Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
Цель: совершенствование учебно-тренировочного процесса подготовки юных футболистов.
В процессе работы предстояло решить следующие задачи:
- Исследовать объем и содержание учебно-тренировочных занятий юных футболистов.
- Определить структуру содержания тренировочного процесса юных футболистов 12-13
- Экспериментально обосновать эффективность применения методики скоростно-силовой подготовки футболистов 12-13 лет.
2.2. Методы исследования
- Анализ научной литературы.
- Педагогическое наблюдение.
- Тестирование.
- Педагогический эксперимент.
- Методы математической статистики.
Анализ литературы
Изучались работы по вопросам развития скоростно-силовых качеств юных спортсменов, содержания, объему и методике проведения учебно-тренировочных занятий футболистов.
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение использовалось с целью: анализа средств и методов развития скоростно-силовых качеств; выявления уровня специальной физической подготовки юных футболистов.
Тестирование
Контроль за изменением скоростно-силовых качеств футболистов осуществлялся по результатам контрольно-педагогических тестов в которые входили: бег на 15 м со старта и с хода (сек), бег на 30 метров со старта (сек), прыжок в длину с места (см), прыжок в длину после спрыгивания с высоты 40 см (см), тройной прыжок с места (см), прыжок вверх с места (см).
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях учебно-педагогического процесса в течение 10 месяцев (сентябрь 2014 г. – май 2015 г.) с соблюдением общепризнанных принципов. Методом случайной выборки были сформированы две группы (контрольная и экспериментальная) которые на начало эксперимента не имели достоверных различий по основным исследуемым показателям.
Методы математической статистики
Полученные данные обрабатывались общепринятыми методами математической статистики. Вычислялись: средняя арифметическая, среднее квадратическое отклонение, ошибка средней арифметической. При определении достоверности результатов применяли t-критерий Стьюдента. Достоверность различия принималась при 5% уровне значимости (Р = 0,05 или Р<0,05).
2.3. Организация исследования
На первом этапе (2014-2015 учебный год) изучалась научно-методическая литература, выбирались методы и осуществлялась постановка цели, задач исследования.
На втором этапе был определен объем и содержание учебно-тренировочных занятий юных футболистов. Проанализирована учебная программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ по футболу.
Третий этап исследования (сентябрь 2014г. – май 2015 г.) в течение 10 месяцев предусматривал проведение педагогического эксперимента. Исследование проводилось на базе ДЮСШ по футболу «Заря»г. Новосибирска, в котором приняли участие 30 юношей в возрасте 12-13 лет. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы, по 15 человек каждая.
В экспериментальной группе занятия проводились по разработанной нами методике, особенность которой заключалась в использовании ударного метода для развития скоростно-силовых качеств юных футболистов.
В контрольной группе были применены традиционные средства и методы развития выше указанных качеств, согласно программе ДЮСШ по футболу.
По объему тренировочных занятий экспериментальная и контрольная группы не отличались.
Тестирование проводилось в начале и конце педагогического эксперимента. В батарею тестов входили: бег на 15 м со старта и с хода (сек), бег на 30 метров со старта (сек), прыжок в длину с места (см), прыжок в длину после спрыгивания с высоты 40 см (см), тройной прыжок с места (см), прыжок вверх с места (см).
На четвертом этапе (2015 г.), полученные результаты обрабатывались методами математической статистики.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Содержание учебно-тренировочных занятий юных футболистов
Объем, содержание и направленность учебно-тренировочного процесса в экспериментальной и контрольной группах во время педагогического эксперимента планировался на основе программ для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ по футболу.
В обеих группах было проведено по 200 тренировочных занятий по 90 мин и 22 календарных и товарищеских игр. В программу занятий входили упражнения по общей и специальной физической подготовке: изучению техники и тактики игры; контрольные испытания по технической и физической подготовке. Большой объем учебно-тренировочных занятий отводится специальным упражнениям (с мячом) – в контрольной группе 80%, в экспериментальной 75%, тогда как на неспецифические средства было выделено – соответственно 20% и 25%. Это соотношение специальных и неспециальных средств тренировки не всегда оправданно с точки зрения успешного воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств юных футболистов. Включение в программу скоростно-силовой подготовки элементов, связанных с владением мячом, снижает эффективность применяемых методов, особенно ударного метода.
Объем времени, затраченного на воспитание общей и смешанной выносливости в обеих группах составлял 25% от всего времени тренировочных занятий (по программе ДЮСШ около 50%).
За счет этого увеличено время на воспитание силы, ловкости, гибкости до 25% от общего времени.
Кроме того, было выделено время на развитие скоростно-силовых качеств – 10%. Хотя ранее объем времени, отводимый воспитанию скоростных и скоростно-силовых качеств был незначительный, и можно отметить недостаточную эффективность комплекса применяемых средств тренировки. Анализ показал, что подбор средств скоростной и скоростно-силовой направленность весьма ограничен. Частично к упражнениям «ударного метода» можно отнести лишь многоскоки на месте с подтягиванием ног к груди.
Таким образом, анализ учебно-тренировочного процесса футболистов 12-13 лет показал значительное различие между теоретико-методическими основами спорта и практикой подготовки юных футболистов.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств проводились в основной части занятия. В контрольной группе применялись следующие методы: игровой, соревновательный, повторный, интервальный. Упражнения были в основном прыжкового и рывкового характера, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания, эстафеты).
В экспериментальной группе с целью воспитания скоростно-силовых качеств использовался «ударный метод» тренировки. Упражнения ударного метода, применяемые в процессе тренировки футболистов выполнялись без мячей и с мячом. Способы организации тренировочных занятий были круговой и поточный. Применялось различное сочетание прыжков в глубину с последующим выпрыгиванием вверх или длину, затем с ведением мяча, ударом по мячу ногой или головой в прыжке. При организации поточным способом упражнения выполнялись сериями, 2-3 серии в одном упражнении длительностью соответственно 8 или 5 мин. Пауза отдыха между сериями составляла соответственно 3 и 5 мин. В каждой серии юные футболисты выполняли соответственно по 15 и 10 повторений (2 раза в минуту) выпрыгиваний вверх, после прыжка в глубину. Высота тумбочки – 40 см.
В упражнениях с применением барьеров и гимнастических скамеек занимающиеся выполняли подряд по 4-5 прыжков. Количество серий, длительность пауз между ними оставались прежними. Количество повторений уменьшалось до 5 в каждой серии. Повторения выполнялись каждую минуту. Расстояние между барьерами – 1 м.
По круговой тренировке упражнения ударного метода выполнялись на 3-х станциях, для каждой из которых подбиралось определенное упражнение ударного метода. Выполнение упражнений на каждой станции было серийным.
Эффективность разработанной методики скоростно-силовой подготовки юных футболистов была подтверждена результатами педагогического эксперимента.
3.2. Экспериментальное обоснование эффективности применения методики скоростно-силовой подготовки футболистов 12-13 лет
В начале эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы, одинаковые по уровню физического состояния (табл. 1).
В конце года проводились контрольные испытания, с целью проверки эффективности разработанной методики.
Таблица 1. Исходные показатели скоростно-силовой подготовленности футболистов 12-13 лет (n = 15)
| Показатели | Контрол. группа M1 + m | Экспер. группа M2 + m | Разница M1 — M2 | t | P |
| Бег на 15 м (с) | 2,91 + 0,07 | 2,90 + 0,06 | 0,01 | 0,1 | >0,05 |
| Бег на 15 м с хода (с) | 2,58 + 0,05 | 2,55 + 0,06 | 0,05 | 0,6 | >0,05 |
| Бег на 30 м (с) | 5,27 + 0,06 | 5,30 + 0,05 | 0,03 | 0,4 | >0,05 |
| Прыжок в дл. с места (см) | 176 + 1,3 | 174 + 1,4 | 2 | 1 | >0,05 |
| Прыжок в дл. После спрыгивания (см) | 171 + 2,0 | 170 + 1,8 | 1 | 0,4 | >0,05 |
| Тройной прыжок (см) | 524 + 3,2 | 527 + 3,4 | 3 | 0,6 | >0,05 |
| Прыжок вверх (см) | 27,6 + 1,2 | 27,4 + 1,5 | 0,2 | 0,1 | >0,05 |
Анализ полученных данных показал, что в беге на короткие дистанции (15 м, 30 м) наилучшая динамика результатов выявлена в экспериментальной группе. Так, в беге на 15 м показатели снизились — на 7%, в беге на 15 м с хода — на 7,1%, в беге на 30 м – на 2,3%. В контрольной группе изменения величин были не столь существенны и составляли: соответственно 2,1%, 2,4%, 1,1%, что меньше чем в опытной группе в среднем на 3,6%. Достоверность различия результатов представлена в табл. 2.
Для развития быстроты в экспериментальной группе применялись: бег на короткие дистанции (10, 30, 60 м) интервальным методом, мини-баскетбол, ручной мяч, работа на тренажерах для увеличения силы мышц, выполняющих основную нагрузку.
В прыжках в длину с места прирост результатов составил в экспериментальной группе — 6,3%, тогда как в контрольной увеличения составили – 2,3%. (Р<0,05), (табл. 2).
Аналогичная тенденция изменения величин отмечается в упражнении «прыжок после спрыгивания с высоты 40 см». Так, в контрольной группе зафиксирован наименьший прирост (1,7%), чем в экспериментальной (5,9%). (Р<0,05), (табл. 2).
Таблица 2. Конечные показатели скоростно-силовой подготовленности футболистов 12-13 лет (n = 15)
| Показатели | Контрольн группа M1 + m | Пр-т % | Эксперим группа M2 + m | Пр-т % | Разница M1 — M2 | t | P |
| Бег на 15 м (с) | 2,85 + 0,05 | 2,1 | 2,71 + 0,04 | 0,14 | 7 | 2,3 | <0,05 |
| Бег на 15 м с хода (с) | 2,52 + 0,04 | 2,4 | 2,38 + 0,04 | 0,14 | 7,1 | 2,8 | <0,05 |
| Бег на 30 м (с) | 5,21 + 0,06 | 1,1 | 5,18 + 0,06 | 0,03 | 2,3 | 0,4 | >0,05 |
| Прыжок в дл. с места (см) | 180 + 1,2 | 2,3 | 185 + 1,3 | 5 | 6,3 | 2,8 | <0,05 |
| Прыжок в дл. после спрыгивания (см) | 174 + 1,8 | 1,7 | 180 + 1,7 | 6 | 5,9 | 2,4 | <0,05 |
| Тройной прыжок (см) | 529 + 3,0 | 0,9 | 540 + 3,1 | 11 | 2,5 | 2,5 | <0,05 |
| Прыжок вверх (см) | 30,5 + 1,3 | 10 | 35,2 + 1,4 | 4,7 | 28 | 2,5 | <0,05 |
В тройном прыжке более значительное увеличение результатов выявлено в экспериментальной группе – 2,5%, а в контрольной показатели данного качества улучшились на 0,9%. Различие величин между группами достоверно (табл. 2).
Самый большой прирост, в процентном отношении отмечен в прыжке вверх с места. Изменения составили: в экспериментальной группе – 28%, в контрольной – 10%. (Р<0,05), (табл. 2).
Таким образом выявлено, что показатели скоростно-силовой подготовленности юных футболистов улучшились более значительно в экспериментальной группе (в среднем на 8,4%), чем в контрольной (в среднем на 2,9%). Следовательно, методика скоростно-силовой подготовки футболистов 12-13 лет в экспериментальной группе (на основе использование ударного метода) эффективней, чем программа контрольной группы (традиционный подход).
ВЫВОДЫ
Анализ научно-методической литературы показал, что проблема развития скоростно-силовых качеств юных футболистов не достаточно научно разработана. Не хватает методических рекомендаций по развитию скоростно-силовой подготовки данного контингента.
1. В результате исследования объема и содержания учебно-тренировочных занятий юных футболистов установлено, что большинство средств и методов развития скоростно-силовой качеств относятся к методу повторного выполнения упражнений. Ударный метод в практике подготовки юных футболистов практически не используется.
2. Содержание учебно-тренировочного процесса подготовки футболистов 12-13 лет (физическая подготовка) имело следующую структуру:
- развитие общей выносливости – 25%;
- развитие скоростной выносливости – 15%;
- развитие силы, ловкости, гибкости – 25%;
- развитие быстроты – 20%;
- развитие скоростно-силовых качеств (ударным методом) – 10%.
3. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность разработанной методики скоростно-силовой подготовки юных футболистов. В результате применения экспериментальной методики выявлено, что показатели скоростно-силовой подготовленности футболистов 12-13 лет улучшились более значительно в экспериментальной группе (в среднем на 8,4%), чем в контрольной (в среднем на 2,9%).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- При планировании учебно-тренировочного процесса с юными спринтерами необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности.
- При использовании ударного метода следует применять прыжок вверх или в длину после спрыгивания с высоты 40 см.
- Необходимо проводить не более двух занятий в неделю с использованием ударного метода.
- В одном тренировочном занятии длительность упражнений с использованием ударного метода не должна превышать 20-25 мин.
- Упражнения целесообразно выполнять сериями (2-3), продолжительностью не более 5-8 мин, в течении каждой минуты проводить два повторения. Паузы отдыха можно заполнять жонглированием и ведением мяча.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аладашвили Г.А. Прыжковая подготовленность футболистов и методика ее оценки: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1998 — 22 с.
- Антонио Кардосо. Средства и методы скоростной и скоростно-силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1985. — 23 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
- Бернштейн А.Н. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
- Бетанкоурт Л.Г. Использование комплексных средств и методов скоростно-силовой подготовки юных футболистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1996. — 24 с.
- Верхошанский Ю.В. Ударный метод развития «взрывной силы» // Теория и практика физической культуры. – 1968. — №8. – С. 59.
- Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Краснодар, 1995. — 22 с.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
- Каледин С.В. Физическая подготовка юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 54 с.
- Качени Л., Горский Л. Тренировка футболистов. – Братислава: Шпорт, 1984. – 275 с.
- Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различного возраста и квалификации. – Омск, 2000. – 84 с.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 255 с.
- Новокшенов И.Н. Специальная физическая подготовка футболистов различных игровых амплуа на этапе спортивного совершенствования: : Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2000. — 24 с.
- Палфаи Янош. Тренировка футболиста. – М.: Физкультура и спорт, 1959. – 256 с.
- Плон Б.Я. 40 игр и игровых упражнений футбольной тренировки. – М.: Терра спорт, 1998. – 48 с.
- Подготовка футболистов / под ред. В.И. Козловского. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 173 с.
- Рогальский Н. Футбол для юношей. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 144 с.
- Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 520 с.
- Солопов И.Н., Герасименко А.П. Физиология футбола: Учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВГАФК, 1998. – 95 с.
- Теория и методика спорта / Под ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. — М., 1997. — 416 с.
- Футбол: Учебная программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ. – Минск, 1992. – 12 с.
- Чанади А. Футбол. Тренировка. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 256с.
- Чулибаев Д.В. Тренировочные микроциклы скоростно-силовой подготовки юных футболистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1987. – 25с.
- Штуденер Х., Вольф В. Тренировка футболистов: сборник упражнений. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 272 с.
- Ясер Салем. Скоростно-силовая подготовка юных футболистов учебно-тренировочных групп спортивных школ: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1989. — 23 с.
Страницы: 1 2
