2.3. Взаимодействие со строительными организациями, практикуемые Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области
Взаимодействие Министерства со строительными организациями осуществляется по следующим направлениям:
— строительство жилого фонда;
— капитальный ремонт и реконструкция жилых и нежилых помещений;
— проведение региональных конкурсов;
— реставрация памятников архитектуры регионального значения;
— сотрудничество с некоммерческими объединениями строительных организаций, Общественным советом при Министерстве;
— стандартизация ЖКУ.
Для реализации этих направлений Министерство: издает нормативно-правовые акты в рамках своей компетенции по вопросам региональной стандартизации ЖКУ; подготавливает и реализует региональные целевые программы и инвестиционные проекты.
Реализации целевых программ и инвестиционных проектов в сфере строительства осуществляется путем размещения государственного заказа Рязанской области.
Правовой основой реализации государственного заказа в Рязанской области является Федеральный закон Российской Федерации от 5.04. 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее: ФЗ №44). Новый ФЗ № 44 по сравнению с ФЗ №94 о государственном и муниципальном заказе, действовавшим ранее, гораздо тщательнее подходит к регламентации процесса планирования, размещения и реализации государственного / муниципального заказа.
В соответствии с ФЗ № 44, процесс реализации государственного заказа в Министерстве ТЭК и ЖКХ Рязанской области в строительной сфере включает следующие этапы:
1) планирование государственных закупок, включая:
1.1. составление плана и плана – графика закупок, нормирование закупок;
1.2. обязательное общественное обсуждение государственных закупок;
1.3. размещение плана – графика закупок в единой информационной системе;
1.4. определение начальной (максимальной) цены контракта;
1.5. создание специальной комиссии по осуществлению закупок, привлечение экспертов и/или специализированной организации (по желанию заказчика).
- Осуществление закупок, включая:
2.1. организацию конкурентного способа определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей (конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений) либо осуществление закупки у единственного исполнителя;
2.2. составление документации о закупке (описание объекта закупки, содержания заявок и процедур закупки и т.д.);
2.4. Определение поставщиков специальной комиссией по осуществлению закупок (путем проведения конкурса /электронного аукциона);
2.5. заключение контракта по результатам конкурса /аукциона, включая обязательное условие об ответственности заказчика и исполнителя
2.6. обеспечение заявки на участие в конкурсе/ электронном аукционе
2.7. размещение извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе [43, с.89].
Особенностью размещения государственного заказа в Рязанской области в сфере строительства по 44 ФЗ является то, что при увеличении количества форм проведения закупки по умолчанию основной считается Открытый конкурс. Заказчик (Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области) обязан оповестить о такой процедуре ограниченный список организаций в единой информационной системе. В рамках 44 ФЗ сократились сроки рассмотрения конкурсных заявок до максимум двадцати суток. Изменились также и даты подписания контракта — теперь это 20 суток с момента рассмотрения заявок.
Электронный аукцион в случае размещения государственного заказа в рамках 44 ФЗ должен проводиться при закупке товаров и услуг, которые включены в специальный государственный перечень. Тем не менее, закон предусматривает возможность закупки определенных товаров, не включенных в данный реестр , путем проведения электронного аукциона. Существенно сокращены сроки проведения ОАЭФ при цене закупки более трех миллионов рублей.
Размещение государственного заказа Рязанской области путем проведения Запроса котировок возможно в следующих случаях:
- стоимость закупки не более 500 000 рублей
- общий объем закупок в форме запроса котировок не должен превышать десяти процентов от всего объема расходования муниципальных средств
- по запросу котировок нельзя закупать более , чем на 100 млн. руб. в год
Стоит также отметить вступление в силу Реестра банковских гарантий, что делает практически невозможным факт заключения государственного контракта министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области с Поставщиком, предоставляющего нереестровую банковскую гарантию для обеспечения обязательств по контракту [43, с.9].
Аукцион проводится при размещении заказа на определенные товары, работы, услуги, перечень которых установлен Правительством РФ. Проведение открытого аукциона в электронной форме осуществляется на сайтах Интернет, при этом порядок пользования сайтами и требование к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, должны быть установлены. Товары, работы и услуги в строительной сфере не включены в данный перечень.
При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок создается соответственно конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (или единая комиссия для всех трех форм).
Решение о способе размещения заказа принимается Министерством ТЭК и ЖКХ, однако новый ФЗ №44 устанавливает определенные требования, влияющие на избрание той или иной формы. Учитывая специфику строительной сферы, единственным способом размещения государственного заказа Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области является открытый конкурс.
Участниками размещения заказов Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области (т.е. претендентами на заключение контракта) могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, занятые в строительной сфере.
Информационное обеспечение размещения заказов Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области включает: а) опубликование в печати и б) размещение на сайте.
На уровне Рязанской области таким печатным органом является областная газета «Вестник Рязанской области», а соответствующим сайтом является Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных заказах http://zakupki.gov.ru. С принятием Федерального закон а № 44 все государственные закупки в форме открытого конкурса требуется проводить с помощью электронных торгов на едином сайте госзакупок.
Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области осуществляет ведение реестров государственных контрактов, заключенных от имени области, включающих следующие сведения:
1) наименование заказчика;
2) источник финансирования;
3) способ размещения заказа;
4) дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
5) дата заключения контракта;
6) предмет, цена контракта и срок его исполнения;
7) наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства, индивидуальный налоговый номер (для физических лиц) поставщика (исполнителя, подрядчика);
8) сведения об исполнении контракта.
Типовой процесс подготовки и размещения государственного заказа на уровне Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области представлен на рисунке 2.
Первый этап. Одновременно с разработкой проекта бюджета на следующий финансовый год Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области осуществляет сбор заявок о потребности бюджетных организаций области в различных видах строительной продукции и услугах в пределах плановых цифр бюджетных ассигнований на следующий финансовый год.
Второй этап. Разрабатывается сводный план и план-график государственного заказа Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области .
Третий этап. Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области организует общественное обсуждение государственных закупок (размещая соответствующую информацию на официальном сайте Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области)
Четвертый этап. Размещение плана – графика закупок в единой информационной системе – на официальном сайте госзакупок Российской Федерации .
Пятый этап. Создание комиссии по осуществлению государственных закупок.
Шестой этап.
В ходе исполнения государственного заказа текущего года осуществляется сбор заявок на следующий финансовый год. К его началу сводный план государственного заказа должен быть готов к утверждению.
Таблица 2. Динамика участия государственных закупок в строительной сфере в Рязанской области (2009 – 2014 гг.) [12, c.45]
год | Количество заключенных договоров Министрерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области с государственными и муниципальными заказчиками в сфере строительства | ||||
Открытый конкурс | Закрытый конкурс | Запрос котировок | Запрос предложений | Закупки у единственного поставщика | |
2009 г. | 230 | 120 | 23 | 140 | 350 |
2010 г. | 236 | 140 | 18 | 170 | 290 |
2011 г. | 223 | 160 | 22 | 190 | 210 |
2012 г. | 201 | 110 | 17 | 140 | 270 |
2013 г. | 150 | 60 | 15 | 167 | 209 |
2014 г. | 526 | 4 | 6 | 50 | 6 |
Таким образом, принятие нового ФЗ № 44 о государственных закупок существенно повлияло на механизм размещения государственного заказа Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области. Как видно из данных, основной формой госконтрактов стал открытый конкурс; все же остальные виды закупок практически сошли на нет. Это связано с существенным ужесточением условий федеральным законодательством о закупках механизма проведения закрытого конкурса, закупок с единственным участником, запроса котировок, запроса предложений.
В итоге, механизм госзакупок Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области в 2014г. был существенно централизован.
Проблемными звеньями данного механизма являются:
— разработка критериев по каждому тендеру (если ранее единственным существенным критерием в строительной сфере была цена, и Министерством на практике выбирался исполнитель, который предлагал самую низкую цену, то новый ФЗ № 44 устанавливает в качестве обязательного наличие дополнительных критериев качества. На уровне Министерства отсутствуют соответствующие методические разработки относительно определения критериев конкурсного отбора);
— преодоление дополнительных трудностей для участников госзакупок, связанных с оформлением комплекта документов на участие в госзакупках Министерства ТЭК и ЖКХ, а также с необходимостью обеспечения их заявки банковской гарантией. Особенно проблемно выполнить условие обеспечение банковской гарантией своих обязательств потенциальным исполнителям – строительным организациям в сфере малого и среднего строительного бизнеса.
— сотрудники отдела экономики и отраслевого мониторинга Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области не обладают пока достаточным профессионально-квалификационным уровнем для профессиональных консультаций потенциальных участников конкурса (поскольку ФЗ № 44 вступил в действие лишь в начале 2014г., и до сих пор еще не все акты во исполнение данного закона приняты).
Важным элементом механизма планирования взаимодействия Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области является разработка и реализация областных целевых программ, а также инвестиционных проектов в строительной сфере.
В числе областных целевых программ, курируемых Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области, по сост. на 01.01.2015 г. реализуются:
— программа адресного капитального ремонта жилого фонда Рязанской области (действует ежегодно);
— целевая программа Рязанской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы»;
государственная программа Рязанской области «Модернизация коммунального комплекса на 2014 – 2020гг.»;
— государственная программа Рязанской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2014-2020 годы».
Строительные организации привлекаются к исполнению программных мероприятий в качестве исполнителей. Однако, в 2014г. произошла децентрализация функций Министерства ТЭК и ЖКХ по вопросам привлечения строительных организаций в качестве исполнителей данных программ. Теперь Министерство ТЭК и ЖКХ в большинстве случаев передало функции подбора исполнителей на уровень муниципальных образований Рязанской области, сконцентрировав на своем уровне вопросы перечисления данным муниципальным образованиям субсидий в рамках программных мероприятий.
Ниже кратко охарактеризуем указанные программы.
В целях улучшения жилищных условий в Рязани и Рязанской области, в 2013г.была утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Ответственными за эту программу являются Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области, Министерство финансов Рязанской области, государственная жилищная инспекция Рязанской области, муниципальные образования Рязанской области. Потребности региона в капитальном ремонте многоквартирных домов приведены на диаграмме 1.
В перечень работ капитального ремонта входят:
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
- ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
- ремонт крыши;
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
- ремонт фасада
- ремонт фундамента многоквартирного дома.
Диаграмма 1. Адресная программа на проведения капитального ремонта многоквартирных домов [14, с.12]
Строительные компании, содействующие с Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области, обязаны:
- предоставить разработку проектной документации (в случае, если проектная документация необходима в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности);
- провести экспертизу проектной документации;
- осуществить строительный контроль за выполнением отдельных видов работ по капитальному ремонту в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации в соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
«Слабым звеном» данной программы является отсутствие четких критериев обоснования очередности проведения капитального ремонта в многоквартирных домах. Это вызывает рост обращений граждан в Министерство.
Также в регионе действует целевая программа Рязанской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы». По данным Правительства Рязанской области, на начало 2015 года в Рязанской области к ветхому и аварийному жилищному фонду было отнесено 885 тыс.кв. метров. Весь жилищный фонд составляет 28,7 млн.кв.метров [12, с.67]. В рамках реализации адресной программы расселению подлежит 4 447 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде площадью 82 106,3 кв. м (366 аварийных многоквартирных домов).
К сожалению, сегодня в Программе принимает участие одно муниципальное образование региона – городской округ город Рязань.
Общая стоимость Программы составляет 813,1 млн. рублей.
По состоянию на 31.12.2014 года в рамках программ заключен 461 муниципальный контракт на участие в долевом строительстве многоквартирных домов для предоставления квартир гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на общую сумму 987,6 млн. рублей.
В рамках этапа 2015 года осуществляется строительство 81 многоквартирного жилого дома площадью более 31,5 тыс. кв. м (830 жилых помещений).
Введено в эксплуатацию 70 многоквартирных жилых домов площадью 18,5 тыс. кв. м (680 квартир).
Досрочно расселено 84 гражданина, проживавших в 37 аварийных жилых помещениях, площадью 1,78 тыс. кв. м.
В рамках реализации государственной программы Рязанской области «Модернизация коммунального комплекса Рязанской области на 2014-2020 годы» выполнялись мероприятия по развитию водоснабжения сельских населенных пунктов в порядке софинансирования соответствующей федеральной программы. Объем финансирования мероприятий программы в 2014 году из областного бюджета составил 75,674 млн. руб.
В 2014 году в рамках программы построено и реконструировано 46,3 км водопроводных сетей, 1 станция обезжелезивания, 9 водонапорных башен, пробурено 5 артезианских скважин.
Государственная программа Рязанской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2014-2020 годы» стала продолжением ЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Рязанской области до 2014 года и на перспективу до 2020 года». Объем финансирования программы 2014 года из областного бюджета составил 19,74 млн. руб.
В рамках реализации программы в 2014 году основными мероприятиями стали:
-перевод на поквартирное теплоснабжение в 40 многоквартирных домах (261 квартира);
-установка приборов учета в системе теплоснабжения 6 муниципальных котельных, в 6 многоквартирных домах;
-реконструкция 60 метров и строительство 310 метров тепловых сетей с использованием энергоэффективных технологий;
-закрытие 3-х убыточных котельных (Шацкое городское поселение – 2 ед., Михайловское городское поселение – 1 ед.).
Можно выделить ряд недостатков в системе управления вышеизложенными целевыми программами. Среди них: отсутствие эффективной системы контроля на уровне Министерства за соблюдением целевых показателей результативности и эффективности каждой программы. Прежде всего, отсутствует методика оперативного (текущего) контроля исполнения указанных целевых программ. Наконец, нет четкой методики расчета эффективности деятельности строительных организаций – подрядчиков.
Помимо целевого планирования, важным направлением взаимодействия Министерства при решении проблемы высокого износа объектов инженерной инфраструктуры должно стать привлечение инвестиций в сферу ЖКХ, реализация инвестиционных проектов, внедрение механизмов государственно-частного партнерства и, в первую очередь, концессии, в сферу предоставления коммунальных услуг.
Работа в этом направлении уже ведется. Первые из таких проектов планируется реализовать в сфере водоснабжения и водоотведения города Рязани в 2015г., а также в ходе создания современной комплексной системы обращения с отходами на территории Рязанской области в 2016г.
В инвестиционной дорожной карте Министерства на 2015-г. запланировано:
- строительство водозаборного узла и реконструкция 1 км водопроводных сетей в п. Горняк Милославского района (первая очередь);
- строительство водозаборного узла и реконструкция 1 км водопроводных сетей в п. Горняк Милославского района (вторая очередь);
- строительство водозаборного узла и реконструкция 2,25 км водопроводных сетей в с. Аладьино Чучковского района;
- строительство водозаборного узла и реконструкция 5,5 км водопроводных сетей в с. Петрово Ряжского района;
- реконструкция 1,272 км водопроводных сетей в р.п. Старожилово Старожиловского района;
- строительство водозаборного узла в р.п. Ухолово Ухоловского района;
- реконструкция 1,1 км канализации и канализационной насосной станции в р.п. Сапожок Сапожковского района;
- строительство 1,095 км водопроводных сетей в р.п. Елатьма Касимовского района;
- строительство 0,06 км канализационных сетей в с. Тырново Пронского района.
В реализации проекта, взаимодействуя с Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области, будут принимать участие несколько строительных организаций города Рязань. Среди них, в основном, крупные организации, известные своим сотрудничеством с московскими компаниями и застройкой районов города Рязань. Такие как: «Зеленый Сад», «Проектэнергомонтаж», «СтройСервис», «Технологии будущего», «Газкомплектсервис», «Веллком», «Мервинский».
Однако, пока данные проекты имеют низкую инвестиционную привлекательность, и потому обеспечены в основном государственными капиталовложениями. Частные инвесторы не видят прибыли, а значит, и смысла финансировать данные проекты, а министерство пока не смогло разработать востребованные схемы государственно-частного партнерства в данной сфере.
Отдельно стоит упомянуть об объектах, признанных культурным наследием. Заброшенные памятники архитектуры (о которых упоминалось в предыдущем параграфе работы), требуют немедленного капитального ремонта и реконструкции. Однако, строительный бизнес, не видя своей выгоды, не стремится вкладывать свои средства.
Счастливым исключением является историко-архитектурный музей-заповедник – Рязанский кремль, включенный в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, который был заложен еще в 1095 году. Исследователи считают, что оформление Успенского собора можно сравнивать по мастерству только с отделкой Грановитой палатой в Москве и Рождественской церкви в Нижнем Новгороде. Все сооружения на территории рязанского кремля систематически реконструируются благодаря Правительству Рязанской области, Министерству культуры и туризма Рязанской области и Министерству ТЭК и ЖКХ Рязанской области.
К сожалению, не все объекты культурного наследия так же охраняются и вовремя реконструируются. По нашему мнению, застройка исторических мест, снос памятников архитектуры, равнодушное отношение к объектам исторического наследия являются одной из важнейших проблем современного общества.
Выводы по 2 главе.
Таким образом, основным субъектом сотрудничества со строительными организациями в Рязанской области является Министерство ТЭК и ЖКХ исследуемой области.
Механизм взаимодействия министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области со строительными организациями включает следующие компоненты:
- направления взаимодействия;
- организационно-правовое обеспечение взаимодействия;
- методы взаимодействия.
Организационно-правовую основу взаимодействия Министерства со строительными организациями составляют:
— федеральные и региональные нормативно-правовые акты;
— разработка и реализация областных целевых программ.
Направления взаимодействия Министерства со строительными организациями следующие:
— строительство жилого фонда;
— капитальный ремонт и реконструкция жилых и нежилых помещений;
— проведение региональных конкурсов;
— реставрация памятников архитектуры регионального значения;
— сотрудничество с некоммерческими объединениями строительных организаций, Общественным советом при Министерстве.
Комплексным методом реализации целевых программ и инвестиционных проектов в сфере строительства является размещение государственного заказа Рязанской области.
В результате изучения механизма взаимодействия Министерства со строительными организациями удалось выявить следующие недостатки и «слабые звенья»:
— отсутствие прозрачного механизма и критериев отбора исполнителей заказа в строительной сфере;
— неэффективность действующей системы мониторинга и контроля за реализацией целевых программ, которые курирует Министерство ТЭК и ЖКХ;
— низкая привлекательность инвестиционных проектов в сфере строительства и ЖКХ Рязанской области;
— отсутствие привлекательных для строительных организаций программ в сфере реконструкции архитектурных памятников регионального значения.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВА ТЭК И ЖКХ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ СО СТРОИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
3.1. Разработка проекта целевой программы Рязанской области «Реконструкция памятников архитектуры Рязанской области»
В связи с тем, что в Рязанской области существует большое количество архитектурных памятников федерального и регионального значения, требующих ремонта и реконструкции, в данной части работы предлагается проект целевой программы Рязанской области «Реконструкция памятников архитектуры Рязанской области».
Программа разработана в русле действий мирового сообщества, отвечает духу и букве принятых международных документов, к которым присоединилась Россия. Программные мероприятия соответствуют действиям, предпринимаемым Российской Федерацией по взятым на себя обязательствам при ратификации международных соглашений, в частности Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 1972 год), Конвенции Совета Европы об охране архитектурного наследия Европы (г. Гранада, 1985 год), а также принципам Международной хартии по охране исторических городов (1987 год).
Правовые основы для разработки Программы: Конституция РФ от 12.12. 1993г.; Градостроительный кодекс РФ; Жилищный Кодекс РФ; Реестр описаний процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года, № 403; Приказ Минкультуры России от 06.06.2014 N 1008 (ред. от 21.11.2014) «Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на получение в 2014 году государственной поддержки (гранта) больших, средних и малых городов — центров культуры и туризма в рамках подпрограмм «Наследие» и «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма».
Государственный заказчик Программы: Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области.
Цель программы: сохранение, восстановление и совершенствование архитектурной среды, всего архитектурного облика исторических городов Рязанской области как важнейшего компонента национального культурного достояния России.
Задачи программы:
— исследование, объективная оценка, восстановление и совершенствование архитектурного наследия исторических городов Рязанской области;
— комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов как мест наибольшей концентрации объектов архитектурного наследия области;
— создание благоприятных условий жизни в исторических частях городов, поддержание и развитие социальных контактов и социального обслуживания, образования, деятельности религиозных конфессий, туризма.
— улучшение условий экономической деятельности в исторических городах с целью восстановления и развития традиционных производств, народных и художественных промыслов и ремесел, торговых ярмарок, выставок.
Сроки и этапы реализации Программы:
— 1 этап (2016- 2017гг.) — обеспечение сохранности ценного архитектурно-градостроительного наследия с целью придания импульса социально-экономическому развитию исторических городов;
— 2 этап (2017-2018гг.) — сохранение и дальнейшее развитие архитектуры, совершенствование социально-экономической, культурной и градостроительной базы исторических городов Рязанской области.
Перечень основных мероприятий Программы:
— сохранение и возрождение общего исторического архитектурного облика городов;
— возрождение исторических центров городов или их целостных фрагментов;
— сохранение и реставрация отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия;
— привлечение инвестиций в сферу строительства и реконструкции архитектурных памятников.
Исполнители основных мероприятий Программы: Правительство Рязанской области; администрации исторических городов Рязанской области — участников Программы; субъекты строительной и культурной деятельности в городах; научно-исследовательские и другие организации, отбираемые на конкурсной основе.
Обоснование необходимости разработки программы.
В соответствии с классификацией российских исторических городов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2001 г. N 238-р, на территории Рязанской области расположены 1 крупный исторический город – Рязань, а также 7 малых исторических городов: Касимов, Михайлов, Ряжск, Скопин, Спас-Клепики, Спасск-Рязанский, Шацк. В данных городах находится 19 архитектурных памятников федерального и 35 – регионального значения.
Федеральная целевая программа «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)», которая реализовывалась в России до 2010г., практически не изменила плачевного состояния архитектурно-исторических объектов Рязанской области.
В соответствии с предварительными результатами исследования состояния этих памятников архитектуры, 12% из них требуют капитального ремонта, 19% — реконструкции; 42% — текущего ремонта и 37% — замены и модернизации коммунальных систем. Однако, дефицит бюджета Рязанской области, а также «убыточность», низкая инвестиционная привлекательность данных памятников архитектуры не позволяет справиться с проблемой их модернизации за счет средств областного бюджета и частных инвесторов.
Вместе с тем, в настоящее время возможно получить из федерального бюджета целевые субсидии на реконструкцию архитектурного облика исторических городов России, в соответствии с Приказом Минкультуры России от 06.06.2014 N 1008 (ред. от 21.11.2014) «Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на получение в 2014 году государственной поддержки (гранта) больших, средних и малых городов — центров культуры и туризма в рамках подпрограмм «Наследие» и «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма». Для этого, необходимо организовать мониторинг состояния памятников архитектурного значения области по требуемым критериям.
Не реализованной пока в Рязанской области, но стремительно набирающей популярность в Москве, является проект «аренда за 1 рубль», в соответствии с которым инвесторы получают ветхие здания (в основном, памятники архитектуры, на ремонт и реставрацию которых у власти хронически не хватает средств) в аренду за 1 рубль на 15 лет. Чтобы получить данную льготу, они должны будут сделать там капитальный ремонт и оформить разрешение на эксплуатацию данного объекта по целевому назначению (например, размещение гостиницы бюджетного уровня, хостела либо детского центра). Период льготной аренды начинается с того момента, как инвестор отреставрирует или построит объект. Как правило, устанавливается максимальный срок, в течение которого он должен это сделать.
В процессе реализации Программы могут разрабатываться и другие подпрограммы в установленном порядке. Объем финансирования этих подпрограмм, включая средства федерального бюджета, должен определяться при их разработке и утверждении в каждом конкретном случае.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик – Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области.
К реализации Программы будут привлекаться общественные организации: Союз архитекторов России, Российский союз исторических городов и регионов, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, российская ассоциация «Регион», Ассоциация малых и средних городов России и др.
Процесс возрождения исторической городской среды, памятников истории и культуры, культовых зданий и сооружений находит постоянную поддержку Русской православной церкви и других религиозных конфессий.
Решение проблемы состоит в следующем:
сохранение и совершенствование композиционно-пространственной целостности и общего архитектурного облика исторических городов в их развитии;
комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов и других районов исторической застройки;
поступательное развитие архитектурного творчества и органичное включение объектов и элементов новой архитектуры в исторический контекст города;
современное использование ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого;
ликвидация (или значительное сокращение) отставания в обеспеченности исторических городов системами и объектами социальной, транспортной, инженерной и экологической инфраструктуры;
разработка и внедрение механизмов регулирования инвестиционного процесса в исторической городской среде.
Обоснование необходимости программного подхода для решения выявленных проблем состоит в следующем.
Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение и развитие архитектуры исторических городов Рязанской области, представляется естественным и единственно возможным в свете мирового опыта высокой централизации процессов управления, накопленного в ряде развитых стран в течение многих десятилетий.
Всесторонний анализ современной непростой ситуации в исторических городах Рязанской области показывает, что для достижения целей, отвечающих интересам всех участников градостроительной деятельности, необходимо интенсивное развитие программного подхода в данной области. Более того, именно в современных условиях такой подход является необходимым инструментом обеспечения комплекса требований устойчивости развития исторических городов.
Программа предусматривает разработку взаимоувязанного по целям и задачам комплекса действий всех субъектов градостроительной деятельности. Такой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивает эффективное решение задач регионального, экономического, экологического, социального и культурного развития Рязанской области.
Система программных мероприятий в соответствии с целями и задачами Программы определяет направления и пути решения проблем сохранения и развития архитектуры исторических городов Рязанской области.
В систему программных мероприятий входят:
— разработка (корректировка) градостроительной документации с учетом выявления территориального, историко-культурного, функционально-хозяйственного и природно-ландшафтного потенциала городов на базе предварительного составления историко-архитектурных и историко-археологических опорных планов;
— установление границ исторических территорий и их юридическое закрепление с разработкой системы ограничений, требований и привилегий по реконструкции, содержанию и использованию исторических территорий;
— сохранение и реставрация отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия;
— получение средств (субсидий) из федерального бюджета в рамках государственной поддержки (гранта) больших, средних и малых городов — центров культуры и туризма по государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма».
— реконструкция с изменением функционального применения исторических производственных построек (заводов, мануфактур и др.), ныне утративших свое назначение;
— привлечение инвестиций на ремонт и реконструкцию ветхих памятников архитектурного значения.
Таблица 3. Потребность в финансовых ресурсах (прогнозная)
Программные мероприятия | Стоимость — всего (млн. рублей) | Источник привлечения средств |
разработка (корректировка) градостроительной документации с учетом выявления территориального, историко-культурного, функционально-хозяйственного и природно-ландшафтного потенциала городов на базе предварительного составления историко-архитектурных и историко-археологических опорных планов | 10 | Бюджет Рязанской области |
установление границ исторических территорий и их юридическое закрепление с разработкой системы ограничений, требований и привилегий по реконструкции, содержанию и использованию исторических территорий | 1,5 | Бюджет Рязанской области |
сохранение и реставрация отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия | 42,5 | Бюджет Рязанской области, бюджеты муниципальных образований – исторических городов области |
получение средств (субсидий) из федерального бюджета в рамках государственной поддержки (гранта) больших, средних и малых городов — центров культуры и туризма по государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» | 85 | Федеральный бюджет |
реконструкция с изменением функционального применения исторических производственных построек (заводов, мануфактур и др.), ныне утративших свое назначение | 42,5 | Бюджет Рязанской области, бюджеты муниципальных образований – исторических городов области |
привлечение инвестиций на ремонт и реконструкцию ветхих памятников архитектурного значения | 85 | инвестиции |
Всего по Программе | 266,5 |
Внебюджетные источники финансирования Программы формируются из средств предприятий, юридических и физических лиц — владельцев и арендаторов исторически значимых и иных объектов по программе «аренда за 1 рубль». Средства, расходуемые на реставрацию, реконструкцию и новое строительство на исторических территориях, аккумулируются местными органами власти на основе договоров, контрактов и в иной форме с оказанием организационной и технической помощи.
Механизм реализации программы основан на конкурсном отборе. На первом этапе проводится конкурсный отбор предложений администраций исторических городов по сохранению, восстановлению и развитию их исторической среды. На втором этапе проводится конкурсный отбор исполнителей и поставщиков по конкретным объектам.
Ожидаемые результаты программы:
- обеспечение не только сохранения, но и восстановления уникальных памятников истории и культуры, градостроительных ансамблей и окружающего их исторического ландшафта, расположенных в исторических городах Рязанской области.
- Существенное развитие в городах туристических и рекреационных функций, позволяющих многократно расширить масштабы посещений и пребывания как отечественных, так и зарубежных граждан (прирост составит до 15тыс. человекодней в год).
- Создание и развитие объектов туристической и рекреационной базы и сферы услуг позволит получить прямой экономический эффект в связи с тем, что окупаемость большинства объектов, особенно туристической инфраструктуры, составляет от 2 до 6 лет.
- Повышение уровня социально-экономического развития каждого исторического города Рязанской области, в том числе усиление социальной направленности экономики, обеспечение общего роста занятости населения.
- Создание условий для дополнительной капитализации реконструированных, отреставрированных и новых зданий жилого, социально-культурного и административно-делового назначения.
- Рост притока инвестиций.
Программа заложит основы устойчивого развития городов. Повышению устойчивости будет способствовать расширение сферы приложения труда, улучшение социально-демографической структуры населения, совершенствование планировочной организации территории и снижение экологической напряженности.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф