Глава 3. Организация опытно – педагогической работы
3.1. Анкеты
1.« Поощрение и наказание в семье»
Цель данного раздела: выявить представление о сложившихся мерах поощрения и наказания подростка в семье.
Наказания.
1. Что в вашей семье может послужить поводом для наказания?
2. Хочется ли тебе исправить ошибку, если тебя отругали?
3. Какие меры наказания используют родители?
4. Напиши 4 «нельзя», которые ты бы хотел иметь в семье, когда тебя наказывают.
Поощрения.
1.За что тебя поощряют родители?
2.Как тебя поощряют родители?
3.Часто ли родители хвалят за успехи?
4.Хочется ли тебе Вести себя ещё лучше, если тебя хвалят?
5.Какие меры поощрения ты бы хотел иметь в своей семье?
«Взаимоотношения в семье»
Цель данного раздела выявить особенности взаимоотношений в семье.
1.Какие у вас взаимоотношения в семье?
2.Любишь ли ты делиться секретами с родителями? С кем и почему?
3.По каким вопросам возникают разногласия с родителями?
4.С кем из родителей ты чаще общаешься и почему?
5.Сердятся ли родители если ты с ними споришь?
6.С кем ты дружишь и как родители относятся к вашей дружбе?
«Домашние обязанности и совместный досуг»
Цель: изучить особенности домашних обязанностей подростков в семье и выявить наличие совместных увлечений в семье.
1.Есть ли у вас семье общие занятия или увлечения?
2.Как часто родители помогают тебе в выполнении школьного домашнего задания?
3.Какие домашние обязанности ты выполняешь самостоятельно?
4.Какие домашние обязанности ты выполняешь совместно с родителями?
5.Обсуждают ли родители с тобой прочитанные книги, просмотренные фильмы, передачи?
6.Куда и как часто вы ходите всей семьей?
2.Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д.
Вопросы теста.
1.Я всегда сочувствую своему ребенку.
2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3.Я уважаю своего ребенка.
4.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6.Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8.Мой ребенок часто неприятен мне.
9.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15 Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21.Я принимаю участие в своем ребенке.
22.К моему ребенку «липнет» все дурное.
23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25.Я жалею своего ребенка.
26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.Я всегда считаюсь с ребенком.
38.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39.Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43.Я разделяю увлечения своего ребенка.
44.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45.Я понимаю огорчения своего ребенка.
46.Мой ребенок часто раздражает меня.
47.Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребенку.
50.За строгое воспитание дети благодарят потом.
51.Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53.Я разделяю интересы своего ребенка.
54.Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60.Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
- Тест акцентуации характера.
К. Леонгард отмечал, что «…акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние».
Если же у человека выделяется одна из личностных черт, причем очень ярко, заметно, — это так называемая акцентуация характера, или психотип личности.
В данном тесте рассматриваются черты характера в рамках обычного рисунка личности и выделяются 13 типов акцентуации, т.е. ярко выраженных характеров — психотипов.
Текст опросника.
- Я не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав.
- Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды.
- Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил. Как правило, настроение у меня хорошее.
- Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие.
- Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.
- Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час; я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем.
- Малейшие неприятности сильно огорчают меня; после огорчений и беспокойств возникает плохое самочувствие.
- У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительно-тоскливые сновидения; утро для меня — самое тяжелое время суток.
- Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей.
- О друзьях, с кем пришлось, расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых.
- Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем, часто бываю раздражителен.
- Мое настроение легко меняется от незначительных причин.
- Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо.
- Я считаю, что у человека должна быть большая и серьезная цель, ради которой стоит жить.
- У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски.
- Я сплю мало, но утром встаю бодрым и энергичным.
- Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь.
- Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось.
- Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей.
- Нередко я стесняюсь, есть при посторонних людях, я чрезмерно чувствителен.
- Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг.
- Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих.
- Я легко завожу новые знакомства.
- О своей одежде я мало думаю.
- В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие — без всякой причины с утра угнетен и уныл.
- Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется.
- Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями.
- 28 . Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения.
- 29 . Я люблю лакомства и деликатесы и ненавижу заранее рассчитывать все расходы.
- Мой coн богат яркими сновидениями.
- Я не могу найти себе друга по душе и страдаю оттого, что меня не понимают; от окружающих стремлюсь держаться подальше.
- У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, от неуверенности в себе, от беспокойства за близких.
- Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.
- Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока.
- Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что о нем говорят люди.
- Я стремлюсь быть с людьми, трудно переношу одиночество.
- В будущем меня больше всего беспокоит мое здоровье; упрекаю родителей в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью.
- Я люблю одеться так, чтобы было к лицу.
- Периодами я люблю больше дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества.
- У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и шов.
- Измены бы я никогда не простил.
- Я легко схожусь с людьми в любой обстановке, охотно завожу новые знакомства, люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним.
- Я люблю яркие, броские костюмы и одежду.
- Я люблю одиночество; свои неудачи я переживаю сам.
- Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть; могу быть впереди других в рассуждениях, но не в действиях.
- Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы.
- Я избегаю новых знакомств, мне не хватает решительности во всем.
- Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого.
- Не люблю много раздумывать о своем будущем и заранее рассчитывать все свои расходы.
- Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей.
- Периодами я к деньгам отношусь легко, и трачу их, не задумываясь; периодами все пугаюсь остаться без денег.
- В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие — они меня тяготят.
- Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам.
- Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой.
- Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы.
- Я предпочитаю тех друзей, которые очень внимательны ко мне.
- Я люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все.
- Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке.
- Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве.
- В одиночестве я чувствую себя спокойнее.
- Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива.
- Люблю разнообразие и перемены в жизни.
- Людское общество меня быстро утомляет и раздражает.
- Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность.
- Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость.
- Я не боюсь одиночества, свои неудачи я переживаю сам, и ни у кого не ищу сочувствия и помощи.
- Я очень аккуратен в денежных делах, огорчаюсь и расстраиваюсь, когда не хватает денег.
- Я люблю перемены в жизни — новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг.
- Я не переношу одиночества, всегда стремлюсь быть среди людей; больше всего со стороны окружающих ценю внимание ко мне.
- Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.
- Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-либо сказал или сделал в отношении окружающих.
- Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов.
- Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным, неудачи угнетают меня, и прежде всего я виню самого себя.
- Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим.
- При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться.
- Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык.
- Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь.
- Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но периодами мне это надоедает.
- Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту.
- Предпочитаю раз и навсегда установленный порядок, мне нравится учить людей правилам и порядку.
- Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск.
- Приключения и риск привлекают меня, если в них мне достается первая роль.
- Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится.
- В одиночестве я размышляй или беседую с воображаемым собеседником, невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем.
- Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит; неудачи приводят меня в отчаяние.
- Я боюсь перемен и жизни, новая обстановка меня пугает.
- Я охотно следую за авторитетными людьми.
- Одним людям я подчиняюсь, другими командую сам.
- Я охотно слушаю те советы, которые касаются моего здоровья.
- Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию.
- Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами — мрачным.
- Всегда находятся люди, которые слушают меня и признают мой авторитет.
- Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
- Я считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.
- Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной следовали другие.
- Я не слушаю возражений и критики, всегда думаю и делаю по-своему.
- Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал неправильно.
- В детстве я был обидчивым и чувствительным ребенком.
- Я не люблю командовать людьми, ответственность меня пугает.
- Считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей.
- Мне не хватает усидчивости и терпения.
- Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает; мне не до приключений.
- В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется, что мне не хватает положительных качеств.
- Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но периодами начинаю их бояться и избегать.
3.2. Анализ анкет
Анкета 1. Данное анкетирование было проведено с целью изучения уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи, определить взаимоотношения в семье и выявить причины возникновения конфликтов между подростками и их родителями.
Вопросы в анкете разделены на 3 раздела: взаимоотношения в семье, домашние обязанности и совместный досуг, поощрение и наказание в семье. В анкетировании приняло участие 28 человек.
«Взаимоотношения в семье» данный раздел анкеты поможет определить отношения в семье и выявить причину конфликтов. Опрашиваемым были заданы вопросы о взаимоотношениях в семье с целью выявления теплых или недружеских отношений, а также с цель. Выявления доминантности членов семьи.
Участники анкетирования поясняли свои ответы. Общение с мамой объяснялось тем, что она заботливая, всегда могла выслушать, с ней легче найти общий язык и она чаще находилась дома.
Общение с бабушкой объяснялось тем, что она родственная душа и всегда понимает лучше родителей.
Тёплые и дружеские отношения, полное взаимопонимание с папой сложилось лишь у 4% опрашеваемых. Они объясняли это тем, что папа очень редко бывал дома или родители находятся в разводе.
Также изучив ответы в данном разделе, можно сделать вывод, что, так как все опрашиваемые были женского пола, то более теплые и дружеские отношения у них складывались с родственниками женского пола.
Далее идет раздел « Домашние обязанности и совместный досуг», касающийся общности интересов родителей и детей.
И так, 61% опрашиваемых ответил, что в их семье существуют общие интересы и они очень часто и с удовольствием проводят время за этими занятиями. Соответственно 39% ответили что проведение совместного досуга происходит крайне редко.
Далее следует раздел « Поощрение и наказание в семье», где были заданы вопросы, касающиеся строгости воспитательных установок, жестокости методов воспитания и о мерах поощрения за успехи.
Сами участники анкетирования отметили, что игнорирование является самым эффективным методом наказания, а мораль, нравоучения, проповеди, нотации — самым не эффективным, так как обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз».
Также опрашиваемым был задан вопрос о том, какие поощрения хотели бы именно они получать.
Участники анкетирования выделили 3 сферы, за выполнение/невыполнение которых родители их наказывали и поощряли.
Глядя на данную диаграмму мы можем сделать вывод, что родители в воспитательном процессе подростков чаще используют наказание, чем поощрение.
Доказано, что формирование детско – родительских отношений будет более успешным с учетом детерминирующего влияния поощрения как положительного подкрепления опыта взаимоотношения детей и родителей, а также наказания как формы вытеснения нежелательных проявлений в этих взаимоотношениях.
После проведения данной анкеты, можно сделать вывод, что именно в подростковом возрасте отношения родителей и подростков испытывают большие трудности, так как в их отношениях отсутствует эмоционально-психологическая близость и взаимопонимание.
Также в ходе данной анкеты были выявлены причины возникновения конфликтов между родителями и детьми в подростковом возрасте.
Анкета 2.
Данная анкета была предложена родителям подростков с целью диагностирования отношения родителей к своим детям. В анкетировании принимали участие 15 родителей разного возраста( от 20-30, от 30-40, от 40-50)
Опросник состоит из 5 шкал:
- Шкала «Принятие — отвержение ребенка». Эта шкала выражает общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
- Шкала «Кооперация»- социально желательный образ родительского отношения. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
- «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.
- Шкала «Контроль» («Авторитарная гиперсоциализация» ) — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка, характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним
- Шкала «Отношение к неудачам ребенка» («Маленький неудачник«) — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем, показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.
Из данной диаграммы можно сделать вывод:
1.Родители разного возраста проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Родители доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах, всегда стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные потребности.
2.В графе «авториторизм» четко просматривается, что чем старше родитель тем больше авториторизма в воспитательном процессе просматривается. Он требует от ребенка безоговорочного послушания и задает ему строгие дисциплинарные рамки. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.
Родители более младшего возраста менее строги с подростками.
3.У родителей от 30-50 выявлено стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Он старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Результаты родителей младшего возраста показывают, что неудачи ребенка родители считают случайными и верят в него.
В заключении можно сделать вывод, что какого бы возраста не были родители, их необходимо обучать способам правильного общения с детьми.
Анкета 3.
Раскодирование наименований зашифрованных в вертикальных колонках типов акцентуации
характера.
I — параноик,
II – эпилептоид,
III — гипертим,
IV — истероид,
V -шизоид,
VI — психастеноид,
VII — сензитив,
VIII — гипотим,
IX — конформный тип,
X — неустойчивый тип,
XI — астеник,
XII — лабильный тип,
XIII — циклоид.
В данном анкетировании принимали участие 10 подростков в возрасте 11-13 лет.
После проведения данной анкеты у подростков были выявлены следующие психотипы:
За основу взяты модели основных типов характера, описанные А.Е.Личко (Подростковая психиатрия).
Гипертим
Подростки, относящиеся к этому психотипу, с детства отличаются большой общительностью, даже смелостью, склонны к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомыми людьми, однако им недостает чувства дистанции в отношении со взрослыми.
Доминирующие черты характера: постоянно повышенное настроение, экстравертированность, т. е. обращенность на окружающий мир, открытость для общения с людьми, радость от этого общения,
Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, жизнерадостность, причем его настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг него. Но высокий жизненный тонус, брызжущая энергия, неудержимая активность, жажда деятельности сочетаются с тенденцией разбрасываться и не доводить начатое дело до конца.
Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособность долго сосредоточиваться на каком-либо конкретном деле, или мысли, постоянная спешка, перескакивание с одного дела на другое, (может записаться сразу в несколько кружков или секции, но ни в один из них больше 1—2 месяцев не ходит), неорганизованность.
Слабое звено этого психотипа: не переносит однообразной обстановки, монотонного труда, требующего тщательной, кропотливой работы, или резкого ограничения общения; его угнетает одиночество или вынужденное безделье.
Особенности общения и дружбы. Гипертим всегда выступает в роли весельчака. Он любит собирать гостей. Всегда тянется в компанию, среди сверстников стремится к лидерству.
ЦИКЛОИД
В детстве мало чем отличается от своих сверстников, но иногда производит впечатление гипертима, т.е. периодами может быть необычно шумливым, озорным, постоянно что-то предпринимающим. А затем опять становится спокойным и управляемым ребенком.
Доминирующие черты характера: циклические изменения эмоционального фона (периоды приподнятого настроения сменяются фазами эмоционального спада).
Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность (в периоды подъема настроения);
Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Во время спада труднее становится и жить, и учиться, и общаться. Подросток становится на время «домоседом». Ошибки, мелкие неприятности, которые случаются в этот период из-за плохого самочувствия, переживаются им очень тяжело.
Особенности общения и дружбы. Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием общаться даже с самыми близкими друзьями («все вы мне надоели»). По-настоящему дружить предпочитает с теми, кто хорошо понимает неизбежность перемены в отношениях на какое-то время и не обижается на это.
ПАРАНОИК
Черты этого психотипа редко проявляются в детстве, но обычно такие дети сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, о чем-то думают, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого (именно эта игрушка, именно эта книга и т. п.).
Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности.
Такой подросток подчиняет свою жизнь достижению определенной цели, при этом он способен полностью пренебрегать интересами окружающих его
людей (своих родителей, одноклассников и т. п.). Ради достижения поставленной цели он готов пожертвовать и своим благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.
Привлекательные черти характера: высокая энергичность, независимость, самостоятельность, надежность в сотрудничестве, если его цели совпадают с целями тех людей, с которыми он вместе работает.
Отталкивающие черты характера: раздражительность, гневливость, которые проявляются тогда, когда что-то или кто-то оказывается на пути к достижению поставленной цели;
Нечувствительность к чужому горю, отсутствие душевности в отношениях с людьми, авторитарность.
Слабое звено этого психотипа: не переносит отсутствия общественного признания и одобрения его успехов;
Особенности общения и дружбы: Если ему приходится вступать в контакт с людьми, он часто подавляет собеседника, бывает излишне категоричен в своих суждениях, при этом может легко ранить словом окружающих. Не замечает своей конфликтное.
Параноик совершенно несентиментален, недоверчив в дружбе, которую рассматривает как продолжение общего большого дела. Друзья для него — это только соратники, с которыми он идет к поставленной цели.
3.3. Беседы с родителями
Переходный возраст требует повышенного внимания к ребенку со стороны родителей. Смена интересов подростка может привести к снижению учебной успеваемости. Если игнорировать этот факт и усилить воспитательный нажим на ребенка, то можно получить ухудшение поведения, повышение утомляемости, неповиновение старшим, нарушение учебной дисциплины, пререкания с учителями и родителями, проявление своеволия и упрямства.
Подросткам свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Временами подросток ищет уединения. Естественно некоторое отчуждение по отношению к родным и усиление тяги к сверстникам.
Физическое взросление подростка дает ему ощущение зрелости, но его социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав. Подросток требует, чтобы все относились к нему как к взрослому.
Пример 1.
«Ребенку 13 лет. Он приходит из школы и сообщает, что больше не хочет заниматься в кружке (не хочет больше играть на пианино). Родители игнорируют заявление ребенка и заставляют его продолжать ходить на занятия. Спустя какое-то время ребенок начинает прогуливать занятия, а потом и вообще отказывается садиться за пианино».
Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься тем, чем ему не нравится, лишь потому, что у его родителей всегда была мечта научиться этому. Родителям следует самим осуществить свою мечту, а ребенку позволить выбрать занятия по душе и воплотить его собственную мечту в жизнь. Навязывание родителями собственных желаний, не приведет ни к чему хорошему, а лишь послужит почвой для возникновения конфликтов.
Пример 2.
«Когда у мамы с дочкой происходили конфликты, мама пару раз сказала дочке такую фразу «детский дом не далеко, через дорогу». В последствие, когда у них возникал конфликт, дочка ей стала отвечать «Знаю, знаю. Детский дом через дорогу»
В данном случает со стороны мамы звучит угроза. Это запрещенный прием в воспитательном процессе. Родители никогда не должны угрожать, унижать, запугивать своего ребенка. Ребенок может относится с юмором к этим словам, но в душе они могут оставить огромный отпечаток, что может поспособствовать развитию страхов ( в итоге ребенок может стать замкнутым).
Пример 3.
«В школе проходил конкурс. Мама девочки-подростка присутствовала на этом конкурсе. Ведущий задал вопрос и сказал, что кто быстрее ответит, тот получит приз. Мама девочки была уверена, что её дочка поднимет руку и ответит на вопрос, но девочка не стала поднимать руку. После конкурса мама спросила дочь, почему та не стала поднимать руку. Дочка ей ответила, что знала ответ на вопрос, но она не хотела выиграть приз, потому что ей это может купить мама, а кому-то этот приз нужнее».
Родителям не следует слишком баловать своих детей и потакать всем их прихотям. Ребенок очень быстро привыкает к подаркам. В итоге он перестает воспринимать подарки как награду или поощрение, и начинает воспринимать подарки как должное, а иногда даже и требовать их.
Некоторые родители считают, что они обязаны постоянно дарить подарки детям, в качестве компенсации за недостаток внимания (потому что они всегда на работе и ребенок предоставлен сам себе или бабушкам).
Пример 4.
Девочка-подросток очень любит делиться секретами с мамой. Ей необходимо сообщать маме о случившемся. В свою очередь мама начала делить рассказанными секретами дочери с папой и бабушкой. Когда папа и бабушка узнавали обо всем, они подходили к девочке и начинали беседовать с ней об этих секретах (а ей этого совсем не хотелось). В итоге девочка стала скрытной и перестала делиться секретами даже с мамой.
Родители должны помнить, что главным во взаимоотношениях с ребенком является любовь и поддержка. Родители должны быть надежным другом своего ребенка, который никогда не предаст и поможет в любую минуту.
Нежелательные формы поощрения и наказания.
Наказание | Поощрение |
Угроза | Формальная похвала |
Унижение | |
Физическое воздействие |
Действенные формы наказания и стимулирования.
Наказание | Поощрение |
Предупреждения | Заслуженное одобрение |
Сужение прав/обязанностей | Сочувствие |
Благодарность |
Заключение
В подростковом возрасте происходит перестройка эмоциональных отношений между родителями и самим подростком. Подросток старается стать независимым. Для того чтобы выстроить теплые отношения со своим ребенком и помочь ему адаптироваться в обществе, родители должны научиться понимать своего ребенка, должны стать его опорой, но одновременно давать ему свободу выбора и позволять ему делать собственные ошибки.
Также, в подростковом возрасте, происходит формирование собственной системы ценностей. В семьях, в которых существует эмоциональная поддержка, часты разговоры на различные темы, поддерживается уважительное отношение друг к другу, влияние семейных ценностей будет более выраженным. В случаях, когда в семье царит постоянная критика и жесткий контроль подросток будет чаще находиться в оппозиции и конфликтовать с родителями и в итоге захочет ориентироваться на ценности со стороны.
Подросток стремится к свободе своих действий – с кем дружить, как распоряжаться своим временем, как выделяться среди ровесников (внешностью, манерами), кем стать и какие увлечения выбрать и т.п. На самом деле, часто подросток как бы «проверяет» границы дозволенности своего поведения, по сути, очень часто не знает, что делать со свободой действий, если она вдруг обрушиться на него. Контроль со стороны родителей необходим для того, чтобы научить подростка пользоваться свободой постепенно. В случае, когда родители выказывают неопределенное отношение к поведению подростка в той или иной ситуации и устраняются от воспитания, то подросток начинает ощущать чувство тревоги и отверженности от семьи. Поэтому так необходимо часто и четко выражать свое отношение к поступкам подростка.
Цель воспитания — содействовать развитию ребенка, который будет отличаться своей уникальностью, мудростью, самостоятельностью и любовью.
Весь процесс семейного воспитания заключается в том, чтобы дать ребенку возможность принимать решения самому, а родители лишь должны помогать, наставлять и поддерживать его.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное влияние семьи на воспитание ребенка, нужно знать внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: Родителям необходимо всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком и интересоваться его проблемами, которые будут у него возникать. Родителям важно помнить, что на ребенка нельзя оказывать давление. Родителям следует относиться к нему, как к равноправному партнеру и позволять ему самостоятельно принимать решения.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф