Заявка на расчет
Меню Услуги

Систематизация содержания словарной работы на уроках литературного чтения в младших классах с учащимися с задержкой психического развития. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Глава 3. Систематизация словарной работы на уроках литературного чтения в младших классах с задержкой психического развития

3.1. Цели и задачи формирующего этапа эксперимента

Формирующий этап экспериментального исследования проводился на базе ГБС(К)ОУ школы-интерната № 136 Куйбышевского района г.о. Самара для детей с ОВЗ VII-VIII вида. Экспериментальную группу составили 10 детей младшего школьного возраста, обучающихся в 4 «Б» классе для детей с задержкой психического развития.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Цель формирующего этапа: разработать систему коррекционных мероприятий по обогащению, развитию расширению словарного запаса младшего школьника с задержкой психического развития.

Задачи:

  1. Отобрать произведения, представленные в программе, для экспериментального исследования.
  2. Разработать и апробировать систему занятий.
  3. Разработать и применить систему коррекционных приемов по проведению словарной работы на уроках литературного чтения в младших классах учащихся с задержкой психического развития.
  4. Разработать систему упражнений для обогащения, активизации и расширения словарного запаса обучающихся младших классов с задержкой психического развития.

Нами были проанализированы результаты констатирующего эксперимента, которые позволяют говорить, что в однообразную работу по обогащению, активизации и расширению словарного запаса на  уроках художественной литературы можно включить некоторые приемы, повышающие интерес к процессу обучения и пониманию содержания изучаемого.

Мы решили разработать систему занятий по обогащению, активизации и расширению словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития и использовать ее на уроках литературного чтения.

Знакомясь и работая над фольклорными и литературными  произведениями, младшие школьники с задержкой психического развития приобретают представления о произведении, о его структурных и языковых особенностях, совершенствуется их словарь и связная речь, а это в дальнейшем способствует развитию письменной речи.

При реализации данной методики обучения, мы учитывали специфику развития младших школьников с задержкой психического развития, структуру их речевого дефекта, индивидуальные особенности при организации и проведении обучения.

3.2. Система проведения словарной работы в процессе изучения литературных произведений на уроках литературного чтения

Формирующий этап экспериментального исследования проводился во внеурочное время, во второй половине дня. В качестве материала для проведения нами были избраны тексты устного народного поэтического творчества, а именно: былина «Ильины три поездочки», а также литературная сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок» и стихотворение А. С. Пушкина «Туча».

При выборе конкретных методических приемов для работы на уроке над художественным произведением мы руководствовались родом, видо-жанровой природой текста, а также его композиционными особенностями и спецификой его формы. М.Р. Львов указывал, что прежде всего надо уяснить родовую принадлежность художественного произведения, которое предстоит читать на уроке [31, с.158].

Читая былину «Ильины три поездочки», мы видим характер главного героя: он не боится трудностей, легко проходит все испытания, которые посылает ему судьба. Илья победил злую королевну, которая хотела его убить, множество разбойников, издевавшихся над людьми. В образе Ильи Муромца, русский народ воплотил представления о храбром воине, который не боялся бы защищать свой народ и отечество.

Сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок» представляет собой большую поэму в трёх частях. В 1-й части повествуется о том, как Ивану достались Конёк-горбунок и два великолепных коня и как он стал царским конюхом. Во 2-й части Иван по велению царя добывает Жар-птицу, а потом и Царь-девицу. В 3-й части он навещает Солнце и Месяц и достаёт со дна океана драгоценный перстень. В конце сказки он становится царём и женится на Царь-девице.

Главный герой произведения — Иван-дурак — честно несёт службу у вздорного царя. Царь жесток и деспотичен. Все его думы — не о заботе о государстве, а об одной лишь женитьбе на прекрасной Царь-девице. В описаниях этого горе-правителя много иронии: он смешон и глуп в своей уверенности, что снова станет молодым. Ивану-дураку пришлось приложить много труда, проявить смелость и настойчивость, чтобы выполнить царские поручения.

Но справедливость восторжествовала (сцена купания героев в кипящих котлах). Царь бесславно погибает, а Иван становится красавцем и обладателем всего, что сам добыл для царя. Конечно же, не без волшебной силы Конька-горбунка. Конёк-горбунок не слуга, а товарищ Ивана, его чудесный помощник, который не только выручит из беды в трудную минуту, но и скажет — как друг другу — горькую правду.

Смысл сказки — в иронии, в шутке, в прямой сатире: тем, кто хочет разбогатеть, богатство не достаётся. А Иван-дурак всего достиг, потому что жил честно, был щедрым и всегда оставался верным своему долгу и слову. В произведении привлекает всё: и главный герой Иван-дурак, и его верный друг Конёк-горбунок, и описание чудес, ритм стиха, и красота поэтического слова.

В изучении стихотворения А. С. Пушкина «Туча» мы определяем для себя конкретную учебную задачу и сверхзадачу, связанную с выяснением особенностей творчества Пушкина. В анализе «Тучи» на первый план выступают вопросы, связанные с рассмотрением времени действия и грамматического времени в композиции стихотворения.

«Последняя туча» — последнее напоминание о «рассеянной буре» — уже неуместна на «ясной лазури», несвоевременна в «ликующий день». То, что было уместно и своевременно, когда бушевала буря и громыхала гроза, становится лишним после того, как они закончились, когда прошло их время. Поэт в первых двух четверостишиях противопоставляет послегрозовое и грозовое время, тем самым обозначая главную мысль стихотворения — мысль о том, что все в этом мире нужно судить не вообще, а только в конкретной ситуации, туча естественна, а значит, и прекрасна в своей грозной таинственности — и противоестественна, а значит, и нелепа после грозы.

Третье четверостишие — напутствие туче, воплощение пожелания лирического героя как можно скорее избавить небо от припозднившейся тучи. Ученики, проводя синтаксический разбор входящих в текст предложений, видят, что в первом четверостишии сказуемые выражены глаголами в настоящем времени («несешься», «наводишь», «печалишь»), а во втором четверостишии — в прошедшем времени («облегала», «обвивала», «издавала», «поила»). В заключительном четверостишии вслед за мощным началом — выводом из сказанного («Довольно, сокройся!») в первых двух стихах глаголы в прошедшем времени: «миновалась», «промчалась» (здесь продолжается тема второй строфы), а в третьем и четвертом стихах — в настоящем: «гонит» (это возвращение к первому четверостишию).

Учитывая ведущие направления работы над словарным запасом младших школьников, мы предусматриваем в комплексе упражнений три линии:

Во-первых, обогащение словаря, т.е. введение новых, ранее не известных учащимся слов, а также значений тех слов, которые уже имеются в словарном запасе школьников;

Во-вторых, уточнение словаря младшего школьника:

  • наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно;
  • усвоение многозначности слов.

В-третьих, активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из пассивного в активный словарь младших школьников [31, с. 31].

При проведении формирующего эксперимента мы планируем использовать следующие методы обучения:

— словесные;

— наглядные;

— практические.

Эксперимент представляет собой систему занятий (см. Приложение таблицу № 4). Общее количество занятий-8. Все произведения были  взяты из программного обеспечения  «Школа России», программе по литературному чтению под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина и программы  коррекционно-развивающего образования  под редакцией С.Г. Шевченко, а также рабочей программы по литературному чтению для учащихся 3-4 классов.

При составлении и проведении системы коррекционной работы нами была учтена специфика речевого и психологического развития детей, а так же индивидуальные особенности учащихся.

Мы использовали следующие приемы обучения:

  1. Чтение произведения (и рассматривание иллюстраций).
  2. Вопросы по прочитанному:
  • позволяющие узнать эмоциональное отношение к героям;
  • направленные на выявление основного смысла произведения;
  • направленные на выяснение основного мотива поступков;
  • обращающие внимание на языковые средства выразительности;
  • направленные на воспроизведение содержания;
  • подводящие к выводам.
  1. Словарная работа (работа по алгоритму)

объяснение новых слов;

проговаривание;

объяснение пословиц;

составление словосочетаний и предложений.

Также на занятиях по ознакомлению с художественной литературой мы использовали следующие приемы:

— вопросы по прочитаному;

— беседа;

— словарная работа;

— повторное чтение;

— чтение произведения и рассматривание иллюстраций

— изображение героя;

— словесное рисование;

— пересказ сказки;

— опорные таблицы;

— схемы;

— памятки.

Поставленную в начале эксперимента цель нам удалось реализовать, о чем свидетельствуют результаты контрольного этапа эксперимента. Все задачи, которые мы запланировали для проведения эксперимента, реализованы. Учащиеся научились:

— называть автора сказок;

— выделять начало и конец сказки;

— соотносить название произведения с содержанием;

— сделать вывод по прочитанному;

-объяснять ранее незнакомые слова, словосочетания, фразы, встречающиеся в тексте произведения.

Экспериментальное  исследование по былине «Ильины три поездочки» делится на три этапа:

1. Ознакомление с произведением устного народного творчества — былиной.

2. Чтение и разбор текста былины.

3. Заключительный этап. Обобщение.

На первом этапе младшие школьники знакомились с текстом былины, отгадывали загадку (организационный момент), затем  проводилась беседа по содержанию произведения и словарная работа. Значительное время было уделено работе с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри».

1.Вопросы по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри»:

— Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине? Расскажите о богатыре, воспользуйтесь алгоритмом или схемой.

  1. Вопросы по былине:

— Какое впечатление произвела на вас эта былина?

— Какие чувства вы испытывали, слушая былину?

На втором этапе учащиеся работали с поговоркой, отвечали на вопросы по репродукции В.М. Васнецова «Витязь на распутье», читали отрывки произведения и вели  беседу по содержанию былины.

1.Вопросы по репродукции:

-Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине?

  1. Вопросы по поговорке:

-Прочитайте поговорку и выделите главное слово?

Также была проведена словарная работа по определению доспехов богатыря и разбойников:

— Найдите в тексте былины слова, или сочетания слов, непонятных тебе.

Объясните их. Воспользуйтесь толковым словариком.

— Какие военные доспехи были у разбойников? Какие доспехи были у Ильи?

На заключительном этапе велась обобщающая беседа по характеристикам героя, дети отвечали на вопросы викторины по былине.

Вопрос по содержанию былины:

-Вспомните, еще раз происхождение и значение слова «богатырь».
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.

-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. (Выразительное чтение эпизодов из былины.  Характеристика героя.)

— Расскажите об Илье, используя опорные слова. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился…)

-Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

Далее занятия были посвящены знакомству со сказкой П.П. Ершова «Конек-Горбунок», в которое проходило в три этапа:

  1. Вступительное занятие. Знакомство с произведением П.П. Ершова «Конек- горбунок»
  2. Чтение и разбор сказки.
  3. Заключительное занятие.

На первом, вступительном занятии учащиеся читали сказку, работали по иллюстрации и отвечали на вопросы по определению героев сказки.

Вопросы по  сказке:

-Понравилась ли вам сказка?

– Какие чувства вызвало у вас это произведение?

-Кто же будет главным героем сказки? Назовите их?

-Кто первым отправился в  дозор?

Далее дети знакомились с содержанием произведения, рассматривали иллюстрации, учились соотносить иллюстрацию с текстом произведения, отвечали на вопросы по содержанию произведения, проводилась словарная работа. Младшие школьники учились словесно изображать героев сказки, используя в своей речи новые слова, фразы из текста произведения.

  1. Вопросы по иллюстрациям:

— Посмотрите иллюстрации, к каким фрагментам сказки они подходят?

-Кто изображён на картинке?

-Кто изображён на переднем плане?

-Как художник изобразил Ивана?

-Что изображено на заднем плане?

  1. При чтении отрывка произведения дети попутно делали выводы по вопросам:

— Чем занималась семья старика?

-Как шли дела у братьев?

-Какое горе у них приключилось?

-Что они придумали?

На третьем занятии учащиеся отгадывали загадку, велся разбор устаревших слов и словосочетаний по темам, который сопровождалась сравнительной характеристикой героев. Велась работа с толковым словарем  В. И. Даля.

Вопросы по сказке:

— В «Коньке-Горбунке» можно выделить положительных и отрицательных героев?

– Кто положительный герой? (Иван, Конёк-Горбунок)

– Какие герои отрицательные? (Два брата)

—  Какие слова можно подобрать для характеристики его брать­ев, царя? Сделай свой выбор.

Братья Царь Иван

 

 

ленивые

нечестные

жадные

 

хитрый

жадный

тщеславный

 

 

Смелый

Правдивый

доверчивый

 

 

После чего учащиеся разбирали по тематикам устаревшие слова:

Слова действия: соглядать, пенять,  смекать;

Жилища и предметы быта: балаган, лубки, сенник;

Меры длины и времени: вершок, аршин,  два- пять,  седмица;

Старинные украшения и одежда: кафтан,  малахай,  яхонт.

Младшие школьники учились пересказывать сказку, передавать последовательность событий, описанных в произведении, использовать в речи новые слова, выделять отрицательных и положительных героев по их поступкам, объяснять свой выбор. У детей формировалось умение объяснять заглавие произведения, делать вывод по содержанию сказки, уделялось внимание формированию умений объяснить смысл новых слов и выражений, смысла пословиц.

На последнем этапе младшие школьники с задержкой психического развития  просматривали мультипликационный фильм, который в большей степени смог обобщить изученный материал по сказке.

Беседа по прочитанному.

—  Скажи, было ли тебе интересно читать или смотреть сказку?

Викторина  по содержанию сказки:

1. Как звали старшего брата?

А) Иван;

Б) Данило;

В) Гаврило.

2. Что взял с собой в караул Иван?

А) краюшку хлеба;

Б) вилы и топор;

В) воду.

3.Кого поймал Иван во время своего караула?

А) дьявола;

Б) кобылицу

В) Конька – Горбунка.

4.Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал?

А) за хвост;

Б) за гриву;

В) за поводья.

  1. Какого роста был Конек – Горбунок?

А) 4 вершка;

б) 2 вершка,

в) 3 вершка.

  1. Сколько коней было у Ивана?

А) 5;

Б) 2;

В) 3.

  1. На какую должность взял царь Ивана?

А) стрелком;

Б) воеводой;

В) конюхом.

Кроссворд

Также задавались вопросы, направленные на понимание смысла поступков героев, подводящие к выводу, обращающие внимание на языковые средства выразительности,  что способствовало пониманию значений новых слов, активизации их в речи, эмоциональному отношению к героям; с большим интересом отгадывали кроссворд. Ребята объясняли смысл пословиц, заглавие сказки, учились самостоятельно делать вывод по произведению.

Последнее занятие было посвящено чтению и разбору стихотворения «Туча» А. С. Пушкина. Ребята читали стихотворение, отвечали на вопросы по содержанию, подбирали синонимы и антонимы к словам, проводилась словарная работа.

1.Вопросы по содержанию стихотворения:

— Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

— Какую картину природы рисует поэт?

-Как изменения в природе влияют на настроение человека?

  1. Словарная работа:

— работа над эпитетами (художественным определением)

-пояснением художественных образов: последняя туча, рассеянной бури, ясной лазури унылую тень, унылую тень, ликующий день, таинственный гром, алчную землю, ликующий день

-работа над пояснением образов:

Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес…

-работа над пояснением выражений:

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

Довольно, сокройся!

В результате проведенного обучающего эксперимента мы убедились в том, что система занятий способствует осознанности восприятия произведения, прочности усвоения нового материала у всех младших школьников с задержкой психического развития. Данная система занятий положительно влияет на формирование познавательного интереса у данной категории детей, что приводит к расширению круга их знаний, умений, навыков, повышению уровня усвоения материала, обогащению и активизации словарного запаса, развитию произвольных познавательных интересов.

3.3. Обоснование и результаты контрольного эксперимента

Контрольный эксперимент проводился в 4 «Б» классе с детьми с задержкой психического развития  ГБС(К)ОУ школы-интерната № 136 Куйбышевского района г.о. Самара для детей с ОВЗ VII-VIII вида. Эксперимент проводился на материале сказки П.П. Ершова «Конек Горбунок»

Цель: выявление знаний, умений, навыков, полученных при изучении литературного произведения у младших школьников с задержкой психического развития.

Мы выделили несколько задач, которые нам необходимо было решить при проведении контрольного эксперимента:

— выявить усвоение словарного запаса у младших школьников с задержкой психического развития по изученному литературному материалу;

— определить уровень понимания слов и выражений;

— обработать, проанализировать полученную информацию;

-сравнить данные констатирующего и контрольного этапа эксперимента.

С учащимися проводился письменный опрос, в которых предполагается ряд вопросов и заданий,   как при проведении констатирующего эксперимента. Лексический материал изменился, т.к. нам хотелось выявить уровень знаний, полученных в ходе формирующего эксперимента.

Давайте рассмотрим эти задания:

Диагностические задания 1

Цель:  выявить умения  учащихся  объяснять семантику глаголов.

Инструкция:

Прочитайте отрывок из сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» и выполните задания.

  1. Подчерни непонятные тебе слова.
  2. Объясни значение слов:
  • Соглядать;
  • Смекнули;
  • Смеркаться.
  1. Составь предложение с одним из этих слов.

Диагностические задания 2

Цель: выявить знания, умения и навыки  по семантизации слов, обозначающих предметы в контексте литературной сказки.

Инструкция и задание:

  1. Прочитайте отрывок сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» и ответьте на вопросы:

«…зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет,

В голод хлебом угостит,

В жажду медом напоит»

Вопрос: О каком герое сказки идет речь?

  1. Каков рост Конька- горбунка?
  2. Что Иван получил в обмен на двух коней?

Диагностические задания  3

Цель: выявить знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения сказки.

Инструкция и задание:

  1. Прочитайте отрывок и сказки.

Как вы понимаете значение слов: лубок, малахай, балаган. Напиши их значение.

  1. Прочитай, выбери и соедини правильное значение смысла слов:

 

Дозор                                                                       навес для хранения сена

Сенник                                                                     обход для осмотра

Седмица                                                                   пластом

Пластью                                                                   неделя

3.С какими драгоценными камнями сравнивает автор глаза, хвост и копыта лошадей?

«Кони ржали и храпели,

Очи … горели;

В мелки кольца завитой,

Хвост струился …

И… копыты

Крупным … обиты.

Любо-дорого смотреть!»

Слова для справок:  яхонтом,  алмазные, жемчугом,  золотой.

Подробно с диагностическими заданиями можно ознакомиться в приложении № 3

Таблица № 4. Результаты контрольного этапа экспериментальной группы 4 «Б» класса с задержкой психического развития ГБС(К)ОУ школы-интерната № 136 для детей с ОВЗ

Имя Ребенка I  задание —

семантизация глаголов, обозначающих восприятие, физическое или эмоциональное состояние человека в контексте литературной сказки

II задание —

эмоционально-образная лексика стихотворного текста

III задание-

семантизация слов, обозначающих предметы в контексте литературной сказки

Итого

 

1. Саша Г. 2 2 2 6
2. Алена Г. 2 1 1 4
3. Дима Е. 3 2 2 7
4. Ксюша Л. 3 3 3 9
5. Володя Л. 2 2 2 6
6. Надя Н. 2 1 2 5
7. Артем П. 1 1 2 4
8. Вова С. 2 2 3 7
9. Денис Ш. 1 1 2 4
10. Артур В. 3 2 3 8

 

Результаты исследования представлены в Гистограмме 2.

Гистограмма № 2

Таким образом, по результатам исследования нами были выявлены 3 уровня сформированности словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития  у детей экспериментальной и контрольной групп: экспериментальная группа 4 «Б»: высокий уровень – 51%, средний уровень – 48%, низкий уровень – 1%.

Сопоставительная группа – 4 «А» класс с нормальным развитием: высокий уровень – 77%, средний уровень – 20% , низкий уровень –  0% и  сопоставительная группа – 4 «А»  класс с ЗПР: высокий уровень – 47% детей, средний уровень – 40% детей, низкий уровень –20%.

Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов должно стать показателем эффективности проведенной нами работы.

Наблюдая за детьми,  мы отметили заинтересованность деятельностью.  Младшие школьники экспериментальной группы принимали, понимали задания, выслушивали инструкцию, затем думали, вспоминали и отвечали на вопросы, радовались своим успехам.

Анализ количественных и качественных результатов эксперимента показывает, что отмечается повышение всех показателей уровня знаний, умений, навыков, полученных при изучении литературных произведений. С помощью четко спланированной, организованной работы, проведенной на занятиях по литературному чтению, мы смогли добиться значительного обогащения словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития новыми словами и выражениями, а также активизации их в речи детей. Проведенная нами работа обогатила внутренний мир школьников новыми чувствами и эмоциями, нравственными, моральными представлениями, потому что они познакомились с новыми художественными произведениями, узнали новых персонажей, научились сопереживать героям, понимать их поступки.

Выводы по 3 главе

На основе полученных данных в ходе констатирующего эксперимента нами была разработана и проведена систематизация словарной работы на уроках чтения. В процессе работы нами были адаптированы приёмы работы на уроках чтения и развития словаря младших школьников с задержкой психического развития.

Результаты формирующего этапа эксперимента выявлены на контрольном этапе, подтвердив эффективность нашей работы: они оказались выше по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.

Результаты контрольного эксперимента показали эффективность коррекционной работы, проведённой в экспериментальной группе. По сравнению с сопоставительными группами- 51% детей экспериментальной группы показали высокий уровень, 48% — средний уровень, 1% — низкий уровень.

Заключение

Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при задержке психического развития часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

В процессе нашего исследования была поставлена цель: выявить наиболее эффективные приёмы проведения словарной работы и систематизировать их для дальнейшего применения в ходе коррекционно-педагогической работы на уроках литературного чтения у младших школьников с задержкой психического развития.

В связи с содержанием цели, нами также была выдвинута гипотеза: коррекционная работа по обогащению,  активизации и расширению словарного запаса у обучающихся 4 класса с задержкой психического развития на уроках литературного чтения будет эффективной, если будут систематизированы приёмы проведения словарной работы по коррекции данного нарушения.

Для доказательства гипотезы нами был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

По результатам  констатирующего эксперимента, мы разработали систему коррекционных занятий, которые повышают интерес младших школьников с задержкой психического развития к литературным произведениям разных авторов. В качестве материала для проведения нами были избраны тексты устного народного поэтического творчества, а именно: былина «Ильины три поездочки», а также литературная сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок» и стихотворение А. С. Пушкина «Туча».

Основанием для проведения целенаправленной коррекционно-педагогической работы послужили программные требования.

В процессе коррекционной работы необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность, использовать разнообразные приемы и методы коррекции, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Полученные нами данные могут свидетельствовать об эффективности разработанной нами системы. Мы можем утверждать, что поставленные нами задачи были достигнуты, а гипотеза доказана.

Причина высокой эффективности предложенных коррекционных приемов по обогащению и активизации словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития, я считаю поэтапный, систематизированный подход к данной проблеме.

В результате чего было обнаружено, что словарный запас учащихся обогатился лексикой устаревших слов. Учащиеся повысили свой уровень владения лексикой данной группы.

Таким образом, мы нашли подтверждение выдвинутой гипотезы и считаем, что поставленная цель достигнута.

 

Список использованной литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с
  2. Арбатский, Д.И. Основные способы толкования значений слова / Д.И. Арбатский // Русский язык в школе. – 1970. – №3
  3. Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации. – М.,1998.
  4. Бабкина, Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80 с.
  5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с.
  6. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа. – 2002. – №6. – С.76- 80
  7. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников/ Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2003.- № 4. — С.47- 52.
  8. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 1999. — 56 с.
  9. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. — 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. — 528 с.
  10. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.
  11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997
  12. . Гальперин, Р. И. О понятии текста / Р. И. Гальперин // Вопросы языкознания. – 1974. — №6. – С. 72 — 85.
  13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М., 1961. – 560 с.
  14. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» — М.,1994,- Т.4.
  15. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.
  16. Доблаев, Л.П. К вопросу о семантических связях ближайших предложений текста / Т.М. Дридзе // Вопросы психологии. – 1983. — № 3. – С. 101 — 105.
  17. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. – (Сердце отдаю детям)
  18. Жаренкова, Г. И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с ЗПР в специальной школе / Г. И. Жаренкова // Дефектология. – 1981. – № 2. – С. 3-8.
  19. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия. – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Речь, 2007. — 168 с.
  20. Зикеев А.Г. Работа над лексикой. –  М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
  21. Калмыкова, З. И. Некоторые типические особенности мыслительной деятельности неуспевающих школьников / З. И. Калмыкова //Дети с временными задержками развития / под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971. – С.132-138.
  22. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. – СПб.: М и М, 1997. – 286 с
  23. Клиншова Н. А., Павлова О. В. Устаревшая лексика на уроках чтения // Начальная школа. – 1998. — № 4. – С. 47-52.
  24. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. –– М.: Просвещение, 1983. – 136 с, ил.
  25. Лалаева Р.И. Характеристика и структура речевого дефекта у младших школьников с задержкой психического развития. С-Пб. 1996
  26. Левковская К. А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения лексического материала. – М.: Просвещение, 1962.
  27. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – М.: Наука, 1965. –
  28. Леонтьев А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психологии // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. – Киев. — 1979. – с. 7 – 17.
  29. Литературное чтение. 4 класс.1 часть. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. М., Просвещение, 2013.-223 с.,ил.
  30. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
  31. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 3-е изд. испр. – М.: «Академия», 2007-451с.
  32. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Текст] / О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова // Дефектология.    № 1. С. 6-22.
  33. Мальцева, Е. В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР / Е. В. Мальцева // Дефектология. – 1990. – № 6. – С. 10 — 17.
  34. Мальцева, Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: автор. дис. … канд. пед. наук / Е. В. Мальцева. – М., 1991. – 15 с.
  35. Никашина, Н. А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития / Н. А. Никашина // Дефектология. – 1972. — № 5. – С. 7-12.
  36. Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей / Под редакцией: Т. А. Власовой, В. И. Лубовского Н. А. Никашиной   М.: Просвещение, 1981.
  37. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с
  38. Обучение детей с ЗПР: (пособие для учителей) / Под. ред. В.И. Лубовского. – Смоленск: ТОО «Россиянка» — 1994.
  39. Ожегов С. И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1989
  40. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей редакцией С. Г. Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2004. – 112 с. («Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития. Библиотека журнала». Вып. 13).
  41. Плотникова С.В. Принципы лексико-семантической работы в школе в свете психолингвистической концепции лексикона // Педагогическое образование. 2009. № 2
  42. Пивоварова, Л. Т. Речевая зарядка на уроке чтения для детей с ЗПР [Текст] / Л. Т. Пивоварова // Начальная школа плюс До и После. — 2008. — № 3. — С. 36-39.
  43. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с.
  44. Пускаева, Т. Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития / Т. Д. Пускаева // Дефектология. –1980. – №3.–С.10-18.
  45. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. – М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил
  46. Рахмакова, Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития / Г. Н. Рахмакова // Дефектология. – 1987. — № 6. – С. 3-9.
  47. Симонова, И. А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития / И. А. Симонова // Дефектология. – 1974. – № 4. – С. 18 — 25.
  48. Стебляк, Е. А. Коррекция распознавания и понимания интонаций у детей с задержкой психического развития: дисс. … канд. пед. наук / Е. А. Стебляк. – СПб, 2002. – 208
  49. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород: Изд-во МГПУ, 1994. – 230 с.
  50. Цыпина Н. А., Понимание прочитанного текста первоклассниками с задержкой психического развития / Н. А. Цыпина // Дефектология. – 1974 — № 1. – С. 11 — 19.
  51. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Органи-зационно-педагогические аспекты: метод. пособие для учителей кл. коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 136 с.
  52. Шевченко С.Г. Программы для общеобразовательных учреждений коррекционно-развивающего обучения: Начальные классы (1-4). Подготовительный класс / Под ред. С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса, 2002.

Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф