— Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) — 60% . Мы получили низкий уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе большее количество детей имеет неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
— Коэффициент взаимности (КВ) — индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. КВ — 33%, из чего следует, что данная группа относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по 3 — 2 человека. Причем мы заметили, что девочки и мальчики создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть наблюдается высокая половая дифференциация в группе (старший дошкольный возраст).
-Коэффициент удовлетворенности дошкольников своими взаимоотношениями (КУ) — 52%. Также мы определили КУ каждого отдельного ребенка группы и получили следующие результаты: в первую (высшую) группу КУ входят 2 человека, во вторую группу КУ — 7 человек, в третью группу КУ входят 4 человека и в четвертую группу — 16 человек.
Из условного распределения детей на группы, мы видим, что дети, которых выбрали все, или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых, может быть, и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся.
Индекс изолированности (ИИ) — 4%, т.е. данную группу можно считать благополучной, статусную категорию «не принятые» имеет один ребенок.
Выяснили, каким образом дети мотивировали свои выборы. Например дети, у которых были взаимные выборы с г.Лизой (« 1 » статусная группа, «звезды») на вопрос «Почему ты в первую очередь решил(-а) подарить картинку Лизе», — ответили следующим образом: девочки: «Она моя самая хорошая подружка.., с ней интересно играть…», мальчики отвечают: « Она хорошая, нравится.., она красивая…»
Тогда детям задавали следующий вопрос: «Если бы у тебя было много картинок ,но одному ребенку из группы не хватило, кому бы ты не дал картинку и почему…» Дети отвечают, например: «Он(-а) всегда дерется…», «Толкается…», «Жадная…» и т.д.
Поэтому у девочек, например, в основе мотива выбора находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком. Мальчики выбирают, исходя из эмоционально положительного отношения к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию к ней.
При исследовании половой дифференциации межличностных отношений дошкольников данной группы заметили тенденцию более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков. По данным социограммы мы выявили такой характер связи, как взаимная симпатия (мальчик и девочка находятся в « 1 » статусной категории, «звезды»). Также наблюдаются явления «неразделенной любви» (в большинстве случаев мальчики выбирают девочек).
При проведении аутосоциометрического исследования мы получили результаты по количеству ожидаемых выборов и по количеству оправдавшихся выборов и получили коэффициент осознанности отношений (КО). Для данной группы средний показатель коэффициента осознанности отношений равен 30%
Таким образом,
- У детей общее число ожидаемых выборов значительно больше, чем оправдавшихся и этот факт свидетельствует о высоком уровне притязаний детей группы, которые имеют неблагоприятный статус.
- В исследуемой группе большинство детей имеет неблагоприятный статус. Низкий уровень благополучия взаимоотношений означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
- Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по 3 — 2 человека.
- Наблюдается высокая половая дифференциация в группе (старший дошкольный возраст).
- Коэффициент удовлетворенности 52%. Определив КУ каждого ребенка группы, мы можем сделать вывод: что дети, которых выбрали все, или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся.
- Индекс изолированности 4%, данную группу можно считать благополучной. В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. Мальчики выбирают девочек, исходя из эмоционально положительного отношения к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию. В данной группе положение девочек более благоприятно, чем мальчиков. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия, наблюдаются явления «неразделенной любви» (в большинстве случаев мальчики выбирают девочек).
- Для данной группы средний показатель коэффициента осознанности отношений равен 30% — у детей общее число ожидаемых выборов значительно больше, чем оправдавшихся и этот факт свидетельствует о высоком уровне притязаний детей группы, которые имеют неблагоприятный статус.
Опросник для воспитателей (см. Приложение Г)
Цель: выявить уровень взаимоотношений детей в экспериментальной группе.
Опросник был составлен нами, исходя из трёх основных категорий взаимоотношений: общение с взрослыми, со сверстником и взаимоотношения в игре.
Опросник состоит из 12 вопросов.
1 категория: 1 и 7 вопросы.
2 категория: 2; 6; 9; 10; 12.
3 категория: 3; 4; 5; 8; 11.
Оценивается по пятибалльной шкале.
Анализ результатов.
При проведении опросника для воспитателей мы получили следующие результаты.
Отвечая на первый блок вопросов (общение с взрослым) воспитатели определяют уровень общения детей как средний. Так, педагоги отмечают постоянно присутствующую общительность детей с взрослым у 8 детей; переменную («иногда») – у 15 детей группы. И только один ребенок, по наблюдениям педагогов, не вступает в общение с взрослыми.
Ответы на второй блок вопросов (общение со сверстником) дают основание говорить об общении детей между собой как благополучном. Воспитатели, отвечая на вопрос «Как часто другие дети приглашают ребенка поиграть?» основную долю вопросов дают как «часто» (11 детей), «всегда» (8 детей). Однако вопросы об эмоциональной отзывчивости детей получили выбор как «иногда» (5 детей), «редко» (4 детей).
Отвечая на третий блок вопросов (взаимоотношения в игре), педагоги отметили, что дети группы «часто» (6 человек), «иногда» (8 человек) берут на себя ведущие роли в игре. «Часто» и «иногда» (7 и 9 человек соответственно) другие дети приглашают их поиграть. Но делятся игрушками «часто» (8 человек), «иногда» (6 человек), «редко» (5 человек).
Итак, обобщив результаты ответов, мы получили следующий показатель: большинство детей (19 человек) имеют средние результаты. В отношении них воспитатель чаще использовал ответы «иногда», «часто», «редко».
Остальные ответы были более выраженные, что свидетельствует о более выраженных взаимоотношениях ребенка.
Полученные результаты представлены на Диаграмме.
2.2 Выявление уровня развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста
Следующим этапом работы явилось выявление уровня развития навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Выбранные нами методики проводились в виде игр и занятий небольшими группами по 4 – 5 человек. Каждый ребёнок имел возможность слушать, говорить, рассуждать.
Для определения уровня сформированности навыков культуры речевого общения мы руководствовались представленными критериями оценки – высокий, средний, низкий.
Критерии:
Высокий уровень. Ребёнок знает и использует формы речевого этикета. Умеет слушать и поддерживать контакт, различает официальное и неофициальное общение, умеет вести мини – диалог, анализировать и контролировать своё речевое поведение в беседе. Ребёнок говорит спокойно с уважением, охотно выполняет просьбы, поручения, заботливо относится к взрослым, их труду и отдыху. Выполняет правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. В общественных местах ведёт себя сдержанно, не привлекает излишнего внимания. Проявляет заботу, уступчивость, не мешает в игре сверстникам.
Средний уровень. Ребёнок не стремится самостоятельно использовать формы речевого этикета, слушает и поддерживает контакт при помощи воспитателя, умеет вести мини-диалог при подсказке воспитателя. Не всегда контролирует своё речевое поведение в беседе. Ребёнок говорит спокойно, проявляет уважение, выполняет поручение и просьбу, но не всегда доводит их до конца. Заботливо относится к взрослым, их труду и отдыху. Правильно ведёт себя в общественных местах, но только в присутствии взрослого, осознаёт нормы правил поведения, но не всегда подчиняется установленным требованиям. Не всегда уступает в игре, но играет дружно, стремится к сотрудничеству.
Низкий уровень. Ребёнок не использует нормы речевого этикета, не всегда умеет слушать и поддерживать контакт. Затрудняется вести мини-диалоги, не контролирует своё речевое поведение в беседе. Говорит громким голосом, не проявляет уважения к взрослым, сверстникам, не внимателен, не вежлив. Не умеет вести себя в общественных местах, не сдержан. Ребёнок не проявляет заботу, не уступает в игре, не умеет разрешать спор, не стремится к сотрудничеству.
Для выявления уровня знаний этикетных форм обращения была использована авторская методика «Пять речевых ситуаций».
Цель исследования: выявить умения детей старшего дошкольного возраста пользоваться речевым этикетом. Фиксировалось умение ребенка пользоваться речевым этикетом в следующих речевых ситуациях:
1.«Знакомство». Мальчик (девочка) знакомит родителей с друзьями. В этой речевой ситуации оцениваются знания речевого поведения во время знакомства, знакомство через посредника и без посредника, знание этикетных формул приветствие и прощание, умение видеть различия в речевом поведении взрослых и детей, использование средств внеречевой выразительности в данной ситуации (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка).
2.«К вам пришли гости». В этой речевой ситуации оцениваются представления об основных правилах этикета поведения за столом, знание таких этикетных формул, как приглашение, благодарность, правила угощения, умение вести непринуждённую беседу за столом.
3.«Принести книгу для чтения с другой группы». Здесь оценивается использование таких этикетных формул, как просьба, приветствие, прощание; а также речевая выразительность (тон, громкость голоса).
4.«Мини – диалоги» (телефонный разговор, общение в больнице, магазине, парикмахерской). В этой речевой ситуации оцениваются правила речевого поведения в зависимости от ситуации, использование подобающих случаю форм речевого поведения, умение вести мини – диалог.
5.«Спор». Воспитатель читает детям стихотворение:
— Очень многие считают, что коровы не летают,
— А вот я вчера смотрела, как корова вдаль летела …
— Воспитатель предлагает детям аргументировано доказать – прав(а) он(а) или нет.
Здесь оценивается умение анализировать и контролировать своё речевое поведение в споре, использовать средства речевой выразительности, искусство слушать и поддерживать контакт.
Количественный анализ результатов проведения диагностической методики («Пять речевых ситуаций») показал, что в группе детей высокий уровень знаний о КРО составил 16%, средний – 52 %, низкий – 32%. [см. таблицу в приложении Е1].
Данные сведены в диаграммы.
Качественный анализ результатов. Дети в основном знают простейшие этикетные формулы (прощание, приветствие, извинение). Не видят различия в речевом поведении взрослых и детей, многие не используют обращения на «ВЫ». При обращении с просьбой используют такие слова (дайте, пожалуйста, спасибо). Также трудности были при ведении спора: дети не знали что говорить, перебивали друг друга, говорили на повышенных тонах. Только три ребёнка смогли аргументировано доказать свою точку зрения, и то с помощью воспитателя. Многие знают правила речевого поведения в общественных местах. Примерно, ¼ группы детей умеет вести мини-диалог, но при этом используют односложные этикетные формулы.
На основе результатов первой методики («Пять речевых ситуаций») мы видим, что дети имеют знания о формах обращения, но они достаточно низкие. В основном дети знают простейшие этикетные формулы приветствия, прощания, извинения, благодарность. Плохо знают правила речевого поведения в общественных местах.
На второй стадии констатирующего этапа мы использовали две методики: «Магазин» — автор Купина Н.А., «Рукавички» — автор Урунтаева И.О.
Методика «Магазин» (автор Купина Н.А.)
Цель: определить умение вести мини-диалог, отвечать на вопросы и задавать их, способность к приобретению покупки в магазине, уважение к труду работников торговли, правила речевого поведения в данной ситуации: обращение к незнакомым и старшим по возрасту на ВЫ, вести себя сдержанно, разговаривать спокойно. Умение детей использовать такие речевые этикетные формулы:
-Добрый вечер, доброе утро, добрый день;
-Здравствуйте;
-Пожалуйста;
-Спасибо за покупку;
-До свидания;
-Не могли бы вы и т.п.
Задание: перед занятием в группе устраивается магазин с разнообразными товарами и атрибутами. Воспитатель говорит детям, что у них появился новый магазин, но ещё нет продавца (выбирается продавец), а все остальные дети – покупатели. Воспитатель предупреждает, что это магазин не простой, в нём товары продаются только вежливым и воспитанным покупателям.
Количественный анализ результатов. Высокий уровень использования форм обращения составляет 20% детей, средний 56%,, низкий 24%. [см. таблицу приложение Е 2].
Данные сведены в диаграмму:
Методика «Рукавички» (автор Урунтаева И.О.)
Цель: определить умения детей договариваться, приходить к общему мнению, умение сотрудничать (насколько дружно они это делают, ведут ли себя сдержанно, осуществляют ли помощь друг другу, как относятся результату общей деятельности). Искусство слушать и поддерживать контакт.
Задание: дети делятся на пары, им предлагается украсить вырезанные из бумаги рукавички, но так, чтобы они составляли пару, были одинаковые. Воспитатель поясняет, что сначала нужно договориться какой узор они будут рисовать и какого он будет цвета. Детям даётся один набор карандашей на двоих, предупреждая, что ими надо делиться.
Количественный анализ результатов. С высоким уровнем использования знаний о КРО – 24% детей, средним-48%, низким-28%. [см. таблицу приложение Е3].
Данные сведены в диаграмму.
Качественный анализ результатов. В группе детей использование этикетных формул находится на низком уровне, многие дети не использовали этикетные формулы, принятые в определённой речевой ситуации, но были вежливы при общении. При выполнении задания методики «Рукавички» большинство детей так и не смогли сотрудничать вместе, они спорили по поводу узора на рукавичках и выбора цвета. С заданием справились две пары детей, причём в одной паре дети пришли к обоюдному согласию, а во второй паре один ребёнок согласился с предложением второго. Остальные дети не хотели принимать мнения других, спорили, ругались, говорили на повышенных тонах и в результате у них получились разные рукавички.
На основе полученных результатов методик «Магазин» и «Рукавички» мы видим, что дети практически не используют речевые этикетные формулы. В основном, дети нуждаются в подсказке воспитателя, у детей нет навыков самостоятельного употребления форм обращений.
Объединив и систематизировав результаты трёх методик, мы выявили общий уровень знания и самостоятельного использования форм обращения детьми старшего дошкольного возраста.
Количественный анализ показал, что с высоким уровнем – 20 % детей, средним – 56 %, низким – 24% детей. [ см.таблицу приложение Е4].
Данные сведены в диаграммы:
Из данных результатов мы видим, что уровень самостоятельного использования форм обращения детьми старшего дошкольного возраста находится на низком уровне, несмотря на то, что дети имеют знания о речевом этикете, но главным показателем является использование этих знаний в практике речевого общения.
Теперь проанализируем полученные результаты с точки зрения влияния статусного положения в группе сверстников на уровень развития коммуникативных способностей детей.
Таблица 2. Соотношение уровня развития коммуникативных способностей и статусного положения детей в группе
Уровень развития коммуникативных способностей | Количество детей, имеющих статус | |||||||
I | II | III | IV | |||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
Высокий | 5 | 20% | 3 | 12% | 2 | 8% | — | — |
Средний | — | — | 2 | 8% | 7 | 28% | — | — |
Низкий | — | — | — | — | 5 | 20% | 1 | 4% |
Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем развития коммуникативных способностей, мы получили следующие результаты.
Из общего количества детей I статуса («звезды») 20% (5 человек) детей имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей.
Из всех детей группы, находящихся во II статусе («предпочитаемые») по 8% детей (по 2 человека) имеют средний уровень развития коммуникативных способностей и 12% высокий уровень развития коммуникативных способностей.
Из всех детей III статуса («принятые») 20% детей (5человек) имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей, 28% детей (7 человек) имеют средний уровень и 8% детей (2 человека) имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей.
1 ребенок, находящийся в IV статусе («не принятые»), имеет низкий уровень развития коммуникативных способностей (4% от общего числа детей).
Теперь рассмотрим процентное соотношение детей с разным статусом для каждого уровня развития коммуникативных способностей (процент берется от общего числа детей для данного уровня развития коммуникативных способностей).
Таблица 3. Процентное соотношение детей с разным статусом для каждого уровня развития коммуникативных способностей
Уровень развития коммуникативных способностей | Количество детей, имеющих статус | |||
I-II | III -IV | |||
Чел | % от общего числа детей для данного уровня речевого развития | Чел. | % от общего числа детей для данного уровня речевого развития | |
Высокий | 8 | 77,78% | 2 | 22,22% |
Средний | 2 | 22,22% | 7 | 77,78% |
Низкий | — | — | 6 | 100% |
Из полученных соотношений видно, что чем ниже уровень развития коммуникативных способностей, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с низким уровнем развития коммуникативных способностей, поскольку в неблагоприятную статусную категорию попали все такие дети. И с высоким уровнем развития коммуникативных способностей в первые две группы наиболее благоприятного социального положения дошкольников попали более 2/3 детей.
Таким образом, проведя экспериментальное исследование, мы можем сделать следующие выводы.
Во-первых, в группах детей старшего возраста «принятых» детей с высоким и средним уровнем развития коммуникативных способностей на один больше, чем «не принятых», и семь детей имеет низкий уровень развития коммуникативных способностей, а, следовательно, значительное количество детей, принявших участие в экспериментальном исследовании, имеют трудности общения.
Во-вторых, в группе детей, принявших участие в экспериментальном исследовании, большинство детей имеет неблагоприятный статус. Низкий уровень благополучия взаимоотношений означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
В-третьих, сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем развития коммуникативных способностей, мы получили следующие результаты: из детей группы, находящихся на III и IV статусах, большинство имеют низкий и средний уровни развития коммуникативных способностей, несколько детей имеет высокий уровень. Из детей группы, находящиеся на I и II статусах, большинство детей имеет высокий уровень развития коммуникативных способностей, и два ребенка имеет средний уровень развития коммуникативных способностей.
Итак, в ходе экспериментального исследования нам удалось подтвердить нашу гипотезу, что дети с благоприятным положением в группе имеют более высокий уровень развития коммуникативных способностей, чем дети с неблагоприятным социальным статусом в группе.
2.3 Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
В связи с результатами, полученными на первом (констатирующем) этапе исследования, перед нами встала проблема – повысить уровень развития навыков культуры речевого общения у детей, имеющих неблагоприятный социальный статус в группе. Для решения данной проблемы необходимо решение следующих задач, а именно:
— ознакомить детей с правилами речевого поведения, этикетными формулами и их использованием в зависимости от ситуации общения;
— обучать умению контролировать своё речевое поведение в споре, в беседе;
— обучать искусству слушать и поддерживать контакт, культуре общения полов, культуре общения со старшими;
— обучать официальному и неофициальному общению, мини-диалогу;
— учить детей задавать вопросы и отвечать на них при обсуждении различных этикетных ситуаций;
— умение вести себя в общественных местах.
Нами были составлены методические рекомендации по обучению детей культуре речевого общения, в которых мы предлагаем следующую схему работы. Содержательная составляющая распределяется по двум блокам. Первый блок – обучение на занятиях, второй – вне занятий.
При составлении тематического плана необходимо учесть, что занятия по развитию речи проводятся один – два раза в неделю; в сентябре и марте два занятия отводятся диагностике этикетных форм обращения и их использованию.
В ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения можно использовать занятия, разработанные Ушаковой О.С., Добровой Н.Н, Купиной А.Н., Ладыжинской Т.А. (занятия адаптированы на дошкольный возраст).
С целью обучения формам обращения проводятся занятия на следующие темы:
А) «Учимся вести себя за столом», «Мы идём в театр». Эти занятия направлены на ознакомление детей с правилами поведения за столом, в общественных местах. Используются метод инсценировки, беседа, коммуникативная игра; приёмы приучения, упражнения.
Б) «У меня зазвонил телефон», «К Айболиту на приём», «За покупками в магазин». На этих занятиях дети учатся контролировать своё речевое поведение в мини – диалоге, вести импровизированную беседу. Обращается внимание на культуру общения полов, культуру общения с взрослыми (обращение на ВЫ, уступать место в транспорте старшим и младшим и т.п.). Используются методы инсценировки, коммуникативные игры, приёмы приучения, упражнения.
В) «Встреча с инопланетянами», «Улыбнись или будь серьёзным». На данных занятиях происходит ознакомление с этикетными средствами речевой и внеречевой выразительности (тон, тембр голоса; мимика лица; жесты; телодвижения). Используются такие методы, как инсценировки, приёмы приучения, упражнения.
Г) «Дело было вечером», «У Миши несчастье». Цель данных занятий — научить детей сотрудничеству, помощь близким, сочувствию; умению вести спор и при этом не ссориться, контролировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации общения. На этих занятиях используются методы беседы, дискуссии, коммуникативные игры.
Так как игра занимает огромное значение в воспитании и развитии ребёнка, то в качестве тренировки и усвоении знаний, умений и навыков по использованию этикетных форм обращения рекомендуется использовать коммуникативные игры. В этих играх детям предлагаются различные речевые ситуации, где они могли войти в различные роли и действовать в соответствии с ними по правилам речевого поведения. Коммуникативные игры проходят в виде инсценировок, где в результате реальных действий совершается ознакомление с формами обращения и закрепление приобретенных знаний.
Например, коммуникативная игра «Знакомство». Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию: «Как вы знаете, начало разговора во многом влияет на его успех. Как начать разговор? Как обратиться к собеседнику? Давайте выберем водящих, тех, кто будет играть роль бабушки, воспитательницы, ученика старших классов, вашего сверстника. Остальные дети по очереди подходят к каждому из водящих и попробуют обратиться к каждому из них и начать разговор о том, что интересно вашему собеседнику». После окончания игры (когда дети пообщались в паре) воспитатель предлагает познакомиться с поваром, дворником и др. детского сада.
При ознакомлении с этикетными формами обращения также эффективен метод дискуссии, на таких занятиях обсуждаются следующий темы: «Что такое вежливость?»; «Зачем люди говорят ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ?» и другие.
В процессе дискуссии дети обмениваются мнениями, сотрудничают в решении каких — либо возникших речевых ситуациях. Дети учатся работать в коллективе: уважать мнение собеседника, не перебивать, быть внимательным.
Следующий метод ознакомления с формами обращения – беседа. В основном этот метод применяют в качестве подготовительной работы к занятию, или в качестве закрепления пройденного. Используются импровизированные беседы на темы об увиденном и услышанном. Например:
«Поход в театр». Здесь проходит обсуждение, как ведут себя люди в театре и как должны вести себя, всегда ли они ведут себя культурно.
«Самые вежливые герои сказок». Здесь дети должны назвать таких героев и рассказать, почему они вежливые и культурные. Дети в процессе беседы отвечают на вопросы воспитателя, а также задают их сами.
На этих занятиях эффективны различные приёмы, которые помогают в достижении наиболее лучшего усвоения знаний. Приёмы приучения, упражнения, пример для подражания, организации воспитывающих ситуаций, словесные методы, поощрения.
Во втором блоке заданий организуется работа по обучению формам обращения вне занятий через дидактические игры, с помощью которых происходит закрепление приобретённых знаний на занятиях. Проводится работа по учению этикетных формул в процессе свободной деятельности детей. Так как дети постоянно находятся под наблюдением педагога, он видит и слышит, как дети общаются, и поэтому направляет их деятельность таким образом, чтобы они не забывали о культуре речевого общения в процессе игры, на улице, общественных местах. Вне занятий педагог может использовать также метод беседы, приёмы приучения, упражнения, пример взрослого, других детей, сказочных персонажей.
Например, рекомендуется проводить игры на сплочение группы, воспитанию доброжелательных отношений. Приведем пример такой игры.
Комплименты.
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Праздник вежливости.
«Сегодня в нашей группе — говорит воспитатель, — объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за что-нибудь. Вы можете подходить, к кому хотите, и говорить: «Спасибо тебе за то, что ты…». Вот увидите, благодарить других за что-нибудь, — это очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».
Таким образом, своевременная работа по воспитанию дружеских взаимоотношений в детском коллективе, культуре ведения диалога позволяет улучшить психологический климат, а так же взаимоотношения между детьми.
Заключение
Данная работа посвящена изучению влияния культуры речевого общения на социальный статус ребенка в группе детей старшего дошкольного возраста. Подводя итоги теоретической части, можно сделать следующие выводы.
Культура речевого общения включает в себя культуру речи и реализуется в этическом и эстетическом планах. Отношения детей друг к другу проявляются в процессе общения. Следовательно, развитие коммуникативных способностей детей, их умение сотрудничать и проявлять уважительные отношения к сверстнику, является, с одной стороны, залогом развития межличностных отношений, с другой стороны, напрямую зависит от них.
И взрослый, и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении с взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником — выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
В дошкольном возрасте личностные свойства ребенка начинают выступать в качестве существенных факторов, регулирующих взаимоотношения его с другими детьми и взрослыми и влияющих на ускорение дальнейшего хода социального и культурного развития
Мы выяснили, что дошкольники стремятся к общению, что потребность быть понятым заставляет их высказываться яснее и правильнее. Развитие коммуникативных навыков детей проходит в процессе диалога. Необходимо развивать у детей умение строить диалог с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией.
Обнаружена зависимость осознания собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы. Дети, прежде всего, осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого.
Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку. Однако существует и другая крайность — чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.
К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью — либо отвергаются, либо остаются незамеченными.
В результате целенаправленной работы с использованием специальных методов и различных приёмов на речевых этикетных занятиях дети старшего дошкольного возраста обучаются основам культуры речевого общения.
В эмпирическом исследовании выдвинутая гипотеза подтвердилась. Полученные результаты вычислений по социометрическому исследованию и определению уровня культуры речевого общения показали, что дети с высоким социальным статусом обладают более высоким уровнем культуры речевого общения; дети с низким уровнем культуры речевого общения чаще всего входят в группу «непринятых».
Библиографический список
- Алексеева М.М., Яшина В.Н. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Уч. пособие для студентов высших и средних пед. чеб. заведений. – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Алексеева М.М., Яшина В.Н. Речевое развитие дошкольников: Уч. пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Аннушкина В.И. Зачем нужна риторика? // Русская речь. – 1988. — № 5.
- Антонова Л.Г. Развитие речи «Уроки риторики»: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Арушанова А.В. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы.//Дошкольное воспитание. – 1999. — № 2.
- Антонова Л.Г. Развитие речи и уроки риторики. – М.: «Алфавит»,1992.
- Алексеева М.М. Развитие речи и речевого общения дошкольников. – М., 1999.
- Богуславская Н.Е. Купина Н.А. Весёлый этикет: Развитие коммуникативных способностей ребёнка. – Екатеринбург: АРД, ЛТД, 1997.
- Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. – М.,1983.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – 2 – е изд., — М.: Просвещение, 1991.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей: Уч. пособие для студентов пединститутов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2 – е изд. – М.: Просвещение,1997.
- Белл Р.Т., Социолингвистика: Цели, методы,проблмы./ Под ред. Швейцера А.Д. – М.: «Международные отношения»,1980.
- Белобрыкина О.Е. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. – М.: «Академия»,1998.
- Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов – на –Дону, Изд-во «Феникс»,1995.
- Введенская Л.А.,Павлова Л.Г.,Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2002.
- Выготская И.Г., Берковска Н.В. Звукоряд, Букваград, Златоустия: Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5-7 лет. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1999.
- Верещагин Е.М., Костомаров. Язык и культура речи. – М.,1976.
- Головин Б.Н.Введение в языкознание. – М.,1983.
- 19.Голомидова М.В., Михайлова О.А. Коммуникативный русский язык. – Екатеренбург,1995.
- Гроздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.,1961.
- Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.,1983.
- Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках: Метод. рекомендации. / Под ред. Ладыженской Т.А. – М.:Просвещение,1996.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.,1958.
- Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. – М.: Мело, 1998.
- Иванова С.Ф. Искусство диалога или беседы о риторике. – Пермь,1992.
- Ильина Т.А. Педагогика. – М.:Просвещение,1984.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика. – М.: Изд-во «Флинта»., 2000.
- Каплан Л. Поговорим о красноречии. // Дошкольное воспитание. – 1991. -№ 7.
- Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.// Пер.с англ. Ю.В.Семенова. – М.,1990.
- Капинос В.И., Сергеева И.П. Развитие речи: теория и практика обучения. – М.: Просвещение,1991.
- Кохтев Н.Н. Риторика. – М.:Просвещение,1994.
- Купина Н.А. Ежели вы вежливы…Речевой этикет в ситуациях, вопросах и задачах. Для дошкольников и их родителей. – Пермь,1995.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. – М.: Просвещение,1990.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей обращению. Характер, коммуникабельности. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.
- Любина Г. О речевом поведении воспитателя. // Дошкольное воспитание. – 1998. — № 4.
- Любина Г. О формах и организации работы по развитию речи. // Дошкольное воспитание. – 2000. — № 11.
- Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.Просвещение,2003.
- Леонтьев А.А. Психология общения.- 3-е – издание. – М.,1999.
- Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Уч. Пособие для студентов пед. Вузов. – М.,2000.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.,1992.
- Ладыжская Т.А., Сорокина Г.И., Никольская Р.И. Детская риторика. Методические рекомендации. 1 класс. – М.: С-инфо-балланс,1994.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: «Знание»,1986.
- 40.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: «Знание», 1979.
- Максаков А.И., Тумаков Г.Н. Учите играя: игры и упражнения со звучащим словом: Пособие для воспитателя детского сада. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
- Максаков А.И. Речь воспитателя. //Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.,1984.
- Михальская А.К. Русский Сократ: Лекция по сравнительно-исторической риторике: Уч. Пособие для вузов. – М.: «Академия»,1996.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Русскова Л.В. – М.: Просвещение,1986.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания дошкольника – М.: Педагогика, 1984.
- Нестеренко И. О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1995. — № 11.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Общение детей в детском саду. / Под ред. Репиной В.А., Стёркиной Р.Б. – М.: Педагогика, 1990.
- Петровский А.В. Введение в психологию. – М.,1995.
- Пекарская И.В., Потехин Д.А., Тазьмина И.Б., Потылицина Е.В., Добря М.Я. Риторика. Региональная комплексная программа / детский сад – нач. школа – общеобразовательная школа – вуз/. – Абакан: Изд-во ХГУ, 1998.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Васильевой М.А. – М.: Просвещение, 1985.
- Соколова И. Нужно ли обучать дошкольника риторике? // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 12.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение,1995.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду:(старшие группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1982.
- Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.:Просвещение,1984.
- Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка. // Начальная школа. – 1986. -№ 7, 9.
- Современные подходы к обучению речи. //РЯШ. – 1996-№3.
- Смирнова Е.О. Общение ребенка – дошкольника с взрослыми и сверстниками. – М., 1999.
- Словарь по этике. Под ред. И.С.Кона.- М.,1983.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М.: Просвещение, 1972.
- Тихеева Е.О. Развитие речи дошкольников. – М., 1981.
- Третьякова В.Г. Обучение дошкольников выразительной речи. // Детская речь и пути её совершенствования. – Екатеринбург, 1992.
- УшаковаО.С. Связная речь. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1983.
- Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого
развития детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное
воспитание. — 1998 . — № 9. - Формановская Н.И. Речевой этикет и обращение. // Русская словесность. – 2001. — № 6.
- Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. // Русский язык. – 1993. — № 5.
- Формановская Н.И. «Вы сказали, здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. – М.: «Знание», 1982
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. –М.: «Высшая школа», 1989.
- Фицпатрик Д.Г. Диалог с ребёнком. / Под ред. Дольниковой В.Я. – М.: «Аквариум», 1996.
- Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб.: Лань,1996.
- 71. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада.// Дошкольное воспитание. — 1999. — № 6.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф