Налогоплательщики – организации, применяющие систему налогообложения УСНО, освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на имущество организаций, также от уплаты НДС.
Для налогоплательщиков, применяющих УСНО, налоговым периодом признается календарный год, который состоит из трех отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговые ставки:
— 6% (от доходов);
— 15% (от доходов, уменьшенных на величину расходов).
Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, может уменьшить сумму налога за налоговый период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Налогоплательщики, принявшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, такое уменьшение суммы налога произвести не могут, так как указанные взносы и пособия включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы.
Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговую декларацию представляют:
- налогоплательщики-организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- налогоплательщики — индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
За нарушение установленных сроков установлены соответствующие взыскания.
Организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистические отчетности, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Порядок расчета налога отражен в таблицах ниже.
Таблица 4. Расчет единого налога (Объект налогообложения — доходы)
| № | Что определяем | Как определяем |
| A1 | Налоговая база | Сумма учитываемых доходов за отчетный (налоговый) период |
| A2 | Первоначальная сумма налога | A1 × 6 % |
| A3 | Сумма ранее уплаченных взносов на обязательное страхование, в т.ч. и фиксированные взносы ИП | Сумма взносов, перечисленных к моменту расчета налога (в пределах исчисленных за отчетный/налоговый период)[1] |
| A4 | Расходы на взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | Сумма взносов, перечисленных к моменту расчета налога (в пределах исчисленных за отчетный/налоговый период). До 2010 года эти взносы в вычет не принимались (А4 = 0) |
| A5 | Расходы на пособия по временной нетрудоспособности | Сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности (за вычетом сумм, возмещаемых ФСС) |
| A6 | Размер вычета | Если A2 × 50 % > A3 + А4 + А5, то размер вычета равен А3 + А4 + А5 |
| Если A2 × 50 % < A3 + А4 + А5, то размер вычета равен A2 × 50 % | ||
| A7 | Сумма налога за отчетный/налоговый период | A2 − A6 |
| A8 | Ранее уплаченные суммы | Ранее уплаченные за отчетный/налоговый период суммы налога |
| A9 | Сумма налога к уплате | A7 − A8 (надо платить, если результат больше нуля) |
Таблица 5. Расчет единого налога (Объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов). Отчетный период (внутригодовые расчеты)
| № | Что определяем | Как определяем |
| A1 | Доходы | сумма учитываемых доходов за отчетный период |
| A2 | Расходы | сумма учитываемых расходов за отчетный период |
| A3 | Налоговая база | Если A1 − A2 > 0, то налоговая база составит A1 − A2 |
| Если A1 − A2 < 0, то налоговая база равна нулю | ||
| A4 | Сумма налога | A3 × 15 % |
| A5 | Ранее уплаченные суммы | Ранее уплаченные за отчетный период суммы налога |
| A6 | Сумма налога к уплате | A4 − A5 (надо платить, если результат больше нуля) |
Таблица 6. Расчет единого налога (Объект налогообложения , уменьшенные на величину расходов). Налоговый период (расчеты по итогам года)
| № | Что определяем | Как определяем |
| A1 | Доходы | сумма учитываемых доходов за отчетный (налоговый) период |
| A2 | Расходы | сумма учитываемых расходов за отчетный (налоговый) период |
| A3 | Налоговая база | Если A1 − A2 > 0, то налоговая база составит A1 − A2 |
| Если A1 − A2 < 0, то налоговая база равна нулю | ||
| A4 | Первоначальная сумма налога | A3 × 15 % |
| A5 | Сумма минимального налога | A1 × 1 % |
| A6 | Ранее уплаченные суммы | Ранее уплаченные за налоговый период суммы налога |
| A7 | Сумма налога к уплате | Если A4 > A5, то уплате подлежит A4 − A6 (надо платить, если результат больше нуля) |
| Если A4 < A5, то уплате подлежит A5 (сумма авансовых платежей A6, фактически уплаченных за предыдущие отчетные периоды, подлежит зачету в счет уплаты минимального налога по заявлению плательщика) |
Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К сожалению, пока положения указанного Закона напрямую не предусматривают для субъектов малого предпринимательства возможности применения упрощенной системы налогообложения и учета. Однако нормы Закона закрепляют введение упрощенного порядка предоставления бухгалтерской отчетности.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом
Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются:
- Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах НК РФ.
- Значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 НК РФ.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении видов предпринимательской деятельности, представленных на рисунке 2.
Единый налог не применяется, если указанные выше виды деятельности осуществляются в рамках договора о совместной деятельности или в рамках договора простого товарищества.
Единый налог не применяется, если организация или индивидуальный предприниматель применяет систему единого сельхозналога и реализует через свои объекты торговли и общественного питания сельхоз. продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельхоз сырья собственного производства.
Единый налог не применяется в отношении налогоплательщиков, представленных таблице ниже.
Таблица 7. Виды деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД
| Виды деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД (фрагмент статьи 346.26 НК РФ) |
| 1) оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. |
| 2) оказание ветеринарных услуг. |
| 3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. |
| 4) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. |
| 5) оказание услуг общественного питания, осуществляемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. |
| 6) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций и прочее. |
Таблица 8. Налогоплательщики, в отношении которых не применяется единый налог
| Налогоплательщики, в отношении которых, не применяется единый налог |
| 1) организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; |
| 2) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов; |
| 3) индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; |
| 4) учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями; |
| 5) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций. |
Если по итогам налогового периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным НК РФ, он считается утратившим право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД, и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.
Налогоплательщики – организации, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на имущество организаций и от уплаты НДС.
Основные понятия и корректирующие коэффициенты
Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.
Корректирующие коэффициенты базовой доходности – коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
К1 – устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, рассчитываемый как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей и иные особенности.
Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Значения корректирующего коэффициента К2 округляются до третьего знака после запятой.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период на величину физического показателя по данному виду деятельности.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.
Таблица 9. Фактические показатели и базовая доходность субъектов РФ.
| Виды предпринимательской деятельности | Физические показатели | Базовая доходность в месяц (рублей) |
| Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств | Количество работников, включая индивидуального предпринимателя | 12 000 |
| Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках | Площадь стоянки (в квадратных метрах)
| 50 |
| Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов
| Количество транспортных средств, используемых для перевозки грузов | 6 000
|
| Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров | Посадочное место | 1 500 |
Введены Федеральным законом от 25.06.2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 346.29 Налогового кодекса (НК РФ).
Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2. При этом в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней для ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.
Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Уплата единого налога производится налогоплательщиками по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Глава 2. Теоретические аспекты оптимизации налогообложения
2.1. Понятие и содержание налоговой оптимизации
На протяжении последних лет деятельность, именуемая «налоговым планированием» или «налоговой оптимизацией», занимает все более важное место в повседневной практике различных предприятий и организаций. На многих крупных предприятиях даже введена специальная должность для работников, отвечающих за данную деятельность, — специалист по налоговому планированию. К сожалению, результатом зачастую крайне непродуманных и неосторожных действий «налоговых оптимизаторов» стало то, что о налоговой оптимизации сейчас принято говорить как о явлении полукриминальном, вполголоса, тщательно скрывая любые усилия предприятия в направлении минимизации налоговых платежей. Надо сказать, что такое отношение подогревается и со стороны налоговых органов, а также органов налоговой полиции, фактически объявляющих все мероприятия, связанные с налоговой оптимизацией, незаконными.
Вместе с тем, изначально понятие «налоговой оптимизации» отнюдь не предполагает какого-либо нарушения закона со стороны хозяйствующего субъекта. Налоговое планирование является лишь составным элементом системы финансового планирования любого предприятия, таким же как, например, планирование издержек, связанных с приобретением товаров. Никто не оспаривает право предпринимателя самостоятельно выбирать поставщика товарно-материальных ценностей для своего предприятия и согласовывать с ним в рамках закона условия поставки. Аналогично не может быть оспорено и право каждого субъекта предпринимательской деятельности выбирать любые предусмотренные законом правовые формы хозяйственной деятельности таким образом, чтобы обеспечить наиболее приемлемый для данного предприятия режим налогообложения и оптимальный уровень налоговых платежей.
Данное право участников хозяйственного оборота следует из целого ряда положений действующего российского законодательства. В соответствии со статьей 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, а согласно статье 45 Конституции РФ каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Налог же, в силу положений статьи 8 Налогового кодекса РФ, представляет собой ни что иное, как форму безвозмездного изъятия части собственности субъекта предпринимательской деятельности. Таким образом, следует признать, что законодатель признает право налогоплательщика принимать меры, направленные на защиту своей собственности, в том числе путем законного сокращения объема налоговых обязательств.
Возможность осуществления налоговой оптимизации обусловлена также тем, что:
- во-первых, действующее гражданское законодательство допускает осуществление хозяйственной деятельности в различных правовых формах по выбору субъекта предпринимательской деятельности (например, путем создания юридического лица или путем заключения договора простого товарищества), а различные правовые формы предполагают различный порядок налогообложения;
- во-вторых, часто налогоплательщик вправе выбирать непосредственно режим налогообложения для своего предприятия (например, упрощенная или общая система налогообложения);
- в-третьих, законодательство о налогах и сборах предоставляет налогоплательщику возможность выбирать различные методы учета хозяйственных операций для целей налогообложения по своему усмотрению (например, выбор метода списания стоимости материалов на расходы в целях налогообложения), а также принимать по своему усмотрению иные решения, непосредственно влияющие на налогообложение (например, использовать или не использовать право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость).
Все указанные выше решения должны приниматься руководителями предприятий обдуманно, на основе всестороннего анализа последствий того или иного шага, в том числе влияния каждого мероприятия на объем налоговых обязательств предприятия.
На основании изложенного, налоговое планирование и налоговая оптимизация являются не только возможными, но и жизненно необходимыми для каждого предприятия.
Наиболее приемлемым определением понятия <налоговая оптимизация> представляется следующее:
Налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.
Набор инструментов налоговой оптимизации, совокупность применяемых при этом схем и методов постоянно изменяется, в первую очередь, в связи с изменением законов и иных нормативных актов, а также в связи с изменением правовой оценки тех или иных действий органами, осуществляющими применение правовых норм (судами, налоговыми органами). Вследствие нестабильности внешней правовой среды предприятие не может осуществить налоговую оптимизацию применительно к своей деятельности раз и навсегда, необходимо постоянно отслеживать все происходящие изменения и корректировать в соответствии с ними осуществляемые мероприятия по налоговой оптимизации. Наиболее существенные изменения влекут необходимость пересмотра всей схемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, возможно, кардинального ее изменения.
Именно такого рода изменения, которые неизбежно повлекут пересмотр набора применяемых предприятиями инструментов налоговой оптимизации, имеют место в настоящий момент в налоговом законодательстве РФ в связи с внесением существенных изменений в главу 25 (а также иные главы) Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 29 мая 2002 г. №57-ФЗ, а также в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2002 года №104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», которым введены в действие с 1 января 2003 года глава 26.2 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения» и глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности».
В связи с изложенным актуальность деятельности по налоговому планированию и разработки мероприятий, направленных на налоговую оптимизацию, сегодня чрезвычайно высока.
2.2. Виды налоговой оптимизации
С точки зрения применяемых методов налоговая оптимизация может быть классифицирована на оптимизацию через разработку приказа об учетной и налоговой политике организации, через замену или разделение правоотношений, через непосредственное воздействие на объект налогообложения путем его изменения или сокращения его количественных характеристик, использование предусмотренных законом льгот и освобождений.
С точки зрения периода действия мероприятия по налоговой оптимизации могут быть разделены на перспективную или стратегическую налоговую оптимизацию, эффект от которой имеет место в течение длительного периода деятельности субъекта предпринимательской деятельности, и налоговую оптимизацию отдельных хозяйственных операций, эффект от которой имеет разовый характер.
Перспективная налоговая оптимизация предусматривает выбор наиболее приемлемой с точки зрения налогообложения правовой формы осуществления хозяйственной деятельности, построение схемы финансово-хозяйственной деятельности с учетом наиболее типичных отношений, в которых участвует данный субъект предпринимательской деятельности, разработку соответствующей учетной и налоговой политики, а также применение иных методов, имеющих долгосрочное влияние на размер налоговых обязательств налогоплательщика.
Налоговая оптимизация отдельных хозяйственных операций осуществляется путем выбора оптимального вида гражданско-правового договора, подлежащего заключению, определения условий договора, установления порядка совершения конкретных действий в ходе осуществления хозяйственной операции (например, передачи имущества, оплаты товара и прочее).
Классификация налоговой оптимизации по различным основаниям представлена на рисунке ниже.

Налоговая оптимизация, минимизация налогов (легальное уменьшение налогов) — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Данные способы не предполагают нарушения законных интересов бюджета и не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика, таких как доначисление налогов, а также взыскания пени и налоговых санкций.
Рассмотрим основные методы налоговой оптимизации.
Формирование учетной политики предприятия — один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит выбрать вариант учета, эффективный с точки зрения режима налогообложения. Значимость данного документа особенно возросла в связи с вступлением в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ, в которой установлена самостоятельная учетная система — учет операций в целях налогообложения.
Рассмотрим особенности минимизации налогообложения через договор. Реализация коммерческих планов любого хозяйствующего субъекта невозможна без совершения сделок и заключения договоров. Юридически грамотно составленный договор — это гарантия успешного достижения преследуемых предприятием целей и задач, в том числе и оптимизация налогов. Поэтому, при заключении, исполнении, разработке договора имеет смысл провести налогово-правовой анализ следующих элементов договора:
- анализ участников договора, то есть кто является стороной по договору;
- анализ предмета договора;
- анализ вида деятельности;
- анализ даты совершения операций, исполнение которых предусмотрено договором;
- анализ порядка определения и формирования цены договора;
- меры ответственности сторон по договору.
Рассмотрим специальные методы налоговой оптимизации.
Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода) может быть достигнута несколькими путями. Стороны могут заключить любой договор, содержащий любые условия, если он не противоречит законодательству. Предприниматель вправе самостоятельно выбирать любой из допустимых вариантов, принимая во внимание эффективность операции как в чисто экономическом плане, так и с точки зрения налогообложения. На этом и базируется метод замены отношений: операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.
Рассмотрим действие метода замены на примере. Можно осуществить замену договора купли-продажи основного средства на договор лизинга. Вместо приобретения основного средства по договору купли-продажи оно приобретается в рамках договора лизинга. Причем основное средство должно учитываться на балансе лизингополучателя, который имеет право:
- Применить повышающий коэффициент 3 к норме амортизации;
- Лизинговые платежи, направляемые на выкуп основного средства включать в расходы, учитываемые в целях налогообложения.
При обычной схеме в качестве расходов можно учесть лишь амортизацию.
Можно привести еще несколько примеров метода замены отношений:
- Замена договора купли-продажи основного средства на договор аренды.
- Избежание обложения налога на доходы физических лиц сумм материальной выгоды при выдаче работнику займа на приобретение имущества.
- Уменьшение налогообложения в операциях по распределению квартир сотрудникам.
- Замена разовых стимулирующих выплат премией по результатам работы, предусмотренной системным положением предприятия.
Метод разделения отношений базируется на методе замены. Только в данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция разделяется на несколько. Метод разделения применяется в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции. Приведем примеры применения метода разделения:
- Разделение операции по реконструкции здания на реконструкцию и капитальный ремонт
- Разделение договора купли-продажи имущества на договор купли-продажи и договор на оказание информационно-консультационных услуг
- Разделение договора подряда с физическим лицом на договор подряда на выполнение работ и договор купли-продажи материалов.
Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения и налоговым периодом. Метод отсрочки позволяет перенести момент уплаты налога на последующий налоговый период. При значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет экономить оборотные средства, а некоторых случаях избежать начисления пени. Можно привести следующие примеры отсрочки налога:
- С применением векселя;
- Отсрочка возникновения облагаемого оборота путем перечисления денежных средств в последний день отчетного периода;
- Отсрочка возникновения облагаемого оборота по схеме кредит-депозит;
- Отсрочка возникновения уплаты налога на прибыль путем установления в договоре особых правил перехода права собственности.
Как уже упоминалось выше, самым радикальным способом не платить налоги является избавление от объекта налогообложения — воздержание от осуществления деятельности, отсутствие имущества. Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя. Примерами применения данного метода являются:
- Сокращение объекта обложения по налогу на прибыль путем разукрупнения объекта основных средств
- Сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризации
- Сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем продления нормативного срока строительства
Льготный режим налогообложения может быть также связан с организационно-правовыми особенностями отдельных категорий предприятий, точнее говоря, критериями, позволяющими получить существенные налоговые льготы. Оптимизация налогов при помощи льготного предприятия достаточно широко распространена в России. Выделим категории субъектов предпринимательской деятельности, имеющих право на получение значительных налоговых льгот:
- Предприятие инвалидов
- Субъекты предпринимательской деятельности, уплачивающие единый налог на вмененный доход
- Субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения
Грамотное применение максимального спектра льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством — один из самых эффективных инструментов налоговой оптимизации. Налоговая льгота — это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Можно выделить четыре группы налоговых льгот:
- предоставляемые отдельным субъектам — комбинация из ниже перечисленных льгот, налоговые каникулы;
- предоставляемые по объекту — изъятия, скидки;
- по ставкам — понижение ставки;
- по срокам уплаты — более поздние сроки уплаты, налоговый кредит.
Первая группа льгот предоставляется только некоторым субъектам из всего перечня налогоплательщиков. Способ предоставления этих льгот может быть различным, включая изъятие, понижение ставок, установление позднего срока уплаты и др. для этих налогоплательщиков. Оставшиеся три вида налоговых льгот за исключением случаев, когда они предоставляются отдельным субъектам, распространяются на всех налогоплательщиков на равных условиях.
Немаловажным критерием эффективности оптимизации налогообложения путем применения льгот является принятие во внимание всех, даже самых незначительных льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством.
