3.2. Мероприятия по внедрению программ личностного роста
- Организация управления развитием сотрудников
По прогнозным расчетам предлагаемые мероприятия позволят сократить текучесть кадров на 10 %. По данным на 01 января 2012 года численность работников предприятия — 2400 человек, а выработка на одного человека 438,7 тыс. рублей в месяц.
Только за счет внедрения мероприятий будет получен объем дополнительного дохода, рассчитанный по формуле:
| ΔV = (r · 0,1) · (b · 0,3) · 3 | (1) |
где: r – численность работников,
0,1- планируемое снижение текучести кадров,
b- выработка одного работника за месяц, руб.
0,3 — доля увеличение выработки за счет снижения текучести кадров.
3 — количество месяцев, в течение которых работник невольно снижает производительность труда на 30%.
ΔV = (2400 · 0,1) · (438,7 · 0,3) · 3 = 94760 тыс. руб.
Таблица 15. Расчет эффективности совершенствования организации управления развитием сотрудников Тыс. руб.
| Показатели | Базовый период | Планируемый период | Изменение, % |
| 1. Выручка | 8 523 284,8 | 8 587 207,8 | 100,8 |
| 2. Затраты предприятия | 6 938 180,5 | 6 982 180,5 | 100,6 |
| 3. увеличение затрат за счет внедрения мероприятия | +44000 | — | |
| 4. Прибыль | 1 585 104,3 | 1 605 027,3 | 101,3 |
На основании показателей табл. 3.11 можно сделать вывод о том, что внедрение данного мероприятия приведет к увеличению выручки на 94760 тыс. руб., что составит 100,8% к уровню отчетного периода, при этом затраты возрастут на 0,6%, что приведет к росту прибыли предприятия на 1,3% или 19923 тыс. руб.
- Мероприятия по совершенствованию аттестации кадров
Рост затрат по внедрению данного мероприятия составит 100,6% к уровню отчетного года. В результате прибыль предприятия увеличится на 231580,8 тыс. руб. или 14,6% по сравнению с базовым периодом.
Таблица 16. Расчет эффективности совершенствования аттестации кадров. Тыс. руб.
| Показатели | Базовый период | Планируемый период | Изменение, % |
| 1. Выручка | 8 523 284,8 | 8 778 865,6 | 103,0 |
| 2. Затраты предприятия | 6 938 180,5 | 6 962 180,5 | 100,4 |
| 3. увеличение затрат за счет внедрения мероприятия | +24000 | — | |
| 4. Прибыль | 1 585 104,3 | 1816 685,1 | 114,6 |
- Мероприятия по планированию системы служебно-профессионального продвижения персонала
Для определения оптимальной численности кадров на предприятии предлагаем использовать следующий метод. В соответствии с данным подходом, численность рабочих в плановом периоде (Чпл) рассчитывается следующим образом:
| Чпл = Чб (Iq / Iw), | (2) |
Где: Чб — среднесписочная численность работающих в базисном периоде, чел.;
Iq — индекс изменения объема производства в плановом периоде;
Iw — индекс роста производительности труда.
На основании проведенного ранее анализа, можно предположить, что объем товарной продукции возрастет не менее, чем на 5%, а производительность труда не менее, чем на 7%, отсюда рассчитаем численность работников по формуле:
Чпл = 2400 * 1,05/1,07 = 2355 чел.
Таким образом, планируемое уменьшение численности персонала составит 45 человек. С учетом размера средней зарплаты – 16675 руб., экономия от снижения численности сотрудников составит: 6203,1 тыс. руб. в год.
Таблица 17. Расчет эффективности совершенствования организации набора кадров. Тыс. руб.
| Показатели | Базовый период | Планируемый период | Изменение, % |
| 1. Выручка | 8 523 284,8 | 8 523 284,8 | — |
| 2. Количество работников, чел. | 2400 | 2355 | 98,1 |
| 3. Затраты | 6 938 180,5 | 6931977,4 | 99,8 |
| 4.Прибыль | 1 585 104,3 | 1591307,4 | 100,4 |
- Разработка стимулирования к развитию потенциала персонала
На основании технико-экономических показателей можно рассчитать прогноз прибыли предприятия после внедрения мероприятий по повышению стимулирования сотрудников. Данные приведены в таблице 18.
Таблица 18. Расчет эффективности совершенствования стимулирования персонала. Тыс. руб.
| Показатели | Базовый период | Планируемый период | Изменение, % |
| 1. Выручка | 8 523 284,8 | 8 778 865,6 | 103,0 |
| 2. Затраты предприятия | 6 938 180,5 | 6939892,5 | 100,1 |
| 3. увеличение затрат за счет внедрения мероприятия | +1 712 | — | |
| 4. Прибыль | 1 585 104,3 | 1838973,1 | 116,0 |
В таблице 19 рассмотрим полный расчет эффективности всех мероприятий по повышению эффективности системы развития персонала ЗАО «Кварцит».
Таблица 19. Расчет эффективности всех мероприятий по повышению эффективности системы развития персонала. Тыс. руб.
| Показатели | Базовый период | Планируемый период | Изменение, % |
| 1. Выручка | 8 523 284,8 | 9358566,7 | 109,8 |
| 2. Затраты предприятия | 6 938 180,5 | 7031689,5 | 101,4 |
| 3. увеличение затрат за счет внедрения мероприятий в том числе, за счет: — совершенствования организации управления развитием сотрудников; — совершенствования аттестации кадров; — совершенствования организации набора кадров; — совершенствования стимулирования персонала; — совершенствования оценки сотрудников | +93509
+ 44000 + 24000
— 6203,1 + 1712 + 30000 | — | |
| 4. Прибыль | 1 585 104,3 | 2326877,2 | 146,8 |
| 5. Количество работников, чел. | 2400 | 2355 | -45 |
| 6. Производительность труда | 5264,5 | 5889,6 | 111,9 |
Согласно данным табл. 3.15, внедрение всех предложенных мероприятий приведет к росту выручки на 835281,9 тыс. руб. или 9,8% к уровню отчетного периода. Затраты предприятия возрастут на 1,4% и составят 7031689,5 тыс. руб., прибыль предприятия увеличится на 46,8%, производительность труда вырастет на 11,9%.
Таким образом, внедрение предложенных мероприятий повысит прибыльность предприятия и увеличит его конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.
Выводы по 3 главе
Внедрение мероприятий по совершенствованию аттестации кадров приведет к повышению производительности труда на 3%, в результате чего возрастет объем реализованных работ и услуг также на 3%.
Для облегчения подбора и оценки кандидатов на различные должности в организацию ЗАО «Кварцит» создается квалификационная карта, которая описывает основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности — общее образование, специальное образование, специальные навыки – знание иностранных языков, владение компьютером, и т.д. Карта подготавливается Руководителем отдела подбора. Использование квалификационной карты дает возможность структурировано оценивать кандидатов (по каждой характеристике) и сравнения кандидатов между собой.
С целью совершенствования набора и отбора персонала на руководящие должности следует составить лист-требование к кандидатам, в котором необходимо указать важные с точки зрения профессионализма, предъявляемые к кандидатам.
Таким образом, внедрение предложенных мероприятий повысит прибыльность предприятия и увеличит его конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление персоналом — функциональная сфера деятельности, задача которой — обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование. Целью управления персоналом являются формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом.
Одним из направлений работы с персоналом является кадровая политика предприятия.
Кадровая политика организации – это система взглядов, требований, норм, принципов, ограничений, определяющих основные направления, формы и методы работы с персоналом. Ее целями являются сохранение, управление и развитие кадрового потенциала, создание высокопроизводительного коллектива, обеспечение благоприятных экономических, социальных и психологических условий его деятельности.
Объектом исследования выступила организация ЗАО «Кварцит».
Предметом исследования — система управления персоналом в ЗАО «Кварцит».
В ходе работы решены следующие задачи исследования:
- Изучены теоретические основы системы управления персоналом: особенности управления персоналом в современных условиях; содержание кадровой политики и ее роль в управлении персоналом организации; основные направления реализации кадровой политики организации.
- Проведен анализ системы управления персоналом в ЗАО «Кварцит»: анализ предприятия и его трудового потенциала; анализ сильных и слабых сторон системы управления.
- Разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом.
В первом раздел дипломной работы было определено, что на формирование и развитие кадровой политики влияют внешние и внутренние факторы. Основными этапами проектирования кадровой политики являются: нормирование, программирование и мониторинг персонала.
Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед предприятием.
Управление персоналом имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого она призвана способствовать обеспечению условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса. В рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах; разработка штатных расписаний; оценка и отбор персонала; планирование ближайших кадровых перемещений, увольнений; повышение квалификации, переподготовка.
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
- кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития;
- кадровая политика должна быть достаточно гибкой;
- кадровая политика должна быть экономически обоснованной;
- кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.
Управление персоналом базируется на следующих принципах: человек – основа корпоративной культуры, менеджмент для всех, эффективность, взаимоотношения и качество – критерии успеха организации, обучение – ключ к развитию и переменам.
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что управление персоналом сегодня приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора, в построении системы управления персоналом предприятия.
В управлении персоналом в рассматриваемой организации менеджмент использует:
- широкий спектр методов мотивации и стимулирования, но какие-то в большей степени, а какие-то – в меньшей.
- рациональное распределение функций, полномочий и ответственности, что способствует его эффективному функционированию.
- ряд методов воздействия на персонал через социальные потребности и психологические особенности.
Недостаточно исследуется психологическое состояние коллектива, то есть не проводятся всевозможные опросы, анкетирования, беседы с работниками. Социально-психологический метод необходимо применять на всех уровнях предприятия, чтобы сформировать психологический климат в коллективе, выяснить удовлетворенность работников.
Был сделан вывод, что в ЗАО «Кварцит» применяются эффективные методы стимулирования и мотивации для служащих и ИТР, но не в полной мере для рабочих и специалистов низшего звена. Излишне усложненная система отбора кандидатов не дает оперативности, отпугивает перспективных кандидатов, которые могли бы стать настоящим капиталом предприятия.
Внедрение мероприятий по совершенствованию аттестации кадров приведет к повышению производительности труда на 3%, в результате чего возрастет объем реализованных работ и услуг также на 3%.
Для облегчения подбора и оценки кандидатов на различные должности в организацию ЗАО «Кварцит» создается квалификационная карта, которая описывает основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности — общее образование, специальное образование, специальные навыки – знание иностранных языков, владение компьютером, и т.д. Карта подготавливается Руководителем отдела подбора. Использование квалификационной карты дает возможность структурировано оценивать кандидатов (по каждой характеристике) и сравнения кандидатов между собой.
С целью совершенствования набора и отбора персонала на руководящие должности составим лист-требование к кандидатам, в котором укажем профессиональные важные качества, предъявляемые к кандидатам.
Таким образом, внедрение предложенных мероприятий повысит прибыльность предприятия и увеличит его конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.
Цель исследования – разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом на предприятиях городского хозяйства на примере ЗАО «Кварцит» — достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Источники и нормативные акты
Опубликованные
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (ред. от 07.02.2011г.)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2011г.)
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (ред. от 05.07.2010 г.)
- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.)
- Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ (ред. от 23.12.2010 г.)
Неопубликованные
- Устав предприятия.
- Учредительные документы компании.
- Штатное расписание сотрудников организации.
II. Литература
- Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. — 2010. — № 1. — С.50 — 52.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. — М., 2006. – С. 15.
- Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. // Экономист. — 2009. — № 4. — С.28 — 31.
- Белкин В., Белкина Н. Мотивы и стимулы труда // Социальная защита. — 2011. — № 7. — С.44 — 47.
- Бескинская Е. С чего начинается система управления персоналом // Connect! Мир связи. — 2005. — № 12. — С.7 — 8.
- Бизюкова И.В. Кадры. Подбор и оценка. — М., 2012. — С. 50.
- Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг. — 2010. — № 1. — С.88 — 101.
- Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. — М., 2007. — С. 36.
- Богданов Ю.Н., Зорин Ю.В., Шмонин Д.А., Ярыгин В.Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества. — 2008. — № 11. — С.14 — 19.
- Бурмистров А., Газенко Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом. — 2010. — № 7. — С.48 — 49.
- Васькин А.А. Оценка эффективности управленческого труда. — М., 2009. – С. 21.
- Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. — 2009. — №4. — С.23 — 34.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента. — М., 2011. — С. 38.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. — М., 2010. – С. 29.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. — М., 2009. — С. 41.
- Володин А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии. — 2011. — № 10. — С.29 — 31.
- Гаврилица О. Платить или не платить? Вот в чем вопрос номер один работы с персоналом // Служба кадров. — 2010. — № 5. — С.33 — 36.
- Добролюбов Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Банковские технологии. — 2011. — № 3. — С.41 — 44.
- Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления. — 2012. — № 2. — С.83 — 88.
- Егоршин А.П. Управление персоналом. — Н. Новгород, 2007. — С. 72.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2010. — С. 50.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. — Минск, 2006. — С. 28.
- Каверзин Н. Метод кнута и пряника: Всегда ли он оправдывает себя и в каких условиях эффективен? // Служба кадров. — 2012. — № 8. — С.32 — 37.
- Каверин С.Б. Мотивация труда. — М., 2008. — С. 22.
- Кириллов Л. Как заставить сотрудников «гореть» на работе // Управление персоналом. — 2010. — № 6. — С.26 — 31.
- Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. — 2012. — № 1. — С.38 — 41.
- Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. — М., 2010. — С. 23.
- Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. — М., 2012. — С. 38.
- Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. — М., 2011. — С. 41.
- Нессонов Г.Г. Управление персоналом коммерческой организации. — М., 2011. — С. 30.
- Овчинникова Т.И., Хорев А.И., Воронин В.П., Гоз О.М. Развитие системы управления персоналом на примере предприятий Центрального Черноземного экономического региона, ориентированных на потребителя // Кадры предприятия. — 2009. — № 1. — С. 86.
- Штаффельбах Б. Теоретические основы и функции экономики персонала // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — № 5. — С. 18.
