СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Теоретические основы развития малого и среднего. 5
предпринимательства в современной экономике. 5
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства. 5
1.2 Правовой режим малого и среднего предпринимательства. 10
1.3 Особенности становления малого и среднего предпринимательства в России 18
2 Оценка состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области. 26
2.1 Общая характеристика отдела предпринимательства. 26
2.2 Анализ развития малого и среднего предпринимательства. 31
2.3 Факторы, препятствующие развитию малого и среднего. 42
предпринимательства. 42
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства. 49
в Челябинской области. 49
3.1 Оценка государственной программы по поддержке малого и. 49
среднего предпринимательства. 49
3.2 Приоритетные направления развития малого и среднего. 62
предпринимательства. 62
3.3 Прогноз результатов реализации мер поддержки малого и. 69
среднего предпринимательства. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 76
ВВЕДЕНИЕ
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших направлений для экономики страны в целом и для экономики Челябинской области в частности, основой для развития конкурентной среды, повышения инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов. Развитие малого и среднего предпринимательства является ключевым источником роста эффективности производства, обеспечения занятости населения и повышения качества жизни жителей Челябинской области.
Формирование и развитие малого и среднего предпринимательства является особо важным элементом в построении демократических институтов гражданского общества и формировании среднего класса.
Малое и среднее предпринимательство обеспечивает мобильность, а также глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства. Оно поддерживает и обеспечивает рыночную конкурентную атмосферу, создает многообразие участников рынка. Малое и среднее предпринимательство берет на себя роль по формированию дополнительного спроса на потребительские товары, работы и услуги, а также образует дополнительные доходы у населения.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время в Челябинской области происходит сокращение малого и среднего предпринимательства, что отрицательно влияет на состояние экономики края.
Цель исследования — разработать основные направления развития малого и среднего предпринимательства на перспективу.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты развития малого и среднего предпринимательства;
- оценено состояние и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области;
- разработаны приоритетные направления и перспективы развития малого и среднего предпринимательства.
Предмет исследования – перспективы развития малого и среднего предпринимательства.
В работе были использованы нормативно-правовые документы Российской Федерации, Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы федеральных, региональных и муниципальных Программ по развитию здравоохранения. Теоретической основой для написания бакалаврской работы послужили учебные пособия, статьи, журналы и интернет
Методологической базой исследования были методы сравнительно-аналитического, функционального, управленческого анализов, а также общенаучные методы: абстракция, индукция и дедукция, количества и качества в их взаимосвязи.
1 Теоретические основы развития малого и среднего предпринимательства в современной экономике
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства
В современных условиях перехода страны к инновационной экономике на малый и средний бизнес возложен целый ряд существенных функций, которые не выполняются или в недостаточной степени выполняются крупными хозяйствующими субъектами. Таким образом, малые и средние предприятия обеспечивают мобильность, а также глубокую специализацию и разветвлённую кооперацию производства. Малые и средние предприятия поддерживают и обеспечивают рыночную конкурентную атмосферу, создают многообразие участников рынка. Занимаются формированием дополнительного спроса на потребительские товары, работы и услуги, а также образуют дополнительные доходы у населения. Субъекты малого и среднего предпринимательства гораздо легче адаптируются к малейшим конъюнктурным изменениям и сравнительно оперативно производят процесс разработки и реализации инновационных, высокотехнологичных проектов. Наиболее склонны к инновационной деятельности, что, несомненно, влечет за собой рост конкурентоспособности национальной экономики в глобальном масштабе. Малое предпринимательство способствует созданию среднего класса в обществе, тем самым оказывая положительное влияние на социальную, политическую и экономическую ситуацию в стране.
С точки зрения научно-практического подхода понятия «бизнес» и «предпринимательство» идентичны. Так, С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова трактуют бизнес — как предпринимательскую экономическую деятельность, приносящую доход, прибыль [24]. Отличие между этими терминами состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» – это юридический термин и употребляется в основном в нормативных актах, а «малый бизнес»
– это экономический термин и используется в основном в увязке с экономическим развитием региона или государства. Но не все разделяют мнение автора о том, что понятия «бизнес» и «предпринимательство» — это тождественные понятия. Так экономист Т. Н. Кошелева полагает, что «основное их отличие заключается, в том, что само понятие «бизнес» подразумевает, в первую очередь, доходность конкретного вида деятельности с точки зрения его владельца, не учитывая социальной, экологической составляющей хозяйственной деятельности, присущих как раз понятию «предпринимательство». А что касается «малого бизнеса», то здесь проявляется еще и отсутствие стремления «малого бизнеса», в отличие от «малого предпринимательства» как экономической необходимости, стать связующим звеном между крупным и средним предпринимательством и обществом в лице потребителя» [22].
Классификация субъектов малого и среднего предпринимательства, особенности его создания и ведения деятельности в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 4 данного закона субъектами малого и среднего предпринимательства являются: «внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства» [23].
В России в настоящее время существуют два критерия отнесения к малому и среднему бизнесу. Во-первых, средняя численность работников за предшествующий календарный год по различным группам предприятий: первая группа – микропредприятия (численность от 1 до 15 человек); вторая группа – малые предприятия с численностью персонала от 16 до 100 человек; третья группа – средние предприятия с численностью персонала от 101 до 250 человек. Вторым критерием является размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов, которые определяются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных статистических наблюдений. В настоящее время данный критерий за предшествующий год без учета НДС для микропредприятий установлен в размере 120 млн рублей, для малых предприятий – 800 млн рублей, а для средних – 2 млрд рублей [11].
В соответствии с Федеральным законом РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. критерии отнесения предприятий к малым должны пересматриваться каждые 5 лет.
Эффективное функционирование экономической системы в стране зависит от оптимального сочетания в ней крупного, среднего и малого предпринимательства. Экономическую и техническую мощь страны определяют крупные предприятия, которые способствуют стабилизации народного хозяйства и развивают капиталоемкие проекты. Средние предприятия, по большому счету, находятся под влиянием конъюнктуры внутреннего рынка, они, как правило, находятся в тесной взаимосвязи с национальными интересами и функционируют на местных рынках. Малые предприятия, в свою очередь, придают экономике страны мобильность и гибкость, они обладают способностью к быстрым структурным и технологическим сдвигам, т.к. не связаны с обширной производственной программой, не обременены многочисленным персоналом и не имеют финансовых обязательств перед акционерами, ожидающими дивиденды. Малым предприятиям легче перестроить свою рыночную стратегию, когда находится новая, выгодная, «ниша» и манипулировать ценами на свою производимую продукцию. Стоит отметить, что синергетические механизмы малого и среднего предпринимательства могут возникать практически во всех отраслях, за исключением имеющих высокую рискованность хозяйствования.
Главными преимуществами малых и средних предприятий в сравнении с крупными бизнес-структурами являются:
- более низкий объем первоначальных инвестиционных вложений, что способствует существенному сокращению сроков строительства, перевооружения производства и внедрения новых технологий и механизмов автоматизации. Нулевой капиталоемкостью, как правило, отличается большинство предприятий сферы услуг;
- возможность принятия более гибких и оперативных решений, что способствует быстрой и адекватной реакции на быстро меняющуюся конъюнктуру рынка и переходу от одного вида деятельности к другому;
- ориентация на специфику региональных рынков, которая обеспечивается более высокой приспособленностью малого и среднего бизнеса к исследованию пожеланий и предпочтений среди потенциальных потребителей и клиентов, а также помимо этого традиций, привычек, обычаев и прочих особенностей;
- оптимизация воспроизводственной системы за счёт реализации функций вспомогательного характера по отношению к крупным производителям, т.е. выполнение малыми предприятиями некоторых задач крупного предприятия, которые отличаются от их основного вида деятельности. Данная особенность приобретает все более широкие масштабы и разноплановые формы: субподряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, отдельные виды обслуживания в автосервисе и предприятиях быстрого питания и др.
В малом и среднем предпринимательстве наиболее эффективной является частная форма собственности.
Можно выделить единоличные компании, партнерства и корпорации. Фирма, находящаяся в единоличном владении, представляется наиболее простой формой для малого бизнеса, поскольку создает благоприятную среду для реализации собственных интересов, дает право на собственное использование результатов своей работы и организацию деятельности. Для открытия и запуска такого рода предприятия зачастую достаточно лишь получения лицензии от местных властей и регистрации торгового имени. Партнерства представляют собой организацию двух и более лиц на основании контракта об общем владении фирмой. Партнерства могут быть полными или ограниченными. Корпорация – организационная форма, наиболее характерная для большого и среднего бизнеса. Формально управление корпорацией должно быть отделено от владения ею, но существуют случаи, когда данные функции выполняет один владелец при помощи «подставных» лиц, не вкладывающих в нее средства и не принимающих участие в управлении ею.
Малое и среднее предпринимательство представлено во всех возможных отраслях производства, обслуживания и экономики:
- сельское хозяйство;
- охота и лесное хозяйство;
- добыча полезных ископаемых;
- обрабатывающие производства (производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство кожи, обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство, производство электрооборудования и т. д.);
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
- строительство;
- оптовая и розничная торговля;
- ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;
- транспорт и связь;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и продажа;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг;
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам [26]. Банкротов среди малых и средних предприятий всегда больше, что связано, прежде всего, со спецификой рисков в данном виде предпринимательской деятельности. Начинающее предприятие имеет более высокие издержки, чем фирма, уже давно осуществляющая деятельность. Поэтому «молодое» предприятие всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Первоначальная причина банкротства малых и средних предприятий заключается в отсутствии опыта. Однако количество вновь создаваемых фирм постоянно растет.
Из вышесказанного следует однозначный вывод о том, что малое и среднее предпринимательство – это экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и (или) продажи товаров, оказания услуг. Малое и среднее предпринимательство берет на себя функции по обеспечению мобильности, а также глубокой специализации производства. Развитие малого и среднего предпринимательства во многом определяет темпы экономического роста страны, состояние занятости ее населения, качество и структуру валового национального продукта, что обуславливает важность этого сектора предпринимательства для национальной экономики в условиях ее инновационного развития на современном этапе.
1.2 Правовой режим малого и среднего предпринимательства
Правовая природа малого и среднего предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.
Сегодня Россия переживает сложный период формирования и становления социально-экономических и организационно-правовых основ нового общества и независимого государства. Быстро преобразовать большое государство практически невозможно. Хоть остатки централизованного аппарата управления и канули в историческое прошлое, но мышление и идеологию людей не так просто перебороть. Тем не менее, люди уже осваивают новые возможности свободы экономической деятельности и частной инициативы. В последние годы роль и значимость предпринимательской деятельности в жизни граждан России неуклонно растет. Основы правовой регламентации предпринимательства в России содержатся в Конституции РФ, где в числе прав и свобод человека и гражданина закреплено право каждого «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 34) [1]. Это один из основополагающих принципов предпринимательской деятельности, который гарантирует и провозглашает свободу предпринимательства в России. Его сущность заключает в том, что предприниматель имеет право начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой незапрещенной форме с использованием не изъятых из оборота видов имущества.
Для экономики в целом деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
Наряду с законом о малом и среднем предпринимательстве разрабатываются пакеты документов, регулирующих эту сферу, в том числе законопроекты региональных и городских администраций. Все они призваны обеспечить содействие малым и средним предпринимателям в приобретении нового оборудования, в кредитовании и страховании, в субсидировании новых проектов.
Государственная поддержка малого предпринимательства и комплекс мер по их развитию закреплен и отражен в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3].
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» целью государственной поддержки малого бизнеса является [3]:
- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
- увеличение количества субъектов малого и среднего
предпринимательства;
- обеспечение занятости населения и развитие само занятости;
- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
- увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются[3]:
- разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов
Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления,
регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).
Основным субъектом малого и среднего предпринимательства выступает предприниматель. Однако предприниматель – не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. Общие положения о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей содержатся в гл. VII.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [4].
Согласно ст. 1 Закона № 129-ФЗ под государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в Государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях[4].
Особым участником предпринимательской деятельности является юридическое лицо, определение которого содержится в ст.48 ГК РФ[2]. Юридическим лицо является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать права, нести обязанности, быть ответчиком и истцом в суде.
Юридическое лицо в контексте предпринимательской деятельности обладает правоспособностью и дееспособностью.
Малое и среднее предпринимательство может осуществляться:
- без образования юридического лица;
- с образованием юридического лица;
- без использования наемного труда;
- с использованием наемного труда [13].
Особый интерес в данном контексте имеют экономические права участников предпринимательской деятельности, которые относят ко второму поколению прав и свобод человека. Среди групп экономических прав и свобод можно выделить следующие права:
- право на свободу предпринимательской деятельности и законной экономической деятельности;
- право частной собственности;
- право свободной собственности по отношению к земле и другим природным ресурсам;
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Вышеперечисленные Федеральные законы и нормативно-правовые акты осуществляют правовое регулирование деятельности малого и среднего предпринимательства на Федеральном уровне. На региональном и муниципальном уровне, в силу особенностей регионов и неоднородности экономической среды, деятельность субъектов малого и среднего бизнеса регулируется краевыми и городскими законодательными и нормативноправовыми актами.
В Челябинской области регулирование деятельности инфраструктуры поддержки бизнеса осуществляется с помощью нормативных актов, принятых Законодательным собранием Челябинской области. К таким нормативно-правовым актам относятся:
- государственная программа Челябинской области от 30 сентября 2013 г. N 505-П «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края» на плановый период 2014 – 2016 гг. Целью государственной программы является создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории края, роста инновационного потенциала и улучшения инвестиционного климата Челябинской области. Задачи государственной программы:
- Создание благоприятных условий для роста инновационного потенциала в Челябинской области.
- Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.
- Привлечение инвестиций на территорию Челябинской области путем укрепления промышленного потенциала Челябинской области на основе создания и развития транспортной и энергетической инфраструктуры.
- Создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий.
К городским нормативным актам, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Челябинск относятся:
- перечень муниципального имущества от 27 февраля 2009 г. № 504недв., необходимого для реализации мер по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинске;
- постановление администрации города от 28 ноября 2014 г. № 809 «Об утверждении положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Челябинска», которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Челябинска;
- решение Челябинского городского Совета от 01 июля 1997 № 5-32 «О местных налогах на территории города Челябинска», которое упорядочивает систему взимания местных налогов на территории города Челябинска;
- решение об аренде муниципального имущества города Челябинска и методиках определения размера арендной платы от 11 октября 2012 г. № В323, главной целью которого является определение порядка предоставления в аренду муниципального имущества города Челябинска и повышение эффективности его использования;
- постановление от 14 ноября 2019 г. № 748 об утверждении муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске» на плановый период 2020 — 2022 годов».
Целью муниципальной программы является формирование благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории города. Задачи муниципальной программы:
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей;
- обеспечение надежного функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- создание благоприятных условий для развития инновационного и социального предпринимательства;
- увеличение числа занятого населения в малом и среднем предпринимательстве.
Итак, в контексте правового регулирования предпринимательство является особым видом хозяйственной деятельности, в основе которой лежит ряд условий и требований. Фундаментальные основы правовой регламентации в России содержатся в Конституции РФ, где в числе прав и свобод человека и гражданина закреплено право каждого «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 34) [1]. Его сущность заключает в том, что предприниматель имеет право начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой незапрещенной форме с использованием не изъятых из оборота видов имущества. Основным Федеральным законом является ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором отражено правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства [3].
Малое и среднее предпринимательство регулируется на всех уровнях. На региональном и муниципальном уровне создается огромное количество нормативно-правовых актов, которые не только напрямую воздействуют на функционирование субъектов малого и среднего предпринимательства, но и косвенно влияют на деятельность МСП в смежных с ними областях социально-экономической деятельности.
Развитая правовая база позволит малому и среднему предпринимательству стать основополагающим элементом в создании крепкой и стабильно развивающейся экономики.
1.3 Особенности становления малого и среднего предпринимательства в России
Современному российскому предпринимательству около 30 лет, и в его развитии можно выделить несколько этапов. Первый из них – этап становления, который приходится еще на период существования СССР. Его началом считается принятый в 1986 г. Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». Для этого периода времени характерно относительно благоприятное состояние экономики страны, обусловившее не только высокие темпы роста численности малых предприятий, которым было предоставлено множество льгот, но и их объемов производства. Основное развитие малого бизнеса происходило за счет появления различных видов кооперативов граждан, развития торговли и сферы услуг.
Второй этап в развитии российского предпринимательства, начавшийся с 1992 г., проходил в условиях всеобщего дефицита на товары и услуги, ограниченного доступа бизнеса на внешние рынки. В этот период, характеризующийся как весьма нестабильный из-за криминальной обстановки в стране, шло интенсивное увеличение не столько числа субъектов малого предпринимательства, сколько их размеров, также не наблюдалось существенных отчислений в государственную казну от финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий – бизнес (и малый, и крупный) постепенно уходил «в тень».
На третьем этапе развития малого бизнеса (1996–1998 гг.) российское предпринимательство приспособилось к сложностям рынка, научилось
«играть» по его правилам. В 1995 г. была разработана и утверждена первая
Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг.
– начало XXI в. отличалось отсутствием желания рисковать, вкладывая свои сбережения в сферы деятельности с длительным периодом оборачиваемости оборотных средств (производство, строительство и др.), и наоборот, возросло стремление получить выгоду здесь и сейчас (торговля, посредничество, менее – услуги). Вследствие чего едва зародившийся в России бизнес еще больше был вынужден углубляться «в тень» – скрывая результаты своей финансово-хозяйственной деятельности, заработную плату персонала, уходя от уплаты высоких налоговых и иных платежей, нанося тем самым серьезный ущерб экономике страны в целом. Для России этого периода характерен «дикий рынок» [15] – каждый выживал в одиночку.
Четвертый этап развития российского предпринимательства (1999– 2004 гг.) весьма противоречив. С одной стороны, в экономике страны сохранялись посткризисные явления, с другой – малый бизнес вновь доказал свою «живучесть». Его темпы развития в этот период не только достигли докризисного уровня, но и существенно превысили его по ряду показателей: численности занятых в данном секторе экономики, объемам производства, привлечению инвестиций. Для этого периода характерна еще более активная поддержка бизнеса государством. Совершенствовалась законодательная база, касающаяся этой сферы деятельности. Впервые понятие малого бизнеса было закреплено законодательно.
С 2005 г. начался и продолжался до 2015 года пятый этап, для которого характерно появление весьма тревожного симптома – хронической усталости малого бизнеса, связанной с затяжным и устойчивым характером нерешенных проблем в сфере законодательства, кредитования, поддержки бизнеса, процветанием коррупции в стране. Существенная часть российского бюджета направляется на оказание государственной поддержки (финансовой, имущественной, информационной) для развития малого и среднего бизнеса, предусматриваются также средства на эти цели в региональных и местных бюджетах. Несмотря на активную поддержку малого и среднего бизнеса государством, регионами и муниципалитетами, не удается достичь его бурного развития и вывода «из тени». Российские экономисты находятся в постоянном поиске наиболее эффективных механизмов государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства. Но, как говорилось ранее, эта проблема и на сегодня остается актуальной по ряду причин.
- Отсутствие достоверной информации не только о количественном, но и качественном составе малого и среднего предпринимательства, видах экономической деятельности, нуждающихся в поддержке, численности работников, занятых в данном секторе экономики, производимой продукции, оказываемых услугах и других основных показателях, необходимых для осуществления индикативного планирования в государственном регулировании малого и среднего предпринимательства.
- Не востребованность большинства видов государственной и муниципальной имущественной, финансовой, информационной поддержки из-за невозможности подтверждения субъектом малого или среднего предпринимательства не только своего статуса, но и платежеспособности при получении льготных кредитов на развитие, приобретение оборудования в лизинг (даже под гарантии органов местного самоуправления) – вследствие максимально упрощенной законодательно системы бухгалтерского и налогового учета для данной категории бизнеса. Призванный устранить этот пробел в законодательстве Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ проблему не решил. Информационный обмен между действующими государственными организациями, так или иначе соприкасающимися в ходе своей деятельности с субъектами малого и среднего предпринимательства, до сих пор не налажен. Поэтому большинство кредитных и лизинговых продуктов предлагаются малому и среднему бизнесу по завышенным ставкам, не приемлемым для развития. Другая причина – недостаточная информированность населения страны о возможностях открытия собственного дела и предоставляемых для этого видах поддержки.
- Низкий уровень экономической грамотности многих руководителей вновь создаваемых субъектов малого и среднего предпринимательства, их неумение просчитывать варианты развития, экономия на высококвалифицированных специалистах, отсутствие предпринимательского таланта и возможности перенять опыт.
- Не полностью решенная государством проблема административных барьеров и коррупции, вынуждающих предпринимателей уходить в подполье, чтобы не платить взяток [14]. Принятый Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ [6], существенно ограничивающий права контролирующих и проверяющих органов, пока недостаточно решает имеющуюся проблему.
- Регулярное повышение платежей в бюджет и внебюджетные фонды, влекущее за собой не только рост «теневого» бизнеса, но и массовые прекращения деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Это далеко не полный перечень имеющихся проблем в сфере малого и среднего предпринимательства, для решения которых органам государственной власти на первых порах целесообразно:
- внести коррективы в общепринятые образовательные стандарты школ и профессиональных образовательных учреждений в сторону развития личностных качеств обучающихся, таких как инициативность, склонность к риску, способность ставить цели и определять пути их достижения;
- стимулировать инвестиционную активность субъектов малого и среднего предпринимательства доступными кредитными и лизинговыми продуктами. При внедрении социально значимых инвестиционных проектов предоставлять временное снижение налогового бремени или возможность реализации их на условиях софинансирования с бюджетом с последующим переходом права собственности субъекту малого предпринимательства;
- формировать положительный имидж продукции российского производства, содействовать импортозамещению, предоставляя преференции при участии в закупках для государственных и муниципальных нужд российским производителям экологически безопасной продукции;
По состоянию на 1 января 2020 года, по данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано и действует 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек, что составляет 25% от общего числа занятых в экономике (Таблица 1.1).
Основу сектора МСП по количеству хозяйствующих субъектов составляют ИП – 2,4 млн. или 53,3% всех МСП и микропредприятия – 1,9 млн. или 41% всех МСП. Малые предприятия составляют 5,2%, а средние – 0,3% от общего количества субъектов МСП. При этом на микропредприятиях и в сегменте ИП трудится более половины всех занятых в секторе МСП — 55%.
Таблица 1.1 — Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Микропредприятия | Малые предприятия | Средние предприятия | Индивидуальные предприниматели | Все категории МСП | |
Количество субъектов МСП, тыс. ед. | 1 868,2 | 235,6 | 13,7 | 2 413,8 | 4 531,3 |
Доля в секторе МСП, % | 41,2 | 5,2 | 0,3 | 53,3 | 100% |
Среднесписочна я численность работников, тыс. чел. | 4 431,1 | 6 358,4 | 1 585,8 | 5 645,7 | 18 021* |
Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей | 9 699,3 | 16 692,9 | 5 027,8 | 10 447,5 | 41 867,5 |
В 2020 году общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось на 7,5% (индивидуальных предпринимателей – на 12,7%, малых предприятий – юридических лиц – на 3,5%). Количество микро- и средних предприятий – юридических лиц в 2015 году, напротив, выросло на 3,9% и 15,4% соответственно.
Основными видами деятельности малых и средних предприятий являются торговля (более 39,6%) и предоставление услуг (35,4%).
Каждой проверке планируется присваивать индивидуальный учетный номер, в реестре также будет содержаться информация о проверяемых предприятиях, предмете и основаниях мероприятий по контролю, сроках их проведения и результатах, принятых мерах, обжаловании решений, действий
(бездействий) соответствующих органов и должностных лиц (Федеральный закон от 31 декабря 2019 г. № 511-ФЗ) [7].
Также будут произведены изменения в налоговом законодательстве. Субъектами РФ в 2020-2025 годах могут приниматься законы о налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей. Главное условие их предоставления – переход в течение двух лет после вступления в силу таких законов на УСН или патентную систему налогообложения. Ставка по данным налогам составит 0% на два налоговых периода со дня регистрации предпринимателя [17].
Основной проблемой применительно к данной мере поддержки является тот факт, что решение о введении налоговых каникул отдается на откуп регионам, далеко не все из которых решатся применять эту льготу, так как это влечет потерю доходов региональных и муниципальных бюджетов. Правда Правительство РФ планирует заинтересовать органы местного самоуправления в поддержке малого и среднего бизнеса. Так, Минфин России должен разработать меры, направленные на увеличение доли отчислений в муниципальные бюджеты по всем налоговым поступлениям, уплачиваемым малым и средним бизнесом (прирост может составить до 75%).
Таким образом, теперь законодательство дает возможность судам и контролирующим органам снизить избыточное административное давление на предпринимателей, что актуально особенно в период экономического кризиса. Станут ли административные органы утруждаться оценкой степени исключительности обстоятельств дела и имущественного положения малых и средних предприятий – покажет практика.
Еще одним изменением будет являться расширение доступа малых предприятий к закупкам госкомпаний.
В отличие от заказов, размещаемых государственными и муниципальными органами, ранее соответствующие процедуры детально отрегулированы не были. Теперь же этому посвящено отдельное постановление Правительства РФ от 11 декабря 2019 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») [8].
Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства должен составлять не менее чем 18% годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, и не менее 10% по результатам закупок, участниками которых были только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Если Правительство РФ будет придерживаться своей же собственной «дорожной карты» по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, то к 2023 году доля таких закупок будет увеличена с 18% до 25%.
Современное малое и среднее предпринимательство в России существует около 30 лет. За этот срок роль МСП в экономике страны существенно изменилась. Процесс становления малого и среднего предпринимательства в России показывает, что в посткапиталистической стране развитию малого и среднего бизнеса препятствует не только финансовые трудности, несовершенство законодательной базы и административные барьеры, но и психология граждан. С появлением первых нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность малого и среднего предпринимательства, роль МСП в социально-экономическом развитии страны стала приобретать приоритетный характер.
2 Оценка состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области
2.1 Общая характеристика отдела предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью экономической системы края. Субъекты малого и среднего предпринимательства присутствуют практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер деятельности, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики Челябинской области. Для поддержки и развития предпринимательской деятельности в Челябинской области функционирует отдел предпринимательства в министерстве экономического развития.
Отдел предпринимательства является структурным подразделением министерства экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Челябинской области, созданным с целью поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области. В том числе, отдел предназначен для обеспечения реализации министерством полномочий по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечению государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также полномочий министерства, как органа, осуществляющего оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Челябинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Отдел руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Челябинской области, законами Челябинской области, правовыми актами Губернатора и Правительства Челябинской области, положением о министерстве, приказами министерства, настоящим Положением об Отделе.
Отдел возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности министром в установленном законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации и Челябинской области порядке. Начальник отдела подчиняется непосредственно министру.
В обязанности начальника отдела входит:
- руководит отделом и планирует работу отдела;
- распределяет обязанности между государственными гражданскими служащими, разрабатывает проекты положения об отделе, должностных регламентов государственных гражданских служащих;
- по согласованию с заместителем министра представляет министру кандидатуры для назначения на должность государственных гражданских служащих и вносит предложения об освобождении от должности государственных гражданских служащих отдела;
- вносит предложения о поощрении государственных гражданских служащих отдела и применении к ним дисциплинарного взыскания;
- обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими отдела служебной дисциплины;
- вносит предложения министру по повышению квалификации государственных гражданских служащих отдела;
- визирует проекты правовых актов, иные документы по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
- подписывает отчеты, письма, докладные и служебные записки, исходящие из отдела;
- обеспечивает ведение делопроизводства;
- обладает иными правами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области;
- осуществляет иные полномочия, вытекающие из нормативных правовых актов Российской Федерации и Челябинской области, настоящего Положения.
В период отсутствия начальника отдела, возложенные на него права и обязанности, осуществляет заместитель начальника отдела. Штатная численность отдела определяется штатным расписанием министерства в соответствии с задачами отдела и объемом выполняемых отделом функций.
Начальник отдела несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел функций и задач, организует работу отдела, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений, поручений министра (заместителя министра), действующих нормативных правовых актов. Следит за состоянием служебной и исполнительной дисциплины в отделе, выполнение его государственными гражданскими служащими своих должностных обязанностей, ведением документации, предусмотренной действующими нормативными правовыми актами, соблюдением государственными гражданскими служащими отдела служебного распорядка, санитарно-эпидемиологического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности.
Основные функции отдела, для достижения поставленных целей:
- Разработка и представление министерством Губернатору края, в Правительство края проектов законов края, проектов правовых актов Губернатора края, Правительства края в областях (сферах) государственного управления.
- Подготовка проектов нормативных и индивидуальных правовых актов по вопросам, отнесенным к целям и функциям отдела.
- Реализация обобщения практики применения законодательства и проведение анализа реализации государственной политики в областях (сферах) государственного управления.
- Подготовка предложений в проекты федеральных законов в областях (сферах) государственного управления, вопросы по которым отнесены к целям и функциям отдела, для последующего направления субъектам права законодательной инициативы.
- Разработка, в том числе по поручению заместителя министра, проекты договоров (соглашений), заключаемых Губернатором края, Правительством края в областях (сферах) государственного управления.
- По поручению заместителя министра готовит предложения в проекты отзывов Губернатора края на проекты федеральных законов, проектов заключений для Губернатора края на проекты законов края, предусматривающие расходы в сферах государственного управления.
- Обеспечение согласования и подписания проектов приказов министерства по вопросам государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, реализации подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» государственной программы Челябинской области «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края».
- Обеспечение реализации мероприятий подпрограммы, закрепленных за министерством.
- Обеспечение ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки.
- Участие в подготовке проекта краевого бюджета, материалов и документов, обязательных для представления одновременно с проектом краевого бюджета, в установленном порядке, в том числе: по ведомственной структуре расходов краевого бюджета, по распределению бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Челябинской области и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов краевого бюджета в областях государственного управления.
- Проведение предварительной оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Челябинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. При необходимости, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, организует проведение углубленной ОРВ. Готовит проекты заключений о проведении ОРВ.
- Участие в разработке стратегии социально-экономического развития края, плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития края, путем разработки разделов, касающихся развития малого и среднего предпринимательства на территории края.
- Осуществление мониторинга состояния экономики края, в части формирования информации о развитии малого и среднего предпринимательства, обеспечивает регулярное представление соответствующих данных о социально-экономическом положении края в Правительство края.
- Разработка предложении в прогноз социально-экономического развития Челябинской области по разделу «Малое и среднее предпринимательство» по формам, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации, направляет их в отдел анализа и прогнозирования социально-экономического развития края министерства.
- Участие в согласовании показателей разделов «Малое предпринимательство» и «Среднее предпринимательство» в прогнозе социально-экономического развития муниципальных образований края, в том числе, в программе АИС «Регион-24».
В пределах, возложенных на него функций, Отдел имеет право:
- Запрашивать и получать от структурных подразделений министерства материалы, информацию и документы, необходимые для реализации поставленных перед отделом задач.
- Требовать надлежащего материально-технического, кадрового обеспечения деятельности отдела, регулярного повышения квалификации его государственных гражданских служащих.
- Вносить министру (по согласованию с заместителем министра) предложения по совершенствованию форм и методов деятельности отдела и министерства в целом, по вопросам, отнесенным к задачам и функциям отдела.
- Пользоваться иными правами, предусмотренными нормативными актами Российской Федерации, Челябинской области, приказами министерства.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф