Прежде всего, следует отметить то, что медиаторы должны быть компетентными и иметь необходимые знания в сфере медиации. При этом важными факторами являются надлежащее обучение и постоянное совершенствование их теоретических и практических навыков в области медиации с учетом всех относящихся к этому стандартов или требований, связанных с их аккредитацией.
Кроме того, медиатор, прежде чем принять предложение выступить в качестве медиатора, должен убедиться в том, что он имеет достаточный опыт работы и компетентность для проведения медиации, и по требованию сторон предоставить им информацию о своей предыдущей деятельности и об имеющемся опыте работы .
Важнейшими принципами деятельности медиатора являются:
1. Независимость и нейтралитет. Медиатор не вправе действовать или, если он начал действовать, продолжать действовать без выяснения предварительно всех обстоятельств, которые могут или могли бы повлиять на его независимость или вызвать конфликт интересов. Обязанность выяснения таких обстоятельств является постоянным требованием на протяжении всего процесса медиации.
К таким обстоятельствам относятся:
любые личные или деловые отношения с одной из сторон;
любая, будь то прямая или косвенная, финансовая либо иная заинтересованность в результатах медиации;
предыдущая деятельность медиатора или кого-либо из его компании, предприятия в любом ином качестве, кроме медиатора, в пользу одной из сторон.
В таких случаях медиатор может согласиться на проведение медиации или продолжить проведение медиации, только если он уверен в своей способности осуществлять медиацию с соблюдением полной независимости и нейтралитета, обеспечивающих полную объективность, и при определенно выраженном согласии сторон.
2. Беспристрастность. Медиатор всегда должен действовать абсолютно объективно по отношению к каждой из сторон и стремиться быть воспринятым как действующий и стремящийся предоставлять услуги каждой из сторон относительно того, что касается медиации, одинаковым образом, с уважением к процессу медиации.
Что касается процедуры проведения медиации, медиатор должен убедиться в том, что стороны понимают особенности процесса медиации и роль медиатора и сторон в этом процессе.
В частности, он должен перед принятием на себя обязательств по проведению медиации убедиться в том, что стороны поняли условия и положения соглашения о проведении медиации, включая, в частности, все положения, касающиеся обязательств медиатора и сторон в отношении конфиденциальности, и выразили свое согласие с этими условиями и положениями.
Медиатор должен хранить в качестве конфиденциальной всю информацию, полученную в процессе проведения медиации или связанную с ней, включая факт, что медиация будет проведена или уже имела место, за исключением случаев, если это связано с требованиями закона или основ общественной политики.
Любая информация, доведенная конфиденциально до сведения медиатора одной из сторон, не должна доводиться им до сведения другой стороны, за исключением случаев, если на это имеется согласие другой стороны или этого требует закон.
Медиатор должен проводить процедуру надлежащим образом, принимая во внимание обстоятельства дела, в том числе возможный дисбаланс сил и нормы права, возможные пожелания сторон и необходимость быстрого урегулирования спора.
Стороны полностью свободны в отношении выражения согласия с медиатором — со ссылкой на правила или иным образом с теми методами, которые должны использоваться при проведении медиации.
Медиатор, если он посчитает это целесообразным, может, проинформировав стороны, прекратить процедуру медиации с учетом обстоятельств дела и своей компетенции в случаях, когда намечающееся соглашение является невыполнимым или незаконным либо когда продолжение процедуры медиации вряд ли приведет к положительному результату.
4. Примирительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980 г.
Согласно Регламенту он применяется для согласительного урегулирования споров, возникающих из договорных или иных правоотношений, когда стороны стремятся урегулировать спор мирным путем.
Стороны, при этом, могут изменять или исключать любые положения Регламента.
В данном документе урегулирован порядок разрешения споров через посредников, согласование кандидатуры посредника или посредников, а также принципы разрешения спора.
Основные юридически значимые положения, которые нашли в нем отражение, можно обозначить следующим образом:
1) определение начала согласительной процедуры (для целей упорядочения отношений сторон, а также возможного приостановления течения срока исковой давности);
2) установление порядка назначения посредников, а также требований независимости и беспристрастности посредников, правил их поведения в случае конфликта интересов;
3) закрепление принципа конфиденциальности процедуры посредничества (приобретает особое значение в тех случаях, когда посредничество оказалось безуспешным и стороны вынуждены обращаться за разрешением спора в суд или в другой юрисдикционный орган);
4) установление ограничений использования конкретной информации в последующем судебном или другом разбирательстве;
5) установление правила об обязательной силе достигнутого сторонами соглашения и приведении его в исполнение.
Как отмечает Е.И. Носырева, к законодательной регламентации могут быть отнесены также:
1) порядок инициирования процедуры посредничества (обязательный или добровольный). Если обязательный, то должны устанавливаться гарантии обеспечения права на судебную защиту; если добровольный, то определяется механизм получения согласия сторон;
2) категории дел, по которым допускается использование посредничества, или категории дел, по которым посредничество недопустимо;
3) круг лиц, которые могут выполнять функции посредника, и требования, предъявляемые к посреднику;
4) порядок привлечения посредников для досудебного урегулирования споров;
5) сроки и границы проведения посредничества (в частности, в течение какого времени после возбуждения дела в суде может иметь место посредничество — до начала подготовки дела к судебному разбирательству или после его окончания);
6) процессуальные последствия использования процедуры посредничества в суде в случае достижения сторонами соглашения об урегулировании спора и в случае безуспешности посредничества .
Примирительное производство начинается путем направления одной стороной другой стороне письменного приглашения о таком производстве с кратким изложением предмета спора.
Примирительное производство считается неначавшимся, если другая сторона отклоняет предложение о нем или если первая сторона не получила в 30-дневный срок от другой стороны какого-либо сообщения по этому вопросу. По соглашению сторон в процедуре могут участвовать один примиритель или более.
В случае если стороны не договорятся по кандидатурам примирителей, то они могут согласовать в качестве рекомендующего органа какую-либо организацию или лицо, которые произведут соответствующие назначения. Однако в отличие от арбитражной процедуры такие назначения примирителей не носят принудительного характера.
После назначения примиритель запрашивает у сторон необходимые материалы, определяет время и место разбирательства. Порядок процедуры примиритель определяет самостоятельно, руководствуясь принципами объективности и справедливости и предоставляя сторонам равные возможности для изложения и обоснования своей позиции. Если стороны достигли мирового соглашения, то они вырабатывают его и подписывают. Эту функцию может выполнить примиритель, если стороны попросят его об этом.
В соответствии со ст. 7 Регламента посредник независимо и беспристрастно оказывает сторонам помощь в их стремлении достичь мирного урегулирования их спора, руководствуясь принципами объективности, непредвзятости и справедливости, учитывая, среди прочего, права и обязанности сторон, соответствующие торговые обычаи и связанные с данным спором обстоятельства, включая сложившуюся между сторонами деловую практику. Посредник может вести согласительную процедуру таким образом, какой он считает надлежащим, учитывая обстоятельства дела, пожелания сторон, включая просьбу стороны о том, чтобы он заслушал устные заявления и необходимость скорейшего урегулирования спора.
Кроме того, посредник может на любой стадии согласительной процедуры вносить предложения об урегулировании спора. При этом не требуется, чтобы такие предложения делались в письменной форме и сопровождались изложением мотивов.
Примирительное производство может быть завершено следующим образом:
1) подписанием сторонами мирового соглашения — в день его подписания;
2) письменным заявлением посредника после консультации со сторонами о том, что дальнейшие усилия в рамках согласительной процедуры более себя не оправдывают;
3) письменным заявлением сторон, адресованным посреднику, о том, что согласительная процедура прекращается;
4) письменным заявлением одной из сторон, направленным другой стороне и посреднику, если таковой назначен, о том, что согласительная процедура прекращается.
Важно отметить, что после прекращения согласительной процедуры посредник устанавливает сумму издержек согласительной процедуры и в письменном уведомлении сообщает ее сторонам. Термин «издержки» включает гонорар посредника, размер которого должен быть разумным; путевые и другие расходы, понесенные посредником; путевые и другие расходы свидетелей, привлечение которых было предложено посредником с согласия сторон; оплату услуг экспертов, привлечение которых было предложено посредником с согласия сторон; оплату содействия. Эти расходы стороны оплачивают поровну, если не согласовано иное. Все другие расходы несет каждая сторона.
Регламентом также установлено:
1) посредник не имеет права выступать в качестве арбитра или в качестве представителя или адвоката какой-либо из сторон в любом арбитражном или судебном разбирательстве в отношении спора, являющегося предметом согласительной процедуры. Стороны не могут привлекать посредника в качестве свидетеля в ходе такого разбирательства;
2) стороны не могут использовать в качестве доказательства в арбитражном или судебном разбирательстве по спору, который являлся предметом примирительного производства, следующее:
мнения или предложения, высказанные другой стороной в отношении возможного урегулирования спора;
признания, сделанные другой стороной в ходе согласительной процедуры;
предложения посредника;
тот факт, что другая сторона проявила готовность принять предложение об урегулировании, сделанное посредником.
1.3 Особенности проведения медиации в отдельных странах ЕС
1. Великобритания. Существуют три основные альтернативы гражданскому разбирательству в судах Великобритания:
1) двусторонние переговоры, ведущие к заключению мирового соглашения, — это самый распространенный способ урегулирования спора или требования;
2) медиация (mediation), или примирительная процедура (conciliation);
3) арбитраж.
Нейтральное третье лицо может участвовать в разрешении спора различными способами. Оно может ограничиться минимальным вмешательством, действуя в качестве вестника-челнока: в этом случае оно будет курсировать между сторонами, которые не могут напрямую общаться друг с другом, и передавать сообщения. Также оно может действовать в качестве доверенного лица обеих сторон, содействуя заключению мирового соглашения, но не высказывая мнения о достоинствах позиций сторон; оно дает возможность сторонам, особенно их руководителям, встретиться и выразить свои точки зрения относительно разногласия, что может стать ключевым шагом к созданию платформы для итогового мирового соглашения. Кроме того, оно может действовать в качестве эксперта: медиатор может дать необязательную (но, возможно, убедительную) оценку требований или позиции одной стороны или обеих сторон (по требованию сторон или по своей воле).
Практика проведения медиации вы Великобритании полностью разъясняется в специальных руководствах (примерных методиках). Обычно спорящие стороны совместно выплачивают медиатору вознаграждение. Для внештатных медиаторов не устанавливается фиксированный срок полномочий.
Стороны могут заключить соглашение о том, чтобы прибегнуть к медиации. Но даже соглашение о медиации — возможно, высшая форма обязательства обратиться к медиатору — может быть принудительно исполнено только путем приостановления разбирательства с тем, чтобы дать сторонам еще один шанс обратиться к услугам медиатора.
Стороны могут быть принуждены рассмотреть вопрос об использовании этой возможности (в противоположность категорическому отказу от рассмотрения такого предложения). Но если стороны не заключают соответствующее обязательное для исполнения соглашение, они вправе отвергнуть эту процедуру, даже если они уже начали ее (если иное не предусмотрено специальными условиями договора, согласующимися с доктриной определенности договоров, например, об обязанности обменяться определенными сведениями).
Существует различие между обязанностью рассмотреть возможность медиации (т.е. каждая сторона должна ответственно и рационально оценить шансы на его успешный исход) и обязанностью прибегнуть к медиации нейтрального лица и участвовать в ней. Грань между обязательством рассмотреть возможность и обязательством участия имеет существенное значение, ведь настаивать на рассмотрении дела медиатором или принуждать к участию в сессии медиации было бы глупо и могло бы в конечном счете привести к произволу.
В деле Хэлси (2004) лорд-судья Дайсон указал:
«Одно дело — поощрять стороны согласиться на медиацию, даже убеждать самыми строгими словами. Другое — приказывать им сделать это… Если бы суд принуждал стороны прибегнуть к медиации, несмотря на их возражения, это привело бы лишь к увеличению расходов сторон, возможно, оттянуло бы разрешение спора судом и снизило бы эффективность процедуры альтернативного разрешения споров. Если судья приходит к выводу, что дело может быть разрешено в рамках процедуры альтернативного разрешения споров, он, конечно, не должен мириться с открытым сопротивлением сторон. В таком случае судья должен изучить причины сопротивления альтернативному разрешению спора. Но если стороны (или одна из них) продолжают твердо противиться данной процедуре, суду не следует принуждать их к ее использованию. Иногда стороны нуждаются в поощрении суда, чтобы обратиться к процедуре альтернативного разрешения спора… Но мы повторяем, что задача суда — поощрять, а не принуждать. Поощрение может быть в активной форме…»
Когда возникает эта ограниченная обязанность рассмотреть возможность медиации? Главное заключается в том, что она не является общим требованием. В Англии не принята обязательная медиация как условие начала или продолжения судебного разбирательства. Однако в некоторых английских судах в последнее время были опробованы процедуры автоматического направления дела медиатору, хотя сторонам позволялось вернуть дело обратно в суд с указанием причин. Хейзел Генн провела официальное исследование этих экспериментов. Она указала: «Автоматическое направление дела медиатору не толковалось большинством солиситоров как обязательное, и многие рассматривали отказ от него [чтобы возобновить судебное разбирательство] как чисто бюрократический барьер. Среди указанных причин отказа от медиации — трата времени на направление дела, несогласие оппонента, предмет спора и уверенность в том, что медиация необязательна, поскольку будет заключено мировое соглашение» .
Напротив, в канадской провинции Онтарио введена стандартная обязательная медиация.
Но исследование показывает, что здесь есть свои подводные камни: во многих делах она приводит к затратам, которых можно было избежать; медиация бывает преждевременной; медиаторы могут не соответствовать своему назначению; кроме того, даже в пределах одной юрисдикции в разных местах возможны значительные расхождения в практике. Суд Европейского союза в деле Allasini v. Telecom Italia SpA (2010) постановил, что национальное законодательство, требующее обязательного обращения к процедуре урегулирования спора, не противоречит праву ЕС, и заметил, что соглашения, достигнутые с использованием этой процедуры, не имеют обязательной силы для сторон .
Сами английские судьи не осуществляют медиацию в преддверии судебного разбирательства. Чаще всего они ждут, что одна из сторон предложит передать дело на рассмотрение внешнего медиатора. Суд может одобрить это решение для конкретного дела. В таком случае суд может приостановить дело на время осуществления альтернативной процедуры. Суд также может дать рекомендацию рассмотреть возможность медиации, которой обязаны последовать обе стороны. Однако иногда судьи рекомендуют обеим сторонам прибегнуть к медиации внезапно. В этом случае также возникает обязанность рассмотреть данную возможность.
Судебные расходы (санкции) могут быть возложены на сторону, которая не выполняет обязанность рассмотреть возможность медиации. Как будет показано, данные санкции могут устанавливаться, только если сторона сознательно и по объективно неудовлетворительным причинам не рассмотрела надлежащим образом возможность медиации.
В настоящее время рынок медиации в Соединенном Королевстве продолжает расти.
Отчасти этот рост объясняется явными преимуществами данного механизма: конфиденциальность, выбор медиатора, возможность достичь гибких согласованных решений и относительно быстро и недорого разрешить спор.
Кроме того, процедуру медиации сейчас лучше понимают, особенно в коммерческом секторе. Судебное разбирательство остается дорогим и сложным средством для разрешения многих видов гражданских споров, и Правительство признает, что процедура альтернативного разрешения споров позволяет разрешать споры с меньшими затратами, чем при судебном разбирательстве. Судебная система также открыто поощряет стороны прибегать к медиации в соответствующих случаях.
Даже при возникновении отдаленной перспективы судебного разбирательства большинство людей думают в первую очередь о расходах и издержках. Конечно, в Англии рост медиации, особенно в дорогостоящих спорах, во многом объясняется дороговизной традиционного судебного разбирательства .
2. Италия является образцовым примером государства-члена, которое внедрило Директиву N 2008/52 ЕС Европейского Парламента и Совета от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах в связи с решением проблем дефектной системы гражданского судопроизводства. Известно, что средняя продолжительность итальянских гражданских дел является самой долгой в Европе: в начале 2012 г. более чем 5 млн. гражданских дел переполняли итальянские суды, ожидая своего решения .
Та монументальная волокита итальянских судов была главной причиной, которая убедила итальянский законодательный орган внедрить Директиву вне ее мандата. Законодательный Декрет 2010 г. N 28 имплементировал Директиву в государственное право, применимое и к внутренним, и к международным спорам. Главной особенностью Декрета является обязательный характер посредничества: приблизительно в 90% гражданских и коммерческих случаев медиация должна быть предпринята сторонами как неизбежное предварительное условие доступа к судам. Многоуровневая система материальных стимулов, а также система финансовых штрафов призвана способствовать посредничеству, если стороны не появляются перед посредником или не достигают установленного соглашения и участвуют в судопроизводстве.
Обязательная медиация не была положительно воспринята итальянским обществом в целом. Как все знают, предпринятые попытки обязательного посредничества не означают, что медиация будет успешна: иногда стороны не появляются перед посредником так, чтобы максимальное время, предоставленное законом (четыре месяца) для завершения посреднической процедуры, истекло и судопроизводство так или иначе началось. Фактически быть вызванным предпринять попытку посредничества прежде, чем быть наделенным правом обратиться в суд, — пустая трата времени и денег. Нельзя создать среду, подходящую для посредничества и ADR, обманываясь иллюзией, что создание обязательного посредничества изменит культурные отношения, которые уже глубоко внедрены в сознание.
Введение обязательного посредничества было принято в штыки юристами, так как стороны могут появиться перед посредниками даже без юридического представительства. Юристы выступают за другие методы ADR, которые подразумевали бы их непосредственное участие в процессе, в котором стороны могут достичь соглашения. Например, они поддерживают новый метод ADR, принятый Францией: во Франции противоборствующие стороны могут подписать договор на особых условиях (названный «convention de procedure partecipative», что можно примерно перевести как «соглашение участвовать в совместном процессе»), в котором они соглашаются в течение определенного периода времени (не более четырех месяцев) вести переговоры, в которых им помогают юристы. Если соглашение достигнуто, юристы сторон могут совместно обратиться в суд, чтобы исполнить данное соглашение.
В настоящее время судьба обязательного посредничества в Италии, так сказать, повисла в воздухе. Конституционный суд, как ожидают, решит к концу октября 2012 г., противоречит ли устав, делающий обязательной медиацию, итальянской Конституции и принципам, установленным ее ст. 24, согласно которой «любой может рассмотреть спор перед судом, действующим по нормам общего права, чтобы защитить свои права, предусмотренные гражданским и административным правом». Дело находится на рассмотрении в Суде с апреля 2011 г.; есть слух, что проблемой обязательного посредничества является типичная «злободневная политическая проблема», к которой Суд не склонен обращаться, боясь, что решение, аннулирующее устав, вызовет институциональный кризис в отношениях между Судом и Правительством, которое уверено в достоинствах посредничества как средства сокращения загруженности судов.
Тем временем по той же проблеме (т.е. обязательный характер итальянского посредничества) несколько запросов о предварительном регулировании находятся на рассмотрении в Европейском суде. В судебном деле, решенном в 2010 г. относительно итальянского устава, делающего внесудебную медиацию обязательной в спорах между потребителями и поставщиками телефонной связи (дело Alassini), Суд сказал, что обязательное примирение и медиация являются не противоречащими европейскому законодательству и, более того, не противоречат принципу эффективной судебной защиты, хранимому ст. 47 Хартии основных прав Европейского союза, поскольку они не являются слишком сложными для сторон (сохраняя время, а также деньги). Трудно делать любые предсказания: внимание должно быть привлечено к факту, что письменные наблюдения, представленные Суду Комиссией, действующей как «друг суда», затушевывают некоторые аспекты итальянских правил о посредничестве, которые предположительно не противоречат европейскому законодательству, поскольку они предусматривают денежные санкции, которые обязаны обуздать свободу сторон остановить процесс посредничества в любое время и поэтому могут влиять на право сторон на доступ к правосудию .
3. Финляндия. Начиная с 2006 г. суды общей юрисдикции Финляндии по примеру Дании и Норвегии стали использовать судебную медиацию при рассмотрении гражданско-правовых споров и спорных дел приказного производства. Ее применение значительно расширилось после обновления Парламентом Финляндии в 2011 г. Закона о судебной медиации и признании мирового соглашения в судах общей юрисдикции (далее — Закон о судебной медиации). Закон о судебной медиации ввел положение, в соответствии с которым медиативное соглашение, достигнутое в рамках внесудебного урегулирования спора, может быть утверждено судом.
Закон о судебной медиации регулирует порядок проведения медиации по делам, которые были приняты судом к своему производству (судебная медиация), а также по делам, которые не были приняты к производству суда, но которые считаются подходящими для медиации (внесудебная медиация).
Судебная медиация. По просьбе сторон дело может быть передано на процедуру медиации. Тем не менее даже при наличии совместного согласия сторон на урегулирование спора в рамках процедуры медиации окончательное решение о возможности проведения такой процедуры остается за судом, который может отказать в удовлетворении ходатайства, если сочтет, что проведение примирительной процедуры нецелесообразно. Закон о судебной медиации не предъявляет каких-либо специальных требований к содержанию ходатайства сторон о передаче дела на медиацию, но такое ходатайство должно быть заявлено до окончания подготовки дела к судебному разбирательству. При удовлетворении ходатайства судебное разбирательство приостанавливается на все время проведения примирительной процедуры, которая продолжается столько времени, сколько стороны посчитают необходимым. Решение о начале проведения процедуры судебной медиации, об отказе или об окончании судебной медиации не подлежит обжалованию.
В рамках судебной медиации только судья того суда, где возбуждено дело, может выступать в роли медиатора. Согласно требованиям Закона о судебной медиации судья, выступающий в качестве медиатора, не вправе рассматривать то же дело в судебном заседании (ст. 14). В случае необходимости использования специальных знаний в ходе медиации по конкретному делу или в целях содействия урегулированию спора медиатор может с согласия сторон привлечь помощника. Как правило, в качестве помощников выступают специалисты в сфере психологии, социальный работник и т.д. Вознаграждение и расходы, которые понесет помощник при проведении медиации, оплачиваются сторонами.
В силу действия принципа добровольности процедура прекращается, если хотя бы одна из сторон сообщит о своем намерении не продолжать участие в медиации. Аналогичное правило распространяется и на медиатора: если он посчитает, что дальнейшее проведение процедуры медиации нецелесообразно или стороны не придерживаются принятых правил поведения, то процедура медиации прекращается и возобновляется судебное разбирательство.
Судебная медиация преследует цель разрешения спора мирным путем, причем стороны должны сами достичь соглашения и в будущем придерживаться обязательств по исполнению достигнутых договоренностей. Роль медиатора заключается в оказании сторонам содействия по достижению взаимовыгодного соглашения путем создания доверительной атмосферы и организации переговоров между сторонами. Процедура медиации протекает вне рамок жестких требований процессуальной формы, судья-медиатор не применяет нормы действующего законодательства, не исследует имеющиеся у сторон доказательства, а основывает всю процедуру на интересах сторон, на том, что для них будет являться приемлемым в данной ситуации и взаимовыгодным.
Поскольку процедура судебной медиации требует от судьи иных навыков работы, не связанных с правоприменением, постольку в качестве медиаторов выступают лишь те судьи, которые прошли специальные обучение и подготовку. Такую специальную подготовку судей организует и финансирует Департамент судебного управления Министерства юстиции Финляндии. С 2006 г. Министерство юстиции Финляндии сотрудничает с Центром эффективного разрешения споров (CEDR) по обучению судей процедуре медиации. В 2007 — 2013 гг. такое обучение прошли около трети судей судов общей юрисдикции.
Внесудебная медиация. Закон о судебной медиации регулирует порядок утверждения судом медиативного соглашения в целях придания такому соглашению исполнительной силы. По внесудебным медиациям медиатором выступает не судья, так как дело не было возбуждено в суде, а чаще всего адвокат. Союз адвокатов Финляндии активно использует и пропагандирует медиацию в качестве альтернативы судебному разбирательству. В соответствии с требованиями Закона о судебной медиации процедуру медиации вправе проводить только то лицо, которое прошло профессиональную подготовку. Союз адвокатов, так же как и Министерство юстиции, сотрудничает с Центром эффективного разрешения споров (CEDR) и проводит обучение адвокатов процедуре медиации.
Суд первой инстанции на основании заявления сторон или одной из сторон, но с согласия другой стороны вправе признать соглашение, достигнутое в ходе внесудебной медиации, подлежащим исполнению. Вместе с тем суд не вправе утвердить соглашение по делам об уходе за ребенком, определении порядка общения с ребенком или содержании ребенка, если оно заключено по итогам внесудебной медиации, что объясняется необходимостью обеспечения интересов ребенка. Суд отказывает в удостоверении такого соглашения, если его условия нарушают закон, права третьих лиц, содержат неразумные условия, явно ущемляющие права одной из сторон, или если оно не может быть исполнено по правилам Закона об исполнительном производстве Финляндии .
На основе изложенного, можно сделать вывод, что характерные черты медиации заключаются в следующем:
1) медиация — это самостоятельный способ урегулирования правового спора;
2) медиация — это внеюрисдикционный способ урегулирования правового спора;
3) участниками медиации являются стороны спорного правоотношения и медиатор.
К отличительным признакам медиации можно отнести то, что ее содержание составляют два компонента: переговоры сторон и деятельность медиатора. Таким образом, можно сформулировать следующее определение медиации. Медиация — это самостоятельный внеюрисдикционный способ урегулирования правового спора путем переговоров сторон при содействии нейтрального лица — медиатора.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф