3.2. Оценка экономической эффективности предложенных методов оптимизации управления активами банка
Основными тенденциями процентной политики по кредитных операциям коммерческих российских банков в 2012 году (июль) является рост процентных ставок в долларах США до 12,7% по кредитам физическим лицам, 5,9% по кредитам нефинансовым организациям и снижение по евро до 10,7% для физических лиц и 6,9% по кредитам нефинансовым организациям.
Далее представлен анализ об объемах кредитов, депозитов, предоставленных физических лицам и кредитным организациям в 2010 – 2012 гг.
Отмечаем рост суммы кредитов и депозитов как в рубле, так и инностраной валюте под конец 2010 года. Основными сроками привлечения средств в 2010 году от физических лиц в рублях и инностранной валюте являлись сроки до востребования и сроком от 1 года до 3 лет. Основными сроками привлечения средств в 2011 году от физических лиц в рублях и инностранной валюте являлись сроки до востребования и сроком от 1 года до 3 лет, срок от 181 дня до 1 года. Основными сроками привлечения средств в 2012 году от физических лиц в рублях и инностранной валюте являлись сроки до востребования и сроком от 1 года до 3 лет, срок от 181 дня до 1 года. В июле 2012 года группы размещения по срокам являются сбалансированными, но преобладает в рублях размещение от 181 дня до 1 года, а также от 91 до 180 дней. В инностранной валюте размещение сроком от 1 года до 3 лет является преимущественно для размещения средств организаций.
Основными направлениями развития розничного бизнесa OAO «Банк Москвы» будет переход к сегментно-ориентированному подходу обслуживания клиентoв, усиление дистрибуции, новые продукты, развитие за пределaми РФ и развитие инфраструктуры.
В основном, активы будут сосредоточены в корпоративном бизнесa 55-60%, что даст возможность получать 50-55% чистой прибыли, в розничном бизнесе будет сосредоточено 20-25% активов, что даст возможность получить 20-25% чистой прибыли в структуре чистой прибыли ОАО «Банк Москвы».

Для достижения финансовых целей и целей по росту капитализации банк планирует решить ряд задач:
- Дальнейшая диверсификация бизнеса за счет активного развития новых источников дохдов и повышения доли в высокомаржинальных сегментах. Построение нескольких сильныз бизнес-направлений, являющихся опорными: корпоративный, инвестиционный и розничный бизнес, зарубежная сеть. Снижение концентрации бизнеса и повышение устойчивости финансовых результатов;
- Кардинальное изменение структуры доходов. Планируется значительное повышение доли комиссионных доходов в общих доходах за счет улучшения продуктовой линейки и системы продаж комиссионных продуктов;
- Максимальное использование преимущества широкого географического присутствия за пределами РФ, уникального для российского банка;
- Сокращение издержек и повышения операционной эффективности за счет автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, ИТ-платформы и технологий;
- Максимальная реализация синергии различных видов розничного бизнеса: повышение доходности общей клиентской базы. снижение расходов за счет использования общих функций и ресурсов, повышение комплексности и качества обслуживания.
Для достижения стратегических целей в 2012-2014 гг. ОАО «Банк Москвы» необходимо осуществить преобразования по основным направлениям.
- Банк планирует осуществить переход к управлению на основе бизнес-направлений, что означает:
Переход к планированию и управленческой отчетности в разрезе бизнес-направлений ( в т.ч. с учетом распределения расходов и капитала); Соответствующее изменение системы управления Группой и ключевых управленческих процессов. - Будет осуществлен переход от «экстенсивной» модели роста(«вширь») к «интенсивной»(«вглубь»).
Это предполагает: Выделение четких «точек роста» по каждому из направлений бизнеса и для Группы в целом; Укрепление позиций в наиболее привлекательных сегментах и регионах присутствия;
Приоритет повышению доходов и отдаче на капитал, а не росту объемов бизнеса. - Банк намерен создать специализированную сегментно-ориентированную модель продаж, основанную на гранулярной клиентской сегментации. В рамках этого планируется: Построение специализированных моделей взаимодействия и продуктового ряда для различных сегментов корпоративных клиентов; Создание дифференцированных моделей обслуживания и ключевых бизнес-процессов, позволяющих удовлетворить потребности клиентов из разных сегментов и обеспечить необходимую доходность для Банка; Создание лучших на рынке экспертных команд в наиболее приоритетных для Группы отраслях и сегментах.
- В целях дальнейшего развития продуктового предложения и усиления роли продуктовых направлений банка необходимо провести следующие мероприятия: Создание института продуктовых менеджеров-подразделений, являющихся единым центром ответственности за конкурентоспособность продуктового ряда, его продвижение на рынок и доходность продуктов; Создание лучших на рынке транзакционных/расчетных продуктов для юридических лиц; Разработка конкурентоспособного комплексного продуктового предложения для различных клиентских сегментов.
- Кроме того, будет осуществлена модернизация инфраструктуры и обновление ключевых бизнес-процессов с целью их адаптации к кратному увеличению активной клиентской базы. Для этого будут осуществлены: Диагностика и совершенствование ключевых бизнес-процессов; Дальнейшее развитие и оптимизация региональной сети и альтернативных каналов продаж и обслуживание; Автоматизация продуктов, процессов и процедур; Развитие ИТ-платформы и технологий.
Их выполнение позволит достичь поставленных целей по повышению капитализации. В то же время, целевые показатели могут корректироваться как в рамках процессов годового финансового планирования, так и по результатам реализации отдельных инициатив.
3.3. Перспективы применения в российских банках предложенных методов оптимизации системы управления активами на примере ОАО «Банк Москвы»
В данном разделе представлена оценка предложенных направлений. По данным приложения 1 отмечаем следующие тенденции:
- рост активов, что на 15,5% выше уровня 2012 года;
- рост уровня чистой прибыли, что на 62,75% выше уровня 2012 года;
- рост капитала, что на 14,7% выше уровня 2012 года;
- качество кредитного портфеля повышается, при это замедляется рост просроченной задолженности.
По сравнению с 2012 годом уровень депозитного портфеля физических лиц увеличится до 1911170878 тыс. руб., что будет являться основой для повышения уровня ресурсной базы коммерческого банка.


Отмечено в результате анализа, что в банке будет повышаться уровень долгосрочных депозитов, что позитивно повлияет на эффективность управления ресурсной базой ОАО «Банк Москвы».



Отмечен рост сроком размещения более 3 лет, что составило 15,3% в 2014 году, депозиты сроком размещения от 1 года до 3 лет – 50,4%, счета – 13,2%.

По сравнению с 2012 годом отмечаем увеличение уровня рентабельности активов – нетто так и капитала. Представленные расчеты указывают на эффективность направлений в коммерческом банке.
Заключение
Банк является универсальной финансовой организацией и предлагает своим клиентам весь набор услуг, предусмотренный Федеральным Законом «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1.
В 2011 году основное внимание в рамках развития розничного бизнеса уделялось Банком оптимизации бизнес-процессов, расширению линейки вкладов и продуктового ряда за счет небанковских смежных отраслей, увеличению кросс-продаж, и дальнейшему повышению качества обслуживания. В течение 2011 года ресурсный портфель розничного бизнеса уменьшился на 7 % (11,2 млрд. руб.) и составил на конец 2011 года 157,0 млрд. руб. Основной причиной снижения объема средств физических лиц стал негативный новостной фон, который сопровождал Банк на протяжении 2011 года. Но несмотря на это, Банк удержал достойные позиции в части привлечения средств розничных клиентов. Линейка вкладов была оптимизирована. Основные направления оптимизации в этом направлении – приведение линейки вкладов к стандартам Группы ВТБ для исключения внутригрупповой конкуренции. По сравнению с 2010 годом отмечаем снижение уровня рентабельности активов – нетто так и капитала.
В банке имеется достаточно депозитов физических лиц сроком от 1 года до 3 лет – основа депозитного портфеля ОАО «Банк Москвы», но по сравнению с 2010 годом отмечается снижение уровня в 2012 году, росли в основном депозит и все остальные. Отмечен рост по уровня долгосрочных депозитных ресурсов до уровня 349590384 тыс. руб., что почти в 8 раз выше уровня 2010 года, уровень размещения по группе счета тоже является значительным в депозитном порфеле предприятий и организаций по сравнению с 2010 годом уровень составил в 2012 году 128632475 тыс. руб., так же отмечено снижение размещение сроком от 1 года до 3 лет до уровня 32747786 тыс. руб.
Банк планирует осуществить переход к управлению на основе бизнес-направлений, что означает: Переход к планированию и управленческой отчетности в разрезе бизнес-направлений (в т.ч. с учетом распределения расходов и капитала); Выделение и контроль основных показателей эффективности по бизнес-направлениям (доходы, прибыль, ROE и т.п.); Соответствующее изменение системы управления Группой и ключевых управленческих процессов. будет осуществлен переход от «экстенсивной» модели роста(«вширь») к «интенсивной»(«вглубь»). Это предполагает: Выделение четких «точек роста» по каждому из направлений бизнеса и для Группы в целом; Укрепление позиций в наиболее привлекательных сегментах и регионах присутствия; Приоритет повышению доходов и отдаче на капитал, а не росту объемов бизнеса. Банк намерен создать специализированную сегментно-ориентированную модель продаж, основанную на гранулярной клиентской сегментации.
В целях дальнейшего развития продуктового предложения и усиления роли продуктовых направлений банка необходимо провести следующие мероприятия: Создания института продуктовых менеджеров-подразделений, являющихся единым центром ответственности за конкурентоспособность продуктового ряда, его продвижения на рынок и доходность продуктов; Создание лучших на рынке транзакционных/расчетных продуктов для юридических лиц; разработка конкурентоспособного комплексного продуктового предложения для различных клиентских сегментов.
Кроме того, будет осуществлена модернизация инфраструктуры и обновление ключевых бизнес-процессов с целью их адаптации к кратному увеличению активной клиентской базы. Для этого будут осуществлены: Диагностика и совершенствование ключевых бизнес-процессов; Дальнейшее развитие и оптимизация региональной сети и альтернативных каналов продаж и обслуживания; Автоматизация продуктов, процессов и процедур; Развитие ИТ-платформы и технологий.
По сравнению с 2012 годом отмечаем увеличение уровня рентабельности активов – нетто так и капитала. Представленные расчеты указывают на эффективность направлений в коммерческом банке.
Все поставленные задачи были решены в результате исследования.
Список использованных источников
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 23.07.2010) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.10.2010)
- Банковские риски. Учебное пособие под. ред. О.И. Лаврушина, Н.И. Валенцевой. – М.: Крокус, 2011 – 204с.
- Банковский менеджмент /Под ред.д.э.н., член-корреспондента РАЕН Е.Ф. Жукова. –М.:Юнити, 2012
- Банковский менеджмент. Учебник для ВУЗОВ. Рекомендован МО РФ. Под ред. Лаврушина О.И. — М.: Кнорус, 2012 – 192с.
- Банковский менеджмент: управление персоналом : Учеб. пособие/ Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова, Д.А. Безделов; РЭА им. Г.В.Плеханова. -М.: Экзамен, 2011 – 411с.
- Банковский менеджмент: Учеб.-практич. пособие/ А.А. Максютов. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Альфа-Пресс, 2012 – 301с.
- Банковское дело: [учебник для вузов] / Н. Г. Александрова [и др.]; под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. — 2-е изд. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. — 400 с.
- Банковское дело : Учебник для бакалавров / Е. Ф. Жуков, Ю. А. Соколов, Е. Б. Стародубцева и др.; ВЗФЭИ; [ЗФЭИ]; Под ред. Е.Ф.Жукова, Ю.А.Соколова. — М.: Юрайт, 2012. — 591с.
- Банковское дело. Управление и технологии: Учебник / Под ред. А.М.Тавасиева. — 3-е изд.; перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 671с.
- Банковское дело: [учебник для вузов] / Н. Г. Александрова [и др.]; под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. — 2-е изд. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. — 400 с.
- Банковское дело: учеб. для студ. вузов/ ред. Г. Г. Коробова. -М.: Экономистъ, 2011. – 254с.
- Банковское дело: Учебник / Е. Ф. Жуков, Н. Д. Эриашвили, А. Б. Басс и др.; [ВЗФЭИ]; Под ред. Е.Ф.Жукова, Н.Д.Эриашвили. — 4-е изд.; перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2011. — 687с.
- Белоглазова Г.Н. Банковский дело Учебник — СПб.: Питер, 2012.
- Белоглазова Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (ФИНЭК). — М.: ЮРАЙТ, 2012. – 422 с.
- Волков С. Рынок вкладов: рост не вечен / С. Волков // БДМ. Банки и деловой мир. — 2011.- № 3. — С. 52-54.
- Жуков Е. Ф. Банки и банковские операции. – СПб.: Питер, 2012. – 234с.
- Банковское дело: [учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям] / О.И. Лаврушин [и др.]; Финансовая академия при Правительстве РФ; под ред. О.И. Лаврушина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2012. – 766 с.
- Малова О.Ю. Особенности системы управления в сфере банковских услуг. /Малова О.Ю. // Известия Российского государственного педагогического универси-тета им. А.И.Герцена.=Izvеstiа: Hеrzеn Univеrsity Jоurnаl оf Humаnitiеs & Sсiеnсеs.: научный журнал – СПб., 2012. – №119. — С. 101-105.
- Менеджмент персонала в коммерческом банке: Учебник Алавердов А.Р. –М.:000 «Маркет ДС Корпорейшин», 2012г.
- Оценка финансовой устойчивости кредитной организации/Под ред.О.И.Лаврушина. –М.:Кнорус,2011.
- Пеникас Г.И., Алескеров Ф.Т., Солодков В.М., Андриевская И.К. Анализ математических моделей Базель II. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2012 г.
- Печникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Б. Банковские операции: Учебник. М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2011. – 368 с.
- Хашиева, Л. Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка: классификация, характеристика и основные тенденции развития/Л. Хашиева// Банковское дело. – 2012. — №28. С. 28-37.
- Черников В.С. Российская банковская система нуждается в оптимизации / В.С. Черников В.С.// Банковское дело. 2012. № 8. С. 34–36.
- Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] : информ.-аналит. материалы. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://cbr.ru (дата обращения 25.05.2013)
- Официальный сайт ОАО «Банк Москвы» [Электронный ресурс] : информ.-аналит. материалы. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bm.ru/ (дата обращения 25.05.2013)
- Официальный сайт Banki.ru [Электронный ресурс] : информ.-аналит. материалы. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://banki.ru (дата обращения 25.05.2013)
