Заявка на расчет
Меню Услуги

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1   2


СОДЕРЖАНИЕ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

Глава 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..

1.1. Развитие  малого предпринимательства в России……………………….….

1.2. Понятие, сущность и  значение  малого предпринимательства……………

1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности  малого предпринимательства………………………………………………………………

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ И  ПУТИ  РЕШЕНИЯ МАЛОГО И  СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ………………………………………

2.1. Проблемы развития малого и  среднего предпринимательства в России  и  направления их решения…………………………………………………………..

2.2. Влияние санкций на малое предпринимательство……………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы состоит в том, что малое предпринимательство представляет собой ключевой элемент современной рыночной экономики, что проявляется в следующем:

  1. способствование в образовании регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма;
  2. поддержание здоровой конкурентной среды;
  3. обеспечение предпосылок для быстрого и непрерывного экономического роста.

«Социально-экономическая значимость малого предпринимательства эффективно подтверждается опытом экономически развитых стран: США, Великобритании, Японии, Франции, Германии и  др., в социально-экономическом развитии которых ему по ряду показателей принадлежит заметное, а то и  ведущее место»… «Государства напрямую заинтересованы в развитии малого предпринимательства. Если раньше основными для экономики считались крупные предприятия, то сегодня многочисленные исследования показывают, что именно небольшие предприятия позволяют странам добиться желаемого результата в кратчайшие сроки»[2].

В Российской Федерации (далее – Россия) социально-экономический потенциал малого предпринимательства остается  не полностью раскрытым, поскольку его развитие сдерживает ряд негативных факторов, снижающих предпринимательскую инициативу и рост малого предпринимательства[3]:

  1. отсутствие необходимой правовой  среды, обеспечивающей надежные юридические  гарантии  прав и  интересов субъектов малого предпринимательства, сложность и объемность законодательства;
  2. недостаточность и неэффективность мер государственной поддержки прав и интересов субъектов малого предпринимательства.

Данная потребность в совершенствовании  действующего законодательства обусловливает необходимость обращения к изучению теоретических основ и экономико-правовых аспектов малого предпринимательства, к комплексному изучению практических проблем в деятельности  субъектов малого предпринимательства в России.

В этом случае приоритетными  для исследования являются:

  1. изучение теоретических разработок, связанных с изучением действующих в мировой практике подходов к определению статуса субъекта малого предпринимательства;
  2. выделение критериев отнесения предприятий к малым,
  3. выделение круга субъектов малого предпринимательства, что включает изучение особенностей и направлений ремесленной деятельности как деятельности субъектов малого предпринимательства.

Особую актуальность имеет проблема разработки и  совершенствования действующего законодательства, которое включало бы в себя нормы, закрепляющие правовые механизмы поддержки малого предпринимательства в сфере льготного кредитования и страхования. Первостепенное значение должно иметь совершенствование системы налогообложения  субъектов малого предпринимательства.

В современной государственной политике, проводимой в отношении  российского малого предпринимательства, одним из важнейших направлений деятельности  органов государственной власти  и  управления является — совершенствование нормативно-правового регулирования внешней среды малого предпринимательства[4].

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи  с правовым регулированием малых форм предпринимательства.

Предмет – нормы права, регулирующие правовое положение малых форм предпринимательства.

Цель исследования – провести комплексный анализ правового регулирования малых форм предпринимательства.

Для достижения этой цели  предлагается  решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть развитие малого предпринимательства в России;
  2. Определить понятие, сущность и значение малого предпринимательства;
  3. Сформулировать нормативно-правовое регулирование деятельности малого предпринимательства;
  4. Выяснить проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и  направления их решения;
  5. Проанализировать влияние санкций на малое предпринимательство.

Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют общенаучные и частнонаучные  методы. К общенаучным методам исследования можно отнести  методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод. К частнонаучным методам исследования относится, прежде всего, формально-юридический метод, историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и  некоторые  другие.

Нормативно-правовую базу составляют Уголовный кодекс Российской Федерации  от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.03.2015), Налоговый кодекс Российской Федерации  (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 08.03.2015), Гражданский кодекс Российской Федерации  (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014), Гражданский кодекс Российской Федерации  (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и  доп., вступ. в силу с 22.01.2015), Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и  доп., вступ. в силу с 01.07.2014), Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии  малого и  среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и  доп., вступ. в силу с 01.07.2014),Начало формы Конец формыФедеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об акционерных обществах» и  другие нормативно-правовые акты.

Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды российских авторов, таких как Анисимова А.П., Рыженкова А.Я., Чаркина С.А., Артемьева Н. В., Багмета А.М., Бычкова Е.И., Беспалова Ю. Ф., Якушева П.А., Виноградова В.А., Мазаева В.Д. Воробьева В.В., Городилина И.А., Демичева А.А., Ручкина Г.Ф., Осипова М.Ю. и  других авторов.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти  параграфов, заключения  и  списка литературы.

 

 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Развитие малого предпринимательства в России

 

Развитие предпринимательства — закономерный и необходимый процесс в условиях современной российской рыночной экономики. Под малым предпринимательство понимается самостоятельный раздел рыночной экономики, задачей которого является обеспечить ключевые потребности государства. В России малое предпринимательство, не смотря на достаточно длительный процесс формирования рыночных отношений, с каждым днем набирает темпы роста и его возможности неиссякаемы[5].

Самое малое предпринимательство содержит в себе огромный потенциал, который играет большую роль в процессе обеспечения устойчивого социально-экономического развития общества[6].

Малое предпринимательство — это существенно важный ресурс, обуславливающий стойкое социально-экономическое развитие общества, который также гарантирует его высокое развития, увеличивая уровень жизни населения страны. Оно влияет на процесс рыночного преображения и имеет место быть среди организационных и научно-технических мобильностей, поддержки конкурентоспособности, быстроты реакции рыночной потребности, повышения налоговых поступлений в бюджет всех уровней, восстановление  социальных ресурсов, улучшения уровней жизни населения страны, понижения общественной дифференциации и так далее[7].

С помощью малого предпринимательства рынок насыщается товарами и предложениями, даже в ситуации финансового кризиса и упадка, а также гарантируются закрепления рыночных отношений.

Учитывая условия жизни и социальное положение, частные предприниматели образовывают основу среднего класса. Они являются той частью общества, способной к оперативной адаптации на внутренних и внешних рынках, и имеющей определенный материальный достаток[8]. Средний класс может быть выделен с учетом некоторых критерий: определенный уровень достатка, который позволяет реализовывать современные жизненные социальные стандарты;  наличие собственности; определенная модель поведения, которая позволяет оказывать влияние на общественные процессы[9]. Уверенное функционирование малого предпринимательства зависит от численности этого класса. Таким образом, можно подытожить, что средний класс составляют люди, имеющие экономическую независимость, то есть владеют предприятиями, компаниями, занимаются частной практикой и индивидуальной  трудовой деятельностью. Одним словом, к среднему классу можно отнести ученых, адвокатов, врачей, бизнесменов, менеджеров, имеющих доход необходимый для обеспечения соответствующих уровней жизни. Чтобы ускорить формирование среднего класса, должны быть продолжена реструктуризация крупного бизнеса и предприятий[10].

В процессе расформирования крупных предприятий и в процессе раздела их на малые предпринимательства создаются новые рабочие места, сокращается безработица и общественная напряженность.

В качестве базисного момента «общественного предпринимательства» выступают его слои, которые динамично развиваются и оказывают воздействие на некоторые категории общества.

В данной ситуации выражаются его идеологические и воспитательные роли.

На сегодняшний день публичное сознание трактует свое видение предпринимателя, как квинтэссенцию, в которой сочетаются: управленец, хозяйственник, новатор[11].

Общественная значимость малого предпринимательства заключается в таких функция, как: учет потребностей и интересов, упор на многолетних культурных обыкновениях, функционирование на локальных рынках[12]. Еще одна функция предпринимательства- удовлетворение потребностей общества в целом и его отдельных граждан в достаточном количестве для жизнедеятельности товаров и предложений. Малые предприятия остро реагируют на колебания потребительских желаний. Закономерности его становления характеризуются конкретной взаимосвязью с покупателем, тесной квалификацией на рынке вакансий, оперативным реагированием на локальном рынке[13].

На сегодняшний день в России  функционируют более 220 тыс. малых предприятий (не учитывая микропредприятия). Доля малых и  средних предприятий во внутреннем валовом продукте достигает 10%.

К началу 2010 года области и возможности сверхприбыльной деятельности малого предпринимательства практически  исчерпались, а учитывая кризис, рост малых предприятий пошел на спад. Например, при сравнении показателей 2008 года  с показателями 2010 года, можно сделать вывод, что их количество сократилось почти на 60 тыс. В виду этого  наблюдалось сокращение занятости в секторе мальном предпринимательстве. С 2008 по 2010 год она упала с 6217,7 тыс. чел. на 5999,8 тыс. чел. Основные  причины подобного снижения: были резко сужены  границы в рамках высокодоходных сфера деятельности, исчерпались психологические ожидания финансовых возможностей, способствовал слабый инвестиционный климат и  т.д.[14]

Некоторые, не выдержав в конкурентной борьбе, сворачивают собственные предприятия, другие становятся жертвами  поглощения  наиболее крупных  предприятий. Как оценивают сами предприниматели, недостаток собственных средств, неплатежеспособность покупателей, не всеобъемлемость рынков сбыта, непостоянность правового климата  — эти все факторы влияют на сужение работы небольших предприятий[15].

Кроме  того, ситуация усугубляется экономической  нестабильностью. Она тормозит развитие производственной сферы и  нарушает финансовую базу, участились неплатежи  и  банкротства, нарушилась надежность деловых институтов. Выжить получается только у тех, кто успел диверсифицироваться, расшириться  в нескольких направлениях. В ходе борьбы за выживание многим самостоятельно приходится учиться приспосабливаться к сложностям на рынке, в том числе к переходу к межфирменной кооперации[16].

Негативные тенденции развития малых предприятий на сегодняшний день могут быть отнесены к к слабому  развитию в промышленной сфере. Общая численности  коммерческих организаций производственной сферы достигает около 16%. Малым предприятиям  присуща высокая гибкость, оперативная реакция на спрос населения, в связи с этим наибольшее  развитие ими было  получено  в тех сферах деятельности, наиболее  приближенных к потребителю. Так, оптово-розничная торговля  и  бытовое обслуживание заключают в себе 29,8% от общего числа, в операциях с недвижимым имуществом — 17,5%. То, что торговля и  посредническая деятельность —  наиболее типичные  и  привлекательные  отрасли  для малых форм хозяйствования можно связать с небольшим числом  стартовых  затрат, которые обеспечивают быструю отдачу от вложений. Быстрой оборачиваемостью торговых и  посреднических капиталов обеспечивается рост начального капитала[17]. Кроме того, торговля  и  сферы обслуживания проще реагируют на нарастающие социально-экономические дифференциации российского населения, группируясь в нишах обслуживания для потребителей с различными доходами. Эти сферы с легкостью создают новые хозяйственные  связи, чтобы  удовлетворить спрос населения на дефицитные  и  популярные группы  товаров, работ и  услуг.

Одно из основных направлений развития предпринимательской среды — кооперация малых и  крупных фирм. Малые предприятия активно сотрудничают с крупными  фирмами. Промышленные изделия длительного потребления (автомобили, бытовая техника и  т. д.) периодически  требуют ремонта и  обслуживания. Для крупных монополистов это не экономично, а создание разветвленной сети маленьких филиалов — очень дорогостоящее занятие[18]. В этой связи  происходит тесное сближение малых и  крупных предпринимательств. Кооперативные связи играют важную роль в российском предпринимательстве. Наиболее популярными формами являются взаимодействия посредствомо франчайзинга, субподряда, венчурного бизнеса и  других форм. Такое  сотрудничество гарантирует рынки  сбыта и  обеспечивает бесперебойную работу крупных монопольных предприятий. В малых предприятиях циркулирует значительная масса национальных продуктов, который являются питательной средой крупного бизнеса[19].

Чтобы оценить  развитие малого предпринимательства необходимо учесть: качество предпринимательской среды (работоспособности, состояния предпринимательского потенциала, а также наличия предпринимательского контингента  в обществе, а именно готовности к риску, принятию ответственности, уровня образования и  т. п.). Эти  составляющие тесно взаимосвязаны: чем лучше сформирована инфраструктура предпринимательства, тем интенсивнее ее развитие, а также чем активнее  и  благосклоннее отношение общества к предпринимательству, тем интенсивнее  предпринимательские  образования[20].

На становление малого предпринимательства большое воздействие оказывает финансовый кризис. Заметным уменьшением активности  малых предприятий был спровоцирован уход в теневой сектор экономики, а вследствие отсутствия средств почти все пришлось сократить масштабы производств. Стратегия борьбы с преодолением проблем, связанных с кризисной ситуацией, в целом оборонительная. В большинстве своем усилия направлены на поиск новых рынков сбыта, налаживании контактов с потенциальными  партнерами, изучение маркетинга и  возможности  сокращения расходов. Основные действия устремляются на оптимизацию и  рационализацию структуры предприятия, в частности  по пути  сокращения численности сотрудников, снижению заработной платы, социальных возможностей, отмены корпоративных мероприятий, профессиональной подготовки  и  т. д. Что касается найма работников, наблюдается временное трудоустройство на серьезные, критичные позиции  бизнеса, а порой практикуются и  просто устные договоренности. При  формировании  команды возникает необходимость постоянного поддержания и  повышения мотивации  ее членов[21].

О том, что кризис оказывает серьезное воздействие  на остроту проблем деятельности малого предпринимательства, свидетельствует и социологическое исследование «Малое предпринимательство в условиях рыночных отношений» 2010 г., в котором принимала участие автор статьи. Было опрошено 210 респондентов. На вопрос «Как вы оцениваете существующие условия для развития малого предпринимательства?» 40% опрошенных ответили  — «удовлетворительно», 38% — «плохо», отметив, что большинство предприятий едва сводят концы с концами. Во избежание серьезных потерь малым предприятиям приходится  адаптироваться  к сложным условиям[22].

Объективно малые предприятия должны получать поддержку со стороны властей. И социологическое исследование показало, что большинство респондентов (60%) считают, что успешное развитие малого предпринимательства в равной степени  зависит от бизнеса и  властей. Формально власти  принимают определенные действия. Однако существует ряд серьезных проблем, отрицательно влияющих на развитие малого предпринимательства. Опрошенные отметили  следующие негативные факторы: произвол чиновников (39%), сложности  кредитования (33%), высокий уровень налогообложения и  слабое правовое регулирование (22%), большое количество проверок (11%). Грабительская система налогов заставляет скрывать истинные показатели  деятельности  малого предприятия, частота проверок особенно у неугодных бизнесменов приводит иной раз к закрытию их дела[23].

«Для динамичного развития малого предпринимательства необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов общества, государства и  субъектов предпринимательства. В развитии  малого предпринимательства все участники  этого процесса (государство, предпринимательская инфраструктура, предпринимательские единицы) преследуют определенные цели. К предпринимательской инфраструктуре можно отнести  агентства по поддержке предпринимательства, учебно-деловые и  информационные центры, технологические парки, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство»[24]. Государство, создавая условия для развития малого предпринимательства, повышает эффективность народного хозяйства за счет частной предпринимательской инициативы. Целью предпринимателей является удовлетворение материальных и  социальных потребностей. Общая цель всех вышеперечисленных структур — это экономическая и  социальная эффективность, выражающаяся в повышении  благосостоянии  и  благополучии общества. В налаживании  целей и  интересов государства и  предпринимателей возможны оживление малого бизнеса и  активизация трудового потенциала[25].

Государство, понимая необходимость поддержки малого предпринимательства, — принимает  законы  на федеральном  уровне.

Хотя поддержка чрезмерно слаба. Важны партнерские отношения между государством и  предпринимательством. Для выработки  успешных мер государственной политики  необходимо иметь реальное представление о современном состоянии  малого предпринимательства, о его финансовых и  социальных качествах становления. Но, несмотря на все трудности, россиян не  покидает  оптимизм. В исследованиях зафиксирована устойчивая тенденция  на создание собственного дела. Такое желание выразили  70% опрошенных. Эти  ответы характерны для  молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет. Им присущ дух авантюризма, они  настроены на переориентацию жизненных планов и  готовы найти  сферу приложения своих способностей[26].

Такие ответы не случайны, поскольку характерной особенностью российского предпринимательства является то, что оно формируется в основном из молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет. Молодежь пока еще позитивно относится к рыночным преобразованиям, она динамична, бесстрашна и надеется, что малое предпринимательство сможет удовлетворить ее  потребности  и  запросы. Для многих намерение заняться предпринимательством объясняется в основном как и сугубо материальными  причинами, так и  надеждой приобрести  независимость  и  занять особое социальное положение, определенный статус в обществе.

«Анализируя текущее  состояние процесса  развития малого предпринимательства при преодолении кризиса, можно выявить отличительную тенденцию: владельцы малых предприятий все более эгоистичны, предпринимают различные способы  получения предельной материальной выгоды. Рационализм прямо противоположен морально-нравственной и правовой установке. С позиции целесообразности, бизнесу приходиться сталкиваться такими вещами, как сокрытие прибыли, возможность дачи взятки должностным лицам, нарушение общепринятых норм. Несоблюдение законов становится в последние несколько лет условием выживания частных организаций. Такие правила игры на неконтролируемом рынке определяют характеризуют цель бизнеса, где отражена как индивидуальная, но и  еще общественная система ценностей, а также общепризнанные нормы поведения»[27].

Отличительные черты становления малого предпринимательства сначала ориентируются итогами  политики  и  предоставлением домашних возможностей. Переориентация на реальную поддержку малого предпринимательства во всевозможных сферах деятельности даст его стойкое  становление и развитие.

Таким образом, можно сделать вывод о том, чтобы эффективно решить  социальные и  экономические задачи общества, развивать  предприятия малого предпринимательства необходимо:

  1. резко уменьшить налоговую нагрузку;
  2. предоставить равные условия для всех хозяйствующих субъектов для входа на рынок, большую свободу для предпринимательства путем ликвидации административных вмешательств в их деятельность;
  3. развивать законодательную и нормативную базы, которые занимаются регуляцией их деятельности;
  4. оказывать поддержку в решении финансово-имущественных вопросов;
  5. целенаправленно расходовать финансовые средства, поступающие для поддержки малого предпринимательства из федеральных и региональных бюджетов, для эффективного использования возможностей финансового лизинга (долгосрочной аренды) и франчайзинга.

 

1.2. Понятие, сущность и  значение малого предпринимательства

 

Многими авторами используется термин «малого бизнеса», который в широком смысле подразумевает совокупность активнейшей части  юридических и  физических лиц, не объединяющихся в монополистические структуры. Узкий смысл этого термин: частное предприятие, в основе которого лежит предпринимательская идея, которое обладает высокими рискам и созданное для получения  прибыли[28].

Зачастую используется понятие «малого предпринимательства»,  которым как правило заменяют  «малый бизнес». На данный момент серьезное разграничение между этими понятиями отсутствует, отличие состоит лишь в том, что термин «малое  предпринимательство» — это юридический термин, употребляющийся как правило в нормативных актах, а «малый бизнес» — это экономический термин, использующийся в увязке с экономическим развитием региона или  государства[29]. Однако, очевиден тот факт, что «бизнес» и  «предпринимательство» не являются нетождественными понятиями. Основное их отличие заключается, в том, что под самим понятием «бизнеса» подразумевается ликвидность определенного вида деятельности  с позиции его собственников, без учета социальных, экологических составляющих хозяйственной деятельности, которые присущи понятию «предпринимательства»[30]. Касаемо понятия «малого бизнеса», то здесь следует обратить внимание на  отсутствие цели «малого бизнеса», в отличие от «малого предпринимательства» как экономической необходимости, выступать в качестве связующего звена между крупным и  средним предпринимательством и  обществом в лице самого  потребителя[31].

Использование понятия «бизнес», как и  «малый бизнес» подразумевает под собой ведение предпринимательской деятельности на свой страх и  риск, без учета и соблюдения норм и  правил функционирующего законодательства определенного государства. Так, в понятие  «бизнеса» включено  любое ведение предпринимательской деятельности, приносящей доход. Таким образом, к бизнесу относится также  незаконная, с позиции государства деятельность, в виду этого неправомерно использование понятие «бизнеса» при  характеристике активной хозяйственной деятельности  законопослушных участников хозяйствования и ее вклада в развитие  экономики  и  всего государства[32].

Более верное и емкое понятие — это понятие «предпринимательства», под которым подразумевается целенаправленная предпринимательская деятельность физических или  юридических лиц, связанная с высокими рисками, основанная на использовании  инновационных идей, основная цель которой получение максимальной  прибыли  за счёт производства и  продажи  товаров, выполнения различных работ и предоставления различных услуг, учитывающая социальные, экологические составляющие хозяйственной деятельности  физических или  юридических лиц, обязательно соблюдая нормы законодательства[33].

«Малое предпринимательство» — это  не только осуществление целенаправленной предпринимательской деятельности физических или  юридических лиц, связанная с повышенными рисками, в основе которой лежат инновационные идеи, основная задача которой —  увеличить прибыли за счёт производства и  продажи  товаров, выполнения различных работ и  предоставления различных видов услуг, а также обязательное  соблюдение действующего законодательства, а также полное соответствие критериям малого предпринимательства[34].

В виду того, что под  термином  «малого предпринимательства»  более точно отражается сущность, цели и функции самого термина «предпринимательства», а также  это понятие максимально близко по содержанию, целям и  функциям к термину «малого инновационного предпринимательства», то в дальнейшем будет использоваться термин «предпринимательства»[35].

Мировой практике знакомо большое разнообразие различных  подходов к классификациям  «предпринимательства» и  критериям  отнесения его к «малому предпринимательству». Наиболее часто применяемые критерии численности персонала малого предприятия (среднесписочная численность постоянных сотрудников и  сотрудников, которые работают по совместительству), размера уставного капитала, финансовых показателей  деятельности  малых предприятий (объёмы чистой прибыли, размеры совокупных доходов, оборачиваемость активов). виды деятельности  предприятий.

Так называемая «комиссия Боултона» (англ. «Cоmmissiоn оf Bоultоn») выделяет основные признаки «малого предпринимательства», основываясь на  которых можно отнести предприятие к категории малого:

— наличие не большого рынка сбыта, который не позволяет предприятию оказывать влияние  на цены и  объемы реализуемых товаров;

— наличие правовой  независимости — предприятия  управляются  не через формализованные управленческие структуры, а собственником или  собственниками-партнерами, которые сами держат под контролем свой бизнес;

— управление предприятием, которое предполагает, что собственник или  партнеры-собственники сами принимают участие в большинстве аспектов управления    малым предприятием и  свободны от какого-либо внешнего давления[36].

Критерии отнесения предпринимательства к малому в России  определяет  Федеральный Закон РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии  малого и  среднего предпринимательства в Российской Федерации»[37]. Как гласит закон, субъекты малого и среднего предпринимательства — это  внесенные  в  Единый государственный реестр юридические лица, потребительские кооперативы и  коммерческие  организации  (исключение составляют государственные и  муниципальные унитарные предприятия), а также физические лица, которые внесены  в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые соответствуют  критериям:

1) юридические лица — в качестве суммарной  доли участия РФ, субъектов РФ, муниципальные образования, иностранные юридические лица, иностранные граждане, общественные и  религиозные организации (объединения), благотворительные и  иные фонды в уставном (складочном) капитале (паевом фонде), указанные юридические лица не могут превышать двадцати пяти процентов, доля участия, которая принадлежит одному или  нескольким юридическим лицам, которые не выступают в качестве  субъектами  малого и  среднего предпринимательства, не может быть выше  двадцати пяти процентов;

2) средняя численность работников за предыдущий календарный не может быть выше следующих предельных значений средней численности  работников для каждой категории субъектов малого и  среднего предпринимательства:

а) от 101 до д250  человек включительно для   средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятия могут быть выделены микропредприятия — до пятнадцати  человек;

3) выручка от реализуемых товаров (работ, услуг) не учитывая налог на добавленную стоимость или  балансовую стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и  нематериальных активов) за предыдущий календарный год не может быть выше предельного  значения, установленного Правительством Российской Федерации для  каждой из категорий  субъектов малого и  среднего предпринимательства.

Согласно Федеральному закону РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года критерии отнесения предприятий к малым подлежат пересмотру каждые 5 лет.

Уставом Международной организации  экономического сотрудничества и  развития (Оrgаnizаtiоn fоr Еcоnоmic CооРеrаtiоn аnd DеvеlоРmеnt) используются следующие критерии отнесения предприятий к малым: число работников до 19 человек — весьма малое предприятие, от 20 до 99 человек — малые, от 100 до 499 человек – средние и  свыше 500 человек — крупные.

Экономической комиссией  ООН (англ. Unitеd Nаtiоns Еcоnоmic Cоmmissiоn LА) для Латинской Америки используются следующие критерии: малой промышленности  предприятия — численность занятых от 5 до 50 человек. В документах сказано, что таким предприятиям необходимо  пользоваться современными орудиями труда, заниматься производством традиционных товаров или осуществлять производство, основанное на  субподрядных отношений или  в рамках высокой социализации. Для Азии  и  Тихоокеанского региона: малой промышленности предприятия — число занятых до 50 человек и  не использующие двигатель; и  до 20 человек, использующие двигатель. Для стран Африки — до 1000 человек занятых[38].

Значение малого предпринимательства может быть рассмотрено с разных позиций в зависимости  от его влияния и  степени  этого влияния в экономическое развитие  отрасли, региона и  государства в целом. Значение малого предпринимательства может быть рассмотрено с таких точек зрения как, управленческая, экономическая, социальная, экологическая и  стратегическая.

Как считает Косякова Н. И., управленческая трактовка  категории  «малое  предпринимательство» имеет такие отличительные черты, как малые формы предпринимательства, рассматриваемые с точки зрения общественной  заинтересованности  общества в выполняющимся ими функционале, а сама категория «малого предпринимательства» изучает основные экономико-правовые точки зрения[39]. Управленческая, связанная с проблемой реализации  национальных интересов, экономико-правовая трактовка субъектов малых предпринимательств выступает в качестве особой группы субъектов хозяйствования, которые работают под патронажем государства и  всего общества в особых, специально для них законодательных и  организационных  благоприятных режимах, к которым можно отнести предприятия с определенной количеством работников. Так, управленческая трактовка малого предпринимательства занимается ограничением его развития таким образом, позволяя предпринимательству, пользующемуся подобны подобным «благоприятным» режимом, который создается и поддерживается государством, «расслабляться» с позиции постоянной поддержки высокой конкурентоспособности  самих малых предприятий и  их поступательным развитием. Именно поэтому малому предпринимательству не получится конкурировать на одном уровне с остальными  участниками  рыночных отношений при отмене «благоприятных» режимов хозяйствования. Управленческая трактовка малых предприятий определяет значение  экономического развития государства, укрепляет позиции государства и  повышает его конкурентоспособность на мировом рынке (выявление доли  объемов продукции  малых предприятий в ВВП страны или  в объемах регионального внутреннего продукта, число доли  занятых в малом предпринимательстве   от общего числа занятых).

Многим авторам, в том числе  и  Косяковой Н. И., в управленческой трактовке категории  «малого предпринимательства» содержатся  социальные  и  экономические составляющие. Но, если с позиции общества этой группой хозяйствующих субъектов играется одна из ведущих ролей в процессе решения  конкретных социальных проблем общественной жизни, то с позиции государства основная цель «малого предпринимательства» — его экономическое значение, и таким образом государство интересуется развитием малых предприятий и  их поддержкой. Как считает государство, решение задач социального плана по отношению к его экономическим значениям очень важно. В виду  разных  задач  может быть по-разному осуществлено трактование самого понятия  «малого предпринимательства» — учитывая его социальное и  экономическое значение для    государства.

Экономическая позиция «малого предпринимательства» может характеризоваться в качестве группы хозяйствующих субъектов, играющих особую роль в решении  определенных экономических задач и  выполнять в экономике надлежащие функции, и  ввиду этого целая система мер государственной поддержки поощряет их деятельность.

Социальный подход относительно понятия «малого предпринимательства» характеризует его следующим образом: малые предприятия, выполняющие в сферах общества и  экономики конкретные функции, признающиеся самыми существенными  с социальной позиции,  играют ведущую роль при решении  определенных социальных проблем государства[40].

Социальная значимость малого предпринимательства может рассматриваться с двух позиций: с точки зрения  значения для экономического развития государства (увеличение числа налогоплательщиков и повышения  уровня стабильности) и  с точки  зрения общественного развития (снижение уровня безработицы и  снижение уровня  преступности).

Значение малого предпринимательства с экологической точки  зрения определяется используемыми  источниками  местного сырья, его близостью к потребителю, влиянием малого предпринимательства на свое непосредственное окружение, небольшими  финансовыми  возможностями  платить штрафы за несоблюдение экологических норм. С экологической точки  зрения малое предпринимательство можно охарактеризовать так: малые предприятия, использующие инновационные технологии, которые позволяют не загрязнять окружающую среду, перерабатывать отходы или  внедрять новые безотходные технологии[41].

Экологическую значимость малого предпринимательства можно  рассмотреть сквозь призму  значения  для  экономического развития государства (низкая  себестоимости  и  выросшая прибыль — рост базы налогообложения) и  призму общественного развития (создать  новые рабочие места и  улучшить  экологическую обстановку  в регионе).

Роль и значение малого предпринимательства с точки  зрения формирования стратегии  развития (под которой понимается «набор правил для принятия решения, которым предприятие руководствуется в своей деятельности  в процессе достижения долговременных целей развития»), состоят в формировании так называемых «классов» малых предприятий или, которые являются «связующей прослойкой» у потребителей  и  крупных  предприятий  в виде малых предприятий, выступает в качестве  фундамента или  основы экономического развития государства, как это можно увидеть на опыте экономически развитых ведущих стран мира — США и  Западной Европы.

Стратегия развития малых предприятий может быть рассмотрена с двух сторон: первая, значение для развития государственного сектора экономики (предпринимательская деятельность — средства к существованию, прибыль направляется на личное потребление  и  для государства только повышается уровень стабильности; укрупняются  и  развиваются  предприятия,  увеличивающие прибыль и  налогооблагаемую базу) и  вторая,  общественное развитие  (создаются рабочие места и  снижается уровень безработицы).

Могут быть выделены следующие критерии отнесения предпринимательства или  предприятий к малым, кроме численности  работников: цель  предпринимательской деятельности, т.е. социальная и  экологическая значимость предпринимательства для  государства и  общества. Критерии  отнесения  предпринимательства или  предприятий к малым  определяются целями  малых предприятий. Система целей соотносится с интересами регионов, государств и  обществ в целом и  самими малыми предприятиями[42]. Чтобы сформировать именно системы целей необходимо обусловить вероятность конфликтов интересов регионов, малых предприятий государств и  обществ в целом и  необходимость их согласования. Считается, что «высший уровень иерархии  системы  целей» малого предпринимательства это «рыночная стоимость бизнеса», а все остальные цели  выступают в качестве элементов  системы целей и  факторов роста стоимости  предприятия[43].

Согласно Федеральному Законому № 209-ФЗ «О развитии  малого и  среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливаются экономические критерии  отнесения предпринимательства и  предприятий к малым. Однако, необходим ввод дополнительных критериев. Этот процесс обусловлен тем фактом, что не всякое малое предпринимательство может экономически заинтересовать  общество и государство (основная позиция — экономическое развитие)[44]. Ввод дополнительных  критерий  необходим также потому, что  малые предприятия создаются, в основном, чтобы увеличить валовый объем выпускаемой продукции. «Малые  предприятия в сравнении с крупными и  средними предприятиями, все  равно произведут  меньший объемобъем продукции  в абсолютном выражении. Касаемо небольшого числа  работников, в процессе  выделения  малых предприятий  из более  крупных, сохраняя профиль деятельности  и  своих работников, государство и  общество не испытывает на себе никакое развитие: новые рабочие места перестают образовываться, новые продукты перестают производиться, новые услуги перестают оказываться[45]». Так, основная цель подобного процесса выделения малых предприятий — получить  дополнительные льготы по налогообложению и  дополнительную поддержку  от государства (льготное кредитование деятельности, выкуп помещений на льготных условиях). В такой ситуации необходимо ввести дополнительные  критерии  отнесения предпринимательств  или  предприятий к малым, в виду того, что основная цель создания малых предприятий — решить социальные и  экологические проблемы общества, в связи с чем будет увеличено число малых предприятий и, в результате, увеличатся  объемы выпусков товаров у  малых предприятий и  увеличатся объемы предоставляемых услуг, то есть при  решении проблем социального и экологического плана сразу решится проблема экономического развития регионов и  страны в целом[46].

 

1.3. Нормативно-правовое регулирование  деятельности  малого предпринимательства

 

«В современных условиях одним из ведущих секторов экономики  является  малое предпринимательство.  Статистика экономически  развитых  стран показывает, что вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт превышает 50%.

Однако в России  развитие  малого предпринимательства постепенно замедляется, что свидетельствует об определенных трудностях, которые испытывают собственники малого предпринимательства.

Небольшой размер капитала, низкая техническая оснащенность, высокий уровень конкуренции не  позволяют малым предприятиям занимать существенного места в экономике России.

Кроме того, существует и  другая важная проблема, отрицательно влияющая на деятельность малых предприятий в нашей стране. Такой проблемой являются недостатки нормативно-правового регулирования деятельности  малых предприятий»[47].

Исходная точка исследования — установление дефиниции  понятия «малое предприятие». Руководствуясь Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии  малого и  среднего предпринимательства в Российской Федерации», участников данного сектора экономики  идентифицируют как «субъект» и  определяют по ряду критериев:

1) доля участия в уставном капитале малого предприятия Российской Федерации, ее  субъектов  и муниципальных  образований, а также иностранных граждан и  других юридических лиц не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников не должна превышать 100 человек;

3) отсутствие превышения  установленных  пороговых  значений выручки  без учета налога на добавленную стоимость или  балансовой стоимости  активов. Самого определения понятия «малый бизнес» в федеральном законе нет. Обратимся к зарубежной практике по этому вопросу. В англоговорящих странах используется понятие «smаll businеss», которое означает «малый бизнес». В Европе  и  Японии  используют объединенный термин «малые и средние предприятия».  Во  Франции  принято употреблять аббревиатуру РMЕ — Реtitеs еt mоyеnnеs еntеrРrisеs, которая переводится так же, как и  термин, используемый в европейских странах.

Рассмотрим, какие предприятия  считаются малыми  в других странах. Прежде всего, необходимо отметить, что критерии  оценки за рубежом отличаются от  критериев отнесения предприятий к категории  малых в России. В Рекомендациях Европейского союза (ЕС) от 6 мая 2003 г. выделяются следующие основные критерии  признания предприятия малым:

1) отсутствие котирования акций предприятия  на бирже;

2) валюта баланса не должна превышать 10 млн. евро;

  • максимальный потолок выручки от реализации 10 млн. евро;

4) среднее число работников предприятия должно быть не больше 50 человек[48].

При  этом для отнесения организации  к категории  малых предприятий она должна в течение двух отчетных периодов удовлетворять первому условию, а также  любым двум или  трем из далее  следующих критериев.

Данные критерии  обязательны к применению в Великобритании  и  Австралии. Условия, установленные в США:

1) максимальный потолок выручки от продаж составляет 25 млн. долл. США;

2) место регистрации предприятия — США или  Канада;

3) организация не может иметь статус инвестиционной.

Следовательно, в основе установления критериев принадлежности предприятий к категории  малых лежит стоимостной подход.

Проведение анализа зарубежного опыта в области  нормативно-правового регулирования деятельности  малых предприятий целесообразно, поскольку в условиях современной глобализации  малые предприятия оказываются под влиянием процессов, происходящих не только внутри  страны, но и  на внешней (международной) экономической арене. Интеграционные процессы между странами, проявляющиеся в образовании  экономических группировок и  союзов, воплощают в себе и  перспективы, и  угрозы развития малого и  среднего бизнеса. 22 августа 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию (англ. Wоrld Trаdе Оrgаnizаtiоn — WTО) — ВТО и  стала ее  156-м членом, и  это, несомненно, окажет значительное воздействие на деятельность малых предприятий, потребует изменений в нормативно-правовом регулировании  их деятельности[49].


1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф