1.4.2. Анализ основных фондов
Одним из важнейших факторов увеличения объёма производства продукции на предприятии является его обеспеченность основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и эффективное их использование. Структура основных фондов приведена в таблице 2.
Таблица 2 — Структура основных фондов по состоянию на 2013 год
| Виды основных средств | Балансовая стоимость, руб. | Удельный вес, % | Износ, руб. | Износ, % | Остаточная стоимость, руб. |
| Производственные фонды, в том числе: | |||||
| — здания производственные и не производственные | 14764,5 | 23,98 | 5026,5 | 32,34% | 10516 |
| — сооружения | 778 | 1,26 | 24285,5
| 56,85% | 18432
|
| — машины и оборудование | 35213 | 57,19 | — | — | — |
| — транспорт | 7504,5 | 12,19 | 2079
|
| — |
| — производственный и хозяйственный инвентарь | 1612,5 | 2,61 | — | — | — |
| — земельные участки и объекты природопользования | — | — | — | — | — |
| — капитальные вложения в коренное улучшение земель | — | — | 5026,5
| — | — |
| 3. Другие виды основных средств | 1689,5 | 2,7 | — | — | — |
| Итого пассивная часть | 17232 | 28 | — | — | — |
| Итого активная часть | 44330 | 72 | 26364,5 | — | — |
| Итого | 61562 | 100,00 | 31391 | — | 28948 |
Структура основных средств в 2013 году выглядит следующим образом, общая сумма основных средств составила 61562 тыс. рублей. Из них доля активной части основных средств 72%, что составляет 44330 тыс. рублей, и соответственно пассивная часть 28%, что составляет 17232 тыс. рублей. Наиболее весомый элемент в активной части основных средств машины и оборудование с 57,19%, за ними, по величине, следует статья транспорт с 12,19%, и самая незначительная часть это производственный и хозяйственный инвентарь 2,61%.
Пассивная часть основных фондов составляет 28%, она так же имеет три составляющих: здания, сооружения и другие виды основных средств. Наибольшую долю в пассивной части занимает статья здания 23,98% или 17764,5 тыс. руб., затем идет статья сооружения 1,26% ,что составляет 778 тыс. руб. и статья другие виды основных средств 2,7% в общей сумме основных средств или 1689,5 тыс. руб.
Из проведенного анализа основных фондов видно, что их активная часть больше пассивной, а следовательно большая часть средств предприятия участвует в непосредственном производстве продукции.
Анализ использования основных фондов показал, что сумма хозяйственных средств составила в 2012 году 17,8% по сравнению с 2011 годом, а в 2013 она снизилась на 0,8%. Доля основных средств в активах в 2012 году сократилась на 26,3%, в 2013 году выросла на 11.48% по отношению к 2012 году. Доля активной части основных средств остается на прежнем уровне. Коэффициент износа активной части основных средств в 2013 году немного увеличился, в 2013 году новое оборудование не вводилось в производство в таком объеме, как в 2011 году, что нам и показывает коэффициент обновления, который составил всего 17,6 % по отношению к 2012 году. Тогда как коэффициент износа основных средств постоянно, на протяжении двух лет, возрастает. Годовая сумма амортизационных отчислений в 2013 году по отношению к 2012 составляет 97,39 %.
Эффективность использования оборудования во времени показывает коэффициент экстенсивного использования оборудования. Ни в одном из периодов он не достигает 100%, но его показания близки к идеалу, только значительное отставание имеется в 2012 году, коэффициент уменьшился на 10,6%.
Коэффициент сменности в 2013 году увеличивается. Коэффициент сменности не дотягивает до 2, так как не весь завод работает в 2 смены.
Коэффициент интенсивного использования оборудования в 2012 и 2013 году превышает 100%, то есть фактическая производительность оборудования превысила плановую.
Фондовооруженность показывает снижение в 2012 году на 12,2%, в 2013 наоборот значительное увеличение на 71,52%%, это связано с увеличением объемов продаж. Наиболее эффективно основные производственные фонды использовались в 2013 году, о чем говорит показатель рентабельность основных средств. В 2012 году он достиг значения 0,09 что значительно меньше, чем в 2011 году. В 2013 году рентабельность основных средств составила 477%, это хорошая динамика. Фондоотдача повышается с каждым годом, в 2012 она увеличилась на 11,6%, в 2013 на 47,42%, это положительная тенденция.
1.4.3. Анализ оборотных фондов
Рассматривая структуру оборотных средств завода за три периода, нужно заметить, что в каждом периоде наибольшая доля оборотных средств находится в краткосрочной дебиторской задолженности. Таблица структуры оборотных средств представлена в Приложении 2. С каждым годом доля краткосрочной дебиторской задолженности увеличивается, наибольший прирост произошёл в 2013 году, её доля составила 52,58% против 51,01% в 2012 году и 38,51% в 2011 году, это отрицательная тенденция.
Следующие по величине в структуре оборотных средств это сырьё и материалы и готовая продукция и товары для перепродажи. Сырьё и материалы в течение всех трёх периодов уменьшают свою долю в оборотном капитале, следовательно, меньше средств предприятия лежит на складах. Готовая продукция в 2012 году уменьшила свою долю по сравнению с 2011 годом с 28,27% до 16,87%. А в 2013 году её доля возрастает до 17,62%.
Доля затрат в незавершенное производство имеет положительную динамику, на протяжении 3-х лет имеет средний коэффициент 3,86.
Расходы будущих периодов имеют незначительную долю во всех трёх периодах, наибольшая доля, занимаемая ими, достигла 2,06% в 2011 году, а в 2013 году снизилась до 0,53%%.
Самую малую часть оборотных средств занимает НДС по приобретённым ценностям: в 2011 году 0,17%, в 2012 доля уменьшается до 0,05% и в 2013 немного увеличивается до 0,06%. Денежные средства в 2013 году значительно уменьшились, так как увеличились краткосрочные финансовые вложения в этом же году, и увеличилась дебиторская задолженность.
Степень эффективности использования оборотных средств характеризуют показатели оборачиваемости, длительности оборота, рентабельности оборотных средств.
- Коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Показывает, сколько оборотов в течение периода совершили оборотные средства. В динамике коэффициент оборачиваемости должен увеличиваться.
КОБ = ВР / ОС, (1)
где ВР — чистая прибыль;
ОС — оборотные активы.
К2012ОБ = 182852 / 70101 = 2,61 оборота
К2013ОБ = 276879 / 83712 = 3,3 оборота
В 2013 коэффициент вырос с 2,61 до 3,3
2. Длительность оборота
ТОБ = Д / КОБ (2)
где Д — длительность календарных дней в анализируемом периоде, дни.
Т2012ОБ = 360 / 2,61 = 138 дней
Т2013ОБ = 360 / 3,3 = 109 дней
В 2013 году длительность оборота оборотных средств уменьшилась по сравнению с 2012 годом с 138 дней до 109 дней. Таким образом, чем выше количество оборотов и чем ниже длительность оборота, тем меньше величина затрат на создание оборотных средств и расходов с ними связанных.
- Рентабельность оборотных средств
RCA = П / ОС (3)
где П — выручка от реализации продукции.
RCA2012 = 9182 / 70101 = 0,13
RCA2013 = 27026 / 83712 = 0,32
Таким образом, на 2012 год приходится 13 коп. на 1 руб. оборотных средств. А на 2013 приходится 32 коп. на 1 рубль.
1.4.4. Анализ кадров (трудового потенциала)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что численность по штату в 2013 году по сравнению с 2012 годом, увеличилась на 39 человек и составила 213 чел., это связано с ростом объемов производства и приемом дополнительных работников. Численность вспомогательных рабочих тоже изменилась и равна 74 чел. Общая численность РСС изменилась по сравнению с предыдущим годом и равна 43 чел.
На предприятие больше всего рабочих с полным средним образованием, 60% высшего руководства завода имеет высшее образование.
Общий средний возраст работников составляет 39 лет.
Коэффициент приема кадров:

Коэффициент приема кадров с 2012 по 2013 увеличился почти в два раза.
Коэффициент текучести кадров:

Коэффициент текучести кадров в период с 2012 по 2013 увеличился, что является отрицательным показателем.
Оплата труда работников предприятия производится по повременно-премиальной и сдельно-премиальной системе на основании тарифных ставок и квалификационных разрядов выполняемых работ по единой тарифно-квалификационной сетке.
Каждому работнику устанавливается тарифная ставка (оклад). Величина тарифа (оклада) определяется в соответствии с Положением о тарифах (окладах) и трудовым договором.
Заработная плата состоит из тарифной оплаты (ТО), стимулирующих выплат, оплаты времени простоя (ВП) и дополнительных выплат.
Помимо основной премии осуществляются следующие дополнительные выплаты:
— премия за высокие достижения в труде;
— премия по итогам хозяйственной деятельности за год;
— единовременные премии.
Премия по результатам деятельности предприятия рассчитывается с учетом двух показателей: величины реализации продукции в отчетном месяце; величины прибыли полученной в предыдущем отчетном месяце
Основная премия, являясь стимулирующей выплатой, начисляется работнику на уровне установленной премии по результатам деятельности предприятия только при строгом соблюдении работником своих трудовых обязанностей в течение прошедшего месяца.
Показатели, за выполнение которых осуществляется премирование работников общества по результатам деятельности предприятия:
- Реализация произведенной товарной продукции.
- Прибыль общества.
Под реализацией продукции понимается сумма выручки, поступившая на счета или в кассу общества за отгруженные товары.
Под прибылью общества понимается валовая прибыль, полученная за отгруженные товары и по внереализационным операциям.
Объемные показатели производственно-финансовой деятельности для целей премирования персонала утверждаются генеральным директором управляющей организации.
Таким образом, на ООО «Глазовский Завод металлоизделий» существуют следующие премии:
- За высокие достижения в труде (суммируется с отпускными).
- По итогам хозяйственной деятельности за год.
- По итогам ежемесячной производственной деятельности.
Доплаты и надбавки чаще всего вызваны особыми условиями работы конкретного работника. Премии же рассчитаны обычно на то, чтобы поощрить достижение на производстве какого-либо определенного результата. Доплаты и надбавки носят стабильный характер, премии — непостоянный.
1.5. Финансово-экономические показатели деятельности организации
Анализ рассчитанных показателей дает представление о деятельности предприятия.
Первая группа показателей это общие показатели.
Объём реализованной продукции в сопоставимых ценах в 2012 году снижаются на 2,44% по сравнению с 2011 годом в связи с финансовым кризисом осени 2011 года, но уже в 2013 году, объёмы возрастают на 54,6%.
С себестоимостью реализованной продукции обратная ситуация, в 2012 году происходит её увеличение на 2,98%, а в 2013 она остается на уровне 2012 года.
Сходную динамику имеет показатель затраты на 1 руб. реализованной продукции. По сравнению с 2011 годом чистая прибыль в 2012 году сократилась на 75,37%. В 2013 году чистая прибыль предприятия достигает максимума из трех рассматриваемых периодов.
В 2012 году происходит увеличение оборотных средств то есть предприятию необходимо больше собственных и заемных средств для обеспечения производства. Сумма основных средств в 2012 году снизилась с 33856 тыс. руб. до 29338,00 тыс. руб., темп роста составил 86,8%. В 2013 году этот показатель увеличился до 30171 тыс. руб., темп роста 102,66%.
Динамика показателя доля основных средств в активах, в 2012, 2013 году отрицательная темп роста составил 73,66% и 85,18% соответственно.
Темп роста суммы хозяйственных средств в 2012 году составил 117,84 %.
Доля активной части основных средств в 2012 увеличивается, темп роста 2012 года 101,2%, темп роста 2013 года 100,10%. Так как объём реализованной продукции в 2012 году снизился, так же как и чистая прибыль, то источником пополнения становится заемный капитал, что является нежелательным явлением.
Показатель фондоотдачи, характеризующий эффективность использования основных фондов увеличивается на протяжении трех периодов, в 2012 году на 11,58%, в 2013 году на 46% . Следовательно, продолжает увеличиваться эффективность использования основных фондов.
Среднесписочная численность персонала в 2011 году составила 126 человек, в 2012 году 174 человек и в 2013 году увеличилась до 213 человек.
Производительность труда (по выработке) снизилась в 2012 году на 2,03% снижение, прежде всего, связано с уменьшением спроса, а в 2013 она увеличилась на 48,6% в связи с возросшим спросом на продукцию предприятия.
Показатели ликвидности предприятия важны, прежде всего, для инвесторов и кредитных организаций, с их помощью определяют, насколько быстро предприятие может погасить задолженность, насколько оно платежеспособно.
Вторая группа показателей показывает способность предприятия платить в срок по своим обязательствам.
Коэффициент текущей ликвидности снизился в 2012 году и составил 1,4 , что на 8,76 % меньше, чем в 2011 году. В 2013 году показатель почти дотянул до желаемой нормы равной 2 и составил 1,84.
Коэффициент быстрой ликвидности демонстрирует рост во всех отчетных периодах и в 2013 году становится равным 1,05, при рекомендуемом значении 1.
Коэффициент абсолютной ликвидности, оптимальное значение которого равно 0,25, на заводе равен 0,09; 0,10; 0,59 в 2011, 2012, 2013 годах соответственно. Завод с каждым годом увеличивает свои возможности по погашению краткосрочных обязательств.
Чистый оборотный капитал предприятия в 2012 году имел темп роста равный 103,19%, а в 2013 темп увеличился и составил 197,50%. Само наличие чистого оборотного капитала свидетельствует о том, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности.
Маневренность собственных оборотных средств имеет темп роста в 2012 году 155,12% , а в 2013 году всего 24,00% и достигает значения в этом году равное 0,06. Показывает способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников.
Доля оборотных средств в активах незначительно растет в 2012 году и остается на том же уровне в 2013 .
Доля собственных оборотных средств в оборотных активах снижалась в 2012 отчетном году, темп роста составил 82,09%, в третьем отчетном году увеличивается и составляет 158,6%.
Темп роста доли запасов в оборотных активах в 2012 году составил 74,8%, в 2013 году 104,76%. То есть происходит залеживание сырья и продукции на складах, такая ситуация означает, что увеличение доли складских запасов сырья и готовой продукции на складах. Это не является положительным признаком.
Доля собственных оборотных средств, в покрытии запасов у завода за все три периода не опускалась ниже 0,5, темп роста в 2012 году составил 109,74%, а к концу 2013 года доля составила 1,0 , темп роста равен 144,9% , наметилась положительная динамика.
Третья группа показателей характеризующих финансовую устойчивость предприятия.
Коэффициент финансовой зависимости во втором отчетном периоде увеличился на 18,42% , а в третьем отчетном периоде снизился на 15,39%.
Коэффициент концентрации заемного капитала (коэффициент задолженности) вырос в 2012 году с 0,39 до 0,49 в 2012 году, в 2013 году он снизился до 0,4.
Доли долгосрочных обязательств в совокупных активах в первом отчетном году не было, во втором году составила 0,03, в третьем отчетном году выросла на 66%, это означает, что были привлечены дополнительные средства финансирования за счет долгосрочных обязательств.
Доля долгосрочных обязательств во внеоборотных активах в 2011 году отсутствовала, в 2012 году равнялась 0,08, в 2013 году увеличилась на 87,5%
Коэффициент финансового рычага имел отрицательную динамику в 2012 году, в котором он увеличился по сравнению с 2011 годом на 46,64%. Обратная ситуация наблюдалась в 2013 году коэффициент финансового рычага снизился на 31,25% и составил 0,66.
Коэффициент «квоты собственника» в 2011 году равен 0, долгосрочных заимствований не было. В 2012 году он составляет 159,86, это означает, что большая часть капитала компании поступает за счет долгосрочных заимствований. В 2013 году этот показатель увеличивается на 224,5%
Коэффициент покрытия процентов показал, что в 2011 году он составлял 7,13, В 2012 происходит падение коэффициента на 63,77% до значения 2,58, но в 2013 году намечается значительный рост и составляет 364,3%, это означает, что предприятие способно отвечать по своим обязательствам.
Анализ деловой активности характеризует эффективность использования предприятием своих средств.
Продолжительность операционного цикла и в 2012 году увеличилась на 116,35%,в 2013 году этот показатель снизился. Продолжительность операционного цикла уменьшилась на 15,3%. Снижение продолжительности финансового цикла показывает положительную динамику.
Показатели рентабельности имеют одинаковую динамику, в 2012 году все они уменьшаются в разы, то есть имеют отрицательную динамику. В 2013 году они показывают увеличение, и это является положительной характеристикой финасово-хозяйственной деятельности предприятия.
1.6. Оценка положения организации по методикам стратегического менеджмента
Матрица «МакКинзи – Дженерал Электрик».
Матрица «МакКинзи – Дженерал Электрик» основана на оценке долгосрочной привлекательности отрасли и конкурентной позиции стратегической единицы бизнеса (СЕБ). Данную оценку предлагается провести при помощи метода экспертных оценок. Оценка привлекательности отрасли и оценка конкурентной позиции предприятия (100-балльная система) представлены в таблице 3 и 4 соответственно.
Таблица 3 – Оценка привлекательности отрасли
| Критерии | Вес | Оценка | Средняя оценка | Средняя взвешенная оценка | ||
| Эксперт 1 | Эксперт 2 | Эксперт 3 | ||||
| Темп роста | 0,2 | 30 | 25 | 20 | 25 | 5 |
| Уровень конкуренции на рынке | 0,4 | 60 | 60 | 70 | 63,3 | 25,32 |
| Отраслевая рентабельность | 0,3 | 55 | 50 | 40 | 48,3 | 14,49 |
| Наличие квалифицированных кадров | 0,1 | 40 | 30 | 20 | 30 | 3 |
| Суммарная взвешенная оценка | 47,81 | |||||
Суммарная взвешенная оценка привлекательности отрасли равна 47,81. Это говорит о том, что отрасль является средне привлекательной.
Таблица 4 – Оценка конкурентной позиции предприятия
| Критерии | Вес
| Оценка | Средняя оценка | Средняя взвешенная оценка | ||
| Эксперт 1 | Эксперт 2 | Эксперт 3 | ||||
| Конкурентоспособность предприятия | 0,5 | 45 | 40 | 30 | 38,3 | 19,15 |
| Уровень использования мощностей предприятия | 0,3 | 65 | 60 | 70 | 65 | 19,5 |
| Географическое положение предприятия | 0,2 | 80 | 70 | 75 | 75 | 15 |
| Суммарная взвешенная оценка | 53,65 | |||||
Суммарная взвешенная оценка конкурентной позиции предприятия 53,65, т.е. ООО «ГЗМИ» в среднем конкурентоспособна.
Исходя из данных таблиц 3 и 4, предприятие имеет следующие координаты в матрице «МакКинзи»: (47,81; 53,65).
Можно сделать вывод, что ООО «ГЗМИ» располагается в секторе «Средний бизнес». Средний бизнес: среднее положение определяет осторожную стратегическую линию поведения, т.е. инвестировать выборочно и только в прибыльные и менее рискованные мероприятия.

Матрица Arthur D.Little.
В основе подхода к анализу фирмы Arthur D.Little лежит концепция жизненного цикла отрасли или бизнес – единиц. Она позволяет принять конкретные решения в области стратегического менеджмента.
Конкурентная позиция — прочная, т.к. специализируется в узкой рыночной нише, занимает небольшую долю рынка и может долгое время сохранять такое положение.
Таблица 5 — Характеристики стадии жизненного цикла отрасли
| Фактор | Стадия жизненного цикла | |||
| Рождение | Рост | Зрелость | Спад | |
| 1.Темп роста | ________ | Выше темпа роста ВНП | Ниже темпа роста ВНП | Меньше нуля |
| 2.Продуктовая линия | Базовая | Разнообразная | Обновленная | Сужающаяся |
| 3. Число конкурентов | Возрастающее | Большое и возрастающее | Незначительное (постоянные конкуренты) | Сокращающееся |
| 4.Стабильность доли рынка | Непостоянная | Позиции лидеров меняются | Закрепившиеся лидеры | Высокая |
| 5. Постоянство потребителей | Отсутствует | Некоторая агрессивность покупателей | Наличие определенных покупательских предпочтений | Высокое
|
| 6. Стартовые барьеры | Отсутствуют | Высокие | Высокие | Очень высокие |
| 7. Технология | Разработка продукта | Внедрение новых технологий | Обновление продуктовой линии | Минимально необходимая |
Охарактеризовав факторы жизненного цикла в отрасли, можно сделать вывод о том, что стадия жизненного цикла стратегической единицы бизнеса (СЕБ) – рост.
Проанализировав матрицу Arthur D.Little можно предложить возможные стратегии, а именно, доказать жизнеспособность предприятия, т.е. наращивать производственные мощности.
Таким образом, портфельный анализ показал, что денежные средства нужно вкладывать в новые услуги, которые стоит брать с «Дойных коров». При осуществлении такого мероприятия удастся закрепиться на рынке, а следовательно, доказать свою жизнеспособность.
Оценка сбалансированности портфеля СЕБ.
СЕБ – это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах рынка.
Для своего рынка предприятие имеет достаточно сбалансированный портфель, которые включает как фурнитуру, так и готовые изделия.
Формирование базовой стратегии:
На основании проведенного анализа базовой стратегии для ООО «ГЗМИ» является стратегия лидерство в издержках. Необходимыми рыночными условиями, которой является:
- спрос на продукцию высоко эластичен по цене и достаточно однороден;
- преобладает ценовая конкуренция;
- различия в товарных марках мало значимы для покупателей;
- отраслевая продукция стандартизирована. Покупатель может приобрести ее у разных продавцов;
- предприятие имеет доступ к источникам дешевого сырья, рабочей силы или другими источникам снижения себестоимости продукции.
При реализации данной стратегии предприятие может столкнуться с такими рисками как:
- появление технологических новинок, которые сводят на нет преимуществ в издержках;
- новые конкуренты и последователи получают такие же преимущества путем имитации товаров или осуществления инвестиций в оборудование;
- неспособность уловить необходимость смены продукции или рынка в результате чрезмерного увлечения проблемой снижения себестоимости;
- инфляционный рост издержек, подрывающий способность фирмы снижать себестоимость;
- изменения предпочтений потребителей, их чувствительности к ценам в пользу качества товаров, услуг и других характеристик;
- появление новых, более совершенных товаров.
Выбор такой стратегии обусловлен в первую очередь тем, что для предприятия на данный момент главной целью является получение дополнительной прибыли и привлечение большего числа клиентов.
SWOT – анализ ООО «ГЗМИ».
SWOT-анализ — один из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании. Это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации. SWOT-анализ является предварительным исследовательским этапом при составлении стратегических планов (См. Задачи стратегического менеджмента), разработке стратегических целей для анализа проблем и перспектив предприятия применим метод стратегического анализа SWOT, и заполним SWOT-матрицу.
Проведем анализ выявленных проблем организации.
1.7. Анализ выявленных проблем организации
В целом по проведенному анализу предприятия можно сказать, что в 2013 году все показатели имеют положительную динамику, произошло увеличение объемов производства, увеличение объемов продаж по сравнению с 2011-2012 годами.
На данный момент основными проблемными моментами завода, требующими решения, являются:
- Снижение объёмов реализованной продукции.
- Сбои в снабжении.
- Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений.
- Недостатки в рекламной политике.
- Неучастие персонала в принятии управленческих решений.
- На ряде участков существует устаревшая технология, влияющая на качество продукции.
Ключевой проблемой, по нашему мнению, с которой столкнулось исследуемое предприятие, является снижение объёмов реализованной продукции.
Вывод: стартовой проблемой является низкий объем сбыта продукции предприятия на протяжении двух лет.
Для того чтобы основания, производимые на заводе и дальше оставались конкурентно способными в рыночных условиях, необходимо тщательно следить за качеством производимого продукта, и постоянно совершенствовать технологию и оборудование, а так же постоянно расширять рынки сбыта.
