1 2
Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей шести-семилетнего возраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Надо шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т. д.)
Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.
Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.
Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.
В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом [25, c. 15].
Дидактические игры кратковременны (10–20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.
В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).
Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. В начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показывают наблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерно использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
Рассмотрим особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.
В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.
При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
Для закрепления состава чисел можно предложить следующие игры: «Арифметический лабиринт», «Угадай-ка!», Эстафета». Смысл этих игр заключается в том, что дети проговаривают все случаи состава числа 10 и выигрывает тот, кто назовёт наибольшее число комбинаций. Можно провести игру в виде соревнования по рядам. Также здесь можно предложить игру «Контролёры».
Данные игры не только систематизирует знания учеников, но и несут элементы физической разгрузки, так как использует физкультурные упражнения.
При закреплении состава десятичного состава двузначных чисел используются игры «Сколько палочек в другой руке?», «Хлопки».
При подведении итогов важно отметить, сколь важны факты оказания помощи, проявления дружбы. Состав команд в играх-соревнованиях в классе должен меняться в каждой игре, чтобы у участников не появился конкретный постоянный соперник. Важный педагогический момент игры – помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.
Учащихся больше всего увлекает в игре её результат. У них проявляется тяга к играм на соревнование. В начале их увлекает желание одержать личную победу, стать победителем в соревновании между учениками в классе. Постепенно интересы ученика расширяются, он переживает не только свой личный успех или неудачу, но и успех или неудачу своей команды, класса [27, c. 82].
Такие игры, кроме решения учебных задач способствуют воспитанию навыков правильного поведения в коллективе. Каждый ученик чувствует ответственность за исход игры, команды в целом. Это подтягивает, дисциплинирует учащихся.
Игровые занимательные задания по математике для учащихся класса рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы.
Все дидактические игры по своей структуре можно разделить на две группы: сюжетно-ролевые и игры-упражнения.
В сюжетно-ролевых играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие, игровое правило. К таким играм относятся игры: «Волшебная таблица», «На какой час назначен сбор?», «По какой тропинке ты пойдёшь?», «Телефон», «Телеграф» и т. д. [27, c. 83].
Однако большую часть составляют игры-упражнения, в которых включены отдельные элементы игры – элемент загадки, игровое действие или правило. К этой группе относятся следующие игры «Цепочка», «Молчанка», «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры», «Рассели числа в домики» и другие.
Вторая группа игр требует меньше времени на их проведение. Однако следует подчеркнуть, что сюжетно-ролевые дидактические игры вызывают большой интерес у учащихся, чем игры упражнения.
С целью формирования вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 20 можно использовать «Игру в путешествия».
Программой предусмотрен приём сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20 с переходом через десяток.
Главная трудность сложения и вычитания чисел с переходом через десяток состоит в представлении второго числа в виде суммы двух слагаемых, одно из которых дополняет первое слагаемое до 10. Например, при сложении чисел 7 и 5 второе слагаемое 5 необходимо представить в виде суммы чисел 3 и 2 и прибавить к 7 сначала 3, а потом 2.
Для осознания вычислительного приёма сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток целесообразно использовать игру «Составим поезд». Учащиеся, выполняя роль вагонов, наглядно иллюстрируют развёрнутый приём сложения и вычитания в пределах 20.
Для закрепления изученного приёма предназначена игра «Забей гол в числовые ворота». В ней ученики заменяют второе слагаемое суммой удобных слагаемых и иллюстрируют приём сложения и вычитания чисел в пределах 20 без использования средств наглядности, но в развёрнутой записи.
В последующих играх «Угадай число», «Определи маршрут самолёта», ученики выполняют действия в уме и производят вычисления.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить читать и записывать числа.
Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра «Цепочка», при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь, друг с другом [20, с.94].
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра «Молчанка», при проведении которой на абаке или карточках иллюстрируются двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разных цифр и показывают их молча учителю, записывают в тетради.
Сложение и вычитание в пределах 100 – наиболее сложный раздел программы. Перед изучением вычислительных приёмов на сложение и вычитание в пределах 100 изучается сочетательное свойство сложения. Для осмысления свойства группировки слагаемых можно привести игры «Что изменилось?», «Как расставили игрушки?». Выполняя эти задания, дети осознают правило: «При сложении чисел любые слагаемые можно переставить местами и заменить их суммой».
Для закрепления вычислительных приёмов в пределах 100 предназначены игры «Определи маршрут корабля», «Где произойдёт стыковка космических кораблей?», «По какой тропинке ты пойдёшь?». С их помощью дети выполняют сложение и вычитание в пределах 100.
В соответствии с изучаемой темой учитель может использовать на уроке 1-2 игровых или занимательных задания. Главным образом, на этапе закрепления и повторения учебного материала, наряду с известными приёмами, рекомендуемыми в методической литературе для изучения табличных случаев умножения и деления, широко используются игровые приёмы, несложные игры [27, с.154].
Игра активизирует внимание учащихся к изучаемому материалу вызывает желание не только участвовать в ней, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы, способствует сообразительности, находчивости.
Игры, включаемые в урок, может придумать сам учитель или взять их из методических пособий.
Использование таких игр помогает воспитывать у детей интерес к изучению табличных случаев умножения и деления, активизирует внимание учащихся и способствует более прочному усвоению материла.
Таким образом, при изучении разделов математики в классе, в урок следует включать дидактические игры и упражнения, так как они помогают учителю развивать у учащихся психологические процессы: внимание, логическое мышление, память, воображение, речь. Занимательность играет большую роль в развитии вычислительных навыков, что очень важно для дальнейшего развития учащихся. Во время игры, как правило, дети очень внимательны, что не замедляет протекание процесса обучения, а напротив, продвигает его дальше.
2. Практическая работа по формированию познавательного интереса на уроках математики в начальных классах с помощью дидактических игр
Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса на уроках математики проводилась на базе МКОУ СОШ № 7 с. Новомихайловка, Приморского края. Работа проводилась во время преддипломной практики с 10.02.2020 года по 08.03.2020 года. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 класса (6 человек), из них 4 девочки и 2 мальчика. Математика реализуется по УМК «Школа России», программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования автор М. И. Моро.
В ходе дипломной работы был проведен эксперимент, в котором приняли участие 6 человек 3 класса МКОУ СОШ № 7, с. Новомихайловка.
Педагогический эксперимент предусматривал три этапа:
I этап – констатирующий: 10.02.2020 г. − выявление исходного уровня сформированности познавательного интереса младших школьников с использованием диагностических методик.
II этап – формирующий: с 11.02.2020 по 05.03.2020 г. – были разработаны и проведены уроки, направленные на формирование познавательного интереса с помощью дидактических игр.
III этап – контрольный: 06.03.2020 г. – была проведена повторная диагностика по изучению уровня познавательного интереса в начальных классах по методикам 1 этапа, а также дан сравнительный анализ результатов сформированности познавательного интереса у учащихся 3 класса, констатирующего и контрольного этапа опытно-экспериментальной работы.
Для оценки знаний учащихся, было выбрано 3 методики:
- «Простые аналогии» У. Гордон;
- «Логические закономерности» У. Липпман;
- «Кто прав?» Г. А. Цукерман.
1 этап – констатирующий.
Методика «Простые аналогии» У. Гордон (Приложение А).
Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.
Методика У. Гордона позволила выявить, что у 33% учащихся (2 человека) 3 класса – высокий уровень понимания логических связей и отношений между понятиями, эти дети справились с поставленной задачей самостоятельно, у 50 % учащихся (3 человека) 3 класса – средний уровень понимания логических связей и отношений между понятиями, такие дети не смогли без помощи педагогов выполнить задание. У 17 % учащихся (1 человек) 3 класса – низкий уровень понимания логических связей и отношений между ними, у учеников отсутствует умение действовать самостоятельно.
Методика «Логические закономерности» У. Липпман (Приложение Б).
Цель: выявление уровня развития логического мышления.
Методика У. Липпмана позволила выявить, что у 50 % учащихся (3 человека)– средний уровень логического мышления, такие дети не смогли без помощи педагогов выполнить задание. У 33 % учащихся (2 человека) – низкий уровень логического мышления, такие дети плохо рассуждают, у учеников отсутствует умение действовать самостоятельно, они не могут выполнить задание без помощи учителя.
Методика «Кто прав?» Г. А. Цукерман (Приложение В).
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Методика Г. А. Цукермана позволила выявить, что у 33 % учащихся (2 человека) – высокий уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Основная особенность таких детей – дети умеют договариваться между собой, работать сообща, выслушивая мнение каждого, такие дети работают с интересом и с удовольствием, у 50% учащихся (3 человека) – средний уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Основная особенность таких детей – дети сохраняют взаимоотношение друг с другом, но иногда забывают работать сообща и делают индивидуально эту работу, дети отзывчивы и дружелюбны.
У 17% учащихся (1 человека) – низкий уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Основная особенность таких детей – дети плохо договариваются между собой, работают сообща плохо, такие дети работают с небольшим интересом друг с другом или в группе.
Сравнение сводных результатов диагностики дали нам возможность получить объективную информацию о сформированности компонентов познавательного интереса у младших школьников в 3 экспериментальном классе преимущественно на среднем и низком уровне. Мы сделали предположение, что у большинства учеников познавательный интерес находится еще в стадии формирования. Данные диагностики позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.
Таким образом, результаты констатирующего этапа показали уровень сформированности познавательного интереса у учащихся носит неоднородный характер.
2 этап – формирующий.
После проведения констатирующего этапа, для повышения полученных результатов, мы предположили, что целесообразно использовать на уроках математики дидактические игры на формирование познавательного интереса.
В течение месяца проводились на каждом уроке математики в 3 классе дидактические игры на формирование познавательного интереса.
Дидактические игры применялись на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения и контроля, это можно наблюдать в разработанных технологических картах (Приложение Г), (Приложение Д), (Приложение Е).
3 этап – контрольный.
Целью контрольного этапа стало выявление динамики развития уровня познавательного интереса в экспериментальном классе. Для выявления данных навыков были использованы три методики:
- «Простые аналогии» У. Гордон;
- «Логические закономерности» У. Липпман;
- «Кто прав?» Г. А. Цукерман.
Методика «Простые аналогии» У. Гордон.
Повторная диагностика по методике «Простые аналогии» У. Гордон дала нам понять, что у учащихся 3 класса стали справляться с заданиями намного лучше.
Мы видим, что у 50 % (3 человек) – высокий уровень понимания логических связей и отношений между понятиями, эти дети справились с поставленной задачей самостоятельно. У 33 % (2 человека) – средний уровень понимания логических связей и отношений между понятиями, такие дети не смогли без помощи педагогов выполнить задание, но количество учащихся уменьшилось, после повторной диагностики. И всего 17 % (1 человек) имеют низкий уровень понимания логических связей и отношений между понятиями. Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что преобладающим уровнем среди испытуемых учащихся является «высокий уровень».
Методика «Логические закономерности» У. Липпман.
По результатам повторной диагностики со второй методикой «Логические закономерности» У. Липпман, мы можем наблюдать, что уровень логических действий установления закономерности построения числового ряда изменился.
Повторная диагностика по методике «Логические закономерности» У. Липпман дала нам понять, что у учащихся 3 класса стали справляться с заданиями намного лучше. Проанализировав полученные результаты, мы видим, что у 50 % (3 человека) – высокий уровень понимания логических связей и отношений между понятиями, эти дети справились с поставленной задачей самостоятельно. У 33 % (2 человека) – средний уровень понимания логических связей и отношений между понятиями, такие дети не смогли без помощи педагогов выполнить задание, но количество учащихся уменьшилось, после повторной диагностики. И всего 17 % (1 человек) имеет низкий уровень понимания логических связей и отношений между понятиями. Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что преобладающим уровнем среди испытуемых учащихся является «средний уровень».
Повторная диагностика по методике «Кто прав?» Г. А. Цукерман дала нам понять, что у учащихся 3 класса стали справляться с заданиями намного лучше. Проанализировав полученные результаты, мы видим, что у 50 % (3 человека) – высокий уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Основная особенность таких детей – дети умеют договариваться между собой, работать сообща, выслушивая мнение каждого, такие дети работают с интересом и с удовольствием. У 50 % (3 человека) – средний уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Основная особенность таких детей – дети сохраняют взаимоотношение друг с другом, но иногда забывают работать сообща и делают индивидуально эту работу, дети отзывчивы и дружелюбны. Низкий уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера), не показал никто.
Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что преобладающим уровнем среди испытуемых учащихся является «высокий уровень» и «средний уровень».
Полученные результаты показали, что проведенная нами работа на втором этапе дала положительный результат. Мы увидели, что применение дидактических игр на уроках математики эффективный инструмент, позволяющий сделать учебный процесс привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, побуждать активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. Познавательный интерес становится мотивом познавательной деятельности, если учащийся проявляет готовность, стремление совершенствовать своё учение.
Значит нужно проводить больше уроков, направленных на формирование познавательного интереса с помощью дидактических игр.
Заключение
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изученному материалу, их активность на протяжении всего урока.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, оттого насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Дидактическая игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Дидактическая игра − не самоцель на уроке, а средство обучения.
Математика является важнейшей наукой и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителя серьезно относятся к обучению математике, делая уроки насыщенными. На то, чтобы уроки были интересными и занимательными, у учителей не хватает времени. В связи с этим ведутся поиски эффективных методов обучения, которые активизировали бы мысль школьников. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм, которые используется для развития познавательного интереса.
Результаты диагностик показали, что работа проведенная на преддипломной практики, когда проводились уроки с использованием дидактических игр дала положительный результат. После проведённой работы интерес к математике, как предмету изучения, и желание ею заниматься у младших школьников значительно повысились. Следовательно, дидактические игры помогли в развитии познавательного интереса, доказали свою эффективность – дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики. Дети, находившиеся ранее на низком и среднем уровнях сформированности познавательного интереса, в большинстве случаев улучшили свои показатели. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей. Учащиеся незаметно для себя выполняли большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях.
Дидактические игры проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, подводя итог нового материала, а также игре был посвящен целый урок
Проводимые виды дидактических игр вызывали интерес у детей – они более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремились прийти к правильному результату. Мы увидели, что применение дидактических игр на уроках математики − эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать учебный процесс привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, побуждать активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. Познавательный интерес становится мотивом познавательной деятельности, если учащийся проявляет готовность, стремление совершенствовать своё учение. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Применение дидактических игр на уроках помогает добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, используя игру как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Подобранные игры способствуют развитию у учащихся памяти, внимания, наблюдательности, интереса. В этих играх важным стимулом является элемент соревнования, так как в соревнованиях проявляются активность ученика и воля к победе. Дидактические игры хорошо сочетались с серьезным учением. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Вместе с тем игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний; она учит целенаправленно и последовательно воспринимать знания, реализовать их в действии, в правилах. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников, воспитывает у школьников дисциплинированность, ответственность и коллективизм.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Применение дидактических игр на уроках помогает добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, используя игру как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Подобранные игры способствуют развитию у учащихся памяти, внимания, наблюдательности, интереса. В этих играх важным стимулом является элемент соревнования, так как в соревнованиях проявляются активность ученика и воля к победе. Дидактические игры хорошо сочетались с серьезным учением. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Вместе с тем игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний; она учит целенаправленно и последовательно воспринимать знания, реализовать их в действии, в правилах. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников, воспитывает у школьников дисциплинированность, ответственность и коллективизм.
Использование дидактических игр на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
Взаимосвязь между игрой и обучением не остаётся неизменной на протяжении всего школьного возраста.
Применение дидактических игр в процессе обучения математике позволит повысить уровень познавательного интереса младших школьников. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.
Список использованных источников
- Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. М. : Просвещение, 2016. 295 с.
- Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. СПб. : Питер, 2016. 95 с.
- Аникеева Н. Б. Воспитание игрой М. : Просвещение, 2016. 324 с.
- Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. М. : Просвещение, 2019. 220 с.
- Бочек Е. А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно» // Начальная школа. 2018. № 1. С. 34–43.
- Бардина Е. К. Дидактические игры на уроках в начальной школе. СПб. : Питер, 2018. 238 с.
- Волина В. В. Праздник числа. / Занимательная математика для детей / книга для учителей и родителей. М. : Знание, 2015. 269 с.
- Гребенченко Л. В. Ежик по грибы пошел // Начальная школа. 2019. № 5. С. 19–24.
- Жикалкина Т. К. Дидактическая игра на уроке математики // Начальная школа. 2017. № 3. С. 29–34.
- Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. М. : Просвещение, 2019. 87 с.
- Данилов И. К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. 2017. № 1. 230 с.
- Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика, 2018. № 19. 79 с.
- Жикалкина Т. К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. М. : Просвещение, 2016. 254 с.
- Земцова Л. И., Сушкова Е. Ю. Роль дидактической игры на уроках математики // Начальная школа. 2016. № 10. С. 41–45.
- Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: Феникс, 2018. 342 с.
- Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. М. : Просвещение, 2015. 421 с.
- Король Я. А. Изучение нумерации чисел // Начальная школа. 2015. № 6. С. 20–24.
- Крутецкий В. А. Психология. М. : Просвещение, 2016. 453 с.
- Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой. М. : Просвещение, 2016. 220 с.
- Масловская Т. А. Дидактические игры на уроках математики // Начальная школа. 2015. № 2. С. 35–39.
- Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. М. : Просвещение, 2018. 140 с.
- Минскин В. И. От игры к знаниям. М. : Педагогика, 2017. 294 с.
- Моро М. И. Дидактические игры в программе по математике для 1 класса // Начальная школа. 2019. № 8. С. 24–28.
- Моро М. И., Степанова С. В. Математика // Начальная школа. 2010. № 8. С. 18–22.
- Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. М. : Просвещение, 2017. 367 с.
- Ордынкина И. С. Урок математики в 1 классе // Начальная школа. 2015. № 4. С. 14–19.
- Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. М. : Просвещение, 2016. 345 с.
- Перокова О. И., Сазанова Л. И. Раз, два, три – отвечай. М. : Наука, 2015. 295 с.
- Попова В. И. Игра помогает учиться // Начальная школа. 2016. № 2. С. 19–23.
- Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М. : Просвещение, 2017. 295 с.
- Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : Педагогика, 2016. 452 с.
- Тарабакина Т. И., Елкина Н. В. И учеба, и игра: математика. Ярославль: Феникс, 2017. 255 с.
- Труднев В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. М. : Просвещение, 2015. 250 с.
- Фридман Л. М. Психологический справочник учителя. М. : Просвещение, 2018. 253 с.
- Чилинрова Л. А., Спиридонова Б. В. Играя, учимся математике. М. : Академия, 2017. 220 с.
- Шаманская Н. В. Обучение в процессе игры // Начальная школа. 2017. № 10. С. 19–24.
- Щедровицкий Г. П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры // Психология и педагогика игры дошкольников / под ред. Запорожца. 2016. 250 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. : Педагогика, 2019. 337 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Владос, 2016. 263 с.
- Яхметзянова Н. В. Психолого-педагогическая характеристика школьника [Электронный ресурс]. URL: http://www.directeducation.ru/powins-1025-1.html (дата обращения: 20.03.20).
- Разработки технологических карт по ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://novainfo.ru/article/1138 (дата обращения: 23.03.20).
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф