Заявка на расчет
Меню Услуги

Адаптациия школьников к среднему звену школы. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

Глава 2. Анализ уровня адаптации школьников к среднему звену школы и разработка мероприятий по повышению уровня адаптации

  • 1. Констатирующий этап

Опытно-экспериментальная работа по диагностике адаптации младших подростков в средней школе осуществлялась нами на базе СОШ № ___

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В ходе проведения работы были пройдены следующие этапы:

  1. Констатирующий – на данном этапе были проведены диагностирующие процедуры по определению уровня адаптации школьников в средней школе.
  2. Формирующий – на данном этапе с экспериментальной группой исследования проводился формирующий эксперимент по адаптации школьников к учебе в средней школе.
  3. Контрольный – на данном была проведена повторная диагностика определению уровня адаптации как в контрольной, так и в экспериментальной группах для оценки результатов примененного комплекса занятий. Были сделаны выводы об успешности примененной методики по адаптации школьников.

В исследовании участвовало 20 школьников средней школы – 10 школьников в контрольной группе и 10 школьников в экспериментальной. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.

Обследование проводилось с помощью карты Стотта.

Исследование с помощью шкалы наблюдений Д. Стотта в рамках данного исследования будет проводится 2 раза в начале и в конце года с контрольным и экспериментальным классом.

Ниже предлагается модифицированный вариант карты наблюдений Скотта, из которой исключены вопросы, которые затрагивают компетентность педагога. Представленная в данной работе карта наблюдений Д.Стотта состоит из пятнадцати шкал, которые характеризуют особенности поведения школьников. В Приложении 1 представлены названия шкал и даны комментарии к их содержанию.

Карта наблюдений Д. Стотта одновременно является так же бланком для заполнения.

В данном бланке преподаватель, проводящий исследование, отмечает присутствие у исследуемого школьника особенности его поведения, которые были указаны содержании шкал. С помощью представленной методики преподаватель может формировать диагностическую карту сразу на весь класс или же применять данную методику для наблюдения за конкретным учащимся и диагностики его состояния. При заполнении карты согласно методики Д. Стотта, преподаватель имеет возможность сформировать «профиль» класса, а так же наглядно увидеть характерные особенности всего коллектива исследуемого класса.

Процедура обработки карт состоит в подсчете количества баллов, набранных по каждой шкале и суммарного балла по всем шкалам, который и характеризует степень выраженности данного качества. За каждый ответ «да» выставляется один балл. Чем большее количество баллов набрал школьник по той или иной шкале, тем в большей степени выражено то или другое качество.

По результатам можно предварительно оценить возможности школьника по адаптации к условиям школы, а также переходу на следующую ступень обучения. Она позволяет выявить школьников с проблемами адаптации и определить направление дальнейшей работы с ними. С помощью анализа карты Д. Стотта учитель получает возможность выявить проблемы класса в целом и каждого ученика в частности.

При работе с картой Д. Стотта важно соблюдение этики исследования. Прежде всего, студент, оказывая помощь классному руководителю и сам классный руководитель не должен обсуждать полученные результаты с посторонними лицами, другими учащимися и их родителями.

Иногда в процессе анализа карт Д. Стотта наблюдается ситуация, когда большая часть учащихся класса набирают максимальные баллы по какой-то из шкал. Такой классный коллектив требует повышенного внимания со стороны других специалистов, поскольку необходимо выявить причины полученных данных. К примеру, если класс набирает максимум по шкале «Тревожность по отношению к взрослым», можно предположить, что учителя, которые работают в нем, чрезмерно строги по отношению к своим ученикам.

В приложении 2 представлено содержание модифицированной карты Скотта.

Для достижения указанной цели в исследовании адаптации детей были поставлены следующие задачи:

  1. Проведение опытно-экспериментальной работы.
  2. Количественный и качественный анализ результатов.
  3. Определение основных направлений работы для повышения адаптации школьников в средней школе.

Для решения основных задач исследования был проведен констатирующий эксперимент.

Основная цель констатирующего эксперимента — выявление уровня адаптации школьников в среднем звене школы.

На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать уровень адаптации школьников 5го класса в экспериментальной и контрольной группах.
  2. Сделать качественный и количественный анализ полученных данных.

На основании карт Д.Стотта были определены показатели, которые оценивались в констатирующем эксперименте.

Карта наблюдения Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. Может использоваться для испытуемых разного возраста.

Дезадаптация предполагает невыполнение школьных требований вследствие нежелания, неумения, или неспособности ученика. Среди дезадаптированных выделяют два основных типа учащихся. Во-первых, это те ученики, которые создают серьезные проблемы для окружающих (педагогов, других детей, тех персонала) — так называемые трудные. Во-вторых, это ученики, которые сами страдают от трудностей, но не доставляют окружающим особых неприятностей — «страдающие» ученики.

Можно выделить три формы школьной дезадаптации:

1) преимущественно внешнюю — поведенческую;

2) преимущественно внутреннюю — психологическую:

3) смешанную.

Карта наблюдения Стотта, оценивающая степень и характер дезадаптации школьника, состоит из 16 комплексов-симптомов — образцов поведения, или симптомокомплексов (СК). СК представлены в виде перечней — и пронумерованы

I — XVI. В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении карты наблюдения наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие знаком «-«. Эти данные заносятся в специальную таблицу.

Заполняющий карту наблюдения, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или знак «-«.

Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют ориентировочное значение. Поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осторожно.

Кроме того, методика не стандартизирована. Целесообразно использовать ее результаты как ориентиры в индивидуальном подходе, но не как основания для диагноза.

Симптомокомплексы:

  1. Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям НД = 39%
  2. Ослабленность (астения) О = 32%

III. Уход в себя У = 5%

  1. Тревога за «принятие» взрослыми

и интерес с их стороны ТВ = 48%

  1. Неприятие взрослых НВ = 26%
  2. Тревога за «принятие» детьми ТД = 43%

VII. Асоциальность (недостаток социальной нормативности) А = 32%

VIII. Конфликтность с детьми КД = 0%

  1. Неусидчивость (неугомонность) Н = 25%
  2. Эмоциональные напряжения (эмоциональная незрелость) ЭН = 47%
  3. Невротические симптомы НС = 0%

XII. Среда (неблагоприятные условия среды) С = 14%

XIII. Умственное развитие УР = 11%

XIV. Болезнь Б = 0%

  1. Физические развитие Ф = 0%

Представим результаты исследований в экспериментальной группе в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты исследования экспериментальной группы с помощью карты наблюдения Д.Стотта (констатирующий этап)

НД О У ТВ НВ ТД А КД Н ЭН НС С УР Б Ф Итого
1 5 5 1 5 5 1 4 4 5 2 4 1 1 2 1 46
2 3 2 1 3 5 2 4 2 5 4 2 0 0 2 0 35
3 2 1 2 5 6 2 4 2 2 5 4 1 1 1 0 38
4 7 9 1 6 7 3 2 3 4 5 3 1 0 0 1 52
5 2 1 1 5 4 2 4 4 5 5 3 2 1 0 0 39
6 3 4 1 2 4 2 3 2 4 4 3 0 0 1 0 33
7 5 2 2 2 4 2 3 4 4 3 4 0 0 2 0 37
8 2 2 3 2 3 3 2 3 5 4 2 0 0 0 1 32
9 1 1 1 3 3 2 3 3 3 2 2 1 0 1 0 26
10 1 1 1 3 4 2 3 4 3 2 1 0 0 0 1 26

 

Как видно из представленной таблицы, многие дети в экспериментальной группе показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников.

Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый составляет 136. В таблице 2 представим процентное отношение максимального количества баллов к показателям эксперимента.

Таблица 2 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых (экспериментальная группа)

Ученик Набранное количество баллов, всего % от максимума
1 46 33,82
2 35 25,74
3 38 27,94
4 52 38,24
5 39 28,68
6 33 24,26
7 37 27,21
8 32 23,53
9 26 19,12
10 26 19,12

 

На рисунке 1 представим полученные данные наглядно.

Рисунок 1 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых

Как видно из рисунка, среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 26% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе имеются проблемы с адаптацией школьников.

Далее рассмотрим результаты исследования контрольной группы.

В таблице 3 представим результаты обследования контрольной группы школьников.

Таблица 3 — Результаты исследования контрольной группы с помощью карты наблюдения Д.Стотта (констатирующий этап)

НД О У ТВ НВ ТД А КД Н ЭН НС С УР Б Ф Итого
1 4 5 1 5 5 1 3 3 3 3 4 1 1 3 1 43
2 3 2 1 3 5 2 4 2 5 4 2 0 0 2 0 35
3 2 2 2 4 6 2 4 2 3 5 4 1 1 1 0 39
4 7 9 2 6 7 3 2 3 4 5 3 1 0 0 1 53
5 2 5 2 5 4 3 3 3 3 5 3 2 1 0 0 41
6 3 4 1 2 5 2 3 2 4 4 3 2 0 1 0 36
7 5 3 2 2 4 2 3 4 4 3 4 0 1 2 0 39
8 2 2 3 2 3 3 2 3 5 4 2 1 0 1 1 34
9 1 3 1 3 3 3 3 3 3 2 2 1 1 1 0 30
10 1 3 1 3 4 3 3 5 3 2 3 1 1 1 1 35

 

Как видно из представленной таблицы, многие дети в контрольной группе, так же как и в экспериментальной, показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников. Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый составляет 136.

В таблице 2 представим процентное отношение максимального количества баллов к показателям эксперимента.

Таблица 2 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых (контрольная группа)

Ученик Набранное количество баллов, всего % от максимума
1 43 31,62
2 35 25,74
3 39 28,68
4 53 38,97
5 41 30,15
6 36 26,47
7 39 28,68
8 34 25
9 30 22,06
10 35 25,74

 

На рисунке 2 представим полученные данные наглядно.

Рисунок 2 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых

Как видно из рисунка, среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 28% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы так же имеются проблемы с адаптацией школьников.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической работы с детьми по повышению уровня адаптации к средней школе.

2. Формирующий этап

На основе приведенных выше исследовательских данных и для определения содержания социально-педагогической деятельности по социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе был разработан комплекс мероприятий по социально-психологической адаптации учащихся пятого класса к основной школе.

Основанием для создания данного комплекса стало следующее: в основной школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие пятиклассники не готовы. Учителя часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися школы. Отсюда возникает много проблем и трудностей во взаимопонимании между учителями и учащимися. Поэтому необходимо создать условия для эффективной адаптации детей к условиями новой для них основной школы.

Цель: оказание педагогической и социально-психологической поддержки учащимся пятых классов в период их социально-психологической адаптации к условиям обучения в основной школе.

Задачи:

  • развить у пятиклассников общеучебные навыки.
  • формировать устойчивую учебную мотивацию.
  • снизить уровень школьной тревожности у пятиклассников.
  • развить социальные и коммуникативные умения, необходимых для
  • установления межличностных взаимоотношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
  • научить адекватно относиться к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности,
  • развить навыки уверенного поведения.

Принципы построения и реализации комплекса мероприятий:

  • принцип гуманистической направленности — создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей пятиклассника, его позитивную самореализацию;
  • принцип сотрудничества и сотворчества — способствовать открытию перед учащимися перспективы роста, помогать добиваться радости успеха, а также осознавать свои возможности и поверить в себя, свои силы;
  • принцип самоактуализации — побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей;
  • принцип доверия и поддержки — вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации;
  • принцип субъективности — помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.

Методы работы: тренинги, игры, консультации.

Далее представлен комплекс мероприятий по адаптации пятиклассников к основной школе по следующим направлениям: специально-психологическое, социально-педагогическое, медикосоциальное, учебно-методическое и организационно-воспитательное.

Комплекс мероприятий по специально-психологическому направлению представлен в таблице 3.

Таблица 3 — Комплекс мероприятий по специально-психологическому направлению

п/п

Название мероприятий Период проведения Ответственный
Работа с детьми
1. Диагностическое обследование четвероклассников на готовность к переходу в основную школу Март Педагог-психолог Социальный педагог Кл.руководитель
2. Игра с учащимися 4 класса «Впереди у нас 5 класс» Апрель Педагог-психолог Кл. руководитель Социальный педагог
3. Диагностика учащихся на выявление статуса пятиклассника Октябрь,

Апрель

Педагог-психолог Социальный педагог Кл. руководитель
4. Игра «Наши учителя» Октябрь Кл. руководитель Социальный педагог
5. Консультация для учащихся «Правила самоорганизации внимания» Сентябрь Педагог-психолог Кл. руководитель Социальный педагог
6. Игры на развитие внимание пятиклассников Ноябрь Педагог-психолог Кл. руководитель Социальный педагог
Работа с родителями
7. Родительское собрание для четвероклассников «С гордостью и тревогой» Май Педагог-психолог Кл. руководитель Социальный педагог
8. Групповые тренинги для родителей на преобразование взаимоотношений между родителем и ребёнком-пятиклассником Декабрь Педагог-психолог Социальный педагог
9. Индивидуальные консультации родителей с опорой на особенности возраста Сентябрь Педагог-психолог Социальный педагог

 

  1. Игра «Впереди у нас 5 класс» (см. приложение 3).

Цель: выявление уровня психологической готовности детей на этапе перехода из начального в среднее звено.

  1. Игра «Наши учителя» (см. приложение 4).

Цель: помощь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам.

Задачами игры является повышение самооценки учащихся; развитие коммуникативных умений; формирование убеждения в ценности каждой личности; воспитание чувства сплоченности; формирование у учащихся представлений об учителях как о профессионалах и как об интересных личностях.

Во время игры учащимся предлагается выполнить следующие задания:

  • нарисовать свое настроение, и узнать какое настроение у одноклассников;
  • перечислить и обсудить учебные предметы по программе пятого класса;
  • попробовать соотнести имена, отчества, фамилии учителей и учебных предметов;
  • представить каким должен быть идеальный ученик и подискутировать на данную тему и др.

Заканчивается игра рефлексией.

Консультация для учащихся «Правила самоорганизации внимания» (см. приложение 5).

Цель: познакомить пятиклассников с эффективными способами самоорганизации внимания.

Игры на развитие внимание пятиклассников.

Цель: активизация и тренировка внимания и сообразительности пятиклассников.

Родительское собрание для четвероклассников «С гордостью и тревогой».

Цель:          ознакомление родителей с возможными трудностями,

возникающими у детей при переходе в 5 класс и раскрытие особенности обучения в среднем звене школы.

Групповой тренинг «Будем их любить» для родителей на преобразование взаимоотношений между родителем и ребенком- пятиклассником (см. приложение 6).

Цель: формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителем и ребенком-пятиклассником.

Задачами тренинга являются создание доверительной атмосферы, способствующей знакомству, сплочению и хорошему настроению участников встречи; отработка навыков рефлексии, гармонизация детскородительских отношений.

Занятие состоит из нескольких этапов.

Первый этап «Разминка».

Данный этап направлен на то, чтобы способствовать знакомству и сближению родителей, сформировать гибкое мышление и спонтанность, а также поощрить поиски путей к сотрудничеству.

Второй этап «Знакомство».

Данный этап направлен на включение родителей в работу, поднятие эмоционального тонуса всех участников тренинга, создание группового доверия и принятия.

Третий этап «Погружение в детство».

Данный этап является основным и направлен он на определение стиля воспитания, как в своей семье, так и в родительской, понимание своих ошибок в воспитании своих детей, а также на выявление ценностных приоритетов, активизацию внимания на своей личностной ценности.

На четвертом этапе родители прослушивают притчу-метафору про одуванчики, чтобы сделать вывод, что своих детей нужно просто любить, это является главным условием успешной адаптации детей-пятиклассников.

На пятом этапе участники тренинга вырабатывают стратегию единой родительской поддержки пятиклассников. Заканчивается тренинг рефлексией: все участники делятся впечатлениями, озвучивают пожелания и предложения.

Индивидуальные консультации родителей с опорой на особенности возраста.

Цель: помощь родителям детей, имеющих определенные сложности с проживанием возрастных кризисов.

Комплекс мероприятий по медико-социальному направлению представлен в таблице 4.

Таблица 4 — Комплекс мероприятий по медико-социальному направлению

№ п/п Название мероприятий Период проведения Ответственный
Работа с детьми
1. Медицинский контроль за питанием, физическим воспитанием, условием организации учебного времени В течение года Школьный фельдшер Социальный педагог
2. Оформление Листа здоровья Сентябрь Школьный фельдшер Кл.руководитель Социальный педагог
3. Беседы с учащимися о здоровом образе жизни В течение года Школьный фельдшер Социальный педагог
Работа с родителями
4. Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам контроля за условиями обучения, питания, физического развития, психологического комфорта В течение года Школьный фельдшер Социальный педагог
5. Лекция для родителей по правилам личной гигиены и рационального режима для поддержания здоровья детей Сентябрь Школьный фельдшер Социальный педагог
6. Лекция для родителей по профилактике заболеваний Сентябрь Школьный фельдшер Социальный педагог

 

 

  1. Беседы с учащимися о здоровом образе жизни.

Цель: сформировать у пятиклассников потребность в здоровом образе жизни.

Задачами данных бесед является побуждение учащихся к соблюдению навыков здорового образа жизни; содействие воспитанию у пятиклассников чувства ответственности за собственное здоровье и здоровье семьи.

Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам контроля за условиями обучения, питания, физического развития, психологического комфорта.

Цель: своевременное выявления и предупреждение факторов риска, связанных с нарушением здоровья школьников.

Комплекс мероприятий по организационно-воспитательному процессу представлен в таблице 5.

Таблица 5 — Комплекс мероприятий по организационно-воспитательному направлению

п/п

Название мероприятий Период проведения Ответственный
Работа с детьми
1. Организация встреч детей с представителями учреждений дополнительного образования В течение года Социальный педагог Кл. руководитель
2. Экскурсии в учреждения дополнительного образования 1 четверть Социальный педагог Кл. руководители
3. Консультирование детей по вопросам индивидуальной самореализации по интересам в системе дополнительного образования школы и города В течение года Социальный педагог
4. Участие пятиклассников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.п. В течение года Социальный педагог Кл. руководитель Учителя-предметники
5. Анализ портфолио учащихся Октябрь Кл. руководители Социальный педагог
Работа с родителями
6. Консультирование родителей учащихся 4 класса по вопросам учебного плана, программ основного образования и программ дополнительного образования Май Зам.директора по УВР Кл. руководитель, Социальный педагог
7. Индивидуальные консультации родителей «Занятость детей во внеурочное время» В течение года Зам.директора по УВР Социальный педагог Кл. руководители
8. Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассника к основной школе» Октябрь Социальный педагог Кл. руководитель

 

Организация встреч детей с представителями учреждение дополнительного образования, экскурсии в данные учреждения, консультирование детей по вопросам индивидуальной самореализации в системе дополнительного образования.

Цели:

  • развитие мотивации личности пятиклассников к познанию и творчеству, обеспечение занятости их социально значимой деятельностью, самореализации и социальной адаптации, формирование лидерских качеств, социальных компетенций;
  • обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания, личностного развития, творческого труда, формирование общей культуры;
  • выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей;
  • профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений.

Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассника к основной школе» (см. приложение 7).

Задачи:

  • познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;
  • предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
  • Вопросы для обсуждения:
  • трудности социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе;
  • система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к основной школе.

После апробации комплекса мероприятий социально-педагогической деятельности по адаптации пятиклассников к основной школе, была проведена повторная диагностика учащихся на качество обученности по основным учебным предметам, на определение уровня мотивации, уровня школьной тревожности и на определение социально-психологического состояния школьников

3. Контрольный этап

Для оценки эффективности проведенных нами мероприятий был проведен контрольный эксперимент.

Обследование детей после курса проведенных занятий необходимо для определения динамики и оценки результатов в адаптации к среднему звену школы.

Для обследования использовались те же задания, критерии оценки материала, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Таблица 6 — Результаты исследования экспериментальной группы с помощью карты наблюдения Д.Стотта (контрольный этап)

НД О У ТВ НВ ТД А КД Н ЭН НС С УР Б Ф Итого
1 4 5 1 5 3 1 4 1 2 2 4 0 1 2 1 36
2 3 2 1 3 2 2 2 1 2 2 1 0 0 2 0 23
3 2 1 2 5 5 2 4 2 2 2 4 1 0 1 0 33
4 3 5 1 3 6 3 2 3 4 2 2 1 0 0 1 36
5 2 1 1 5 0 2 2 2 3 5 3 2 1 0 0 29
6 3 4 1 2 2 2 3 2 4 2 0 0 0 1 0 26
7 4 2 2 2 0 2 2 2 2 3 2 0 0 2 0 25
8 2 2 3 2 3 3 2 3 3 1 2 0 0 0 1 27
9 1 0 1 3 3 2 3 3 2 1 0 1 0 1 0 21
10 1 1 0 3 0 2 3 2 2 2 1 0 0 0 1 18

 

Как видно из представленной таблицы, многие дети в экспериментальной, группе показали значительное снижение уровня тревожности Так же необходимо отметить снижение отметок эмоционального напряжения в группе. Невротические синдромы еще присутствуют, что говорит о необходимости дальнейшей работы с детьми как со стороны школы, так и со стороны родителей.

Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый составляет 136. В таблице 7 представим процентное отношение максимального количества баллов к показателям эксперимента.

Таблица 7 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых (экспериментальная группа)

Ученик Набранное количество баллов, всего % от максимума
1 36 26,47
2 23 16,91
3 33 24,26
4 36 26,47
5 29 21,32
6 26 19,12
7 25 18,38
8 27 19,85
9 21 15,44
10 18 13,24

 

На рисунке 3 представим полученные данные наглядно.

Рисунок 3 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых до и после эксперимента

Как видно из рисунка, среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 20% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы имеются проблемы с адаптацией школьников, однако, проведенные мероприятия позволили снизить показатели, что говорит о том, что выбранные мероприятия позитивно влияют на адаптацию школьников.

Далее рассмотрим результаты исследования контрольной группы.

В таблице 8 представим результаты обследования контрольной группы школьников.

Таблица 8 — Результаты исследования контрольной группы с помощью карты наблюдения Д.Стотта (контрольный этап этап)

НД О У ТВ НВ ТД А КД Н ЭН НС С УР Б Ф Итого
1 4 5 1 5 5 1 3 3 3 3 4 1 1 3 1 43
2 3 2 1 3 5 2 4 2 5 4 2 0 0 2 0 35
3 2 2 2 3 5 2 3 2 3 5 4 1 1 0 0 35
4 7 9 2 6 7 3 2 3 4 5 3 1 0 0 1 53
5 2 5 2 5 4 3 3 3 3 5 3 2 1 0 0 41
6 3 4 1 2 4 2 3 2 4 4 3 2 0 0 0 34
7 5 3 2 2 3 2 3 4 4 3 4 0 1 2 0 38
8 2 2 3 2 3 3 2 3 5 4 2 1 0 0 1 33
9 1 3 1 3 3 3 3 3 3 2 2 1 0 1 0 29
10 1 3 0 3 4 3 3 5 3 2 3 0 1 1 1 33

 

Как видно из представленной таблицы, многие дети в контрольной группе до сих пор показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников. Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.

За анализируемый период показатели практически не поменялись, что доказывает, что мероприятия, проведенные с экспериментальной группой имеют положительное влияние на адаптацию школьников в среднем звене школы.

Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый составляет 136. В таблице 9 представим процентное отношение максимального количества баллов к показателям эксперимента.

Таблица 9 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых (контрольная группа)

Ученик Набранное количество баллов, всего % от максимума
1 43 31,62
2 35 25,74
3 35 25,74
4 53 38,97
5 41 30,15
6 34 25
7 38 27,94
8 33 24,26
9 29 21,32
10 33 24,26

 

На рисунке 4 представим полученные данные наглядно.

Рисунок 4 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых до и после эксперимента

Как видно из рисунка, среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 27% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы так же имеются проблемы с адаптацией школьников. Рассматривая динамику изменения уровня адаптации, необходимо отметить, что в контрольной группе она практически отсутствует, что доказывает то, что разработанные в ходе работы мероприятия эффективны и помогают школьникам адаптироваться к среднему звену школы.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической работы с детьми по повышению уровня адаптации к средней школе.

  • Выводы по III главе

Опытно-экспериментальная работа по диагностике адаптации младших подростков в средней школе осуществлялась нами на базе СОШ № ___

В ходе проведения работы были пройдены следующие этапы:

Констатирующий – на данном этапе были проведены диагностирующие процедуры по определению уровня адаптации школьников в средней школе.

Формирующий – на данном этапе с экспериментальной группой исследования проводился формирующий эксперимент по адаптации школьников к учебе в средней школе.

Контрольный – на данном была проведена повторная диагностика определению уровня адаптации как в контрольной, так и в экспериментальной группах для оценки результатов примененного комплекса занятий. Были сделаны выводы об успешности примененной методики по адаптации школьников.

В исследовании участвовало 20 школьников средней школы – 10 школьников в контрольной группе и 10 школьников в экспериментальной. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.

Обследование проводилось с помощью карты Стотта.

Исследование с помощью шкалы наблюдений Д. Стотта в рамках данного исследования будет проводится 2 раза в начале и в конце года с контрольным и экспериментальным классом.

Анализ показал, что дети в экспериментальной группе показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников.

Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.

Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 26% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе имеются проблемы с адаптацией школьников.

Дети в контрольной группе, так же как и в экспериментальной, показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников. Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.

Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 28% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы так же имеются проблемы с адаптацией школьников.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической работы с детьми по повышению уровня адаптации к средней школе.

На основе приведенных выше исследовательских данных и для определения содержания социально-педагогической деятельности по социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе был разработан комплекс мероприятий по социально-психологической адаптации учащихся пятого класса к основной школе.

Основанием для создания данного комплекса стало следующее: в основной школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие пятиклассники не готовы. Учителя часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися школы. Отсюда возникает много проблем и трудностей во взаимопонимании между учителями и учащимися. Поэтому необходимо создать условия для эффективной адаптации детей к условиями новой для них основной школы.

Цель: оказание педагогической и социально-психологической поддержки учащимся пятых классов в период их социально-психологической адаптации к условиям обучения в основной школе.

После апробации комплекса мероприятий социально-педагогической деятельности по адаптации пятиклассников к основной школе, была проведена повторная диагностика учащихся на качество обученности по основным учебным предметам, на определение уровня мотивации, уровня школьной тревожности и на определение социально-психологического состояния школьников.

Для оценки эффективности проведенных нами мероприятий был проведен контрольный эксперимент.

Обследование детей после курса проведенных занятий необходимо для определения динамики и оценки результатов в адаптации к среднему звену школы.

Для обследования использовались те же задания, критерии оценки материала, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Многие дети в экспериментальной, группе показали значительное снижение уровня тревожности Так же необходимо отметить снижение отметок эмоционального напряжения в группе. Невротические синдромы еще присутствуют, что говорит о необходимости дальнейшей работы с детьми как со стороны школы, так и со стороны родителей.

Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 20% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы имеются проблемы с адаптацией школьников, однако, проведенные мероприятия позволили снизить показатели, что говорит о том, что выбранные мероприятия позитивно влияют на адаптацию школьников.

Многие дети в контрольной группе до сих пор показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников. Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.

За анализируемый период показатели практически не поменялись, что доказывает, что мероприятия, проведенные с экспериментальной группой имеют положительное влияние на адаптацию школьников в среднем звене школы.

Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 27% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы так же имеются проблемы с адаптацией школьников. Рассматривая динамику изменения уровня адаптации, необходимо отметить, что в контрольной группе она практически отсутствует, что доказывает то, что разработанные в ходе работы мероприятия эффективны и помогают школьникам адаптироваться к среднему звену школы.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической работы с детьми по повышению уровня адаптации к средней школе

Заключение

Младший подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза (от 10-11 до 13 лет), соответствующих началу перехода от детства к юности, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

Младший подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития, как биологические, так и психологические. Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них.

Социальная ситуация развития в этом возрасте характеризуется следующими особенностями:

  • подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации;
  • меняется отношение к школе, она становится местом активных взаимоотношений со сверстниками;
  • с одной стороны, подросток стремится оторваться от детства, стать взрослым и самостоятельным, а с другой, – мир детства является для него привлекательным, потому как в нем меньше ответственности и обязанностей.

Для подросткового периода характерно наличие разногласий со взрослыми и, в частности, с родителями. Это происходит в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем.

Адаптация — (от лат. adaptatio — «прилаживание, приноравливание») — приспособление самоорганизующейся структуры к меняющимся обстоятельствам среды.

Адаптация — это не только приспособление к благополучной деятельности в настоящей среде, но и умение к последующему психологическому, индивидуальному, социальному процессу развития. Исходя из этого, адаптированный ребенок — это ребенок, приспособленный к полновесному становлению своего индивидуального, личностного, физиологического, высокоинтеллектуального и прочих возможностей в данной ему иной воспитательной сфере [19, с. 65].

Адаптационные преобразования предусматривают более или менее осознанные изменения подростка, через которые продвигается личность ребенка в результате адаптации, изменения обстоятельств. Перемены постоянно следуют в жизни человека, поэтому для любого субъекта существенно важно быть готовым к напряженным моментам, переломным событиям, разумному переосмыслению своей жизненной позиции в иной ситуации. Это обеспечивает действительные предпосылки подготовленности к стопроцентной, действенной адаптации.

Социальная адаптация является обязательным условием для обеспечения приемлемой социализации человека. Она предоставляет право человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть инициативным участником общественных процессов и событий, но и при помощи этого осуществлять свое естественное социальное саморазвитие [14, с. 96].

Социальная адаптация младшего подростка — это, в первую очередь, осуществление стремления его к овладению социальными ролями; социальная самоидентификация — избрание детьми своего значения и положения в общей структуре коллективных отношений, причастность и принадлежность к данной системе на основе созданных ранее стремлений и круга интересов [30,с. 56).

Результатом благополучной социальной адаптации является приспособленность ребенка в коллективной среде.

Опытно-экспериментальная работа по диагностике адаптации младших подростков в средней школе осуществлялась нами на базе СОШ № ___

В ходе проведения работы были пройдены следующие этапы:

Констатирующий – на данном этапе были проведены диагностирующие процедуры по определению уровня адаптации школьников в средней школе.

Формирующий – на данном этапе с экспериментальной группой исследования проводился формирующий эксперимент по адаптации школьников к учебе в средней школе.

Контрольный – на данном была проведена повторная диагностика определению уровня адаптации как в контрольной, так и в экспериментальной группах для оценки результатов примененного комплекса занятий. Были сделаны выводы об успешности примененной методики по адаптации школьников.

В исследовании участвовало 20 школьников средней школы – 10 школьников в контрольной группе и 10 школьников в экспериментальной. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.

Обследование проводилось с помощью карты Стотта.

Исследование с помощью шкалы наблюдений Д. Стотта в рамках данного исследования будет проводится 2 раза в начале и в конце года с контрольным и экспериментальным классом.

Анализ показал, что дети в экспериментальной группе показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников.

Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.

Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 26% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе имеются проблемы с адаптацией школьников.

Дети в контрольной группе, так же как и в экспериментальной, показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников. Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.

Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 28% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы так же имеются проблемы с адаптацией школьников.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической работы с детьми по повышению уровня адаптации к средней школе.

На основе приведенных выше исследовательских данных и для определения содержания социально-педагогической деятельности по социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе был разработан комплекс мероприятий по социально-психологической адаптации учащихся пятого класса к основной школе.

Основанием для создания данного комплекса стало следующее: в основной школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие пятиклассники не готовы. Учителя часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися школы. Отсюда возникает много проблем и трудностей во взаимопонимании между учителями и учащимися. Поэтому необходимо создать условия для эффективной адаптации детей к условиями новой для них основной школы.

Цель: оказание педагогической и социально-психологической поддержки учащимся пятых классов в период их социально-психологической адаптации к условиям обучения в основной школе.

После апробации комплекса мероприятий социально-педагогической деятельности по адаптации пятиклассников к основной школе, была проведена повторная диагностика учащихся на качество обученности по основным учебным предметам, на определение уровня мотивации, уровня школьной тревожности и на определение социально-психологического состояния школьников.

Для оценки эффективности проведенных нами мероприятий был проведен контрольный эксперимент.

Обследование детей после курса проведенных занятий необходимо для определения динамики и оценки результатов в адаптации к среднему звену школы.

Для обследования использовались те же задания, критерии оценки материала, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Многие дети в экспериментальной, группе показали значительное снижение уровня тревожности Так же необходимо отметить снижение отметок эмоционального напряжения в группе. Невротические синдромы еще присутствуют, что говорит о необходимости дальнейшей работы с детьми как со стороны школы, так и со стороны родителей.

Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 20% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы имеются проблемы с адаптацией школьников, однако, проведенные мероприятия позволили снизить показатели, что говорит о том, что выбранные мероприятия позитивно влияют на адаптацию школьников.

Многие дети в контрольной группе до сих пор показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников. Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.

За анализируемый период показатели практически не поменялись, что доказывает, что мероприятия, проведенные с экспериментальной группой имеют положительное влияние на адаптацию школьников в среднем звене школы.

Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 27% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы так же имеются проблемы с адаптацией школьников. Рассматривая динамику изменения уровня адаптации, необходимо отметить, что в контрольной группе она практически отсутствует, что доказывает то, что разработанные в ходе работы мероприятия эффективны и помогают школьникам адаптироваться к среднему звену школы.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической работы с детьми по повышению уровня адаптации к средней школе.

Список используемой литературы

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]/ Г. М. Андреева – М.: Академия, 2001.- 250 с.
  2. Аршавский, В., Ротенберг В. Поисковая активность и адаптация. – М.: Знание, 2015.
  3. Бергер, В. Я. Методологические аспекты изучения адаптивных явлений // Вопросы теории адаптации. М: Знание, 2016. – С. 15-20.
  4. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф. Б. Березин. – М.: Трио, 2016, — 170 с.
  5. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] / М.Р.Битянова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2015.
  6. Битянова, М.Р. «В помощь директору: какой психолог нужен школе?» // Вестник практической психологии образования. 2006. №4. – C. 68-71
  7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Трио, 2016. -206 с.
  8. Горбунов, Н. И. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности [Текст] / Н. И. Горбунов // Педагогика. 2016. -№ 8 – С.9-12
  9. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст] / О. Б. Дарвиш. – М.: Издательство Владос – пресс, 2017. – 264 с.
  10. Дедушка, А.И. Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками [Текст] / А.И.Дедушка.- СПб.: Питеръ, – 165 с.
  11. Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников [Текст]: Методические рекомендации /Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. – Калининград: Изд-во КГУ, 2015. – 44 с.
  12. Диагностика школьной дезадаптации [Текст] / Под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. Научно-методическое пособие для школьных психологов. М.: Редакционно-издательский центр ²Социальное здоровье России², 2016. –127 с.
  13. Давыдов, В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. — Изд. 2-е , испр. и доп. — М. : Просвещение, 1979. – 287
  14. Драгунова, Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии личности школьника / Ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина. – Москва : АПН РСФСР, 1961. – С. 120-169.
  15. Дубровина, И.В., Акимова М. К., Борисова Е. М. и др.Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной — М.: Просвещение, 2015. С.
  16. Дубровина,И.В., Данилова Е.Е., Прихожан M. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений – М.: Знание, 2015. С.
  17. Журавлев, Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д. Журавлев // Народное образование. — 2016. — № 8. — С. 99-105.
  18. Ивашкин, В.С. Психологическое изучение школьников [Текст] / В. С. Ивашкин. – Владимир, 2016.- 240 с.
  19. Клышевич, Н.Ю. Условия эффективности психической адаптации школьников в социальной среде [Текст] // Гуманистическое формирование личности в современных условиях: Сборник статей под редакцией А.В.Торховой. — М.: Знание, 2016..
  20. Коблик, Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе [Текст] / Е.Г.Коблик. – М.: Генезис, 2017. – 122 с.
  21. Коротаева, В.В. «Хочу, могу, умею!» Обучение, погруженное в общение [Текст] / В.В.Коротаева. — М.: Юнити, 2016. – 94 с.
  22. Кузнецов, П. С. Концепция социальной адаптации [Текст] / П. С. Кузнецов. – Саратов, 2018. – 268 с.
  23. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. Учебник для вуза. – М.: Знание, 2016. – 340 с.
  24. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. – М.: Феникс, 2016. – 357 с.
  25. Маленкова, В. А. Воспитание в современной школе [Текст] / В. А. Маленкова. – М.: ИнфраМ. 2016. – 187 с.
  26. Милославова, И. А. Адаптация как социально-психологическое явление [Текст] / И. А. Милославова // Социальная психология и философия. – М.: Наука. 2017. — № 2. С.13-17.
  27. Мачехина, О.П. Проблемы адаптации в школе как источник конфликтов // Современные проблемы науки и образования /О.П. Ма… — — №3. – 35 с.
  28. Мудрик А.В. Социализация человека [Текст]: учебник для вузов / А. В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 250 с.
  29. Мухина В.С. Возрастная психология: Фенология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для вузов / В.С. Мухина.-М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 195 с.
  30. Мухина В.С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. –М.: Академия, 2016.-185 с.
  31. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития [Текст] / Под ред. Колмыковой З.И., Кулагиной И.Ю. – М.: Просвещение. 2015. – 150 с.
  32. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Трио, 2016.
  33. Психология современного подростка. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. — М.: Педагогика, 2006 – 270 с.
  34. Реан А. А. Психология адаптации личности [Текст] / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов.- СПб.: Питеръ, 2016. – 420 с.
  35. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст] / С. И. Розум. – СПб.: Речь, 2016. – 365 с.
  36. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект [Тескт] / С. И. Ромм. – Новосибирск.: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2016. – 275с.
  37. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е.Ф.Рыбалко. – М.: Знание, 2016. — 252 с.
  38. Селиванова Н.Л. Школьный класс[ Текст] / Н.Л. Селиванова.- М.: Знание, 2017. – 162 с.
  39. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения у детей и подростков [Текст] / Л. М, Семенюк.-М.: Воронеж, 2016. – 245 с.
  40. Солдатова, Е. Л. Психология развития — возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез [Текст] / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. –Ростов н/Д.: Феникс, 2016.- 384 с.
  41. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия – М.: Знание, 2017. – 308 с.
  42. Субботский Е. В. Психология отношений партнерства у школьников [Текст] / Е.В.Субботский. – М: Педагогика. – 2015. – 120 с.
  43. Эльконин Д.Б. — Детская психология. Высшее образование д. Б. Эльконин – М.: Знание, 2014.
  44. Цукерман Г.А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь [Текст]. / Г. А. Цукерман. — Томск, 2016. – 241 с.
  45. Цукерман, Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема / Г.И. Цукерман // Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 19–35.
  46. Чуменко Е.В.Психологическая практика в школе // Вестник практической психологии образования. 2006. №3. – C. 77-84
  47. Шляхто Я.С. Исследование социально-психологической адаптации детей на начальном этапе обучения в средней школе// Вестник Магистратуры. 2016- № 7. — с 89-92.
  48. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика [Текст]: учебник для вузов / В.Р. Ясницкая. –М.: Издательский центр Академия», 2015. – 352 с.

Приложения

Приложение 1

Использование карты Д. Стотта для анализа адаптации учащихся

№ шкалы Название шкалы Комментарии
1 Недоверие к людям Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость
2  Проявления пониженного настроения Имеют место проявления апатии, пониженного настроения. В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. Позиции №№ 8-13 свидетельствуют о необходимости направления ребенка на консультацию к школьному психологу
3 Уход в себя Характеризуется избеганием контактов с людьми, самоустранением от различных дел. Часто ребенок демонстрирует реакции защиты по отношению к контактам с другими, не принимает проявляемую другими симпатию
4 Тревожность по отношению к взрослым Выражается в беспокойстве и неуверенности относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Позиции №№ 1-3 диагностируют, насколько ученик старается убедиться, принимают ли его взрослые. Позиции №№ 4-6 показывают, обращает ли на себя внимание школьник и добивается ли любви взрослых. Позиции №№ 7-9 характеризуют степень беспокойства учащегося о том, принимают ли его взрослые
5 Враждебность по отношению к взрослым Проявляется в различных формах: от избегания учителя, подозрительности до неконтролируемой враждебности
6 Тревожность по отношению к детям Демонстрируется беспокойство и неуверенность в том, нравится ли он другим детям и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности
7 Недостаток социальной нормативности (асоциальность) Связана с неуверенностью в том, что взрослые одобряют поступки школьника. Выражается в различных формах негативизма. Позиции №№ 1-4 и № 6 демонстрируют отсутствие старания понравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. Позиции №№ 4-8 указывают на недостаточную коммуникабельность. Позиции №№ 9-11 свидетельствуют о нарушениях, недостатке развития норм морали нравственности
8 Враждебность по отношению к детям Проявляется в различных формах — от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы
9 Нетерпеливость Демонстрирует нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания. Склонность избегать длительных усилий
10 Эмоциональное напряжение Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению и стрессам
11 Невротические симптомы Включает признаки невротических тенденций: частое моргание, обгрызание ногтей, сосание пальцев и т.д.
12 Неблагоприятные условия среды Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейной
13  Отставание в учебе Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития
14 Болезни Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие заболевания у школьника, но при этом нельзя поставить точный диагноз
15 Физические недостатки Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие физического недостатка у ученика, но при этом нельзя поставить точный диагноз

 

Приложение 2

Карта наблюдений

Первая шкала да нет
1 Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине
2 Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если попросят
3 Играет роль «подчиненного», соглашается на «невыигрышные» роли
4 Слишком тревожен, чтобы быть непослушным
5 Лжет из-за боязни
6 Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней
7 Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание
8 Хочет быть замеченным
9 Не подходит к учителю по собственной инициативе
10 Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то, например, о помощи
11 Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос
12 Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются
Вторая шкала
1 Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится
2 Просит о помощи в выполнении школьных заданий в зависимости от самочувствия
3 Старательность в учебной работе нестабильна
4 В играх иногда чрезвычайно активен, иногда апатичен
5 Часто сердится, «впадает в бешенство»
6 Для ручной работы не хватает физических сил
7 В классе вял, безынициативен
8 Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения
9 Движения замедленны
10 Взгляд равнодушный
11 В играх чаще всего ленив и апатичен
12 Часто мечтает
13 Говорит невыразительно, бормочет
Третья шкала
1 Не реагирует на приветствия
2 Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям
3 Избегает разговоров, «замкнут в себе»
4 Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий, живет «в своем мире»
5 Совершенно не проявляет интереса к ручной работе
6 Не проявляет интереса к коллективным играм
7 Часто избегает других людей
8 Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда обижен или подозревается в чем-то нехорошем
9 Стремится к изоляции от других детей, часто к нему невозможно приблизиться
Четвертая шкала
1 Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем
2 Слишком разговорчив, докучает своей болтовней
3 Преувеличенно много рассказывает учителю о своих семейных делах
4 Всегда находит предлог обратить внимание учителя на себя
5 Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя
6 Обращается к учителю с различными мелкими просьбами для того, чтобы добиться его симпатии
7 Часто рассказывает фантастические, вымышленные истории
8 Пытается заинтересовать взрослых собой, но не прилагает для этого достаточных стараний
9 Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии
Пятая шкала
1 Переменчив в настроениях
2 Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении
3 Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе
4 Когда о чем-то просит учителя, то иногда бывает очень эмоциональным
5 Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем
6 Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу
7 Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте)
8 Отличается вульгарным языком, любит пошлые рассказы, стихи, рисунки
9 «Бормочет под нос», если чем-то недоволен
10 Негативно относится к замечаниям
11 Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений
12 Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов
13 Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан
14 «Дикий» взгляд (смотрит исподлобья)
15 Очень непослушен, не соблюдает дисциплину
16 Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу)
17 Охотнее всего дружит с хулиганами
Шестая шкала
1 «Играет героя», особенно когда ему делают замечания
2 Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими
3 Склонен «прикидываться дурачком»
4 Слишком смел, рискует без надобности
5 Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством
6 Навязчив, легко управляем
7 Играет исключительно или почти исключительно с детьми старше себя
8 Часто паясничает
9 Одевается вызывающе
10 Часто в группе сверстников совершает глупые выходки
11 Подражает хулиганским проделкам других
Седьмая шкала
1 Не заинтересован в учебе
2 Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют
3 Не застенчив, но часто проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя
4 Не застенчив, но обычно не просит о помощи
5 Никогда добровольно не берется ни за какую работу
6 Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых
7 Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми
8 Избегает учителя, но активно контактирует с другими людьми
9 Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры
10 В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность, не соблюдает правила игры
11 Скрытен и недоверчив
Восьмая шкала
1 Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать
2 Временами очень недоброжелателен к тем детям, которые не принадлежат к кругу его общения
3 Надоедает другим детям, пристает к ним
4 Часто ссорится со сверстниками, обижает других детей
5 Пытается своими замечаниями создать определенные трудности для других детей
6 Находится в плохих отношениях с другими детьми
7 Обижает более слабых детей, младших
8 В драках кусается и царапается
Девятая шкала
1 Легко смиряется с неудачами в ручном труде
2 В играх не умеет владеть собой
3 Непунктуален, часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы
4 Как правило, не проявляет ответственности в ручном труде
5 Обычно не проявляет старания на школьных занятиях
6 Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку
7 В классе, как правило, рассеян
8 Не может длительно на чем-либо сосредоточиться
Десятая шкала
1 Предпочитает играть игрушками, предназначенными для детей младшего, чем он, возраста
2 Любит различные игры, но быстро теряет к ним интерес
3 Слишком инфантилен в речи и поступках
4 Играет преимущественно с младшими детьми
5 Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо серьезное
6 Другие дети часто обижают его, делают «козлом отпущения»
7 Часто опаздывает на уроки
8 Уходит с отдельных уроков без уважительных причин
9 Отличается неорганизованностью
10 Ведет себя в группе (в классе) как посторонний, отверженный
Одиннадцатая шкала
1 Часто заикается
2 Предпочитает отмалчиваться
3 Объясняется нелогично, беспорядочно
4 Бесцельно жестикулирует
5 Часто грызет ногти
6 Ходит, подпрыгивая
7 Сосет палец (для школьников старше 10 лет)
Двенадцатая шкала
1 Часто отсутствует в школе без уважительных причин
2 Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе
3 Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям
4 Отличается неряшливостью
5 Выглядит так, как будто очень плохо питается
6 Значительно некрасивее других детей
Тринадцатая шкала
1 Сильно отстает в учебе от сверстников
2 Имеет слабые навыки чтения
3 Допускает ошибки в простейших математических заданиях
4 Одноклассники относятся к нему, как к маленькому
Четырнадцатая шкала
1 Дышит через рот
2 Склонность к ушным заболеваниям
3 Склонность к кожным заболеваниям
4 Частые боли в желудке и тошнота
5 Частые головные боли
6 Болезненные, покрасневшие веки или темные «круги» под глазами
7 Очень холодные руки
Пятнадцатая шкала
1 Слабый слух
2 Слабое зрение
3 Заикание
4 Чрезмерная полнота или другие особенности телосложения, которые могут способствовать развитию комплексов  

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф