Страницы: 1 2
2.2 Освоение клавиатур
Наталья Васильевна считала необходимым в освоении клавиатур установить взаимосвязь между слуховыми представлениями и игровыми движениями обучающегося [1,57]. Освоение выборной клавиатуры заметно затрудняет бифункциональность левой руки, которая задействована одновременно в ведении меха и в игре на клавиатуре.
В период освоения клавиатур на баяне важно добиться установки взаимосвязи слуха и движений, а также формирования четкого представления о клавиатурном рисунке, потому что баянист не имеет зрительного контакта с клавиатурами из-за их вертикального расположения.
Элемент освоения клавиатур присутствовал уже в тестировании ученика, когда Наталья Васильевна ставила перед учеником инструмент и обращала его внимание на вертикальные и диагональные ряды, а также на чередование черных и белых клавиш. Параллельно с этим она предлагала провести подушечками пальцев по вертикали и диагонали — чтобы ребенок почувствовал форму клавиши [1,122].
Существенно облегчает освоение клавиатур и дает эффективный результат иной метод. Метод И.Г. Пуриц условно назвал методом целостного охвата или «от целого к частному», который Наталья Васильевна воплотила на практике и не раз доказывала его эффективность [1,125]. Хотелось бы отметить, что метод от «целого к частному» подразумевает изучение клавиатур на основе хроматической гаммы. Именно поэтому первоначальные упражнения Наталья Васильевна связывала с хроматической гаммой.
На начальном этапе в классе Натальи Васильевны игрались и все мажорные гаммы. Что касается аппликатуры, то Наталья Васильевна начинала обучение детей с традиционной — причем первый палец какое-то время находился за грифом и служил дополнительной точкой опоры, пусть и скользящей. Традиционная аппликатура частично применялась и в дальнейшем.
2.3. Особенности звукоизвлечения на баяне
Важно, чтобы педагог с первых уроков формировал у ученика представление о разнообразии выразительных возможностей баяна. Исходя из этой задачи, Наталья Васильевна Пуриц выстраивала свою методику обучения игре на баяне [2,10].
Прежде всего, Наталья Васильевна уделяла особое внимание звуку и интонации. Умение интонировать на инструменте было приоритетной целью, поставленной Натальей Васильевной перед учениками. Наталья Васильевна считала целесообразным начинать формирование навыков звукоизвлечения у детей параллельно с освоением клавиатур, так как звук на баяне извлекается путем одновременного нажима клавиши и ведения меха. Наталья Васильевна добивалось того, чтобы ее ученики на начальном этапе осознавали основные закономерности, как в управлении меха, так и в работе пальцев. В освоении техники звукоизвлечения Наталья Васильевна обращала внимание на технику ведения мех, туше и артикуляцию.
Техника ведения меха
Наиболее элементарными составляющими в технике ведения мехом являются филирование звука и смена направления движения меха. Филирование звука — это управление его динамикой. Так же этот термин можно охарактеризовать как погашение звука, сведение его на «нет» [1,83].
Наталья Васильевна объясняла своим ученикам, что управление динамикой на баяне зависит от интенсивности движения меха. Для нее было важно, чтобы дети это понимали и осознавали – ведь многие дети, не понимая динамической специфики на баяне, чтобы повысить уровень динамики увеличивают плотность туше.
Смена направления движения меха
В начальный период обучения воспитание навыков техники смены направления движения меха являлось для Натальи Васильевны важнейшей задачей. Ведь для маленьких баянистов физически очень трудно управлять мехом. В игре начинающих баянистов, как правило, присутствует разница звучания на разжим и сжим. Такая тенденция была не исключением и в классе Пуриц.
Существует и другая проблема: звук при игре на разжим громче, чем на сжим. Наталья Васильевна старалась как можно быстрее эту проблему устранить. Она следила за тем, чтобы при освоении какого-либо приема игры дети контролировали свои движения ушами.
Туше
Различают четыре основных вида туше: нажим, толчок, удар, скольжение [2,6]. В книге И.Г. Пурица «Методические статьи по обучению игре на баяне» в разделе «звукоизвлечение» рассматриваются такие виды туше как: нажим, удар и весовая игра [1,227].
Выработка различных видов туше в классе Н.В. Пуриц происходила параллельно с работой над другими элементами техники в упражнениях, этюдах и пьесах. В начальный период обучения Наталья Васильевна уделяла главное внимание двум основным видам туше – нажиму и удару.
1) Нажим
Большинство учеников, как показала практика Натальи Васильевны Пуриц, при знакомстве с инструментом непроизвольно используют именно нажим. В самом начале обучения Наталья Васильевна рекомендовала следить, чтобы нисходящее движение пальца к клавише было неторопливым, спокойным, а также добиваться мягкого и плавного прикосновения к ней.
2) Удар
Основной проблемой при игре этим видом туше являются лишние призвуки: стук клапанов о деки, клавиш о гриф и т. п. Это никак не может украшать игру. Наталья Васильевна старалась привить своим ученикам правильные ощущения при игре этим видом туше с помощью следующих приемов:
— замаха пальца или кисти над клавиатурой;
— стремительного падения пальца или кисти вниз на клавишу;
— остановки движения пальца на нужной глубине хода клавиши;
— выключения активности пальца после выполнения удара;
— мгновенного расслабления пальцев;
— при игре staccato отскакивать пальцем на ту же высоту, что и до удара [2,12].
Артикуляция
В своих методических трудах известный польский аккордеонист, профессор Варшавской Академии музыки им. Ф. Шопена, В.Л. Пухновский выделяет три основных вида артикуляции:
- Меховую артикуляцию. Прекращение звука производится остановкой меха;
- Пальцевую артикуляцию. Звучание останавливается пальцем;
- Мехо-пальцевую артикуляцию, при которой звук снимается одновременно пальцем и мехом [2,12].
В процессе формирования навыков артикуляции Наталья Васильевна рекомендовала в начальный период обучения играть без широкой амплитуды разведения меха.
***
В заключение хотелось бы упомянуть о следующем. Наталья Васильевна не привлекала внимание ученика к техническим проблемам во время исполнения произведения, если видела, что ребенок чувствовал себя естественно — чтобы не нарушить его артистическую свободу, непроизвольность, органичность процесса игры.
2.4. Работа над музыкальным произведением
В основе работы над музыкальным произведением стоит всестороннее изучение его содержания [1,176]. Наталья Васильевна в работе с учеником над произведением следовала принципам, которые сформулировал И.Г. Пуриц:
1) ознакомление с произведением и разбор;
2) техническое освоение произведения;
3) художественная доработка произведения;
4) сценическое исполнение;
Рассмотрим каждый из них:
Ознакомление с произведением
На этом этапе работы Наталья Васильевна знакомила ученика с произведением. Для того, чтобы у обучающегося сформировалось представление о характере музыки и об особенностях используемых выразительных средств. Здесь для нее было важно, чтобы у ребенка сформировалось целостное представление о музыке.
Техническое освоение произведения
Многие педагоги намеренно уделяют этому этапу много времени, ставя технические моменты и «чистую игру» на первое место. Наталья Васильева считала, что затягивание этого этапа приводит к целому ряду негативных последствий.
Поэтому вся работа на данном этапе, по мнению Натальи Васильевны, должна иметь своей целью, прежде всего, формирование у ученика как можно более отчетливых и ярких слухово-двигательных представлений, связанных с произведением [1,180].
На первом же месте для Натальи Васильевны было духовное развитие ребенка через музыку. Поэтому немаловажную роль в техническом освоении произведения она уделяла музыкальному анализу сочинения. По ее мнению, помощь педагога в аналитической работе обучающегося, особенно на первых порах, совершенно необходима. Так же Наталья Васильевна применяла такой принцип как перенос навыков.
Художественная доработка произведения
Основной задачей третьего этапа для Натальи Васильевны являлась помощь ученику в объединении отработанных эпизодов, что для обучающегося представляет большую сложность. Для этого ученику необходимо было научиться ощущать живое время в музыке, чувствовать и мыслить ее как процесс.
Наталья Васильевна также старалась раскрыть ученику характер, особенности движения и музыкального развития в сочинении. Движение в музыке выражается в темпе, метре, ритме и агогике.
Для продуктивной, творческой работы и поддержания интереса к сочинению в процессе занятий у обучающегося должна сохраняться свежесть восприятия. Поэтому Наталья Васильевна считала целесообразным откладывать на некоторое время выученное произведение. При исполнении подвижной музыки во избежание «забалтывания» произведения Наталья Васильевна старалась контролировать учеников.
Сценическое исполнение
Во многих методиках рассматриваются лишь три вышеперечисленных этапа технического освоения произведения. Однако, по мнению Натальи Васильевны, работа не может быть завершенной, пока освоенное произведение несколько раз не исполнится на сцене. Выступление на сцене позволяет выявить недоработки в произведении.
Наталья Васильевна в своих учениках развивала такое качество, как мгновенное приспособление к обстановке на сцене. Для тренировки психики Наталия Васильевна практиковала проигрывания учеников друг перед другом накануне концерта. Таким образом, главной задачей для Натальи Васильевны на этом этапе являлось подвести ученика к пику исполнительской формы. Поскольку успешные выступления в значительно степени стимулируют ученика, у него усиливается желание заниматься музыкой и играть на сцене.
2.5. Принципы работы над полифонией
К работе с полифонией Наталья Васильевна относилась с особым трепетом. Работа над полифонией в классе Натальи Васильевны шла поэтапно. Наталья Васильевна была убеждена, что именно знание каждого голоса полифонической пьесы наизусть, умение его пропеть тот или иной голос также наизусть — залог успеха в исполнении полифонической пьесы.
В связи с этим она рекомендовала следующие методы работы с полифонией:
- Выучивать каждый голос наизусть: будь то полифония контрастного типа или имитационного.
- Петь каждый голос наизусть без инструмента.
- Пение одного голоса при одновременной игре другого и наоборот.
- Транспонирование каждого голоса в другие тональности.
- Соединение голосов без нот.
Такие упражнения, конечно, ставят перед маленьким ребенком сложные задачи. Но Наталья Васильевна была убеждена, что именно при таком подходе к изучению полифонии все особенности голосов и их взаимосвязь постигаются глубже, а текст усваивается прочно и надолго.
2.6. Наталья Васильевна Пуриц о конкурсах
(сведения предоставлены доцентом МГИМ им. А.Г. Шнитке В.А. Недосекиным на основе интервью с Н.В Пуриц)
Наталья Васильевна считала, что невозможно в ДМШ создать такой класс, в котором собрались бы только ученики, занимающиеся по своему желанию – таких детей всегда очень мало. Чаще всего ребят заставляют заниматься музыкой родители.
Наталья Васильевна считала, если человек поглощён своим творчеством на сцене, он забывает о том, что находится на конкурсе. Все зависит от того, на что были сделаны акценты. Конкурс может в значительной степени мотивировать ученика к более плодотворным занятиям, особенно если его выступление на конкурсе прошло успешно.
Конкурсы выстраивают определенную систему ценностей в жизни исполнителя. Однако приходит время, и человек понимает, что он уже вырос из конкурсов. У многих музыкантов в этом случае происходит своего рода кризис — «опустошение». Здесь важно, чтобы человек не опустил руки и продолжал заниматься дальше своим любимым делом, творчеством — сольными концертами, педагогикой, различными проектами.
ГЛАВА III. ВОСПОМИНАНИЯ О Н.В. ПУРИЦ КОЛЛЕГ И УЧЕНИКОВ
3.1. Заслуженный Работник Культуры, заведующий секцией баяна и аккордеона МГИМ им. Шнитке, профессор А.И. Леденёв
Наталья Васильевна Пуриц была человеком кристальной честности перед собой, перед Богом, перед детьми, перед своим сыном. В педагогике, в жизни она всегда стремилась сделать все, чтобы помочь людям. От нее исходили доброта и свет.
Наталья Васильевна была очень упрямым человеком. Однако это качество проявлялось во многом как положительное. Ее упрямство, скорее, перерастало в настойчивость в достижении той или иной цели.
При этом Наталья Васильевна человеком была очень ранимым. Люди часто невольно могли ее обидеть. Даже мне, к сожалению, иногда приходилось ее обижать резкими высказываниями в творческих спорах. Обладая очень тонкой душевной организацией, Наталья Васильевна очень любила природу. Она как бы общалась с ней, питалась ей, получала от нее энергию для работы. Так, на уроках она могла приводить своим ученикам образные примеры из природы.
Всю себя Наташа отдавала работе и сыну. Она была очень заботливой мамой. Так вышло, что из-за безвременной кончины мужа Наташа воспитывала своего сына Иосифа одна. Он был для нее смыслом жизни. О себе же она думала в последнюю очередь: очень скромно одевалась, никогда не позволяла себе роскоши, женских слабостей. Еще Наталья Васильевна была мастером на все руки. К примеру, она сама делала ремонт в своей трехкомнатной квартире.
В отношении работы Наташа была максималисткой. Она занималась одинаково требовательно и качественно с ребятами разного уровня дарования. Своим ученикам Наташа прививала определенную культуру звука, любовь к инструменту, что отличало их от детей, проходящих обучение у других педагогов. Наталья Васильевна всегда приглашала на урок родителей учеников для того, чтобы те, в свою очередь, видели, как нужно правильно заниматься с ребенком дома — вплоть до интонации голоса. Таким образом, Наталья Васильевна обучала еще и родителей.
Я неоднократно присутствовал на классных концертах Натальи Васильевны. Надо сказать, что не всегда ее дети играли без ошибок — случаи были разные. Но можно было смело утверждать, что каждый ученик Натальи Васильевны, даже не самый сильный, владеет определенной атакой звука, определенным туше и т.д. Все ребята старались выполнить установки своего педагога, осознавая, что и как они делают.
Мне посчастливилось также довольно часто посещать мастер-классы Натальи Васильевны, даже проводить их с нею совместно. Она относилась к этому виду работы очень скрупулёзно и тщательно. Ее мастер-классы были предназначены для преподавателей, которые не вполне ориентировались в последовательности освоения исполнительских навыков, не имели своей методики обучения. Наталья Васильевна открывала глаза специалистам на многие вещи и раскладывала все по полочкам.
Для такого мероприятия, в целях его четкого и последовательного проведения, а также осмысленного представления темы мастер-класса, Наталья Васильевна всегда готовила небольшой конспект, помогающий ей в выступлении. Вела она эти конспекты на вполне понятном, но вместе с тем профессиональном, языке. Ее внимание было обращено на разные аспекты обучения. Прежде всего, она настаивала на том, что должна быть определенная последовательность в формировании, освоении и закреплении того или иного навыка. В частности, ребенок должен осваивать в начале обучения все не по нотам, а по слуху. Слух же должен помогать ученику в формировании правильных движений.
Другой отличительной чертой в проведении мастер-классов было то, что Наталия Васильевна разъясняла те или иные проблемы, привлекая своих учеников, которые демонстрировали игру, таким образом, показывали наглядный пример.
Почти у всех детей есть проблема с концентрацией внимания. Наталья Васильевна умела настроить любого ученика, сконцентрировать его внимание на поставленных задачах. Она добивалась, чтобы ученик все делал осознано, а не просто потому, что ему сказали — «нужно сделать так».
Она обладала высокой внутренней эрудицией, культурой. Наталья Васильевна много читала, в том числе, методическую литературу, созданную выдающимися пианистами, такими как Г.Г Нейгауз, А.Б. Гольденвейзер, органистом И.А. Браудо и другими. Я считаю, что среди преподавателей музыкальных школ, и не только школ, Наташа была лидером. С ней с удовольствием общались именитые профессора. Например, М.И. Имханицкий, написавший очень много исследований по истории исполнительства на баяне, перед тем как опубликовать свою очередную книгу, часто советовался с ней. Наталья Васильевна нередко его поправляла и давала ценные советы.
У нас была идея совместного написания школы игры для баяна. Связано это с тем, что в настоящее время для баяна просто не существует по-настоящему больших школ, опирающихся на правильную, современную с точки зрения возможностей инструментов и знания психологии, методику. К сожалению, в связи с безвременной кончиной Наташи, эти планы остались не реализованными.
Наталью Васильевну Пуриц можно смело назвать выдающимся детским преподавателем по баяну.
3.2. Лауреат международного конкурса,
Народный Артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных Ф.Р. Липс
Наталья Пуриц является, по сути, моей творческой внучкой, так как она училась в Дальневосточном Институте Искусств у моего воспитанника, лауреата международного конкурса в Клингентале, Петра Гертера. По окончании института Наташа поступила в ассистентуру-стажировку к нам, в ГМПИ им. Гнесиных (ныне РАМ им. Гнесиных), где я уже работал на кафедре. Здесь и произошло наше первое знакомство.
Наташина судьба сложилась так, что она познакомилась с талантливым и уже хорошо известным исполнителем Иосифом Пурицем. Она неоднократно с ним общалась, она играла ему. Он с ней даже занимался.
К слову об Иосифе. С ним мы были знакомы еще со времен нашего совместного участия во Всесоюзном отборе на конкурс в Клингентале в феврале 1969 года. Я не москвич; поэтому я снимал целый ряд квартир в разных районах Москвы, последняя из которых по счастливой случайности оказалась рядом с местом проживания Иосифа Пурица. Мы с ним часто гуляли вместе, общались. Тогда он был еще женат на своей первой жене.
Прошло время, и как я уже сказал, он познакомился с Наташей. У них завязалась дружба. Наташе была близка его творческая натура, любовь к инструменту и к своему делу. Именно Иосиф заразил ее глубокой преданностью своей профессии. Наташа была аккордеонисткой, но благодаря мужу она стала пропагандисткой именно кнопочной системы, то есть баяна.
Когда я писал свою работу «Искусство игры на баяне», Иосиф также заинтересовался этой темой. Как мне кажется, его это как-то « раззадорило», и он сам начал писать книгу « Методические статьи по обучению игре на баяне». Из-за безвременной кончины он не смог ее закончить. Наталья Васильевна, будучи на тот момент известным педагогом, отредактировала и закончила работу мужа. На мой взгляд, ей нужно было поставить свое соавторство. Я ей об этом говорил. Но Наташа, по своей натуре человек скромный, не сделала этого.
У Наташи был свой неповторимый подход к работе именно с малышами. Она умела выискивать у детей талант, умела заинтересовать и зажечь учеников. В связи с этим хочется вспомнить советского скрипача-педагога П.С. Столярского, у которого учились почти все знаменитые советские скрипачи. Рассказывали, что он, проходя по улице и увидев, как, к примеру, мальчишки играют в футбол, мог безошибочно определить будущего талантливого музыканта из всех этих ребят. Брал прямо с улицы и учил. Такими же качествами обладала и не менее выдающийся детский фортепианный педагог А.Д. Артоболевская. Мне кажется, что наряду с такими выдающимися детскими педагогами должна стоять и Наталья Васильевна Пуриц.
Она была невероятно целеустремленная, порой до упрямства. Если ей что-то было нужно, она всегда добивалась своей цели. Наташа безвременно и трагично ушла из жизни. Жаль, что такие люди, как она, так рано покидают этот мир.
3.3. Лауреат международный конкурсов,
доцент МГИМ им. А.Г. Шнитке В.А. Недосекин
С Натальей Васильевной Пуриц я познакомился в период начала занятий у И.Г. Пурица, в декабре 1985 года. Нередко во время уроков Иосиф Григорьевич просил Наталью Васильевну высказать своё мнение о моей игре, поделиться соображениями о том, как лучше построить интерпретацию и более правильно работать над произведением. Её слова всегда действовали на меня воодушевляюще и вызывали желание продолжать творческие поиски.
С тех далёких времён и до внезапного ухода Натальи Васильевны наше общение не прекращалось. При всей хрупкости и миниатюрности внешнего облика, она обладала огромной внутренней силой. В ней чувствовался прочный стержень, который проявлялся в убеждённости взглядов и помогал ей справляться с очень непростыми жизненными ситуациями. Не раз мне доводилось наблюдать, как эта энергия убеждённости передавалась ученикам, активизируя в них творческое, эмоциональное начало.
Наталья Васильевна была интересным и вдумчивым собеседником. Однажды я спросил, какие качества, по её мнению, необходимы педагогу для профессиональной работы. В ответе многопланово и ёмко прозвучало, по сути, жизненное и творческое кредо Натальи Васильевны. Она сказала, что среди важнейших качеств педагога – способность к диалектическому ви́дению мира и понимание баланса между вещами противоположного значения. Например, комплексное, системное восприятие учебно-воспитательных задач должно сочетаться с умением углубляться в детали и последовательно выстраивать учебный процесс. Стратегическое ви́дение целей должно находиться в неразрывном единстве с умением определять правильные тактические решения… Продолжая размышлять, она добавила: «И последнее, оно же и первое: желательно, чтобы всё это было сцементировано чувством вселенской любви и благодарности за возможность жить, развиваться и передавать свои мысли и ощущения тем, с кем общаешься».
Именно такой любовью была наполнена жизнь Натальи Васильевны Пуриц.
3.4 Лауреат международных конкурсов,
студент МГИМ им. А.Г. Шнитке Николай Болотин
С моим преподавателем по классу баяна Натальей Васильевной Пуриц у меня связаны самые теплые воспоминания. Я начал заниматься музыкой в детской школе искусств (сейчас это ДШИ №11) с шестилетнего возраста. Уже на первой нашей встрече Наталия Васильевна смогла вызвать у меня интерес к инструменту: с большой любовью она рассказывала о баяне как о живом человеке. На своих уроках Наталья Васильевна находила самые разные способы и методы, чтобы заинтересовать своих учеников, тем самым, прививая всем своим подопечным любовь к баяну.
Уроки Пуриц не ограничивались формальными временными рамками: занимаясь со своими учениками, она полностью погружалась в этот процесс, не замечая ни времени, ни усталости. Немалую роль Наталья Васильевна отводила внеклассным встречам: она постоянно водила своих воспитанников на различные музыкальные концерты, что приучало их к слушанию музыки, а также формировало интерес к музыкальному искусству. Очень часто устраивались классные концерты, где все дети — как способные, так и не очень — могли выступить на сцене и проявить себя с различных сторон. Частые выступления очень хорошо сказывались на музыкальном росте детей.
Важную роль Наталья Васильевна отводила подготовке своих учеников для участия в конкурсах. Ею велась серьезная и ответственная работа, проводилось огромное количество концертов для обыгрывания программы перед конкурсами. Она воспитала большое количество лауреатов Российских и международных конкурсов. Это были ребята разных возрастов. В том числе это и я. В 10 лет я и сам впервые принял участие в серьезном конкурсе, который проходил в Москве. Это были «Весенние голоса». Волновались все: и я, и остальные участники, но больше всех переживала Наталья Васильевна.
Окончив музыкальную школу, я решил и дальше заниматься музыкой; мне очень хотелось поступить в МГИМ им. А.Г. Шнитке в класс Натальи Васильевны, что у меня и получилось в 2009 году. Если честно, учеба давалась мне не очень легко (особенно по гармонии и дирижированию). Единственное, что у меня удерживало в колледже — это занятия у Пуриц, потому что мне, правда, очень нравилось учиться у нее – это было интересно. Я чувствовал большую ответственность, так как продолжал участвовать в конкурсах.
В своей работе Пуриц была порой фанатична: даже когда она не очень хорошо себя чувствовала, — никогда не пропускала уроки. Во время занятий Наталья Васильевна забывала о всех своих болезнях. Она была требовательна не только к своим ученикам, но и к себе; не жалея ни сил, ни здоровья, она полностью отдавала себя своим ученикам. Наталья Васильевна очень любила своих воспитанников, и дети отвечали ей взаимностью. Независимо от способностей ребят Пуриц занималась со всеми одинаково продуктивно. Неожиданная трагическая гибель Натальи Васильевны потрясла нас всех. Своего любимого преподавателя я помню, и буду помнить всегда. Профессиональную базу, заложенную Наталией Васильевной, я стараюсь поддерживать и развивать
3.5. Лауреат международных конкурсов
студент РАМ им. Гнесиных Иван Ратников
В класс Натальи Васильевны Пуриц я попал не сразу: сначала я учился в классе преподавателя Шумской Галины Викторовны в ДМШ города Алексина Тульской области. Однако мои родители, увидев во мне стремление и талант к исполнительству на аккордеоне, решили, что мне нужно заниматься в Москве, у более перспективного педагога.
Так, я приехал в Москву на консультацию к Фридриху Робертовичу Липсу. Послушав меня и обнаружив во мне потенциал, с которым, однако, нужно много и детально работать, Фридрих Робертович посоветовал обратиться к Наталье Васильевне Пуриц. Она как раз и была тем педагогом, который работал с учениками предпрофессионального музыкального образования.
Фридрих Робертович позвонил Наталье Васильевне, и та, в свою очередь, согласилась встретиться и послушать меня. После прослушивания она задала мне несколько вопросов. Одним из этих вопросов был: «Какой репертуар в работе с предыдущим педагогом превалировал»? Для Натальи Васильевны было очень важно это знать, так как она считала, что начальное образование на баяне и аккордеоне должно строиться на классике.
До встречи с Натальей Васильевной я занимался в ДМШ без особого интереса. Но она сумела зажечь во мне искру любви к музыке и сформировала меня как музыканта. Моим главным недостатком было то, что при исполнении произведения я думал лишь о тексте, совершенно не вдумываясь в характер музыки и в ее смысл. Еще одним моим большим минусом было то, что я не умел играть полифонию. Наталья Васильевна меня этому научила. Я начинал с инвенций Баха. Наталья Васильевна рекомендовала учить каждый голос наизусть, а также один голос петь, а другой — играть. После уроков Натальи Васильевны я стал мыслить грамотно и целостно. Именно она смогла воспитать во мне эти качества.
На уроках Натальи Васильевны было всегда очень интересно. На каждое занятие я приходил с выученным домашним заданием. После проигрывания музыкального произведения она всегда спрашивала, что я сделал не так, тем самым развивая мое профессиональное мышление. Она не говорила сразу, как должен прозвучать фрагмент: я должен был понять это сам и через три-четыре урока сыграть этот фрагмент правильно. В то же время нередко бывало, что Наталья Васильевна сама брала инструмент и играла мне то или иное место в произведении. Наш репертуар строился, в основном, на классике, и каждое произведение было направлено на развитие того или иного исполнительского приема. Большое внимание Наталия Васильевна также уделяла гаммам и разнообразным упражнениям.
В конце урока Наталья Васильевна всегда говорила о чем-то «высоком», например: об искусстве, живописи, литературе. После ее уроков всегда возникало ощущение одухотворенности и усиливалось желание работать. Она была сторонником того, чтобы ее ученики часто играли на концертах, сами посещали все различные концерты, выставки и.т.п.
Надо сказать, что Наталья Васильевна могла быть очень упорной. Так как я нередко ленился, то она могла «надавить» на меня и сделать так, чтобы я серьезнее занимался (чаще всего это был звонок отцу).
В 2011 году я поступил в колледж МГИМ им Шнитке — снова в класс Натальи Васильевны Пуриц, где продолжил обучение у своего великого педагога, развивая ту базу, которую я получил от нее за годы обучения в школе.
Наталью Васильевну отличало от других педагогов бесконечная преданность своему делу, трудолюбие. Даже в дни болезни она всегда приходила на работу к своим ученикам и часами с ними занималась. Однажды у нее очень болела спина — она не могла даже встать. Тогда Наталия Васильевна вызвала меня к себе домой и там занималась со мной. Этот урок мне запомнился на всю жизнь, так как, несмотря на свою болезнь, Наталья Васильевна «выжала из меня все соки».
Ее ученики для нее были всем. Наталья Васильевна никогда не разделяла их на сильных и на слабых: она занималась со всеми одинаково и без устали. Даже не слишком одаренного ученика она развивала до максимального уровня его возможностей.
Наталья Васильевна безвременно и трагично ушла из жизни. Но она всегда будет жить в моем сердце, я всегда буду помнить ее наставления и уроки. Опыт, полученный на занятиях с ней, бесценен. И я благодарен судьбе, что она свела меня с таким замечательным человеком и педагогом, как Наталья Васильевна Пуриц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей стране работает немало детских баянных педагогов. Но лишь единицы ведут свою педагогическую деятельность по современной с точки зрения развития инструмента и его возможностей, четко разработанной методике. Многие учителя в отдаленных уголках нашей необъятной родины зачастую не используют никаких методик и не знают элементарных принципов обучения маленьких детей. А ведь именно от мастерства педагога начального звена обучения во многом зависит дальнейшая профессиональная судьба каждого ребенка.
Каждый профессиональный педагог должен обладать широким кругозором знаний, быть начитанным и эрудированным. Личность педагога должна притягивать к себе учеников, его задача в буквальном смысле заразить детей музыкой, научить их любить музыку.
Таким педагогом была Наталья Васильевна Пуриц. Она многое знала, многое умела и старалась передать свои знания ученикам. Она вкладывала в каждого ученика частичку себя, целиком и полностью отдаваясь работе.
Ее педагогическая деятельность служит примером для подражания любого детского баянного педагога. Ее вклад в развитие баянной методики неоценим. Благодаря ее работе в копилке нашей страны множество лауреатов самых престижных международных конкурсов. Дело, начатое Натальей Васильевной Пуриц, продолжают не только ее непосредственные ученики, но и педагоги класса баяна самых различных музыкальных школ страны и зарубежья.
Наталья Васильевна Пуриц, безусловно, является одним из ярчайших и выдающихся детских баянных педагогов современности. Сегодня, когда баянная отечественная школа получила мировую известность, мы с глубокой благодарностью вспоминаем Наталью Васильевну, которая внесла неоценимый вклад в развитие российской музыкальной культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М.: Русское Музыкальное Издательство, 2006. – 85 с.
- Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Ленинградское отделение., 1973. — 335 с.
- Гофман И. Фортепианная игра. — М.: Музыка, 1961. – 44 с.
- Крылова Г. Азбука маленького баяниста. Часть 1. – М.: Изд-во Валдос Пресс, 2010. – 107 с.
- Коган Г. Работа пианиста. М.: Музыка, 1963. – 204 с.
- Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. Методическое пособие для педагогов ДМШ, учащихся ССМШ, музыкальных училищ, вузов. – М.: Музыка, 2004. – 144с., нот.
7.Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. – М.: Классика- XXI, 2002. – 120 с.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1958. – 317 с.
- Пуриц И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне. Учебное пособие для музыкальных училищ, вузов. МГИМ им. А.Г. Шнитке. –М.: Музыка, 2009. — 296 с.
- Ризоль Н. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне. М.: Музыка, 1977. – 279 с.
- Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика – XXI, 2002. – 244 с.
- Семенов В.А. Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2007. – 216 с.
Электронный ресурс:
Vashbnp.info/board/1-1-0-103 (дата последнего обращения: 15.01. 2016).
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф