Заявка на расчет
Меню Услуги

Основные направления деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Социально-реабилитационная гостиница — это учреждение, в котором дети и подростки, находящиеся в кризисной ситуации, могут в течение нескольких недель получать педагогическую, психологическую и медико-оздоровительную помощь.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Важным реабилитационным фактором в работе гостиницы является семейная модель организации детского быта, занятий и общения. В гостинице дети и подростки находят благоустроенное жилье (например, у ребенка может быть отдельная комната), психологически комфортную семейную обстановку, возможность побыть одному, позаниматься любимым делом. Если воспитанник нуждается в специализированной психологической помощи, то организуются индивидуальные и групповые встречи, психолого-педагогические консультации.

В специализированные социальные учреждения для несовершеннолетних (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей) круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) на других основаниях в соответствии с законодательством РФ независимо от места жительства.

При поступлении ребенка в возрасте до трех лет он направляется в соответствующее учреждение. Несовершеннолетние находятся в учреждении в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством РФ.

Не допускается содержание в социальных учреждениях несовершеннолетних:

  1. находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  2. с явными признаками обострения психического заболевания;
  3. совершивших правонарушения.

В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству РФ.

Несовершеннолетние содержатся в специализированных учреждениях на полном государственном обеспечении.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

В структуру социально-реабилитационного центра обычно входят социальный приют и отделение дневного пребывания для несовершеннолетних.

К основным задачам такого центра относятся: профилактическая работа по предупреждению беспризорности детей и подростков, медицинская помощь несовершеннолетним, психолого-педагогическое обслуживание, направленное на установление степени дезадаптации и её устранение, работа с семьёй ребенка и содействие в возвращении ребенка в семью или передача ребенка установленным порядком в новую семью, а также обеспечение всестороннего развития ребенка.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение родительских прав, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от выполнения своих обязанностей), избирают формы жизнеустройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений и иные граждане, располагающие сведениями о безнадзорных детях, обязаны сообщить об этом в социальные органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Работники органов опеки и попечительства в течении трёх дней после такого сигнала должны провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения над ним родителей или родственников обеспечить защиту прав и жизненных интересов ребенка до судебного решения вопроса об его устройстве.

Если родители живы, не лишены родительских прав и семья не является дисфункциональной или девиантной, то с ними проводится психолого-педагогическая работа (и/или, при необходимости, медицинское лечение) и в случае положительного результата – дети возвращаются обратно в семью.

Если дети остались без попечения родителей, они могут подлежать передаче на воспитание в приёмную семью на основании опеки, попечительства или усыновления, или могут быть направлены в детские воспитательно-образовательные заведения для сирот и социальных сирот.

Комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав.

Эти комиссии обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявляют и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Они организует контроль за условиями воспитания, обучения, содержания детей и подростков, а также контроль за обращением с ними в учреждениях системы профилактики безнадзорности.

Комиссия оказывает помощь в бытовом и трудоустройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исправительной системы либо вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений, содействует в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляет иные функции по социальной реабилитации несовершеннолетних.

Комиссия по делам несовершеннолетних применяет различные меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Органы управления образованием и образовательные учреждения контролируют и развивают сеть специализированных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, детских домов и школ-интернатов.

Они участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятий несовершеннолетних, ведут учёт несовершеннолетних, не посещающих занятия в образовательных учреждениях.

Специалисты данных учреждений разрабатывают программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

В рамках этих учреждений создаются психолого-педагогические комиссии, которые выявляют и проводят обследование несовершеннолетних с отклонениями в развитии и поведении, оказывают психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении или проблемы в обучении.

Так же как комиссии по делам несовершеннолетних и органы по социальной защите населения, органы образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, таких как безнадзорные дети и подростки, и принимают меры по их воспитанию и получению ими общего среднего образования, выявляют и семьи, находящиеся в социально затруднительном положении и оказывают им помощь в воспитании и образовании детей.

Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи в пределах своей компетенции участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляют организационно-методическое обеспечение и координируют деятельность подшефных им социальных и медицинских учреждений, клубов и других организаций.

Они активно участвуют в организации отдыха, досуга и занятости не совершеннолетних, курируют молодежные биржи труда.

В систему органов по делам молодёжи входят социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи; центры социально-психологической и социально-медицинской помощи; центры профессиональной ориентации и трудоустройства; молодежные клубы и др.

Все эти организации предоставляют бесплатно социальные, медицинские, правовые и иные услуги несовершеннолетним, организуют досуг и занятость так называемым «трудным» подросткам, осуществляют информационно-просветительскую работу с молодёжью.

В подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних входят:

  1. подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел,
  2. центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей,
  3. подразделения криминальной полиции.

Эти учреждения осуществляют:

  1. профилактическую работу с несовершеннолетними и их родителями или представителями, не выполняющими своих обязанностей;
  2. выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, предупреждают и пресекают противоправные действия в отношении несовершеннолетних;
  3. участвуют совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних в подготовке материалов, необходимых для помещения несовершеннолетних, совершивших значимые правонарушения, в центры изоляции или специальные учебно-воспитательные учреждения;
  4. информируют комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения и органы по делам молодежи о выявленных случаях безнадзорности. [22, с.124]

В органы управления здравоохранением направляются несовершеннолетние, нуждающиеся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с их социально опасным положением: пережитым насилием или дискриминацией, бродяжничеством, криминальной деятельностью, употреблением алкоголя или наркотиков. В данный учреждениях оказывается бесплатная медицинская помощь всем обратившимся «трудным» детям и подросткам.

Все вышеперечисленные социальные органы тесно взаимодействуют между собой с целью предупреждения и выявления фактов безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав и интересов, воспитания и обучения полноценных членов общества. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, насилия и т.д., выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально и финансово уязвимом положении.

Итак, общество и семья должны решить главную задачу — воспитать из каждого ребенка семьянина, гражданина и специалиста.

Пока все задействованные государственные, общественные и частные структуры не осознают свою принадлежность к социальным институтам государства и общества, ответственным за детство и отрочество, описанную общую ситуацию в корне изменить невозможно.

Хотя общество и государство серьёзно обеспокоено кризисом в данном направлении, все же пока нет в нашей стране глубокого и объективного анализа причин увеличения неблагополучных семей.

Не разработана пока перспективная стратегическая государственная политика, которая могла бы остановить тенденцию разрушения семей и, как следствие, приостановить распространение безнадзорности детей и подростков, на, что и необходимо направить усилия, всех структур государственной и муниципальной власти, общественных и других организаций.

2.3. Региональный опыт социальной работы с безнадзорными детьми и подростками

В мировом опыте универсальным методом социальной работы с бездомными и беспризорными детьми является уличная социальная работа.

К ее преимуществам относят: охват большого количества детей, нуждающихся в помощи; возможность реальной оценки их ситуации, а также потребностей и проблем.

Основными направлениями деятельности уличных социальных работников являются: организация питания (подвижная, доставляемая периодически, стационарная); оказание материальной, гуманитарной помощи в виде обеспечения одеждой, обувью, книгами и т.д.; оказание медицинской помощи и поддержки (первичного лечения, взятия анализов, направления на лечение, принятия душа, стирки белья и т.д.); индивидуальная профилактическая работа по недопущению роста количества безнадзорных детей и подростков и вовлечения их в уличную среду; работа команд специалистов (врача, психолога, социального работника)на улицах города в местах обитания бездомных и безнадзорных подростков и т.д.

Опыт реализации модели уличной социальной работы представлен в Санкт-Петербурге деятельностью неправительственной организации «Врачи мира», которая при поддержке администрации города организовала медицинский пункт помощи «уличным» детям.

Главной целью его работы стало улучшение медицинского, социального и психологического статуса «уличных» детей.

К задачам уличной социальной работы были отнесены: создание сети уличных социальных работников, способных устанавливать позитивный контакт с «уличными» детьми и контролировать ситуацию на улице; мониторинг и быстрое социальное реагирование, направленные на детей, недавно вышедших на улицу, а также снижение рисков, связанных с длительным пребыванием детей на улице; информирование детей об их правах и защита этих прав; создание низкопорогового центра кратковременного ночного пребывания для «уличных» детей; привлечение внимания широкой общественности и средств массовой информации к проблеме «уличных»  детей и т. д.

Медицинская помощь в уличной социальной работе рассматривается как один из компонентов ресоциализации бездомных детей. Для оказания экстренной медицинской помощи детям были установлены связи с рядом больниц, поликлиник, медицинских учреждений. Медицинский пункт для детей работает ежедневно, в его дежурной смене — врач-педиатр, психолог, социальный работник и фельдшер. Бездомный ребенок приходит в медицинский пункт самостоятельно или его приводят уличные социальные работники. Для получения комплексной помощи не требуется никаких документов, она оказывается бесплатно. На каждого ребенка заводят первичную медицинскую документацию для определения объема амбулаторной или стационарной медицинской помощи. Иногда детей госпитализируют по медицинским или социальным показаниям, не нарушая принципа добровольности. В медицинском пункте ребенок может помыться, переодеться, получить психологическую консультацию (в случае семейных конфликтов, последствий кризисных ситуаций), при необходимости социальный работник помогает бездомному ребенку устроиться в приют, школу или вернуться в семью, восстановить утраченные документы, организовать досуг и т. д.

Опыт работы команды «Врачи мира» показал, что чем дольше ребенок находится на улице, тем меньше у него мотивации к возвращению в нормальную жизнь. Чаще всего в организацию обращаются дети в возрасте 13-18 лет. Средний возраст детей, приходящих за медицинской помощью в центр «Врачи мира» , -14,9 лет. Именно в этот период дети становятся наиболее конфликтными, у них происходят переоценка и отрицание всех жизненных ценностей, предлагаемых взрослыми. Подростки начинают больше доверять друзьям, чем родителям, пытаются доказать свою независимость, что нередко приводит к побегам из дому, поиску помощи на стороне. Следует отметить, что около 5 % обратившихся в медицинский пункт детей вообще не знают своего возраста. Как правило, это дети, которые с раннего возраста живут на улице, у них практически полностью отсутствуют признаки какого-либо воспитания. Увеличивается количество детей и подростков, подверженных вредным привычкам, употребляющих инъекционные наркотики, в частности героин. Если еще три года назад средний возраст начала употребления наркотиков среди уличных детей составлял 17 — 18 лет, то сейчас — уже 14- 15 лет. Увеличилось количество детей с полинаркоманией, периодически употребляющих героин и летучие растворители, а также сочетающих прием наркотиков с употреблением алкоголя. Рост количества детей, употребляющих внутривенные наркотики, приводит к увеличению ВИЧ-инфицированных. Поиск денег на очередную дозу вовлекает детей в криминальные виды деятельности, такие, как проституция, воровство, грабежи, участие в бандитских группах. Доступность и дешевизна табака и алкоголя способствуют дальнейшему росту их потребления среди детей улицы.

С 2000 года в рамках городской целевой программы «Уличные дети Санкт-Петербурга» в городе действует межрайонный территориальный комплекс (МТК), осуществляющий социальную, психологическую, юридическую помощь и поддержку безнадзорным детям, оказавшимся в социально опасной или кризисной ситуации. Социозащитная и реабилитационная работа с безнадзорными подростками включает в себя: выявление причин социальной дезадаптации детей и подростков; проведение психолого-педагогической диагностики безнадзорных детей и подростков; осуществление консультационной коррекционной работы с подростками по индивидуальным и групповым программам; проведение комплекса реабилитационных мероприятий, включая профессионально-трудовые, учебно-познавательные, социокультурные и спортивно-оздоровительные программы; выявление случаев жестокого обращения с детьми, содействие их пресечению с помощью комиссий по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органов опеки и попечительства; оказание необходимой подростку юридической помощи и правовой защиты. МТК устанавливает причины и условия, способствующие безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, информирует о них государственные органы, общественные организации, семьи, детские учреждения, принимает меры к возвращению детей в семьи и учебно-воспитательные учреждения.

Для оказания различных форм помощи уличным детям с учетом их проблем в структуре МТК предусмотрены следующие учреждения —  Отдел социальной работы с семьей, который: выявляет дезадаптированных детей и подростков на территории района; сотрудничает с различными социозащитными структурами, органами правопорядка и общественными организациями на территории обслуживаемых районов; проводит анализ причин социальной дезадаптации; изучает особенности личностного развития и поведения детей; определяет группы детей с разными формами и степенями дезадаптации; изучает жизненные ситуации в семьях, определяет причины возникновения конфликтов в семье; осуществляет коррекцию семейных отношений; способствует изменению отношения подростков к учебной деятельности, восстановлению социального статуса подростка в коллективе сверстников по месту учебы, работы; оказывает содействие в профессиональной ориентации и получении специальности, а также помощь в трудоустройстве и т. д.

Специалисты психологического отдела — проводят комплексы мероприятий, направленных на вывод ребенка из кризисной ситуации, для создания условий по вовлечению его в нормальный жизненный процесс; занимаются изучением эмоциональных состояний, поведенческих особенностей детей в трудной жизненной ситуации; изучают психологический климат в семьях;  консультируют детей, родителей и лиц, их заменяющих; разрабатывают предложения по содержанию индивидуальных и групповых методик психолого-педагогической работы с детьми группы риска.

Задачами специалистов юридического отдела являются: обращение в органы опеки и попечительства по фактам нарушения прав и интересов детей; оказание помощи в установлении юридических фактов и полученииих подтверждения; оформление документов, дубликатов документов взамен утраченных; проведение юридических консультаций; осуществление разъяснительной работы в целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; осуществление сбора необходимой информации для разрешения конкретных проблем детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Важное место в деятельности данного отдела занимает работа по сбору, систематизации и анализу информации по проблемам детской беспризорности и безнадзорности, проведению статистического учета уличных детей, а также детей и подростков, пострадавших от разных форм насилия.

В структуру Межрайонного территориального комплекса входит стационар дневного пребывания, который является местом временного пребывания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Новым направлением социальной работы с бездомными детьми в России в последние годы стало развитие системы SOS- Детская деревня. В России первая SOS-деревня появилась в 1996 г. под Москвой, в пос. Томилино. Впервые Детская деревня возникла в Австрии в 1949 году. [22, с.128]

Идея создания детского дома нового типа по образу семьи принадлежала австрийцу Герману Гмайнеру. Признание его помощи сиротам и беспризорникам было отмечено множеством международных наград. Педагогическая система Гмайнера построена как модель помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В Детские деревни принимаются дети, родители которых умерли или по иным причинам не в состоянии воспитывать своих детей. Многие дети поступают в деревни после длительного пребывания в статусе бездомных из различных приютов. Целью деятельности Детской деревни является помощь детям в развитии и полноценной социальной адаптации в окружающем их социуме. Каждому ребенку в деревне предлагают постоянный дом и окружение, максимально приближенное к семейному. В каждом семейном доме живут от 4 до 10 девочек и мальчиков разных возрастов вместе с их SOS-матерью (матерью-воспитательницей). Детская деревня состоит обычно из 8-15 домов. Деятельность SOS-деревни строится на следующих принципах:

  1. мать. Каждый ребенок должен иметь заботливого родителя. Самая важная личность для развития ребенка на жизненном пути — это его мать. Она выстраивает эмоциональные взаимоотношения с каждым порученным ее заботе ребенком. Мать Детской деревни — это призвание и профессия. Она живет вместе с детьми, ведет домашнее хозяйство, воспитывает их, прививает им хорошие манеры, культурные навыки, помогает решать проблемы и делает все, что делают мамы всего мира;
  2. братья и сестры. Выстраивание семейных связей. Девочки и мальчики различных возрастов живут вместе как названные братья и сестры. Родные братья и сестры не разделяются, когда попадают в SOS-деревню и живут в одной SOS-семье. Дети, живущие в одной семье, вместе с их SOS-матерью строят эмоциональные связи, которые длятся всю последующую жизнь. Дети, даже когда вырастают, всегда могут прийти к своей маме и попросить совета, поделиться проблемами и радостями;
  3. дом. Каждая семья создает свой собственный дом. В этом доме все продумано для создания подлинно семейной атмосферы с ее радостями и повседневными хлопотами. Под одной общей семейной крышей дети обретают безопасность и чувство нужности. Они растут и учатся вместе, делят обязанности и хлопоты, счастливые и радостные моменты. В этот дом ребята стремятся после школы, после прогулок и экскурсий, после походов и детских лагерей;
  4. деревня — это неотъемлемая часть сообщества. SOS-семьи собраны вместе, чтобы иметь возможность делиться опытом и протягивать руку помощи друг другу, когда это требуется кому-то из деревни. Деревня как целостная педагогическая система предусматривает: проживание примерно до 15 лет; проживание в молодежном сообществе под присмотром педагога с 15до 18 лет; самостоятельное проживание при поддержке SOS-организации примерно от 18 до 22 лет; этап вне семейной, нематериальной поддержки (психологической, юридической и т. п.) конкретного молодого человека, уже устроившегося в жизни. [22, с.118]

Первая Детская деревня в России была профинансирована Всемирным сообществом друзей SOS-Детских деревень. Деревня состоит из 11 семейных домов, где вместе с SOS-матерями проживают 77 детей (от 2 до 16 лет). На территории деревни находятся здание для торжественных собраний, дом для сотрудников, и директора деревни. В непосредственной близости от деревни находятся детские сады, школы, рынки и магазины. В SOS-деревне  «Томилино» организуются SOS-дома для молодежи, в которых молодые люди и девушки будут жить до того момента, пока не подготовятся к самостоятельной жизни. В настоящее время в России существует несколько SOS-Детских деревень, одна из которых находится недалеко от Санкт-Петербурга. Они являются негосударственными образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих опекунов. При лишении родителей родительских прав ребенка можно перевести в SOS-Детскую деревню. Все дети и подростки, проживающие в SOS-Детских деревнях, обязательно посещают школу, так как безнадзорные и беспризорные дети и подростки зачастую не знают правил грамматики и математики. Для того чтобы воспитанники SOS-деревни могли посещать школьные занятия, приглашаются специальные репетиторы, которые занимаются подготовкой детей и подростков по предметам школьной программы. Каждый ребенок SOS-деревни обладает правом голоса при выборе школы и класса (с математическим уклоном, химико-биологическим, гуманитарным и т. п.) с учетом его способностей. После окончания школы у всех подростков есть шанс поступить в выбранное ими высшее учебное заведение и приобрести профессию. Проживая в SOS-Детской деревне, все воспитанники учатся основам самостоятельного ведения домашнего хозяйства  (готовить, стирать, шить, распоряжаться семейным бюджетом, поддерживать в доме порядок и теплую атмосферу взаимоотношений и т.д.). Очень важным моментом в системе SOS-Детских деревень является то, что все дети, проживающие в деревне, в дальнейшем будут иметь свое жилье. Существует обязательная договоренность с местными властями о предоставлении жилплощади тем молодым людям, которым негде жить после окончания периода проживания в молодежном сообществе.

В Детских деревнях удается избежать характерных для российского опыта типичных проблем закрытых детских учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, таких, как: деление на группы в соответствии с возрастом и полом, что часто приводит к разделению братьев и сестер; жизнь в барачных условиях в домах, где большие спальни, общие обеденные комнаты, что ведет к истощению нервной системы у детей; недостаток опыта нормальной семейной жизни (ограждение от проблем, неприятностей и радостей семейной жизни); нехватка основного «витамина» детства — любви. SOS-Детские деревни убедительно доказывают свое превосходство над существующими моделями жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Детская деревня — это постоянное место жительства, отсюда не отдают на усыновление и не возвращают родителям, которые вдруг решили исправиться. Деревня полностью отвечает за ребенка с того момента, как он сюда попадает, и до двадцати с лишним лет, пока он не определится в жизни. Жизнь в Детской деревне — это первый этап, второй начинается с того момента, когда воспитаннику исполняется 16 лет. Молодой человек, продолжая получать помощь и поддержку, начинает вести полу самостоятельный образ жизни, перебирается в молодежное общежитие SOS-Детской деревни, учится, работает и входит во взрослую жизнь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нестабильность жизни в стране и в мире в целом наносит удар по обществу, семье, а в конечном итоге — по ребенку. Периодически возникающий интерес к проблемам семьи и детства обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением численности несовершеннолетних в общей совокупности численности населения России и рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального контроля и самоконтроль. Следствием этого становятся разрушение семейно-брачных отношений, преступность несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и создание достойных условий для его существования и развития.

Целью настоящего исследования являлось изучение основных направлений деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей.

На основании проведенного в работе исследования автор пришел к следующим выводам:

  • В настоящее время проблема детской беспризорности остается по-прежнему одной из важнейших проблем нашего общества и государства.

Первым шагом в решении практических задач по борьбе с беспризорностью детей и подростков является выявление  и осуществление их социальной реабилитации  и оказание им необходимой помощи.

Достижение этой задачи во многом зависит от комплексного подхода к оказанию помощи ребёнку и семье, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Учет безнадзорных и беспризорных детей и подростков предельно затруднен, так как многие из них не имеют постоянного места жительства, постоянного институциализированного занятия и т.д. их цифра постоянно колеблется и складывается, преимущественно на основе данных, получаемых из социальных служб и органов правопорядка.

  • Деятельность органов власти, государственных и муниципальных социозащитных и социореабилитационных учреждений по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних целиком совпадает с интересами граждан.

Поэтому и органам социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, и лидерам негосударственных организаций важно рассматривать профилактику детской безнадзорности в качестве задачи, которую призваны сообща решать не только социальные службы помощи семье и детям, но и общественные объединения, действующие в социальной сфере.

  • Именно поэтому развитие системы специализированных учреждений для временного содержания несовершеннолетних является в настоящее время одним из главных аспектов развития всей системы профилактики беспризорности и преступности среди детей и подростков.

Органам государственной власти всех уровней, органам местного самоуправления необходимо признать семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, приоритетным направлением политики в интересах семьи и детей.

  • Следует усилить уголовное преследование родителей, которые оставляют детей в трудной жизненной ситуации, вовлекают в преступную деятельность, допускают их насилие.
  • Создать проект закона по профилактике насилия детей в семье. Привлечь внимание государственных органов к содействию в области ликвидации жестокости и насилия к детям.
  • Необходимо создать горячую линию для детей, именно в учреждениях, в которых они находятся, чтобы предотвратить скрытое насилие.
  • Основать особый орган управления, который будет отвечать за решение проблемы безнадзорности детей, а также контролировать деятельность работников и учреждений по социальному обслуживанию таких детей.
  • Всем органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо полностью ликвидировать на своей территории безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, а также обеспечить им достойные и равные условия для жизни.
  • Разработать и принять экстренные меры по обнаружению, оказанию медицинской, психологической и правовой помощи, а также устройству детей в специальные учреждения и семью.
  • Обеспечить максимальную доступность кружков, спортивных секций, клубов и студий для детей. Включить в деятельность всех учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, детских домов, школ интернатов курсы по самообслуживанию.
  • Принимать на должность только квалифицированных работников со специальным образованием. Осуществлять аудит при приёме на работу.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно – правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 от 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ// Собрание законодательства. № 31, 04.08.2014, , ст. 4398.
  2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [федер. закон № 120-ФЗ принят Гос. Думой 21 мая 1999 г.: по состоянию на 14 октября 2014г.]. // Собрание законодательства РФ. №26. –1999–28 июня.
  3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: [федер. закон №116-ФЗ: принят Гос. Думой 22 июля 2005 г.: по состоянию на 27 июля 2005 г.]. // Российская газета. Федеральный выпуск №3831. – 2005. – 27 июля.
  4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: [федер. закон №124-ФЗ: принят Гос. Думой 03 июля 1998 г.: по состоянию на 03 декабря  2013 г.]. // Российская газета. Интернет портал– 1998. – 05 августа.
  5. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: [федер. закон №442-ФЗ: принят Гос. Думой 23 декабря 2013 г.: по состоянию на 01 января 2015 г.]. // Российская газета. Федеральный выпуск №6271. – 2013. – 30 декабря.
  6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: [федер. закон №184-ФЗ: принят Гос. Думой 06 октября 1999 г.: по состоянию на 04 ноября  2014 г.]. // Российская газета. Интернет портал– 1999. – 19 октября.
  7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы: [указ Президента РФ №761: от 01 июня 2012 г.]. // Собрание законодательства РФ. Интернет портал – 2012. – 04 июня.
  8. О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности: [Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) 1935 г.]. // Сборник постановлений и распоряжений (СП и Р) СССР. 1935. № 32. Ст. 252.
  9. Конвенция о правах ребенка: [Конвенция Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20 ноября 1989 г.]. // Текст Конвенции опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990 г. № 45 ст.955, в сборнике «Действующее международное право» т. 2.
  10. О положении детей в Российской Федерации: [Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития от 17 ноября 2011 г.].

Учебная и научная литература

  1. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. М.: — «Контракт», 2012 г. — 227 с.
  2. Боголюбова О. Н. Р.В. Йорика: Руководство по оказанию комплексной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним:- СПб.: «Врачи детям», 2009. — 146 с.
  3. Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1930. Т. 1.
  4. Беспризорность среди несовершеннолетних. Состояние, проблемы наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних бродяг в Москве. М., 2002.; Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., Золотухина В.И. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. М., 2001.
  5. Воробьев С. Д. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / С. Воробьев. –«Законность», № 1, январь 2014 г.» с.4-11
  6. Донцов Д.А, Донцова М.В. Содержание социальной работы с безнадзорными детьми и подростками // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной площадки второго уровня / Редакторы-составители И.А. Баева, В.В. Ковров, Н.Т. Оганесян. — № 6. — Экон-Информ Москва, 2010. — С. 10-22.
  7. Иванова А.А. Вниманию законодателя! О детях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации// «Законы России: опыт, анализ, практика», N 1, январь 2010 г.
  8. Колударова О.П. Понятие «безнадзорный несовершеннолетний» в российском законодательстве // Вестник Удмуртского университета.-2011.-№3.-с.142-145.
  9. Королев Ю.А. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в странах СНГ «Журнал российского права», N 3, март 2009 г.
  10. Об устройстве детей, оставшихся без родителей: Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г // Справочник по законодательству для прокурорско-следственных и судебных работников. М.: Политиздат, 1962. с. 515.
  11. Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством: Постановление СНК СССР от 15.06.1943 г. // Справочник по законодательству для прокурорско-следственных и судебных работников. М.: Политиздат, 1962.
  12. Платонова Н.М. Социальная работа с бездомными Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011. -160 с.
  13. Рудакова Г.И., Проблемы профилактики преступности и иных форм девиантного поведения несовершеннолетних «Библиотека научных публикаций «Электронного периодического справочника «Система ГАРАНТ», № 1, 2014 г.
  14. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. — М. : Издательство Юрайт, 2012. -905 с. — Серия : Бакалавр.

Электронные ресурсы

  1. Правовая информационная система Консультант Плюс. Версия Проф.-http://www.consultant.ru.
  2. Правовой информационный портал Гарант. Версия Проф.-http://www.garant.ru

Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф