3.4. Проектирование реляционной базы данных информационной системы
3.4.1. Инфологическое моделирование
Данная информационная система использует 7 сущностей (в порядке отображения): Заказы(Zakazu), Операторы (Operatoru), Товары (Tovaru), Должности (Dolgnosti), Магазины (Magazinu), Обращения (Obrasheniya), Клиенты (Klientu).
- Сущность «Заказы».В данную сущность заносится информация о новых заказахоператорами онлайн торгового центра. Она состоит из следующих атрибутов:
- Номер заказа – Содержит порядковый номер генерируемый системой;
- Оператор – Содержит информацию об операторе, оформившем заказ;
- Дата создания заказа -Дата создания заказа, автоматически отображается параметр sysdate (Текущая дата) но, при необходимости его можно заменить, выбрав дату с помощью встроенного календаря;
- Товар– Наименование заказанного товара;
- Магазин– Наименование магазина, в который заказ был направлен на исполнение;
- Количество – Информация о количестве заказанного товара.
- Сущность «Платежи».В данную сущность заносится информация о платежах по заказамонлайн торгового центра. Она состоит из следующих атрибутов:
- Номер счета – Содержит порядковый номер, генерируемый системой;
- Лицевой счет клиента– Содержит информацию о лицевом счете клиента, оформившего заказ, с которого произведена оплата;
- Лицевой счет магазина–Содержит информацию о лицевом счете магазина, владеющего заказанным товаром, на который, по завершении заказа, необходимо перечислить средства;
- Сумма– Сумма, оплаченная клиентом по заказу;
- Дата оплаты– Дата оплаты клиентом стоимости заказа, проставляется автоматически после оплаты;
- Дата перевода – Дата перечисления стоимости заказа на счет магазина, после завершения заказа.
- Сущность «Операторы».В данную сущность заносятся данные об операторах. Сущность состоит из следующих атрибутов:
- Индивидуальный номер оператора – Индивидуальный номер оператора, генерируемый системой;
- Имя- Имя оператора;
- Фамилия– Фамилия оператора;
- Дата приема на работу – Дата, когда оператор был принят на работу;
- Должность – Должность, которую оператор занимает в отделе службы поддержки покупателей.
- Сущность «Товары». В данную сущность заносятся данные о товарах, предоставляемых магазинами. Она состоит из следующих атрибутов:
- Номер товара – Индивидуальный номер товара, генерируемый системой;
- Наименование – Название товара, вводимое с клавиатуры;
- Стоимость – Стоимость товара, вводимая с клавиатуры;
- Дата добавления — Дата добавления вида обслуживания, автоматически отображается параметр sysdate (Текущая дата) но, при необходимости его можно заменить, выбрав дату с помощью встроенного календаря;
- Комиссия – Комиссия, которую магазин выплачивает онлайн торговому центру за каждый созданный заказ;
- Магазин – Название магазина, в который заказ отправлен на исполнение.
- Сущность «Должности». В данную сущность заносится информация о существующих должностях в компании.Сущность состоит из следующих атрибутов:
- Номер должности – Индивидуальный номер должности, генерируемый системой;
- Название — Название должности, вводимое с клавиатуры;
- Заработная плата – Размер оклада, вводимый с клавиатуры;
- Дата добавления – Дата добавления должности, автоматически отображается параметр sysdate (Текущая дата) но, при необходимости его можно заменить, выбрав дату с помощью встроенного календаря.
- Сущность «Магазины». В данную сущность заносится информация о магазинах, торгующих на площадке онлайн торгового центра.Она состоит из следующих атрибутов:
- Номер магазина – Индивидуальный номер магазина, генерируемый системой;
- Названиемагазина – Название магазина, вводимое с клавиатуры;
- Менеджер – Имя и фамилияконтактного лица, вводимое с клавиатуры;
- Дата добавления – Дата добавления магазина, автоматически отображается параметр sysdate (Текущая дата) но, при необходимости его можно заменить, выбрав дату с помощью встроенного календаря;
- Контактный телефон – номер контактного телефона, вводимый с клавиатуры;
- Адрес – Юридический адрес магазина, вводимый с клавиатуры.
- Сущность «Обращения». В данную сущность заносится информация об обращениях покупателей, сделавших заказ на площадке онлайн торгового центра.Она состоит из следующих атрибутов:
- Номер обращения – Индивидуальный номер обращения, генерируемый системой;
- Тема обращения – Выбирается оператором из списка предложенных;
- Дата обращения – Дата, когда было зарегистрировано обращение;
- Результат –Предложенные варианты решения проблемы, предоставленные покупателю по его обращению.
- Сущность «Клиенты». В данную сущность заносится информация о клиентах, разместивших заказ на площадке онлайн торгового центра.Она состоит из следующих атрибутов:
- Номер клиента – Индивидуальный номер клиента, генерируемый системой;
- Имя клиента – Имя клиента;
- Фамилия клиента – Фамилия клиента;
- Телефон –Контактный телефон клиента;
- Адрес – адрес клиента, вводимый с клавиатуры;
- E-mail– Электронная почта клиента, вводимая с клавиатуры.
3.4.2. Даталогическое проектирование
В качестве далогической модели базы данных была выбрана реляционная модель. Реляционные модели наиболее логично и наглядно отражают структуру хранимой информации и внутренних связей, что позволяет более полно анализировать структуру базы данных при разработке. Это привело к тому, что именно реляционные модели баз данных наиболее распространены в настоящее время и являются стандартом, на который переводятся все существовавшие ранее базы данных с иерархической и сетевой моделью. Ещё одним веским доводом в пользу выбора реляционной модели является тот факт, что подавляющее большинство предоставляемых средств для разработки баз данных ориентированы на реляционную модель. Кроме того, реляционные базы данных в последствии легче расширять и интегрировать, что является неотъемлемой частью дальнейшего развития баз данных с увеличением возлагаемых на них задач. Инфологическая модель базы данных легко отображается в реляционную даталогическую модель. В результате получается восемь таблиц реляционной базы данных, где каждая сущность напрямую отражается в отдельную таблицу, атрибуты каждой сущности становятся полями этой таблицы, а первичные ключи сущности становятся первичными ключами таблицы.
Описание атрибутов сущностей и ключей. Описание атрибутов сущности «Zakazu» приведено в таблице 3.1. Свойства таблицы «Zakazu». В таблице существует поле «Id_Zakaza», которое является первичным ключом, пять внешних ключей, связывающих таблицу с другими таблицами базы данных. Это поле «Id_Operatora» для таблицы «Operatoru», поле «Id_Tovara» для таблицы «Tovaru», поле «Id_Magazina» для таблицы «Magazinu», поле «Id_Klienta» для таблицы «Klientu», поле «Id_Obrasheniya» для таблицы «Obrasheniya».
Таблица 3.1. Сущность «Zakazu»
| Название атрибута | Тип данных | Описание атрибута | Пример |
| Id_Zakaza | NUMBER | Идентификатор заказа | 987965 |
| Create_Date | NUMBER | Дата создания | 21.01.2011 |
| Kolichestvo | NUMBER | Количество товара | 3 |
| Id_Obrasheniya | NUMBER | Зарегистрированный тикет | 23/562 |
| Id_Magazina | NUMBER | Номер магазина, полученный при регистрации магазина | 234 |
| Id_Operatora | NUMBER | Добавочный номер сотрудника | 5122 |
| Id_Tovara | NUMBER | Артикул товара | 12356782 |
| Id_Klienta | NUMBER | Номер клиента, полученный при регистрации на сайте | 012-552 |
| Id_Payments | NUMBER | Номер счета на оплату товара | 01042014 |
Описание атрибутов сущности «Payments» приведено в таблице 3.2. Свойства таблицы «Payments». Первичным ключем является поле «Id_Payment». Связана с таблицей «Zakazu» по полю «Id_Payments». Внешних ключей таблица не имеет.
Таблица 3.2. Сущность «Payments»
| Название атрибута | Тип данных | Описание атрибута | Пример |
| Id_Payment | NUMBER | Уникальный идентификатор | 01042014 |
| Client_Bank_Account | VARCHAR (100) | Лицевой счет клиента | 24702612430590534501 |
| Shop_Bank_Account | VARCHAR (100) | Лицевой счет магазина | 34702610120590437665 |
| Sum | NUMBER(8,2) | Сумма оплаты | 10 245 |
| Payment_Date | NUMBER | Дата зачисления средств | 25.03.2010 |
| Transfer_Date | NUMBER | Дата перевода средств | 27.03.2010 |
Описание атрибутов сущности «Operatoru» приведено в таблице 3.3.Свойства таблицы «Operatoru». Первичным ключом является поле «Id_Operatora». Связана с таблицей «Zakazu» по полю «Id_Operatora». Внешним ключом для связи с таблицей «Dolgnosti» является поле «Id_Dolgnosti».
Таблица 3.3. Сущность «Operatoru»
| Название атрибута | Тип данных | Описание атрибута | Пример |
| Id_Operatora | NUMBER | Уникальный идентификатор | 5122 |
| Name | VARCHAR (100) | Имя оператора | Петр |
| Familiya | VARCHAR (100) | Фамилия оператора | Иванов |
| Hire_Date | NUMBER | Дата приема на работу | 25.03.2010 |
| Id_Dolgnosti | NUMBER | Должность | Специалист |
Описание атрибутов сущности «Tovaru» приведено в таблице 3.4.Свойства таблицы «Tovaru». Первичным ключом является поле «Id_Tovara». Связана с таблицей «Zakazu» по полю «Id_Tovara». Внешним ключом для связи с таблицей «Magazinu» является поле «Id_Magazina».
Таблица 3.4. Сущность «Tovaru»
| Название атрибута | Тип данных | Описание атрибута | Пример |
| Id_Tovara | NUMBER | Уникальный идентификатор | 2543697 |
| Naimenovanie | VARCHAR (100) | Модель товара | Supra SP 10 |
| Stoimost | NUMBER | Стоимость товара | 3 450 |
| Komisiya | NUMBER | Комиссия, взимаемая за заказ | 3,5 |
| Create_Date | NUMBER | Дата выкладки товара на сайт | 21.02.2010 |
| Id_Magazina | NUMBER | Номер магазина, полученный при регистрации магазина | 541 |
Описание атрибутов сущности «Dolgnosti» приведено в таблице 3.5.Свойства таблицы «Dolgnosti». Первичным ключом является поле «Id_Dolgnosti». Связана с таблицей «Zakazu» по полю «Id_Dolgnosti». Внешних ключей таблица не имеет.
Таблица 3.5. Сущность «Dolgnosti»
| Название атрибута | Тип данных | Описание атрибута | Пример |
| Id_Dolgnosti | NUMBER | Уникальный идентификатор | 25/8 |
| Zarplata | NUMBER | Оклад сотрудника | 25 000 |
| Create_Date | NUMBER | Дата введения должности | 04.01.2009 |
| Nazvanie | VARCHAR (100) | Название должности | Старший специалист |
Описание атрибутов сущности «Magazinu» приведено в таблице 3.6.Свойства таблицы «Magazinu». Первичным ключом является поле «Id_Magazina». Связана с таблицей «Zakazu» по полю «Id_Magazina». Внешних ключей таблица не имеет.
Таблица 3.6. Сущность «Magazina»
| Название атрибута | Тип данных | Описание атрибута | Пример |
| Id_Magazina | NUMBER | Уникальный идентификатор | 235 |
| Nazvanie | VARCHAR (100) | Название магазина | Evrobit |
| Telefon | NUMBER | Телефон магазина | 775 56 58 |
| Adress | VARCHAR (100) | Адрес магазина | Николоямская, дом 5 |
| Manager | VARCHAR (100) | Менеджер магазина | Иванова Юлия |
| Create_Date | NUMBER | Дата регистрации на площадке онлайн торгового центра | 25.06.2010 |
| Shop_Bank_Account | VARCHAR (25) | Лицевой счет магазина | 44702610530590610501 |
Описание атрибутов сущности «Obrasheniya» приведено в таблице 3.7.Свойства таблицы «Obrasheniya». Первичным ключом является поле «Id_Obrasheniya». Связана с таблицей «Zakazu» по полю «Id_Obrasheniya». Внешних ключей таблица не имеет.
Таблица 3.7. Сущность «Obrasheniya»
| Название атрибута | Тип данных | Описание атрибута | Пример |
| Id_Obrasheniya | NUMBER | Уникальный идентификатор | 21/563 |
| Tema | VARCHAR (100) | Тема обращения | Возврат товара |
| Date | NUMBER | Дата регистрации обращения | 25.05.2012 |
| Result | VARCHAR (100) | Вариант решения проблемы покупателя | Возврат денежных средств на карту |
Описание атрибутов сущности «Klientu» приведено в таблице 3.8.Свойства таблицы «Klientu». Первичным ключом является поле «Id_Klienta». Связана с таблицей «Zakazu» по полю «Id_Klienta». Внешних ключей таблица не имеет.
Таблица 3.8. Сущность «Klientu»
| Название атрибута | Тип данных | Описание атрибута | Пример |
| Id_Klienta | NUMBER | Уникальный идентификатор | 112-560 |
| Name | VARCHAR (100) | Имя клиента | Максим |
| Familiya | VARCHAR (100) | Фамилия клиента | Кочубей |
| Telefone | NUMBER | Телефон клиента | 916-544-89-76 |
| Adress | VARCHAR (100) | Адрес клиента | Ямского Поля ул, дом 3 |
| VARCHAR (100) | Электронный адрес клиента | maxim@gmail.com |
Структура реляционной базы данных для информационной системы учета взаимоотношений клиентов с онлайн торговым центром представлена на рис. 3.12.

3.5. Описание интерфейса информационной системы учёта взаимоотношений клиентов с онлайн торговым центром ООО «Нижновтранс»
На первой странице приложения расположена самая главная таблица Заказы. На странице сразу можно увидеть количество заказов, их номера, информацию о сотруднике, оформившем заказ. Представлена так же информация о товаре, о количестве заказанных позиций товара. Помимо всего видна, и дата создания заказа, в дальнейшем позволит производить по ней поиск заказов. Вид общей таблицы заказов представлен на рис. 3.13.

Для того чтобы оператору добавить новый проект, необходимо нажать на кнопку «Создать» (рис. 3.14.).

На странице добавления нового заказа в контентной части расположена форма, состоящая из следующих полей для заполнения: Оператор, Дата создания заказа, Товар (наименование), Количество. Так же интерфейс содержит кнопки «Создать» и «Отмена».
Следующий раздел в навигационном меню – «Операторы». Данный раздел создан с целью занесения информации о новых операторах онлайн торгового центра. В этом разделе так же возможно и изменить уже имеющуюся информацию по любому оператору (рис. 3.15.).

На странице «Магазины» в контентной части расположены форма добавления новых магазинов, кнопки «Создать»,«Отмена» и таблица магазинов. Форма добавления новых магазинов содержит следующие поля для заполнения: Название магазина, Телефон магазина, Адрес магазина, Имя и Фамилия менеджера, Дата добавления магазина на площадку онлайн торгового центра (рис. 3.16.).

Раздел «Товары» создан с целью внесения новых товаров, предоставляемых магазинами.
В верхней части страницы расположена форма для добавления новых товаров, кнопки «Создать», «Отмена» и таблица, содержащая информацию о товарах. Форма добавления содержит поле Наименование, поле Стоимость, поле Дата добавления, Комиссия, Магазин (рис. 3.17.).

Следующий раздел навигационного меню – «Должности», в него добавляются новые должности предприятия и ведется их учет. Добавление осуществляется с помощью формы, содержащей поля: Название, Зарплата, Дата добавления и кнопки «Создать» и «Отмена». А введенные данные добавляются в таблицу и отображаются ниже формы в табличном виде (рис. 3.18.).

Следующий раздел «Отчет по операторам» создан с целью формирования наглядного графического отчета по работе операторов. Страница содержит диаграмму, отображающую количество заказов, созданных тем или иным оператором. При наведении на колонку, появляется подсказка – имя оператора и количество созданных им заказов (рис. 3.19.).

Следующий раздел «Отчет по магазинам» создан с целью формирования наглядного графического отчета по созданным заказам в каждом магазине. Страница содержит диаграмму, отображающую количество заказов, направленных на исполнение в каждый магазин. При наведении на колонку, появляется подсказка – название магазина и количество заказов (рис. 3.20.).

Раздел «Поиск заказов» создан для того чтобы можно было отследить количество заказов, сделанных за определенный день (рис. 3.21.).

Последний раздел «Оплата» создан для отслеживания оплаты заказов клиентом, перевод денежных средств магазинам и комиссии онлайн торгового центра с каждого заказа, за определенный период (рис. 3.22.).

