Заявка на расчет
Меню Услуги

Дидактические игры на уроках математики в 5 классе. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1    2


2 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

2.1 Характеристика и классификация дидактических игр по математике

Успешность изучения школьного курса математики в значительной мере зависит от того, какими средствами и методами ведётся обучение. Идеи, заложенные в действующей программе и учебниках, не могут быть усвоены учащимися с должной глубиной, если само обучение математике не строится на основе возбуждения познавательной активности школьников, а ведётся пусть даже при активной деятельности учащихся. Одним из средств повышения активности обучения математике является организация игровой деятельности, использование игровых элементов на уроках. При включении игр в процесс обучения математики, возможно, самым естественным образом формировать у школьников творческую активность на ряду с реализацией одной из основных целей обучения математике – формированию математических знаний, умений и навыков. Поэтому всякая игра, которая предлагается учащимся, должна научить или закрепить математические знания, вызвать интерес, творческое отношение к учебной деятельности.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Включение в урок математики игр и игровых ситуаций, считает Г.Ф. Гулякевич (учитель – методист), делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.[6]

При каких же условиях целесообразно применять игровую форму занятий?

Школьная математика, достаточно связанная, выдержанная система определений, правил и теорем. Логическая последовательность её такова, каждое новое определение, правило, теорема опирается на предыдущее, ранее введённые, доказанные. Эта связанность всех разделов, их взаимозависимость и дополняемость, нетерпимость к пробелам и пропускам  порождает ту особенность математики как школьного предмета, которая чаще всего является причиной неуспехов учащихся и, как следствие этого, причиной интереса к ней. Но предмет математики – это умственные задачи, каждая из которых требует обоснований, доказательств, аргументаций, то есть приложения умственных усилий, настойчивости, воли и других качеств личности.[18]

Эти особенности математики создают благоприятные условия активности мышления, но в то же время они нередко служат и основной причиной возникновения пассивности. Введение игровых элементов может помочь разрушить интеллектуальную пассивность учащихся.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят сюжетно-ролевые игры. Правила в них существуют неявно. Они – в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.[4]

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

—              Игры по сенсорному воспитанию

—              Словесные игры

—              Игры по ознакомлению с природой

—              По формированию математических представлений и др.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не скрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.[9]

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

—              Игры-путешествия

—              Игры-поручения

—              Игры-предположения

—              Игры-загадки

—              Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.[1]

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувств ребенка, форма

удовлетворения его потребности в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия – форма обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют и с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…»,

«Как я решил  и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема и т.п. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными

условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта

изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности», его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.[19]

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Включение игры в число средств, используемых учителем на уроках математики, спосбствует успешному решение следующих образовательных и воспитательных задач урока:

  • Расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков.
  • Повторение и закрепление теоретического материала как в течении учебного года, так и при обзорном повторении пройденного за год.
  • Развитие организаторских, коммуникативных качеств личности.
  • Формирование ответственного отношения к учению.
  • Развитие познавательной деятельности учащихся, повышение интереса к математике.[20]

2.2 Методика организации проведения дидактических игр

Планируя игровую деятельность детей, учитель закладывает в неё высокое социальное и нравственное содержание. И таким образом, создаёт комплекс воздействия на ребёнка, целую программу упражнений в поведении, в проявлении творчества, инициативы и самодеятельности.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть основаны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

На этом этапе подготовки к игре учитель определяет цели и задачи игры, осуществляет четкое её планирование, определяет место дидактической игры в системе других видов деятельности на уроке, распределяет роли, продумывает способы создания игровой ситуации, подбирает оборудование, намечает концовку игры. Чёткое планирование игры – начальный этап педагогического конструирования игры: наметки её сюжета, определение новых ролей и наполнение их конкретным содержанием Е.А. Дышинский и В.Г. Коваленко разработали ряд требований, обеспечивающих успешное проведение дидактических игр на уроках математики.[9]

  • Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математики.
  • Дидактическая игра, игровое занятие разрабатываются учителем таким образом, чтобы к участникам были предъявлены определенные требования в отношении знаний. Чтобы играть, нужно знать – вот первое требование, которое придаёт игре познавательный характер и оправдывает наличие игровых моментов, игровых ситуаций.
  • Если сюжет игры не даёт достаточно пищи для мыслительной деятельности, то игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
  • Игра не должна быть перегружена познавательной деятельностью. Игра должна оставаться игрой. Быть полноценной, приносящей радость, духовный подъём, чувство раскрепощения и свободы.
  • Правила игры формулируются так, чтобы у учащихся появилось желание участвовать в игре. Поэтому игровые ситуации составляются с учётом вида игр детей данного возраста, с учётом их интересов, развития, знаний. Учитель по возможности разрабатывает такие игровые правила, чтобы для каждой категории учеников были созданы условия для проявления самостоятельности, настойчивости, смекалки, возможности проявления удовлетворённости и успеха.
  • Если планируется проведение нескольких игр, то обязательно чередование лёгких и более трудных по математическому содержанию.

Главный инструмент воспитательного воздействия игры – роль. М.Г. Яновская считает, что при распределении ролей необходимо учитывать следующие положения [21]:

  • Удовлетворять игровые потребности ребят, то есть следить за тем, чтобы получал желаемую роль;
  • Ставить детей в позиции, требующие различной степени проявления активности;
  • Использовать игровую роль для утверждения положения ребёнка в коллективе.

Итак, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир.

Включение игр в урочную деятельность по математике помогает решать следующие основные задачи [20]:

  • повышать познавательный интерес к предмету;
  • развивать творческую активность школьников;
  • формировать систему математических знаний, умений и навыков;
  • создавать эмоциональною окраску в учебной работе;
  • снимать утомляемость у учащихся, повышать их работоспособность.

Следует отметить, что игру нельзя считать универсальным методом обучения. Она будет тогда плодотворно влиять на формирование и развитие личности школьников, когда будет отвечать возрастным и индивидуальным особенностям детей в классе, а также соответствовать тем целям, которые учитель ставит на уроке. Игровой деятельности отдают предпочтение при закреплении материала, формировании умений и навыков, т.к. она позволяет избежать монотонности и однообразности на таких уроках.

Дидактическая игра «Больше? Меньше? Равно?»

Тема: Сложение и умножение натуральных чисел (5 класс).

Цель: формировать умения сравнивать натуральные числа, а также умения выполнять сложение и умножение натуральных чисел.

Ход игры.

Лист разрезается на карточки. Получается два набора карточек. Примеры на карточках первого набора в темных рамках (на сложение), примеры на карточках второго набора в светлых рамках (на умножение). Играют вдвоем с одним из наборов.

Первый вариант

Каждый вынимает из конверта по одной карточке и решает пример. Тот, у кого получится в ответе большее число, забирает обе карточки себе (если получились равные числа, обе карточки откладываются в сторону). Так играют до тех пор, пока не используют все карточки. Выигрывает тот, кто набрал больше карточек.

Второй вариант

Каждый берёт себе по 8 карточек и ищет среди них пары (примеры с одинаковыми ответами), выигрывает тот, кто найдёт больше пар.

200+900 6203+541
324+0 523+97
711+121 456+644
765+689 1002+2890
2564+881 253+451
976+2021 2000+997
7069+2217 0+234
8654+540 9014+170

 

154*8 2009*2001
39*57 604*75
207*305 58789*0
3754*247 56669*1241
5400*38000 247*9
2007*2008 5663*478
301*11 77*16
3698*0 11*31

Дидактическая игра «Домино с примерами»

Тема: Вычитание и деление натуральных чисел (5 класс).

Цель: создать условия для проверки умений выполнять вычитание и деление натуральных чисел.

Ход игры.

Лист разрезается на карточки по пунктирным линиям. Получается два набора карточек. Наборы отличаются друг от друга тем, что в первом из них

посередине каждой карточки проходит светлая полоса, а во втором — тёмная.

Играют вдвоём. Каждый играющий, не глядя, берёт себе из конверта по 3 карточки из указанного учителем набора. Первой выкладывается карточка с пустой клеткой слева. Если такой карточки нет ни у одного из играющих, то они берут ещё по одной карточке, и так до тех пор, пока у кого-то из них не окажется карточка с пустой клеткой слева. Далее карточки выкладываются так, чтобы получились верные равенства. Делая ходы по очереди, дети выкладывают нужные карточки, а если такой карточки у играющего нет, он берёт новую карточку из конверта, если и она не подходит, то он пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше выложит все свои карточки.

   

 

84:6 = 205   8517 : 17
= 444

 

  687 – 87

 

= 299

 

  22678 — 6587
= 9332

 

  216:12 = 28   180909 : 9
= 52322

 

  4567 – 656

 

= 98   13400 : 200
= 45

 

  9963 : 27

 

= 47219    

 

 

 

  879 — 435 = 14   57869 — 5547
= 600

 

  7585 : 37 = 501   11172:114
= 18

 

  91793 : 307 = 3911   1440 : 32

 

=16091

 

  9879 — 547 = 67   54678 — 7459
= 369

 

  1092 : 39 = 20101    

Дидактическая игра «Математические турниры»

Тема: Умножение и деление десятичных дробей (5 класс).

Цель: создать условия для проверки у учащихся умений выполнять умножение и деление десятичных дробей.

Ход игры.

Проверку навыков в решении примеров и задач по определенной теме можно провести в виде турнира.

Математические турниры проводятся в конце урока, когда учащиеся уже немного устали. На проведение турнира отводится 15—20 мин. Класс делится на две команды. Каждой команде предлагаются две-три несложные задачи или пять-шесть примеров.

Через определенное время (6—8 мин) каждый ученик должен записать в тетрадь решения задач или примеров своей команды и уметь их объяснить. Допускаются консультации внутри команды. Затем начинается турнир.

Капитан первой команды называет учеников из второй команды для участия в турнире. То же самое делает капитан второй команды. Первая пара названных учеников обменивается задачами или примерами своей команды (по выбору), идет к доске и начинает решение. Если позволяет площадь доски, можно сразу вызвать три пары. По окончании объяснений к доске идут следующие три пары и т. д. Побеждает та команда, которая правильно решит и объяснит большее количество задач  или  примеров другой команды.  За ответами  следят все ученики.  Арбитром выступает учитель. Приводим пример заданий одной из команд.

  • Найдите произведение пяти целых семи десятых и нуля целых трех сотых.
  • Найдите квадрат нуля целых девяти десятых.
  • Решите уравнение 45,9* х = 0,0459.
  • Найдите частное двух целых восемнадцати тысячных и нуля целых трех сотых.
  • Найдите частное четырех целых восьми десятых и нуля целых одной сотой.

Дидактическая игра «Математическая эстафета»

Тема: Действия с десятичными дробями (5 класс).

Цель: создать условия для проверки у учащихся умений выполнять действия с десятичными дробями.

Ход игры.

Заблаговременно готовятся карточки с числовым выражением, нахождение значения которого требует выполнения нескольких арифметических  действий. Если в классе три ряда парт, за которыми сидят семь человек, то для организации одновременной работы всех учеников необходимо подготовить три варианта карточек с аналогичными примерами. Действий в составленных примерах должно быть столько, сколько учеников сидит в одном ряду.

Учащийся каждого ряда выполняет одно действие, записывает ответ и передает карточку учащемуся, сидящему с ним рядом. Тот, в свою очередь, после выполнения второго действия передает карточку следующему за ним и т. д. Карточка с последней парты передается на первую парту. Каждому школьнику в этом случае придется выполнить одно действие. От правильности выполнения действий зависит успех всей команды. Побеждают учащиеся того ряда, в котором раньше решат пример и получат правильный ответ.

Пример карточки одной из команд.

Выполните действия:

(3,42:0,57*9,5-6,6) : ((4,8-1,6)*(3,1+0,05))

Действия Запись ответа
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      

Дидактическая игра «Лучший счетчик»

Тема: Натуральные числа и шкалы (5 класс).

Цель: создать условия для проверки  умений выполнять арифметические операции над натуральными числами.

Ход игры.

По просьбе учителя каждый ученик дома придумывает 3—4 примера для устного счета. Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «счетчик», защищающий честь своего коллектива. Члены других команд предлагают ему свои примеры до тех пор, пока он не собьется. Тогда его сменяет следующий «счетчик» из той же команды. Число «счетчиков» для одного тура определяется по договоренности. Побеждает команда, в которой было наименьшее число «счетчиков», решивших наибольшее количество при­меров.

Дидактическая игра «Зажги салют»

Тема: Проценты. Решение задач на проценты (5 класс).

Цель: создать условия для формирования умений решать задачи на проценты.

Ход игры.

Каждый ряд — это команда. Команде вручается конверт с карточками; на первой парте раскладываются «звезды» произвольной формы (из цветной бумаги), на обратной стороне которых написаны ответы. На доске нарисованы 3 «куста» с «ветками» по количеству карточек. Команда, решив задачу, ищет «звезду» с ответом и прикрепляет её на «ветки» с помощью магнита.

Выигрывает та команда, которая первая «зажжет салют».

Карточки с заданиями.

  • Выразите в процентах число ноль целых четыре десятых.
  • Представьте в виде десятичной дроби ноль целых восемь десятых процента.
  • Найдите три процента от трехсот.
  • Найдите число, тридцать процентов которого равны девяноста.
  • Найдите восемь процентов от единицы.
  • Предприятие изготовило за квартал 500 насосов, из которых 60% имели высшую категорию качества, сколько насосов высшей категории качества изготовило предприятие?

Дидактическая игра «Математическое лото»

Тема: Умножение и деление натуральных чисел (5 класс).

Цель: создать условия для обобщения знаний и умений умножать и делить  натуральные числа.

Ход игры.

В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7—8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы.

Дидактическая игра «Инопланетянин»

Тема: Арифметические действия с десятичными дробями (5 класс).

Цель: создать условия для формирования у учащихся умений выполнять действия с обыкновенными дробями.

Ход игры.

Класс делится на группы по 4 человека. Учитель проецирует изображение инопланетянина на доску или вешает плакат. Каждому ученику в группе выдается карточка с указанием числа и действия (+, ‑, : , *), которое нужно выполнить с числами, записанными на костюме инопланетянина. Контрольное число ‑ сумма полученных результатов. Выигрывает та группа, которая быстрее всех закончит вычисления.

Дидактическая игра «Молчанка»

Тема: Окружность и круг (5 класс).

Цель: создать условия для проверки знаний учащимися определенных понятий по теме «Окружность и круг».

Ход игры.

Сигнальные карточки (красная, зеленая) очень помогают учителю дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала. Например, при устном опросе: если ученик за партой согласен с отвечающим, то он поднимает зеленую карточку, а если нет ‑ красную. Таким образом, каждый ученик имеет возможность высказаться.

Если условиться, что зеленая карточка соответствует утверждениям: «да», «истинно», «вверх», «вправо», «+»; красная: «нет», «ложно», «вниз», «влево», «-«, то можно провести очень много устных упражнений.

Занятие будет проходить в форме игры.

Учащимся предлагается выразить свое отношение (да, нет) к предложениям, определив верно ли высказывание:

  • У окружности могут быть два радиуса различной длины.
  • Если диаметр круга равен 1 метру, то можно отметить две точки внутри круга, расстояние между которыми равно 80 сантиметрам.
  • Прямая и окружность могут иметь 3 общие точки.
  • Расстояние от центра круга до любой его точки равно радиусу круга.
  • Если на окружности отметить 3 точки, то получится 4 дуги с концами в этих точках.
  • У окружности могут быть 2 диаметра различной длины.
  • Прямая и окружность могут иметь две общие точки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе рассмотрен особый вид игр — дидактические игры, особая форма занятий — игровая форма. Из изложенного выше можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении  познавательного интереса. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Актуальность темы в том, что математика является важнейшей наукой и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителя серьезно относятся к обучению математике, делая уроки насыщенными. Помимо того, что дидактические игры на уроках математики способствуют развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, они также играют немаловажную роль в повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.

Анализ педагогической литературы и опыта учителей показал, что дидактические игры до недавнего времени использовали лишь на занятиях математического кружка, да при проведении тематических вечеров, а возможности использования игры в учебном процессе недооценивались. Однако значительная часть дидактических игр позволяет учителю в оригинальной форме сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить приобретенные навыки. И, конечно, самое главное – это то, что методически правильно подобранные и к месту использованные игры способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский, Л.С. Психологическое значение игры / Л.С. Выготский Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 2008. – 536 с.
  2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский — Вопросы психологии.- 2008.- №6. – С.62-76.
  3. Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 2009.- 96с.
  4. Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2012.- №1.- 98с.
  5. Демченкова, Н., Формирование познавательного интереса у учащихся: учеб, для студ. вузов / Демченкова Н., Моисеева Е.- Математика. -2014.- №19. – 30с.
  6. Интернет ресурсы: http://revolution.allbest.ru/pedagogics
  7. Интернет ресурсы: http://pedsovet.org/component
  8. Интернет ресурсы: http://www.5ballov.ru/referats
  9. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. / В.Г. Коваленко – М.: Просвещение, 2000.– 96с.
  10. Крутецкий, В.А. Психология: учеб, для учащихся педагогических училищ./ В. А. Крутецкий — М.: Просвещение, 2013.- 345с.
  11. Лэнгдон, Н., Снейч, Ч. С математикой в путь!: учеб, пособие для студ. педагогических училищ/Н. Лэнгдон, Ч. Снейч — М.: «Лайда»,2008.
  12. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики: кн.для учителя / С.Г.Манвелов. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
  13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя./А.К. Маркова – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.
  14. Оникул П.Р. 19 игр по математике: Учебное пособие. /П.Р. Оникул– Спб.: Союз, 2009. – 95с.
  15. Пидкасистый, П. И., Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. /П.И. Пидкасистый, Ж. С., Хайдаров М.: -2009-344с.;
  16. Спиваковская, А.С. Игра — это серьезно / А. С. Спиваковская. — М.: Педагогика, 2005. — 144 с.: ил. — (Библиотека для родителей).
  17. Стеблина, Б. Игровые формы занятий 5-6 классы // Математика. – 2012.- №23.- 32с.
  18. Тучин, Н.П. Как задать вопросы./Н. П. Тучин – М.: Просвещение, 2010.
  19. Шмаков, С.А. Культура – досуг – ребенок. – М.: Просвещение, 2007. – 381с.
  20. Эльконин, Д.Б. Психология игры./Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика. -2010. – 291с.
  21. Яковлев, А.Я. Математика? Забавно!/А.Я. Яковлев – М.: Знание.- 2008.-123 с.

Страницы:   1    2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф