2. Особенности правового регулирования медиации в России
2.1 Понятие, принципы и условия проведения медиации
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Таким образом, помимо установленных признаков медиации в законе дополнительно выделяются следующие:
1) достижение соглашения как цель процедуры;
2) добровольность ее проведения.
Очевидно, что заключение медиативного соглашения является предпочтительным результатом примирительной процедуры. В то же время медиация может быть завершена и без заключения соглашения, тем не менее ее проведение, как правило, оказывается существенным вкладом в разрешение спора.
Более того, в некоторых случаях медиация направлена не столько на выработку взаимоприемлемого решения, сколько на выяснение оснований спора, предупреждение разногласий, согласование условий сделки и так далее. В зарубежной литературе выделяют около десяти видов медиации в зависимости от ключевой цели проведения процедуры. Соответственно, наличие цели урегулирования спора не следует рассматривать в качестве отличительного признака медиации.
Что касается добровольности, то это требование является скорее принципом организации и проведения медиации, нежели ее обязательным признаком.
В легальном определении отсутствует указание на внеюрисдикционный характер медиации, а также на один из компонентов содержания процедуры — переговоры сторон. В этом смысле предложенная законодателем формулировка определения медиации не вполне удачна, так как она не отражает всех существенных признаков рассматриваемой процедуры, и нуждается в некоторой доработке.
Система урегулирования и разрешения правовых споров — это объединенные в единое целое и взаимосвязанные по признаку функционального назначения все признанные государством способы урегулирования и разрешения правовых споров. Представляется, что выделение этой системы позволит сформировать целостное представление о доступных средствах защиты и восстановления прав, свобод и законных интересов, выявить и исследовать связи между элементами системы, то есть между различными способами урегулирования и разрешения правовых споров.
Исходя из вышеизложенного, медиацию можно рассматривать как один из элементов системы, а именно как самостоятельный внеюрисдикционный способ урегулирования спора путем переговоров сторон при содействии нейтрального лица — медиатора.
Являясь частью единой системы, медиация находится во взаимосвязи с иными способами разрешения правовых споров, в том числе с процедурами юрисдикционного характера. При этом степень и формы такого взаимодействия могут быть различными.
В зарубежных странах наблюдается явная тенденция интегрирования медиации в деятельность государственных органов, в частности, имеются показательные примеры применения данной процедуры в судах, органах нотариата многих зарубежных стран.
Здесь медиация выступает в качестве дополнительного инструмента, использование которого способствует более эффективному выполнению должностными лицами своих обязанностей.
Таким образом, можно говорить о формировании двух основных направлений развития медиации:
1) в качестве самостоятельного механизма урегулирования спора, существующего параллельно с традиционными способами защиты гражданских прав (вне юрисдикционной системы); а также
2) в качестве механизма, обеспечивающего реализацию основных полномочий органов гражданской юрисдикции (внутри юрисдикционной системы) .
Медиация, как и любой вид деятельности, осуществляется на основе определенных принципов, выражающих общественные взгляды и представления об организации и порядке урегулирования споров при содействии медиатора. После принятия Закона о медиации, в котором отдельные принципы медиации получили свое законодательное закрепление, появилась возможность рассматривать их в качестве правовых принципов, то есть исходных нормативно-руководящих начал регулирования нового для российского права института.
Не вызывает сомнений, что принципы медиации имеют большое значение. Во-первых, они предопределяют дальнейшее развитие медиации, представляя собой основу саморегулирования медиационной деятельности, а также выступая в качестве ориентира для законодателя в совершенствовании института примирения сторон при содействии медиатора. Во-вторых, выделение принципов позволяет индивидуализировать медиацию как самостоятельный вид внеюрисдикционной деятельности, определить качественное своеобразие правил ее организации, проведения и особенностей правовой регламентации по сравнению с юрисдикционными способами разрешения правовых споров. Наконец, принципы медиации лежат в основе практической деятельности медиатора по урегулированию разногласий сторон.
Закон о медиации (ст. 3) выделяет четыре основных принципа медиации, а именно:
1) добровольность;
2) конфиденциальность;
3) сотрудничество и равноправие сторон;
4) беспристрастность и независимость медиатора.
Данные принципы можно условно разделить на две группы в зависимости от их функционального назначения:
1) принципы, характеризующие особенности организации проведения медиации и статус ее участников (организационные принципы);
2) принципы, характеризующие порядок проведения медиации (процедурные принципы).
Соответственно, к первой группе можно отнести принцип добровольности, а также принцип беспристрастности и независимости медиатора. Ко второй группе — принцип конфиденциальности, принцип сотрудничества и равноправия сторон.
Приведенная классификация позволяет упорядочить принципы медиационной деятельности и привести их в единую систему. В рамках этой системы каждый из перечисленных принципов имеет самостоятельное значение, но в то же время все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Следует подчеркнуть, что содержание многих из перечисленных принципов является многоаспектным и затрагивает как организацию, так и порядок проведения процедуры медиации.
Принцип добровольности означает правило, согласно которому начало и проведение примирительной процедуры, а также заключение и исполнение медиативного соглашения осуществляются на основе взаимного волеизъявления участников медиации.
Действие принципа добровольности проявляется на всех этапах и стадиях медиации и распространяется как на стороны примирительной процедуры, так и на медиатора.
Принцип конфиденциальности также является базовым для процедуры медиации. На сегодняшний день смысл данного принципа легально раскрывается в ст. 5 Закона о медиации. Так, согласно указанной статье медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон. Исключение могут составлять случаи, непосредственно предусмотренные российским законодательством, а также случаи, когда сами стороны договорились об ином, т.е. в своем соглашении предусмотрели возможность обнародования такой информации.
Принцип сотрудничества является новеллой в российском законодательстве. В соответствии с данным принципом стороны с помощью медиатора должны найти совместное решение возникшего конфликта. При этом необходимо заметить, что медиатор является только организатором процесса переговоров, его задача — добиться расположения сторон друг к другу, обеспечить взаимопонимание между ними и возможность сотрудничества, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для обеих сторон. Полагаем, что данный принцип законодателем противопоставлен принципу состязательности в гражданском и арбитражном процессах. В отличие от состязательного судебного процесса, в медиации стороны не обосновывают и не доказывают свои требования и возражения, а совместно вырабатывают взаимоприемлемое и жизнеспособное решение.
Принцип равноправия непосредственно связан с предыдущим принципом и проявляется в нормах ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 11, ч. 1 и 2 ст. 13, п. 4 ст. 14 Закона о медиации. Данный принцип вытекает из нормы, закрепленной в ст. 19 Конституции РФ , согласно которой «все равны перед законом и судом». Таким образом, в общеправовом смысле равноправие — это равенство перед законом и судом.
Принцип беспристрастности медиатора является еще одним сущностным принципом медиации. Ранее данный принцип использовался исключительно при отправлении правосудия. Соответственно, исследовался он в основном в совокупности с судебной системой.
Теперь же данный принцип закрепляется в совершенно ином правовом институте — институте медиации. Беспристрастность медиатора дает возможность сторонам раскрыться, почувствовать доверие к процессу и работать в атмосфере сотрудничества. Таким образом, медиатору необходимо сохранять беспристрастное отношение к каждой из сторон, чтобы обеспечить им равное право участия в переговорах.
Принцип независимости медиатора теснейшим образом связан с принципом беспристрастности медиатора при проведении процедуры медиации. До недавнего времени, как и принцип беспристрастности, данный принцип связывался в основном с осуществлением правосудия и был известен в следующей формулировке: «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 120 Конституции РФ). Однако в Законе о медиации данный принцип предстает для нас в совершенно другом ракурсе. Так же как и в отношении с независимостью судей, он означает, что при проведении процедуры медиации медиатор не должен находиться под влиянием граждан, должностных лиц, государственных и иных органов, организаций, сковывающих или заранее предопределяющих то или иное его действие; не должен находиться в материальной, административной или иной зависимости от сторон спора или иных заинтересованных лиц.
Часть 1 ст. 7 Закона о медиации определяет основание применения процедуры медиации. Законодатель определил, что основанием применения процедуры медиации может служить как любое соглашение сторон, так и специально выделяемое законодателем соглашение — соглашение о применении процедуры медиации. Определение последнего дано в абз. 5 ст. 2 Закона о медиации. Согласно данному определению соглашением о применении процедуры медиации признается соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его (их) возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.
Таким образом, существенными условиями соглашения о применении процедуры медиации является его письменная форма и предмет — согласие сторон на урегулирование конкретных правоотношений с применением процедуры медиации. И при отсутствии одного из условий данное соглашение не будет считаться заключенным.
Особенно ярко это отражается в судебной практике. При рассмотрении кассационной жалобы Федеральным арбитражным судом Уральского округа было отклонено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с проведением процедуры медиации. Так, подателем кассационной жалобы, обществом «РТК «СинтОйл», было заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с проведением процедуры медиации. Однако суд кассационной инстанции полагал, что оснований для отложения судебного заседания не имеется. Обоснованием являлось то, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику, в том числе к медиатору, в целях урегулирования спора (п. 2 ст. 158 АПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о медиации применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме. Исходя из указанной нормы, на проведение процедуры медиации необходимо согласие другой стороны. Между тем доказательств того, что ответчик выразил свое согласие на применение процедуры медиации, либо что между сторонами подписано соглашение о применении процедуры медиации, истцом не представлено. Более того, из текста возражений ответчика на кассационную жалобу не следует, что им выражено согласие на применение процедуры медиации .
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о медиации процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.
Как мы видим, в данной норме закрепляется два варианта, когда стороны при возникновении спора могут обратиться к посреднику, а саму процедуру медиации можно условно разделить на несудебную и судебную. Таким образом, медиация может проводиться:
1) во внесудебном порядке — либо когда стороны вообще не имеют намерения обращаться в судебные инстанции для разрешения возникшего спора, либо когда сторонами было взято на себя обязательство об урегулировании разногласий путем применения процедуры медиации;
2) в рамках судебного процесса — если спор уже передан на рассмотрение суда или третейского суда, данное обстоятельство не лишает сторон возможности передать данный спор на рассмотрение с участием медиатора. При этом после начала судебного разбирательства спора или третейского разбирательства инициатива передачи дела для применения процедуры медиации может исходить как от самих сторон, так и от судьи или третейского судьи. Решение о применении процедуры медиации может быть принято сторонами на любой стадии судебного процесса до принятия судом или третейским судом решения по делу.
На время проведения медиации судом откладывается рассмотрение дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий и приостанавливается течение срока исковой давности (ст. 202 ГК РФ ).
Часть 3 ст. 7 Закона о медиации направлена на обеспечение для сторон, обратившихся к применению процедуры медиации, конституционного права на правосудие, которое согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ осуществляется только судом. Часть 3 ст. 7 определяет, что ни соглашение о применении процедуры медиации, ни соглашение о проведении процедуры медиации и даже связанное с данным соглашением (соглашением о проведении процедуры медиации) непосредственное проведение процедуры медиации не может быть препятствием для осуществления правосудия, т.е. для обращения сторон спора в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Закрепление данного положения базируется на двух основополагающих принципах всей медиации — принципе добровольности и принципе сотрудничества. Без соблюдения этих принципов теряется весь смысл медиации, поскольку если хотя бы одна сторона не захочет мирного разрешения конфликта, то принуждать ее к участию в медиации не имеет смысла, так как сомнительно, что она будет сотрудничать с медиатором и другой стороной для разрешения конфликта.
В ч. 1 ст. 4 Закона о медиации указано, что даже если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права. То есть, как только у какой-либо из сторон спора при проведении процедуры медиации возникнет необходимость обратиться в суд или третейский суд, она может это сделать, несмотря ни на какие положения, содержащиеся в соглашении о применении процедуры медиации, мотивировав это необходимостью защитить свои права. Таким образом, обязательный досудебный порядок урегулирования спора с применением процедуры медиации российским законодательством не предусмотрен.
Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, Арбитражным судом Ростовской области было рассмотрено дело N А53-769/2011. Представителем ответчика в судебном заседании было заявлено ходатайство об оставлении иска без рассмотрения ввиду несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора. Ходатайство мотивировалось тем, что п. 6.2 договора предусмотрено разрешение споров при содействии медиатора. Ответчик полагал, что спорное правоотношение, возникшее между сторонами, основывается на императивной необходимости передать конфликт медиатору. Волеизъявление сторон об урегулировании спора до суда путем применения медиативных процедур выражено буквально и не имеет пороков. На основании изложенного ответчик полагал, что между сторонами был определен режим разрешения возможного конфликта, который квалифицируется как досудебное урегулирование спора. Рассмотрев указанное ходатайство, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения. Данный вывод был основан на анализе норм Закона о медиации и процессуального законодательства. В результате арбитражный суд пришел к выводу, что по смыслу указанных норм права медиация является альтернативным способом урегулирования спора, а не обязательным досудебным порядком, само по себе наличие медиативной оговорки не препятствует обращению в суд; при таких обстоятельствах оснований для оставления искового заявления без рассмотрения по причине несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора не имеется .
Представляется, что в дальнейшем целесообразно принятие федеральных законов, определяющих круг гражданских дел, по которым применение процедур медиации является обязательным. Аналогичная практика существует сейчас во многих штатах США, странах континентальной Европы, это существенно сокращает сроки вынесения судебных решений по отдельным категориям гражданских дел и снижает нагрузку на государственные суды.
Часть 4 ст. 7 Закона о медиации определяет момент начала проведения процедуры медиации. Согласно данному Закону началом проведения процедуры медиации является день заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации. При этом согласно абз. 6 ст. 2 Закона о медиации соглашением о проведении процедуры медиации признается соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами. Таким образом, для начала проведения процедуры медиации сторонам обязательно необходимо заключить соглашение о проведении процедуры медиации.
Законодателем устанавливается обязательная письменная форма соглашения о проведении процедуры медиации, а также обязательный перечень сведений, которые должны в нем содержаться. С момента заключения данного соглашения приостанавливается течение срока исковой давности по спорным требованиям.
Часть 5 ст. 7 Закона о медиации определяет порядок заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации. В частности, согласно ч. 5 одна из сторон может направить в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации. При этом, если сторона, направившая в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации, в течение тридцати дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получит согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение будет считаться отклоненным.
Часть 6 ст. 7 Закона о медиации определяет сведения, которые в обязательном порядке должны содержаться в предложение об обращении к процедуре медиации. Они указаны в ч. 2 ст. 8 Закона. Данные сведения являются существенными условиями для заключения соглашения о проведении примирительной процедуры, а само соглашение содержит элементы договора. Следовательно, предложение об обращении к процедуре медиации можно рассматривать как оферту.
Согласно ч. 7 ст. 7 Закона о медиации предложение об обращении к процедуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Законодатель не раскрывает, как осуществляется просьба одной стороны к медиатору или соответствующей организации об обращении к процедуре медиации.
На практике это может выражаться в том, что сторона, изъявившая желание обратиться к процедуре медиации, с помощью медиатора или соответствующей организации должна направить им письменное заявление о своем желании применить процедуру медиации и просьбой привлечь другую сторону для участия в ней .
В то же время согласно тексту ч. 7 ст. 7 Закона о медиации возможно и устное обращение стороны, изъявившей желание обратиться к процедуре медиации с помощью медиатора или организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в данные инстанции.
Исходя из анализа норм Закона о медиации и сложившейся (пока что немногочисленной) практики на основании такой просьбы медиатор или организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, делает другой стороне предложение принять участие в примирительных процедурах и заключить соглашение о проведении процедуры медиации.
Если сторона, к которой обращено предложение об обращение к процедуре медиации, соглашается участвовать в примирительной процедуре, ей следует уведомить об этом медиатора или соответствующую организацию, от которой исходило предложение об обращении к процедуре медиации.
2.2 Соглашение о проведении процедуры медиации
Под соглашением о проведении процедуры медиации понимается соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами. Законодателем устанавливается обязательная письменная форма для данного соглашения (ч. 1 ст. 8 Закона о медиации). Данное требование основывается на том, что со дня его заключения не только начинается непосредственное проведение примирительной процедуры, но и приостанавливается течение сроков исковой давности. Следовательно, факт проведения процедуры медиации должен быть документально закреплен.
В ч. 2 ст. 8 Закона о медиации закрепляется обязательный перечень сведений, которые должно содержать соглашение о проведении медиации, а именно:
1) о предмете спора;
2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
3) о порядке проведения процедуры медиации;
4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
5) о сроках проведения процедуры медиации.
Рассмотрим каждое из указанных сведений.
Предмет спора составляют те разногласия, для разрешения которых стороны и обращаются к посреднику. Предметом спора могут быть самые различные обстоятельства, например, разногласия по поводу условий заключения сделки, раздела имущества супругами или условий трудового договора. Главное, чтобы предмет спора находился в области гражданских правоотношений (в том числе предпринимательских), а также трудовых и семейных правоотношений.
По общему правилу стороны могут сами выбрать медиатора, однако при направлении ими обращения в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, последняя имеет право назначить медиатора самостоятельно.
В соответствии со ст. 3 Закона о медиации процедура медиации проводится на основе принципов конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации. Данный порядок стороны могут закрепить либо непосредственно в соглашении о ее проведении, либо в виде указания в соглашении ссылок на правила проведения процедуры медиации, утвержденные организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Также в соглашении стороны могут закрепить за медиатором возможность самостоятельно определить порядок проведения примирительной процедуры с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора .
В ст. 10 Закона о медиации регламентируются правила оплаты деятельности медиатора в связи с проведением процедуры медиации. Так, на оплату деятельности медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, стороны несут расходы в равных долях. В то же время законодатель оставляет за ними право по иному распределить бремя расходов на проведение медиации.
Заметим, что в отличие от других условий соглашения о проведении процедуры медиации, условие об оплате законодатель не оставляет на усмотрение сторон конфликта.
Срок проведения процедуры медиации также устанавливается спорящими сторонами и закрепляется в соглашении. Регламентация сроков проведения примирительной процедуры осуществляется ст. 13 Закона о медиации. По общему правилу срок проведения процедуры медиации не может превышать шестидесяти дней. В исключительных случаях при особой сложности спора он может быть продлен. Однако при этом общий срок медиации не должен превышать ста восьмидесяти дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда (третейского суда), который не должен превышать шестидесяти дней .
Следует заметить, что данный перечень условий, которые должно содержать соглашение о проведении процедуры медиации, является обязательным для включения в указанное соглашение, но не закрытым. Так, например, стороны в соглашении могут детально установить порядок и условия предоставления всех необходимых для осуществления процесса медиации информации и документов, предусмотреть свои особые требования к медиатору, закрепить возможность присутствия на заседаниях представителей сторон и т.п.
Медиативное соглашение, заключенное в результате процедуры медиации, в силу принципа свободы договора может быть заключено в любой форме (ст. 421, 434 ГК). Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Так, например, заключив предварительный договор, стороны обязуются в будущем заключить основной договор. Можно предположить, что медиационное соглашение является предварительным договором. Однако это не так. Согласно ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Однако, если стороны непосредственно после процедуры медиации заключают договор, пусть даже черновой вариант, он является самодостаточным и не порождает обязанностей сторон о заключении договора в будущем.
2.3 Особенности проведения процедуры медиации
В ч. 1 ст. 9 Закона о медиации закрепляется общее положение, согласно которому законодатель оставляет за сторонами возможность выбора медиатора. Единственным условием закрепляется взаимное согласие сторон. В данном случае взаимное согласие необходимо, т.к. для успешного проведения примирительной процедуры кандидатура медиатора должна вызывать доверие у обеих сторон спора. Кроме того, данное положение базируется на таких принципах медиации, как взаимное волеизъявление, добровольность, сотрудничество и равноправие сторон.
В Законе о медиации закрепляется, что медиатор может осуществлять деятельность по проведению процедуры медиации как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Основное отличие заключается в требованиях к медиатору. Так, осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости (ч. 2 ст. 15 Закона). Деятельность медиатора на профессиональной основе могут осуществлять лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов (ч. 1 ст. 16 Закона). Что же касается оплаты услуг медиатора, то здесь также предлагается два варианта: осуществление деятельности на платной и на бесплатной основе (ст. 10 Закона). Таким образом, законодатель дает сторонам достаточно вариантов, чтобы стороны смогли выбрать именно того медиатора, который бы устраивал всех и мог оказать оптимальную помощь в разрешении конфликта. Кроме того, законодатель предоставляет сторонам право выбрать не одного, а нескольких медиаторов.
Впрочем, в выборе медиатора также не обошлось без исключений. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона о медиации процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.
В выборе медиатора или медиаторов спорящим сторонам может поспособствовать организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Так, согласно ч. 2 ст. 9 Закона она может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов. Соответственно, уже на основе этих рекомендаций стороны осуществляют выбор посредника.
Так, например, согласно ч. 2 ст. 2 Регламента по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ посредник избирается сторонами из списка членов Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ или с обоюдного согласия сторон предлагается самими сторонами .
Кроме того, законодателем предусматривается такая возможность, когда организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может назначить медиатора или медиаторов для проведения конкретной процедуры медиации. Однако для этого сторонам необходимо направить соответствующее обращение в указанную организацию. Это может произойти в тех случаях, когда стороны не могут самостоятельно прийти к согласованному выбору.
Например, согласно ч. 3 ст. 2 Регламента по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ, если в 30-дневный срок со дня поступления заявления в коллегию стороны не договорились о кандидатуре посредника, посредник назначается председателем коллегии с учетом пожеланий сторон, если таковые заявлены. При этом данное обращение должно основываться на уже заключенном соглашении о проведении процедуры.
Выбранный или назначенный медиатор должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым к медиаторам ст. 15 Закона о медиации. В соответствии с указанной статьей деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 настоящего Федерального закона.
Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.
Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Медиатор не вправе:
1) быть представителем какой-либо стороны;
2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.
Кроме того, соблюдая принципы медиации, медиатор должен обладать независимостью и быть беспристрастным.
Независимость медиатора состоит в том, что при проведении процедуры медиации он не должен находиться под влиянием граждан, должностных лиц, государственных и иных органов, организаций, сковывающих или заранее предопределяющих то или иное его действие; не должен находиться в материальной, административной или иной зависимости от сторон спора или иных заинтересованных лиц. Беспристрастность медиатора заключается в объективном отношении ко всем спорящим сторонам, отсутствии личной заинтересованности в исходе дела.
Беспристрастность медиатора может быть подвергнута сомнению и в том случае, если последний связан отношениями родства с одним из участников дела или его представителем. Под родством мы в данном случае понимаем связь между людьми, основанную на происхождении одного лица от другого — «прямое родство» — или разных лиц от общего предка, а также на брачных семейных отношениях. К родственникам относятся дети, родители, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, деды, бабки, внуки, супруг, дяди, тети, мачеха, отчим.
Таким образом, чтобы обеспечить сторонам равное право в переговорах, а следовательно, добиться оптимально выгодного сторонам разрешения спора, медиатору необходимо сохранять беспристрастное отношение к каждой из сторон и быть независимым от кого-либо .
Например, согласно ч. 5 ст. 2 Регламента по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ избранный либо назначенный посредник дает подписку быть нейтральным, независимым и беспристрастным, соблюдать конфиденциальность в отношении информации, ставшей ему известной при проведении примирительной процедуры.
В связи с этим законодатель закрепляет положение, что если у выбранного или назначенного медиатора имеются обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, либо они возникли уже в процессе непосредственного урегулирования спора, то медиатор обязан незамедлительно сообщить об этом сторонам спора. В случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор также должен сообщить об этом в указанную организацию.
Однако дальнейшие действия сторон и медиатора (после сообщения медиатора о сомнениях в своей независимости и беспристрастности) в данном Законе не регламентируются. Исходя из принципов процедуры медиации, можно сделать вывод, что медиатор, не отвечающий критериям независимости и беспристрастности по отношению к конкретному спору, не может проводить его урегулирование.
Например, в Коллегии посредников по проведению примирительных процедур данный вопрос решается следующим образом: если избранный либо назначенный посредник по какой-либо причине не может приступить к примирительной процедуре или продолжить начатую примирительную процедуру, председатель коллегии назначает другого посредника, если стороны не договорились об ином. Таким образом, такой медиатор должен быть отстранен от разрешения конкретного спора и либо сторонам снова придется обратиться к другому медиатору, либо стороны вообще могут отказаться от такой формы урегулирования конфликта .
Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе, деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — на платной основе.
Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.
В соответствии со ст. 18 Закона о медиации в целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов.
Саморегулируемые организации медиаторов создаются в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств.
Организация приобретает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов и утрачивает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня исключения сведений о ней из указанного реестра. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов при условии ее соответствия следующим требованиям: а) объединение в составе саморегулируемой организации медиаторов в качестве ее членов не менее чем ста физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, и (или) не менее чем двадцати организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Указанные лица и организации должны соответствовать установленным Законом о медиации требованиям к членству в такой организации; б) наличие утвержденного порядка осуществления контроля за качеством работы членов саморегулируемой организации медиаторов и принятого кодекса профессиональной этики медиаторов; в) соответствие саморегулируемой организации требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» .
Так по одному из дел судом было отмечено, что ст. 18 Закона о медиации партнерству, пытавшемуся объединить в одной саморегулируемой организации юридических и физических лиц, было правомерно отказано во внесении сведений о партнерстве в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов, поскольку характер деятельности членов СРО — физических лиц и членов СРО — юридических лиц существенно различается, в силу чего различаются стандарты и правила их профессиональной деятельности, а также порядок осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил (т.е. задач, для решения которых создаются СРО), но при попытке их объединения теряется правовой и организационный смысл создания одного объединения. Также судом разъяснено, что по смыслу Закона о медиации создаются различные СРО: в целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, — СРО в составе физических лиц; в целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — СРО в составе юридических лиц .
Статья 11 Закона о медиации закрепляет нормы, регулирующие непосредственно порядок проведения самой процедуры медиации. В части первой закрепляется, что порядок проведения процедуры медиации устанавливается самими сторонами и закрепляется в соглашении о проведении процедуры медиации. С момента его заключения начинается процедура медиации и именно в нем прописываются основные условия проведения примирительной процедуры.
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона о медиации порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Таким образом, стороны при обращении за помощью в разрешении конфликта в организацию, обеспечивающую проведение процедуры медиации, могут просто согласиться с порядком проведения примирительной процедуры данной организации. Данный порядок устанавливается внутренними актами конкретной организации и для каждой организации является индивидуальным. В таком случае в соглашении о проведении медиации стороны просто ссылаются на определенный акт организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации.
Такими внутренними актами являются регламенты по проведению примирительной процедуры с участием посредника коллегий посредников при ТПП РФ и ТПП субъектов Российской Федерации.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф