Заявка на расчет
Меню Услуги

Агентурная работа оперативной деятельности. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

Глава 2. Агентурная работа при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

2.1. Права агента при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В зависимости от направления использования конфидентов, т.е. в зависимости от задач, решаемых негласными сотрудниками, условно выделяют оперативное обслуживание и участие в оперативной разработке.

Оперативное обслуживание — создание и использование агентурного аппарата, обеспечивающего получение первичной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес на обслуживаемой территории, объекте, линии работы, что  должно обеспечить  выявление лиц, подлежащих разработке. Оперативное обслуживание также предлагается определять, как систему мер наблюдения, слежения за объектами с целью своевременного реагирования на негативные изменения оперативной обстановки.

Получения первичной информации достигается правильной, обоснованной расстановкой негласных источников, нацеленной на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес. Это направление характеризуется экстенсивным вовлечением в негласное содействие граждан. Такие источники, которых принято называть «объектовыми», находятся в стадии ожидания, слежения за оперативной обстановкой. Это стратегическое направление использования лиц для задач ОРД.

Такое содействие обычно негласное, может быть однократным, кратковременным или периодическим, возмездным или безвозмездным. Такое содействие определяется ведомственными нормативными актами как оперативный контакт.  Под оперативным контактом понимается установление негласных отношений с лицами, которые периодически представляют информацию  оперативно-розыскного характера.

Оперативный контакт как разновидность использования конфиденциального содействия граждан  позволяет оперативнику иметь широкий круг информаторов, не обременяя себя формальными требованиями, предусмотренными нормативными актами по отношению к другим категориям негласных сотрудников («контрактным» сотрудникам).

Содействие в форме оперативного обслуживания может перетекать в содействие в форме непосредственного участия в оперативной разработке.

Непосредственное участие в оперативной разработке — использование лиц для фиксации действий проверяемых, разрабатываемых с целью сбора фактических данных, обеспечивающих достижение поставленной цели в рамках конкретного дела оперативного учета. Этот вид содействия еще определяют как использование агентов для получения или реализации информации при ОРМ в отношении конкретных лиц с целью предупреждения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести. При этом виде содействия происходит вовлечение конфидентов в решение конкретных задач конкретного дела оперативного учета. Это направление содействия следует считать тактическим. Оно характеризуется, как правило, интенсивным использованием содействующих лиц с четко выраженной целью — сбор фактических данных, обеспечивающих достижение поставленной цели.

Выделяются две формы такого участия — в форме содействия (простая форма конфиденциального содействия) и в форме сотрудничества (сложная форма конфиденциального содействия). В каждой из указанных форм можно выделить наиболее типичные ситуации участия граждан в обеспечении решения задач ОРД. Так, для формы содействия характерно оказание помощи безвозмездно, без контракта, не на постоянной основе (однократно или периодически), как правило, возможна гласная форма содействия.

Примером сотрудничества в этой форме является участие потерпевших в конкретных ОРМ. Например, лицо, у которого вымогается взятка, участвует в оперативном эксперименте по фиксации факта вымогательства и получения взятки, для этого ему могут выдаться технические средства (микрофон, видеокамера и др.). Такое лицо в дальнейшем при допросе в качестве свидетеля по уголовному делу может раскрыть факт сотрудничества. Для этой формы также характерно участие специалиста (т.е. лица обладающего специальными знаниями, которыми не обладает большинство людей) в проведении ОРМ по ДОУ.ОРО могут использовать специалистов для следующих целей:

  • консультативной, справочной помощи;
  • производства исследований материальных объектов;
  • оказания технической помощи оперативным работникам в проведении ОРМ;
  • производства ревизий и аудиторских проверок.

Например, специалист в банковских операциях, работающий в банке сотрудничает с ОРО с целью выявления признаков преступления в банковской сфере: копирует и передает ОРО документы, сообщает информацию о «необычных» операциях и др. Содействовать ОРО может специалист в медицине с целью выявлять преступные нарушения профессиональных обязанностей коллег. При проведении такого ОРМ, как наведение справок о том или ином лице, могут потребоваться самые различные познания — из области медицины, психологии и др. Специалист — участники ОРМ — в дальнейшем, как и оперативник, может быть допрошен по уголовному делу.

Для формы сотрудничества свойственно постоянное долговременное, негласное, контрактное сотрудничество граждан. Для этой формы характерно сотрудничество в форме агентурного метода, т.е. использование граждан, не являющихся сотрудниками ОРО, в качестве агентов. Эти категории негласных сотрудников занимают главенствующее место в процессе обеспечения решения задач по ДОУ. Агентурный метод имеет ярко выраженный разведывательно-поисковый характер, что проявляется  в задачах, которые ставятся перед агентами, и основных положениях работы с ними. Характерные особенности агентурного метода:

  1. Сотрудничество в негласной форме, долговременное, контрактное, часто возмездное;
  2. Задачами агентов, в частности, являются:
  • выявлять лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступление, входить к ним в доверие и «наблюдать изнутри» за формированием организованных преступных формирований (далее – ОПФ), устанавливать участников таких групп; основная задача негласного сотрудника — перевоплотиться, стать в преступной среде «своим» и  «необходимым» человеком. В этих целях лица, внедренные в ОПФ, могут имитировать преступную деятельность, вплоть до причинения вреда интересам других лиц (ч. 4 ст. 16 ФЗ об ОРД[1]), а в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»[2] им разрешается безлицензионное использование наркотических средств и психотропных веществ.
  • в необходимых случаях оказывать влияние на лиц, участников подготавливаемого преступления в целях склонения их к отказу от преступных намерений;
  • устанавливать способ совершения преступления и ориентировать оперативников на конкретных лиц, могущих быть свидетелями, выявлять предметы и документы и иные фактические данные, имеющие доказательственное  значение, обеспечивать или принимать непосредственное участие в фиксации действий  проверяемых, разрабатываемых в период подготовки или совершения ими преступлений;
  • устанавливать места укрытия и каналы сбыта похищенного имущества и иных ценностей, приобретенных преступным путем, и др.
  1. Основные положения работы ОРО с такими сотрудниками заключаются в следующем:
  • подобрать негласного сотрудника, способного выполнить задание. Например, изучение проверяемых и разрабатываемых показывает, что среди  них есть лицо, которое может быть привлечено к негласному сотрудничеству. Его привлечение и выполнение им заданий есть суть и начало применения агентурного метода. Агент должен располагать сыскными возможностями и обладать соответствующими личными качествами. Он специально готовится для выполнения заданий;
  • разработка легенды и проведение комплекса ОРМ, подтверждающих легенду,  ввод негласного сотрудника в среду проверяемых, разрабатываемых (если он не знаком с ними) и установление с ними доверительных отношений;
  • в период оказания таким сотрудником помощи необходимо принимать меры, обеспечивающие сохранение негласного сотрудника от необоснованного привлечения к уголовной ответственности или расшифровки, т.е. его вывод из среды проверяемых и разрабатываемых.

Информация, полученная от лиц, содействующих ОРО, может использоваться в различных вариантах:

Первый вариант. Информация поступает от анонимного источника и после ее проверки на достоверность и относимость к преступному факту может быть реализована по усмотрению ОРО.

Второй вариант. Информация поступает от негласно сотрудничающего лица, однако такое лицо не желает быть расшифрованным и выступать в качестве свидетеля или расшифровка такого сотрудника опасна для него или нецелесообразна.  В таком случае используется только информация, полученная от негласного сотрудника. Такая информация носит ориентирующий характер.

Третий вариант. Лицо, оказывающее содействие, не возражает (а условия тому способствуют) выступить в качестве свидетеля. Этот вариант соответствует разработанному в теории ОРД направлению документирования — выявлению будущих свидетелей. Задача ОРО в таких ситуациях сводится к обеспечению безопасности такого лица и сведений, которыми он располагает. Здесь возможны две ситуации:

— негласный сотрудник не скрывает своего содействия ОРО, и это должно найти отражение в уголовном деле (например, «покупатель» при проверочной закупке);

— негласный сотрудник допрашивается как свидетель без его расшифровки (ситуация, наиболее распространенная в процессе борьбы с экономическими преступлениями).

Четвертый вариант. Лицо, оказавшее содействие, использовалось как специалист. Этот вариант сопряжен с рядом ситуаций. Например, лицо, оказывающее содействие, провело негласное исследование, результаты которого подтвердили отрабатываемую версию и установили признаки подготавливаемого, совершаемого, совершенного преступления, что послужило основанием заведения дела оперативно-розыскного производства или его реализации. С возбуждением уголовного дела может быть назначена экспертиза по этим же вопросам в установленном уголовно-процессуальным законом порядке. Следовательно, результаты, полученные оперативно-розыскным путем, подтверждаются,  как правило, другим специалистом.

Приведем примеры рассмотренных разновидностей содействия ОРО.

Гласное сотрудничество в виде непосредственного участия в оперативной разработке. ОРО подготавливают или проводят ОРМ, в котором участвует лицо, оказывающее содействие (например, потерпевшие от вымогательства взятки, или «обычного» вымогательства участвуют в оперативном эксперименте для фиксации фактов получения взятки, требований при вымогательстве; участие граждан в проведении негласных проверочных закупках наркотических средств, спиртосодержащих жидкостей и т.п.). При этом содействие лица выражается в виде непосредственного участия в оперативной разработке, носит разовый характер, как правило, безвозмездный характер. Тайность содействия обеспечивается при подготовке и проведении ОРМ. В последующем такое лицо может согласиться выступить в качестве свидетеля на следствии и в суде и раскрыть факт своего сотрудничества с ОРО. Возможно другая ситуация: если в последствии такое лицо становится участником уголовного судопроизводства, например, в качестве свидетеля, он не раскрывает факт содействия ОРО.

Негласноесотрудничество.Перваяситуация.Негласное,безконтрактное,периодическое оперативное обслуживание. Оперативный сотрудник периодически контактирует (встречается) с информаторами в определенной среде (например, подростковые компании, среда предпринимателей), которые сообщают ему о криминально ориентированных лицах из их окружения, о намерениях совершить преступлений, информацию о лицах и обстоятельствах уже совершенных преступлений и др. информацию, имеющую значение для решения задач ОРД. Эта информация дает возможность узнать о ранее неизвестных преступлениях и лицах, подлежащих проверке и разработке. Факт сотрудничества скрывается, содействующие лица не желают, чтобы о фактах предоставления ими информации стало известно, не желают быть свидетелями в уголовном судопроизводстве.

Вторая ситуация, иллюстрирующая негласное, долговременное, контрактное, возмездное содействие в форме агентурного метода лиц, причастных к подготавливаемому, совершаемому либо совершенному преступлению. Пункт 4 ст. 18 ФЗ об ОРД[3] допускает использование содействия лиц из числа членов преступной группы, совершивших противоправное деяние.

Обычно условием такого сотрудничества является непривлечение конфидента к уголовной ответственности, освобождение от такой ответственности или наказания, смягчение ответственности конфидента. Согласно п. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД лицо, из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, активно способствовавших раскрытию преступления, возместивших нанесенный ущерб  или иным образом загладивших причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Практическая реализация этого положения вызывает трудности. В большинстве случаев они связаны с несогласованностью норм оперативно-розыскного, уголовного и уголовно-процессуального права. Так в законодательстве РФ основания освобождения от уголовной ответственности предусмотрены только в УК (ст.ст. 75, 76, 78, 90, 92 УК, ряд примечаний к статьям Особенной части УК РФ)[4] и УПК РФ (ст.ст. 24-28). Указанные нормы не предусматривают возможности освобождения от уголовной ответственности совершивших преступления членов преступных групп, во всех случаях их содействия ОРО и возмещения причиненного вреда.

При установлении оперативно-розыскных отношений с конфидентом ОРО может взять на себя обязанность ходатайствовать о принятии мер по смягчению приговора этому лицу в случае признания его виновным или по освобождению его от уголовной ответственности, если конфидент выполняет следующие обязательства:

  • сообщаемая им информация должна быть достоверной  и  иметь существенное значение для раскрытия преступлений, подготавливающихся, совершаемых или совершенных группой;
  • данная информация не может быть получена из других источников или ее добывание затруднено;
  • наличие чистосердечного признания во всех совершенных в группе противоправных деяниях и степени личного участия в них.

Основные положения взаимных обязательств должны быть оговорены в заключаемом сторонами контракте. Между тем, следует иметь в виду, что многообразие ситуаций, в которых оказывается лицо, содействующее ОРО, не может быть на все случаи жизни предусмотрено нормами  права. Поэтому при заключении контракта с лицом, являющимся членом ОПФ, при всем том, что ОРО сохраняет за собой обязанность не быть безучастными в решении вопросов о наказании за содеянное, должно быть учтено и оговорено следующее:

— желает ли данное лицо быть расшифрованным и выступить в качестве свидетеля (если оно не принимало участия в подготавливаемом или совершенном преступлении) или готово нести ответственность за содеянное и представляет ли данное лицо возможную жесткую реакцию преступного мира в ответ на его сотрудничество с ОРО. Одновременно сотрудники ОРО должны четко оценить свои возможности по обеспечению безопасности не только  негласного сотрудника, но и его близких;

—  если расшифровка лица недопустима, какие возможности могут быть задействованы ОРО для того, чтобы это лицо могло быть либо полностью освобождено от уголовной ответственности в соответствии с законодательством, либо освобождено от длительного пребывания в местах лишения свободы.

К способам защиты негласных сотрудников от привлечения к уголовной ответственности чаще всего относят: — договоренность негласного сотрудника с лицами, которым он представил информацию, о том, чтобы при расследовании они не упоминали о нем как об участнике преступной группы; прекращение уголовного дела в отношении негласного сотрудника в ходе расследования; выделение материалов на негласного сотрудника в отдельное производство с последующим прекращением

Безусловно, вторая ситуация является более типичной. Однако полностью исключать первую ситуацию не следует, поскольку она реализует принцип сочетания гласной и негласной деятельности. Так, в ранее действовавших ведомственных нормативных актах прямо предусматривалось: в случае если все способы предотвратить подготавливаемое преступление исчерпаны, негласный сотрудник обязан своим личным вмешательством, невзирая на опасность расшифровки, пресечь  данное преступление. Следовательно,  первая ситуация вполне реальна и может иметь место. Необходимо искать пути, в том числе правового, организационно-тактического характера, обеспечивающие решение этой сложной задачи.

2.2. Обязанности агента при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Права и обязанности лица, привлеченного к осуществлению ОРД — это сово­купность обязательств перед оперативно-розыскным органом по осуществлению ОРД и корреспондирующим им предоставленных законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством и контрактом (в случае его заключения). Этой совокупностью прав и обязанностей обладают все лица, оказывающие содействие, вне зависимости от формы такого содействия (гласно или негласно).

Содействующие лица, согласно ст.ст. 17 и 18, ч. 4 ст. 16 , ч. 2 ст. 12 ФЗ об ОРД[5], ст. 19 ФЗ об ФСБ[6] имеют право:

а)  заключать контракт с ОРО о конфиденциальном сотрудничестве;

б) получать от сотрудников ОРО разъяснения своих задач, обязанностей и прав;

в) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;

г) получать вознаграждение;

д) право на выбор формы оказания содействия. В случае конфиденциального (негласного) содействия – право на неразглашение сотрудниками ОРО факта содействия ОРО. Так, предание гласности (в т.ч. и сообщение о них судьям) сведений о лицах, внедренных в ОПГ, а также о лицах, оказывающих или оказывавших ОРО содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами;

е) право на «вынужденное причинение вреда»;

ж) право на обеспечение безопасности в связи с содействием ОРО;

з) право получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе оказания содействия органам федеральной службы безопасности, другие права в социальной сфере;

Лица, оказывающие содействие ОРО, обязаны:

а) не допускать умышленного предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации (ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД). Сообщение агентом оперативнику информации (в любой форме), в которой изложены заведомо ложные сведения о совершении кем-либо преступления, следует квалифицировать как заведомо ложный донос, а лицо, совершившее это преступление, подлежит уголовной ответственности (см. ст. 306 УК). Кроме того, подлежит правовой оценке ситуация, в которой агент, участвуя в осуществлении ОРМ, может получить достоверные сведения о готовящемся или совершенном преступлении, однако по той или иной причине умышленно скроет их от оперативника. В такой ситуации поведение агента может послужить не только основанием для прекращения с ним сотрудничества, но и при определенных обстоятельствах основанием для его привлечения к уголовной ответственности по ст. 316 УК за укрывательство преступления;

б) не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия ОРО (ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД).

в) соблюдать условия заключаемого с ОРО контракта или договоренности о сотрудничестве;

г) выполнять поручения ОРО, направленные на осуществление возложенных на них обязанностей.

Оперативные работники обязаны изучить личность и деловые качества своих будущих негласных помощников, определить их способности и возможности к специфической деятельности. При этом необходимо выяснить социальные его и психофизиологические качества, наличие реальных возможностей оказывать негласную помощь: профессию, должностное положение, наличие преступного опыта, знание образа жизни преступников, жаргона, его собственную роль в криминальной среде и соответствующие связи и т.п.

При привлечении лица к негласному сотрудничеству важно установить мотивацию сотрудничества, ибо она может выступать непосредственной причиной его поведения. Мотив- это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на достижение каких либо целей удовлетворяющих определенные потребности человека. Механизм мотивации весьма сложен. Он включает в себя потребности, ожидания, стимулы, установки и т.д. Исходной конечно являются потребность, выступающая в форме притязаний и ожиданий. Различные стимулы направлены на удовлетворение потребностей.

Исходя из особенностей негласного сотрудничества, в механизме мотивации может быть потребность не только, а иногда не столько в материальном вознаграждении, сколько ожидании другого рода. Это искреннее желание оказать содействие в разоблачении преступников, «вывести на чистую воду» лиц, орудующих на предприятиях, в организациях, учреждениях. Это могут быть потребности в самореализации (самовыражении), личностные потребности (уважение со стороны других, признание самостоятельности, независимости и т.д.), стремление в определенной мере удовлетворить свои амбиции.

Возможность уйти от уголовной ответственности, данное желание не лишено смысла. Законодательством на основании ч.4 ст. 18 Закона об ОРД предусмотрена возможность ухода от уголовной ответственности: «Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным способом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности».

Сам факт привлечения вызывает у лица сложные нередко противоречивые психологические чувства. Чаще всего с одной стороны, он внутренне понимает правильность идей и целей сотрудничества, и они могут совпадать с его мотивацией, с другой — он серьезно сомневается в благовидности, нравственности своего решения и даже нередко боится предстоящей, столь неизвестной и сложной деятельности. Именно в такой ситуации условие конфиденциальности отношений с объяснением лицу его положения поможет в выборе правильного решения.

Среди способов мотивации следует особо отметить и наличие принудительной мотивации, которая основывается на использовании власти и угроз. Воздействие на человека силой данных способов является само по себе безнравственным, а если под их воздействием будет получено согласие, то такое содействие в работе будет весьма краткосрочным, бесперспективным и, в определенной мере опасным, из-за возможности умышленной дезинформации, двурушничества и других негативных последствий. В этой связи не случайно законодатель, настаивает на добровольном согласии лица участвовать в подготовке или проведении ОРМ.

Исходя из мотивации, лиц оказывающих содействие субъектам, осуществляющим ОРД, условно можно классифицировать агентуру на 5 основных психологических видов.

1.) «Справедливые», к ним относятся лица, которые выполняя свой гражданский долг, считают необходимым информировать силовые структуры о лицах занимающиеся противоправной деятельностью. Данная категория лиц, искренне хочет помочь правоохранительным органам в борьбе с преступностью. Но являясь по своей сути людьми честными, не имеющими, как правило, преступного опыта, а соответственно связей в преступной среде, деятельность данной категории лиц является малоэффективной. Это не говорит о том, что помощью этих лиц нужно пренебрегать, ни в коем случае, при желании оказывать содействие субъектам, осуществляющим ОРД рассмотреть данный вопрос.

2.) «Болтуны», к ним относятся лица, которые любят хвалиться имеющейся информацией, их самолюбие и завышение собственных возможностей не знает границ. Донесение информации до субъектов осуществляющих ОРД, поднимает их авторитет в их же собственных глазах, по принципу «Ты вот начальник сидишь тут и не знаешь ни чего, а я вот знаешь, про всех все знаю…» Информация такой категории агентов, как правило, носит поверхностный характер, состоит в большинстве своем из сплетен, но иногда и приносит положительный результат, для решения задач ОРД. Вопрос денежного вознаграждения считают второстепенным, финансовой стороне в своей деятельности значение придают, как правило, маловажное.

3.) «Корыстные», данная категория агентуры говорит сама за себя из названия. Это лица, имеющие большую «любовь» к деньгам. В независимости от разведывательных способностей и возможностей, данная категория лиц, как правило, имеет определенный процент «двурушников». Здесь нужно указать, что возможно, как нарушение контракта о привлечении в качестве агента. Согласно которому агент должен состоять на оперативной связи у определенного штатного гласного сотрудника осуществляющего ОРД и выполнять его указания, предоставлять ему имеющую информацию о преступлениях. Так и «двурушничестве» в виде полного предательства интересов оперативно- розыскной деятельности.

То, что касается первого случая, в данном аспекте можно указать на то, что лица данного психологического типа, всегда ищут того, кто больше будет выдавать им вознаграждение за предоставленную им оперативную информацию способствующую раскрытию преступления. В результате чего, агенты данной категории очень часто, сообщают имеющую у них оперативную информацию (порой имеющую ценность для раскрытия преступления) сразу нескольким оперативным сотрудникам, желая получить вознаграждение от каждого из них. Своими действиями, создавая проблемы при реализации дел оперативного учета (ОД, ДПОП, ОПД и др.), а так же возможности создать путаницу при выплате денежного вознаграждения в документации, при документальном отчете оперативного сотрудника. Тем более такое поведение агента, по сути, исключает его «секретность» в результате не соблюдения им одного из принципов ОРД — конспирации, в результате его начинают «узнавать на улице».

То, что касается второго случая, который является классическим случаем «двурушничества», и есть ни что иное как предательство интересов борьбы с преступностью, а порой разглашения сведений имеющих государственную тайну в корыстных целях, в целях обогащения. В таких случаях вопрос должен рассматриваться в зависимости от последствий, которые могут наступить в результате совершения факта «двурушничества» агентом. От расторжения контракта о сотрудничестве с агентом, до привлечения его к уголовной ответственности (например, если будет установлено, что его действия имеют прямую причинно-следственную связь с преступлением и возможного соучастия агента в совершении преступления). Представление оперативному подразделению органа, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, заведомо ложной информации о событии преступления и лицах, его совершивших, может быть образовать состав преступления, предусмотренного ст.306 УК РФ (заведомо ложный донос).

То, что касается разведывательных возможностей и ценности оперативной информации получаемой данной категории агентов, то можно сказать, что все зависит от каждого конкретного случая. Говоря о продолжительности негласного содействия данной категории источников, следует сказать, что как правило, они носят длительный характер и в большинстве своем зависят от денежного ресурса, имеющегося у субъекта осуществляющего ОРД.

4.) «Должники», это категория агентов самая противоречивая, как со стороны ФЗ «Об ОРД», так генезисного характера ее появления. Лицами данной категории, как правило, являются лица совершившие правонарушение (административный проступок, либо преступление). Освобожденные от уголовной ответственности на основании законодательства, как в связи с прекращением уголовного дела в отношении лица и дальнейшего прекращения уголовного преследования(ст.ст. 27,28, 28.1 УПК РФ ст.ст. 75, 76 УК РФ), так и по другим основаниям: условное осуждение (ст.73 УК РФ) либо получившие наказание за совершение преступление в виде лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора(ст.82 УК РФ), а может быть даже имевшее место отказ в возбуждении уголовного дела в отношении данного лица(ст.24 УПК РФ). Это могут лица в отношение, которых ведется уголовное преследование и имеется наличие возбужденного уголовного дела, процессуального решения еще не принято.

Согласно ст.17 Федерального закона «Об ОРД» как было сказано выше лица к конфиденциальному сотрудничеству могут привлекаться только с их согласия. При рассмотрении данной категории лиц мы видим момент, т.е. в одном движении имеем два противоположных движения. В этой связи сам собой напрашивается вопрос, какова доля истинной выражении добровольной воли лица, выразившего желание на сотрудничества с субъектами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность. Данным лицом может руководить не только и даже не столько чувство вины за совершенное им правонарушение, сколько возможное «смягчение его участи» сотрудниками силовых структур за оказание последним помощи виде предоставление информации имеющей отношение к решению задач ОРД (ст.2 Закон «Об ОРД).

Тем не менее, не взирая на субъективные помыслы, лиц данной категории, если они изъявляют желание оказывать содействие оперативным подразделения МВД, сотрудники правоохранительных структур должны не только идти им на встречу, они обязаны это делать. Данная категория лиц, как правила, чувствуя свою вину за содеянное правонарушение и желая «задобрить» правоохранительные органы с большим энтузиазмом выполняют возложенную на них как на агентурный аппарат обязанности (и права) ФЗ «Об ОРД»; как добывают информацию для решения задач ОРД, так и участвуют в оперативно- розыскных мероприятиях (ст.17 ФЗ «Об ОРД»).

Думается, следует сказать, что данная категория лиц входящий в агентурный аппарат является наиболее работоспособной, как правило, имеет ранее преступный опыт, связи в преступной среде и соответственно высокие разведывательные способности. Но следует указать, что агентура данной психологической группы, по мере решения имеющегося у них личного интереса, например, прекращения в отношении них уголовного дела, либо наличия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, как правило, начинает устраняться от выполнения обязанностей, предусмотренным контрактом о вербовке.

5.) «Мстители», категория лиц агентурного аппарата, являющаяся самой ненадежной, в зависимости от продолжительности содействия, как правило, являет собой случай кратковременного содействия. Нужно понимать понятие «мстители», не в том смысле, что данная категория лиц мстит преступном миру и борется с ним. Отнюдь, скорее даже наоборот. Данной категорией лиц, при содействии органам, осуществляющим ОРД, движет месть к кому либо, зависть, конкуренция в преступной среде.

Мы рассмотрели условно взятые психологические группы, лиц из которых состоит агентурный аппарат оперативно- розыскной деятельности. В данной работе мы не стали останавливаться на видах и подгруппах лиц входящие в данные группы (категории). На самом деле лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным подразделениям бывают как женщины, так и мужчины, женатые и холостые; замужние и разведенные; имеющие детей и без таковых, работающие и безработные и т.д. Думается, данный вопрос требует отдельного рассмотрения. Исходя из указанных психологических категорий лиц оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД оперативный сотрудник должен предполагать: с какими положительными и отрицательными моментами при работе с агентурой он может столкнуться в практической деятельности.

Тактика установления и развития психологических контактов.

Психологический контакт- это процесс установления и поддержания взаимного тяготения общающихся лиц. Если люди проникаются интересом доверием друг к другу, можно говорить, что между ними установился психологический контакт. Процесс общения, как правило, начинается со знакомства. Если предлог знакомства оказывается естественным и объяснимым, то общение налаживается и разговор идет довольно непринужденно и легко. Если же предлог не понятен или неестественен, не соответствует ситуации, развитие контакта затрудняется, а его перспектива остается довольно не ясной. В практической деятельности существует много самых различных приемов выбора предлога для знакомства.

Условно их можно разделить на две группы: первая- активной стороной при знакомстве является субъект осуществляющий ОРД, вторая- активной стороной является объект, который возможно будет привлечен к сотрудничеству. В зависимости от ситуации и личности интересующего лица пригодной оказывается либо первая, либо вторая группа приемов. Однако, во всех случаях требуется творческий подход, находчивость оригинальность и сообразительность. Но нужно всегда помнить, что первое впечатление, как показывают исследования, складываются на основе восприятия: а) внешнего вида; б) экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки); в) голоса, речи.

Следует отметить, что если мы будем смотреть на людей только как на средство достижения своих целей, то ничто не сможет помочь нам понять этих людей и привлечь их внимание к себе. В практике оперативно-розыскной деятельности дружеское и заботливое отношение к интересующему лицу можно изобразить, используя положения системы К.С. Станиславского смысл которых заключается в осуществлении определенных физических действий. Это могут быть определенные жесты, высказывания и т.д. Очень важен во время сказанный комплемент.

Доверие и доброжелательность со стороны объекта- это самые существенные условия в развитии отношений. Объект, вступивший в процесс общения в фазу доверительности, приобретает уверенность в том, что он, полагаясь на своего партнера, ничем не рискует. Предпосылкой такого состояния общающихся является взаимное понимание и доброжелательность.

«Умение вести разговор — это талант», — утверждал французский писатель Стендаль. «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом»,- считал английский естествоиспытатель и политический деятель Д. Леббок. Неумение вести необходимую деловую беседу с интересующим лицом у оперативного сотрудника, безусловно, будет являться пробелом его оперативной и профессиональной деятельности.

Общение — сложный и многогранный процесс, который выступает одновременно и как информационный процесс, и как процесс взаимодействия индивидов, и как процесс их сопереживания и взаимопонимания. Вне общения немыслимо человеческое общество, в том числе и правоохранительные органы. В структуре общения в классике выделяют три взаимосвязанных стороны:

  1. Коммуникативная сторона общения состоит в обычном обмене информацией между общающимися субъектами.
  2. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями.
  3. Перцептивная сторона общения, как правило, означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе хорошего взаимопонимания.

В ходе оперативно- розыскной деятельности оперативный сотрудник и интересующий его человек, встретившись, обменивается между собой различными представлениями, идеями, настроениями, чувствами, установками и т.д. В условиях оперативно- розыскной деятельности информация не только передается, но и формируется, уточняется и даже очень часто развивается и совершенствуется. В зависимости от характера оперативно- розыскной деятельности, в процессе выполнения которой и по поводу которой осуществляется общение, а также в зависимости от сферы общественной жизни и от дистанции общения между общающимися может преобладать та или иная сторона общения — коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Отметим, что существуют универсальные приемы общения, эффективные применительно к различным сферам жизнедеятельности человека, в том числе и в оперативно- розыскной деятельности, в частности, тактичность, приветливость, чувство юмора и т.д. Думается, что приемы эффективные для нерегламентированного, свободного общения, очень часто могут оказаться неприемлемыми для служебного или делового общения. Приемы общения обычно развиваются стихийно, в процессе активного взаимодействия с партнерами. Большое влияние на этот процесс оказывают сложившиеся традиции, общий психологический климат социальных групп, в которые включена интересующая личность.

Если интересующий оперативного сотрудника человек относится к какой либо социальной группе, а в субъекте ОРД видит человека другой социальной группы, то это безусловно, не способствует созданию необходимого психологического контакта, атмосферы доверия, в данной ситуации не создается условие, для выполнения главной задачи- получения оперативной информации. В данной ситуации оперативному сотруднику нужно знать основные роли различных субкультур, в том числе, которые исполняет интересующий оперативного сотрудника человек в жизни, и направлять это лицо к занятию такой ролевой позиции, которая бы в наибольшей степени способствовала разрешению данной ситуации.

Тактика получения информации в оперативно- розыскной деятельности.

Нужно навсегда усвоить, что на первоначальном этапе подготовке, человека к вербовке, общепсихологической основой, на базе которой возможно получение интересующих сведений, является теория бессознательного. Термин «бессознательного» употребляется для обозначения таких явлений, которые протекают в психике человека, не осознаются им. Классическим примером «подсознательного» в психики человека, являются сны.

Смысл получения информации путем выведывания заключается в том, чтобы опираясь на общие закономерности психической деятельности, побудить его к передаче информации в той или иной форме, оперативному сотруднику. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать информацию не хочет, его необходимо побудить к неосознанной ее передаче. Известно, что грань между сознательным и бессознательным весьма условна. И.С. Кон отмечает, «что защитные механизмы призваны поддерживать известную целостность, устойчивость, идентичность индивидуального самосознания в условиях, когда конфликт различных установок ставит его под угрозу». Исходя из общих теоретических положений и практического опыта выработанного человечеством можно выделить два основных способа получения необходимой информации:

Первый- это побуждение субъекта к непроизвольным высказываниям фактов, представляющих интерес для сотрудника.

Второй- побуждение интересующего лица к непроизвольным физическим и экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию.

Внутри названных способов можно выделить ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получение необходимой правоохранительным органам информации.

Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного лица, соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям. Основное правило применения этого приёма- побуждение к непроизвольному высказыванию при демонстрации предметов, которые должны ассоциироваться с предметами, которые бы воскресили в памяти интересующего лица события, подлежащие уяснению.

Использование смежной темы разговора. Этот прием дает в целом возможность вести целенаправленную беседу, не прибегая к постановке вопросов. Сущность этого явления заключается в том, что практически одинаковые реакции возникают у человека на все слова, которые сходны по смыслу, т.е. относятся к одной логической группе, и почти не зависят от их звучания или написания. Таким образом, использование смежной темы разговора для получения интересующей сотрудника информации состоит в том, чтобы оживить впечатления, хранящиеся в памяти у интересующего сотрудника лица, замаскировать действительное значение смежной темы и в результате побудить его непреднамеренную передачу соответствующей информации.

Использование чувства значимости конкретной личности. Люди, как правило, стараются сохранить и повысить чувство собственного достоинства. Затронув это чувство, можно добиться того, что интересующая личность, защищая свой престиж, выскажется по вопросу, представляющему интерес для оперативного сотрудника (например, стремление искренне помочь собеседнику; чувство благодарности, в ответ на высказывания партнера; желание удивить оппонента; помогать интересующему человеку отстаивать его точку зрения, это помогает ощутить ему личную значимость в глазах окружающих).

Проявление равнодушия. Суть этого приема заключается в искусственном проявлении безразличия к информации, которой собеседник придает большое значение и считает для себя очень важной. Это может задеть самолюбие собеседника, что стимулирует к высказыванию дополнительных данных, которые так же могут интересовать оперативного сотрудника. Но в указанной ситуации стоит оговориться, что проявление равнодушия со стороны сотрудника может побудить собеседника к высказыванию лишь в условиях доверительности.

Использование эмоционального стресса. В данном приеме в качестве эмоционального стресса стоит понимать психическое напряжение, когда у человека ослабевает контроль за своим поведением. Ввести интересующее лицо, в состоянии эмоционального стресса можно задав неожиданный вопрос; сделать неточное или ложное заявление; сообщить якобы «важные» сведения; показать свою осведомленность, в чем либо. Основное правило применение этого приема: если поставлена задача разоблачить или уличить собеседника, неожиданный вопрос должен поставить интересующее лицо в тупик; если же нужно привести его в замешательство, то надо предусмотреть для этого лица пути выхода из этого положения.

Основное правило применение приема: ложность заявления должна быть очерчена в основном правильно. Искаженной может быть, лишь какая-нибудь конкретная деталь информации. Наиболее эффективен этот прием к людям, которые считают себя «знатоками» или большими эрудитами, они обязательно попытаются уточнить и дополнить высказывание оперативного сотрудника. Использование важных сведений представляет собой сведения, которые могут изменить настроение человека, помогают направить беседу в нужное русло. Показ осведомленности используется, когда уже известны некоторые детали вопроса и событий и нужно получить дополнительную информацию.

Подбрасывание ложных доказательств. Давно известно, что человек гораздо больше доверяет идеям, возникающим в его собственной голове, нежели тем, которые преподносят ему другие. Поэтому оперативный сотрудник всегда должен пытаться воздействовать косвенно на образ мыслей интересующего его лица, стараться исключить прямое давление на человека. Нужно как бы ненароком подбрасывать объекту определенную информацию, из которой он должен сам делать вывод. Весь смысл состоит в том, чтобы интересующий оперативного сотрудника человек, сделал именно те выводы, и донес их до слушающего, на которые и рассчитывал оперативный сотрудник.

Создание образа «простака». Суть этого метода состоит в том, что оперативный сотрудник умышленно принижает свои умственные способности, с целью создания у интересующего объекта ощущения интеллектуального превосходства. В результате чего объект теряет бдительность, и становится более уязвимым и доступным в плане получения от него интересующей информации.

Нами рассмотрены основные (классические) способы получения информации, но следует сказать, что перечень этих способов не является ограниченным, его можно рассматривать как расширительный. Разработка и добавление иных теоретических способов должно обеспечить на практике наиболее эффективную работу субъектов осуществляющих ОРД.

Подготовка к вербовке и вербовка.

Устанавливать отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе — это право сотрудников органов, осуществляющих ОРД. Поэтому инициатива такого сотрудничества, как правило, исходит от оперативных работников. Сотрудники правоохранительных органов должны тщательно изучать биографию, образ жизни, семейное положение, профессиональную деятельность, связи и привычки, а также политические, религиозные взгляды и убеждения интересующего оперативного сотрудника лица, что поможет в дальнейшем установить контакт, с целью склонения его к конфиденциальному сотрудничеству.

Попытаемся с помощью оперативной психологии разобраться в том, с кем нам завтра предстоит «идти в разведку». Оперативная психология — не вполне наука. Это частично искусство, как и сама общая психология. Сама вербовка — процесс весьма сложный и по большей части достаточно продолжительный. Подбор агентурного аппарата является одним из наиболее деликатных моментов в работе субъектов осуществляющих ОРД. Ошибка в выборе может обернуться не только личной драмой человека, изъявившего желание сотрудничать с оперативными подразделениями, но и провалом тщательно спланированного оперативно-розыскного мероприятия.

По заранее разработанному плану организуется «случайное» знакомство, в процессе которого продолжается изучение объекта, производится его идеологическая обработка в интересующем направлении, то есть определяется, что может быть использовано в качестве основы вербовки. Вербовочное предложение на первой же встрече никто и никогда не делает -это грубейший непрофессионализм. На данном этапе устанавливается личный контакт с объектом разработки, что позволяет лучше почувствовать кандидата в агенты в процессе общения, организовать более глубокое изучение его как личности, проверить на объективность информацию по вопросам, ответы на которые уже хорошо известны.

Основной упор при подборе кандидатов следует сделать на уравновешенных людей, не стремящихся к дешевой популярности. Это должен быть рассудительный, выдержанный и строго организованный человек, владеющий логикой убеждения, обладающий высоким уровнем оптимизма и устойчивостью настроения. Лицо подготавливаемое к вербовке также должен отлично ориентироваться в окружающей обстановке и располагать широкими связями в самых разнообразных слоях общества. Определяющими характеристиками профессиональной непригодности объекта к использованию являются следующие: богатое воображение, склонность придумывать события, не соответствующие действительности или давать собственное толкование сложившейся оперативной обстановке.

Только досконально изучив конкретного человека, можно подобрать к нему ключи. В любом случае действовать необходимо очень деликатно, ненавязчиво, не лезть, что называется, в душу с расспросами, искать общие точки соприкосновения и общие интересы, внимательно присматриваться к объекту разработки, выявлять его жизненные ценности и приоритеты, а главное, слабые и уязвимые места, используя которые, можно на него эффективно влиять. Никогда не форсируйте события. В искусстве вербовки большое значение имеет ораторское искусство, помноженное на знание психологии. Здесь, как в любви — насильно мил не будешь. Реализуя свои коммуникативные способности, оперативный сотрудник должен быть тонким мастером ведения диалога, опытным полемистом и блестящим оратором, для которого характерно стремление к достижению тесного взаимодействия с объектом разработки. Очень важным в вербовочной беседе является так называемый эффект доступности. Обычно его рассматривают в трех аспектах: техническом, эмоциональном и смысловом.

Основные моменты проведения вербовочной беседы

  1. В процессе вербовочной беседы оперативный сотрудник должен установить с объектом тесный психологический контакт. Во время беседы оперативник обязательно должен контролировать реакцию объекта по внешним проявлениям (мимика, жесты и др.), по степени восприятия им выдвигаемых тезисов (активное, пассивное), поддерживая, таким образом, постоянную обратную связь с объектом.
  2. Держаться при проведении мероприятия нужно уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.
  3. Взгляд должен быть направлен в сторону объекта. При откровенном вызове ни в коем случае нельзя избегать взгляда объекта вам в глаза, в зрительной дуэли он первый должен опустить глаза. Но постоянно смотреть в одну точку тоже не рекомендуется.
  4. Следите за четкостью своей речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не монотонно.
  5. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией объекта. Эмоциональный компонент вашей речи должен рассматриваться с точки зрения расслабления и снятия у объекта эмоционального напряжения. Достигается это, например, с помощью уместной шутки или не слишком заумного анекдота.
  6. При кульминации беседы в момент вербовочного предложения необходимо говорить убежденно, уверенно, с подчеркиванием каждого слова.
  7. Ни под каким видом не подавайте повод объекту заподозрить, что ваша речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

Подписание контракта о сотрудничестве.

Закон об ОРД предусматривает возможность заключения контрактов о содействии (сотрудничестве) с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношение к религии и политических убеждений, за исключением, перечисленных в ч.3 ст.17 Закона об ОРД (депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных объединений. Заметим, запрет касается негласного сотрудничества с указанными лицами только по контракту).

Контракт позволяет детально определить и закрепить взаимоотношения сторон, условия и виды сотрудничества. Перечень контрактных условий определяется индивидуально и зависит от характера выполняемой работы, личных и деловых качеств лица, принимающего обязательство оказывать содействие органам внутренних дел, его реальных возможностей участвовать в ОРМ. В контракте могут оговариваться особые условия, связанные с результатами участия в проведении оперативно- розыскных мероприятий, в том числе по сохранению сведений, составляющих государственную тайну. Процедура заключения и исполнения контракта о сотрудничестве регламентируется «Наставлением об основах организации и тактики ОРД ОВД». Контракт вступает в законную силу с момента подписания его сторонами, если иное не указано в тексте самого контракта. Вознаграждение лицам, оказывающим содействие, выплачивается из финансовых средств, выделяемых на оперативно- розыскную деятельность в соответствии со ст.19 Закона об ОРД.

В настоящее время имеется информация о возможных изменениях в форме привлечения граждан к конфиденциальному сотрудничеству. Об упразднении такого института соглашения, как контракт. Замена последнего карточкой установленного образца, а так же ряда других изменений.

Некоторые ученые считают, что контракт о содействии лицам органам, осуществляющим ОРД, нельзя рассматривать как трудовое соглашение, ибо в таком случае конфидента необходимо рассматривать как субъекта не только оперативно- розыскных, но и трудовых отношений. Указывают на то, что якобы между конфидентом, оказывающим содействие по контракту, и органом внутренних дел не возникает трудовых правоотношений и складывающиеся в процессе осуществления оперативно- розыскной деятельности отношения сотрудничества не могут регулироваться трудовым правом. Думается это не совсем верно.

Конфидента необходимо рассматривать как субъекта не только оперативно-розыскных, но и трудовых отношений. Деятельность- это занятие, труд, а ОРД является разновидностью социально-полезной юридической деятельности. В случае долговременного осуществления содействия органам, осуществляющим ОРД, данному лицу должна быть назначена трудовая пенсия. Но думается, это тема отдельного исследования.

2.3. Основные направления повышения эффективности осуществления агентом оперативно-розыскной деятельности

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, — это право лица, а не его обязанность, это возможность реализации гражданами их конституционного права на защиту от противоправных посягательств путем оказания содействия органам, осуществляющим агентурную работу в оперативно-розыскной деятельности. Содействие граждан реализуется посредством использования конституционных прав свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37), защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).[7]

Содействие граждан оперативным подразделениям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеет свою организационную основу. Организация системы такого содействия граждан состоит из мер по ее созданию и функционированию.

Формирование и функционирование такой системы неразрывно связаны с изучением оперативной обстановки на обслуживаемой территории, объектах или по линии работы, разработкой на этой основе оптимальной модели количественных, качественных характеристик и расстановки лиц, содействующих оперативным подразделениям, а также фактической реализацией модельных составляющих. Эта деятельность заключается в уяснении сотрудником (оперативным подразделением) реальной потребности в таковом содействии, построении на этой основе соответствующей модели сообразно целям и задачам правоохранительной деятельности, выявлении, изучении и проверке предполагаемых помощников, осуществлении комплекса мер по установлению с ними соответствующих отношений.

Содействие граждан оперативным подразделениям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть краткосрочным и долговременным.

Краткосрочность отношений в сфере содействия характеризуется их незначительной продолжительностью. К ним следует отнести разовые контакты с лицами, оказывающими содействие в решении отдельных оперативно-тактических задач, участвующими в проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий. Привлечение их на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи при проведении проверочных закупок, наведении справок, предоставлении органам внутренних дел помещений, транспортных средств и пр. К конфиденциальным краткосрочным контактам следует отнести отношения в сфере анонимного осведомления и оперативные контакты, которые по своему характеру могут быть разовыми или многократными.

Долговременные отношения предполагают осуществление содействия на значительном временном отрезке. Этот период может быть различным и зависит от факторов, определяющихся в первую очередь критерием целесообразности длительного содействия, а также его мотивацией. К категориям лиц, оказывающих долговременное содействие на гласной основе, относят отдельных представителей так называемой «общественности» (внештатных сотрудников, а также членов различных общественных формирований, оказывающих содействие оперативным подразделениям).Долговременное содействие на конфиденциальной основе оказывается доверенными лицами и агентурным аппаратом.

По характеру отношений содействие граждан оперативным подразделениям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть непосредственным и опосредованным.

Содействие оперативным подразделениям оказывается гражданами путем осуществления определенных действий, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности. Это сбор информации, создание обстановки либо условий, облетающих оперативным подразделениям достижение поставленных перед ними целей, предоставление услуг и пр. Критерием непосредственности таких действий является адресация помощи именно оперативному подразделению: участие в правоохранительной деятельности на гласной основе, осуществление содействия в качестве конфидента как с контрактным оформлением отношений, так и без такового.

Опосредованное содействие как сравнительно новая форма взаимоотношений отдельных лиц и оперативных подразделений выступает в использовании средств массовой информации, высоких технологий (например, Интернета) для предания огласке оперативно значимых фактов и причастных к ним лиц без адресации сведений правоохранительным органам. В этом случае лицо, инициирующее распространение информации, представляет, что разглашенные им сведения при благоприятном стечении обстоятельств могут быть обнаружены и востребованы правоохранительными органами, но не желает по определенным соображениям (боязнь разоблачения, морально-этические проблемы и т.д.) непосредственного оказания содействия оперативным подразделениям.

Сотрудничество отдельных лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным и негласным (конфиденциальным). Указанные виды содействия необходимо более четко закрепить законодательно, а также учесть предложение о нормативном регулировании Законом анонимного содействия.

Наиболее оправдавшей себя на практике формой гласного участия граждан в борьбе с преступностью является внештатное сотрудничество. Внештатные сотрудники подразделений уголовного розыска самостоятельно, по поручению и под контролем штатных сотрудников либо с их участием решают многие задачи оперативно-розыскной деятельности. Широко распространенным является привлечение внештатных сотрудников в качестве понятых, а также водителей личного транспорта с целью решения различных оперативно-служебных задач.

Особо необходимо использование негласного сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в деле борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации, ведь поскольку опасность терроризма сегодня создает угрозу политической и экономической системе государства, угрозу каждому человеку. Ущерб от терроризма настолько велик, что антитеррористическая работа с применением агентурного метода должна стать основным направлением деятельности государственных правоохранительных органов.

Успешное осуществление оперативно-розыскной деятельности в значительной мере определяется системностью данной работы, которая включает в себя в том числе обмен оперативно-значимой информацией между подразделениями соответствующих органов независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности.

Одним из ключевых элементов ОРД является первичная информация о фактах противоправной деятельности. Значимость указанной информации для эффективного осуществления ОРД позволяет заключить, что должны иметься соответствующие механизмы стимулирования её получения. Для создания одного из таких механизмов целесообразно статью 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнить подпунктом  следующего содержания: «Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, от которых поступили сообщения о фактах противоправной деятельности, о результатах проверки полученных от них сведений».

Отсутствие законодательно регулируемой практики осуществления обратной связи при обмене оперативной информацией в системе органов, осуществляющих ОРД,  не позволяет в полной мере контролировать работу оперативных подразделений и давать ей объективную оценку. При этом у конкретного оперативного сотрудника нет стимула для получения информации о фактах противоправной деятельности, которая выходит за рамки  его участка работы.

Установленная частью 4 статьи 14 названного Закона обязанность для органов, осуществляющих ОРД, информировать другие органы, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, носит декларативный характер. В то время как предлагаемое дополнение позволит создать действенный механизм реализации этой нормы, поскольку в данном случае у оперативных сотрудников появится определённая мотивация в информировании других органов.

Реализация предложения позволит создать условия для повышения эффективности противодействия преступности исключительно за счёт организационных мер и не потребует каких-либо дополнительных бюджетных затрат.

Заключение

Анализ развития правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и использования содействия отдельных лиц при ее осуществлении наглядно показывает, что без привлечения последних к содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и, в частности, без агентурной работы деятельность правоохранительных органов и спецслужб по противодействию преступности не может быть эффективной.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обусловлено объективными причинами, ибо лица, замышляющие, подготавливающие и совершающие преступления, стремятся совершенные ими противоправные деяния сохранить в тайне от окружающих, и эта особенность в действиях преступников предопределяет использование сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб в целях успешного предотвращения и раскрытия преступлений негласных сил, средств и методов. То есть между тайным характером действий преступников и необходимостью использования для успешного предотвращения и раскрытия преступлений негласных сил, средств и методов существует закономерная связь. С учетом этого получила нормативное закрепление социальная необходимость сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Рассмотрим основные проблемы и пути решения:

Согласно ст. 17 ФЗ «Об ОРД» отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту.[8]

При этом, исследование позиции законодателя показывает, что рассматриваемой категории лиц позволяется участвовать лишь в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Однако спектр возможностей конфиденциального аппарата гораздо шире.

В связи с чем необходимо изменить редакцию ст. 17 ФЗ «Об ОРД», указав в части первой, что «отдельные лица могут с их согласия привлекаться к решению задач оперативно-розыскной деятельности .».

  1. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об ОРД» право устанавливать отношения сотрудничества с отдельными лицами при решении задач оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации предоставлено оперативным подразделениям отдельных государственных правоохранительных органов. При этом в проведении оперативно-розыскных мероприятий могут участвовать должностные лица не только оперативных, но и других подразделений (в частности, участковые уполномоченные милиции, относящиеся к милиции обществ венной безопасности).

В связи с этим в ФЗ «Об ОРД» следует более корректно сформулировать названную норму.

  1. В дополнительном изучении и законодательном разрешении нуждаются вопросы, связанные с использованием конфидентов в расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел. Существенной проблемой в этом смысле представляется отсутствие до настоящего времени реальных законодательно закрепленных процедур и практического опыта получения доказательственной информации от конфидентов. Одним из важных и сложных вопросов здесь является использование лиц — конфиденциальных носителей информации в уголовном процессе в качестве свидетелей. В этой связи следует перенимать положительный зарубежный опыт и использовать такие известные формы процессуального получения от конфидентов доказательственной информации, как предоставление следователю и оглашение в суде письменных показаний конфидента без фиксации его установочных данных или допрос оперативного работника, поддерживающего связь с осведомителем, об интересующих следователя и суд событиях (полагая, что содержание сообщенных сыщиком сведений идентично информации, переданной ему конфидентом).

Конфиденциальное (негласное) содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может оказываться как на контрактной, так и на бесконтрактной основе. Главная отличительная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной основе — длительность, устойчивость отношений между гражданином и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Процедуры заключения и исполнения контракта о сотрудничестве регламентируются носящими закрытый характер ведомственными нормативными актами. При этом, согласно общегражданским правилам, письменный текст контракта должен составляться в двух экземплярах. В настоящее время контракт в целях обеспечения конспирации составляется в одном экземпляре и хранится в соответствии с ведомственными приказами и инструкциями в условиях секретности. Однако, учитывая то, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вступают с отдельными гражданами в специфические гражданско-правовые и трудовые отношения, лицо, подписавшее контракт, имеет право распоряжаться одним экземпляром контракта для того, чтобы в случае необходимости иметь возможность воспользоваться им для защиты своих прав, т.к. контракт в таком случае, выступает юридической гарантией для таких граждан, являющихся одной из сторон в установлении весьма специфических трудовых отношений.

В связи с тем, что в настоящее время контракт о содействии лица органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в его нынешнем определении и регламентации нельзя рассматривать как трудовое соглашение не являются такие отношения и гражданско-правовыми отношениями, а носят административный характер, в целях надлежащей социально-правовой охраны лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо таким образом законодательно регламентировать заключение названными лицами контракта, чтобы они могли открыто защищать, в том числе в суде, свои социальные, трудовые, пенсионные и иные права, вытекающие из контрактных условий и норм ФЗ «Об ОРД». В частности, возможно соотнести контракт, заключаемый гражданами с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях оказания конфиденциальной помощи в решении задач борьбы с преступностью с договором на оказание возмездной информационной услуги, предусмотренным ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.

  1. При осуществлении ОРД возникает сложная система моральных отношений как между участниками оперативно-розыскного процесса, так и между ними и обществом. В связи с этим вопросы оперативно-розыскной этики нуждаются в дальнейшем исследовании. При этом основными направлениями научной разработки проблем оперативно-розыскной этики должны быть: определение общих этических положений, моральных основ оперативно-розыскной работы; разработка этических требований, предъявляемых к оперативным работникам, агентам и другим участникам оперативно-розыскной деятельности, а также этических норм проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий; исследование моральных отношений, складывающихся в оперативной работе. Необходима разработка Кодекса профессиональной этики оперативного работника, которая должна быть поставлена на серьезную научную основу.
  2. Наиболее сложными с нравственных позиций являются проблемы привлечения лиц к негласному сотрудничеству с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, их социальной и правовой защиты, проблемы привлечения к агентурной работе различных категорий лиц, в том числе занимающих определенное должностное положение, проблемы охраны прав и свобод как самих агентов, так и лиц, с которыми им предстоит работать, решая задачи оперативно-розыскной деятельности.

Список источников

Нормативные правовые акты

  1. «Конституция Российской Федерации» принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации – URL:http://www.pravo.gov.ru/.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации – URL:http://pravo.gov.ru/.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ// Официальный интернет-портал правовой информации – URL:http://www.pravo.gov.ru/.
  4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации – URL:http://www.pravo.gov.ru/.
  5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об оперативно-розыскной деятельности»// Официальный интернет-портал правовой информации – URL:http://www.pravo.gov.ru/.
  6. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»//Официальный интернет-портал правовой информации – URL:http://www.pravo.gov.ru/.
  7. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации – URL:http://www.pravo.gov.ru/.
  8. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Официальный интернет-портал правовой информации – URL:http://www.pravo.gov.ru/.
  9. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О Федеральной службе безопасности» // Официальный интернет-портал правовой информации – URL:http://www.pravo.gov.ru/.
  10. Указ Президента РФ от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы»//Официальный интернет-портал правовой информации – http://www.consultant.ru/law/hotdocs/58231.html/
  11. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Официальный интернет-портал правовой информации – URL:http://www.pravo.gov.ru/.
  12. Закон СССР  «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» «от 25.12.1958 г . // Ведомости ВС СССР», 1959, N 1. Ст. 15.

Учебная и научная литература

  1. Ахкубеков А.Х. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в Германии // Оперативник (сыщик). 2019. N 1(2) — .С. 51.
  2. Ахкубеков А.Х. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности за рубежом и использование ее результатов в уголовном процессе // Рос.криминолог. ассоц., 2018 .С.120
  3. Богданов А.В., Гавриков В.А., Дубоносов Е.С., Соцков Е.А. Оперативно-розыскная деятельность: Учебное пособие в схемах и определениях / Под ред. проф. Е.С. Дубоносова.  — М.: Книжный мир, 2018.- 122с.
  4. Бобров В.Г. К вопросу о гласности и негласности оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2018. N 1 -.С. 20 — 26.
  5. Водько Н.П. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в системе российского законодательства: проблемы и решения: Моногр. — М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2018. – 131с.
  6. Горяинов К.К. Некоторые направления развития оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Оперативник (сыщик). 2020. N 1– .С. 16 – 19.
  7. Гриб В.Г., Ильин И.С. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций / Под ред. В.Г. Гриба. — М.: Маркет ДС, 2020. – 216с.
  8. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учеб.пособие / Дубоносов Е.С. — М.: Юрайт; Высшее образование, 2018. – 350с.
  9. Еникеев М.И. Психология оперативно-розыскной деятельности // Юридическая психология. 2017. N 2- .С. 62.
  10. Ефремов А.М. Процессуальный статус оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве // Оперативник (сыщик). 2018. Сентябрь. N 1(1)- .С. 9.
  11. Зиборов Д.В. Роль оперативно-розыскной науки на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. N 4 – .С. 9-11.
  12. Ильичев В.А. Основные направления становления и развития оперативно-розыскной психологии // Оперативник (сыщик). 2020. N 3 – .С. 205-210.
  13. Ильичев В.А., Маматов В.Г., Смирнов М.П., Шумилов А.Ю. О преподавании учебной дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности» в открытых высших и средних специальных образовательных учреждениях // Оперативник (сыщик). 2019. Апрель. N 2(3). С. 17 — 19;
  14. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник для юридических вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2016. – 800с.
  15. Конституционное право России: Учебник / Безруков А.В., Бендюрина С.В., Игнатенко В.В. и др.; Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2018. 544с.
  16. Миллер Л.Ю. Интеграционный метод в теории и практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: предпринт Монографии / Под общ.ред. Г.К. Синилова. М.: ИД Шумиловой И.И., 2017 г.
  17. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / Марченко Михаил Николаевич; Рец. В.П. Казимирчук и др.; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект: ТК Велби, 2008. – 648с.
  18. Оперативно-розыскная деятельность в схемах и определениях: Учеб.пособие. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2018. – 96с.
  19. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: Учебное пособие/ Синилов Г.К. — М.: Норма,2018 – 96с.
  20. Сошникова Т.А. Право на труд и свобода труда: соотношение понятий // Юрист. 2019. № 9.- .С. 48-55.
  21. Смирнов М.П. Комментарий оперативно-розыскного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран: Учеб. Пособие/ М.: Московский новый юридический институт, 2019;
  22. Смирнов М.П. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом: Учеб.пособие: В 2-х частях. Московский новый юридический институт. 4-е изд., расширенное и перераб. — М.: Интеллект-Центр, 2020;
  23. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. – 848с.
  24. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2016. – 832с.
  25. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскной словарь: Учеб.пособие /Шумилов А.Ю. — М.: Шумилова И.И., 2018 – 674с.;
  26. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: Учебное пособие/ Чуфаровский Ю.В/ — М.: Проспект, 2018. – 108c.
  27. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах и определениях: Учебное наглядное пособие / Шумилов А.Ю. — 4-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2017. – 96 c.
  28. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы: В 2-х кн.: Учеб.-практ. пособие. 3-е изд., пересм. и испр. — М.: ИД Шумиловой И.И., 2016. – 368с.
  29. Юдин Е.Г. Некоторые вопросы истории развития оперативно-розыскной деятельности и ее правовой основы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2020. N 5 – 80-82.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф