Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности сестринской деятельности по профилактике туберкулеза. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


Для активной специфической профилактики туберкулеза применяется вакцина БЦЖ− сухая для внутрикожного введения. Это живые микобактерии вакцинного штамма БЦЖ-1, лиофильно высушенные в 1,5% растворе глютаминатом натрия. Для щадящей специфической профилактики туберкулеза используют БЦЖ-М (половинная доза вакцины БЦЖ). Вакцина выпускается в ампулах, запаянных под вакуумом, и содержит 1,0 мг сухого вещества вакцины или 0,5 мг БЦЖ-М. В 1 мг содержится 8 млн. Микробных тел (0,05 мг-400 тыс.)

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Биологическая активность БЦЖ связана с остаточной вирулентностью, которая позволяет штамму прижиться в организме человека, размножаться, главным образом в лимфатической системе, вызвать ограничены специфические морфологические изменения с последующим их рассасыванием и сохранением повышенной резистентности тканей к туберкулезной инфекции.

Нормативные документы, регулирующие обеспечение эпидемиологической безопасности при осуществлении медицинской деятельности, связанной с внутрипузырной иммунотерапией БЦЖ:

  1. Приказ МЗ РФ от 21.03.2003 № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 77 − Ф «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»
  3. СП 3.1.1295 − 03 «Профилактика туберкулеза».
  4. СанПиН 2.1.3.2630 − 10 «Санитарно − эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
  5. СП 1.3.2322 − 08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IVгруппы патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней». Приложение №1 «Классификация микроорганизмов − возбудителей инфекционных заболеваний человека, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения по группам патогенности»
  6. СанПиН 2.1.7.2790 − 10 «Санитарно − эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
  7. СП 3.3.2.1120 − 02 «Санитарно − эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения».
  8. СП 3.3.2.1248 − 03 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов».
  9. СП 3.3.2342 − 08 «Обеспечение безопасности иммунизации».
  10. Федеральный − закон РФ от 04. мая 2011г № 99 − ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Исследованиями 3. С. Земсковой, И. Р. Дорожкова установлено, что через 2 недели после вакцинации возникает трансформация микобактерий туберкулеза в L-формы, которые способны поддерживать иммунитет в течение длительного времени. Вакцину БЦЖ хранят в специально предназначенной комнате в холодильнике. В этой комнате проводят обработку шприцев, разведение и забор вакцины в шприц (индивидуальный для каждого ребенка).

Первичную вакцинацию осуществляют здоровым доношенным новорожденным детям на 3-5 день жизни (проводят утром, непосредственно в палате, после осмотра детей педиатром). Вакцину вводят обязательно внутрикожно в дозе БЦЖ 0,05 мг БЦЖ-М − 0,025 мг в 0,1 мл раствора на границе верхней и средней трети наружной поверхности левого плеча. Для получения такой дозы в ампулы с вакциной непосредственно перед использованием добавляют 2 мл стерильного изотонического раствора натрия хлорида, который переносят стерильным шприцем с длинной иглой [3;117].

При правильной технике введения должен образоваться инфильтрат беловатого цвета размером 6-8 мм в диаметре, который через 15-20 минут исчезает. На месте внутрикожного введения вакцины в период новорожденности через 4-6 недель развивается специфическая реакция в виде инфильтрата диаметром 5-10 мм с небольшим узелком в центре; после ревакцинации местные реакции на прививку могут появляться уже на первой неделе. Они образованы эпителиоидными клетками и скоплением лимфоидных клеток по периферии. Среди эпителиоидных клеток иногда имеются гигантские клетки Пирогова –Лангханса. Иногда такой инфильтрат может превращаться в небольшой узелок с характерным цианотичным оттенком или в пустулы. Последняя подсыхает и рассасывается или образуется корочка. В некоторых случаях может возникать небольшое изъязвление (не более 8 мм в диаметре) с серозно-гнойным отделяемым, которое спонтанно заживает.

Обратное развитие местных реакций происходит в течение 2-х месяцев, а у части детей − в более поздние сроки. На месте прививки формируется рубчик размером 2-10 мм, что свидетельствует о наличии сформированного иммунитета. Иммунологическая перестройка организма под влиянием БЦЖ сопровождается появлением положительной пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л. Прививки новорожденным противопоказаны в следующих случаях:

  • недоношенность, когда масса тела при рождении меньше 2000 г;
  • внутриутробная инфекция;
  • родовые травмы с неврологической симптоматикой;
  • острые заболевания;
  • гнойно-септические заболевания;
  • гемолитические заболевания новорожденных;
  • генерализованные кожные поражения;
  • генерализованная инфекция БЦЖ, выявленная у других детей в семье.

Если в семье новорожденного есть больной туберкулезом, выделяющий микобактерии туберкулеза, то ребенка нужно изолировать от контакта с ним на срок не менее 2 месяцев после вакцинации. При отказе такого больного от госпитализации мать с ребенком задерживают на 6-8 недель в роддоме. Ребенка, родившегося от матери, больной туберкулезом, также вакцинируют.

Вакцину БЦЖ-М применяют в следующих случаях:

  • вакцинация недоношенных с массой тела при рождении 2 кг и более;
  • прививки детей, имеющих противопоказания при рождении. Проводится через 1-6 месяцев при снятии противопоказаний в детской поликлинике (детям в возрасте 3 месяцев и старше предварительно проводят пробу Манту с 2 ТЕ ППД-Л);
  • вакцинация детей, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях (III-IV зона).

Ревакцинация осуществляется в 7 и 14 лет детям и подросткам с отрицательной реакцией Манту с 2 ТЕ ППД-Л. Интервал между проведением пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л и ревакцинацией должен быть не менее 3 дней и не более 2 недель.

Таким образом, можно сделать вывод, что туберкулез является острейшей проблемой современного мирового сообщества и сегодня признан Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как заболевание, требующее разработки и внедрения активных и безотлагательных действий по предупреждению распространения в мире.

Излечение больных туберкулезом зависит от двух взаимосвязанных факторов: подавления размножающейся популяции микобактерий помощью противотуберкулезных химиопрепаратов и регрессии туберкулезных изменений в пораженных органах с развитием репаративных процессов. В современных условиях возникает необходимость постоянного совершенствования режимов химиотерапии.

 

Глава 2. Функциональные обязанности медсестры по
профилактике туберкулеза

2.1 Статистика заболеваний туберкулезом в Иркутской области

Одной из основных целей государственной политики в области здравоохранения на современном этапе является улучшение демографической ситуации, состояния здоровья населения, обеспечение доступности и качества медицинской помощи.

Федеральным законом от 22.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены основные принципы охраны здоровья и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья людей.

В соответствии с Законом Иркутской области от 05.03.2010 № 4-ОЗ «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области» органы местного самоуправления создают благоприятные условия для оказания медицинской помощи населению.

В Иркутской области в 2014 году от туберкулеза умерло 619 человек, что на 170 человек меньше по сравнению с 2013 годом, когда было зарегистрировано 789 случаев.

За последние годы показатель смертности от туберкулеза снизился на 21%. В 2010 году на 100 тыс. населения показатель составлял 46,8%, а в 2014 году − 25,6%.

Положительная динамика связана с принятием долгосрочной программы «Меры по предотвращению распространения туберкулезом в Иркутской области на 2013−2017 годы».

Несмотря на положительную динамику, Иркутская область превышает в два раза средние показатели по России и в Сибири. На сегодня количество жителей Иркутской области с активной формой заболевания составляет 7899 случаев. За 2014 год количество выявленных заболевших туберкулезом увеличилось на 2954 человека, среди них 130 − детей и 36 − подростков. Открытую форму туберкулеза имеют заболевания 40% заболевших. 3% заболевших отказываются от лечения. Позже их привлекают к принудительному лечению через суд.

С 2001 года в городе Братске отмечается относительная стабилизация эпидемиологической обстановки по туберкулезу – произошло снижение показателя первичной заболеваемости с 75,4 на 100 000 населения в 2008 году до 71,5 в 2012 году. Снизился показатель смертности с 15,9 в 2009 году до 8,5 в 2014 году.

Наряду с этим вырос показатель заболеваемости детей с 2,6 в 2008 году до 12,7 в 2014. Растет количество больных туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией: на конец 2014 года выявлено 72 человека (в 2013 году – 46), в том числе 22 человека выявлены в течение 2014 года (в 2013 году – 24).

Охват населения целевыми медицинскими осмотрами на туберкулез в целом по городу Братску вырос по сравнению с 2008 годом на 0,8% – с 75,5% до 76,3%.

Снижается удельный вес среди впервые выявленных больных с запущенными формами туберкулеза легких: с 3,3 % в 2008 году до 0,8 % в 2014 году.

2.2. Сестринский процесс, его этапы

Выдающаяся исследовательница и пропагандистка сестринского дела в Европе Дороти Холл однажды сказала: «Многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было бы избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось бы такими же быстрыми темпами, что и медицинская наука» [10;112].

Таким образом, сложившаяся в стране ситуация требует переосмысления сестринской специальности с учетом требований сегодняшнего дня.

В наши дни медицинские сестры должны иметь понятие «Что такое новые сестринские технологии?», как и для чего они создаются. Каждаямедицинская сестра должна владеть этой информацией, свободноориентироваться в вопросах темы, чтобы соответствовать уровню, которыйпредъявляется к сотрудникам туберкулезной больницы.

Одна из ведущих ролей в решении задач медико-социальной помощинаселению отводится медицинским сестрам, а значит, именно от этойкатегории персонала во многом зависят качество и эффективность медицинскихуслуг.

Качество сестринской помощи напрямую зависит:

  • от знаний и умений каждой медицинской сестры;
  • от ее отношения к делу;
  • от ее личных качеств;
  • от того, насколько четко осуществляется взаимодействие внутримедицинского коллектива;
  • от стиля отношений в коллективе;
  • от степени развития сестринского дела в стране, городе иликонкретном медицинском учреждении;
  • от того, какие требования предъявляются к медицинской сестре икакие функции на нее возлагаются.

Для достижения высокого качества оказываемой медицинской помощинеобходимо правильно организовать выполнение всех основных функциймедицинской сестры.

Чтобы достичь высокого уровня в оказании сестринской помощи,необходимо создать медико-технологические протоколы (стандарты), которыебудут являться:

  • эталоном сестринских технологий;
  • эталоном критериев оценки качества.

Внедрение стандартов в практическую деятельность даетгарантию и уверенность пациенту на получении более качественной иквалифицированной медицинской помощи, ускорения процессаадаптации в условиях стационара, дома, ухода, более эффективным методамобучения в вопросах самоухода и самогигиены[15;127].

  • медицинская сестра;
  • лечебно-профилактическое учреждение.

Что дают стандарты пациенту:

  • уверенность в получении качественной помощи

Что дают стандарты медицинской сестре:

  • позволяют улучшить качество сестринской помощи;
  • позволяют логически обосновать свои действия;
  • нести ответственность за свои действия;
  • быть уверенными в защищенности своих прав;
  • дают возможность качественно выполнять сестринские технологии, а в конечном итоге −профессиональные обязанности.

Стандартизация в здравоохранении – это планомерный длительныйпроцесс перехода к научной организации и контролю работы медицинскойсестры. Его нельзя подменить просто единым оформлением документа иливыполнением каких-то манипуляций по алгоритмам. Стандарты должныучитывать каждый раздел работы сестринских служб, начиная отвзаимодействий подразделений лечебно-профилактического учреждения изаканчивая сестринским уходом при каждой конкретной проблеме пациента.

Понимая важность и значимость данного вопроса, сестринский коллективнашей больницы занимается разработкой медико-технологических протоколовсестринских манипуляций.

К сожалению, на сегодняшний день деятельность сестринского персоналане стандартизирована на государственном уровне. Стандартизация началась«снизу», т.е. каждая больница утверждает свои протоколы, а затемпредполагается стандартизация деятельности на государственном уровне.

Внедрение в практическую деятельность медицинских сестер документов,стандартизирующих работу, позволяет обеспечить высокое качество сестринскойпомощи и одновременно гарантировать юридическую защиту медицинской сестры.

Изучая опыт внедрения стандартов (медико-технологических протоколов)в других ЛПУ, мы определили, что это позволило получить положительныерезультаты на различных уровнях:

  • медицинская сестра;
  • лечебно-профилактическое учреждение.

Что дают стандарты пациенту:

  • уверенность в получении качественной помощи.

Что дают стандарты медицинской сестре:

  • позволяют улучшить качество сестринской помощи;
  • позволяют логически обосновать свои действия;
  • нести ответственность за свои действия;
  • быть уверенными в защищенности своих прав;
  • дают возможность качественно выполнять сестринские технологии, а вконечном итоге −профессиональные обязанности.
  • облегчают процесс адаптации новых сотрудников на рабочем месте;
  • дают возможность постоянно повышать профессиональный уровеньмедицинских сестер (поскольку разработка стандартов является одной извысших форм самообразования).

Отношение к «Сестринскому процессу» в среде медицинских сестерне однозначное, порой негативное. Негативное отношение определяетсянедостатком знаний по данному вопросу.

Медицинские сестры имеютповерхностные знания по сестринскому процессу и поэтому, как и всеновое, отрицается и сестринский процесс.

Важнейшей задачей отраслевой программы развития сестринскогодела является создание условий для эффективного и качественногооказания медицинской помощи, а для этого необходимо развивать новыеорганизационные формы и технологии сестринской деятельности, вчастности «Сестринский процесс»[13;105].

Сестринский процесс – это метод научно обоснованных иосуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей пооказанию помощи пациентам.

Виды сестринского вмешательства, применяемые медицинскими сестрами. (см.Таблицу 1)

Таблица 1− Виды сестринского вмешательства, применяемые медицинскими сестрами

Вид сестринского вмешательства Действия медсестры
Оказание помощи в удовлетворении ежедневных потребностей Собирает данные о необходимости посторонней помощи пациенту. Учит доступным ему навыкам удовлетворения потребностей для обеспечения независимости
Поддержка Это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь пациенту, этим можно добиться изменений в чувствах, в отношении. Важно чтобы медсестра сама владела необходимыми навыками и знаниями для предоставления поддержки
Обучение Проводится для приобретения новых знаний и навыков, привития здорового образа жизни, освоения техники ухода, выполнения манипуляций. Важно правильно оценить потребность пациента вобучении и его готовность к этому.
Приспособление пациента к максимально комфортному пребыванию в стационаре Создание среды, благоприятной для достижения целей лечения и ухода, необходимо знать показания для каждого сестринского вмешательства, различать нормальные и патологические реакции человека на заболевание, события и т.д., определять нуждаемость пациента в действиях персонала.
Общение с родственниками Очень важно для проведения эффективного ухода за больным, особенно обучение родственников уходу, манипуляциям и т.д.
Оказание

психологической помощи

Беседа, участие, сочувствие, поддержка, внушение веры и т.п.
Укрепление здоровья Проводить беседы по правилам внутреннего распорядка в стационаре, правилах поведения. Советы по рациональному питанию, режиму, образу жизни, обучение и т.д.

 

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относится к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».

Главный человек, ради которого медицинская сестра находится на своем рабочем месте – это пациент.

Современный сестринский процесс – это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

Сестринский процесс – индивидуальный, динамичный, цикличный.

Особенности работы сестер с больными туберкулезом заключается в том, что:

  • больные туберкулезом испытывают большой стресс от самого факта сообщения о диагнозе туберкулеза, поскольку это может привести к изменению их социального статуса, они нередко боятся потерять работу, семью;
  • больные туберкулезом боятся заразить близких, особенно детей, друзей, знакомых;
  • болезнь требует длительного лечения, сопряженного с изоляцией, соблюдением режима и многомесячной антибактериальной терапии, которая нередко даст побочные эффекты;
  • пациенты нередко испытывают страх, что у них возможен неизлечимый туберкулезный процесс;
  • больные туберкулезом особая категория − среди них более 50% составляют пациенты с асоциальным поведением: злоупотребление алкоголем, наркомания, курение, каждый четвертый (25%) из больных ТБ ранее находился в исправительно-трудовых учреждениях;
  • больные туберкулезом, особенно хроническим, практически все имеют полиморбидные процессы: наряду с ТБ − заболевание ЦНС (энцефалопатии), печени (гепатиты, циррозы), желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка, 12-перстной кишки, гастриты), хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ), ишемическую болезнь сердца (ИБС);
  • пациенты с ТБ имеют низкий комплайнс (низкую приверженность) к лечению, поэтому очень часто допускают перерывы и отрывы от лечения;
  • больные ТБ −женщины также нередко из асоциальных групп (люмпены, злоупотребляющие алкоголем), поэтому все выше перечисленное относится и к ним;
  • сегодняшний больной ТБ часто имеет сочетанную инфекцию ВИЧ/ТБ и это приводит к быстрому прогрессированию, генерализации туберкулезного процесса требует особого подхода одновременного назначения антивирусной терапии;
  • среди пациентов фтизиатрических больниц у каждого второго впервые выявленного определяется лекарственная устойчивость (МБТ), а у каждого пятого мультирезистентность (МЛУ), т.е. ЛУ к изониазиду и рифампицину− основным антибактериальным препаратам;
  • у больных с хроническим ТБ лекарственная устойчивость выявляется у 70-90% пациентов;
  • лекарственная устойчивость, особенно МЛУ ТБ резко усложняет процесс излечения, курс химиотерапии увеличивается до 18-24 месяцев, это приводит к снижению эффективности лечения и увеличивает число больных хроническим туберкулезом, повышает смертность от ТБ [7;128].

Этап − сбор информации.

При этом большое внимание уделяется социальным факторам, жилищным условиям, присутствие в семье детей, наличию вредных привычек и т. д. Пример: из беседы с пациентом, а также из данных направлений выяснилось, что пациент нерегулярно принимает противотуберкулезные препараты, назначенные врачом.

Этап−выделение и формирование проблем:

  • физиологические (возникшие в результате интоксикации);
  • социально-бытовые − риск инфицирования детей и родственников.недостаток питания, гигиенических навыков;
  • асоциальное или социально −дезадаптированное поведение;
  • психологические −страх потери работы, вероятность распада семьи, снижение работоспособности, психо-эмоциональная неустойчивость;
  • проблемы, связанные с дыханием − кашель, боль в груди, позвоночнике, кровохаркание.

Пример: нерегулярный прием пациентом лекарств как результат недостаточной осведомленности и низкой ответственности за свое здоровье.

Этап− как правило, устанавливаются долгосрочные цели;

пример: краткосрочная цель:через 5-6 дней пациент начнет осознаватьответственность за свое здоровье и необходимость аккуратно выполнять назначения, долгосрочная цель: в течение всего необходимого периода лечения пациент будет аккуратно выполнять все назначения врача.

Этап − составление плана ухода − необходимость в заинтересованности в восстановлении здоровья пациента:

  • медсестра проявит заинтересованность в восстановлении здоровья пациента;
  • медсестра в течение 2-3 дней будет проводить с пациентом короткие беседы в доступной форме о том, что все усилия медиков одолеть болезнь без активного участия самого пациента безуспешны;
  • медсестра попытается активизировать у пациента мотивацию к аккуратному выполнению назначений врача: выздоровление в наиболее короткие сроки; наиболее полноценное восстановление здоровья; возвращение к работе; устранение для членов семьи и окружающих угрозы повышенного риска заразиться туберкулезом и т.д.;
  • медсестра в доступной форме разъяснит пациенту некоторые особенности возбудителя туберкулеза (в том числе способность к лекарственной устойчивости, а также способность восстановления болезнетворных свойств после затихания процесса);
  • медсестра разъяснит опасность нерегулярного приема лекарств или преждевременного прекращения лечения (вероятность диссеминации туберкулеза и других осложнений);
  • медсестра постоянно будет поддерживать доверительные отношения с пациентом.

На протяжении всего периода лечения медсестра периодически поддерживает мотивацию пациента к выполнению назначений, и поощрять аккуратность пациента при приеме лекарств.

  1. Этап − оценка эффективности плана ухода: через 5-6 дней медсестра должна будет отметить, изменились ли взгляды пациента и егоотношение к своему здоровью и лечению.

Затем медсестра должна регулярно делать отметки о том, сохраняется ли у пациента мотивация к лечению, аккуратно ли он выполняет назначения. Если же у пациента периодически отмечаются срывы, то медсестре необходимо активизировать свою деятельность

Документация всех этапов сестринского процесса осуществляется в сестринской карте наблюдения за состоянием здоровья пациента и известна как сестринская история состояния здоровья или болезни пациента. Эта документация может содержать карту сестринского ухода, наблюдения, листы сестринской оценки, листы регистрации мероприятий по уходу и т.д.

2.3. Диспансеризация больных туберкулезом

В организации и проведении диспансерных противотуберкулезных мероприятий большое значение имеет работа участкового фтизиатра и участковой медицинской сестры в очагах туберкулезной инфекции − в квартире или общежитии, где проживает больной, в мокроте которого обнаруживаются микобактерии туберкулеза.

В зависимости от риска возникновения новых заболеваний их подразделяют на 5 групп.

Наибольшая опасность заражения здоровых людей туберкулезом имеется в очагах первой группы, в которых проживают больные с бактериовыделением. Эти очаги характеризуются перенаселенностью жилых помещений, невысокой санитарной культурой самих проживающих, совместным размещением с больным детей, подростков и беременных женщин, т. е. это социально-отягощенные очаги.

Во вторую группу включаются очаги, в которых проживают больные с бактерновыделением без детей и подростков, соблюдающие санитарно-эпидемиологический режим.

Третью группу составляют очаги, в которых проживают больные без бактериовыделения, но с детьми и подростками. Сюда же относят очаги проживания больных внелегочным туберкулезом легких с наличием либо отсутствием бактериовыделения.

В четвертую группу очагов включают те из них, где проживают больные, у которых прекратилось бактериовыделение в результате лечения. Сюда же относят очаги, где проживали больные, умершие от туберкулеза.

Пятая группа − очаги зоонозного происхождения (животноводческие фермы).

Для контроля за проведением противотуберкулезных мероприятий в очагах туберкулезной инфекции установлены определенные сроки посещений очагов медицинскими работниками (см. Таблицу 2).

Таблица 2 – Частота посещения очагов туберкулезной инфекции фтизиатром и участковой медицинской сестрой

Группа очага Фтизиатр Участковая медицинская сестра
Первая Не реже одного раза в квартал Один раз в месяц
Вторая Один раз в полугодие Один раз в квартал
Третья Один раз в течение года Один раз в полугодие
Четвертая Первичное обследование, затем по

показаниям

По показаниям
Пятая Один раз в полугодие По показаниям

 

В проведении противотуберкулезной профилактической и лечебной работы весьма ответственные функции выполняет участковая медицинская сестра фтизиатрического участка. Кроме общих профессиональных знаний, участковая медицинская сестра должна иметь подготовку в области профилактики, клиники и лечения туберкулеза, его эпидемиологии, проведении вакцинации, лекарственной терапии в амбулаторных условиях и хорошо знать организацию своевременного выявления заболевших туберкулезом.

Наряду с этим участковой медицинской сестре необходимо иметь достаточную подготовку по оказанию доврачебной помощи больным при легочном кровотечении и при других неотложных состояниях, типичных для туберкулезных больных, а также хорошо знать медицинскую документацию, требования к ее ведению.

Весьма важны функции, выполняемые медицинской сестрой в организации и проведении амбулаторного приема больных. От ее усилий в значительной мере зависит не только сама организация приема пациентов, но и качество его проведения.

При подготовке к амбулаторному приему медицинская сестра отбирает необходимые истории болезни, подклеивает в них результаты анализов, подбирает соответствующие рентгенограммы, получает и дает на просмотр врачу выписки, поступающие из других лечебно-профилактических учреждений (больниц, санаториев и др.) [11;134].

Во время амбулаторного приема медицинская сестра должна обеспечить четкую очередность направления больных к врачу, в первую очередь больных с повышенной температурой, с жалобами на боли, кровохарканье, одышку, плохое самочувствие. Прежде всего следует направлять к врачу всех пожилых, ослабленных больных, приехавших на консультацию из отдаленной местности, а также всех имеющих на руках больничные листы. Участковая медицинская сестра должна уметь вести необходимую документацию и во время приема: заполнять по указанию врача различные направления, справки, учетные формы и другие документы.

Весьма важной функцией медицинской сестры является ведение картотеки. Она должна регулярно отмечать даты явки больного на прием и время очередного прихода больного, вписывать в карточки диагноз, группу учета, сведения об амбулаторном, стационарном и санаторном лечении, изменениях в трудовой деятельности больных, места жительства.

При работе с туберкулезными больными крайне важно обеспечить их своевременную явку в диспансер, поэтому, работая с картотекой, медицинская сестра должна выявить лиц, не явившихся в установленные сроки, и обеспечить их вызов. Под контролем медицинской сестры должна находиться и регулярность явки больных в процедурный кабинет. В случае если больной не прибыл для проведения назначенных врачом процедур, медицинская сестра выясняет причину неявки и обеспечивает вызов таких больных повторно. Очень важна помощь участковой медицинской сестры и медицинскому статистику при разработке годового отчета, особенно в сборе необходимых материалов.

Участковая медицинская сестра работает в содружестве с медицинской сестрой детского отделения диспансера, помогая выявлять детей, контактирующих с больными туберкулезом, и привлекать их в диспансер для систематического наблюдения, а при необходимости и для лечения.

Важна работа участковой медицинской сестры по оздоровлению очагов туберкулезной инфекции, а также совместная деятельность с врачом по организации и проведению лечения больных в домашних условиях.

В крупных противотуберкулезных диспансерах участковыми медицинскими сестрами руководит опытная старшая медицинская сестра отделения, которая обеспечивает инструктаж участковых сестер, а также необходимый контроль за амбулаторной лекарственной терапией, выявлением лиц, имеющих контакт с больными туберкулезом, ведением необходимой медицинской документации и т. д.

В работе участковой медицинской сестры, занятой обслуживанием туберкулезных больных, очень большое значение имеют два обстоятельства. Во-первых, умение медицинской сестры правильно построить свои отношения с больным, у которого подозревается или установлен диагноз туберкулеза легких. Во-вторых, в своей работе медицинская сестра должна учитывать, что у окружающих больного людей нередко встречаются предрассудки, преувеличенные представления об опасности контактов с больным.

Для успешного решения самых различных вопросов, возникающих в процессе работы с туберкулезными больными, особенно важно наличие у медицинской сестры не только необходимых знаний и навыков по профилактике туберкулеза, наблюдению за больными и их лечению, но и способность завоевать доверие больного. Не меньшее значение имеет и умение медицинской сестры тактично и грамотно дать представление окружающим больного людям о реальной степени опасности заболевания туберкулезом при контакте с больным или человеком, у которого туберкулезный процесс излечен. Нужно иметь в виду, что проявление неоправданно больших опасений у окружающих весьма отрицательно влияет не только на психику больного, но и на течение болезни, эффективность лечения, при этом следует учитывать, что для больных туберкулезом особенно большое значение имеет внимание, проявление чуткости и заботы со стороны медицинского персонала −врача, так и медицинской сестры.

Находясь в тесном контакте с больными и окружающими их людьми, хорошо зная обстановку, которая складывается у больных дома, в семье и на производстве, участковая медицинская сестра имеет возможность эффективно контролировать выполнение больными назначений врача и требований противоэпидемического режима, санитарно-гигиенических правил, может влиять на моральное состояние больных.

Всю работу участковой медицинской сестры можно разделить на внутридиспансерную и деятельность вне противотуберкулезного диспансера − на фтизиатрическом участке.

Важным разделом внутридиспансерной работы участковой медицинской сестры является активное ее участие в приеме больных, который проводится ежедневно участковым фтизиатром, а также четкое ведение картотеки на всех лиц, находящихся под наблюдением специалистов противотуберкулезного диспансера. Ежемесячный просмотр этой картотеки позволяет эффективно контролировать своевременность профилактических и лечебных мероприятий, которые должны проводиться среди всех лиц, находящихся под наблюдением диспансера, выявлять и своевременно вызывать больных, не являющихся в диспансер на прием к врачу или для выполнения необходимых процедур. Картотека при условии ее правильного ведения позволяет получить также данные, которые необходимы для ведения в диспансере медицинского учета и отчетности.

Основное направление внедиспансерной работы участковой медицинской сестры противотуберкулезного диспансера − проведение необходимых мероприятий в очагах туберкулезной инфекции. В этих целях карта участковой медицинской сестры противотуберкулезного диспансера заполняется на каждый очаг туберкулезной инфекции. Карта содержит паспортные данные о лицах, контактирующих с бацилловыделителем, а также отметки о датах и результатах обследования контактирующих; подробное описание очага и рекомендации участкового фтизиатра и эпидемиолога, на основании которых составляется план санации очага. Ежегодно участковая сестра подводит итог проведенной работы: число посещений очага участковым фтизиатром, эпидемиологом, участковой сестрой и проведенных бесед, количество выданных дезинфекционных средств, данные о заключительных дезинфекциях, изменениях жилищно-бытовых условий, данные о вакцинации и химиопрофилактике среди контактирующих людей и выводы о результатах проведенной оздоровительной работы.

В организации работы противотуберкулезного диспансера можно выделить следующие основные разделы: организация приема больных, диагностика заболеваний, лечение больных туберкулезом, специфическая и неспецифическая профилактика этого заболевания, реабилитация пациентов, санитарное просвещение.

Как уже было сказано, важнейшими задачами противотуберкулезного диспансера являются диспансерное наблюдение больных, учет и обеспечение полноценного лечения больных туберкулезом. Своевременное выявление заболевания определяет, прежде всего, высокую эффективность лечения на ранних стадиях болезни и, наоборот, большие трудности, которые возникают в процессе лечения в запущенных случаях, когда уже имеет место распад легочной ткани. Велико и эпидемиологическое значение раннего выявления туберкулезного процесса, так как при своевременной изоляции заболевшего резко уменьшается возможность заражения окружающих больного туберкулезом [3;61].

Выявление туберкулезных больных происходит в подавляющем большинстве случаев двумя путями:

  • у лиц, обращающихся за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения, при этом диагностике заболеваний в значительной мере способствует принятое в настоящее время обязательное проведение флюорографического обследования для всех обращающихся в поликлинику за медицинской помощью;
  • в ходе массовых осмотров населения. Во время этих осмотров заболевания обычно выявляются у детей с помощью туберкулиновой пробы, а у подростков и взрослых — флюорографическим методом.

Во время проведения массовых флюорографических обследований ответственные функции выполняются средними медицинскими работниками (медицинскими сестрами). Для обеспечения максимального охвата обследованием намеченных контингентов (коллектива предприятия, учреждения, населения конкретного района и т. д.) очень важно организовать до начала обследования заполнение карт индивидуального учета, в которые затем вносятся результаты флюорографии. Это мероприятие обычно проводится средним медицинским персоналом медицинских учреждений общей лечебно-профилактической сети.

Очень важно обеспечить хороший учет и в последующем −при контрольном флюорографическом дообследовании лиц, у которых выявлена патология органов грудной клетки или имеется подозрение на наличие заболевания (контрольное дообследование обычно проводится через 1-2 дня после массового обследования). Тщательный учет необходим и при направлении выявленных больных для детального обследования и последующего направления в соответствующие лечебно-профилактические учреждения (противотуберкулезные диспансеры, поликлиники, стационары и т.д.).

Для обеспечения эффективности всей следующей за массовым флюорографическим обследованием работы большое значение имеет периодический просмотр карт (базы данных) для выявления лиц, своевременно не прошедших повторных обследований (в том числе флюорографических), а также лиц, которые должны быть вызваны для проведения лечения.

Такой просмотр карт (базы данных), как правило, проводит медицинская сестра. Она же обеспечивает контроль за своевременной явкой вызываемых в лечебно-профилактическое учреждение лиц и проведением и учетом необходимых диагностических и лечебно-профилактических мероприятий.

Опыт показывает необходимость ведения флюорокартотеки. Информация, которая накапливается в картах флюорокартотеки, позволяет при последующих обследованиях следить за динамикой патологического процесса. Как уже указывалось выше, ведением такой картотеки занимается медицинская сестра флюорографического кабинета.

Важным разделом работы противотуберкулезного диспансера является организация и проведение диспансерного наблюдения за всеми состоящими на учете больными туберкулезом, а также теми категориями здоровых, у которых существует опасность возникновения заболевания (т. е. лиц, контактирующих с заболевшими).

Контингенты взрослых, которые должны быть учтены в диспансере и находиться под диспансерным наблюдением, подразделяются на следующие группы:

  • нулевая группа − лица с неуточненной активностью туберкулезного процесса (дифференциальная диагностика);
  • больные с активным туберкулезом;
  • больные с активными формами туберкулеза с хроническим течением заболевания;
  • больные с неактивными формами туберкулеза;
  • здоровые лица, проживающие с туберкулезным больным.

Распределение контингентов взрослых на указанные группы позволяет четко определить конкретные профилактические и лечебные мероприятия, которые должны проводиться в каждой группе наблюдаемых, а также сроки их проведения [7;94].

Так же, как и в отношении взрослых контингентов, выделение групп наблюдения для детей и подростков позволяет планировать и проводить необходимые профилактические и лечебные мероприятия в соответствии с характером патологического процесса или состоянием наблюдаемых лиц. Все лица со значительными остаточными изменениями в легких (в результате перенесенного туберкулезного процесса) должны состоять на учете в ЛПУ общей лечебной сети.

В диспансерные группы детей и подростков, которые должны находиться под наблюдением специалистов противотуберкулезного диспансера, входят:

  • больные с активным туберкулезным процессом;
  • дети и подростки с активным туберкулезом с хроническим течением процесса;
  • дети и подростки с клинически излеченным туберкулезом;
  • здоровые дети и подростки, совместно проживающие с туберкулезным больным −бацилловыделителем;
  • больные с осложнениями после прививки БЦЖ;
  • лица с повышенным риском заболевания локальным туберкулезом.

Нулевая (диагностическая) группа −  дети и подростки, нуждающиеся в дифференциальной диагностике патологических изменений в легких и дыхательных путях, а также в уточнении характера положительной чувствительности к туберкулину.

Лечение туберкулезных больных в зависимости от характера, тяжести туберкулезного процесса, их бытового устройства может обеспечиваться в амбулаторных условиях или в стационаре (в стационаре противотуберкулезного диспансера, в туберкулезных больницах или специализированных туберкулезных отделениях больниц общего профиля).

Для обеспечения эффективности противотуберкулезных мероприятий — как профилактических, так и лечебных − большое значение имеет рациональная организация санитарного просвещения среди населения. Непосредственным организатором гигиенического обучения является районный фтизиатр. Активное участие в этой работе должна принимать и участковая медицинская сестра. Особенно много полезных сведений она может сообщить больным туберкулезом и проживающим совместно с ним людям, проводя беседы с самими больными, членами их семей, соседями по квартире. Тематика этих бесед, их содержание и форма проведения должны отрабатываться под руководством фтизиатра.


Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф