1.3. Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей в области ранней профориентационной работы с дошкольниками
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка в области профориентационного воспитания. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, т.е. всего увиденного и услышанного. [25, c 76]
Хорошей традицией может стать проведение Недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников — представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фотоматериалов, а главное — живое общение с мамой или папой одногруппника вызывают неподдельный интерес дошкольников. После встречи детей можно пригласить посетить место работы гостя.
Положительные результаты в профориентационном развитии детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Беседа о ранней профориентации дошкольников — одна из форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию и сотрудничеству. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. На основе бесед, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по формированию ранней профессиональной ориентации.
Одним из эффективных методов включения родителей в процесс ознакомления дошкольников с профессиями является проведение дней открытых дверей. «День открытых дверей» дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы в ранней профориентации детей, заинтересовать и привлечь к участию . Проводится экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети с целью ознакомления с предметно – развивающей средой. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, конкретные занятия с игрушками и др.). Рефлексией выясняют впечатления родителей, отвечают на возникшие вопросы. [41, c 80]
Открытые просмотры занятий и других форм профориентационной работы очень много дают родителям, т.к. они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, которая отличается от семейной, сравнить поведение и умения своего ребенка с поведением и умениями других детей, а также родители могут перенять у педагога приемы обучения и воспитательные воздействия.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например на тему «Кем я хочу быть»).
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков в профориентации детей. Для них целесообразно организовать семинар-практикум: «Ранняя профориентация дошкольников». Эта форма работы дает возможность подробно рассказать о методах и приемах ознакомления, показать значимость насыщения предметно – развивающей среды и организацию игровой деятельности. [39, c 101]
Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом в профориентационной работе. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников ДОУ, членов семей.
Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами профориентационной работы через материалы стендов, тематических выставок «Все профессии важны», «Кем быть?», «Мамы разные важны» и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.
С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки «Профессия папы», «Кому что нужно», лепка «Испечем пирог», аппликации «Огонь друг» и т.д. В разделе «Советы и рекомендации» помещаются рекомендации по вопросам организации игр по ознакомлению детей с профессиями взрослых дома.
Тематика материалов стенда должная зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят к праздникам: «У мамы руки золотые» и т.п., а также они посвящаются определенным темам, например: «Воспитание трудолюбия в семье», «Я сам», «Мир вокруг нас» и т.д.
На выставках используются различные материалы. Например, на выставке по теме «Радость творчества» можно разместить работы детей и родителей из природного материала, рисунки, аппликации, вышивка, макраме и т.д.
Желательно оформлять выставки на темы, касающиеся различных аспектов воспитания (трудового, эстетического, физического и т.п.): «Мы трудимся, стараемся», «Красота и дети», «Мы и природа» и др.
Итак: взаимодействия ДОУ и семьи по ранней профориентации дошкольников лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет выстроить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту.
Выводы по первой главе
Цель ранней профориентации – сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру. Очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Профориентация в дошкольном образовании подразумевает создание предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, которая способствует становлению субъектной позиции ребенка в образовательной и социальной среде на основе «Я-концепции».
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском коллективе. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
В процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится большая роль семье. Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА БАЗЕ ДОУ
2.1. Констатирующий этап
В исследовательской деятельности принимали участие воспитанники детского сада № 92 г. Братска Иркутской области в количестве 11 человек среднего дошкольного возраста.
Целью исследования являлось проанализировать влияние педагогической работы по формированию знаний и представлений о труде взрослых на формирование положительного отношения к труду у старших дошкольников.
Первым этапом исследования являлась изучение представлений ребят о труде взрослых. На данном этапе применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».
Вторым этапом исследования являлось проведение совместных мероприятий с семьми воспитанников по ознакомлению детей с профессиями, проведение бесед.
Третьим являлся контрольный этап с целью выяснения изменений представлений детей о труде взрослых.
Каждых этап эксперимента тщательно анализировался, создавались наглядные таблицы изменения представлений детей.
Подготовка исследования. Были составлены вопросы для беседы «Что такое профессия» (Методика Е.И. Медвецкой).
Проведение исследования. С детьми проводилась индивидуальная беседа. Детям были задан вопрос: — Какие ты знаешь профессии?
По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. И предложено объяснить процесс работы данной профессии.
Таблица 2.1. Обработка данных. Результаты по каждой беседе
| №п/п | Ребенок | Профессия | Орудия труда | Процесс Труда (что делает?) |
| 1. | Алина К | Повар | Кастрюля, сковорода | Готовит еду |
| Врач | «Слушалка» | Лечит людей | ||
| Продавец | Касса | Продает | ||
| 2. | Руслан С | Капитан | — | Катается на корабле, ловит рыбу |
| Водитель | Руль | Возит груз | ||
| Летчик | — | Летает в небе | ||
| Учитель | Доска | Учит детей | ||
| 3. | Лида К | Парикмахер | Ножницы, фен | Делает прически разным тетям |
| Военный | Погоны, пистолет | Марширует, стреляет | ||
| Врач | Градусник, укол, очки | Делает укол | ||
| Пожарник | Машина, вода | Тушит огонь | ||
| 4. | Максим К | Летчик | Самолет, очки | Летает |
| Продавец | Калькулятор, касса, весы | Продает молоко | ||
| Пекарь | Булочки, тесто | Печет булочки | ||
| Милиционер | «Палочка» | Ищет преступников | ||
| 5. | Элеонора С | Директор | Папки, компьютер | — |
| Врач | Градусник | Лечит людей, дает таблетки | ||
| 6. | Борис К | Космонавт | Космический корабль | Летает в космосе |
| Солдат | Пилотка, танк, пулемет, автомат | Стреляет и ездит в танке | ||
| Матрос | Корабль | Катается на корабле, служит | ||
| Учитель | — | Учит детей | ||
| 7. | Аня С | Парикмахер | Ножницы, кресло, шампунь | Делает прически, подстригает |
| Водитель(автобуса) | Машина, руль, | Возит людей | ||
| Врач | Градусник, таблетки | Лечит | ||
| 8. | Олег К | Милиционер | «Палочка», фуражка | Стоит на дороге, останавливает машины |
| Моряк | Корабль, руль | Водит корабль | ||
| 9. | Оля М | Доярка | Доильный аппарат, ведро | Доит и ухаживает за коровой |
| Тракторист | Трактор, лопата, грабли | Сеет зерно, боронит землю | ||
| Проводница | Поезд | Ездит в поезде, помогает пассажирам, разносит чай | ||
| Певица | Микрофон, платья | Поет песни, танцует, радует людей | ||
| Экономист | Калькулятор, бумаги | Считает цифры и деньги | ||
| 10. | Лариса И | Продавец | Весы | Продает |
| Кассир | Касса | — | ||
| Журналист | Блокнот, компьютер, диктофон | Берет интервью, пишет статьи, сочиняет рассказы | ||
| Плотник | Молоток, пила | Делает мебель | ||
| 11. | Света О | Учитель | Указка, книги | Учит ребят |
| Швея | Швейная машина, иголки, нитки | Шьет красивую одежду |
Результаты исследования несколько удивили. Оказалось, что у большинства детей вопрос вызвал некоторое затруднение. Большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель.
Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей. Исключение составляют профессии родителей детей. Так, например, Оля. М с увлечением рассказала о работе мамы-врача. Было заметно, что девочка знает о труде своей мамы, знает, что в работе мама использует различное оборудование, выписывает рецепты, рассказала о пациентах. Также девочка рассказала о том, как одета мама во время работы. Оля также с интересом говорила о том, что мамина профессия очень важна, что врачи нужны и взрослым и детям.
Лариса И. много знает о профессии папы, который работает журналистом. Девочка знает специальные термины «интервью», «статья», «диктофон».
Также Света О. рассказала о профессиях двух своих родителей: учитель и швея. Девочка знает, где работают родители, чем они заняты на работе, какие предметы используют во время работы. Света рассказала, что, как и мама, хочет стать швеей, чтобы шить красивые вещи.
Ребята смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессии оружиях труда. Так Руслан. С не смог ответить на вопрос чем пользуется в работе капитан, Борис. К – чем пользуется учитель, Лариса. И – не смогла ответить, что делает на работе кассир.
Можно сделать вывод, что названных профессий было довольно немного, ответы о процессе работы и орудиях труда очень скудны.
После индивидуальной беседы с детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых.
Выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованных детей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.
Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Поэтому, основное направление в работе с детьми дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.
