Глобальный финансово — экономический кризис, углубляющаяся рецессия в большинстве стран и значительное сужение совокупного мирового спроса, перенос кризисных явлений в экономику России и связанная с этим необходимость разработки эффективных антикризисных мер, создание Таможенного союза, состояние переговорного процесса по возможному присоединению к ВТО обуславливают потребность в их корректировке на среднесрочную перспективу.
В этой связи, учитывая сложившуюся ситуацию в сфере внешнеэкономической политики страны, Правительством Российской Федерации определены приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период в документе «Основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». Данный документ ставит перед собой весьма серьезные задачи, которые должны вырабатываться в соответствии со следующими факторами:
- В конце 2008 года была утверждена Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 г. В ней определены приоритетные направления внешнеэкономической политики, для реализации которых необходима система мер таможенно-тарифного регулирования в целях перехода внешнеэкономических связей на инновационный путь развития, среди которых необходимо выделить следующее:
— обеспечение прорыва на новые рынки высокотехнологичных товаров, в том числе путем содействия привлечению технологий через производственную кооперацию с ведущими мировыми компаниями;
— стимулирование привлечения иностранных инвестиций с использованием экономических таможенных тарифов;
— превращение России в крупнейшего экспортера сырьевых товаров с высокой степенью переработки;
— рационализация импорта и его ориентация на повышение технологического уровня российских предприятий;
— реализация транзитного потенциала России с увеличением экспорта транспортных услуг в 4 раза.
В Концепции намечены следующие ключевые принципы применения инструментов таможенно-тарифного регулирования:
— реализация принципа эскалации таможенного тарифа в целях рационализации импорта, снижения издержек производителей и стимулирования организации производства конкурентоспособной готовой продукции на территории России;
— постепенное уменьшение значения фискальной функции таможенного тарифа.
- Мировой финансово-экономический кризис требует адекватных и сопоставимых с другими странами защитных мер при регулировании импорта и стимулировании экспорта продукции более высокой степени переработки.
На данном этапе развития российской экономики таможенно-тарифное регулирование далеко не в полной мере выполняет свои функции, в первую очередь, защитные и регулирующие.
Это обусловлено тем, что за истекшие годы экономических реформ главной задачей таможенной политики было выполнение заданий Правительства РФ по своевременному и в полном объеме сбору таможенных платежей для пополнения доходной части федерального бюджета, т.е. в основном таможенный тариф выполнял роль чисто фискального инструмента. Другие задачи, такие как, содействие ускорению экспорта обрабатывающих отраслей, развития внешней торговли, повышение эффективности функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования ВЭД, применение таможенных тарифов в качестве защитных мер от недобросовестной иностранной конкуренции – отошли на второй план, не способствовали развитию и совершенствованию внешнеэкономической политики, созданию оптимальных условий для промышленного подъема в стране.
Приоритет института совершенствования таможенно-тарифной политики внешней торговли страны — прежде всего содействие инновационному прорыву и модернизации. В процессе перехода к инновационной экономике роль таможенно-тарифного регулирования в реализации промышленной и структурной политики должна усилиться: необходимо повысить степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, обеспечить постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.
С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.
Итак, в условиях разразившегося мирового финансового и экономического кризиса первоочередными стратегическими задачами по развитию и совершенствованию таможенно-тарифной политики России в предстоящий период является постепенный переход острой фазы кризиса к стадии смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики.
На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики. При этом инструменты таможенно-тарифного регулирования должны сбалансировано защищать интересы отечественных производителей и потребителей, важнейшими задачами которых являются:
- защита внутреннего рынка и содействие развитию импортозамещающих производств при одновременном поддержании эффективной конкурентной среды;
- поддержка и стимулирование экспорта;
- усиление фискального эффекта таможенно-тарифного регулирования с использованием мер и инструментов, не обременительных для потребителей и не ведущих к росту инфляции, при одновременном снижении фискальной нагрузки на социально-значимые товары.
Антикризисная таможенно-тарифная политика должна учитывать новые экономические реалии, обусловливающие ее осуществление, а именно:
‑ снижение курса национальной валюты, ведущее к существенному удорожанию импорта и соответствующему росту инфляции. Общее повышение конкурентоспособности отечественного производства при снижении обменного курса российского рубля сопровождается одновременным ростом издержек производителей, использующих импортные сырье и материалы. Кроме того, в антиинфляционных целях требуется учет фактора снижения курса национальной валюты при принятии решений о повышении ввозных таможенных пошлин;
‑ снижение платежеспособного спроса и усиление конкуренции за рынки сбыта в условиях резкого замедления развития глобальной экономики, которые ставят задачу сохранения позиций российских производителей на внешних рынках;
‑ отток капитала, вызывающий необходимость повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики, в том числе путем применения таможенно-тарифных инструментов;
‑ дефицит федерального бюджета, вызывающий необходимость сохранения фискальной нагрузки на отдельные товары, не являющиеся социально-значимыми.
При этом принимаемые меры не должны противоречить долгосрочным задачам в сфере таможенно-тарифного регулирования, направленным на содействие диверсификации российской экономики и переходу ее на инновационный путь развития, формирование новой, посткризисной внешнеэкономической специализации, обеспечение доступа отечественных компаний к передовым технологиям и высокотехнологичному оборудованию. Их последовательная реализация будет расширяться по мере завершения активной фазы кризиса и преодоления его негативных последствий.
3.2. Таможенные процедуры переработки товаров – базовая основа создания конкурентоспособной продукции
Таможенная политика России направлена на активизацию международных экономических отношений, содействие развитию внешней торговли, защиту экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, совершенствование таможенной политики. Возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. С учетом этих обстоятельств активнее должны использоваться таможенные процедуры переработки товаров.
Усиливается роль таможенно-тарифной политики в формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенно-тарифной политики — от регулирования внешней торговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости. Усиливается значение таможенно-тарифной политики и в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом. Единая таможенно-тарифная политика стран Таможенного союза, сформированного в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.
Становится очевидным тот факт, что Таможенный союз определяет основные цели, задачи и направления таможенного регулирования на единой таможенной территории. В результате активного обновления таможенного законодательства, существенно усиливается влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы интеграционного взаимодействия экономик государств — членов Таможенного союза с международным экономическим сообществом.
Правовые нормы, регламентирующие порядок совершения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, их обложения таможенными платежами, а также условия нахождения товаров на таможенной территории, имеют в таможенном законодательстве основополагающее значение. Вместе с тем стремительно меняющаяся экономическая обстановка требует открытия национальных рынков, создания дополнительных возможностей для участия хозяйствующих субъектов в международном разделении труда, в частности упрощения совершения внешнеэкономических операций по переработке давальческого сырья.
Для целей таможенного законодательства категорией «переработка» охватывается целый ряд операций, составляющих производственный процесс собственно переработки (обработки), изготовления или ремонта товаров для переработки и направленных на возникновение новых, ранее не существовавших в качестве объектов таможенного регулирования товаров, носящих название продуктов переработки. Данное общее положение приобретает характер допущения в отношении продуктов переработки, получаемых при ремонте товаров, в т.ч. восстановления, замены запасных частей. Производственный процесс переработки также может сопровождаться образованием отходов, производственных потерь и остатков товаров, не подвергшихся операциям по переработке.
ТК ТС предусматривает три вида таможенных процедур, используемых для таможенного регулирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с целью их последующей переработки:
1) переработка на таможенной территории (гл. 34 ТК ТС);
2) переработка вне таможенной территории (гл. 35 ТК ТС);
3) переработка для внутреннего потребления (гл. 36 ТК ТС).
На таможенные процедуры переработки распространяются общие положения о таможенных процедурах, установленные в гл. 29 ТК ТС. Порядок применения таможенных процедур переработки в условиях функционирования таможенного союза установлен нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза. В Российской Федерации основным внутренним источником правового регулирования таможенных процедур переработки является Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Основными отличительными характеристиками каждого вида таможенных процедур переработки являются:
— понятие таможенной процедуры переработки;
— условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки;
— условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки;
— особенности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования таможенных процедур переработки.
Все эти процедуры имеют строго целевой характер. Товары, помещенные под любую из процедур переработки, подлежат использованию в соответствии с основным назначением данных процедур — перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза для осуществления операций по переработке, в результате которых происходит полное либо частичное изменение состояния этих товаров. При этом процедуры переработки различаются по направлению перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, статусу этих товаров и месту их переработки.
При переработке на таможенной территории и для внутреннего потребления импортные иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза. Статус иностранных товаров распространяется не только в отношении товаров, подлежащих переработке в соответствии с данными процедурами, но и в отношении продуктов их переработки. Необходимо отметить несколько особенностей, связанных со статусом товаров для переработки при применении этих таможенных процедур. Во-первых, при совершении операций по переработке на таможенной территории в качестве вспомогательных товаров, с помощью которых производятся операции по переработке, могут использоваться товары Таможенного союза (п. 3 ст. 239 ТК ТС). Во-вторых, под процедуру переработки для внутреннего потребления допускается помещать иностранные товары, как ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, так и находящиеся под иными таможенными процедурами (п. 4 ст. 265 ТК ТС).
С макроэкономической точки зрения содержание переработки состоит в активном стимулировании развития перерабатывающих отраслей промышленности и интенсификации внешнеэкономических связей, что в конечном итоге создает благоприятные возможности для предложения готовой продукции высокого качества по конкурентоспособным ценам на внутренних и внешних рынках. Это обеспечивается посредством правового регулирования таможенных процедур переработки, при котором в отношении товаров, помещенных под процедуры переработки, устанавливаются определенные льготы по таможенным платежам, включая полное освобождение от их уплаты, и применению мер нетарифного регулирования.
Ввиду идентичного обоснования и макроэкономического значения таможенных процедур переработки на таможенной территории, вне таможенной территории и для внутреннего потребления в ТК ТС установлены преимущественно одинаковые условия помещения товаров под данные процедуры.
Условия использования товаров в соответствии с таможенными процедурами переработки
Таможенные процедуры переработки определяют для таможенных целей условия использования товаров, помещенных под данные процедуры. Исходя из содержания таможенных процедур переработки, можно выделить следующие основные условия использования товаров: совершение операций по переработке, соблюдение заявленных срока переработки товаров и норм выхода продуктов переработки.
Товары, помещенные под таможенные процедуры переработки, подлежат переработке в соответствии с заявленными операциями по переработке и способами их совершения. В ТК ТС устанавливается, какие производственные операции с товарами являются для целей таможенного регулирования операциями по переработке, а какие к таковым не относятся.
Основными операциями по переработке товаров являются:
1) собственно переработка или обработка, при которой товары теряют свои индивидуальные характеристики;
2) изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку (индивидуальные характеристики товаров для переработки сохраняются);
3) ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей (за исключением переработки для внутреннего потребления).
Важнейшим условием использования товаров в соответствии с процедурами переработки является условие о сроках переработки товаров (О порядке исчисления сроков, устанавливаемых таможенным законодательством Таможенного союза, см. ст. 5 ТК). В ТК определены предельные сроки переработки при:
— переработке на таможенной территории — три года (До вступления в силу ТК в Российской Федерации срок переработки товаров на таможенной территории не мог превышать двух лет (п. 1 ст. 177 ТК РФ)) (п. 1 ст. 243 ТК ТС);
— переработке вне таможенной территории — два года (п. 1 ст. 256 ТК ТС);
— переработке для внутреннего потребления — один год (п. 1 ст. 268 ТК ТС).
Решениями Комиссии Таможенного союза в отношении отдельных категорий товаров могут устанавливаться более продолжительные сроки переработки (решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур»).
Первым днем срока считается день помещения товаров под таможенную процедуру переработки, т.е. согласно ст. 204 ТК ТС день выпуска товаров. При этом срок переработки включает в себя не только продолжительность производственного процесса переработки товаров, но и время, требуемое для распоряжения продуктами переработки и совершения иных таможенных операций, связанных с завершением действия процедуры переработки, в т.ч. распоряжения отходами и остатками товаров.
ТК ТС предусматривает возможность продления срока переработки товаров в пределах максимально установленной продолжительности в порядке, определяемом внутренним законодательством государств — членов Таможенного союза. Для Российской Федерации такие нормы содержатся применительно к переработке на таможенной территории в ст. 246 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», п. п. 15 — 28 Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории, утвержденной Приказом ФТС РФ от 15 сентября 2005 года N 867;
— при переработке вне таможенной территории — в ст. 255 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», разделе IV Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории, утвержденной Приказом ФТС РФ от 23 сентября 2005 года N 887, и разделе II Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории, утвержденной Приказом ФТС РФ от 14 марта 2008 года N 267;
— при переработке для внутреннего потребления — в ст. 267 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», разделе II Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления, утвержденной Приказом ФТС РФ от 7 мая 2009 года N 812.
В результате переработки товаров, помещенных под процедуры переработки, образуется определенное количество (процентное содержание) продуктов переработки, называемое нормой выхода продуктов переработки (В Таможенном кодексе Республики Беларусь (ст. 170) наряду с нормой выхода продуктов переработки предусмотрен обратный показатель — норма расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки). Нормы выхода продуктов переработки устанавливаются декларантом по согласованию с таможенным органом при рассмотрении заявления на получение разрешения на переработку товаров. Если операции по переработке совершаются в отношении товаров, характеристики которых остаются практически постоянными, обычно осуществляются в соответствии с четко установленными техническими требованиями и приводят к получению продуктов переработки неизменного качества, компетентным органам государств — членов Таможенного союза разрешено определять стандартные нормы выхода продуктов переработки.
Правовое регулирование таможенных процедур переработки в сравнении с другими таможенными процедурами отличается достаточно сложным порядком предоставления льгот по уплате таможенных платежей. Как уже упоминалось, согласно нормам ТК ТС в отношении таможенных процедур переработки применяется условно-беспошлинный механизм освобождения от таможенных платежей. Иными словами, декларант вправе пользоваться экономическими выгодами и преимуществами процедуры переработки под условием выполнения всех установленных требований и обязательств.
При переработке на таможенной территории в целях привлечения иностранных технологий в экономику России декларанту предоставляется полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также запрет на применение мер нетарифного регулирования в связи с импортом товаров.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации отражены в следующих нормах законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В подп. 4 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории НДС не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Таможенного союза в определенный срок. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 185 НК РФ при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории акциз не уплачивается в том случае, если продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме.
При применении процедуры переработки вне таможенной территории ТК устанавливает следующие особенности уплаты таможенных пошлин, налогов (НДС, акцизов):
1) товары для переработки, покидающие таможенную территорию Таможенного союза, полностью освобождаются от вывозных таможенных пошлин. Данное освобождение совершается под условием того, что до окончания срока переработки продукты переработки будут возвращены на территорию Таможенного союза. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 85 ТК ТС для товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки, должно быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин;
2) при ввозе продуктов переработки применяется полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.
В подп. 6 п. 1 ст. 151 НК РФ указано, что при ввозе продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС.
Полностью от уплаты таможенных платежей освобождаются товары, которые были вывезены за пределы таможенной территории с целью осуществления гарантийного (безвозмездного) ремонта (п. 1 ст. 293 ТК ТС). Данное положение не применяется в отношении продуктов переработки товаров, при помещении которых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления учитывалось наличие дефекта, явившегося причиной их ремонта (подп. 4 п. 1 ст. 293 ТК ТС).
Частичное освобождение заключается в особом льготном порядке исчисления сумм таможенных платежей, подлежащих уплате. По общему правилу, содержащемуся в п. 2 ст. 75 ТК ТС, базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении.
При определении сумм ввозных таможенных пошлин и НДС в отношении продуктов переработки, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для завершения действия процедуры переработки вне таможенной территории, исходной базой для расчета является только стоимость операций по переработке товаров.
При помещении под процедуру переработки для внутреннего потребления декларанту предоставляется освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении ввозимых товаров, в то время как налоги (НДС и акцизы) подлежат уплате в полном объеме. В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах данные положения отражены в подп. 7 п. 1 ст. 151, подп. 1 п. 1 ст. 185 НК РФ.
3.3. Усиление регулирующих функций таможенно-тарифной политики в целях привлечения иностранных технологий
Для развития и совершенствования таможенно-тарифной политики существенную роль может сыграть установление дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров.
Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров создает более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств на территорию России.
Сегодня весьма принципиальным, крайне актуальным вопросом является активизация ввоза в Россию технологического оборудования ввиду высокой степени износа основных фондов на большинстве российских предприятий. Многие виды оборудования в России не производятся, и в ближайшей и среднесрочной перспективе их производство не планируется, но крайне необходимы для технического переоснащения отечественных предприятий до современного технологического уровня.
В настоящее время основным направлением для достижения указанных задач является снижение ставок ввозных таможенных пошлин (или полной отмены таможенных пошлин) на технологическое оборудование, необходимое для модернизации основных производственных фондов, а также на отсутствующее в России сырье при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых изделий. Перевооружение промышленности современным высокопроизводительным оборудованием будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускаемой отечественной продукции, и соответственно, дальнейшему развитию различных отраслей экономики России.
Указанные меры являются исключением из принципа эскалации таможенного тарифа, суть которого – чем выше степень переработки ввозимого товара, тем больше размер ставки таможенной пошлины. Указанные меры направлены на обновление производственных фондов, стимулирование развития производства на территории Российской Федерации, в том числе, экспортоориентированной продукции.
Необходимо дифференцировать размер ставок ввозных таможенных пошлин в отношении комплектующих для промышленной сборки телевизоров, оргтехники и автомобилей. Комплектующие, применяемые для прочих целей, можно облагать ставка пошлины, используемой для готовых изделий, а в отношении комплектующих для промышленной сборки применять пониженную ставку.
Принятие данных предложений позволит, с одной стороны, в значительной степени снизить количество нарушений таможенных правил, имеющих место при ввозе указанных товаров (сделав такие нарушения экономически нецелесообразными), а с другой — обеспечить благоприятные условия для деятельности существующих и развития новых отечественных предприятий, работающих в этой области.
Проведение дифференциации ставок на комплектующие изделия в настоящее время реализовано лишь частично. Осуществлена детализация номенклатуры указанных товаров, однако и комплектующие для промышленной сборки, и прочие комплектующие элементы облагаются таможенными пошлинами в одинаковом размере.
Классификация товаров по принципу их целевого использования имеет широкое распространение в международной практике. Например, в таможенном тарифе стран Европейского сообщества на протяжении длительного времени используется дифференциация ставок ввозных пошлин на комплектующие элементы, предназначенные и не предназначенные для промышленной сборки. При этом комплектующие, используемые в промышленности, оформляются в более льготном режиме — по сниженной ставке таможенной пошлины.
Данный подход выражает государственную политику в отношении стимулирования производства на территории ЕС, позволяя развивать соответствующие отрасли промышленности.
Принимая во внимание стратегическую цель использования рубля в качестве региональной резервной валюты и средства расчетов при заключении внешнеторговых контрактов, целесообразно рассмотреть вопрос об установлении ставок специфических таможенных пошлин и составляющих комбинированных пошлин, в российский рублях.
При определении цены контракта в рублях ставки адвалорных пошлин, установленных в процентах от таможенной стоимости, должны исчисляться в рублях.
Ставки специфических и комбинированных таможенных пошли в настоящее время исчисляются в евро. Исчисление ставок в рублях, размеры которых можно устанавливать на определенный, достаточно длительный период, обеспечивало бы укрепление национальной денежной единицы и защиту интересов участников внешней торговли.
Такой подход особенно важен в кризисный период при существенном ослаблении рубля и волатильности его курса по отношению к основным валютам, используемым в международных расчетах.
Практическая реализация перечисленных мер позволит сформировать адекватную систему таможенно-тарифного регулирования в контексте возможного присоединения России к ВТО и усилить тарифную защиту отечественных товаропроизводителей.
В целях перехода внешнеэкономической политики страны на инновационный путь развития весьма важную роль играет усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков.
Необходимо определить и активно применять комплекс мер по структурному регулированию экономики и защите национальных отраслей, в первую очередь обладающих потенциалом роста конкурентоспособных производств. Для этого следует включить все инструменты таможенно-тарифной политики, а также меры макроэкономической и курсовой политики, которые способствовали тому, чтобы, с одной стороны, не наносили бы ущерба справедливой конкуренции и интересам потребителей, а с другой стороны, предоставляли время и возможности российским производителям для модернизации и реконструкции производств.
То есть, речь идет, прежде всего, о сбалансированности регулирования импорта с учетом потребностей производителей и потребителей, которые бы обеспечивались следующими условиями:
— применением специфических тарифных инструментов в аграрном секторе (сезонные пошлины, тарифные квоты);
— гибким реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин;
— применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Поскольку торговля становится все более свободной, то все чаще имеют место факты недобросовестной конкуренции в форме поставок демпингового либо субсидируемого импорта, а также поставки товара в таких возросших количествах, что грозит обрушением рынка импортирующего государства.
Защита внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции является важнейшей составляющей стратегии большинства товаропроизводителей мира. Такие отрасли, как легкая, пищевая, фармацевтическая, химическая промышленность, металлургия, сельское хозяйство и многие другие агрессивно защищают свой рынок от недобросовестной конкуренции.
Практически не используется и такой инструмент, как специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины при импорте товаров. В случае вступления России во Всемирную торговую организацию возможности по изменению ставок таможенного тарифа значительно уменьшаются и резко возрастает роль инструментов селективной защиты рынка, основными элементами которых и являются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Мировая практика их применения показывает, что это гораздо выгоднее простого повышения ставок ввозных таможенных пошлин и более эффективно для поддержки отечественного товаропроизводителя. Но наши участники внешнеэкономической деятельности или не знают о нем, или по старинке настаивают на изменении ставок таможенного тарифа, лишая себя тем самым действенной защиты со стороны государства.
Следовательно, в целях защиты внутреннего рынка необходимым условием является активное применение особых видов пошлин (антидемпинговых, специальных, компенсационных), а также расширение практики применения сезонных пошлин.
Российская Федерация пока недостаточно активно использует особые таможенные пошлины для защиты внутреннего рынка, для эффективного регулирования стоимости и структуры отечественного импорта. Между тем в современных условиях для их применения имеются практически все необходимые предпосылки, так как органами высшей государственной власти разработана и принята соответствующая нормативно-правовая база, отвечающая нормам и правилам современной международной торговли.
Российское законодательство уже более десяти лет содержит положения о применении антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер. Однако, к сожалению, российские компании редко прибегают к этим эффективным инструментам защиты внутреннего рынка.
Согласно Федеральному закону от 08.12.2003 № 165 – ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» Правительство Российской Федерации должно активизировать применение компенсационных и антидемпинговых таможенных пошлин для регулирования избыточного импорта товара в Россию. Тем более что в большинстве случаев речь идет о ввозе продукции, которая может быть произведена в стране и успешно реализована на ее внутреннем рынке.
Практическое использование упомянутых пошлин позволяет достаточно эффективно осуществлять выборочную защиту отечественных товаропроизводителей, когда иностранная конкуренция наносит им существенный ущерб.
Необходимо усилить применение специальных пошлин в ответ на дискриминационные действия иностранных государств в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности.
Необходимо устранить причины необоснованных ограничений экспорта путем оптимизации применения вывозных таможенных пошлин.
Экспортные пошлины являются одним из механизмов регулирования внешней торговли, который в основном применяется развивающимися и наименее развитыми странами, а также странами с переходной экономикой.
Вывозные таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений (запретов) на экспорт ряда товаров, а также фискальную функцию.
Для содействия развитию экспорта следует использовать следующие меры таможенно-тарифного регулирования:
В среднесрочной перспективе необходимо продолжить работу по снижению уровня экспортных пошлин и значительное сокращение их количества в зависимости от динамики мировых цен на основные товары отечественного экспорта. В перспективе экспортными пошлинами могут облагаться только энергоносители и некоторые другие виды сырьевых товаров.
При этом вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин целесообразно шире использовать методы нетарифного регулирования по ограничению экспорта, которые заложены в правовые основы Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Совершенствование национальной схемы тарифных преференций. В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к «развивающимся». Новый, все более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими странами (например, страны ЕС).
Россия также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность российской схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф