваемой продукции. Самое главное для любой компании общественного питания является качество своей продукции. Учитывая высокую конкуренцию, нельзя позволить себе продавать товар ненадлежащего качества. Подобные ошибки могут дорого стоить, в частности это может отразиться как на прибыли торговой точки, так и на репутации компании.

Важнейшим составляющим в деятельности общественного питания является ассортимент товаров, который нужно часто обновлять, чтобы поддерживать внимание и интерес покупателей. И здесь у «33 пингвинов», по словам менеджеров компании, изначально были преимущества перед глобальными конкурентами. Так, у Baskin-Robbins все разработанные на территории России сорта тестируются в США, а «33 пингвина» принимают решения сами и могут реагировать на изменение вкусов покупателей намного быстрее своих прямых конкурентов. В данный момент покупателям предоставляется возможность покупки более 40 видов премиального мороженого. Новинки в ассортименте продукции появляются несколько раз в год, с той же частотой вычеркиваются приевшиеся сорта мороженого. Данный принцип представляет собой очень простую схему: ассортимент по уровню продаж делится на три категории — A, B и C, где А — это лучшие позиции, а C — кандидаты на выбывание. Но иногда случаются ситуации, когда интуиция берет верх над статисткой. Так, мороженое «Швейцарский ланч» — с сыром — клиенты распробовали лишь через год после появления в продаже.

Труднее, чем расширение ассортимента, оказался переход на натуральные ингредиенты. Компании «33 пингвина» удалось сделать лишь год назад, то есть на пятом году «перестройки». Причин тому несколько. С одной стороны, у натуральных компонентов есть свои бесспорные преимущества, если говорить о вкусе и органолептике, представляющей собой метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятия органов чувств зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса. Компания полностью отказалась от химических ингредиентов и перешла на натуральные продукты, такие как черника, смородина, клюква и прочие топпинги. С другой стороны, работать с натуральными продуктами сложнее. Тяжелее всего давался классический пломбир, на выпуске которой долго настаивала генеральный директор компании Елена Рыбина. Она никак не могла добиться правильного ванильного запаха, то выбирала поставщиков сливочного масла – и до сих пор лично дегустирует чуть ли не каждую партию, поскольку вкус масла даже у одного и того же поставщика может варьироваться, и это сказывается на конечном продукте. Молочные продукты вообще требуют большего входного контроля качества, чем растительные жиры. Кстати, чтобы решить эту проблему и уйти от ручного режима управления поставками, пришлось начать внедрять в компании стандарты ISO 9011 (это международный показатель качества товара или выполняемых услуг) — процесс этот продолжается и сегодня.

Как ни странно, отказ от растительных жиров не привел к драматичному росту затрат. Дело в том, что благодаря большому содержанию фруктов и орехов в дорогом мороженом удельный вес жиров в нем меньше, чем в дешевом. В результате разница в себестоимости составляет 10-20%. На полке же она почти полностью размывается, поскольку мороженое «33 пингвина» дорогое. Так что компания всего на 5% подняли отпускные цены, когда перешли на натуральное сырье, и франчайзи не пострадали.

Сегодня главная проблема компании «33 пингвина» — в небольшой массе прибыли, обусловленной узостью рыночного сегмента дорогого (40–60 рублей за 50 граммов; дешевое может стоить 10 рублей за 70 граммов) мороженого. Этот премиальный сегмент в России не превышает 5%, или 125 млн долларов в рознице. И чтобы добиться здесь каких-нибудь значительных объемов продаж, необходим предельно широкий территориальный охват рынка.

Без франчайзи федеральную розничную сеть компании «33 пингвина» было не построить, ею было бы сложно управлять. Франчайзи — это еще и наиболее быстрый путь развития. (Для сравнения: не продающая франшизу московская сеть мороженого «Джелато Шоколато», открывшаяся всего на год позже «33 пингвинов», имеет сейчас лишь 60 собственных точек.) Однако «33 пингвинам» не каждая франшиза подходила. Выбирали между двумя основными концепциями — островными точками-холодильниками и кафе. Главный принцип: чтобы формат был наиболее рентабельным и легко управляемым.

Кафе — это формат натболее близкий для Baskin-Robbins, с отдельным помещением, столами, стульями и диванами. Он привлекателен более высоким средним чеком. Но это сложный бизнес, связанный со значительными затратами на помещение, персонал и требующий расширения ассортимента инвентарь, а также взаимодействие с СЭС (санитарная эпидемиалогическая служба). Некоторые франчайзи хотят открыть кафе, но франчайзеры сразу предупреждают о возможных трудностях ведения бизнеса. В этом сегменте очень высокая конкуренция, должен быть хороший, красивый и уютный дизайн, чтобы людям хотелось находиться в этом кафе в кругу друзей и семьи.

Популярность другого формата – островных точек – стала расти по мере появления в городах торговых центров и современных кинотеатров. В этом направлении развивается и Carte D’Or. К «острову» даже подводки воды не требуется, в итоге срок окупаемости у него — от четырех месяцев, а у кафе — от года, для франчайзи это очень важный показатель. Так что формат «острова» был выбран в качестве основного для «33 пингвинов». Да и сама форма продажи здесь скорее ритейловая, чем ресторанная, ведь никакого производства нет, мороженое привозят с завода из Томска. Они хотели сделать такую франшизу, чтобы облегчить ведение бизнеса франчайзи. Наконец, «островная» торговля больше отвечает характеру спроса на мороженое. В России мороженое считается импульсной покупкой, так происходит почти в80% случаев. Человек проходит мимо торговой точки и покупает мороженое.

Сначала продажи франшизы компании шли плохо — кто же купит неизвестный бренд, — мороженое предлагали на льготных условиях друзьям и знакомым. Первыми франчайзи в 2006 году стали новосибирцы. После чего заработало сарафанное радио: люди приезжали в город, где уже работала точка, и затем открывали такую же у себя. Спустя три года, когда проект вышел на прибыль и бизнесмены почувствовали, что схема обкатана, они поставили задачу построить федеральный бренд. Узнаваемость его в европейской части страны пока низкая, признают они, а представлены их точки больше в Сибири и на Дальнем Востоке. Стали продвигать бренд в интернете и на специализированных выставках. В итоге при запросах о покупке франшизы поисковики выдают «33 пингвина» чуть ли не первым. С тех пор число франчайзи растет как снежный ком. И если раньше компания просила франчайзи покупать сразу побольше мороженого, чтобы меньше тратиться на транспортировку, теперь этой проблемы нет, почти все города оказываются по пути. К тому же, в отличие от глобальных игроков, «33 пингвина» заходят и в малые города с населением от 40 тыс. человек.

Решающим аргументом для партнеров «33 пингвинов» становится невысокая цена старта. «Островную» точку можно запустить за 300 тыс. рублей, в то время как большинство общепитовских франшиз требуют вложений от 2,5 млн рублей. Правда, сам оператор сети рекомендует открывать сразу три точки, на это должно хватить 800 тыс. рублей. Энергозатраты сопоставимы, а объем прибыли больше, при этом компании так удобнее с точки зрения логистики.

По словам Елены Рыбиной, чтобы менеджеры по продаже франшизы работали энергичнее, от них требуют выполнения определенного плана. Таким образом, планирование стало инструментом повышения темпов роста сети. При этом благодаря рекламе, обращений за франшизой много, но нужно отобрать потенциально эффективных партнеров. Основная проблема — это ленивые франчайзи. Франчайзи не должен рассматривать точку продаж как способ вложить деньги и ничего не делать. Требуется вовлеченность. Например, продавец случайно ногой зацепил шнур холодильника, и продукт испортился. Франчайзи должен решить проблему. Это же работа с людьми.

Subway, одна из крупнейших общепитовских франшиз, работающих в России, например, отправляет своих менеджеров лично беседовать с потенциальными партнерами перед подписанием договора. Объясняется это так: во время встречи можно больше узнать о человеке, поскольку его мимика и жестикуляция дают дополнительную информацию. Кроме того, покупатель франшизы приезжает на двухнедельный тренинг в штаб Subway. А вот бизнес «островных» точек, как у «33 пингвина», достаточно прост: ему можно обучить дистанционно — с помощью телефона, интернета и бренд-бука. (Клиенту, правда, предлагают приехать на обучение в Томск, но это необязательно.) Затем, за несколько дней до открытия, франчайзи посещает стартап-менеджер, который проверяет, усвоил ли клиент принципы работы.

В ближайшие годы «33 пингвина» планируют вырасти до 1500 точек. Таким образом, томская сеть далеко обгонит нынешних лидеров — и Baskin-Robbins (250 точек), и Carte D’Or (850 точек). Но чтобы стать вровень с известнейшим брендом, этого мало. Придется рано или поздно выходить и в сегмент кафе.

Шаг в эту сторону — расширение ассортимента — уже сделан: «33 пингвина» планируют выпускать замороженные фруктовые десерты. Кроме того, чтобы закрепиться в нише домашнего, а не импульсного потребления, компания начала продавать мороженое и в ведрах. У многих франчайзи рядом с витриной стоят стулья — чтобы увеличивать чек. Однако в этой стратегии у томской сети есть одно слабое место — это их франчайзи. То, что для «островного» формата торговли и малых городов было преимуществом — ставка на очень мелкий бизнес, — для «стационарного» формата кафе становится недостатком. Мелкие франчайзи кафе не потянут, а крупные и опытные держатели франшизой пока не интересуются. В частности, поэтому компания не развивается в Москве, где нужно заведомо больше ресурсов. Недавно даже закрылись две точки «33 пингвинов», работавшие в небольших ТЦ на юге столицы.

Конкуренция в нише кафе нарастает. Десертное меню присутствует практически в любом заведении общепита, и поесть мороженое можно даже в Сбарро, где основа меню — пицца и итальянский буфет. Так что условия ведения бизнеса будут только усложняться.

И в такой ситуации мороженщикам придется развивать все форматы. Вот и традиционный для себя путь развития — в нише импульсного спроса — компания не оставляет без внимания. Как же усилить импульс? Только визуально, только качеством. Под качеством здесь понимают не только качество продукта, но и качество продажи. Сейчас компания заменяет пластиковые стаканчики бумажными, где лучше печать. Обычные пластиковые ванны хотят заменить на ванны из пластика, имитирующего металл. Разработали новый дизайн торговых точек. Островная» витрина стала шарообразной, а делают ее из «слоистого» подсвеченного пластика — хочешь снежок, хочешь шарик мороженого.

В среднем реализация идеи открытия торговой точки «33 пингвина» занимает около двух месяцев, это время включает себя затраты от начала ведения переговоров и до момента открытия первой точки. Кроме того уходит немало времени на заключение самого договора коммерческой концессии с компанией «33 пингвина», поиск и заключение договоров аренды с хостом территории будущих точек, поиск персонала, изготовление и расстановка мебели, закупку оборудования.

Самым трудным в открытии кафе-мороженого является, пожалуй, поиск арендных площадей для открытия фирменных торговых точек. Место должно обладать большой проходимостью, причем аудитория должна быть ориентирована на покупку «премиум» продукта. Но в случае возникновения трудностей с поиском подходящего места для торговой точки, можно обратиться за помощью к специалистам компании, которые быстро, результативно и безвозмездно помогут найти место и договориться с арендодателями. Сам франчайзер настоятельно рекоменудет не опираться на данные по проходимости площади, предоставленные администрацией торгового или развлекательного центров, или же парков/улиц, полученных от автоматизированных вычислительных систем.

Какова же минимальная сумма, с которой сегодня можно начать этот бизнес? На сегодняшний день существует множество предложений по франшизе и открытию собственного бизнеса, в каждом отдельном случае своя ценовая категория. Есть дешевые франшизы, есть достаточно дорогие. «33 пингвина», как мы считаем, — оптимальный вариант. Специалисты по франчайзингу проекта «33 пингвина» рекомендуют начинать работу с 3 точек. 800 000 – 1000 000 рублей – оптимальная сумма для старта. Из расчета на 3-4 торговые точки она включает в себя:

  • паушальный взнос – 300 000 рублей;
  • стоимость мебели, дополнительного оборудование и инвентаря для 3-4 фирменных торговых точек – 200-300 000 рублей;
  • стоимость продукции, упаковки и рекламного материала для торговли 3-4 точек первый месяц – от 200 000 рублей;
  • арендная плата за торговые площади 3-4 точек от 100 000 рублей.

Что касается оборудования, то витрины изготавливаются индивидуально в зависимости от площади и формата торговой точки, а миксер, весы и другие мелочи инвентарного характера для торговой точки покупаются самостоятельно франчайзи. Оборудование, необходимое для 1 точки:

  • мебель — 40 000 рублей;
  • миксер — 23 000 рублей;
  • кулер настольный — 3,500 рублей;
  • весы фасовочные – 3 000 рублей;
  • прочий инвентарь — 15 000 рублей;
  • чекопечатающая машина — 6,500 рублей.

В зависимости от формата торговой точки существует ряд  дополнительных административных требований для открытия кафе-мороженого. При открытии небольшой островной торговой точки, минимальная площадь которой составляет 5-6м2,большим плюсом являются ненадобность подвода воды и заключения СЭС о соответствии санитарным нормам. Заключение СЭС требуется только для открытия точки формата «кафе». Также требования включают необходимость ведения санитарного журнала, наличия санитарных книжек у продавцдов.

Как и для любого бизнеса, хорошая, качественная реклама является важнейшим фактором развития торговой точки. На этом нельзя экономить, ни в коем случае, а также не стоит экономить на внешнем виде торговой точки. Это «лицо» бренда. Премиум мороженое должно продаваться на премиально оформленной точке.

Хотя продукт считается традиционно сезонным, «33 пингвина» это касается в меньшей степени. Мороженое воспринимается покупателем как приятный легкий десерт, наравне с орешками, конфетами, напитками, а не как что-то холодное, потребляемое только летом. Да и сам процесс накатывания мороженого продавцом в шарик притягивает и завораживает покупателя. Покупатель подсознательно думает, что этот шарик мороженого, рождающийся у него на глазах, продавец делает только для него. Плюс эффект свежего, только что приготовленного десерта еще больше усиливает у покупателя ожидание «чуда». Зимняя прибыль на точке с хорошей проходимостью практически сопоставима с летней! При открытии двух торговых точек летом, окупаемость может составить от 2 до 3 месяцев. Рентабельность бизнеса составляет 200-250% годовых.

Подбор персонала является одним из важнейших условий развития торговой точки. Такой продукт, как мороженое не может продаваться угрюмым, недовольным жизнью продавцом. Некоторые франчайзи меняли продавцов чуть ли не каждый месяц в силу не соответствия целям компании. При покупки франшизы, франчайзи следует стать и эффективным управленцем, чтобы завоевать уважение людей, работающих на него. Помимо личного примера, жизненно важно мотивировать сотрудников, чтобы они не просто отсиживали положенное время на работе, а сами хотели сделать бизнес лучше.

Вот 5 простых способов добиться этого практически бесплатно.

1. Похвала сотруднику за хорошо проделанную работу.

Известно правило: «ругай наедине, хвали публично». На практике, чаще всего, происходит наоборот. Причем в усеченном варианте — похвалить почему-то забывают. Кажется, «он и сам знает, что сделал хорошо». Но ведь это так просто, показать человеку, что Вы замечаете его усилия, выделяете его, гордитесь его достижениями. Это очень мотивирует. В противном случаем, решив, что на него все равно никто не обращает внимание, сотрудник начнет работать хуже или найдет работодателя, который его оценит.

2. Обучение сотрудников и информирование их о последних событиях.

Если Вы хотя бы раз в год будете обучать своих сотрудников, у них не будет складываться ощущение, что их выбросили в океан без удочки и заставили ловить рыбу. Кроме того, пройдя обучение за счет компании, человек будет чувствовать, что у него нет никаких оправданий плохому результату: ему рассказали как работать, его научили, предоставили его место для практики — теперь все в его руках. Кроме того, обучение сотрудников показывает, что вы заботитесь о них, вкладываете деньги в их развитие. Это очень повышает лояльность к работодателю.

3. Предоставление возможности карьерного роста сотруднику.

Если сотрудник воспринимает свое место работы как бесперспективное, рано или поздно его энтузиазм перегорает. Действительно, какой смысл работать лучше, если тебя все равно не повысят? Расскажите своим сотрудникам об их перспективах. Не о перспективах компании и Ваших планах, а о том, на что может рассчитывать этот конкретный человек. Повышение должности? Зарплаты? Может, доля в бизнесе на специальных условиях?

4. Создание позитивной атмосферы в коллективе.

Полезная злость и соперничество — это хорошо, но коллектив не может постоянно существовать в состоянии напряжения и стресса: бояться настроения начальника, неподъемных планов продаж, сокращений и так далее. В конце концов люди — это просто люди, а не машины. Если они чувствуют себя некомфортно в течение длительного времени, они меняют работу.

5. Вежливость при общении со своими сотрудниками.

Не позволяйте себе хамить, унижать, обсуждать человеческие качества, повышать голос. Вы можете оценивать только профессиональные результаты своих подчиненных, все остальное — это Ваше личное мнение о человеке, которое у Вас никто не спрашивал.

В таблице 3.3.1 мы можем наглядно увидеть инвестиционные расходы на открытие нашей франшизы.

Таблица 3.3.1. Инвестиционные расходы на открытие франшизы «33 пингвина»

Расходы Кафе-мороженое с посадочными местами
(площадь 30м2)
Кафе-мороженое без посадочных мест – (площадь 12м2)
Административные расходы всего: 400 000 рублей 400 000 рублей
Паушальный взнос 370 000 рублей 370 000 рублей
Регистрационный сбор (Роспатент) 30 000 рублей 30 000 рублей
Обучение 0 рублей 0 рублей
Ремонт помещения 30 000 рублей 0 рублей
Оборудование и мебель всего: 221 500 рублей 106 500 рублей
Фирменное оборудование 0 рублей 0 рублей
Мебель 80 000 рублей 40 000 рублей
Локальное оборудование 45 000 рублей 45 000 рублей
Кассовое оборудование и ПО 6 500 рублей 6 500 рублей
Аренда места в ТЦ 90 000 рублей 36 000 рублей
Аренда склада в городе 12 000 рублей месяц 12 000 рублей месяц
Рекламные вывески и меню 30 000 рублей 15 000 рублей
Расходы перед открытием всего: 76 000 рублей 76 000 рублей
Закупка продуктов 50 000 рублей 50 рублей
Зарплата персоналу до открытия 14-16000 рублей посменно на 2 чел. 14-16000 рублей посменно на 2 чел.
Расходные материалы, униформа 10 000 рублей 10 000 рублей
Промоматериалы 2000 рублей 2000 рублей
Итого 991 000 рублей 822 000 рублей

 

По большому счету, обычное мороженое не является конкурентом для компании «33 пингвина». Конкурентами в классе премиум являются Баскин Роббинс, Carte D’or, Джелато Шоколато, Юниджел. Но как показывает результат работы франчайзи, которые начинают с 2-3 торговых точек и в ближайшие годы достигают солидных результатов в достижение высокой прибыли, что в следствие отражается в открытие новых кафе-мороженого компании «33 пингвина». В таблице 3.3.2 я провела сравнительную характеристику компаний «33 пингвина» и Баскин Роббинс по основным параметрам, таким как: паушальный взнос, роялти, необходимая сумма инвестиций, срок окупаемости.

Таблица 3.3.2. Сравнительная характеристика BaskinRobbinsи «33 пингвина»

Торговая марка Baskin Robbins 33 пингвина
Год основания компании 1945 2004
Год запуска программы франчайзинга 1948 2006
Количество предприятий 300 в России и странах СНГ Более 900 в России и странах СНГ
Паушальный взнос 450 000 рублей От 370 000 рублей
Роялти Отсутствует Отсутствует
Необходимые инвестиции От 1000 000 рублей От 1000 000 рублей
Иные платежи Маркетинговый взнос 4% Отсутствуют
Затраты на рекламу 1% от валового объема продаж. По решению франчайзи
Срок окупаемости От 9 месяцев до 1,5 лет От 6 месяцев

 

Согласно проведенному анализу деятельности франчайзи компании «33 пингвина» и статистике полученных наград в ведущих номинациях франчайзеров, можно сделать вывод, что данная программа франчайзинга является достаточно прибыльной и очень привлекательна для инвестирования денежных средств предпринимателей.

3.3.1. Региональная диверсификация бизнеса на основе развития франчайзинга

Диверсификация – это процесс распределения инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него.

Диверсификация делится на два типа – на связанную диверсификацию и несвязанную диверсификацию.

Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии).

Несвязанная (латеральная) диверсификация является новой областью деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.

Связанная диверсификация  в свою очередь подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная диверсификация предполагает производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса (производственной цепочки, цепочки создания добавленной стоимости). То есть производитель готовой продукции начинает либо производить для неё комплектующие (назад по цепочке), например производитель компьютеров начинает сам производить и продавать ЖК-матрицы, либо выходит на рынок продукции или услуг ещё более высокой глубины переработки (вперед по цепочке), например производитель процессоров начинает производить компьютеры.

Горизонтальная диверсификация подразумевает производство продуктов на той же ступени производственной цепочки. Например, производитель компьютеров начинает производить телевизоры. Новый продукт или услуга может изготавливаться под уже существующим брендом (расширение бренда, например: расширение бренда Nivea), либо под новым брендом.

Следует обратить внимание на то, что вопросы диверсификации экономики региона и повышения на этой основе конкурентоспособности осуществляются  региональными органами власти в качестве приоритетных направлений. В то же время необходима концентрация больших усилий в направлении нахождения способов их решения.

Любая диверсификация — это сложный, постепенный, долговременный процесс, нуждающийся для своего осуществления немалых инвестиций различного рода ресурсов. И от того, какой избирается подход к ее проведению, насколько правильно в дальнейшем реализуется на практике поставленная задача «перенастройки» экономики, во многом зависит не только текущее положение дел, но и ее состояние в долгосрочной перспективе.

Стратегия диверсификации предполагает освоение новых товарных рынков, выпуска новых товаров, оказания новых видов услуг. Стратегия диверсификации обычно подразумевает не только внесение разнообразия в товарные группы или группы услуг, но и распространение деятельности региона на новые, не пересекающиеся с уже освоенными сферами хозяйственной деятельности.

Другими словами, стратегия диверсификации – это система мер, которую используют, чтобы исключить зависимость экономической эффективности от одной товарной группы или одного стратегического направления деятельности.

Необходимо помнить, что «диверсификация важна не сама по себе, а как условие создания более конкурентоспособной экономики, в полной мере реагирующей на рыночные сигналы, устойчиво развивающейся без дальнейшего прямого участия государства». Даже небольшие «помарки» в применении методов активного государственного вмешательства могут подорвать экономику.

Решение стратегических целей развития России (таких, как повышение благосостояния и уменьшение бедности населения) возможно лишь на основе динамичного и устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики.

Франчайзинг – это инвестиции собственного капитала. Много людей пытались открываться на заработанные средства, и тут в ритейле есть один секрет, которым очень мало кто пользуется, он такой: невозможно на заемные деньги и открывать магазин, и финансировать товар. Обычно открываются на собственные средства, а финансируются — на заемные. Но сейчас заемных денег нет, и реальный бизнес, который влечет наименьшие риски, то есть малый бизнес, имеет преимущества.

«Рис.8» Торговые точки компании «33 пингвина» по России, 2015 год

Как мы видим по рисунку 8, торговые точки компании «33 пингвина» охватывают все федеральные округа России. Преимущественное развитие компания получила в Сибирском Федеральном Округе, собственно, оттуда и начав существование. Более 140 городов уже знают не понаслышке о мороженом, несущем радость.

Возможности по аренде недвижимости тоже изменились, торговые центры есть на каждом шагу и на каждом углу. Они есть и в небольших, и в средних городах. Их полно. Некоторыеэксперты считают, что мы находимся в полушаге от того, что торговые центры будут финансировать создание магазинов у себя, потому что им гораздо дороже стоять с пустыми площадками, чем заплатить деньги для привлечения арендаторов.

Стабильному и долгосрочному экономическому росту препятствует отсутствие эффективных связей между наукой и производством. Добиться поворота к инновационному и высокотехнологическому типу развития пока не удается. Использование научных достижений в производстве остается на низком уровне: темп роста обрабатывающей индустрии ниже индекса ВВП.

Особенностью структуры российской экономики является также небольшая доля продукции предприятий малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте, которая составляет менее 10%. Тогда как в странах Евросоюза — более 50%, а в США — более 70%.

Эти и другие факты свидетельствуют о том, что первоочередной задачей российского государства становится модернизация экономики, включая ее диверсификацию, с целью повышения конкурентных позиций на мировом рынке товаров и услуг, роста статуса страны среди ведущих держав. В настоящее время просто нет другого пути, чем переход к активной структурной политике посредством выбора наиболее приоритетных сфер и определения предпочтительных направлений их дальнейшего развития.

Вопросы повышения конкурентоспособности экономики на основе диверсификации приобретают особую актуальность и на региональном уровне ввиду усиления конкуренции не только между странами, но и между отдельными субъектами РФ.

История с импортозамещением – это, в определенном смысле, лозунг, потому что денег и желающих рисковать, инвестировать в Россию не очень много. Хотя именно сейчас создалась гибкая ситуация, в которой покупатели готовы к изменению своих привычек, как произошло в ситуации с продуктами (раньше они были из Франции, а теперь – из Марокко или из Вьетнама). Новое может оказаться востребованным. Это возможности, их можно использовать.

Компания «33 пингвина» работает с потребителем, с семейным бюджетом. Из-за кризиса семейный бюджет перераспределился в сторону сокращения крупных затрат: покупки квартир, автомобилей, туризм практически сведены к нулю. И сейчас есть целые сегменты ритейла, которые выигрывают от этого.

Высокотехнологичные производства, выпускающие продукцию с большим удельным весом прибавочной стоимости, не являются привлекательными для инвестирования. Средств, направляемых в перерабатывающие производства, явно не достаточно для их модернизации и технического перевооружения и, как следствие, для перехода на инновационный путь развития. Таким образом, инвестиции не выполняют одну из важнейших функций — обеспечение благоприятных структурных изменений в экономике.

Диверсификацию региональной экономики можно рассматривать как расширение сфер экономической деятельности региона с целью повышения его конкурентоспособности, увеличения вклада новых видов производств в социально-экономическое развитие территории и улучшение на этой основе благосостояния населения.

Значительным потенциалом обладает сфера промышленности, предприятия машиностроения, предприятия малого и среднего бизнеса, инновационные проекты. Роль региональных органов власти должна заключаться в активизации деятельности по поддержке этих предприятий. Движение по этим и другим направлениям будет способствовать решению вопросов диверсификации экономики, переходу ее на высокотехнологичную модель развития региона.

3.4. Договорные формы франчайзинга с участием компании «33 пингвина»

Для заключения Договора с  владельцами марки «33 пингвина» и ведения хозяйственной деятельности можно использовать любое зарегистрированное юридическое лицо, либо зарегистрировать новое. Также  можно работать в качестве  предпринимателя без образования юридического лица, уже действующего или вновь зарегистрированного. Предприниматель может выбрать для себя любую, наиболее удобную для себя, форму налогообложения – упрощенную без учета расходов (6% от оборота), упрощенную с учетом расходов (15% – минус расходы), или вмененный налог.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет ее недействительность, такой договор считается ничтожным. Предоставление права пользования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера подлежит государственной регистрации.

Комплексом исключительных прав могут пользоваться и другие лица на условиях субконцессии, согласованных с правообладателем либо данный может быть зафиксирован в самом договоре коммерческой концессии. В договоре может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии. Договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанного мною исследования были достигнуты поставленные цели изучения института франчайзинга как модели ведения предпринимательской деятельности на российском рынке, а также как франчайзинг влияет на развитие сферы малого предпринимательства.

Во время научной работы были изучены истоки возникновения франчайзинга, в каких странах этот метод появился и как в дальнейшем развивался на территории различных стран мира, в том числе было изучено как данный институт появился на территории Российской Федерации.

Уже более 15 лет франчайзеры успешно функционируют в нашей стране. В ходе проделанной работы было выявлено, что существует достаточно много правовых пробелов в национальном законодательстве России по регулированию  сотрудничества в сфере коммерческой концессии. Как показала практика, есть много вопросов и проблем, которые следует урегулировать в системе российского законодательства для более комфортного развития бизнеса, но данные пробелы не мешают успешным предпринимателям использовать франчайзинг как метод ведения своего бизнеса. Существуют как яркие примеры успешного ведения бизнеса франчайзи, так и не очень, но как известно, любой бизнес – это большой риск.

Оборот франчайзингового рынка в России пока занимает не столь большую долю в ВВП страны, как, например, в США (там его вклад  почти 10%). Но эта цифра за последние годы значительно выросла и превысила 3,5% от ВВП страны.

В целом можно выделить четыре основных фактора, которые определили динамику развития российского франчайзинга в прошлом году.

  • Больше легальности

В российском правовом поле наиболее полно суть франчайзинговых взаимоотношений отражает договор коммерческой концессии между франчайзером и франчайзи. Однако с его использованием у игроков рынка возникало множество практических неудобств, ведь самого договора франчайзинга так и не появилось.

Годы активной совместной работы Российской ассоциации франчайзинга, Минэкономразвития и Роспатента принес свои результаты: сроки регистрации договора благодаря принятию патентным ведомством нового регламента работы удалось сократить до 2-4 месяцев, а размер госпошлины – до 13,5 тыс. рублей.

Сейчас 55% российских франчайзеров заключают со своими франчайзи договор коммерческой концессии, около 25% работают по лицензионному договору, а остальные  используют иные договорные конструкции. Анализ статистики Роспатента показывает стабильный рост зарегистрированных договоров коммерческой концессии, но все-таки количество зарегистрированных договоров коммерческой концессии пока на порядок меньше количества заключенных.

  • Новые финансовые инструменты

В прошлом году финансово-кредитный сектор, похоже, по-настоящему разглядел франчайзинг как точку роста в экономике, потому что стал массово выводить на рынок банковские продукты, специально настроенные под нужды франчайзи. Речь идет о программах кредитования на открытие бизнеса по франшизе.

Подобные продукты предлагают «Сбербанк», ВТБ, «Райффайзенбанк», «Росбанк» и др., а финансовая группа «Лайф» даже запустила программу софинансирования франчайзинговых проектов в рамках специально созданной структуры – фонда «Лайф Франчайзинг». Кроме того, теперь при открытии новых предприятий франчайзи могут воспользоваться специально адаптированными под франчайзинг программами лизинговых компаний.

  • Больше торговых площадей

Появление новых торговых площадей, особенно качественных торговых центров, всегда было витамином роста для франчайзинга. Управляющие структуры торговых центров обычно даже не рассматривают в качестве арендаторов компании с концепциями «no name» (то есть не имеющих известного бренда). Таким образом франшиза раскрученной концепции для многих предпринимателей становится «ключиком», открывающим доступ к аренде перспективного помещения.

  • Франшизы регионов

Рынок франшиз в 2014 году бурлил концепциями, которые зародились и прошли обкатку в регионах, а теперь стали претендовать на  статус федеральных. И часто это были не пустые амбиции локальных игроков, а были подкреплены хорошими результатами работы в своем регионе, множеством открытых собственных точек и полной готовностью к тиражированию бизнес-модели с помощью франчайзинга.

На карте России четко выделяются несколько регионов, в которых франчайзинг развивается ускоренными темпами. Это Москва, Московская область, Тюменская и Челябинская области, Краснодарский край и Республика Татарстан.

Анализ научной работы проводился на основе деятельности компании «33 пингвина». С 2004 года компания занимается  производством мороженого из натуральных ингредиентов под контролем итальянских технологов. 2006 год стал для компании особо важным в силу появления на российском рынке возможности приобретения франшизы компании. Предлагаемая бизнес-модель компании «33 пингвина» стала привлекательным для предпринимателей России. Преимущества франшизы заключались в небольших первоначальных инвестициях на открытие торговых точек продажи мороженого премиального класса, а также на возможности индивидуально избирать различные форматы кафе-мороженых, предлагаемых компанией «33 пингвина». Данная модель бизнес-модель компании привела к потрясающим результатам. В период с 2006 по 2014 год на территории России, Казахстана, Монголии, Белоруссии и Украины было открыто около 900 торговых точек «33 пингвина». Сейчас компания входит в десятку лучших франшиз России.

Согласно проделанной работе и статистическим данным, можно сделать вывод, что  сотрудничество с компанией «33 пингвина» достаточно привлекательно и прибыльно для предпринимателей России. Но не стоит верить в каждое сказанное слово франчайзера, все-таки главной целью франчайзера является продажа и распространение в массы своего продукта. Имеется в виду, что компания действительно очень интересна своим качеством продукции и помощью в ведении бизнеса, но есть факторы на которые стоит обратить внимание при покупке франшизы. Например, как показывает практика франчайзеры преувеличивают сроки окупаемости первоначальных инвестиций в бизнес. Компания «33 пингвина» всем своим покупателям озвучивает срок окупаемости от 6 месяцев, но по данным, полученным от франчайзи, срок окупаемости составляет не менее 8 месяцев. Но есть и случаи, когда окупаемость составляла чуть больше 2 месяцев в силу удачного ведения бизнеса. Это исходит из того, что понятие «первоначальные инвестиции» франчайзера и франчайзи отличаются друг от друга тем, что франчайзер включает туда только паушальный взнос, а франчайзи все расходы, потраченные на открытие бизнеса. Если бы законодатель обратил на это внимание и заполнил данные пробелы в законе, подобных проблем можно было бы избежать.

Подводя итоги можно сказать, что, перспективы развития франчайзинга довольно благоприятны. Количество российских франчайзинговых систем увеличивается с каждым годом, постепенно повышается качество франшизных предложений и появляется успешный опыт развития таких компаний. Но, несмотря на все это, темпы развития франчайзинга в России до сих пор сильно уступают развитым странам. К основным препятствиям, которые ограничивают успешное применение франчайзинговых систем в нашей стране, относят недостаток знаний о франчайзинге, закрытость отечественного предпринимательства, слабую информированность потенциальных франчайзи обо всех особенностях и «подводных камнях» такого бизнеса, бюрократические препоны, практику уходов от налогов.

Главной проблемой отечественных франчайзеров является несовершенство законодательства – отсутствие правовой базы, которая бы регулировала контрактное предпринимательство, и противоречивость существующих законодательных актов. Хотя ситуация в правовой сфере, наконец, начала изменяться, но изменения происходят очень медленно и не всегда согласованно.

Осложняет ситуацию и специфика российского предпринимательства. К сожалению, далеко не все отечественные производители строго соблюдают условия заключенных договоров, заботятся о качестве своих товаров и услуг, задумываются о своей репутации. Сохраняется и такое явление, как «черный франчайзинг», к которому причисляют либо несанкционированное прямое использование новыми фирмами известных торговых марок, либо их минимальное изменение при сохранении сходства до степени смешения.

В целом, прогнозы экспертов оптимистичны. Они уверены, что с каждым годом количество франшизных систем в нашей стране будет лишь расти. Но дать точные прогнозы не представляется возможным, ведь достоверная статистика по франчайзингу в России так и не ведется. Как и во всем мире, наибольшей популярностью в нашей стране пользуются франшизы в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Несмотря на то, что первыми франшизными компаниями в России стали отечественные предприятия, до недавнего времени на этом рынке преобладали зарубежные франшизы. Сейчас ситуация изменилась: все больше и больше успешных российских компаний задумываются о тиражировании своего бизнеса.

По прогнозам экономистов 2015 год будет непростым для экономики России, но опыт 2008-2009 годов показал, что кризисные явления только подстегивают развитие франчайзинга.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс часть вторая // СЗ РФ 1996. – № 5. – Действующая редакция от 06. 04. 2015г. – ст.1027
  2. Гражданский кодекс часть вторая // СЗ РФ 1996. – № 5. – Действующая редакция от 06. 04. 2015г. – ст.1028
  3. Гражданский кодекс часть вторая // СЗ РФ 1996. – № 5. – Действующая редакция от 06. 04. 2015г. – ст.1029
  4. Гражданский кодекс часть вторая // СЗ РФ 1996. – № 5. – Действующая редакция от 06. 04. 2015г. – ст.1030
  5. Гражданский кодекс часть вторая // СЗ РФ 1996. – № 5. – Действующая редакция от 06. 04. 2015г. – ст.1031
  6. Гражданский кодекс часть вторая // СЗ РФ 1996. – № 5. – Действующая редакция от 06. 04. 2015г. – ст.1032
  7. Гражданский кодекс часть вторая // СЗ РФ 1996. – № 5. – Действующая редакция от 06. 04. 2015г. – ст.1033
  8. Гражданский кодекс часть вторая // СЗ РФ 1996. – № 5. – Действующая редакция от 06. 04. 2015г. – ст.1034
  9. Гражданский кодекс часть вторая // СЗ РФ 1996. – № 5. – Действующая редакция от 06. 04. 2015г. – ст.1035
  10. Гражданский кодекс часть вторая // СЗ РФ 1996. – № 5. – Действующая редакция от 06. 04. 2015г. – ст.1037
  11. Гражданский кодекс часть первая // СЗ РФ 1994. – № 32. – Действующая редакция от 06. 04. 2015г. – ст.54
  12. Гражданский кодекс часть первая // СЗ РФ 1994. – № 32. – Действующая редакция от 06. 04. 2015г. – ст.45
  13. Комментарии к гражданскому кодексу РФ, часть вторая — под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. – 2002.
  14. О кооперации в СССР // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
  15. О собственности в СССР // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 11. Ст. 164.
  16. Об индивидуальной трудовой деятельности // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 47. Ст. 964.
  17. Об общих началах предпринимательства граждан в СССР // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 16. Ст. 442.
  18. Федеральный закон от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // СЗ РФ 2002. – № 5. – ст.1
  19. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ 2011. – № 30. – ст. 1
  20. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О защите конкуренции» // СЗ РФ 2006. – № 31.
  21. Аборвалова О.Н. – Франчайзинг в торговле. – Теория и практика общественного развития. – 2013. — №2. – с. 57
  22. Ашуров Ф. Франчайзинг – инструмент развития бизнеса. – Вестник университета. – 2013. — №4. – с. 32-33
  23. Багдасарян А. – Договор коммерческой концессии (франчайзинг). Гражданско-правовые проблемы заключения договора; Статут, 2009. – 224 c.
  24. Глобальный мониторинг предпринимательства. Национальный отчет Россия 2013. GEM, Высшая школа менеджмента СПбГУ.
  25. Горфинкель В. – Предпринимательство. – М. : ЮНИТИ, 2010. – 687 с.
  26. Дельтей Ж. – Фрайнчайзинг. – СПб.: Питер, 2003. – 128 с.
  27. Емельянова А., Сергеева А. – Анализ франчайзинга в России на современном этапе развития. – Экономика и социум. – №2(11).–
  28. Ефимов О. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров). – О.Н.Ефимов. — LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатановРоссии, 2012.– 685 с.
  29. Зубаревич Н. – Региональные рынки труда России: Cходство непохожих. От чего зависит занятость в малом бизнесе. – Демоскоп Weekly. 2008. с. 337—338
  30. Кибирева А. – Франчайзинг как способ организации и ведения бизнеса. – Вестник магистратуры. – 2014. — №5-3(32). – с. 57-59
  31. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. ­– СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
  32. Крысина Л. Толковый словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1998.
  33. Лескина, О.Н., Мурысин, М.В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты)/ О.Н. Лескина, М.В. Мурысин. – Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – №1 – с. 36-40
  34. Мамедова Ф.И. Перспективы использования франчайзинга для повышения эффективности управления современным торговым бизнесом. – Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Том 20. – с. 2635
  35. Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. – 1907.
  36. Просветов. Г. Управление малым бизнесом. – М.: Альфа-пресс, 2010. – 318 с.
  37. Рождественская А. – Вглубь и вширь. – Бизнес журнал. – 2012. — №1. – с. 70
  38. Росстат. – Социально-экономическое положение России – 2013. Институциональные преобразования. Малые предприятия (без микропредприятий).
  39. Росстат. – Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год.
  40. Смирнова Н., Парабеллум А., Мрочковский Н. Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле; Питер, 2013. – 336 c.
  41. Спинелли-мл, С. Франчайзинг – путь к богатству / С. Спинелли-мл. – М. : ВИЛЬЯМС, 2007. – 384 с.
  42. Шейн С. От мороженого к Интернету: Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании / Пер. с англ. О. В. Теплых; Под науч. редакцией Е.Е. Козлова : Днепропетровск — Баланс Бизнес Букс, 2006. – 208 с.
  43. Шехирев А.В. Проблемы франчайзинга в Российской Федерации // Вопросы новой экономики, 2010. № 3. с. 51 – 53.
  44. http://33pingvina.ru/franchising/money/
  45. http://baskinrobbins.ru/o-kompanii/?ns=1
  46. http://intclub.info/ – Положение в сфере кредитования малого бизнеса
  47. http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0a65635b2ad68a4c43b88421206c36_0.html
  48. http://lawdiss.org.ua/books/844.doc.html
  49. http://marketing.rbc.ru/articles/p3/
  50. http://marketing.rbc.ru/research/562949991834927.shtml
  51. http://opora.ru/about
  52. http://rabotavmcdonalds.ru/about/
  53. http://ru.reuters.com/article/companyNews/idRUL6N0V93DG20150204
  54. http://rusfranch.ru
  55. http://timesnet.ru/ – Кредитование малого и среднего бизнеса в России
  56. http://worldfranchiseassociates.ru
  57. http://www.33pingvina.ru/franchising/dokazatelstva_uspeha_nagrady_franshizy_faktory_rosta/
  58. http://www.33pingvina.ru/franchising/franshiza_33_pingvina/
  59. http://www.buybrand.ru/market-reviews/7562/
  60. http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d08/2-3-2.htm
  61. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/
  62. http://www.gm.com/company/historyAndHeritage.html
  63. http://www.moluch.ru/archive/53/7082/ – Молодой ученый. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса.
  64. http://www.neoanalytics.ru
  65. http://www.singercom.ru/about
  66. http://www.zanimaem.ru/ – Пути развития малого бизнеса в условиях современного кредитования

Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф