Заявка на расчет
Меню Услуги

Педагогические принципы Натальи Вячеславовны Пуриц

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Н.В. ПУРИЦ   7

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ Н.В. ПУРИЦ С УЧЕНИКАМИ ДМШ    14

2.1. Донотный период  16

2.2 Освоение клавиатур  20

2.3. Особенности звукоизвлечения на баяне  21

2.4. Работа над музыкальным произведением  24

2.5.  Принципы работы над полифонией  27

2.6. Наталья Васильевна Пуриц о конкурсах  28

ГЛАВА III. ВОСПОМИНАНИЯ О Н.В. ПУРИЦ КОЛЛЕГ И УЧЕНИКОВ   29

3.1. Заслуженный Работник Культуры, заведующий секцией баяна и аккордеона МГИМ им. Шнитке, профессор А.И. Леденёв  29

3.2. Лауреат международного конкурса, 32

Народный Артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных Ф.Р. Липс  32

3.3. Лауреат международный конкурсов, 33

доцент МГИМ им. А.Г. Шнитке В.А. Недосекин  33

3.4 Лауреат международных конкурсов, 35

студент МГИМ им. А.Г. Шнитке Николай Болотин  35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   42

ВВЕДЕНИЕ

Представленная работа посвящена педагогическим принципам выдающегося детского баянного педагога, Заслуженного Работника Культуры Натальи Васильевны Пуриц. Ее путь в педагогику примечателен: будучи одним из ярких отечественных исполнителей, Наталья Васильевна выбрала преподавательскую деятельность. Становление мастера происходило в начале 1990-х годов во многом благодаря совместным творческим исканиям с ее мужем – Иосифом Григорьевичем Пурицем. В полной же мере ее педагогический талант раскрывается после внезапной и скоропостижной кончины Иосифа Григорьевича. Начав свою педагогическую деятельность в ДМШ № 77 (ныне ДШИ №11), Наталья Васильевна становится ведущим столичным  педагогом по баяну, известным не только в нашей стране, но и за рубежом. Особенно больших успехов Н.В. Пуриц добилась в сфере начального музыкального образования. Между тем, педагогическая деятельность Н.В. Пуриц до последнего времени не нашла должного освещения в научно-методической литературе, что определяет актуальность  и новизну представленного исследования.

Объектом исследования является преподавание игры на баяне в детской музыкальной школе.

Предмет исследования – методика обучения игре на баяне учеников младших возрастных групп.

Цель работы — отдать дань памяти выдающемуся педагогу, безвременно и трагично ушедшей из жизни, а так же популяризовать ее деятельность, о которой в настоящее время нет публикаций. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

— найти сведения о жизненном и творческом пути Н.В. Пуриц;

— организовать творческое общение с сыном  Натальи Васильевны Иосифом Пурицем — младшим, а так же коллегами и учениками;

— раскрыть наиболее важные направления работы Н.В. Пуриц с учениками.

В связи с тем, что это первое исследование о Наталье Васильевне Пуриц, и опубликованных источников о ее деятельности нет, методологической основой представленной работы стали беседы и воспоминания коллег и учеников Н.В. Пуриц, а также литература по методике обучения игры на баяне. Среди  трудов по педагогике и методике баянного искусства центральное место занимает книга И.Г. Пурица «Методические статьи по обучению игре на баяне», созданная при активном участии Натальи Васильевны.

Таким образом, в реферате выстраивается следующая структура. Первая глава реферата «Творческий портрет Натальи Васильевны Пуриц» посвящена становлению творческой личности педагога; в ней рассказывается о развитии ее музыкального таланта, о первых занятиях, о жизненном и творческом пути. Во второй главе реферата «Основные направления работы Н.В. Пуриц с учениками ДМШ», в которую вошли 6 параграфов: «Донотный период»; «Освоение клавиатур»; «Особенности звукоизвлечения на баяне»; «Работа над произведением»; «Принципы работы над полифонией»; «Наталья Васильевна Пуриц о конкурсах», представлен подробный анализ этих направлений. В третьей главе «Воспоминания коллег и учеников» своими личными впечатлениями о Наталье Васильевне, как о человеке, так и о педагоге, делятся ее коллеги и ученики. В Заключении еще раз подчеркивается  исключительность творческой личности Н.В. Пуриц, которая сыграла большую роль в становлении современной баянной школы.

Практическая ценность работы заключается в том, что знакомство с педагогическими  принципами Н.В. Пуриц актуально как для исполнителей, так и для преподавателей музыкальных учебных заведений.

За предоставление информации и материалов хотелось бы выразить искреннюю благодарность, в первую очередь, лауреату Международных конкурсов, сыну Н.В. Пуриц, И.И. Пурицу-младшему; Заслуженному Работнику Культуры, профессору МГИМ им. А.Г. Шнитке А.И. Леденёву; Народному Артисту РФ, профессору РАМ им. Гнесиных Ф.Р. Липсу; лауреату международных конкурсов, доценту МГИМ им. А.Г. Шнитке В.А. Недосекину, а так же лауреатам  международных конкурсов – студентам МГИМ им. А.Г. Шнитке — Николаю Болотину и Ивану Ратникову.

ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Н.В. ПУРИЦ

Наталья Васильевна Пуриц —  выдающийся музыкант,  педагог-баянист с мировым именем.  Ее творческая судьба складывалась в сложное время.

Наталья Васильевна  Пуриц родилась 31 августа 1959 года в Хабаровске – одном из крупнейших городов Дальнего Востока, в  учительской семье.  Отец Натальи Васильевны, Василий Сергеевич Апанасенко, преподавал изобразительное искусство, мать, Тамара Александровна, вела в школе уроки русского языка и литературы. Интеллигентная семья была увлечена музыкой, что передалось  и дочери. В доме были балалайка и мандолина, отец даже смастерил самодельный баян. Но маленькая Наташа хотела учиться игре на фортепиано. Поскольку в родительском доме было мало места, родители решили  приобрести для дочери аккордеон.  Это повлияло на творческие интересы Натальи Васильевны:  хотя она была увлечена и рисованием, но  в качестве профессии все-таки выбрала музыку. Ее становление как музыканта проходило сначала в Хабаровском музыкальном училище в классе Виктора Арсентьевича Никиточкина, затем – в Институте искусств г. Владивостока – у Петра Ивановича Гертера.

Еще во время учебы Наталья Васильевна становится одним из самых ярких молодых исполнителей на аккордеоне не только на Дальнем Востоке, но и в СССР. Для совершенствования своего профессионального мастерства Наталия Васильевна  направляется в Москву. Она  поступает в ассистентуру-стажировку ГМПИ им. Гнесиных (ныне РАМ им. Гнесиных), где занимается в классе замечательного преподавателя Вячеслава Филипповича Белякова. Здесь, в Москве, в жизни Натальи Васильевны происходит событие, которое определяет ее личную и профессиональную судьбу. На одном из концертов, она знакомится с выдающимся музыкантом Иосифом Григорьевичем Пурицем, который по воле судьбы оказался на соседнем месте в зрительном зале. Между ними обнаружилось много общего, а главное — любовь к музыке. Общие интересы способствовали зарождению дружбы между ними, которая впоследствии переросла в серьезное чувство и привела к созданию семьи.

Хотя Иосиф Григорьевич предлагал Натальи Васильевне создать дуэт и концертировать вместе, жизнь распорядилась иначе. Рождение ребенка (Иосифа-младшего) сделало невозможным продолжение для Натальи Васильевны концертной деятельности. Это было трудное переходное время конца 1980-х – начала 1990-х годов, когда в стране наступил глубочайший экономический кризис; даже самые необходимые продукты доставались с большим трудом. Насыщенная концертная и педагогическая деятельность мужа не давала ему  возможности разделить  семейные заботы; к тому же, в Москве молодая семья оказалась без помощи родственников, проживающих на Дальнем Востоке и за рубежом. Таким образом, все заботы о семье самоотверженно взяла на себя Наталья Васильевна.

Тем не менее, даже в этой сложной обстановке она нашла для себя новые творческие возможности, связанные на сей раз с педагогикой.  Выросшая в семье преподавателей, Наталья Васильевна не могла не чувствовать интерес к этому виду деятельности. Импульс к новым профессиональным устремлениям был дан ей мужем.

В эти годы Иосиф Григорьевич начал разрабатывать детскую методику обучения игре на баяне. Столкнувшись с проблемами переучивания студентов в среднем и высшем звене обучения, он стремился обновить детскую баянную методику, используя в работе маленькие выборные инструменты. Ориентируясь на прогрессивную фортепианную и скрипичную педагогику, свой накопленный педагогический опыт работы с детьми,  он создал собственную методику обучения игре на баяне, которую опубликовал в форме статей. Полем его реформаторской деятельности стал экспериментальный класс в ДМШ №77 г. Москвы (ныне ДШИ №11). У школы не было своего здания – заниматься было негде, поэтому  уроки нередко проходили в маленькой однокомнатной квартире семьи Пуриц.  Постоянные гастроли Иосифа Григорьевича не давали ему возможности заниматься с учениками регулярно: выручала Наталья Васильевна. Когда сыну исполнилось 5 лет, она начала обучать его, используя современную методику, и постепенно сформировала свой класс в ДШИ №11.

Во второй половине 1990-х годов обстановка в стране стабилизировалась – наладилась и жизнь семьи Пуриц. Иосиф Григорьевич  давал регулярные концерты и мастер-классы в России и за рубежом.  Наталья Васильевна  уже имела свой собственный класс. Впоследствии среди ее лучших учеников были: сын – Иосиф Пуриц — младший, Екатерина Зябко, Иван Капустин и многие другие. Создаются дуэты, трио и большой ансамбль, объединяющий всех учеников. В это время творческого подъема скоропостижно умирает Иосиф Григорьевич.

Неожиданный уход мужа из жизни стал для Натальи Васильевны Пуриц большим ударом.  После безвременной кончины супруга Наталья Васильевна полностью ушла в работу: все праздники и выходные она проводила в музыкальной школе со своими учениками. Продолжая свою педагогическую деятельность,  Наталья Васильевна  активно занималась детской методикой игры на баяне, которую вывела на новый уровень.  Результаты  педагогических исканий Натальи Васильевны Пуриц проявились в регулярных победах ее воспитанников на ведущих международных конкурсах, а также в выступлениях учеников на самых престижных мировых площадках.

В 2000-м году Иосиф Пуриц-младший становится первым за многолетнюю историю конкурса баянистов в Клингентале (Германия) победителем из России в категории до 12 лет.  Через два года сразу два ученика Натальи Васильевны побеждают  на этом престижнейшем конкурсе: Павел Зябко (в младшей возрастной группе) и снова Иосиф Пуриц (теперь уже во второй возрастной группе).  Имена воспитанников тех лет – Екатерины и Павла Зябко, Иосифа Пурица, Ивана Капустина, Николая Болотина, Даниэля Элиассона  — обретают известность среди  широкого круга музыкантов. Наталья Васильевна создает квартет баянистов в составе  Иосифа Пурица, Ивана Капустина, Павла и Екатерины Зябко, который выступает с концертами в России в самых престижных концертных залах (например, в Большом зале консерватории) и за рубежом.

В начале 2000-х годов, по приглашению Заслуженного Работника Культуры, заведующего кафедрой народных инструментов, профессора А.И. Леденёва, Наталья Васильевна начинает преподавать  в колледже МГИМ имени А.Г. Шнитке, где ведет класс специальности, ансамбля и педагогической практики.

Наталью Васильевну отличают не только  преданность своему делу, высокий профессионализм, умение находить общий язык с юными учениками, но и открытость, доброжелательность,  желание поделиться своим мастерством с коллегами. Она регулярно проводит открытые уроки и мастер-классы, в которых принимают участие ее воспитанники. Познакомиться с творческим методом Натальи Васильевны приезжают преподаватели из Норвегии, Китая и других стран мира.

Созданию творческой атмосферы в классе Натальи Васильевны способствовали выдающиеся стороны ее личности. Прежде всего, следует отметить ее  глубочайшую любовь к Родине, которая проявлялась  в самых разных аспектах деятельности. Это не только преданность близким людям, забота об учениках, восхищение  природой, но и способность  мужественно переносить испытания, быть вместе со своим народом в трудные времена. В  августе 1993 года, когда семья Пуриц проводила время в Чехии у  друга и ученика Иосифа Григорьевича Яна Мейсела, в Москве началось сложное политическое противостояние с участием военных. Иосифу Григорьевичу предложили работу  в Германии, но Наталья Васильевна, несмотря на то, что рисковала  маленьким ребенком, настояла на возвращении в Россию.

Ее мужество проявилось также и в  борьбе с тяжелой болезнью. В 2013 году, проводя занятия с учениками в Клингентале,  Наталья Васильевна  почувствовала себя плохо. Сначала она решила, что это связано с  переутомлением после сложного периода подготовки сына к международному конкурсу, на котором он  выиграл первую премию. Спустя полтора месяца, вернувшись в Россию, она узнает о своей серьезной болезни.  Наталия Васильевна мужественно борется с недугом: она переезжает в Саратов к сестре-медику, которая ей оказывает максимальную помощь,  выдерживает тяжелые процедуры и операцию. Одновременно она помогает сыну с редакцией его аудиозаписей. Вернувшись в Москву, Наталья Васильевна  готовит ученика – Ростислава Мудрицкого – к конкурсу в Клингентале.  Ростислав выигрывает этот конкурс, а через месяц Наталья Васильевна узнает, что болезнь отступила.

Одной из важнейших черт личности Натальи Васильевны являлась  любовь к искусству и к окружающему миру, открытость новым впечатлениям. Она постоянно посещала разные музеи, предпочитая  картинные галереи, что очевидно было связано с еще детским увлечением изобразительным искусством.  Другой ее страстью были путешествия.  Через всю жизнь Наталья Васильевна пронесла детские мечты о новых городах и странах, об открытиях и приключениях. Эти мечты осуществились в конце  ее жизни, когда вырос сын и появились соответствующие возможности.

Особые чувства испытывала Наталья Васильевна к природе.  Ею она восторгалась, с нею она общалась: она могла долго оставаться на берегу моря или озера, как бы растворяясь  в  атмосфере пейзажа, создавая его отпечаток в своей душе. Для Натальи Васильевны было важно не только видеть или слышать природу, но и чувствовать ее запахи,  ее ауру. Она любила гулять босиком по траве, по земле, обнять дерево, коснуться воды, наполняясь энергией природных стихий. В природных явлениях Наталья Васильевна всегда ощущала жизнеутверждающее начало. Неизбежные в путешествиях погодные коллизии – ливень, застигший в каньоне горной реки, или буря с грозой во время  передвижения в лодке по озеру —  никогда ее не пугали; она никогда не жаловалась на плохие условия, на усталость. Устремленность к новому, неизведанному, общение с природой давали  Наталье Васильевне  силы, которые она отдавала работе с учениками.

Не секрет, что в музыкальную школу берут детей  с разными музыкальными способностями – как одаренных, так и  со слабыми данными. Особую трудность на этом этапе обучения представляет отсутствие у большинства маленьких детей способности к длительной концентрации внимания, а также к  упорной работе. Наталья Васильевна  честно относилась ко всем своим ученикам: выделяя талантливых детей, она никогда  не  пренебрегала слабыми учениками, для всех находя время и силы.  Удивительным образом Наталья Васильевна  сочетала в себе доброту,  мягкость, порой застенчивость с настойчивостью, твердостью и силой характера, бескомпромиссностью в принципиальных вопросах.  Она очень переживала, когда видела проявления лени, небрежности, безответственности у талантливых учеников, но никогда не отступала от поставленных задач. С детьми она могла заниматься творческим поиском, вкладывая всю себя без остатка, до тех пор, пока не  достигала поставленной цели. Наталия Васильевна никогда не считала часы, уделяя ученику времени в два, а то и в три раза больше полагающегося по учебному плану. Она говорила: «С детьми по-другому нельзя, иначе не поверят. Они сразу чувствуют – до конца ты отдаешься делу или нет».

Глубоко преданная своему инструменту, Наталья Васильевна стремилась его усовершенствовать. Еще в студенческие годы она первой начала использовать перчатку-нарукавник для облегчения работы левой руки. Вместе с Иосифом Григорьевичем, а после его смерти и самостоятельно, она  участвовала в создании  маленьких инструментов для детей,  а также в совершенствовании их конструкции. Благодаря ее деятельности, относящейся еще к 1990-м годам, сейчас значительно продвинулось решение проблемы инструментария для маленьких учеников.

Наталья Васильевна также сделала все возможное, чтобы сохранить добрую память об Иосифе Григорьевиче.  Несколько раз по ее инициативе организовывались вечера памяти Иосифа Пурица, к которым она готовилась очень тщательно, прорабатывая каждую деталь. Несколько лет после кончины Иосифа Григорьевича Наталья Васильевна посвятила  редактуре его сборника методических статей по обучению игре на баяне. Ее бескомпромиссное отношение к качеству проявилось и здесь. Она столь интенсивно переписывала и дополняла материал статей, что имела право выступить как соавтор учебно-методического пособия. Однако Наталья Васильевна оставила только свое редакторство, в чем можно увидеть не только ее скромность, но и бесконечное уважение к делу любимого мужа. Выпущенное в 2013 году второе издание сборника является признанным методическим пособием не только для баянистов и аккордеонистов, но и для широкого круга музыкантов.

Скромность  проявляется и в других поступках Натальи Васильевны. Например, возможно, именно она изобрела  перчатку-нарукавник для левой руки, но не стала настаивать на своем приоритете. Кроме того, в течение долгого периода времени она не подавала документы на звание «Заслуженный работник культуры РФ», считая, что для творческого человека важны не звания, а конкретные результаты его деятельности. Лишь ближе к концу жизни она оформила необходимые документы и получила это звание.

Наталья Васильевна трагически ушла от нас в самом расцвете своих сил. Но мир, который она успела создать за свою  жизнь  — мир любви, музыки, добра и тепла —   навсегда остался с нами.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ Н.В. ПУРИЦ С УЧЕНИКАМИ ДМШ

Прежде чем начать анализ методики Натальи Васильевны, необходимо остановиться на некоторых конструктивных особенностях баяна.

Баян – это язычковый клавишно-пневматический инструмент, состоящий из двух полукорпусов, соединенных между собой меховой камерой. На каждом полукорпусе расположена клавиатура. Правая клавиатура бывает трех-, четырех-, пятирядной. Левая — пяти или шести рядная.

Внутри инструмента расположены резонаторы, на которые крепится с обеих сторон планка со стальными язычками. Принцип звукообразования состоит в том, что благодаря натяжению меха язычок колеблется под воздействием воздушного давления. Чем тоньше язычок, тем быстрее он колеблется, образуя более высокий звук.

Существует несколько типов баянов: учебные, концертные и оркестровые. Так же бывают выборные и невыборные инструменты (с готовыми аккордами в левой клавиатуре). Расположение звуков правой клавиатуры и выборной имеют зеркальное отражение: то есть левая выборная клавиатура — это «перевернутая» правая.

Нельзя не подчеркнуть тот факт, что баян по своей природе очень сложный инструмент. Это связанно с тем, что при игре на баяне задействован целый комплекс мышц тела человека: мышцы шеи, спины, плеч и рук. Кроме того, на баяне расположены разные клавиатуры. Несмотря на то, что две клавиатуры — правая и выборная — имеют, как уже было выше сказано, «зеркальное отражение», тем не менее, из-за различия мензуры, вида и размеров кнопок обеих клавиатур, а так же отсутствия зрительного контакта с ними, на начальном этапе обучение дается ребенку непросто. Ему приходится затрачивать значительные усилия для того, чтобы извлечь звук с помощью ведения меха.

Наконец, значительно усложняет процесс обучения размер стандартных готово-выборных инструментов. Именно на таких инструментах на периферии, да и в некоторых музыкальных школах города Москвы, начинают свои занятия дети. Для любого ребенка в возрасте 6-7 лет (именно с этого возраста рекомендовала начинать обучение Наталья Васильевна) стандартные готово-выборные инструменты слишком велики. Это заметно замедляет освоение инструмента и нередко формирует у ребенка неправильные движения, что впоследствии может помешать достижению в произведении художественного результата. Поэтому Наталья Васильевна рекомендовала начинать обучение детей на специальных инструментах с выборной клавиатурой, с количеством рядов 3/3 и 3/4.

2.1. Донотный период

Зажечь, «заразить» ребенка  желанием овладеть языком музыки —

главная из первоначальных задач музыканта-педагога.

А.Д. Артоболевкская

Донотный период является первоначальным этапом в освоении языка музыки. Этот период очень важен для начинающего музыканта, а также в его дальнейшей судьбе, так как именно в этот период формируются правильные слухо-двигательные навыки, прежде всего, элементарные игровые навыки — свободные движения рук, простейшие аппликатурные приёмы [4,11].

В баянной же педагогике, к сожалению, не все преподаватели используют на практике донотный период, основываясь на старых школах игры. Заметив такую тенденцию в обучении игре на баяне, донотный период стал использовать и внедрять в обиход талантливый исполнитель и педагог Иосиф Григорьевич Пуриц. Педагогические принципы, которого и легли в основу педагогики его жены Натальи Васильевны Пуриц [3,5].

Таким образом, донотный период направлен на взаимодействие  между слухом и движениями, где слух будет играть ведущую роль. Такая связь между слухом и движением в педагогике Натальи Васильевны выражалась формулой «слышу – играю — слышу». В дальнейшем, когда ученик приступает к изучению нотного текста, эта формула удлиняется: «вижу – слышу – играю — слышу» [1,26].

Иосиф Григорьевич и Наталья Васильевна Пурицы считали, что о продолжительности  донотного периода можно говорить лишь условно, так как дети по степени одаренности разные и каждому на это требуется свое время. Но, тем не менее, у них сложилось мнение, что «главным критерием, который определяет возможность перехода к игре по нотам, целесообразно считать способность ученика достаточно уверенно  подбирать по слуху несложные мелодии и транспонировать их» [1,28].  На практике ими было выявлено, что обычно детям требуется на это несколько месяцев [1,29].

Тестирование

В этом разделе речь пойдет о том, как проходили первые уроки Натальи Васильевны с учеником. Первый урок у Натальи Васильевны начинался с тестирования.

В начале урока Наталья Васильевна беседовала с учеником на разные темы. С помощью вопросов об интересах обучающегося она получала нужную ей информацию, которая позволяла  выявить уровень интеллекта ребенка, его тип психики, привычки и т.п. Как опытный педагог, Наталья Васильевна, задавая вопросы, всегда очень внимательно и с большим интересом слушала ответы на них.

После беседы с учеником она приступала к проверке его музыкальных данных. Сюда входили несколько способов: выявление эмоциональной отзывчивости, слуха, чувства ритма, способность к  концентрации внимания. Также осуществлялась проверка координации движений, управляемости игровым аппаратом, способности к его расслаблению. Рассмотрим каждый из этих способов.

Выявление эмоциональной отзывчивости ребенка

Как считал И.Г Пуриц, эмоциональная отзывчивость ученика — это важнейший показатель его музыкальных способностей. Наталья Васильевна в этом  была солидарна с мужем. Она  выявляла степень эмоциональной отзывчивости на музыку следующим образом: она играла на фортепиано небольшие пьески разного характера и жанра. Ученик должен был выслушать каждую мелодию сначала по отдельности и определить жанр каждой. Если задание у ребенка сразу получалось, Наталья Васильевна усложняла задачу, играя ему несколько мелодий подряд.

Каждый ребенок реагировал на эти задания по-разному. В основном, дети активнее реагировали на подвижную музыку —  непроизвольными движениями в такт, мимикой, а если мелодия была знакома, то подпевая.  Наталья Васильевна, внимательно наблюдая за реакцией ученика, определяла степень его эмоциональных проявлений.

Выявление слуха и чувства ритма

Выявление слуха и чувства ритма в классе Н.В Пуриц происходило по-разному. Она, конечно же, пользовалась традиционным подходом: просила спеть выученные заранее мелодии, играла отдельные звуки и предлагала их воспроизвести голосом, прохлопать или проговорить ритмический рисунок. Если ребенок пел чисто, и выразительно интонируя, то это говорило о наличии у него звуковысотного и мелодического слуха.

Однако не все дети в возрасте пяти, шести и семи лет могут петь, тем более чисто, и это совсем не означает, что у них отсутствует слух. Чаще всего, причиной нечистого интонирования бывает не слабый слух, а неразвитые голосовые связки и неумение ими управлять. В таких случаях Наталья Васильевна применяла, и рекомендовала применять другим педагогам способ проверки звуковысотного слуха, который был условно назван игрой «в прятки».

Чувство ритма проверялось следующим образом: Наталья Васильевна  прохлопывала в ладоши несложные ритмические рисунки, которые  ученику предлагалось  повторить. Причем он мог повторять ритмические формулы, как прохлопывая их в ладоши, так и проговаривая их вслух. В случае  если ребенку было сложно это сделать, Наталья Васильевна использовала другой прием.

Выявление способности к концентрации внимания

Способность ученика к концентрации внимания, а также к наблюдательности Наталья Васильевна определяла с помощью клавиатур баяна. Инструмент  ставился перед учеником на уровне глаз, и так же, как в беседе применялась форма «вопросов и ответов». Благодаря этому способу тестирования ученик впервые начинает осваивать клавиатуру. Он узнает закономерности расположения клавиш на клавиатурах.

Проверка управляемости игровым аппаратом, способности к его расслаблению, координации движений

Проверку управляемости каждого из пальцев Наталья Васильевна осуществляла следующими действиями: рука ученика опускалась на поверхность стола так, чтобы к нему прикасались только кончики пальцев. За каждым номером пальца закреплялся свой номер. Называя номер пальца, ученик должен был постучать этим пальцем по столу, при этом остальные пальцы должны были находиться в исходном положении. Таким образом, определялась степень независимости движений каждого пальца.

Для проверки кистевых движений Наталья Васильевна придерживала предплечье ребенка и просила его делать маховые движения кистью. Таким же способом определялась управляемость локтевым суставом.

Посадка и постановка рук

Наталья Васильевна Пуриц считала необходимым, чтобы инструмент подходил по размерам ученику. В связи с этим она постоянно сотрудничала с ведущими фабриками по изготовлению баянов, которые впоследствии стали выпускать баяны для детей возраста 6-7 лет. Возможно, если бы ни  усилия Натальи Васильевны  и Иосифа Григорьевича, сегодня мы бы не получили такое широкое распространение детских выборных инструментов.

Посадка в классе Натальи Васильевны традиционная. Ученик  садится на край стула. Наталья Васильевна считала постановку рук одним из важных процессов первоначального обучения. Она следила за тем, чтобы ученик понял и почувствовал правильные, естественные положения обеих рук. Чтобы добиться правильных и свободных исполнительских движений, к чему, безусловно, стремилась Наталья Васильевна на своих уроках: нужно осваивать технический материал

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф