3.2. Законодательные основы перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов драгоценных камней и изделий из них
Президент России Дмитрий Медведев указом от 20 сентября 2010 г. N1137 утвердил положение о ввозе в РФ из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из РФ в эти страны драгоценных камней, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.
Вывоз из РФ в таможенной процедуре экспорта в страны, в Таможенный союз не входящие, драгоценных металлов, за исключением драгоценных камней, и золота из Государственного фонда драгоценных камней и драгоценных металлов РФ (Госфонд России) осуществляется в пределах, установленных планами отпуска драгоценных камней и драгоценных металлов, утвержденными правительством РФ.
По решению президента РФ осуществляются:
— экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда России сверх объемов, установленных планами отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными правительством РФ;
— экспорт золота из Госфонда России;
— экспорт отпущенных из Госфонда России для реализации на внешнем рынке природных алмазов массой 10,8 карата и более, а также уникальных природных алмазов.
Экспорт драгоценных камней и драгоценных металлов из Госфонда России федеральным государственным унитарным предприятием «Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт» осуществляется по лицензиям, выдаваемым в соответствии с соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г.
Драгоценные камни и драгоценные металлы, отпущенные из Госфонда России в целях экспорта и не экспортированные до 31 декабря текущего года, подлежат в 10-дневный срок зачислению в Госфонд России.
Временный вывоз из РФ в страны, не входящие в Таможенный союз, в целях научного изучения или экспонирования ценностей, находящихся в Госфонде России (в том числе ценностей, находящихся в Алмазном фонде РФ), осуществляется в порядке, устанавливаемом правительством РФ. При этом необходимость предусматривается предоставления организаторами выставки (научного изучения) гарантий возврата в РФ ценностей этих, а также подтверждения документального того, что вывозимые временно ценности предметом спора о праве собственности не являются.
Экспорт драгоценных камней и драгоценных металлов, за исключением бриллиантов и природных алмазов, из государственных фондов драгоценных камней и драгоценных металлов субъектов РФ осуществляется по лицензиям унитарными государственными предприятиями или учреждениями государственными, которые уполномочены органами государственной власти субъектов РФ. Такой экспорт осуществляется по решениям органов государственной власти субъектов РФ, принимаемым в порядке, установленном законодательством субъектов РФ.
Экспорт бриллиантов природных и алмазов, отпущенных из фондов государственных драгоценных камней и драгоценных металлов субъектов РФ, осуществляется через федеральное унитарное государственное предприятие «Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт».
Экспорт природных алмазов, отпущенных из государственных фондов драгоценных камней и драгоценных металлов субъектов РФ, осуществляется по лицензиям.
Временный вывоз из РФ в страны, в Таможенный союз не входящие, в целях экспонирования или научного изучения ценностей, находящихся в государственных фондах драгоценных камней и драгоценных металлов субъектов РФ, осуществляется унитарными государственными предприятиями или учреждениями государственными в порядке, устанавливаемом правительством РФ. При этом необходимость предусматривается предоставления организаторами выставки (научного изучения) гарантий возврата в РФ ценностей этих, а также подтверждения документального того, что вывозимые временно ценности предметом спора о праве собственности не являются.
Решение о расходовании путем реализации на рынке внешнем части золотого запаса РФ, в Центральном банке РФ хранящегося, в порядке принимается Центральным банком, согласованном с правительством РФ.
Субъекты производства и добычи драгоценных камней, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих металлы драгоценные, осуществлять могут их экспорт в порядке, установленном положением ЕврАзЭс, при условии выполнения договорных обязательств ими по поставке драгоценных камней и драгоценных металлов в Госфонд России.
Контроль за операциями экспортными кредитных организаций с аффинированными серебром и золотом в виде слитков осуществляется Центральным банком РФ на основании отчетности, кредитными организациями в ЦБ РФ представляемой по установленным им формам.
Экспорт драгоценных уникальных камней и самородков уникальных драгоценных металлов, за исключением экспорта из Госфонда России уникальных природных алмазов, по отдельным решениям правительства РФ осуществляется.
В целях проверки цен партий основных, субъектами добычи природных алмазов экспортируемых, осуществляется реализация и отбор партий контрольных природных алмазов в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ.
Экспорт партий контрольных алмазов природных осуществляется исключительно через федеральное государственное унитарное предприятие «Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт».
Экспорт алмазов природных массой 10,8 карата и более, за исключением природных алмазов, по критериям отнесенных к уникальным, осуществляется субъектами добычи, если указанные природные алмазы приобретены иностранными лицами у субъектов добычи на аукционах, проводимых в соответствии с законодательством РФ, по цене не ниже лимитной оценки. Лимитная оценка субъектами добычи природных алмазов производится с участием обязательным государственных контролеров Министерства финансов РФ. Контроль за выполнением указанного требования осуществляется при проведении государственного контроля за качеством оценки и сортировки драгоценных камней.
Министерство промышленности и торговли РФ представляет ежеквартально в Министерство финансов РФ сведения о лицензиях выдаваемых на экспорт драгоценных камней и драгоценных металлов.
Федеральная таможенная служба представляет ежеквартально в Министерство финансов РФ сведения о объемах фактических экспорта из РФ драгоценных камней и драгоценных металлов, в том числе о перемещении через таможенную границу РФ необработанных алмазов природных в соответствии с таможенными процедурами международного таможенного транзита и реэкспорта.
Государственный контроль при вывозе из РФ в страны, не входящие в Таможенный союз, и ввозе в РФ из этих стран драгоценных металлов и драгоценных камней, идентификацию включая драгоценных камней, осуществляют: Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, отпуску, хранению и использованию драгоценных камней и драгоценных металлов при Минфине РФ — по правилам, установленным приложением 6 к положению ЕврАзЭС, и Российская государственная пробирная палата при Минфине РФ — в порядке, установленном приложением 9 к положению ЕврАзЭС.
Таможенное оформление ввозимых в РФ из стран, не входящих в Таможенный союз, и вывозимых из РФ в эти страны как необработанных, так и частично обработанных природных алмазов (коды ТН ВЭД ТС 7102 10 000 0, 7102 21 000 0, 7102 31 000 0) осуществляется исключительно на специализированном таможенном посту, расположенном в Москве, с обязательным участием государственных контролеров Министерства финансов РФ.
Создание специализированных таможенных отделов и специализированных постов таможенных органов РФ, которые производят таможенное оформление драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляется Федеральной таможенной службой по согласованию с Министерством финансов РФ.
Министерство финансов РФ в соответствии с положением ЕврАзЭС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляет который контроль за использованием заявителем таможенных режимов переработки вне таможенной территории, переработки на таможенной территории и переработки для потребления внутреннего металлов драгоценных и драгоценных камней в своей производственной деятельности, а также нормы согласовывает выхода продуктов переработки в порядке, установленном положением ЕврАзЭС.
3.3. Порядок ввоза драгоценных металлов, драгоценных камней
Ввоз драгоценных металлов, драгоценных камней в РФ осуществляется в порядке, определенном:
— Положением к п. 2.9 и 2.10 «О порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и вывоза с таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы»;
— Указом Президента РФ от 20. 09. 2010 №1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный Союз в рамках ЕврАзЭС , и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаром, содержащих драгоценные металлы».
Ввоз в Таможенный союз (в РФ) драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без лицензий и количественных ограничений в соответствии с таможенными процедурами:
— выпуска для внутреннего потребления;
— переработки на таможенной территории;
— переработки для внутреннего потребления;
— таможенного транзита;
— беспошлинной торговли;
— отказа в пользу государства;
— реимпорта;
— уничтожения;
— таможенного склада;
— временного ввоза (допуска)
Таможенное декларирование драгоценных металлов и драгоценных камней производится таможенным органом, определенным приказом ФТС России от 12.05.2011 №971 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней», при обязательном участии государственных контролеров Минфина России (Российской государственной пробирной палаты).
Документ, подтверждающий результаты проведения государственного контроля (Акт государственного контроля), является обязательным для таможенного декларирования и выпуска товаров ( за исключением заявления таможенной процедуры таможенного транзита и реэкспорта в месте прибытия товаров в РФ).
Для ввозимых природных алмазов обязательно представление сертификата вывоза природных алмазов государств-экспортера (сертификат Кимберлийского процесса), оформленного в соответствии с требованиями международной схемы сертификации необработанных природных алмазов.
В отношении ввозимых драгоценных камней в процессе проведения государственного контроля осуществляется их идентификация.
3.4. Пути совершенствования порядка перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
Проведенный анализ показал известное несоответствие действующего законодательства, регулирующего вопросы таможенного оформления и помещения товаров под таможенные процедур, нормам Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а также интересам хозяйствующих субъектов в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Осознание имеющегося расхождения между нормами национального и международного права, регулирующими вопросы в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, наглядно обозначились в настоящее время, когда обсуждается присоединение Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
Совершенствование правоприменительной деятельности тесно связано с модернизацией законодательства в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. При этом одним из наиболее актуальных направлений поиска оказывается исследование проблем согласования публичных и частных интересов участников внешнеэкономической деятельности на основе верховенства общепризнанных принципов и норм международного права, дальнейшее совершенствование правовой базы, регламентирующей государственное воздействие на правоотношения в таможенной сфере.
Кроме того, потребность в совершенствовании таможенного законодательства в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них обусловлена тем, что специфика таможенного оформления и помещения товаров под таможенные процедуры нередко связана с серьезными ограничениями права собственности, что требует более строгого контроля деятельности субъектов в области управления в таможенной сфере в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Рассматривая пути совершенствования порядка перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, можно констатировать тот факт, что перемещение через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них довольно подробно регламентировано в Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132). Однако и в данном аспекте возможно найти пути совершенствования порядка перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Во- первых, совершенствование порядка работы таможенных органов в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
В рамках направления необходимо оптимизировать и, при необходимости, разработать новые процедуры таможенного оформления и контроля перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, выявить новые аспекты взаимодействия с участниками ВЭД, контролирующими и другими заинтересованными организациями, контроля после выпуска товаров, транзита, применения мер тарифного и нетарифного регулирования, приведение нормативно-правовой базы в соответствие с международными требованиями
Во –вторых,: институциональное развитие таможенных органов в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Направлением может быть предусмотрено дальнейшее совершенствование работы в области организации и управления перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, информатизация управленческого и нормативного регулирования оперативной работы и правоприменения в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
В третьих, информационные технологии и инфраструктура в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
По данному направлению необходимо выполнить работы по развитию существующей телекоммуникационной инфраструктуры, проектированию, разработке и внедрению Единой Автоматизированной Информационной Системы таможенных органов (ЕАИС) третьей очереди, а также по обновлению парка компьютерной и специальной техники в рамках грамотного регулирования перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
В четвертых, Управление мерами по регулированию перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
ФТС России должен обеспечить эффективное управление реализацией мер по регулированию перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также своевременное и рациональное распределение ресурсов, проведение закупочной деятельности, управление выделенными финансами
Реализация направлений будет способствовать развитию внешней торговли Российской Федерации, совершенствованию таможенного администрирования, созданию эффективной системы таможенного контроля при действенном упрощении процедур таможенного оформления в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них и на этой основе — увеличению внешнеторгового оборота и собираемости таможенных платежей.
При этом необходимо обеспечить:
— устойчивое функционирование таможенных органов и безусловное выполнение стоящих перед ними задач в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
— прозрачность и предсказуемость действий таможенных органов для участников ВЭД, партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками ВЭД, создание эффективных процедур разрешения споров в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
— укрепление законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности, безусловное соблюдение всеми участниками внешнеторговой деятельности норм национального и международного права в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
— гармонизация и унификация российского законодательства в соответствии с мировыми стандартам, сближение российского таможенного законодательства и таможенного законодательства стран ЕЭС, укрепление позиций Российской Федерации в международных организациях таможенной направленности в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
— повышение эффективности системы управления кадрами и её адаптация к современным условиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведённой работы можно подвести итоги и сделать соответствующие выводы.
Госдума приняла во втором чтении проект закона «О внесении изменений в статьи 10 и 20 федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статьи 6 и 13 федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
Законопроект предусматривает, что президент РФ определяет особенности порядка ввоза в РФ из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из РФ в страны, не входящие в таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней.
Законопроект разработан в соответствии с пунктом 10 решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ» от 27 ноября 2009 г., который определяет, что государства-участники таможенного союза должны в срок до 1 июля 2010 г. обеспечить внесение изменений в свои нормативные правовые и законодательные акты в соответствии с вступившими в силу международными договорами.
С 1 января 2010 г. порядок перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней между таможенным союзом и третьими странами регулируется Положением о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с таможенной территории таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (Положение), утвержденным соответствующим решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС.
Законопроект признает утратившим силу абзаца 3 пункта 1 статьи 20 закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», поскольку Положение устанавливает случаи и порядок вывоза (ввоза) с территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в третьи страны руд драгоценных металлов коренных месторождений, песков драгоценных металлов россыпных месторождений, руд и песков драгоценных металлов техногенных месторождений, концентратов драгоценных металлов, шлихового золота и платины, сплава Доре, драгоценных металлов в виде катодного металла и цинковых осадков, а также содержащих драгоценные металлы руд, песков, концентратов, золы цветных металлов и полупродуктов производства цветных металлов.
В то же время, автором будут предложены пути решения проблем по перемещению драгоценных металлов, драгоценны камней и изделий из них по вопросам организации и осуществлении таможенного контроля:
- при значительно возросших объёмах внешнеторговых операций и незначительно увеличившейся ресурсной базе требуется проведение мероприятий по совершенствованию таможенного контроля, так как в противном случае таможенные процедуры могут стать препятствием на пути увеличивающихся внешнеторговых потоков;
- существует необходимость перехода, в большей степени, от сплошного таможенного контроля к выборочному, основанному на системе управления рисками, так как при существующих ресурсных возможностях это становится невозможным и может сделать процедуры таможенного контроля длительными и неэффективными;
- следует улучшать и повышать уровень взаимодействия, в том числе информационного, между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности и другими заинтересованными органами. Это будет способствовать повышению эффективности таможенного контроля и внешней торговли в целом.
- все многообразие ситуаций, возникающих в процессе внешнеторговой деятельности, урегулировано в РФ большим количеством соответствующих законодательных и подзаконных нормативных актов. Одной из задач является приведение таможенного законодательства к доступной форме в соответствие с международными стандартами. Но эти международные стандарты не должны противоречить интересам России на международной арене.
- в условиях экономического кризиса при снижении доходов в области таможенных платежей, аккуратно подходить к определению таможенной стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней, без излишней корректировки, что в последнее время стало очень актуальным в данной области.
Итак, таможенное оформление и контроль играет большую и важную роль. Они стоят на защите экономической безопасности нашего государства. Также они стоят на защите отечественного производства и в какой-то степени на защите интересов потребителя. Таможенное оформление и контроль создаёт условия для развития международной торговли по средствам регулирования товарооборота и его ускорения.
Подводя итог дипломному исследованию, необходимо рассмотреть проблемные вопросы в области перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Единообразие таможенного регулирования не означает отсутствия национального таможенного законодательства. Аналогичные изменения произойдут в Белоруссии и Казахстане. С помощью национальных законодательных норм можно будет восполнить пробелы — отношения, не регламентированные Таможенным кодексом Таможенного союза.
Приоритет в таможенном регулировании отдается законодательству Таможенного союза. Если этим законодательством какие-либо отношения не урегулированы, то применяются нормы национального законодательства, но до урегулирования данных отношений на уровне Таможенного союза. При этом если в ТК ТС установлено, что какие-либо отношения регулируются национальными нормативными актами, то такое законодательство действует на территории этого государства — члена Таможенного союза (например, обжалование регулируется в каждом государстве внутренними нормами — ст. 9 ТК ТС, аналогично решается вопрос с организацией консультирования таможенными органами — ст. 11 ТК ТС и пр.).
Рассматривая пути совершенствования порядка перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, можно констатировать тот факт, что перемещение через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них довольно подробно регламентировано а настоящее время.
Однако и в данном аспекте автор сформулировал пути совершенствования порядка перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в п.3.4.
