Так, например, уже упоминаемым Приказом от 12.05.2006 «Об образовании Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации» был утвержден Регламент по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников при ТПП РФ. Он определяет порядок проведения примирительной процедуры с участием посредника Коллегией посредников по проведению примирительных процедур, действующей при ТПП РФ. В первых двух статьях закрепляется порядок обращения сторон к посреднику и его избрания. Далее предусматривается подготовка к проведению примирительной процедуры. Она осуществляется медиатором вместе со всеми сторонами спора. При подготовке к проведению примирительной процедуры назначаются консультации со спорящими сторонами и (или) их представителями. Консультации со сторонами проводятся посредником для:
1) выяснения обстоятельств конфликта и позиций сторон;
2) определения необходимых относящихся к спору документов;
3) предварительного определения условий, требований и пожеланий сторон к проведению примирительной процедуры и ее результатам;
4) выяснения мнения сторон о предполагаемом времени, необходимом для проведения и завершения примирительной процедуры;
5) определения места и времени начала проведения примирительной процедуры.
Регламентом по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников при ТПП РФ также предусматривается, что в ходе консультаций между сторонами заключается договор, в котором, в частности, устанавливаются размер, порядок уплаты и распределения между ними сборов и расходов в связи с проведением примирительной процедуры (ст. 4).
После завершения консультаций назначается день проведения примирительной процедуры, при этом учитывается возможность максимального участия в процедуре каждой стороны. Проведение примирительной процедуры начинается с проверки полномочий лиц, принимающих участие в урегулировании спора и достижении соглашения сторон. Медиатор представляется сторонам и сообщает об опыте своей профессиональной деятельности. Сторонам также разъясняются основные принципы проведения примирительной процедуры и роль медиатора в процедуре медиации, а также право сторон в любое время отказаться от продолжения примирительной процедуры. В ходе примирительной процедуры стороны излагают суть их спора и вносят предложения по его урегулированию. Медиатор дает возможность сторонам высказываться и формулировать предложения, которые, по их мнению, могут привести к урегулированию их спора. В ходе проведения примирительной процедуры медиатору необходимо выявить действительный интерес и намерения каждой из сторон. По окончании примирительных процедур сторонами заключается медиативное соглашение. Оно, согласно ч. 12 ст. 5 Регламента по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников при ТПП РФ, заключается в письменной форме в трех экземплярах (если в споре участвуют две стороны), каждый из которых подписывается лицами, принимавшими участие в примирительной процедуре (см. указанный Регламент).
Схожие положения закреплены в регламентах по проведению примирительных процедур коллегий посредников при торгово-промышленных палатах Ульяновской и Нижегородской областей, Краснодарского края и других регионов.
Однако необходимо заметить, что большинство локальных актов, регулирующих порядок проведения процедуры медиации, были приняты задолго до разработки Закона о медиации. Соответственно, положения некоторых из них могут не соответствовать его нормам. В связи с этим, думается, в ближайшее время в организациях, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, будут приниматься новые правила проведения процедуры медиации либо уже действующие приводиться в соответствие с законом .
Повторимся, что правила проведения процедуры медиации, утвержденные организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны в целом соответствовать Закону о медиации. Но, кроме того, в ч. 3 ст. 11 данного Закона законодатель устанавливает обязательные требования к таким актам.
В них должны быть указаны:
1) виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;
2) порядок выбора или назначения медиаторов;
3) порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
4) сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
5) порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.
Рассмотрим каждый пункт подробнее.
Под видами споров в данном Законе подразумеваются те конкретные категории споров, которые подлежат разрешению в соответствии с локальными актами конкретных организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации. Так, в ст. 1 Положения о Коллегии посредников по проведению примирительных процедур , действующей при ТПП РФ, закрепляются следующие виды споров, разрешаемых ею:
1) споры и конфликты, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) инвестиционные споры между правительствами и иностранными инвесторами;
3) иные споры, если иное не предусмотрено международными договорами либо федеральными законами Российской Федерации <74>.
В отличие от указанного выше положения, в Положении о Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП Краснодарского края вместо инвестиционных споров между правительствами и иностранными инвесторами предусматриваются инвестиционные споры между юридическими, физическими лицами или предпринимателями (ст. 1).
Порядок выбора или назначения медиаторов также должен быть закреплен в локальных актах конкретных организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации. Отражение данной нормы мы можем найти, например, в тех же регламентах коллегий посредников, что созданы при торгово-промышленных палатах.
Напомним, что в ст. 9 Закона о медиации закреплены лишь общие нормы, регулирующие порядок выбора и назначения медиатора. Конкретизация и развитие этих норм должны осуществляться как раз в правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Примеры такой конкретизации были рассмотрены нами при анализе ст. 9 Закона о медиации.
Идентичные требования законодатель предъявляет к закреплению порядка участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации, общие положения о котором закреплены в ст. 10. Данный порядок обязательно должен быть закреплен и конкретизирован в правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, обеспечивающей проведения процедуры медиации. Например, данному вопросу полностью посвящено Положение о сборах и расходах по проведению примирительных процедур Коллеги посредников при ТПП РФ.
Сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов также должны устанавливаться конкретными организациями, обеспечивающими проведение процедуры медиации, и закрепляться в актах данных организаций. Это означает, что во внутренних документах организации должны быть указаны как федеральные, так и локальные акты, в соответствии с которыми ими осуществляется посредническая деятельность. Так, в ст. 2 Положения о Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ указывается, что в своей деятельности коллегия руководствуется Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Нормативно-правовыми актами ТПП РФ, регулирующими деятельность Коллегии, являются: Положение о Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ, Регламент по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников при ТПП РФ, Положение о сборах и расходах Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ, иные акты, утверждаемые приказом ТПП РФ.
В Положении о Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП Нижегородской области, помимо дублирования указанных выше положений, добавляется положение, что в части, не согласованной сторонами, не определенной законом и локальными актами, процедуры посредничества определяются самим посредником.
Также в локальных документах обязательно должен конкретизироваться порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации. Данные вопросы могут регулироваться регламентами о проведении примирительных процедур.
Таким образом, обязательные условия, которые в соответствии с указанной статьей должны быть указаны в правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут быть закреплены в нескольких локальных нормативных документах, регулирующих деятельность конкретной организации, обеспечивающей проведение медиации, кроме того, в них также закрепляются другие положения, регулирующие такие вопросы, как порядок формирования, органы, осуществляющие руководство, обеспечение деятельности организации, и т.п.
В ч. 4 ст. 11 Закона о медиации закрепляется положение, что стороны могут наделить медиатора возможностью самостоятельного определения порядка проведения процедуры медиации, с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора. Однако это не должно противоречить федеральным законам и тем более не должно нарушать интерес сторон. Возможность медиатора самостоятельно определять порядок проведения примирительной процедуры обязательно должна быть закреплена в соглашении сторон о проведении процедуры медиации.
Смысл данной нормы заключается в том, что зачастую конфликтующие стороны с трудом идут на контакт друг с другом и им трудно договориться даже о порядке прохождения примирительных процедур. В этом случае у них есть выбор — либо сослаться на уже закрепленный порядок проведения процедуры медиации, либо оставить за медиатором возможность определения ее порядка. Второй вариант порядка проведения примирительных процедур является более гибким, так как медиатор уже в процессе проведении медиации может учитывать все аспекты конкретного конфликта и сообразно им планировать дальнейшие действия по урегулированию разногласий сторон.
В ч. 5 ст. 11 Закона о медиации законодатель запрещает медиатору вносить предложения об урегулировании спора. Однако здесь же делается оговорка: «…если стороны не договорились об ином». Это означает, что законодатель оставляет сторонам возможность по своему волеизъявлению наделить медиатора правом предлагать свои варианты урегулирования спора. Это, соответственно, как одно из условий, должно быть закреплено в соглашении о проведении процедуры медиации. Если же такое условие в соглашении отсутствует, то медиатор не должен предлагать сторонам какие-либо варианты решения споров.
Часть 6 ст. 11 Закона о медиации закрепляет право медиатора встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами конфликта вместе, так и с каждой из них в отдельности. Данная норма направлена на оптимизацию разрешения конфликта.
Это означает, что в зависимости от характера конфликта и готовности сторон к совместному его разрешению медиатор может проводить индивидуальные беседы с каждой стороной в отдельности. Их проведение позволяет медиатору выявить возможные точки соприкосновения сторон по спорному вопросу.
Например, если противоречия сторон имеют острый эмоциональный характер вплоть до того, что они не хотят встречаться друг с другом, индивидуальные встречи медиатора с каждой из сторон могут способствовать снятию у сторон сильной эмоциональной реакции друг на друга и переходу к совместным переговорам.
Данное положение также развивается и в локальных актах организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 5 Регламента по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников при ТПП РФ, если посредник считает необходимым, он проводит беседу с каждой из сторон в отдельности. Информация, полученная при беседе с одной из сторон, может быть передана другой стороне только с разрешения стороны, сообщившей информацию.
При этом, заметим, что медиатор, проводя индивидуальные беседы с каждой из сторон поочередно, должен уделять каждой из них равный объем времени, чтобы у противоположной стороны не создалось впечатления предвзятости медиатора .
Согласно ч. 7 ст. 11 Закона о медиации при проведении процедуры медиации медиатору запрещается ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон. Данное положение является продолжением развития принципов равноправия и беспристрастности, закрепленных в данном Законе. Следовательно, медиатор при разрешении конкретного спора должен соблюдать ст. 19 Конституции РФ, закрепляющую равенство всех перед законом.
Как известно, прекращение производства по делу в рамках гражданского и арбитражного процессуального права является одной из форм окончания производства по делу без вынесения решения. Применительно к ст. 14 Закона определение «прекращения процедуры медиации» имеет несколько иной смысл. В частности, здесь прекращение процедуры не предполагает невозможность повторного обращения к медиатору за урегулированием того же спора. Кроме того, Закон о медиации не предполагает иных форм завершения процедуры, иначе как прекращение. Соответственно, под данную категорию подпадают все возможные основания окончания процедуры медиации, как позитивные, так и негативные. Однако в любом случае прекращение процедуры медиации влечет за собой ряд материально-правовых и/или процессуально-правовых последствий, в зависимости от конкретной ситуации.
По смыслу ст. 14 Закона о медиации, процедура медиации прекращается заключением между сторонами медиативного соглашения, т.е. соглашения, достигнутого сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенного в письменной форме. Если обратиться к иным актам, регулирующим основания окончания процедуры медиации (примирительной или согласительной процедуры), то можно отметить, что Согласительный регламент МКАС при ТПП РФ в п. 1 § 16 указывает, что согласительная процедура прекращается в случае подписания сторонами мирового соглашения.
Пункт 2 ст. 14 Закона о медиации устанавливает, что вторым основанием для прекращения процедуры медиации является заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям.
Причем процедура считается завершенной со дня подписания такого соглашения сторонами.
Специфика отношений, возникающих, когда стороны обращаются к медиатору с просьбой оказать содействие в урегулировании их спора, заключается в том, что любая сторона вправе выйти из процедуры медиации в любой момент, даже без объяснения причины. В этом проявляется принцип добровольности. Когда волеизъявление на продолжение процедуры медиации исчезает в период проведения медиации, сторона вправе выйти из процедуры в любое время.
В данной связи возникает вопрос о взаимодействии указанного положения с п. 4 ст. 14 Закона о медиации, где указано, что основанием прекращения процедуры медиации является получение медиатором заявления в письменной форме одной, нескольких или всех сторон процедуры об отказе от продолжения процедуры медиации. Закон различает эти две ситуации. В п. 2 речь идет о соглашении сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям, а в п. 4 — об одностороннем (многостороннем) волеизъявлении сторон медиации о ее прекращении, без заключения указанного соглашения сторон.
Однако с учетом правовой нормы, заложенной в п. 4 ст. 14, возникает вопрос о применении положения п. 2 данной же статьи на практике. Если стороны не согласны на дальнейшее проведение процедуры, они вправе отказаться от ее проведения, и оформление ее завершения может быть им безразличным. В данной связи, если стороны не договорились, вряд ли они будут заключать какое бы то ни было соглашение о прекращении процедуры медиации. Проще будет направить свое заявление об отказе от продолжения процедуры медиации медиатору (п. 4 ст. 14), выйдя тем самым из процедуры. Таким образом, практическое применение может вызвать сложности.
Следующим основанием для прекращения процедуры медиации является заявление медиатора, составленное в письменной форме и направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения.
Данное основание интересно тем, что медиатор, прежде чем составить подобное заявление и направить его сторонам, должен, по смыслу и прямому указанию Закона, провести со сторонами консультации, причем именно по поводу прекращения процедуры медиации. Причиной составления такого заявления является «нецелесообразность… дальнейшего проведения» медиации. Это оценочная категория, которая зависит от многих факторов: и от поведения сторон, и от медиабельности спора, и др. Возникает вопрос о необходимости проведения подобных консультаций, если медиатор принимает решение о прекращении процедуры медиации, по своему усмотрению оценивая ситуацию и понимая, что дальнейшее проведение процедуры «нецелесообразно», в присутствии обеих сторон. Закон может быть истолкован неоднозначно, но представляется, что проведение подобных консультаций зависит от конкретной ситуации, в которой находится медиатор.
Подобное основание для прекращения процедуры медиации, инициированное медиатором, является оправданным, поскольку принцип добровольности (ст. 3 Закона о медиации) распространяет свое действие и на медиатора в том числе, который сам может отказаться от проведения процедуры.
Процедура медиации будет считаться завершенной с момента направления данного заявления сторонам, независимо от дня его получения той и/или другой стороной.
Схожие основания содержатся в Согласительном регламенте ЮНСИТРАЛ (ст. 15), а также в Согласительном регламенте МКАС при ТПП (§ 16). Так, согласительная процедура прекращается письменным заявлением посредника после консультации со сторонами о том, что дальнейшие усилия в рамках согласительной процедуры более себя не оправдывают. Предусмотренная данными актами процедура отлична от установленной Законом о медиации. По данным регламентам посреднику требуется консультация со сторонами. Причем не очевидно, что это должны быть консультации по вопросам прекращения согласительной процедуры, как это сформулировано в Законе о медиации. По указанному Закону речь идет о консультациях со сторонами, а по регламентам — о консультации со сторонами, возможно, единовременной. Соответственно, в рамках согласительной процедуры по указанным регламентам возможно решение вопроса о нецелесообразности дальнейшей работы посредника со сторонами в ходе беседы с ними и, как представляется, на любом этапе процедуры.
Требует отдельного пояснения и п. 4 ст. 14 Закона о медиации, где указано, что процедура медиации прекращается в связи с получением медиатором заявления, составленного в письменной форме одной, несколькими или всеми сторонами, об отказе от продолжения процедуры медиации.
Исходя из юридической техники законодателя можно сделать вывод о том, что подобные заявления могут исходить не от каждой из сторон, а также может быть составлено общее заявление или, если участвует более двух сторон, от нескольких сторон.
Если односторонний отказ формулируется в письменном виде, соответствующее заявление направляется медиатору без уведомления, по смыслу Закона, другой стороны (других сторон) процедуры медиации.
Если обратиться к Согласительному регламенту ЮНСИТРАЛ, можно увидеть, что ст. 15 в п. «c» предусматривает прекращение согласительной процедуры на основании письменного заявления сторон, адресованного посреднику, о том, что согласительная процедура прекращается. Здесь также речь ведется об одном документе, который подписывают стороны. Причем в отличие от Закона о медиации моментом прекращения процедуры медиации считается день составления такого заявления (в письменной форме), а не день получения медиатором подобного заявления.
Дополнительно в п. «d» указанной статьи Регламента ЮНСИТРАЛ предусмотрено, что согласительная процедура прекращается письменным заявлением одной из сторон, направленным другой стороне и посреднику, если таковой назначен, о том, что согласительная процедура прекращается. В данной связи становится ясно, что Регламент ЮНСИТРАЛ различает письменное заявление сторон о прекращении процедуры медиации от письменного заявления одной из сторон о прекращении процедуры медиации. Подобное различие заложено и в Законе о медиации, когда речь идет о заявлении одной, нескольких или всех сторон.
Регламент ЮНСИТРАЛ, в отличие от Закона о медиации, предусматривает направление заявления о прекращении согласительной процедуры не только посреднику, но и другой стороне. Моментом прекращения согласительной процедуры по Регламенту ЮНСИТРАЛ считается день составления такого заявления. По Согласительному регламенту МКАС при ТПП РФ согласительная процедура прекращается в случае письменного заявления сторон или одной из них, адресованного посреднику, о том, что согласительная процедура прекращается. Подобная модель заложена и в Закона о медиации.
Последнее основание прекращения процедуры медиации по Закону о медиации — это истечение срока проведения процедуры медиации. Закон не регулирует ситуации, когда срок фактически истек, но стороны намереваются продолжать процедуру медиации. Или, перефразируя положения согласительных регламентов, «дальнейшие усилия в рамках согласительной процедуры себя оправдывают», или существует «целесообразность дальнейшего проведения медиации». В данной связи жесткое указание на прекращение процедуры медиации в связи с истечением сроков проведения процедуры медиации представляется не вполне уместным .
Подводя итог, следует отметить, что в целом применительно к вопросу о прекращении процедуры медиации, очевидно прослеживается взаимосвязь между основаниями и процедурой прекращения процедуры медиации по Закону о медиации и Согласительному регламенту МКАС при ТПП РФ, который, в свою очередь, позаимствовал ряд положений из Согласительного регламента ЮНСИТРАЛ, что свидетельствует об имплементации ряда норм, носящих международно-правовой характер (в рамках международного гражданского процесса).
Заключение
Проведенное в работе исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Характерные черты медиации заключаются в следующем:
1) медиация — это самостоятельный способ урегулирования правового спора;
2) медиация — это внеюрисдикционный способ урегулирования правового спора;
3) участниками медиации являются стороны спорного правоотношения и медиатор.
К отличительным признакам медиации можно отнести то, что ее содержание составляют два компонента: переговоры сторон и деятельность медиатора. Таким образом, можно сформулировать следующее определение медиации. Медиация — это самостоятельный внеюрисдикционный способ урегулирования правового спора путем переговоров сторон при содействии нейтрального лица — медиатора.
Традиционное посредничество являлось одним из первых способов разрешения споров, известных еще до появления государства. Оно представляло собой естественное, закономерно существующее в обществе явление, источником которого были философия и религия. Функции посредника, как правило, выполняли наиболее уважаемые и авторитетные члены общины. Сама процедура никак не регламентировалась. С развитием государственности функции разрешения споров в основном перешли к верховным органам власти. В этом смысле традиционное посредничество корректней рассматривать в качестве предшественника государственных механизмов разрешения споров, нежели современной медиации.
Современная концепция медиации оформилась в рамках движения по развитию способов альтернативного разрешения споров, начавшегося в США в 1960-1970 гг., и распространившегося в большинстве стран ЕС в 90-е гг. ХХ века. В ее основе лежит «гарвардский метод» ведения переговоров, разработанный профессорами Р. Фишером и У. Юри. Ученые сформулировали базовые правила переговорного процесса, следуя которым стороны в абсолютном большинстве случаев способны достигнуть разумного соглашения.
Суть этого метода заключается в том, что при урегулировании спора стороны совместно разрешают общую проблему, руководствуясь, с одной стороны, объективными стандартами, а с другой — собственными интересами и действительными потребностями. Медиация в ее современной форме использует данный подход. Так, в классической медиации основной задачей медиатора является содействие сторонам, не владеющим в совершенстве переговорными компетентностями, в выстраивании коммуникации по «гарвардскому методу».
Таким образом, в отличие от традиционного посредничества, в основе концепции современной медиации лежит научно-обоснованный и практически апробированный метод ведения переговоров.
В странах Европейского Союза имеется развитая система законодательства, регламентирующая проведение медиации, основанная на международных актах рекомендательного характера. К подобным актам относятся: Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре 2002 г., Директива N 2008/52 ЕС Европейского Парламента и Совета от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах (далее — Директива), Европейский кодекс поведения для медиаторов от 2 июня 2004 г., Примирительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980 г. и др.
Что касается России, то проведенное в работе исследование показывает, что основным нормативным актом, регламентирующим процедуру медиации в России, является Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Данная процедура необходима для того, чтобы стороны с участием независимого лица (медиатора) могли достичь взаимоприемлемого соглашения, для минимизации негативных последствий предпринимательского спора. Процедуру медиации можно применять после того, как возникли споры, рассматриваемые в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства. Медиацию разрешено использовать как до обращения в суд, так и после начала разбирательства. Она проводится на основании соглашения. Законом определены его условия. Услуги могут оказываться за плату либо безвозмездно.
Медиатором является независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. При этом осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять же деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным ст. 16 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Законом закрепляется возможность создания саморегулируемых организаций медиаторов. В ст. 18 Закона установлены правила, регламентирующие правовой статус и порядок создания таких саморегулируемых организаций. При этом саморегулируемые организации медиаторов должны соответствовать требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Как показывает исследование, процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон и на основе следующих принципов:
1) добровольности,
2) конфиденциальности,
3) сотрудничества и равноправия сторон,
4) беспристрастности и независимости медиатора.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что роль медиации актуальна не только для Российской Федерации. Если обратиться к опыту европейских государств, то посредничество завоевывает все большее признание и популярность среди представителей делового мира. Европейские коммерсанты, активно участвуя в экономическом обороте в рамках единого рынка, созданного Европейским союзом, столкнулись с различным правовым регулированием международных коммерческих сделок в европейских государствах, а также с культурными, национальными различиями европейцев, проживающих в разных государствах. Тем не менее, для преодоления правовых, культурных, языковых барьеров европейские коммерсанты используют посредничество.
Таким образом, институт медиации имеет достаточно большие перспективы. Медиационное разрешение споров может быть применено в самых различных сферах предпринимательской деятельности.
Развитие примирительных процедур является одним из приоритетных направлений совершенствования существующих в Российской Федерации механизмов урегулирования споров и защиты нарушенных прав граждан.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
- Типовой закон Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли о международной коммерческой согласительной процедуре (принят в г. Нью-Йорке 24 июня 2002 г. на 35-ой сессии ЮНСИТРАЛ) // СПС «КонсультантПлюс».
- Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ (принят 23 июля 1980 г. на 241-ом заседании Комиссии ООН по праву международной торговли) // СПС «КонсультантПлюс».
- Директива N 2008/52/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах» (принята в г. Страсбурге 21 мая 2008 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
- Европейский кодекс поведения для медиаторов (принят 2 июля 2004 г. в г. Брюсселе на конференции Европейской Комиссии) // СПС «КонсультантПлюс».
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. ст. 3301; Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. ст. 410; Часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. ст. 4552. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 52 (часть I). ст. 5496.
- Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. ст. 4532.
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. ст. 3012.
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 31. ст. 4162.
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 49. ст. 6076.
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. ст. 3019.
- Приказ Минобрнауки РФ от 14 февраля 2011 г. N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // Российская газета. 2011. 23 марта.
- Приказ ТПП РФ от 30 декабря 2008 г. N 72 «О совершенствовании деятельности Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации» (вместе с «Положением о коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ ТПП РФ от 12 мая 2006 г. N 32 «Об образовании Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации» (вместе с «Регламентом по проведению примирительной процедуры с участием посредника») // СПС «КонсультантПлюс».
Научная литература
- Аболонин В.О. В поисках российской модели судебной медиации // Российский юридический журнал. 2011. N 5.
- Аболонин В.О. Три подхода к пониманию медиации // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. N 10.
- Антипов А.Н. Римское право: Учебное пособие. М., 2011.
- Антипов А.Н., Антипов В.А. История возникновения и развития медиации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 4.
- Владимирова М.О. Правовая характеристика медиативного соглашения // Юрист. 2013. N 8.
- Голубцов В.Г. Примирительные процедуры в сфере экономического правосудия: тенденции и перспективы // Закон. 2013. N 8.
- Договорное право: соглашения о подсудности, международной подсудности, примирительной процедуре, арбитражное (третейское) и мировое соглашения / Под общ. ред. М.А. Рожковой. М., 2008.
- Загайнова С.К., Малюшин К.А. Медиация в гражданском процессе: опыт Финляндии и России // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 8.
- Кадье Л. Примирительные процедуры во Франции: традиции и современность // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2007. N 6.
- Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. М., 2011.
- Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (постатейный) / Отв. ред. С.К. Загайнова, В.В. Ярков. М., 2012.
- Коровяковский Д.Г. Применение процедуры медиации во внешнеэкономической деятельности // Таможенное дело. 2011. N 3.
- Кучинская Е.Н., Гасанов А.М. Актуальные вопросы становления и развития медиации в России // Российский судья. 2012. N 5.
- Михайлова Е.В. Медиация как отдельный способ урегулирования правовых конфликтов в частноправовой сфере // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. N 5.
- Минкина Н. Медиатор. Рассуждения на тему // ЭЖ-Юрист. 2012. N 25.
- Николюкин С.В. Правовые технологии посредничества (медиации) в Российской Федерации: научно-практическое пособие. М., 2013.
- Пальцев Ю.Е. Пути совершенствования медиации в России // Мировой судья. 2011. N 6.
- Помазкова С.И. Правовые аспекты соглашений, заключаемых при проведении медиации // Юридический мир. 2012. N 5.
- Развитие медиации в России: теория, практика, образование / Под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко. М., 2012.
- Рехтина И.В. Медиация в России как альтернативный способ разрешения споров и элемент интеграции в Европейское сообщество // Юрист. 2012. N 11.
- Сильвестри Э. Альтернативное разрешение споров в странах Европейского союза: обзор // Вестник гражданского процесса. 2012. N 6.
- Тихонова Е.В., Старостин М.Е., Лазарева О.В. Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (постатейный). М., 2014.
- Хрестоматия альтернативного разрешения споров: Учебно-методические материалы и практические рекомендации / Сост. Г.В. Севастьянов. СПб., 2009.
- Цирина М.А., Власова Н.В., Муратова О.В. Проблемы унификации международного частного права в современном мире // Журнал российского права. 2014. N 3.
- Шамликашвили Ц.А. Медиация как современный способ урегулирования споров и ее соотнесение с судебным разбирательством // Правовые вопросы строительства. 2013. N 1.
- Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. М., 2013.
- Шередеко Е.В. Медиация в налоговом споре: опыт зарубежных стран // Финансовое право. 2012. N 8.
- Эндрюс Н. Система гражданского процесса Англии: судебное разбирательство, медиация и арбитраж / Под ред. Р.М. Ходыкина. М., 2012.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф