Глава 3. Основные направления совершенствования финансово-хозяйственной деятельности компании ЗАО «СвязьИнТех»
3.1. Разработка проекта по модернизации оборудования
У исследуемой организации ЗАО «СвязьИнТех» стоит проблема повышения объема выручки. Для этого нужно повысить конкурентоспособность организации. Конкурентоспособность – это рычаг, с помощью которого можно планомерно повышать эффективность работы предприятия, улучшить экономические показатели, укреплять авторитет и имидж фирмы, как стабильного и надежного партнера. В ситуация, когда фирма работает в определенной нише (услуги фирмам в сфере телекоммуникации), то она уже ориентируется на определенный круг заказчиков, который невелик. Чтобы выделится из общего ряда претендентов необходимо предложить своим клиентам новые условия, которые могут их заинтересовать. В связи с тем, что потребители услуг фирмы это предприятия телекоммуникационной сферы (большая тройка операторов и обслуживающие их компании), то следует обратиться к методам неценовой конкуренции посредством улучшения качества продукта — конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых продуктов или услуг, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.
Компания имеет контракт на обслуживание определенного количества базовых станций сотовой связи МТС. При этом было выявлено, что работа технологического оборудования имеет много недостатков, отчасти устарела технологическая схема, наблюдается рост энергопотребления. Кроме того часты поломки, выход из строя узлов энергетической подсистемы базовых станций. Так как фирма имеет большой опыт с обслуживании базовых станций сотовой связи, то может предложить технологическое решение, которое поможет заказчикам услуг снизить потери энергии, повысить надежность работы объектов связи.
Из-за стремительного роста тарифов на электроэнергию (с 2006 г. по 2013 г. в 2,6 раза) с каждым годом удельный вес расходов на нее в общих затратах на эксплуатацию сетей существенно увеличивается. В базовых станциях свыше 30% потребляемой ими электроэнергии приходится на их системы охлаждения, что заставляет обратить на эту составляющую более пристальное внимание.
Необходимо провести модернизацию для климатических условий телекоммуникационного оборудования и аккумуляторов источника бесперебойного питания базовых станций сотовой связи.
Рассчитаем параметры проекта и рассмотрим привлекательность предложения для компании и ее заказчиков.
В последнее время в энергетике базовых станций сотовой связи широко используются энергосберегающие кондиционеры, которые сочетают в себе достоинства прецизионных кондиционеров и низкое годовое энергопотребление. Низкое энергопотребление достигается за счет применения технологий естественного охлаждения (фрикулинга). Эта технология заключается в том, что охлаждение оборудования базовой станции происходит за счет подачи снаружи более холодного наружного воздуха при соответствующих погодных условиях. В жару и при теплой погоде фрикулинг не работает, и тогда охлаждение базовой станции производится за счет работы холодильного контура кондиционера. Многолетняя эксплуатация кондиционеров данного типа на базовых станциях показала отличные результаты: в условиях Москвы компрессоры кондиционеров работают не более 5…10% от общего времени работы энергосберегающих кондиционеров.
Низкое годовое энергопотребление оборудованием этой группы обусловлено не только интегрированием в кондиционеры систем естественного охлаждения. Как правило, кондиционеры данной группы специально разрабатываются для применения на телекоммуникационных объектах. В качестве комплектующих изделий в них используются высокоэффективные электронно-коммутируемые вентиляторы с возможностью плавного изменения скорости вращения от 30 до 100%. Кроме того, основной вклад в энергосбережение вносят оригинальные программы управления этими устройствами: включение компрессора или раскрутка вентилятора на 100% происходит только лишь в случае крайней необходимости. В остальное время логикой управления энергосберегающего кондиционера отдается предпочтение режиму фрикулинга с минимально возможным для текущих условий расходом воздуха.
Достоинством этой схемы является высокая надежность, большой ресурс (10…12 лет), низкое энергопотребление, возможность мониторинга и дистанционного управления, простота монтажа и обслуживания. Недостатками являются высокие капитальные затраты.
Рассчитаем экономический эффект от внедрения новой технологии обслуживания базовых станций (67 единиц). В дальнейшем планируется предложить модернизацию базовым станциям Билайн и Мегафон. При этом сначала рассмотрим эффективность введения новой услуги для предприятия, а затем привлекательность этого предложения с точки зрения заказчика. Эти услуги составят дополнительную выручку предприятия ЗАО «СвязьИнТех».
Прогнозируются следующие затраты по монтажу и обслуживанию.
Система кондиционирования Datacom5.0 Climate — 25 530 рублей на каждую базовую станцию.
Услуги по установке системы кондиционирования 6 580 руб. на каждую базовую станцию. В том числе:
- материалы и комплектующие (модуль управления климатом (ARM, 2.5G, Ethernet), датчики температуры, соединительные провода) 1 200 руб.
- оплата труда — 2 540 руб.
- налоги, относимые на текущие затраты — 2 540 *0,3= 762 руб.
- производственные расходы – 852 руб.
- прибыль предприятия – 1230 руб.
В связи с тем, что инфляция в последнее время ускорилась, в проекте принят ее учет в размере 6% в год.
Таблица 3.1. Услуги по монтажу системы вентиляции БС
| Наименование | 2/ 2014 | 1/ 2015 | 2/ 2015 | 1/ 2016 | Итого |
| Объемы реализации (в единицах) | 67,0 | 54,0 | 60,0 | 74,0 | 255,0 |
| Цена реализации (25 530+6 580 = 32 110 руб = корректировка на инфляцию) | 33,06 | 34,04 | 35,04 | 36,08 | |
| Доходы от продаж | 2 215 | 1 838 | 2 103 | 2 670 | 8 825 |
| = Итого | 2 215 | 1 838 | 2 103 | 2 670 | 8 825 |
За период проекта (2 года в разбивке по полугодиям) предполагается модернизировать 255 базовых станций (БС) а выручка составит 8 825 тыс. руб. далее скомпонуем затраты. Следует учесть, что в течение срока обслуживания базовых станций необходима регулярная настройка оборудования, для чего предприятие дополнительно выделит штатную единицу. Так как мощности предприятия недогружены, то дополнительных расходов это не вызовет. Также необходимо дополнительное серверное программное обеспечение – 40 000 рублей на сервер предприятия. Для финансирования текущих расходов (запасы материалов, выплата заработной платы в первый год предполагается целевое финансирование в размере 20 тыс. руб. в полугодие).
Таблица 3.1. Прямые производственные расходы проекта, тыс. руб.
| Наименование | 2/ 2014 | 1/ 2015 | 2/ 2015 | 1/ 2016 | Итого |
| Расходы на материалы и комплектующие | 1 844 | 1 530 | 1 750 | 2 223 | 7 347 |
| Зарплата основного производственного персонала | 175 | 145 | 166 | 211 | 698 |
| Страховые взносы на зарплату основного произв. персонала | 53 | 44 | 50 | 63 | 209 |
| Серверное программное обеспечение | 40 | 40 | |||
| = Итого: затраты в отчете о прибылях и убытках | 2 112 | 1 719 | 1 967 | 2 497 | 8 294 |
| = Итого: оплата текущих расходов | 2 112 | 1 719 | 1 967 | 2 497 | 8 294 |
В результате получим следующие денежные потоки проекта.
Таблица 3.3. Финансовый план проекта, тыс. руб.
| Наименование | 2/ 2014 | 1/ 2015 | 2/ 2015 | 1/ 2016 | Итого |
| Выручка (нетто) | 2 215 | 1 838 | 2 103 | 2 670 | 8 825 |
| — Себестоимость проданных товаров | 2 112 | 1 719 | 1 967 | 2 497 | 8 294 |
| материалы и комплектующие | 1 844 | 1 530 | 1 750 | 2 223 | 7 347 |
| оплата труда | 175 | 145 | 166 | 211 | 698 |
| налоги, относимые на текущие затраты | 53 | 44 | 50 | 63 | 209 |
| производственные расходы | 40 | 40 | |||
| Валовая прибыль | 103 | 119 | 136 | 173 | 531 |
| Прибыль (убыток) от продаж | 103 | 119 | 136 | 173 | 531 |
| Прибыль до налогообложения | 103 | 119 | 136 | 173 | 531 |
| — Налог на прибыль | 21 | 24 | 27 | 35 | 106 |
| Чистая прибыль (убыток) | 83 | 95 | 109 | 138 | 425 |
| = нераспределенная прибыль | 83 | 95 | 109 | 138 | 425 |
| то же, нарастающим итогом | 83 | 178 | 287 | 425 |
Таким образом, итоговый баланс денежных потоков показывает возможность получения итоговой за четыре периода планирования доналоговой прибыли 531 тыс. руб. 106 тыс. руб. уйдет, по прогнозу, на уплату налога на прибыль. Это образует высокую бюджетную эффективность проекта. За вычетом налогов чистая прибыль проекта составит 425 тыс. руб.
3.2. Оценка экономической эффективности внутри проекта
Оценка экономической эффективности проекта должна подтвердить его вклад в совершенствование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Эффективность, в самом общем смысле — отношение полезного эффекта (результатов, в том числе побочных и косвенных) к затратам на его получение. Основная задача стратегии совершенствования финансово-хозяйственной деятельности предприятия: улучшение результатов его работы путем повышения эффективности финансовой деятельности. Применяемые при этом методы анализа инвестиционных проектов, основаны на оценке приведенной стоимости денежных потоков, а также предусматривают возможность тестирования всех допущений, сделанных организацией при обосновании эффективности инвестиционного проекта.
Одной из важнейших операций планирования денежных потоков проекта является дисконтирование, которое заключается в приведении к текущему времени будущих денежных потоков. Коэффициент приведения называется коэффициентом дисконтирования, и это та доходность, которую предъявляют к инвестициям. Используя методический аппарат оценки эффективности инвестиций проведем анализ эффективности инвестиционного проекта.

Как показывает график на рис. 3.1 доходы стабильно превышают расходы. Чистая прибыль за два полугодия составит 425 тыс. руб.

Таблица 3.3. Отчет о движении денежных средств проекта, тыс. руб.
| Наименование | 2/ 2014 | 1/ 2015 | 2/ 2015 | 1/ 2016 | Итого |
| Поступления от продаж | 2 215 | 1 838 | 2 103 | 2 670 | 8 825 |
| Затраты на материалы и комплектующие | -1 844 | -1 530 | -1 750 | -2 223 | -7 347 |
| Зарплата | -175 | -145 | -166 | -211 | -698 |
| Общие затраты | -40 | -40 | |||
| Налоги | -73 | -67 | -77 | -98 | -316 |
| Денежные потоки от операционной деятельности | 83 | 95 | 109 | 138 | 425 |
| Инвестиции в оборотный капитал | -48 | 13 | -5 | -11 | -52 |
| Денежные потоки от инвестиционной деятельности | -48 | 13 | -5 | -11 | -52 |
| Целевое финансирование | 20 | 40 | |||
| Денежные потоки от финансовой деятельности | 20 | 40 | |||
| Суммарный денежный поток за период | 54 | 108 | 104 | 127 | 413 |
| Денежные средства на конец периода | 74 | 182 | 286 | 413 |
Так как в расчет приняты инфляционные ожидания, то следует определить денежные потоки проекта с учетом дисконтирования. За основу возьмем ставку 20%. Она отражает примерную стоимость кредита на пополнение оборотных средств для предприятия.

Анализ движения денежных средств проекта показывает постепенное нарастание суммарного денежного потока, достигающего максимума в конце цикла проектирования – 138 тыс. руб. за полугодие против 85 тыс. руб. в начале цикла проектирования инвестиций.

Это позволяет надеяться, что суммарный эффект будет возможно экстраполировать в будущее, что позволит создать синергетический эффект инвестиций. Анализ остатка денежных средств на счете показывает, что значение этого показателя на конец последнего планового периода составляет 413 тыс. руб., что позволяет создать значительный финансовый резерв для пополнения оборотных средств предприятия.
Таблица 3.4. Дисконтированный чистый денежный поток
| Наименование | 2/ 2014 | 1/ 2015 | 2/ 2015 | 1/ 2016 |
| Денежные потоки от операционной деятельности | 83 | 95 | 109 | 138 |
| Денежные потоки от инвестиционной деятельности | -48 | 13 | -5 | -11 |
| Чистый денежный поток | 34 | 108 | 104 | 127 |
| Дисконтированный чистый денежный поток | 31 | 90 | 79 | 88 |
| Дисконтированный поток нарастающим итогом | 31 | 121 | 200 | 289 |
Исходя из проведенного инвестиционного анализа сформируем показатели эффективности проекта для компании. Дисконтированный чистый денежный поток составил 289 тыс. руб. Это показывает, что приведение чистой прибыли к текущему времени показывает наличие роста чистой прибыли.
Определим влияние проекта на показатели деятельности предприятия в целом.
Таблица 3.5. Отчет о финансовых результатах (сравнительный)
| Фаза | Показатель | 1/2014 | 2/ 2014 | 1/ 2015 | 2/ 2015 | 1/ 2016 | Итого |
| С учетом проекта | Выручка (нетто) | 4 708 | 7 253 | 7 228 | 7 870 | 8 841 | 35 900 |
| Чистая прибыль | 344 | 309 | 387 | 474 | 583 | 2 097 | |
| Без учета проекта | Выручка (нетто) | 4 708 | 5 038 | 5 390 | 5 768 | 6 171 | 27 074 |
| Чистая прибыль | 344 | 227 | 292 | 365 | 445 | 1 672 |
На рис. 3.5. показана сравнительная динамика прогнозной чистой прибыли с учетом проекта и без него.

Прогноз чистой прибыли исходя из одинаковых стартовых условий показывает значительное влияние на результативность хозяйственной деятельности.

В результате осуществления проекта рентабельность активов по чистой прибыли вырастет в конце 2-х летнего периода на 3,8% до 33,8%. Кроме того следует рассмотреть параметры чувствительности проекта к различным хозяйственным условиям его реализации. Для анализа рассмотрим возможность изменения цен на услуги и их влияние на суммарную чистую прибыль.

Как показывает рис. 3.7 снижение цен на услуги на 6% приведет к убыточности проекта. Поэтому следует в договоре предусмотреть допустимый уровень колебания цен и дополнительно провести оптимизацию издержек.

К объему продаж проект (рис. 3.8) не чувствителен. Таким образом, проект при любом объеме выгоден.
Теперь рассмотрим собственно маркетинговую составляющую, то есть то что мы предложим клиентам для того, чтобы они приняли предложение по модернизации своих базовых станций.
Модернизация климатической системы Модернизация климатической системы базовых станций позволяет:
- Снизить затрат на энергопотребление климатического оборудования (за счёт энергоэффективногоуправления климатическим оборудованием, включая приточно-вытяжную вентиляцию).
- Экономить рабочий ресурса кондиционеров –до 50% в год.
- Обеспечить номинальные климатических условий для телекоммуникационного оборудования и аккумуляторов источника бесперебойного питания (ИБП).
- Обеспечить постоянный мониторинг климата базовых станций и аварийных случаев, пожарной безопасности / удалённое управление климатическим оборудованием.

На рис. 3.10 показаны суммы затрат на электроэнергию с учетом цен 2,65 руб.за 1 Квт•ч.

В результате осуществления модернизации суммарные расходы на энергоснабжение станции можно снизить с 52,97 тыс. руб. до 32,17 тыс. руб. или на 20,8 тыс. руб. (-39,3%) в год.
Экономию ресурса кондиционеров 50% в год обеспечивает:
- сокращение фактического времени работы кондиционеров -использование только в наиболее жаркие дни
- ротация кондиционеров –выравнивание ресурса кондиционеров между собой
- автоматическое отключение кондиционеров при отрицательных внешних температурах
Стоимость одного кондиционера составляет 25 530 руб. Номинальный ресурс в настоящее время составляет 2 года. Следовательно амортизация климатической техники в год составляет 25 530/2=12 765 руб. экономия ресурса будет 50% — 12 765/2=6382,5 в год на 1 станцию. Итого экономия составит 20,8+6,4=27,2 тыс. руб. на каждую станцию.
Рассчитаем экономическую эффективность модернизации базовых станций. Стоимость модернизации в номинальных ценах года начала проекта составит 32,11 тыс. руб. простой срок окупаемости:
Т = 32,11 : 27,2 = 1,18 года
Этот показатель свидетельствует, что проект модернизации базовых станций выгоден для клиента, так как его расходы на модернизацию окупятся за срок чуть больше года а при этом дополнительным преимуществом станет более энергоэффективная работа базовых станций, постоянный контроль климата, улучшение условий функционирования аппаратуры базовых станций.
Все это говорит о приемлемости проекта как для клиентов компании, так и для нее самой.
Заключение
Объектом работы является ЗАО «Компания «СвязьИнТех» это современная, динамично развивающаяся компания на рынке услуг связи.
Современный этап развития экономики в России характеризуется укрупнением отечественных компаний, особенно в сфере услуг связи, и расширением их территориального присутствия в регионах. Среди сетевых структур много международных фирм, которые в своей деятельности применяют прогрессивные технологии и современные стандарты работы, что, в свою очередь, обусловливает их большую эффективность по сравнению с местными игроками.
Общие тенденции развития отрасли на российском рынке связаны с увеличением доли занятых в этой отрасли народного хозяйства, повышением роли сервисной составляющей услуг, ростом значения нематериальных активов бизнеса. В процессе этого развития большинство предприятий столкнулось с множеством проблем, ключевой из которых являются качество работы системы маркетинга и вытекающее отсюда снижение эффективности работы предприятия. В то же время развитие отечественного бизнеса часто не связано с совершенствованием качества обслуживания клиентов, а ориентировано на увеличение добавленной стоимости за счет агрессивных маркетинговых технологий. Серьезной проблемой остаются низкая квалификация коммерческого персонала, медленный переход на новые стандарты обслуживания, высокая текучесть персонала.
В связи с этим проблема управления деятельностью весьма и весьма актуальна, что и было выявлено в результате исследования на примере ЗАО «СвязьИнТех».
ЗАО «СвязьИнТех» можно отнести к разряду небольших инжиниринговых компаний, специализирующихся на предоставлении инжиниринговых услуг. Такие компании способны оказывать услуги одновременно в нескольких областях.
ЗАО «СвязьИнТех» рапботает в сфере строительстве, сфере услуг связи, проводя инфраструктурные работы на объектах. При этом следует отметить, что телекоммуникации и информационные технологии — наиболее динамично развивающаяся отрасль с высокой степенью конкуренции.
В процессе исследованы были выявлены существенные недостатки в управлении. Косвенно результаты недостаточного внимания к финансово-хозяйственной деятельности проявляются в существенном снижении выручки компании в 2012 году – белее чем на 67%. Это связано с уходом части клиентов в связи со сжатием строительного рынка. Следует отметить значительное увеличение интенсивности конкуренции на рынке из-за спада производства в строительстве.
Стремление к агрессивному росту приводит к превышению предложения над спросом, что, в свою очередь, ведет к усилению ценовой конкуренции с широким применением демпинга. Использование цены, как основного инструмента конкурентной борьбы, которое наиболее характерно для рынка монтажа средств связи, не дает ни одному из участников долговременных преимуществ, обусловливая снижение средней рентабельности отрасли.
В этих условиях ЗАО «СвязьИнТех» не проводит в достаточной мере политику гибкого использования ценовых механизмов, включая систему льгот, бонусов и других мер стимулирования продаж.
Предприятие практически не формирует стратегию, не использует при планировании маркетинга комплексный подход, при принятии производственно-экономических решений недостаточно тесное взаимодействие отела маркетинга с производственно-экономическими подразделениями, нет базы данных, доступной для всех заинтересованных служб и отделов предприятия.
У предприятия отсутствует миссия, доведенная до коллектива, а информационная база отсутствует. Планирование маркетинговой деятельности проводится разрозненно, данные маркетинговых исследований внешних организаций служат основой для принятия решений только относительно ассортимента объема выпускаемой продукции и услуг и не служат основой для принятия решений при ценообразовании.
Можно констатировать, что эффективность управления финансово-хозяйственной деятельностью находится на низком уровне, что свидетельствует о недостаточно эффективном управлении финансами, маркетингом, в частности по товарной, ассортиментной и ценовой политике.
В результате проведенного исследования были сформированы мероприятия по совершенствования деятельности компании ЗАО «СвязьИнТех», которые включают в себя мероприятия по совершенствованию услуг. Предложено модернизировать услуги по совершенствованию климатического оборудования базовых станций сотовой связи, что должно принести клиентам экономическую выгоду в виде существенного сокращения расходов на э/энергию и повышения ресурса климатической техники. Предприятие может существенно улучшить свои экономические показатели (рост прибыли, рентабельность).
Следовательно, в результате осуществления планируемых мероприятий маркетинговая деятельность должна существенно модернизироваться, что получит свое выражение в росте выручки и прибыли компании.
Список литературы
- Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. М., 2012.
- Аналитический обзор «Развитие магистральных цифровых сетей связи в РФ в 2010-2012 гг.» –М., ЗАО «Современные Телекоммуникации», 2011.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 2012. // http://www.twirpx.com/file/364660/
- Ансофф И. Стратегическое управление / Сокращенный перевод с англ. под ред. Л.И. Евенко. М.: Экономика, 2010.
- Бланк И.А. Финансовый менеджмент. — Киев: Ника-Центр, 2012.
- Блатов Н.А. Балансоведение (курс общий). 3-е изд., перераб. и доп. — Л.-М.: Государственное торговое издательство. 2010.
- Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2011.
- Войтеховский К.Л. Перспективы развития современного российского рынка телекоммуникаций URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/07_2011/13.pdf
- Герасимова В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011.
- Гринев Г.П. Теория экономического анализа URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook206/book/index/index.html?go=part-003*page.htm
- Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012.
- Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2011.
- Кох Р. Менеджмент от А до Я. СПб.: Питер, 2012.
- Лайм Фаэй, Роберт Рэнделл. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер.с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2012.
- Обзор рынка информационных и телекоммуникационных технологий 2010 и прогноз 2011-2015 –М., Marketpublishers, 2011.
- Пузов Е.Н. Современный инструментарий оценки и анализа эффективности бизнеса. Трехфокусная модель управления стоимостью: монография. — Нижегород. гос. техн. ун.-т. — Нижний Новгород, 2011.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, -М., ИНФРА-М, 2011.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, -М., ИНФРА-М, 2009.
- Саркисянц А. Финансовое моделирование в банках и компаниях // Бухгалтерия и банки. 2011. N 6.
- Смирнов А.Л. Технологии финансирования объектов энергетического комплекса // Банковское кредитование. 2012. N 3.
- Старовойтов М.К., Фомин П.А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием. М., Высшая школа, 2012. С. 236.
- Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. Айвазян С.А., Бал-кинд О.Я., Баснина Т.Д. и др. / Под ред. Г.Б. Клейнера. — М.: КОНСЭКО, 2009.
- Телекоммуникационные компании в России и за рубежом: уровень развития и кредитоспособность // Аналитический бюллетень рейтинговой службы ЕА-Ratings/ Стратегического партнерства Standard&Poors/-2013. №1.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2012.
