Заявка на расчет
Меню Услуги

Агентурная работа оперативной деятельности

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

Содержание

Введение. 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Глава 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и нормативно-правовые основы осуществления агентом данной деятельности. 8

1.1. Понятие, значение и основные задачи оперативно-розыскной деятельности  8

1.2. Понятие и местоположение агента в системе субъектов оперативно-розыскной деятельности. 13

1.3. Нормативно-правовая регламентация осуществления агентом оперативно-розыскной деятельности. 32

Глава 2. Агентурная работа при осуществлении оперативно-розыскной деятельности  43

2.1. Права агента при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. 43

2.2. Обязанности агента при осуществлении оперативно-розыскной деятельности  52

2.3. Основные направления повышения эффективности осуществления агентом оперативно-розыскной деятельности. 70

Заключение. 76

Список источников. 80

Введение

Отечественный и зарубежный опыт борьбы с преступностью показывает, что очень сложно, почти невозможно обеспечить раскрытие преступлений и неотвратимость ответственности преступников без целенаправленного противопоставления криминальной деятельности комплекса оперативно-розыскных мер и следственных действий, без использования в качестве доказательственной информации сведений, полученных оперативно-розыскным путём, без получения помощи и содействия граждан в противодействии преступности. Сбор необходимой информации о фактах преступлений и криминальной активности, проявляемой конкретными лицами, возможно не только процессуальными средствами, но и путём негласного проникновения в преступную среду с применением соответствующих разведывательно-поисковых методов.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена обстоятельствами взаимосвязанными между собой.

Так, не смотря на то, главный правовой акт  ФЗ «Об основах оперативно-розыскной деятельности» регулирующий важные вопросы деятельности правоохранительных органов и специальных служб России по противодействию преступности играет большую роль в правоприменительной практике, он  не в полной мере  отвечает реалиям криминальной ситуации в России, а если взять отельные случаях  не согласуется с потребностями правоприменительной практики и необходимостью надлежащей охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.

При этом, рост преступности в нашей стране все больше отличается организованностью и профессионализмом,  так, в январе — декабре 2020 года зарегистрировано 2352,1 тыс. преступлений, или на 8,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 75 субъектах Российской Федерации.  В январе — феврале 2021 года зарегистрировано 370,3 тыс. преступлений, или на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 62 субъектах Российской Федерации.[1]

Невозможно обеспечить раскрытие преступлений без привлечения граждан к содействию в борьбе с преступностью. Агентурный метод занимает первое место в борьбе с политической и общеуголовной преступностью, даже при результативности современной электронной разведки и дает возможность органам оперативно-розыскной деятельности привлекать отдельных лиц  на конфиденциальной основе к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий,  а так же  дает возможность гражданам использовать право на защиту своих прав и законных интересов от преступных посягательств.

Так же, следует отметить, что в России укоренилось мнение, что скрывать от властей «лихих» людей, сочувствовать и помогать преследуемым- благо. Поэтому гражданин, который информирует государственные органы о таких социально опасных лицах, в понимании значительной части наших соотечественников воспринимается в качестве доносчика, неприятного и отвратительного субъекта. Между тем во всём мире осведомитель, информатор, сообщающий властям о противоправных действиях,- обычное явление, реалии повседневной жизни, к которым большинство населения в целом относится одобрительно или нейтрально, как и к использованию правоохранительными органами иных специальных методов работы.

Объяснить это можно многовековым традиционным законопослушанием граждан и довольно высоким уровнем общественного правосознания. Еще римские императоры имели целые подразделения тайных агентов («деляторов-информаторов»). Известный ученый и практик уголовного розыска И.И.Карпец, обосновывая необходимость агентурной работы и защищая ее от огульной критики, отмечал: «Думаю, что когда громко кричат о “позоре” как в адрес самой работы, так и агентов,- это ханжество. Когда “осуждающие молчат” — тоже. Ибо стараясь быть святее Римского Папы, понимают в душе, что все-таки без этого в борьбе с преступностью не обойтись. Полагаю, что реально мыслящий человек смирится с ее необходимостью, понимая, что польза от такой работы очевидна…. Примем ее как данность социальной жизни. А проводить ее в жизнь тем, кому выпадет эта участь, надо так, чтобы свести к минимуму ее негативные последствия и вынести максимум пользы для людей».[2]

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что изучение вопросов правового регулирования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, практики привлечения к такому содействию и соблюдения при этом прав и свобод личности актуально в современных условиях и сохранит свое значение для правоохранительных органов России в будущем.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с оказанием конкретным гражданином, выступающим в качестве агента, содействия оперативно-розыскным органам в решении стоящих перед ними задач.

Предметом исследования являются закономерности, складывающиеся в ходе оказания конкретным гражданином, выступающим в качестве агента, содействия оперативно-розыскным органам в решении стоящих перед ними задач, а также положения законодательства, регламентирующие деятельность указанных субъектов правоотношений.

Целями исследования являются исследование выявленных проблем, связанных с оказания конкретным гражданином, выступающим в качестве агента, содействия оперативно-розыскным органам в решении стоящих перед ними задач, а также разработка на этой основе предложений, направленных на совершенствование оперативно-розыскного законодательства и практики его применения.

Для достижения указанных целей были поставлены и разрешены следующие задачи:

— исследование понятия, значения и основных задач оперативно-розыскной деятельности;

— изучение понятия и местоположения агента в системе субъектов оперативно-розыскной деятельности;

— характеристика нормативно-правовой регламентации осуществления агентом оперативно-розыскной деятельности;

— анализ содержания прав и обязанностей агента при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

— определение основные направления повышения эффективности осуществления агентом оперативно-розыскной деятельности

— разработка предложений по внесению изменений и дополнений в оперативно-розыскное законодательство.

Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, а также формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, системно-структурный, и другие частно-научные методы исследования социально-правовых явлений.

Теоретической основой исследования является научная литература по истории и теории государства и права, оперативно-розыскной деятельности, уголовно-процессуальному и уголовному праву, криминалистике, а также философии, этике, педагогике, психологии, криминологии и другим отраслям.

Нормативную основу исследования составили: международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные и межведомственные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, других министерств и ведомств, а также постановления Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации.

 

Глава 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и нормативно-правовые основы осуществления агентом данной деятельности

1.1. Понятие, значение и основные задачи оперативно-розыскной деятельности

 

В законодательных актах Российского государства конца XIX в., регулирующих судебно-следственную и полицейскую сферы деятельности, употребляется термин «дознание». Причем отмечается, что «полиции должно предоставить только производство предварительных дознаний и действия ее в данном отношении ограничить наиболее необходимыми изысканиями». Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, совершаемые полицией для обнаружения справедливости или же несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о правонарушении либо о этих происшествиях, о которых без разысканий невозможно квалифицировать, заключается либо не содержится в них преступление».

Длительное время в ведомственных нормативных актах и специальной литературе РСФСР для обозначения оперативно-розыскной работы употреблялись многообразные термины: «негласное расследование», «уголовно-розыскная работа», «уголовный сыск», «оперативная работа». Термин «оперативно-розыскная деятельность» был введен в практический оборот лишь после принятия в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза СССР и союзных республик[3] и издания УПК РСФСР 1960 г.[4] (ст. 29 Основ и ст. 118 УПК РСФСР). Конкретно в уголовно-процессуальном законодательстве первый раз находилось распоряжение на потребность осуществления органами дознания оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков правонарушения и лиц, их совершивших. Это распоряжение в законе позволило первый раз не только обозначить государственную надобность в ОРД, легализовать данную деятельность и обязать органы дознания воспринимать оперативно-розыскные меры в целях борьбы с преступностью, но и послужило начальным положением для определения ее понятия и сущности[5].

Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с различными нормами права[6]. Анализ определения оперативно-розыскной деятельности, который дан в ст. 1 этого Закона, свидетельствует о том, что она характеризуется следующими признаками:

1) является разновидностью деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом[7];

2) правом на осуществление оперативно-розыскных мероприятий в указанных целях обладают органы, уполномоченные на то настоящим Федеральным законом;[8]

3) оперативно-розыскные мероприятия сообща со следственными действиями ориентированы на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечивания безопасности общества и страны от беззаконных посягательств.

В первый раз оперативно-розыскной работы был придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью, отличительной чертой которой считается разведывательно-поисковая сущность, нацеленная на выявление, предупреждение, подавление и раскрытие правонарушений.

Оперативно-розыскная работа считается деталью уголовно-правовой политики. Признание процессуального статуса ОРД в уголовном судопроизводстве в части выявления и фиксации доказательств не приводит к некоторому изменению основополагающих основ уголовного процесса, цели и задач: следует только обыденный процесс приведения законодательства в соотношение с реалиями прогрессивной реальности развития демократического страны и активизации борьбы с более опасными правонарушениями[9].

Из числа всех видов Государственной деятельности, уголовное судопроизводство больше иных вторгается в сферу приватной жизни, ограничивает права и свободы жителей. Обусловлено это публичностью уголовного процесса. Интересы сообщества и страны состоят в том, чтоб установить правду по уголовному делу, заинтересовать виновных к ответственности, одолеть вероятное противодействие заинтересованных лиц. В результате права частных лиц имеют все шансы быть ограничены. Так, осуществляющие расследование органы заключают обвиняемого под стражу, подвергают очевидца либо пострадавшего приводу, проводят обыск в доме, арестовывают имущество, осуществляют контроль телефонные переговоры и т.д.

Оперативно-розыскная работа считается самостоятельной функцией органов уголовной юстиции помимо прочего и с помощью ее структурно-организационного обособления, что представляет создание отдельных служб, ее осуществляющих. В ст. 13 Закона об ОРД[10] они обозначены как органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Таких органов в настоящее время – 8. Законодателем указано, что оперативно-розыскная деятельность ограничена пределом компетенции оперативных подразделений по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

В ст.2 Федерального закона №144-ФЗ сформулирована совокупность задач оперативно-розыскной работы . Перечисленные задачи взаимосвязаны, но любая из них имеет отличительное содержание, и потому их правомерно осматривать как абсолютно самостоятельные. Нужно принимать во внимание и то, что методы решения любой из задач имеют все шансы быть самыми разными. Выявление и раскрытие правонарушений, а также лиц их подготавливающих, совершающих или же осуществивших, — главнейшая часть общих задач ОРД. Выявление и раскрытие применительно к оперативно-розыскной работы предопределяют, что оперативно-розыскным методом нужно будет установить, найти, сделать определенными не только само событие правонарушения и лиц, его осуществивших, но и ряд связанных с данным событием обстоятельств.

Миссия выявления и раскрытия правонарушений оперативно-розыскным методом должна рассматриваться в узкой связи с уголовно-процессуальной работой, потому что часто сам прецедент обнаружения действия преступления служит причиной для возбуждения уголовного дела. Это событие, в свою очередь, обязует орган дознания установить лиц, осуществивших преступление.

Задача предупреждения правонарушений содержится в принятии оперативно-розыскных мер, нацеленных на недопущение совершения противоправных деяний либо уничтожение первопричин, способствующих их совершению. Методы подавления правонарушений находятся в зависимости от конкретных событий и имеют все шансы быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, использование уголовно-процессуальных мер пресечения.

Организационные базы раскрытия правонарушений предполагают собой комплекс мер по существу условий, нужных для успешного проведения оперативно-розыскных мер. В количество данных мер входят обеспечивание оперативно-тактической готовности органов внутренних дел к реагированию на сигналы о идеальных преступлениях; организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, участвующих в раскрытии преступлений; претворение в жизнь многократного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативных учетах.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного санкции, без вести пропавших — представляет из себя систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и других Особых мероприятий, комплексное претворение в жизнь которых обеспечивает стремительное обнаружение разыскиваемых, установление отрицательных факторов, способствующих их длительному проживанию на незаконном положении и укрывательству преступников. Специфика этой задачки ОРД состоит и в том, что розыскная работа обязана иметь структурно-организационное обеспечения на целых всех уровнях системы МВД России.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015)[11] подчеркивается: «Результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных Федеральным законом, могут быть использованы в качестве доказательств по уголовным делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проведены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством».

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью возложен на Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. А гражданин, полагающий, что оперативно-розыскные события нарушили его права и свободы, вправе обжаловать сообразные воздействия в вышестоящий орган, прокуратуру или же в суд.

1.2. Понятие и местоположение агента в системе субъектов оперативно-розыскной деятельности

Как уже было сказано, опасность беззаконных посягательств содержится, до этого всего, в их тайном, замаскированном характере, не позволяющем воплотить обще превентивный значение принципа неотвратимости санкции за их совершение. Данным предопределяется тот прецедент, что решить сколь-либо эффективно специфические задачи оперативных подразделений ОВД в отсутствии внегласных сил, средств и способов невозможно.

Вековая практика применения данных оперативных возможностей полицейскими и специальными службами различных государств в борьбе с политической и общеуголовной преступностью демонстрирует, что первое место посреди них, в том числе и при результативности прогрессивной электронной разведки, справедливо занимает агентурный метод.

Понятие “агентурный метод” происходит от термина “агент”, что означает “действующий”, т.е. лицо, действующее по поручению (в интересах) кого-либо. В отличие от Англии и США, в нашем случае, это человек, тайно (негласно) добывающий необходимую информацию в интересах подразделений, осуществляющих ОРД, а агентурный метод — метод негласного получения оперативной информации путем использования “своих” людей в “чужой” (противоборствующей, противостоящей) среде.

Информация, поступающая от преступников, особенно ценна тем, что идет конкретно из беззаконной среды, от соучастника совершенного преступления или же свидетеля. Работа с таковыми агентами — это многократная борьба, нескончаемая шахматная партия со собственным дебютом — вербовкой, наработанными методиками-комбинациями, потерпевшими, форами, переходными победами, рокировками, ошибками-зевками и не постоянно удачным эндшпилем.

Агентурный способ считается формой реализации права органов, осуществляющих ОРД, на привлечение к подготовке и проведению оперативно-розыскных событий отдельных лиц на конфиденциальной базе, жители имеют возможность применять право на защиту собственных прав от беззаконных посягательств.

Не делают секрета из прецедента применения конфиденциального сотрудничества горожан и нормативные акты, регламентирующие оперативно-розыскную работа ФБР США, криминальной полиции ФРГ .

В США, к примеру, работника криминальной полиции расценивают, прежде всего, по тому, как действуют его осведомители. Любому полицейскому внушают, что в случае если он способен сделать и сберечь трудоспособность собственного “негласного аппарата”, он лучший посреди сослуживцев, эталон для подражания. Вся работа с осведомителями ставится в строгие правовые рамки.

К примеру, работнику ФБР его служебная инструкция при работе с осведомителем устанавливает непременно учитывать: в которой степени работа осведомителя может противоречить конституционным гарантиям прав граждан и этим не скомпрометирует ли он (с позиции законности) проводимое расследование или дальнейшее уголовное преследование в суде; как надежен точный осведомитель с точки зрения его информации; может ли ФБР лично контролировать и обращать работа этого осведомителя, а еще в которой степени значение информации, приобретенной при помощи осведомителя, выгораживает затраты ФБР на ожидаемое осведомителем вознаграждение за сотрудничество.

Конфиденциальное сотрудничество горожан с органом, осуществляющим оперативно-розыскную работа, обязано носить только лишь добровольный, осознанный нрав и выражаться в их согласии на это сотрудничество. Но это не значит неотъемлемую реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами этого стремления. Решение этого вопроса считается прерогативой органов внутренних дел. А значит, реализация права людей на помощь органам внутренних дел в претворении в жизнь оперативно-розыскной работы вероятна лишь при взаимном согласии. Добровольность согласия на сотрудничество исключает использование со стороны ОВД в отношении лиц, привлекаемых к конфиденциальному содействию, способов запугивания, физического устрашения, насилия или же иных противоправных методов склонения их к сотрудничеству.

Конфиденциальность содействия быть может установлена как по инициативе оперативного аппарата, когда орган внутренних дел в лице собственных штатных должностных лиц из тактических суждений необходимости либо безопасности предлагает гражданам, привлекаемым к подготовке либо проведению оперативно-розыскных событий, конфиденциальность такового содействия, так и по волеизъявлению гражданина, когда вовлекаемый в оперативно-розыскной процесс сам выступает организатором конфиденциальности собственных взаимоотношений с органами внутренних дел. Форма выражения согласия на предложение содействия в подготовке либо проведении оперативно-розыскных событий может носить устный, письменный либо другой характер.

Мотивация сотрудничества отдельных (частных) лиц с подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-розыскную работа, как уже было сказано, может иметь разную основу: от приклнного дела к оперативным аппаратам, водящим борьбу с преступностью, и индивидуальных симпатий к лицу, осуществляющему оперативно-розыскную работа, до материальной и другой заинтересованности. Многое находится в зависимости от личности оперативного работника и грядущего конфидента. Тут должны быть предусмотрены закономерности, проявляющиеся в оперативно-розыскной практике, что показывают — важно опереться на тема, который сам по себе, конечно, вдохновляет отдельных граждан в той или же другой форме содействовать аппаратам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Впрочем уловить такой мотив может лишь мастерски подходящий для работы с людьми человек. Потому органы внутренних дел воплотят в жизнь кропотливый подбор, изучение и Особую операцию допуска оперативного персонала, работающего в указанной сфере внедрения оперативно-розыскной деятельности.

Черты этого мастерства появляются в высочайшем авторитете его носителя посреди горожан и сотрудников, завоеванном порядочностью, правдивым отношением к порученному делу, к этим постоянным общечеловеческим понятиям, как справедливость и несправедливость, благо и злобно, в умении взять в толк иных и держать это слово.

Федеральный закон[12] требует от лиц, оказывающих содействие ОВД, представления объективной оперативно-значимой информации. Это значит, что они не обязаны давать в процессе сотрудничества заранее неправильные данные. Добросовестное же заблуждение конфидента в следствие субъективного восприятия того либо другого действия (явления) не может быть оценено как заранее ложное. В взаимосвязи с данным работники оперативных аппаратов обязаны обучать лиц, оказывающих конфиденциальную помощь, не только способам исполнения поручений и заданий, но и верному юридическому распознанию (квалификации) данных событий. В данных целях они:

— информируют конфидентов о своевременной обстановке;

— инструктируют о приемах и способах решения поставленной задачи;

— характеризуют порядок взаимосвязи;

— проводят проверку, без ошибок ли поняты задание и прием его выполнения;

— осуществляют контроль ход исполнения задания, верность поступков и поведения;

— проводят проверку полноту и достоверность сообщаемых данных.

При выявлении тех или же других изъянов выясняется их причина и принимаются меры по уничтожению. При надобности с конфидентами имеют все шансы проводиться Особые занятия по основам права, формам и способам конфиденциального содействия и др. Так как конфиденциальное сотрудничество отображает не исключительно волеизъявление 2 отмеченных сторон — органа внутренних дел в личике оперативного работника и отдельного (частного) лица, но и точную ситуацию, в какой они сделали вывод договоренность о сотрудничестве, также собственные и деловые возможности частных лиц и задачи оперативно-розыскной работы, решаемые с их поддержкою, тогда это сотрудничество может носить всевозможный характер.

Во-1-х, разной быть может задача привлечения уроженцев к конфиденциальному сотрудничеству. Одни из них привлекаются для подготовки оперативно-розыскных событий, иные — для конкретного участия в их претворении в жизнь. Первые подбираются среди экспертов, владеющих познаниями в разных секторах экономики науки, техники, экономики, также посреди иных категорий лиц, располагающих нужными полномочиями и доступом к местам (объектам), необходимым для подготовки к проведению оперативно-розыскных событий. Больше всего это касается более важных, сложных оперативно-розыскных событий, требующих доп и подходящих критерий их организации (проведение оперативно-розыскных событий, ограничивающих конституционные права граждан; подготовка конспиративных мест и критерий встреч с конфидентами и т.п.). Но это назначение не отметает их участия и в проведении иных оперативно-розыскных мероприятий.

Второй вид содействия жителей органам, осуществляющим оперативно-розыскную работа, предугадывает конкретное их судьбе в проведении оперативно-розыскных событий, нацеленных на решение точных задач оперативно-розыскной работы. К примеру, оперативное введение в криминальные общества и судьбе в их разработке.

Во-вторых, конфиденциальное сотрудничество быть может недолгим или же долгим (устойчивым), что значит вступление в дела сотрудничества для заслуги одной точной, разовой недлительной по времени задачи или достаточно устойчивое по времени помощь в подготовке или же проведении ряда оперативно-розыскных событий, которые обеспечивают претворение в жизнь долгосрочных оперативных задач.

Конфиденциальное сотрудничество отдельных (частных) лиц с органами внутренних дел различается и по форме. До этого всего, это конфиденциальное сотрудничество граждан с органами внутренних дел по контракту (т.е. волеизъявление людей в установлении конфиденциальных взаимоотношений имеет место быть в письменной форме в форме контракта). Данные лица водят по заданиям органов внутренних дел энергичную разведывательно-поисковую работа. Кроме того, конфиденциальное сотрудничество гражданина с органами внутренних дел и получение за это вознаграждений и прочих выплат считаются для него одним из источников существования.

Основная характерная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной базе — продолжительность, стабильность взаимоотношений меж гражданином и органом внутренних дел. Помимо того, оказывающий помощь органам внутренних дел на контрактной базе обязан отвечать ряду Особых требований, что ориентируются ведомственными нормативными актами МВД России.

Договор в таком случае — очень индивидуализированное соглашение о сотрудничестве органа внутренних дел, осуществляющего оперативно-розыскную работа, с отдельным лицом, привлекаемым к подготовке и проведению оперативно-розыскных событий. Содержание сведений, излагаемых в договоре, носит персональный нрав и находится в зависимости от личных и деловых достоинств конфидента, нрава исполняемых им заданий, а еще настоящих способностей в решении задач оперативно-розыскной деятельности.

Такой контракт может заключаться только с совершеннолетним дееспособным лицом, самостоятельно осуществляющим в полном объеме свои права и обязанности. В соответствии со ст.60 Конституции РФ гражданин получает такие права и обязанности с 18-летнего возраста. С этого возраста гражданин своими действиями не только приобретает права, но и создает юридические обязанности, а равно способен нести ответственность за последствия своих действий. Следовательно, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вступают с отдельными гражданами в специфические гражданско-правовые и трудовые отношения. Поэтому контракт как разновидность договора имеет определенные правовые последствия для обеих сторон и должен отвечать юридически значимым требованиям. Структура контракта должна содержать следующие элементы.

Правовая основа сотрудничества отдельного (частного) лица с подразделением ОВД, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Например:

— нормативные документы, положенные в основу заключения контракта;

— данные договаривающихся сторон;

— срок, на который контракт заключается;

— порядок, условия и основания продления, приостановления и прекращения сроков действия контракта либо внесения в него добавлений, изменений.

Права и обязанности сторон. Например:

— задачи, для решения которых привлекается лицо (заключается договор);

— формы содействия частных лиц в подготовке или осуществлении ОРМ;

— формы и виды предоставления информации в процессе сотрудничества (устной, письменной, иной; в виде образцов документов, изделий, материалов и др.);

— сохранение в тайне факта заключения контракта, его условий, а также сведений, ставших известными в процессе сотрудничества;

— создание необходимых благоприятных условий для выполнения заданий;

— организация специальной психологической подготовки — обучения конфидента (в т.ч. приемам получения, передачи информации, правилам конспирации и др.).

Условия расчетов и иных компенсаций. Например:

— форма, размер и порядок выплаты вознаграждения за выполнение взятых по договору обязательств;

— форма и размер иных расчетов и компенсаций в зависимости от мотивов сотрудничества.

Ответственность сторон за несоблюдение условий договора. Например:

— формы и характер ответственности сторон;

— возмещение понесенного в связи с подготовкой и осуществлением оперативно-розыскных мероприятий материального и морального ущерба;

— условия досрочного прекращения действия контракта.

Особые условия контракта. Например:

— пределы использования оперативной информации;

— меры социального обеспечения конфидента и членов его семьи;

— обязанности по обеспечению личной безопасности конфидента и членов его семьи;

— иные обстоятельства в соответствии с действующим законодательством (ГК РФ, Закон об ОРД[13]).

Контракт должен быть изложен понятным языком и не быть двусмысленным. В контракте запрещается указывать сведения, составляющие государственную тайну. Контракт составляется в письменном виде, в одном экземпляре и подписывается конфидентом и руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Подписи скрепляются гербовой печатью органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, после чего контракт вступает в законную силу. Письменная форма заключения контракта (при наличии перечисленных реквизитов) является гарантией взаимных обязательств сторон.

Основаниями для прекращения сотрудничества с частным лицом, работающим по найму (контракту), являются: нарушение условий контракта; окончание срока действия контракта, если стороны не высказывают намерение о его продлении. К досрочному расторжению контракта стороны прибегают при неисполнении его условий одной из сторон либо по иным обстоятельствам (например, выезд конфидента на постоянное место жительства в другую местность; увольнение оперативного работника, осуществляющего сотрудничество, и т.п.). В этом случае контракт считается прекращенным через 30 суток после уведомления одной стороны другой о его прекращении. Основаниями для досрочного расторжения контракта о сотрудничестве со стороны ОВД могут быть:

— разглашение сведений о конфиденциальном сотрудничестве либо грубое нарушение требований конспирации, чреватое расшифровкой конфиденциального сотрудничества;

— приобретение конфидентом статуса депутата, судьи, прокурора, адвоката, священнослужителя или полномочного представителя официально зарегистрированного религиозного объединения;

— совершение конфидентом преступления (в частности, вступление в преступный сговор с лицами, подозреваемыми в подготовке, совершении и сокрытии преступления);

— использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия преступной деятельности;

— утрата конфидентом возможности оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

— неудовлетворительное состояние здоровья и другие нарушения условий контракта лицом, содействовавшим подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В случае временной невозможности конфидента выполнять свои обязательства допускается приостановление работы по контракту на срок до шести месяцев.

Отмечая добровольность изъявления согласия гражданина на конфиденциальное сотрудничество с подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как форму реализации своего права на защиту от преступных посягательств, закон (см. ч.3 ст.17 Закона об ОРД), тем не менее, запретил установление такого содействия по контракту с определенной категорией лиц. К ним отнесены народные депутаты, судьи, прокуроры, адвокаты, священнослужители и полномочные представители официально зарегистрированных религиозных объединений. В обоснование такого запрета положены следующие доводы.

Первое: депутаты, судьи и прокуроры, являясь государственными служащими, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Второе: материально-зависимое положение, в которое попадают лица, наделенные законодательными, судебными и надзорными функциями, адвокаты и священнослужители, которым конфиденциальная информация стала известна в процессе защиты подозреваемого (обвиняемого) или тайной исповеди верующего, а также иные представители религиозных объединений, в случае заключения ими контракта о содействии с подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, не должно быть использовано:

— для оказания негласного регулирующего воздействия на законотворческую деятельность и независимую работу судов и надзорную функцию прокуратуры;

— негласного влияния на подзащитных, верующих;

— воздействия на содержание и характер деятельности общественных, коммерческих, государственных и международных организаций, где они являются полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений.

Однако этот запрет не распространяется на установление конфиденциального сотрудничества с представителями указанных категорий лиц, с их добровольного согласия, на бесконтрактной основе, а также со священнослужителями, другими лицами из религиозных организаций (не зарегистрированных органами власти в установленном законом порядке) и лицами, занимающимися противоправной деятельностью, относящейся к компетенции субъектов оперативно-розыскной деятельности ОВД.

Виды конфиденциального содействия граждан органам внутренних дел и его документальное оформление определяются ведомственными нормативными актами МВД России.

Еще много лет назад авторы исследования вопросов состояния преступности из Вашингтонского университета сделали вывод, что полиция не может выиграть борьбу с преступностью, если будет вести ее в одиночку. Как бы хорошо ни были обучены, организованы и оснащены полицейские, они не могут находиться на месте каждого совершаемого преступления, даже если бы число полицейских было в десятки раз больше того, которое есть в действительности. Не помог им и «эффект мнимой вездесущности» полиции, который достигался за счет плотности патрульно-постовой службы.

Среди основных источников полиции, занимающихся нелегальным сбором разведывательной информации для борьбы с наиболее опасными преступлениями, являются осведомители (тайные агенты, информаторы и доверенные лица). В 1996 году, представляя в парламент очередной бюджет, канцлер казначейства Великобритании К. Кларк объявил, что в борьбе с неплательщиками налогов еще более активно будут использоваться платные тайные осведомители. Его слова никого не повергли в шок, поскольку польза от информаторов для государственной казны, а значит и для страны, и для ее граждан очевидна. «Использование секретных осведомителей или тайных агентов, — говорится в одном из решений Верховного суда США, — есть законная и правильная практика право применяющих органов и оправдана интересами граждан. Фактически без использования осведомителей многие преступления остались бы без возмездия и правонарушители избежали бы привлечения к ответственности».

Использование специальными агентами негласных источников при проведении оперативно-розыскных мероприятий регламентируется руководством для специальных агентов, утвержденным Конгрессом США в 1960 году и инструктивным письмом Генерального атторнея от 15 декабря 1976 года. И известная четвертая поправка к американской Конституции не защищает правонарушителя от того, что лицо, которому он добровольно сообщает о своих противоправных действиях, не разоблачит его. Часто негласные сотрудники применяются для предупреждения опасных преступлений, поэтому в США осведомитель — главная фигура (после штатных сотрудников правоохранительных органов) в системе нелегального сбора информации. В связи с этим характерно, что в ходе обсуждения в сенате США законопроекта по бюджету разведывательного сообщества на 1993 финансовый год была выражена убежденность в том, что важнейшим инструментом разведки и впредь будет негласный аппарат. Сенаторы подчеркнули, что работе с негласным аппаратом в 90-е гг. обеспечен приоритет.

Осведомитель — это лицо, не входящее в систему охраны правопорядка, периодически или регулярно предоставляющее информацию должностному лицу правоохранительных органов о преступной деятельности. Столь неоценимая помощь обеспечивает успешное разрешение различных криминальных задач, в связи с чем сотрудники сыскных ведомств в интересах постоянного получения и надлежащего использования таких сведений разрабатывают и придерживаются специальных процедур в отношении осведомителей. Исходным положением здесь является разделение осведомителей на различные квалификационные группы.

Осведомители в Соединенных Штатах являются внештатными сотрудниками и делятся на две категории: случайные и завербованные. К категории случайных относятся лица нерегулярно, а иногда и непреднамеренно передающие оперативную информацию и не имеющие желания в дальнейшем сотрудничать с полицией. Такие осведомители могут быть и анонимными. Надежность таких сведений всегда представляет определенную проблему, поэтому, чтобы иметь доказательственную ценность, они должны, как правило, подтверждаться информацией из других источников. Значительную роль в работе американской полиции играют завербованные осведомители — специально подобранные лица, служащие постоянным источником информации. Их существует три типа.

К первому типу относятся наиболее желательные источники, которые в силу занимаемой ими должности добровольно сообщают те или иные сведения (служащие банков, страховых, телефонных и авиационных компаний, врачи, водители, профессорско-преподавательский состав и т.п.).

Ко второму типу относятся лица, представляющие информацию по принуждению со стороны полицейских органов (например, привлекаемые к уголовной ответственности, осужденные, ранее судимые и т.д.).

К третьему типу принадлежат осведомители, сбор информации для которых является основным занятием (подобной работой, как мы отмечали, занимаются и секретные сотрудники криминальной полиции). Этих информаторов в некоторых полицейских органах называют специальными служащими.

В практике американского Федерального бюро расследований, некоторых иных правоприменительных ведомств этой страны, а также других государств используются следующие понятия:

конфиденциальный источник — лицо, передающее на конфиденциальной основе информацию, к которой оно имеет законный доступ в силу своего объективного положения. Конфиденциальный источник, как правило, не связан с преступным миром, предоставляет информацию, не нуждаясь в специальных стимулах;

осведомитель, информатор — любое другое лицо, передающее информацию на конфиденциальной основе. Обычно это лицо, тесно связанное с объектами негласного расследования и имеющее в этой связи надежный доступ к оперативно ценной информации. Чаще всего осведомитель — это непосредственный представитель преступного мира.

В Агентстве по борьбе с распространением наркотиков (ДЕА) употребляют следующие термины:

— информатор I класса — представитель криминальной среды или лицо, тесно связанное с этой средой. Обычно он сотрудничает сознательно, но иногда используется и «втемную». Например, уличный торговец наркотиками может не знать, что совершает сделки с сотрудником ДЕА, и таким образом непреднамеренно выводит его на оптового поставщика запрещенного товара;

— информатор II класса — обычный гражданин, например сотрудник отеля, информирующий о прибытии в город объекта оперативного внимания, или легальный торговец химическими препаратами, которые могут быть использованы в производстве амфетаминов или барбитуратов.

Исходя из интенсивности использования информатора и особенности его оплаты за предоставленную информацию, специальные агенты налогового управления США выделяют пять типов информаторов: анонимные, не конфиденциальные, конфиденциальные, контролируемые и ограниченные. Анонимный информатор отказывается себя называть или может использовать вымышленное имя, особенно если информатор вступает в контакт с налоговым управлением несколько раз. Его настоящие анкетные данные никому не известны, и информатор не желает их сообщать. С таким типом информатора специальный агент чаще всего общается по телефону или по почте.

Не конфиденциальный информатор не требует от полиции, чтобы его имя там сохранялось в строгом секрете. Однако хотя этот тип информатора и не требует конфиденциальности, личность любого информатора не раскрывается сотруднику управления, если это не требуется для выполнения им своих служебных обязанностей. Конфиденциальный информатор требует, чтобы его имя было засекречено. Контролируемый информатор получает плату за представляемые в полицию сведения. Он готовится специальным агентом как источник информации, относящийся к нарушителям налоговых и других законов.

Ограниченный источник — информатор, личность которого известна специальному агенту, но отказывающийся давать информацию без гарантии того, что его персона не будет фигурировать в документах полиции. Примером этого вида источника считается собственный знакомый либо друг работника полиции, предлагающий информацию как свидетельство дружеских отношений.

Американцы считают, что информатором считается и официальное должностное лицо, предоставляющее сведения о взяточничестве в его учреждении. Правоохранительные органы применяют и сведения, поступающие от осведомителей среди лиц, оказавшихся под арестом. Данные лица зачастую предполагают информацию о соучастниках правонарушений с тем, чтоб не допустить судебного преследования или же сбавить степень меры санкции. Информация, приобретенная из аналогичных источников, постоянно считается итогом заслуги такой договоренности и обязана употребляться как вполне возможно скорее и до того, как будет найдена взаимосвязь осведомителя с правоохранительным органом. Вышеназванный источник информации может согласиться на предоставление свидетельских показаний против иных лиц, и еще на тогда, чтоб быть систематическим осведомителем во время присутствия в пенитенциарном учреждении и после освобождения.

Существенным незаконным источником разведывательной информации в американской полиции считаются и доверенные лица. Из числа сотрудников-профессионалов криминальной полиции даже существует пословица: «Ценность оперативных сотрудников полиции ориентируется ценностью их доверенных лиц». Сообразно официальному американскому определению, доверенное лицо — это человек, который не классифицируется штатным работником полиции, обладает связями с преступными организациями и лицами, выражает стремление по тем или же другим причинам собирать и сообщать работникам полиции сведения об их планах и поступках. В ФРГ к данному еще добавляют: «при условии гарантирования секретности».

Под секретным работником в уголовном процессе ФРГ понимают доверенное личико органа Государственной власти, которое согласно со собственным «суверенным розыскным заданием собирает и применяет в роли доказательственного материала факты». Надлежащие органы власти в ФРГ пользуются в собственной работе, по крайней мере, двумя категориями доверенных лиц:

1) лица, секретно состоящие на неизменной службе органов власти и получающие за это систематическое вознаграждение, похожее постоянной заработной плате;

2) лица, для которых работа на полицию считается специфическим «совместительством» (к их поддержки прибегают от варианта к случаю, за что они получают разовые гонорары за собранную информацию).

В ФРГ различают пять групп доверенных лиц:1. Наушник или реномист.2. Беспомощное доверенное лицо.3. Корыстолюбивое доверенное лицо.4. Агент-провокатор.5. Доверенное лицо, ведущее двойную игру.

«Наушник», или же «реномист», представляет из себя лицо, которое мнит себя неудавшимся работником криминальной полиции и думает, что вправе говорить о том, что он считается агентом полиции. Он всячески акцентирует внимание перед окружающими значительность собственной персоны и склонен сам выступать в роли исполнительной власти, при всем при этом берет взятки от лиц, за которыми он, якобы, следит по поручению полиции. «Беспомощное доверенное лицо», претендуя на великое вознаграждение, сулит помощь в раскрытии крупных преступлений, после этого длительное время вообще не появляется. При нечаянной встрече данный человек дает необыкновенные сведения, что ни на что не годятся. Особую опасность он являет из себя потому, что склонен оговаривать лиц, непричастных к преступлениям.

«Корыстолюбивое доверенное лицо» устремляется склонить к наибольшим выплатам за собственную работу, потребует авансов, при всем этом пробует получить средства не только от полиции, но и от пострадавшего. «Агент-провокатор» устремляется быть услужливым, всеми средствами хочет получить вознаграждение, для чего же инспирирует преступление, которое без его провокации ни разу бы не произошло. «Доверенное лицо, водящее двойную игру», сообщает полиции сведения о небольших правонарушениях, с тем чтоб лично под данным прикрытием осуществлять преступления. Иногда это вовсе не доверенное лицо, а злоумышленник, который избавляет следовательно соперника или совершенствоваться получить немалую долю добычи от правонарушения.

Сообща с тем в ФРГ считают, что если страна благодаря наличию негласного сотрудника получает некое превосходство в форме информации, тогда оно обязано нести и обязанность за ложное его поведение.

Содержащееся в Главном законе ФРГ конституционное требование подробного выяснения всех событий дела в масштабах расследования уголовных правонарушений помимо прочего выделяет правовое подкрепление применению внегласных сотрудников и осведомителей . Вопросы, связанные с доверенными лицами, судя по литературным источникам, рассматривались в ФРГ в масштабах криминалистической стратегии («криминалистики»). В следствии этого в намерении научных изысканий Криминалистического института федерального ведомства уголовной полиции ФРГ наличествует Специализированная тема «Доверенные лица, тайные агенты», включенная в раздел «Криминалистические средства». А вопросы внегласной оперативно-розыскной работы полиции ФРГ рассматриваются в разделе криминалистики с именем «Конспиративное противодействие». Криминалисты ФРГ считают, что уголовно-полицейское дознание немыслимо без внедрения доверенных лиц. При данном традиционно именуют три основания для их использования.

Во-первых, работа полиции в значительной степени состоит из исследования и слежения, для претворения в жизнь которых необходимо воспользоваться не лишь силами полиции, но и информацией от доверенных лиц, основных целенаправленное наблюдение и слежение.

Во-вторых, наблюдение и слежение нужно будет вести незначительно при помощи лиц, которые неизвестны как работники полиции. Для этого помимо прочего потребуются доверенные лица.

В-третьих, присутствует потребность в ведении исследования в преступной среде, что возможно только при помощи лиц из преступной среды, которые «сами время от времени совершают правонарушения либо в результате жизненных обстоятельств и профессии располагают доверием лиц из беззаконной среды».

Что же касается правовой базы для работы с внегласной категорией горожан, тогда в Гамбурге с 1982 г., в Гессене и в Нижней Саксонии с 1983 г. были изданы Специальные циркуляры. Так, к примеру, гамбургский «Циркуляр по использованию осведомителей и прочих информаторов», вступивший в следствие с грифом «для казенного пользования» 30 марта 1982 г., был одобрен гамбургским органом внутренних дел, юстицией и Федеральным ведомством уголовной полиции. Циркуляр предугадывал тесное сотрудничество милиции и прокуратуры в применении осведомителей и в обеспечивании залога конфиденциальности их работы. Совместно с тем законодательное регулирование внедрения негласных работников в ФРГ имеет особенность: казенные органы, пользующиеся предложениями тайных источников, всеми средствами устремляются обеспечить себе непричастность к их деяниям. В данных целях, прежде всего, негласный работник рассматривается в роли лица, функционирующего не на основании поручения подходящего органа страны, ну а в качестве приватного лица, связанного со собственным «заказчиком» правовыми отношениями, базирующимися необыкновенно на «частном договорном праве».

В одном ряду с отмеченными внегласным источниками информации присутствует большое количество всевозможных групп лиц, что имеют все шансы быть очень заинтересованы в предложении поддержки структурам правопорядка и предоставлении информации о противоправной работы. Сознательно важно тут тогда, что лица, что точно владеют ценной информацией о преступниках или же имеют все шансы получить эту информацию, практически постоянно считаются людьми, связанными с беззаконной работой. В взаимосвязи с данным работники полиции обязаны обладать стратегией обнаружения и вербовки вероятных осведомителей, а после этого их успешного применения в роли источников информации.

1.3. Нормативно-правовая регламентация осуществления агентом оперативно-розыскной деятельности

ОРД регулируется специальным Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[14]. Согласно ст. 1 этого закона ОРД — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Из законодательного определения следует сделать следующие выводы.

ОРД — это особый вид правоохранительной государственно-правовой деятельности, который определен и поддерживается государством, регламентируется специальным законодательством.

ОРД осуществляется специально уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями. Исчерпывающий перечень таких органов содержится в ст. 13 ФЗ об ОРД.

ОРД осуществляется гласно и негласно в отношении предоставляющих оперативный интерес лиц, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Таким образом, ОРМ могут осуществляться в двух формах: гласно и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытость проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников оперативно-розыскных органов (ОРО), даже если они имеют соответствующий допуск, но прежде всего – от объектов (лиц, групп, организаций), в отношении которых они проводится. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРД, обеспечить безопасность участников ОРМ, результативность мероприятий, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы. Гласность ОРМ – это проведение ОРМ, содержание, цели, участники которых не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.

Цель ОРД  – защита человека, общества и государства от преступных посягательств. В законодательном определении ОРД отражена лишь конечная, главная цель ОРД – защита от преступных посягательств. Такую же цель преследуют и другие виды правоохранительной деятельности государства (например, уголовно-процессуальная деятельность, деятельность законодателя по установлению преступности и наказуемости деяний, деятельность по исполнению наказания и др.). Отличие ОРД от других видов правоохранительной деятельности заключается в специфических задачах ОРД.

К задачам ОРД ст. 2 ФЗ об ОРД[15] относит:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих  или совершивших;

— осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших,

— добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

В других статьях ФЗ об ОРД указаны и другие задачи ОРД:

— установление личности неопознанных трупов (п. 4 ч. 1 ст. 7);

— применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц (п. 5 ч. 1 ст. 7);

— сбор данных, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании с  лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных  мероприятий; об обеспечении безопасности органов,   осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч. 2 ст. 7).

С учетом цели ОРД среди задач главенствующее положение занимает группа задач превентивного назначения: предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ. Определение целей и задач имеет большое значение, поскольку, согласно ст. 5 ФЗ об ОРД[16], не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД.

По мнению некоторых ученых, легальное определение неполно отражает содержание ОРД. Так, законодатель указал, что ОРД может достигать своих целей только «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий», следовательно, можно сделать вывод, что ОРД может выражаться только в проведении гласно и негласно оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ).По мнению ряда ученых, ОРД может выражаться не только в проведении ОРМ, но также в осуществлении следующих видов деятельности:

— привлечение к конфиденциальному содействию лиц (ч. 2 ст. 15, ст. 17 ФЗ об ОРД);

— создание легендированных юридических лиц (ч. 5 ст. 15 ФЗ об ОРД);

— ведение специфической финансовой  деятельности, заключающейся, например, в закрытых от налогообложения выплатах лицам, оказывающим содействие органам, осуществляющим  оперативно-розыскную деятельность (ст. 18 ФЗ об ОРД);

— создание и использование информационных систем и учетов, документирование ОРД (ст. 10 ФЗ об ОРД[17]);

— проведение мероприятий по защите сведений (ст. 12 ФЗ об ОРД).

— проведение иных действий по борьбе с преступностью: засады, оперативные комбинации, поиск информации в компьютерных сетях, включая Интернет, и средствах массовой информации, ее сбор, анализ, обработка и фиксация, покупка информации и др.

Вся названная деятельность включается в содержание ОРД, является ее частями, поэтому ОРД не является совокупностью  только предусмотренных  законом ОРМ, а включает в себя и другие элементы. Негласность, специфические задачи ОРД обуславливают ее отличительную особенность — разведывательно-поисковый характер, т.е. направленность на, как правило, тайное получение скрываемой информации (скрываемых преступлений, их субъектов, розыск скрывшихся лиц и т.п.).

На основании изложенного можно предложить следующие определение ОРД:

ОРД – это разведывательно-поисковая

1) государственная деятельность, регламентированная специальным законодательством,

2) осуществляемая в случаях прямо предусмотренных ФЗ об ОРД

3) оперативными подразделениями государственных органов, специально уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий,

4) посредством проведения ОРМ, агентурной работы и других мероприятий, предусмотренных ФЗ об ОРД, осуществляемых гласно или негласно,

5) с целью защиты человека, общества и государства от преступлений путем решения специфических задач, свойственных только ОРД и указанных в ФЗ об ОРД.

Глава 4 ФЗ об ОРД[18] называется «Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД». Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эта норма, а также п. 2 ст. 15 ФЗ об ОРД, ст. 19 ФЗ о ФСБ, п. 32 ст. 11 Закона «О полиции» содержат правовую основу для привлечения граждан (иностранных граждан, лиц без гражданств аи др. лиц) для сотрудничества с ОРО. Для факта признания содействия лица ОРО необходимо не только желание самого лица, но и принятие решения пред­ставителя оперативно-розыскного органа на привлечение этого лица к содействию. Лицо, привлеченное к осуществлению ОРД, становится субъектом ОРД со всеми вытекающими из этого факта правовыми последствиями: такое лицо наделяется  соответствующими обязанностями и правами в области осу­ществления ОРД, несет определенную юридическую ответственность за недобросовестное выполнение взятых обязательств. Кроме того, такое лицо находится под защитой государства (ч. 1 ст. 18 ФЗ об ОРД).

В зависимости от формы содействия в осуществлении ОРД выделяют следующие виды содействия:1) анонимное содействие;2) гласное содействие;3) негласное (конфиденциальное) содействие.

При анонимном содействии лицо представляет соответствующую информацию и остается при этом анонимом для ОРО, т.е. не желает раскрыть свое имя и участвовать в уголовном процессе. Основная его особенность в том, что лицо, вступившее в анонимное отношение, лишает оперативника возможности использовать его в решении других задач, и тем более в качестве свидетеля. Информация при анонимном содействии может передаваться по телефону, в письменной форме, а также в ходе встреч с оперативным сотрудником. Примером анонимного содействия является сообщение по телефону или в письменной форме информации о местонахождении разыскиваемых преступников и без вести пропавших граждан, сообщение о подготовке лицами преступлений, информации об обстоятельствах совершенного преступления и другой информации, имеющей значение для борьбы с преступлениями.

Гласное содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий может  выражаться в оказании содействия субъектам ОРД путем участия лица в проверочной закупке наркотиков в качестве «покупателя», в проведении, например, наблюдения за действиями и поступками налоговых инспекторов, обоснованно подозреваемых в  злоупотреблении служебным  положением при  проверке  правильности  исчисления доходов и уплаты налогов физическими и юридическими лицами, сборе образцов документов для сравнительного исследования, отождествлении личностей (путем просмотра фотографий), подозреваемых в коррумпированных связях с представителями налоговой службы и органов полиции.

Гласность содействия не означает, что об этом известно окружающим в момент содействия. Гласность содействия означает, что сотрудничество не имеет секретного режима, ОРО не предпринимаются специальные меры, обеспечивающие тайность содействия, не обеспечивается безопасность сотрудничающего лица, у такого лица нет четких обязанностей, нет контракта, он не обязан скрывать свое сотрудничество, а впоследствии содействующее лицо может раскрыть факт содействия, выступая свидетелем в уголовном судопроизводстве. Возможность использовать содействующего лица, предоставившего информацию, в качестве свидетеля — это основное преимущество гласного содействия.

Негласное сотрудничество – это сотрудничество с ОРО, при котором эти органы принимают специальные меры для обеспечения тайности факта сотрудничества. Эти меры могут выражаться, например, в легендировании негласного сотрудника (использование вымышленных сведений о личности: вымышленных связей и знакомств лица, вымышленной информации о судимостях, образовании, трудовой деятельности и др.),  в специальных способах и приемах встреч негласного сотрудника с оперативником (например, на конспиративной квартире), в специальных способах передачи информации ОРО и др. (такие меры в первую очередь применяются к лицам, содействующим ОРО в форме агентурного метода сотрудничества). Конфиденциальное сотрудничество наступает с момента договоренности сторон и прекращается  по  желанию одной из них либо при наличии оснований, установленных законом.

Придание гласности сведений о лицах оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе, допускается только с их согласия в письменной форме, за исключением предоставления о них сведений надзирающему прокурору в случаях, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 ФЗ об ОРД[19]).

Негласное  сотрудничество  граждан  с ОРО может осуществляться на контрактной и бесконтрактной основе. При негласном сотрудничестве на бесконтрактной основе оформляется письменное согласие гражданина или согласие фиксируется иным способом (аудиозапись вербовочной беседы). Такое сотрудничество выражается, например, в участии лица в проверочной закупке в качестве «покупателя» наркотических средств, в предоставлении ОРО имеющейся у источника информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений, в консультировании по методике и тактике осуществления оперативно-розыскных мероприятий и т.п.

Сущность контрактной формы сотрудничества заключается в оформлении письменного договора (контракта). Оперативно-розыскной контракт – документально оформленный договор между соответствующим оперативным подразделением (в лице оперативника) и конкретным совершеннолетним дееспособным гражданином со взаимными обязательствами, возникающими в связи и по поводу необходимости реализации целей ОРД и решению ее задач, который влечет определенные юридические последствия для обеих сторон.

Данная форма сотрудничества стимулирует устойчивость отношений, их длительность и гарантию оплаты труда. Эта категория конфидентов выполняет наиболее сложные разведовательно-поисковые функции, например, на объектах налогообложения, в среде лиц, подозреваемых в совершении налоговых преступлений, коррумпированных  чиновников,  в организованных  преступных группировках.

Контракт от имени ОРО подписывают руководители, определяемые ведомственными  нормативными актами. Другой стороной может быть совершеннолетнее дееспособное лицо, независимо от его гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений (ч. 2 ст. 17 ФЗ об ОРД).

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, недееспособных, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций (ч. 3 ст. 17 ФЗ об ОРД[20]). Запрещается всякое негласное сотрудничество адвокатов с ОРО (ч. 5 ст. 6 ФЗ об адвокатуре[21]).

Контракт оформляется в письменной форме и является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических оперативно-розыскных отношений. В таком контракте отражается цель сотрудничества (предмет договора), его сроки, взаимные права и обязанности в связи и по поводу решения задач ОРД, условия возмездности, срок действия, условия продления или  расторжения контракта и т.д. В общих положениях указывают, какие обязательства принимают на себя стороны по решению задач ОРД. Специально оговаривают особенности действия сторон. В  частности, конфидент указывает, в чем состоит его содействие при подготовке или проведении ОРМ. Перечень взаимных договорных обязательств индивидуален и зависит от ряда условий: личных качеств конфидента, характера выполняемых им заданий, его реальных возможностей по оказанию содействия и т.п. В контракте запрещается излагать сведения, составляющие государственную тайну.

В этом документе также указывают:

— в какой форме (устно, письменно, в виде образцов документов, изделий и т.д.) конфидент будет предоставлять информацию;

— обязательства ОРО в создании благоприятных условий для выполнения конфидентом заданий, в его обучении и подготовке (специальной, психологической и др.).

— пределы использования результатов ОРД, полученных с участием конфидента, условия о сохранении сведений, составляющих государственную тайну, о которых стало известно конфиденту при сотрудничестве, и т.п.;

— перечисляют обязательства, связанные с обеспечением личной безопасности конфидента, безопасности членов его семьи, близких и др.;

— меры социального обеспечения конфидента и (или) членов его семьи и близких, а также другие обстоятельства в соответствии с ФЗ об ОРД[22] и гражданским законодательством;

— вид, размер и порядок вознаграждения конфиденту за выполнение взятых им обязательств (например, повременная оплата или разовые вознаграждения конфиденту), вместе с тем в контракте может быть предусмотрена и отражена какая-либо иная форма возмездности (например, предоставление работы или помощь в ее приобретении, передача в собственность движимого или недвижимого имущества, выдача соответствующих документов);

— порядок возмещения понесенного в связи с подготовкой или проведением ОРМ материального или морального вреда и др. (например, ограничение какого-либо права конфидента на тот или иной срок после окончания сотрудничества).

Условия и требования к порядку решения договора с конфидентами излагается в нормативных правовых актах точного ОРО. Предусмотренные в договоре повинности и права сторон не обязаны откладывать или же ущемлять те из них, что учтены ФЗ о ОРД (ст. 14, 15, 17 и др.) .Содержание договора обязано быть ясно и недвусмысленно изложено. Как правило, письменный текст договора оформляется в 2-ух экземплярах, подписывается обеими сторонами: конфидентом и управляющим ОРО (причем агент вправе получить 1 из экземпляров контракта). Подписи скрепляются оттиском гербовой печати подходящего ОРО. Действие договора прекращается по прошествии обговоренного срока либо, при наличии основания для преждевременного расторжения, — досрочно.

Преждевременное расторжение договора. Оно допустимо по разным причинам. Стереотипными являются: а) преждевременная реализация цели, из-за которой заключался контракт; б) справедливое изменение своевременной обстановки (заболевание конфидента, утрата им оперативных вероятностей, приобретение конфидентом статуса депутата, арбитры, прокурора, юриста, священнослужителя либо полномочного адепта официально зарегистрированного религиозного соединения и др.); в) несоблюдение критерий договора одной из сторон. Инициировать преждевременное расторжение вправе две стороны. К примеру, конфидент может по своей инициативе расторгнуть договор в случае невыполнения другой стороной 1-го либо нескольких обещаний, предусмотренных договором.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф