СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 8
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 11
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия (Установление границ рассмотрения) 11
1.1.1 Общая характеристика предметной области. 11
1.1.2 Организационно-функциональная структура предприятия. 13
1.1.3. Программная и техническая архитектура ИС предприятия. 17
1.2. Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации. 19
1.2.1. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов 19
1.2.2. Определение места проектируемой задачи в комплексе задач и ее описание. 24
1.2.3. Обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения задачи 28
1.2.4. Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации. 36
1.3. Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» 40
1.3.1. Анализ существующих разработок для автоматизации задачи. 40
1.3.2. Выбор и обоснование стратегии автоматизации задачи. 46
1.3.3. Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации задачи. 48
1.4. Обоснование проектных решений. 52
1.4.1. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.. 52
1.4.2. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.. 54
1.4.3. Обоснование проектных решений по техническому обеспечению.. 55
II ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. 59
2.1. Разработка проекта автоматизации. 59
2.1.1. Этапы жизненного цикла проекта автоматизации. 59
2.1.2. Ожидаемые риски на этапах жизненного цикла и их описание. 62
2.1.3. Организационно-правовые и программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации. 63
2.2. Информационное обеспечение задачи. 69
2.2.1. Информационная модель и её описание. 69
2.2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации. 70
2.2.3. Характеристика результатной информации. 71
2.3. Программное обеспечение задачи. 73
2.3.1. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога) 73
2.3.2. Характеристика базы данных. 77
2.3.3. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей) 78
2.3.4. Описание программных модулей. 79
2.4. Контрольный пример реализации проекта и его описание. 81
III ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА. 84
3.1 Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности. 84
3.2 Расчёт показателей экономической эффективности проекта. 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 95
ПРИЛОЖЕНИЯ. 97
ВВЕДЕНИЕ
Управление знаниями (knowledge management) – это система, появившаяся в 1990-х гг. Она предполагает целостный подход к поиску, сбору, оценке, восстановлению и распространению всех информационных активов организации. Это могут быть базы данных, документы, политика, процедуры, а также знания и опыт отдельных работников, т.е. весь тот бесценный багаж знаний, которым обладает практически любая современная организация.
На сегодняшний день именно знания сотрудников и организаций являются важнейшим ресурсом в условиях неопределенности внешней среды, растущей конкуренции, ограниченных средств. Для своевременного принятия оптимальных решений в условиях быстро меняющегося рынка жизненно необходимо не только иметь, но и разумно использовать все накопленные в организации знания.
Управление знаниями способствует постановке и решению правильных задач, вместо правильных решений самих задач. Таким образом, управление знаниями может быть использовано для определения стратегии развития компании и эффективного решения организационных задач.
Управление знаниями в организации представляется в качестве непрерывного процесса создания, накопления, применения совокупности знаний. Систематическая работа по использованию накопленного коллективного опыта и знаний превращает их в интеллектуальный капитал, обеспечивая тем самым дополнительное конкурентное преимущество организации.
Вместе с тем, по мнению специалистов, в организациях в той или иной форме используется лишь 20 % всех знаний. Таким образом, подавляющая часть знаний (80 %) остается невостребованной. Устранить сложившееся противоречие возможно лишь посредством создания условий для обмена знаниями между сотрудниками организации [12].
Объектом исследования является предприятие ООО «Корпоративный центр ИКС 5».
Предметом исследования является оптово-розничная деятельность предприятия.
Целью является – автоматизировать процесс управления знаниями для ООО «Корпоративный центр ИКС 5».
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
– дать технико-экономическую характеристику предметной области и предприятия (установление границ рассмотрения);
– представить характеристику комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации;
– провести анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»;
– дать обоснование проектных решений;
– описать разработку проекта автоматизации;
– рассмотреть информационное обеспечение задачи;
– сформировать программное обеспечение задачи;
– привести контрольный пример реализации проекта и его описание;
– реализовать выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности;
– провести расчёт показателей экономической эффективности проекта.
Данный проект для ООО «Корпоративный центр ИКС 5» должен соответствовать следующим требованиям, таким как простота в эксплуатации; малый срок окупаемости; наличие малогабаритного оборудования; наличие в городе сервисных центров по обслуживанию элементов комплекса.
Методология и методы исследования. В ходе исследования применялись общенаучные методы теории управления, экспертного, статистического и сравнительного анализа, системного подхода к изучению экономических явлений и процессов, методы экспертных оценок, анкетирование, табличные и графические приемы визуализации данных: для подтверждения значимости факторов было проведено анкетирование.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили статистические данные Росстата о деятельности российских предприятий в области оптово-розничной торговли; опросы экспертов и собственные исследования.
Научная новизна заключается в предложенной автоматизации управления знаниями как эффективного механизма по повышению эффективности менеджмента предприятия и, как следствие, повышению общей результативности деятельности организации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта автоматизации управления знаниями в организации оптово-розничной торговли, который при реализации на практике позволит:
- Увеличить финансовые результаты, за счет сокращения затрат на управление знаниями на 25% от имеющегося уровняв в ООО «Корпоративный центр ИКС 5».
- Ускорить и упростить на 20% работу с персоналом, благодаря увеличению доступности и скорости обработки данных, за счет уменьшения количества используемых приложений.
- Ускорить обучение персонала на 15% от имеющегося уровня.
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия (Установление границ рассмотрения)
1.1.1 Общая характеристика предметной области
ООО «Корпоративный Центр Икс 5» город Москва, Средняя Калитниковская ул., д. 28 стр. 4 зарегистрирована 18.09.2007 регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве.
Основным видом деятельности является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, зарегистрировано 12 дополнительных видов деятельности.
В таблице приведены основные финансовые результаты деятельности ООО «Корпоративный Центр Икс 5» в течение анализируемого периода.
Таблица 1
Финансовые результаты ООО «Корпоративный Центр Икс 5»
Показатель | Значение показателя, тыс. руб. | Изменение показателя | ||
2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | тыс. руб. (гр.4 — гр.2) | |
1. Выручка | 13 158 144 | 23 182 437 | 39 450 299 | +26 292 155 |
2. Расходы по обычным видам деятельности | 11 753 029 | 19 689 759 | 31 386 642 | +19 633 613 |
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) | 1 405 115 | 3 492 678 | 8 063 657 | +6 658 542 |
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате | 10 076 289 | 51 963 838 | 98 488 472 | +88 412 183 |
5. Прибыль до уплаты процентов и налогов (3+4) | 11 481 404 | 55 456 516 | 106 552 129 | +95 070 725 |
6. Проценты к уплате | 1 487 784 | 3 784 657 | 10 356 428 | +8 868 644 |
7. Налог на прибыль, изменение налоговых активов и прочее | -151 647 | -766 615 | -729 562 | -577 915 |
8. Чистая прибыль (убыток) (5-6+7) | 9 841 973 | 50 905 244 | 95 466 139 | +85 624 166 |
Годовая выручка за 2021 год составила 39 450 299 тыс. руб. За 3 последних года имел место весьма значительный рост выручки – на 199,8%. Значение прибыли от продаж за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 составило 8 063 657 тыс. руб. За рассматриваемый период (с 31.12.2018 по 31.12.2021) имело место стремительное, в 5,7 раза, повышение финансового результата от продаж.
В соответствии с Уставом ООО «Корпоративный центр ИКС 5» руководство текущей деятельностью компании осуществляется единоличным исполнительным органом – Генеральным директором компании и коллегиальным исполнительным органом – Учредителем. Генеральный директор назначается и освобождается от занимаемой должности Учредителем. Директора дирекций подчиняются Генеральному директору.
Хотя структура управления ООО «Корпоративный центр ИКС 5» в целом линейно-функциональная, в которой каждый исполнитель подчинен своему непосредственному руководителю – начальнику отдела, руководители служб подчиняются Директорам департаментов, а те, в свою очередь, Директорам дирекций, однако в случае производственной необходимости она может достаточно просто трансформироваться в структуру матричного типа. Матричное подчинение получило большое распространение в рамках компании ООО «Корпоративный центр ИКС 5», что делает процесс управления компанией более гибким, соответствующим потребностям современного бизнеса.
Организационная структура компании ООО «Корпоративный центр ИКС 5» представляет собой многоуровневую иерархичную систему с распределением полномочий и ответственности по соответствующим уровням. Генеральный директор представляет интересы учредителей во вверенной ему компании. В обязанности генерального директора входит обеспечение выполнения решений учредителей, в рамках всей компании – это функции организации деятельности ООО «Корпоративный центр ИКС 5» на всех уровнях, во всех подразделениях, а также контроль за его функционированием. Практически на всех основополагающих документах компании должна стоять подпись генерального директора. Генеральный директор заключает договоры, издает указы, максимально возможно участвует в жизни компании. Таким образом, генеральный директор — это первое ответственное лицо в компании, от его компетенции зависит динамика развития компании и ее структурный порядок.
1.1.2 Организационно-функциональная структура предприятия
Среднесписочная численность персонала в ООО «Корпоративный центр ИКС 5» на 01.01.2021 года составляет 424 чел. Среднесписочная численность персонала в ООО «Корпоративный центр ИКС 5» на 01.01.2022 года составляет 407 чел. За рассматриваемый период из организации уволилось 17 человек. В целом, текучесть кадров составила 17/236,7*100%=7,2%. С начала года показатель среднесписочной численности составлял 247,74 чел., уволилось 184 человека. Таким образом, текучесть кадров составила 184/247,74*100%=74,3%, что является крайне негативным моментом.
В соответствии со структурной схемой ООО «Корпоративный центр ИКС 5» у генерального директора имеются заместители, отвечающие за основные направления деятельности компании, а также существует ряд блоков, дирекций и департаментов, непосредственно подчиняющихся ему лично.
Техническим блоком руководит Вице-президент по информационным технологиям, Технический директор. Под его руководством находятся: Дирекция технологического развития, Дирекция ИТ, Дирекция по клиентским решениям, Департамент качества и технического аудита, руководителями которых соответственно являются:
- директор по развитию;
- директор по ИТ;
- директор по клиентским решениям;
- руководитель Департамента качества и технического аудита.
Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Корпоративный центр ИКС 5» по состоянию на 01.01.2022
Дирекцией ИТ управляет Директор по ИТ. Основная функция дирекции: планирование и развитие ИТ инфраструктуры.
Финансовым блоком руководит Вице-президент по управлению финансами. В его подчинении находятся: блок по управлению финансами, дирекция по бюджетированию, планированию и управлению отчетностью, дирекция по закупкам, дирекция по налогам, дирекция по финансовому анализу, дирекция по финансовому контролю и отчетности, дирекция поддержки операций, руководителями которых соответственно являются:
– финансовый директор;
– директор по финансовому контролю и отчетности;
– директор по закупкам;
– директора по налогам;
– директор по финансовому анализу;
– директор по поддержке операций.
Финансовый блок выполняет функцию организации бухгалтерского и налогового учета, при этом выполняется и контролируется финансовая политика компании, организуется финансовое планирование. Также подразделениями финансовых служб ведется надзор за расходованием средств и исполнением бюджетов.
Дирекцией внутреннего аудита и управления рисками руководит директор по внутреннему аудиту и управлению рисками. В его подчинении находятся: департамент внутреннего аудита и управления рисками, департамент аудита, департамент внутреннего контроля управления рисками, служба бизнес контроля, руководят которыми:
– руководитель департамента аудита;
– директор по контролю и управлениями рисками;
– руководитель службы бизнес контроля.
Блоком по логистике и маркетингу руководит Вице-президент по маркетингу. Ему подчиняются следующие подразделения:
– отдел продаж;
– служба снабжения.
Основные функции данного блока заключаются в изучении рынка продукции, разработке стратегии дальнейшего развития компании ООО «Корпоративный центр ИКС 5», а также обеспечении управления МТС и поставками.
Управление построено по принципу горизонтальной координации с минимальным количеством вертикальных подразделений. В основе взаимодействие менеджеров всех уровней между собой. Цель — обмен информацией и опытом. Сервисный центр в ООО «Корпоративный центр ИКС 5» очень высок, если кто-то из сотрудников, занимающих высокую должность, заболел, то вызывают на время больничного отпуска, на его место другого сотрудника, который может заменить его (рисунок 2).
Рисунок 2 – Организационная структура магазина ООО «Корпоративный центр ИКС 5»
Хотя структура управления ООО «Корпоративный центр ИКС 5» в целом линейно-функциональная, в которой каждый исполнитель подчинен своему непосредственному руководителю – начальнику отдела, руководители служб подчиняются Директорам департаментов, а те, в свою очередь, Директорам дирекций, однако в случае производственной необходимости она может достаточно просто трансформироваться в структуру матричного типа. Матричное подчинение получило большое распространение в рамках компании ООО «Корпоративный центр ИКС 5», что делает процесс управления компанией более гибким, соответствующим потребностям современного бизнеса.
1.1.3. Программная и техническая архитектура ИС предприятия
В рассматриваемой компании в состав технических средств включено 65 компьютеризированных рабочих мест. Рабочие станции в среднем (более 80% имеющихся АРМ) имеют следующие технические характеристики:
- тактовая частота процессора – 2 Ггц;
- оперативная память – 2 Гбайт;
- жесткий диск – 160 Гбайт;
- USB-порт;
- ЖК монитор.
На всех рабочих местах установлены:
- Microsoft Windows10.
- Microsoft Office 2013; Основными компонентами Microsoft Office, установленными на компьютерах, являются Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft
- Adobe Photoshop cs6, CorelDRAW X6;
- браузеры Google Chrome, Mazila Firefox, Internet Explorer;
- 2ГИС 3.0;
- антивирус NOD32;
- сотовые и стационарные телефоны.
Сеть предоставляет доступ в интернет по средствам проводной связи (используется витая пара категории 5), а так же по средствам беспроводной связи – Wi-fi (используется стандарт IEEE 802.11). Для построения сети использовались роутеры:
- TP-Link TD-W8960N 300M Wireless ADSL2+ router, 4 ports, 2T2R
- TP-LINK TL-WR1043ND Gigabit Wireless Router, 4-ports, Atheros, 3T3R, USB 2.0
А также маршрутизаторы:
- TP-Link TL-SG1008D 8-port Gigabit Switch, plastic case
- HPV1405-16 DesktopSwitch
Так же для удобства используются сетевые принтеры:
- HP LaserJet Pro P1606dn A4, дуплекс, 32Мб, USB 2.0, 10/100 Ethernet
- Samsung CLP-320N, 2400х600dpi, USB2.0, LAN
В таблице 2 представлен состав используемых технических и программных средств для выполнения обязанностей менеджера по работе с клиентами.
Таблица 2
Состав используемых технических и программных средств рабочего места менеджера
Функция | Программные средства для реализации функции | Технические средства для реализации функции |
Привлечение новых клиентов | Сайт компании, почтовое приложение (gmail), веб-браузер Google Chrome | ПК, телефон |
Прием запроса клиента | Сайт компании, почтовое приложение (gmail), веб-браузер Google Chrome, Microsoft Office 2013 | ПК, телефон |
Обратная связь с клиентами | Почтовое приложение (gmail) | ПК, телефон |
Ведение базы клиентов | Microsoft Office 2013 | ПК |
Регистрация заявки | Microsoft Office 2013 | ПК |
Связь с курьерской службой | Отсутствуют | Телефон |
Как видно из таблицы 2, в работе менеджера отдела снабжения не применяются специализированные системы автоматизации, необходимые для увеличения скорости обработки информации.
Все компьютеры ООО «Корпоративный центр ИКС 5» объединены в локальную сеть топологии «звезда» на базе сетевого оборудования (кабель UTP-5E, коннекторы RG-45, сетевые карты ACORP 100Mb/s, свитч COMPEX 2008B 100Mb/s), сервер организации работает под управлением OS Linux.
1.2. Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации
1.2.1. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
Основные компоненты системы программной поддержки системы управления знаниями в ООО «Корпоративный центр ИКС 5» представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Основные компоненты системы программной поддержки системы управления знаниями в ООО «Корпоративный центр ИКС 5»
Система управления знаниями основана на использовании онтологической модели предметной области, технологий профилирования пользователей, технологии управления компетенциями участников производственной сети и имеет распределённую архитектуру. Профили пользователей позволяют специфицировать и дополнять необходимой информацией запрос пользователя и персонифицировать поток информации и знаний от системы управления знаниями к пользователю. Профили компетенций участников производственной сети позволяют наиболее точно подобрать участника для выполнения требуемой операции или продаж/поставки необходимых компонент [15].
Системы управления знаниями (КМ) в ООО «Корпоративный центр ИКС 5»интегрируют разнообразные технологии:
электронная почта и Интернет;
базы и хранилища данных (Data Wharehouse);
системы поддержки групповой поддержки;
локальные корпоративные системы автоматизации;
системы документооборота и worlflow;
экспертные системы и базы знаний.
Состав знаний в ООО «Корпоративный центр ИКС 5» представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 –Состав знаний в ООО «Корпоративный центр ИКС 5»
Таким образом, порядка 70% системы знаний в ООО «Корпоративный центр ИКС 5» занимают электронные данные, что позволяет успешно автоматизировать данный участок управления организацией.
Архитектура системы управления знаниями ООО «Корпоративный центр ИКС 5» представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Архитектура системы управления знаниями ООО «Корпоративный центр ИКС 5»
Подсистемы управления знаниями в ООО «Корпоративный центр ИКС 5» представлены на рисунке
Рисунок 6 – Подсистемы управления знаниями ООО «Корпоративный центр ИКС 5»
В ООО «Корпоративный центр ИКС 5» автоматизированы с учетом всех подсистем такие сферы управления знаниями как:
– финансовый учет;
–IT;
–персонал.
Динамика затрат на управление знаниями в ООО «Корпоративный центр ИКС 5» представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика затрат на управление знаниями в ООО «Корпоративный центр ИКС 5», тыс. руб.
Показатели | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | Темп прироста 2021/2019, % |
Система знаний сферы финансового учета | 240 | 259 | 272 | 13,4 |
Система знаний сферы IT | 216 | 234 | 239 | 10,8 |
Система знаний сферы управления персоналом | 432 | 451 | 458 | 6,1 |
Итого | 888 | 944 | 970 | 9,2 |
Таким образом, ООО «Корпоративный центр ИКС 5» использует управление знаниями в рамках управленческой деятельности стабильно на протяжении последних лет, затраты постепенно увеличиваются.
Процент охвата управлением знаниями выделенных сфер и их удельный вес в затратах компании представлены в таблице 4.
Таблица 4
Процент охвата управлением знаниями выделенных сфер и их удельный вес в затратах компании в ООО «Корпоративный центр ИКС 5», %
Показатели | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | |||
% охвата сегмента | Удельный вес сегмента в затратах | % охвата сегмента | Удельный вес сегмента в затратах | % охвата сегмента | Удельный вес сегмента в затратах | |
Система знаний сферы финансового учета | 78 | 11 | 78 | 10 | 77 | 11 |
Система знаний сферы IT | 82 | 5 | 85 | 5 | 85 | 6 |
Система знаний сферы управления персоналом | 23 | 28 | 25 | 27 | 25 | 28 |
Таким образом, негативным моментом является низкий уровень охвата управлением знаниями управления персоналом, несмотря на высокий удельный вес затрат на управление персоналом в общей сумме расходов ООО «Корпоративный центр ИКС 5». Прежде всего, автоматизация управления знаниями не затронула систему внутрифирменного обучения персонала, так как HR направление в системе управления организацией отдано на аутсорсинг, но вопросы внутрифирменного обучения находятся в зоне ответственности отдела кадров ООО «Корпоративный центр ИКС 5».
Средства автоматизации позволяют эффективно проводить оценку профессиональных знаний, навыков и личных способностей. Также руководитель может провести опрос после тренинга, оценить отношение сотрудников к тренингу, полученным знаниям.
Через программу автоматизации можно распространять знания. Многие тренинговые, обучающие компании предлагают виде- и аудио-курсы, текстовые варианты тренингов, обучающих программ, включая и узкопрофессиональные (например, дизайн, 3D-моделирование, работа в графических редакторах и т. п.).
Сотрудник может скачать файл и изучить его в удобное для него время. Руководитель может воспользоваться паузами в проектах для отдельных сотрудников и заполнить их процессом обучения. В комплексных программах управления бизнесом можно видеть загруженность сотрудников, задачи которые они выполняют. Следовательно, оценивая их график можно без труда составлять план обучения.
Используя программные средства коммуникации, руководитель может активно общаться с сотрудниками по поводу обучения, принимать мнения, обсуждать. Многие комплексные программы по управлению бизнесом обладают достаточно широким набором средств коммуникаций.
Автоматизация удобна и для обучения новых сотрудников. Достаточно, во время стажировки или начального этапа работы поставить сотруднику соответствующую задачу. Ставится задача, например, изучить начальный пакет документов (инструкция, правила передачи файлов, внутрикорпоративные нормы и т. п.). Вместе с задачей можно выслать необходимые документы, файлы.
Автоматизация, также, позволяет косвенно оценивать сотрудника, видеть необходимость или эффективность обучения. Например, если сотрудник часто допускает ошибки, то обучение ему не помешает. А если он работает эффективно, уменьшились сроки выполнения определённых заданий, то наглядно видно, обучение или тренинг пошли на пользу.
1.2.2. Определение места проектируемой задачи в комплексе задач и ее описание
Основные бизнес-процессы рассматриваемой торговой компании по управлению персоналом представлены на рисунке 7:
Рисунок 7 – Основные бизнес-процессы рассматриваемой торговой компании по управлению персоналом ООО «Корпоративный центр ИКС 5»
Графико-вербальная модель отражает состав и движение информации в объекте, представленные схематично и имеющие словесное описание. Логико-информационная схема объекта имеет следующий вид (таблица 6):
Таблица 6
Логико-информационная схема процесса управления знаниями
Перечень процедур | Исполнители | Входная информация | Выходная информация |
1 Поиск знаний | |||
Изучение рынка Сборы информации о внешней и внутренней среде, контрагентах Формирование информационного материала для анализа Анализ собранной информации | Специалист по логистике | Информация о рынке сырья и товарных запасов Информация о контрагентах Потребность производственного отдела в материалах
| Спецификация на необходимые материальные ресурсы Договор на поставку материала |
Планирование материального обеспечения продаж | Специалист по логистике Экономист | ||
Контроль за исполнением бизнес-процесса закупки товарных запасов | Начальник службы Первый заместитель начальника службы | ||
2 Хранение знаний и манипулирование ими | |||
Ведение баз данных Ведение электронного документооборота | Бухгалтерия IT-отдел | Первичная отчетность компании | Данные баз данных ERP-системы компании |
Публикация в корпоративных источниках анализа данных Выпуск аналитических материалов по проблемным темам управления торговлей | Заместитель начальника службы Специалист по логистике Экономист | Данные баз данных ERP-системы компании | Аналитические отчеты подразделений |
3 Приобретение знаний | |||
Внутрифирменное обучение персонала различных подразделений | HR-подразделение Бухгалтерия | Отчетность подразделений о потребности в обучении персонала | Программа обучения персонала |
4 Подтверждение знаний | |||
Оценка квалификации персонала | HR-подразделение | Данные анализа по персоналу и бизнес-процессам | Отчеты о результатах работы
|
Именно блок «Подтверждение знаний» отмечается линейным руководством компании как наименее автоматизированный с точки зрения управления знаниями (таблица 7).
Таблица 7
Оценка уровня автоматизации процесса управления знаниями по отдельным задачам в ООО «Корпоративный центр ИКС 5»
Виды задач процесса управления знаниями | Уровень автоматизации процесса управления знаниями, % | |
1 Поиск знаний | 80 | |
2 Хранение знаний и манипулирование ими | 85 | |
3 Приобретение знаний | 75 | |
4 Подтверждение знаний | 30 |
Таким образом, уровень автоматизации процесса управления знаниями в части подтверждения знаний крайне низок.
Движение информации в объекте отображается с помощью следующих графико-вербальных форм:
– маршрутная схема движения документа;
– документограмма бизнес-процесса;
– схема документооборота;
– схема информационных потоков.
Примеры вышеперечисленных документов приведены в таблице 8.
Таблица 8
Схема документооборота
Виды документов, форм или данных, поступающих в структурное подразделение | Источник поступления | Виды документов, форм или данных, выходящих из структурного подразделения | Адресат | Периодичность | |
Входных | Выходных | ||||
Служебные записки | Все подразделения по запросу | Товарные запасы анализа | Начальник службы снабжения | 1 раз в квартал | 1раз в квартал |
Отчеты руководителей служб | Все подразделения по запросу | Товарные запасы анализа | Начальник службы | 1 раз в квартал | 1раз в квартал |
Текущее состояние управления знаниями в ООО «Корпоративный центр ИКС 5»:
– информация «раздроблена» между различными корпоративными информационными системами;
– большой объем информации хранится на персональных рабочих местах, вне каких-либо корпоративных информационных систем (на ПК или бумажном виде);
– актуализация информации имеет неконтролируемый характер;
– отсутствует закрепленная структура размещения информации;
– отсутствует единое информационное пространство по активным и завершенным проектам с возможностью контроля статуса работ, исполнения задач проекта и загрузки персонала;
– автоматический поиск документов возможен только в части входящей и исходящей корреспонденции. Поиск информации по направлениям деятельности компании, истории взаимоотношений с партнерами и конкурентами, а также информации, поступающей с внешних мероприятий, возможен только в «ручном» режиме.
– в связи с отсутствием регламентов управления и средств централизованного хранения алгоритмы и документация хранятся в хаотичном порядке, что приводит к проблемам при поиске информации. Кроме этого не регламентирован порядок предоставления доступа к созданным алгоритмам.
Перечисленные выше факторы оказывает влияние на бизнес предприятия, что приводит к:
– увеличению затрат времени на поиск информации;
– низкому качеству результатов поиска;
– увеличению затрат времени на принятие управленческих решений;
– понижению качества управленческих решений;
– низкому качеству преемственности информации среди сотрудников;
Для решения обозначенных выше проблем и снижения их влияния на бизнес предлагается разработка и настройка автоматизированной системы управления знаниями, которая должна включать следующие основные подсистемы:
– подсистема электронного хранилища документов;
– подсистема заполнения базы знаний из внешних источников информации;
– подсистема управления проектами;
– подсистема управления фондом алгоритмов и программ.
Преимуществами внедрения системы управления знаниями являются:
– сокращение дублирования информации за счет ее структурирования;
– хранение корпоративной информации и информации о программном обеспечении предприятия не едином ресурсе;
– доступ к контенту защищен и настраивается в соответствии с бизнесправилами предприятия и должностными инструкциями;
– повышение скорости и качества поиска информации;
– информация всегда актуальна или можно понять статус актуальности информации;
– доступ к информации может осуществляться из других корпоративных информационных систем компании.
1.2.3. Обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения задачи
Целью проекта является:
– создание автоматизированной системы в защищенном исполнении в которой технические средства и средства защиты информации реализуются на основании имеющейся инфраструктуры компании ООО «Корпоративный центр ИКС 5»;
– повышение качества, снижение сроков поиска информации, формируемых в рамках деятельности ООО «Корпоративный центр ИКС 5»;
– существенное снижение сроков предоставления документов или информации ответственным сотрудникам для осуществления ими основной деятельности и выполнения необходимых задач;
– существенное снижение трудоемкости формирования документов/отчетов для руководства компании;
– обеспечение сквозной интеграции системы управления знаниями с автоматизированными системами компании (на последующих этапах проекта);
В ходе реализации проекта должны быть решены следующие основные задачи:
– разработка инструмента размещения в базу знаний материалов и системы поиска информации;
– первичное наполнение базы знаний;
– разработка инструмента управления задачами;
– разработка инструмента управления фондом алгоритмов и программ.
При решении выше указанных задач, должны быть достигнуты следующие ключевые результаты:
– Создана и введена в эксплуатацию база знаний, включающая наполнение располагаемой исторической информацией, а также системами размещения, поиска и разграничения доступа к информации, с возможностью ручного и автоматического заполнения из внешних источников;
– Создана и введена в эксплуатацию подсистема управления проектами, с возможностью наполнения базы проектами;
– Создана и введена в эксплуатацию подсистема управления фондом алгоритмов и программ, включающая наполнение базы имеющимися данными.
Для наполнения системы управления знаниями рассматриваются только те внутренние и внешние источники, которые представляют собой набор документов или файлов различных форматов, которые не являются частью других корпоративных информационных систем, иными словами, на данной стадии проекта не предполагается проведение работ по интеграции с другими системами.
Требования к обеспечению согласно РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.
Требования к математическому обеспечению: используются стандартные методы подсчетов итогов и расчетов необходимых величин (итоги, суммы, производные величины).
Требования к информационному обеспечению: данные хранятся в системе в SQL базе данных, передача данных в системе осуществляется посредством базы данных, данные по межмодульным связям не передаются, то есть, чтобы передать определенные данные из одного модуля системы в другой, их нужно сохранить в базе данных, а другому модулю взять из базы данных. Поддержка совместимости с другими программными средствами отсутствует. Используется СУБД MySQL. Данные поступают в систему путем ручного ввода оператором, на этапе ввода данных осуществляется необходимая проверка вводимой информации. Поступающая в систему информация классифицируется и упорядочивается определенным образом (в случае документов – по дате создания документа, в случае материала, клиента или контрагента по типу, классу и в алфавитном порядке). Информация из системы не передается ни в какое другое приложение за исключением печатных форм документов, устанавливаемых в очередь печати на существующем в системе менеджере состояния принтера. Данные в системе сохраняются и представляются в виде таблиц. К системе не предъявляются дополнительные требования к защите данных от потери в случае программного или аппаратного сбоя, рекомендовано сохранение резервных копий базы данных по окончании рабочего дня. В базе данных невозможно сохранить одни и те же данные два раза, т. е. при добавлении новых данных система проверяет базу данных на предмет существования таких данных, в случае обнаружения система выдаст ошибку о невозможности продолжения операции и не сохранит данные.
Требования к лингвистическому обеспечению: приложения системы создаются на языке программирования высшего уровня, база данных –SQL.
Требования к содержанию документов с решениями по информационному обеспечению.
Для работы системы используется база данных, созданная и функционирующая средствами MySQL. Функционирование программы без базы данных невозможно.
Диаграмма IDEFO «Автоматизация процесса управления знаниями для ООО «Корпоративный центр ИКС 5» представлена на рисунке 8. Далее прецедент декомпозируется на блоки, соответствующие основным шагам прецедента.
Рисунок 8 – Декомпозиция уровня А0 «Автоматизация процесса управления знаниями в части подтверждения знаний»
В более подробной структуре модель состоит из трех функциональных блоков. Первая ступень декомпозиции основной функции представлена на рис. 9.
Рисунок 9 – Первая ступень декомпозиции
Функциональный блок А1 (Создание системы) имеет следующие дуги:
Входящая дуга: потребность автоматизации процесса управления знаниями.
Дуга управления: нормативно-правовые акты;
При автоматизации процесса управления знаниями нужно учитывать нормативно-правовую базу законодательства Российской Федерации, стандарты и другие нормативные документы, регламентирующие защищенность программного обеспечения и обрабатываемой информации.
Дуги
– разработчик;
– ррограммист;
– программное обеспечение.
Дуга : инновационная образовательная среда в области автоматизации процесса управления знаниями.
Функциональный А2 (Применение Moodle) имеет следующие
Входящая : moodle.
Дуги
– нормативно-правовые акты;
– внутренние
– стандарты МинОбр
– математические методы.
Дуги инновационная образовательная среда в области автоматизации процесса управления знаниями;
Дуги : формы отчета, документ, итоги обучения студента, итоговые оценки за компоненты программы обучения.
Декомпозиция блока А1 системы) представлена рисунке 10.
Рисунок 10 – второго уровня блока
Функциональный блок А (Анализ) имеет дуги:
Входящ дуга: потребность инновационной образовательной среды в области автоматизации процесса управления знаниями;
Дуги математические методы.
Дуги разработчик;
Дуги : требования к проекту.
Составленный требований, которые учитывать при проектировании системы.
Функциональный А12 (Проектирование имеет следующие
Входящие и:
– требования к проекту;
– тестирование.
Результаты инновационной образовательной среды в области автоматизации процесса управления знаниями дальнейшей реакции найденные ошибки.
Дуги
– нормативно-правовые акты;
– внутренние приказы
Дуга механизма: разработчик.
Дуга : требования к системе, список которые необходимо при последующем системы.
Функциональный А13 (Создание имеет следующие
Входящая : требования к системе, список которые необходимо при создании .
Дуги управления:
– нормативно-правовые ;
– математические методы.
Дуги
– программист;
– программное .
Дуга выхода: инновационная образовательная среда в области автоматизации процесса управления знаниями, релиз инновационной образовательной среды в области подготовки
Декомпозиция функционального блока А2 (Внедрение Moodle) представлена на рисунке 11.
Рисунок 11 – Декомпозиция второго уровня функционального блока Внедрение Moodle
Функциональный блок А21 имеет следующие
Входящая : база данных, заполненные .
Дуга механизма: moodle, система реализации программы обучения.
Дуга : образовательная среда.
Автоматизация процесса управления знаниями возможно следующими двумя основными путями:
– на уровне руководства предприятия;
– на уровне образовательных курсов вне предприятия.
Рассмотрим этапы разработки и формирования инновационной образовательной среды для специалистов питания НАССР на уровне конкретного предприятия.
Предлагается с целью формирования инновационной образовательной среды:
– расширить оценочные модули в системе Moodle;
– использовать облачные технологии и платформу блокчейн для максимальной автоматизации процесса организации и контроля дистанционного обучения сотрудников предприятия.
1.2.4. Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации
В компании не разработаны основы политики безопасности и защиты информации:
– не сформированы нормативно-правовые и организационно-распорядительные документы;
– не спроектированы регламенты использования сети Internet, электронной почты и АИС предприятия и процедуры;
– должностные инструкции не содержат указаний в области защиты информации;
– доступ к служебной информации и доступ к информации, составляющей коммерческую тайну не ограничен;
– установка и использование программного обеспечения осуществляются в свободном порядке без режима администратора.
Среди существующих программных и аппаратных средств ИБ и ЗИ можно отметить антивирусное ПО Kaspersky. Данное ПО:
1 Блокирует вирусы и вредоносные программы в реальном времени.
2 Защищает ваш компьютер от удаленного доступа хакеров.
3 Сохраняет высокую производительность компьютера.
В качестве потенциальных угроз безопасности информационной системы на платформе «1С» и «IBM Lotus Discovery Server 2.0.1» в данной компании можно выделить следующие (рисунок 12):
Рисунок 12 – Потенциальные угрозы безопасности информационной системы на платформе «1С» и «IBM Lotus Discovery Server 2.0.1» в ООО«Корпоративный центр ИКС 5»
Рассмотрим данные угрозы более подробно.
Копирование и взлом базы данных 1С.
Защита файловой 1C и базы 1С под управлением СУБД. Чтобы пользователь не мог скопировать в личных целях или удалить базу, для защиты 1С применяется ряд мер предосторожности:
– строго разграничить права доступа пользователей к базам 1С и СУБД;
– можно использовать терминальный режим работы;
– обязательная авторизация пользователей;
– аудит действий пользователей;
– использовать шифрование дисков или папок, чтобы защитить данные в 1С, даже если базу скопируют и вынесут за пределы предприятия;
– обязательное резервное копирование БД.
Несанкционированный доступ к серверному оборудованию.
Данная угроза снимается принятием таких мер как:
– обустройство собственной защищённой серверной с ограниченным и контролируемым доступом, дублируемым аппаратным обеспечением;
– перенос и хранение данных 1С на защищенном виртуальном сервере в надежном дата-центре (тут перед клиентом возникает вопрос доверия дата-центру).
Низкая отказоустойчивость системы, низкий уровень защиты сервера 1С от сбоев.
Поддержать работоспособность системы даже в случае физического отказа некоторого оборудования поможет создание отказоустойчивого кластера серверов 1С.
Низкий уровень сетевой безопасности и организация защиты 1С конфигураций 7.7, 8.2, 8.3.
Требования по безопасности 1С Предприятие включают:
– защиту удаленного доступа;
– защиту и шифрование ключевых папок обмена информацией;
– наличие брандмауэров, антивирусного ПО;
– регулярные проверки системы на наличие вредоносного ПО;
– обязательную авторизацию всех устройств и пользователей в сети.
Программные продукты «1С» и «IBM Lotus Discovery Server 2.0.1» не только получают программные лицензии, но и могут быть защищены от копирования аппаратными ключами. Маркировка ключей защиты 1С указывает на их назначение.
Довольно часто предприятия разрабатывают собственные прикладные решения на платформе 1С, которые также нуждаются в защите – это ведь интеллектуальная собственность. На этот случай существует система защиты конфигураций 1С УТ и УПП, Предприятие, Бухгалтерия и др., она позволяет запретить доступ к фрагментам кода конфигураций и защитить их от несанкционированного использования. Сюда относится, например, защита обработок 1С от декомпиляции, защита модулей 1С.
Реализуется это и программным путем, и через аппаратные ключи защиты 1С. Пользовательская память такого ключа дает разработчикам возможность реализовывать разные виды поддержки лицензирования и многопользовательских поставок (сетевые ключи защиты 1С).
Показатели для системы защиты информационной системы на платформе «1С» и «IBM Lotus Discovery Server 2.0.1» представлены в таблице 9.
Таблица 9
Качественные показатели и балльное значение рейтинга защиты информационной системы на платформе «1С» и «IBM Lotus Discovery Server 2.0.1» в ООО « Корпоративный центр ИКС 5»
Качественные показатели | Рейтинг оценки рисков мероприятий по защите информационной системы | Балльное значение рейтинга в интервале от [0,1] |
Обеспечение конфиденциальности данных | ‑ ниже среднего (НС) | 0,25 |
Обеспечение целостности данных | ‑ средняя (С) | 0,5 |
Обеспечение аутентификации | ‑ средняя (С) | 0,5 |
Итоговый рейтинг R# составит 1,25, что является средним уровнем показателя.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф