Заявка на расчет
Меню Услуги

История создания таможенного союза. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


2.1. Поиск путей интеграции постсоветских государств

Многостороннее, ориентированное на создание дееспособного интеграционного объединения взаимное сотрудничество России и партнеров по СНГ имеет многолетнюю историю. Громадные  экономические издержки хаотической дезинтеграции единого  экономического пространства  бывшего СССР, нарастание социально-политических угроз заставили руководителей постсоветских государств искать пути восстановления хозяйственных связей вскоре после  распада Советского  Союза.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

«В 1993-1994 гг. была предпринята попытка интегрировать все 12 стран СНГ в Экономический союз под эгидой России путем  поэтапного  формирования межгосударственной зоны свободной торговли, таможенного союза, общего экономического  пространства. 24 сентября 1993 г. был подписан Договор «О создании Экономического союза», в развитие которого был принят ряд документов, нацеленных на интеграционное взаимодействие республик бывшего СССР, включая Соглашение о создании Зоны свободной торговли от 14 апреля 1994 г., Соглашение о создании Платежного  союза государств-участников  СНГ от 21 октября 1994 г.».

В частности, согласно Договора от 24.09.1993 «О создании Экономического союза» экономический союз создавался на основе добровольного участия, уважения суверенитета, территориальной целостности, равенства прав, а также взаимной ответственности Договаривающихся Сторон за реализацию положений настоящего Договора.

В своей деятельности Договаривающиеся Стороны в рамках Экономического союза руководствовались следующими международно-правовыми принципами:

  • невмешательства в дела друг друга, уважение прав и свобод человека;
  • мирное разрешение споров и неприменение любых видов экономического давления в отношениях друг с другом;
  • ответственность за принятые обязательства;
  • исключение любой дискриминации по национальному и иным признакам в отношении юридических и физических лиц Договаривающихся Сторон;
  • проведение взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер в случае осуществления экономической агрессии со стороны одного государства или нескольких государств, не участвующих в настоящем Договоре, в отношении любой из Договаривающихся Сторон (ст.1 Договора).

Целями Экономического союза являлись:

  • формирование условий стабильного развития экономик Договаривающихся Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений;
  • создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;
  • совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес;
  • решение совместными усилиями экологических проблем, а также ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.

Экономический союз предполагал:

  1. свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
  2. согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику;
  3. гармонизированное хозяйственное законодательство Договаривающихся Сторон;
  4. наличие общей статистической базы.

В соответствии со статьей 4 Договора Стороны согласились, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через:

  • межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли;
  • таможенный союз;
  • общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
  • валютный (денежный) союз.

Для каждой формы интеграции предусматривается комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями.

Однако эти соглашения не были реализованы, концепция реинтеграции всех стран СНГ  в Экономический союз противоречила объективным тенденциям развития нарождающихся новых независимых стран. В первой половине 1990-х годов, когда начался процесс самостоятельного формирования национальных государств и их экономических систем, чрезвычайно сильными оказались дезинтеграционные тенденции в политике  и  экономике. Образовались новые национальные элиты, формулирующие собственные интересы и стремящиеся проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику.

Невозможность создания Экономического союза всех  двенадцати государств (в силу расхождения их политических и экономических интересов) привела  к образованию нескольких региональных блоков  на постсоветском  пространстве.

В середине 1990-х  годов наметился перелом во взаимоотношениях России и постсоветских стран. Российское руководство было не удовлетворено результатами сотрудничества  в рамках СНГ: нарастала задолженность партнеров по поставкам энергоносителей, совместно принятые решения  не выполнялись. Хотя большинство партнеров по Содружеству  были заинтересованы  в развитии интеграции, в том числе ради получения новых прямых  и  косвенных  субсидий со стороны России, у ряда  других стран СНГ росло недовольство проводимой Российской  Федерацией политикой. Это касалось неоднозначной роли РФ в  урегулировании политико-этнических конфликтов в отдельных регионах Содружества, попыток использования в политических целях монопольного положения на рынках энергоносителей и др.

Накопившиеся нерешенные проблемы, политические разногласия стран в отношениях друг с другом и с Россией, снижение объемов финансового донорства  в силу экономической слабости нашей  страны повлекли за собой изменения в подходах ряда постсоветских стран к сотрудничеству в  рамках СНГ. Уже  с  конца 1993  г., в  том  числе из-за опасения усиления имперских амбиций РФ и возрождения СССР, национальные элиты ряда стран  взяли курс на дистанцирование от России. С середины 1990-х годов усилилось  воздействие внешних  факторов на процессы в СНГ: заметно возросло значение международных финансовых организаций – МВФ и МБРР, кредитовавших правительства стран СНГ, активизировались  политика и экономическая дипломатия зарубежных стран, преследующих свои интересы в регионе.

Таким образом, несмотря на желание некоторых постсоветских государств на более тесную экономическую интеграцию, по известным объективным причинам интеграционные процессы на просторах СНГ затормозились.

2.2. Первые осознанные действия по активизации интеграционных процессов

Под влиянием перечисленных факторов Россия отказалась от попыток региональной интеграции в формате всего Содружества и провозгласила политику «разноскоростной  и разноуровневой» интеграции.

6 января 1995 года в Минске между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Тем самым была предпринята новая попытка интеграционного  сближения, но уже в  более узком  составе.

Согласно данного Соглашения (ст.1) целями создания Таможенного союза явились:

— обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;

— гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;

— укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства;

— создание условий для формирования общего экономического пространства;

— создание условий для активного выхода государств-членов Таможенного союза на мировой рынок.

Договаривающиеся Стороны определили Таможенный союз, как экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах:

а) наличие единой таможенной территории государств-участников Таможенного союза, формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г.;

б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве (ст.1 Соглашения).

Согласно ст.2 Соглашения была достигнута договоренность об осуществлении комплекса взаимосвязанных мероприятий по формированию Таможенного союза, включающих следующие обязательные элементы:

Первый этап.

Практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и, прежде всего, отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле в соответствии с Протоколом о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

При этом отмена ограничений во взаимной торговле будет происходить на основе применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г. и создания полностью идентичных систем регулирования внешних экономических связей (в том числе тарифного и нетарифного регулирования), а также установления одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Унификация в течение четырех месяцев с даты подписания Соглашения внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность, относящегося, в частности, к:

– экономическим условиям хозяйствования на основе рыночных принципов, обеспечивающих равные возможности и гарантии для субъектов хозяйственной деятельности государств Договаривающихся Сторон;

– ценовой политике;

– валютному регулированию и валютному контролю;

– экспортному контролю;

– недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практике;

– интеллектуальной собственности.

Формирование механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на основе делегирования соответствующих полномочий одной из Договаривающихся Сторон.

Организация работы по унификации национального законодательства, регулирующего экономическую деятельность. Договаривающиеся Стороны обязались предоставлять друг другу тексты действующих актов, содействовать в разъяснении и уточнении содержания их положений, относящихся к реформированию национальной экономики.

Организация контроля за правоприменительной практикой и обеспечением единообразия осуществления методов:

– установления надежных механизмов контроля за недопущением несанкционированного реэкспорта товаров в третьи страны;

– осуществления платежно-расчетных отношений по торговым и неторговым операциям на двухсторонней и многосторонней основе;

– применения единого регулирования внешних экономических связей в отношении третьих стран;

– сближения экономических условий хозяйствования;

– ведения таможенной статистики внешней торговли;

– осуществления надежного таможенного контроля на внешних таможенных границах государств Договаривающихся Сторон.

Второй этап.

Объединение после выполнения всех мероприятий, предусмотренных первым этапом, таможенных территорий государств Договаривающихся Сторон в единую таможенную территорию, решение вопроса о международной правосубъектности Таможенного союза и судьбе действующих международных договоров.

По поводу распределения таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, предполагалось следующее (статья 4 Соглашения):

Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, должны были вноситься в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара.

Суммы вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны и вывозимые с территории государства любой Договаривающиеся Стороны на территорию государства другой Договаривающейся Стороны, должны были вноситься в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится.

Суммы вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, вывозимые с территории любой Договаривающейся Стороны в третью страну:

а) в отношении товаров, происходящих с территории государства любой Договаривающейся Стороны, с учетом положений подпункта б) пункта 3 статьи 4 Соглашения, должны были вноситься в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар происходит;

б) в отношении товаров, изготовленных на территории любой Договаривающейся Стороны из сырья и (или) материалов, происходящих с территории любой другой Договаривающейся Стороны, должны были зачисляться в бюджеты государств Договаривающихся Сторон в соответствии с согласованным распределением сумм вывозных таможенных пошлин;

в) в отношении товаров, происходящих с территории третьей страны, должны были вноситься в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится.

Также Соглашение предусматривало условия введения временных ограничений.

Так, согласно ст.5 Соглашения временные ограничения во взаимной торговле путем использования тарифных, количественных либо иных равнозначных мер могут применяться только в случаях:

острого дефицита данного товара на внутреннем рынке – до стабилизации положения на рынке;

острого дефицита платежного баланса – до стабилизации положения с платежным балансом;

если какой-либо товар ввозится на территорию одной из Договаривающихся Сторон в таких возросших количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.

До принятия каких-либо ограничительных мер в случаях, после того, как появилась необходимость их применения, Договаривающиеся Стороны должны предоставить друг другу соответствующую информацию для консультаций. Проведение консультаций с целью поиска приемлемого для Договаривающихся Сторон решения осуществляется в возможно короткий срок.

В критических условиях, когда промедление может причинить ущерб, который будет трудно устранить, Договаривающиеся Стороны могут принять меры, упомянутые в настоящей статье, до проведения таких консультаций при условии, что консультации будут проведены незамедлительно после принятия таких мер.

Вводимые временные ограничения на ввоз и вывоз с момента их принятия одной из Договаривающихся Сторон должны быть сообщены другой Договаривающейся Стороне в кратчайшие сроки (ст.5 Соглашения).

Согласно ст.6 Соглашения Договаривающиеся Стороны:

– организуют совместный контроль за перемещением товаров и транспортных средств. Порядок и организация такого контроля будут регулироваться отдельными договоренностями (протоколами) между таможенными органами Договаривающихся Сторон.

– отменят таможенный контроль на общей границе при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля на своих внешних границах.

20 января 1995 года представители России, Белоруссии и Казахстана подписали Соглашение о Таможенном  союзе.  Данное Соглашение было аналогом Соглашения от  06 января 1995 года только уже в рамках трех государств.

В марте 1996 г. к этому Соглашению присоединилась Киргизия, в феврале 1999 г. – отсталый  и разоренный гражданской войной Таджикистан.

В рамках первой на пространстве СНГ региональной группировки объединились страны, которые были  готовы к сближению с Россией по экономическим, политическим или оборонным причинам в связи с общими внешними угрозами (исламский радикализм, наркобизнес, трансграничная преступность).  Примерно в это же  время  появился альтернативный региональный блок – межгосударственное объединение ГУУАМ, включавшее на момент образования (1997 г.) Грузию, Узбекистан, Украину, Азербайджан и Молдавию.

Значительная экономическая выгода для стран – участниц таможенного  союза (ТС) заключалась в  том, что его создание избавляло их от  немалых затрат на обустройство внутренних границ между собой, составлявших, по данным Таможенного  комитета РФ, десятки миллиардов рублей.

В первые два года после подписания Соглашения на пути формирования ТС были достигнуты значительные успехи. В середине 1995г. был отменен таможенный контроль на границе РФ с Белоруссией  и упразднены пропускные пункты, введен упрощенный порядок  таможенного  контроля на российско-казахстанской границе. К концу 1995 г. были в основном ликвидированы тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле между Россией, Белоруссией и Казахстаном, установлен единый порядок регулирования внешнеэкономической деятельности. В начале 1996 г. была достигнута почти полная унификация импортных таможенных тарифов России, Белоруссии и  Казахстана.

Прогресс в формировании ТС поставил на повестку  дня вопрос об углублении  взаимодействия стран-членов и создании соответствующих межгосударственных институтов. В марте 1996 г. был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, образован Интеграционный  комитет, ставший постоянно действующим исполнительным органом ТС.

В последующие годы шла непростая работа по достраиванию таможенного  союза, в том числе с учетом присоединения к нему Киргизии. В частности,  были достигнуты договоренности о том, что считать общим таможенным тарифом, утвержден перечень товаров, составивших его  основу, принято  Соглашение о  единых мерах нетарифного  регулирования внешней торговли  при формировании ТС и проч.

«Экономические трудности и, особенно, финансовый кризис в РФ в 1998 г. заставили стран-участниц отложить принятие общего таможенного тарифа и даже осуществить ряд мер в области таможенного  регулирования, идущих вразрез с принципами таможенного союза. В частности, Россия, стремясь улучшить сальдо торгового  баланса, летом 1998 г. ввела в одностороннем порядке дополнительную 3%-ю импортную пошлину. Казахстан установил по сути запретительную 200%-ю пошлину на ввоз ряда товаров из Киргизии, а также  ограничил импорт 21 вида продовольственных  товаров из РФ. Белоруссия в 1998 г. в  целях защиты потребительского рынка  ограничила вывоз из страны (прежде всего в Россию) многих видов продукции. В результате установленных  барьеров режим свободной торговли в рамках  ТС стал действовать с существенными изъятиями, а объем взаимной торговли стран-членов  в 1998-1999  гг. заметно сократился.

В области унификации тарифов произошло движение вспять. В 1998 г. ставки импортных таможенных пошлин Казахстана совпадали с российскими только на 53,8%. У Киргизии, вступившей в 1998 г. в ВТО, в силу взятых страной обязательств совпадение таможенного  тарифа  с  тарифами стран-партнеров составляло, по имеющимся оценкам, всего 6%».

Как отмечали эксперты, для стран – участниц ТС изначально были характерны слабое выполнение согласованных решений, низкая исполнительская дисциплина. Причем связанные с  этим убытки (миллиарды рублей) несла, прежде всего, Россия. Так, разработанный  в 1995 г.  порядок распределения  и зачисления  в госбюджеты России и Белоруссии таможенных пошлин, налогов и сборов на изготовленные из российского  сырья товары, экспортируемые белорусскими предприятиями, на российские товары, а также на импортные  товары, предназначенные для потребления на территории России, не соблюдался. В 1997 г. белорусская сторона прекратила перечислять соответствующие суммы в бюджет РФ. Вопреки подписанным  соглашениям,  предусматривавшим обеспечение эффективного  контроля на внешних границах ТС с целью недопущения  незаконного ввоза и вывоза  товаров, в середине 1990-х  годов из стран, не входящих в таможенный союз, на территорию России (по данным Таможенного  комитета РФ) ежегодно ввозились без регистрации товары на миллиарды рублей. Широкое распространение получил реэкспорт  из стран-партнеров (прежде всего  из Белоруссии) российских энергоносителей. В последующие годы ситуация мало изменилась. Подобная практика вынудила Россию принять меры по защите собственных экономических  интересов. В апреле 2000 г. РФ  восстановила таможенный контроль и таможенное оформление товаров третьих стран, поступающих через Белоруссию, а в октябре 2000 г. Белоруссия ввела таможенное оформление товаров третьих стран, ввозимых через Россию.

В январе 2001 г. ГТК РФ отдал распоряжение о введении полноценной таможенной границы с Казахстаном на всем ее  протяжении. Осложняло формирование ТС отсутствие скоординированных действий в отношениях с внешним миром. Так, после вступления в ВТО в 1998 г. Киргизия установила согласованную с ВТО (но не с партнерами по ТС) среднюю ставку таможенного тарифа на уровне 10% (в России и Белоруссии импортный  тариф на промышленные товары в тот  период составлял в среднем 14%, в Казахстане – 13%). Вследствие опережающей либерализации импортного режима Киргизии через ее территорию начали поступать относительно недорогие товары третьих стран в другие государства – участники ТС и,  прежде всего, в Казахстан,  который был вынужден принять временные защитные меры.

Явно недостаточным был прогресс и на других  направлениях экономического  взаимодействия стран – участниц ТС, включая унификацию железнодорожных тарифов, гармонизацию национальных законодательств.

Несмотря на проявившиеся проблемы и противоречия во взаимодействии «пятерки», в феврале 1999 г. был подписан  Договор о Таможенном  союзе и Едином экономическом  пространстве, предусматривавший поэтапное формирование единого экономического  пространства пяти стран –  России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. На первом этапе  должна была быть обеспечена реализация в полном объеме режима свободной торговли, а на втором – завершена организация ТС, что предполагало  создание единой  таможенной территории, принятие общего таможенного тарифа, отмену контроля на внутренних границах, унификацию механизмов  регулирования экономики и внешнеторговой сферы. На третьем этапе намечалось сформировать единое экономическое пространство, включающее общий рынок  товаров, услуг,  капитала  и  труда, проводить общую экономическую политику, создать единую инфраструктуру, завершить гармонизацию  законодательства  сторон, обеспечивающего  функционирование этого пространства. На последующих этапах предусматривалось согласование параметров основных макроэкономических показателей стран-участниц. В Договоре были намечены меры, охватывающие по сути все сферы экономического взаимодействия (внешнеэкономическую, налоговую, транспортную, аграрную политику и т.д.).

В отличие от  Соглашения 1995 г. о таможенном  союзе новый Договор имел  комплексный характер и был  нацелен на всестороннее экономическое сближение стран-партнеров, достижение достаточно высокой степени однородности их хозяйственных  комплексов. Согласно этому Договору, единое экономическое пространство пяти стран предполагалось  создать к 2003  г., что с учетом  произошедшего отката в формировании таможенного союза в 1997-1999 гг. было нереально.

Таким образом, в рассматриваемом периоде шла непростая работа по достраиванию таможенного  союза. В частности,  были достигнуты договоренности о том, что считать общим таможенным тарифом, утвержден перечень товаров, составивших его  основу, принято  Соглашение о  единых мерах нетарифного  регулирования. Однако ввиду того, что для стран– участниц ТС изначально были характерны слабое выполнение согласованных решений, низкая исполнительская дисциплина, а также экономический кризис 1998 г. заставили стран-участниц отложить принятие некоторых важных документов и даже осуществить ряд мер в области таможенного  регулирования, идущих вразрез с принципами таможенного союза.

2.3. Создание ЕврАзЭС

В начале ХХI века  начинается новый период интеграционной активности  России и  партнеров по таможенному союзу, для которого характерно стремление усовершенствовать механизм  деятельности  созданного  регионального объединения. В октябре 2000 г. в Астане руководителями стран – участниц был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в соответствии с которым  таможенный союз был преобразован в международную  экономическую организацию. По сути, произошел отказ от концепции быстрого создания ТС на основе унификации таможенной политики.

В новом Договоре были прописаны институциональная структура «пятерки», механизм принятия решений, вопросы членства, финансирования и правоспособности. Помимо увеличения бюрократического  аппарата (к созданному в конце 1996 г. Интеграционному комитету прибавились Межгосударственный Совет, Межпарламентская Ассамблея, Суд  Сообщества и  др.) и  нового названия, в этой  организации, что  особенно важно, была изменена процедура принятия решений. В ЕврАзЭС была закреплена лидирующая роль России в соответствии с ее экономическим весом: принцип единогласия был  заменен принципом квалифицированного большинства и отменен принцип «одна страна – один голос». Россия получила в Сообществе 40  голосов из 100.

В ЕврАзЭС, как и ранее в ТС, вошли пять государств, между которыми отсутствовали противоречия во внешнеполитических ориентирах, и руководители стран понимали, что многие крупные проблемы социально-экономического  развития могут быть решены только путем углубления взаимного  сотрудничества.

Важным объединяющим фактором являлось одновременное членство всех стран ЕврАзЭС в  договоре о  коллективной безопасности – ОДКБ. Вместе с тем, участниками этой организации стали очень разные  по уровню социально-экономического  развития страны СНГ: самые  богатые (Россия, Казахстан и Белоруссия) и самые бедные (Киргизия и Таджикистан).

Как следует из Заявления глав  государств – учредителей ЕврАзЭС, стратегической целью организации является формирование единого экономического  пространства в  Евразии, выход «на реальную интеграцию». Предполагалось в течение непродолжительного времени завершить оформление в полном объеме режима свободной торговли, сформировать единый  таможенный тариф и единую систему мер нетарифного регулирования; установить общие правила торговли  товарами и услугами и их  доступа на внутренние рынки  стран-участниц; выработать согласованные позиции государств-членов во  взаимоотношениях с ВТО и  другими международными экономическими организациями;  образовать  общий  рынок транспортных услуг и единую транспортную систему; сблизить и гармонизировать национальные  законодательства.

В текстах учредительных документов ЕврАзЭС конкретные  сроки реализации мероприятий по формированию таможенного союза и единого  экономического  пространства  не указывались.  В  дальнейшем  некоторые  сроки были обозначены: к 2005  г. намечалось полностью завершить унификацию ставок таможенного тарифа  и всех других нормативных  актов, относящихся к образованию ТС «пятерки».

Как показало время, этим  планам не суждено было сбыться. За прошедшие годы странами ЕврАзЭС достигнуты успехи, главным образом, в области либерализации взаимной торговли: режим свободной торговли в рамках Сообщества действует без каких-либо изъятий и ограничений в отношении ввозных и  вывозных таможенных пошлин (исключением является экспортная пошлина, действующая на поставки нефти из России в Белоруссию с 2007 года).

Несмотря на принимаемые документы и решения, направленные на формирование таможенного союза, к середине 2000-х годов страны – члены Сообщества мало продвинулись по  этому пути.  Уровень согласования ставок таможенных пошлин остался примерно таким же, как и в момент учреждения  ЕврАзЭС.

«В 2006 г. между крупнейшими странами Сообщества – Россией, Белоруссией и  Казахстаном – импортные таможенные ставки были унифицированы на 62% товарных позиций, причем на 50% они изначально совпадали, а несогласованные  позиции относились  к наиболее «чувствительным» статьям. Таможенные тарифы Таджикистана и, особенно, Киргизии были слабо согласованы с базовым  перечнем общего  таможенного тарифа, формируемого тремя вышеупомянутыми  странами: в 2006 г. уровень унификации с базовым перечнем общего таможенного тарифа, охватывающим 62%  позиций ТН ВЭД, составлял 80% для национального тарифа Таджикистана и только 30%  для Киргизии. Применялись нетарифные  ограничения  во взаимной торговле, в том числе Белоруссия ограничивала импорт примерно двух десятков  российских товаров административными барьерами. Защитные меры, хотя и в небольшом объеме, использовались в  двусторонней торговле между Казахстаном и Россией, Казахстаном и Киргизией».

Не были реализованы и другие задачи, зафиксированные в документе «Приоритетные направления развития Сообщества на 2003-2006 гг. и следующие годы». В их числе – формирование общего  рынка транспортных  услуг, энергетического рынка, координация и унификация мер экономической и внешнеторговой политики, необходимые  для эффективного функционирования объединения интеграционного типа. По  целому ряду вопросов возникли противоречия между более развитыми и менее развитыми государствами ЕврАзЭС.

Результативность работы интеграционных структур была невелика в силу отсутствия  реальных  властных полномочий у органов ЕврАзЭС, необязательности выполнения принимаемых ими решений, носивших рекомендательный  характер.

Причины трудностей в развитии интеграционных процессов «пятерки» одни эксперты видели в отсутствии действенного механизма реализации принятых решений (прежде всего, наднациональных органов с широкими полномочиями), а другие – в отсутствии политической воли у руководства стран-участниц, нежелании поступиться частью суверенитета. Полагаем, что глубинные причины вялого  прогресса в формировании таможенного союза России и стран СНГ имели объективный характер. Низкий уровень взаимодействия и  слабое участие в нем хозяйствующих субъектов, текущие  экономические противоречия  сдерживали продвижение партнеров по Сообществу от двусторонних зон свободной торговли к более высоким  ступеням экономической интеграции.

Тормозом на пути сближения выступали разнонаправленные национальные экономические интересы членов региональной группировки, обусловленные многими факторами, включая резкие  контрасты в  уровне социально-экономического развития, различия в отраслевой структуре хозяйства, разную степень реформирования  экономики, обеспеченности природными ресурсами, зависимости от внешних связей. Неодинаковое по темпам, масштабам и направленности осуществление реформ явилось причиной значительных расхождений стран ЕврАзЭС в результатах реформирования национальных экономик, механизмах хозяйствования, финансовой и  налоговой политике, законодательстве и  т.д., вследствие чего во многом снизилась возможность их экономической  со вместимости, выработки взаимоприемлемых решений.

На  фоне интеграционных неудач  в  рамках ЕврАэЭС Россия инициировала новый проект, получивший название «Единое экономическое пространство России, Украины, Белоруссии и Казахстана» или кратко – «ЕЭП четырех».

Принципиально новым моментом в сравнении с ЕврАзЭС являлось участие  Украины, а также  лучшая подготовка  участников этого  проекта (экономически наиболее развитые  страны СНГ, сопряженные друг с другом в  обрабатывающих отраслях) к решению интеграционных  задач. Однако,  из-за серьезных расхождений в  позиции Украины  и других участников проекта относительно будущей конструкции единого пространства  и глубины взаимодействия в новом региональном объединении данный  проект не был реализован.

Таким образом, на данном этапе основными причинами приостановки на пути сближения были резкие  контрасты в  уровне социально-экономического развития, различия в отраслевой структуре хозяйства, разная степень реформирования  экономики, обеспеченность природными ресурсами, зависимость от внешних связей. Вследствие чего во многом снизилась возможность экономической  совместимости, выработки взаимоприемлемых решений.


Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф