Глава 2. Анализ уровня адаптации школьников к среднему звену школы и разработка мероприятий по повышению уровня адаптации
- 1. Констатирующий этап
Опытно-экспериментальная работа по диагностике адаптации младших подростков в средней школе осуществлялась нами на базе СОШ № ___
В ходе проведения работы были пройдены следующие этапы:
- Констатирующий – на данном этапе были проведены диагностирующие процедуры по определению уровня адаптации школьников в средней школе.
- Формирующий – на данном этапе с экспериментальной группой исследования проводился формирующий эксперимент по адаптации школьников к учебе в средней школе.
- Контрольный – на данном была проведена повторная диагностика определению уровня адаптации как в контрольной, так и в экспериментальной группах для оценки результатов примененного комплекса занятий. Были сделаны выводы об успешности примененной методики по адаптации школьников.
В исследовании участвовало 20 школьников средней школы – 10 школьников в контрольной группе и 10 школьников в экспериментальной. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
Обследование проводилось с помощью карты Стотта.
Исследование с помощью шкалы наблюдений Д. Стотта в рамках данного исследования будет проводится 2 раза в начале и в конце года с контрольным и экспериментальным классом.
Ниже предлагается модифицированный вариант карты наблюдений Скотта, из которой исключены вопросы, которые затрагивают компетентность педагога. Представленная в данной работе карта наблюдений Д.Стотта состоит из пятнадцати шкал, которые характеризуют особенности поведения школьников. В Приложении 1 представлены названия шкал и даны комментарии к их содержанию.
Карта наблюдений Д. Стотта одновременно является так же бланком для заполнения.
В данном бланке преподаватель, проводящий исследование, отмечает присутствие у исследуемого школьника особенности его поведения, которые были указаны содержании шкал. С помощью представленной методики преподаватель может формировать диагностическую карту сразу на весь класс или же применять данную методику для наблюдения за конкретным учащимся и диагностики его состояния. При заполнении карты согласно методики Д. Стотта, преподаватель имеет возможность сформировать «профиль» класса, а так же наглядно увидеть характерные особенности всего коллектива исследуемого класса.
Процедура обработки карт состоит в подсчете количества баллов, набранных по каждой шкале и суммарного балла по всем шкалам, который и характеризует степень выраженности данного качества. За каждый ответ «да» выставляется один балл. Чем большее количество баллов набрал школьник по той или иной шкале, тем в большей степени выражено то или другое качество.
По результатам можно предварительно оценить возможности школьника по адаптации к условиям школы, а также переходу на следующую ступень обучения. Она позволяет выявить школьников с проблемами адаптации и определить направление дальнейшей работы с ними. С помощью анализа карты Д. Стотта учитель получает возможность выявить проблемы класса в целом и каждого ученика в частности.
При работе с картой Д. Стотта важно соблюдение этики исследования. Прежде всего, студент, оказывая помощь классному руководителю и сам классный руководитель не должен обсуждать полученные результаты с посторонними лицами, другими учащимися и их родителями.
Иногда в процессе анализа карт Д. Стотта наблюдается ситуация, когда большая часть учащихся класса набирают максимальные баллы по какой-то из шкал. Такой классный коллектив требует повышенного внимания со стороны других специалистов, поскольку необходимо выявить причины полученных данных. К примеру, если класс набирает максимум по шкале «Тревожность по отношению к взрослым», можно предположить, что учителя, которые работают в нем, чрезмерно строги по отношению к своим ученикам.
В приложении 2 представлено содержание модифицированной карты Скотта.
Для достижения указанной цели в исследовании адаптации детей были поставлены следующие задачи:
- Проведение опытно-экспериментальной работы.
- Количественный и качественный анализ результатов.
- Определение основных направлений работы для повышения адаптации школьников в средней школе.
Для решения основных задач исследования был проведен констатирующий эксперимент.
Основная цель констатирующего эксперимента — выявление уровня адаптации школьников в среднем звене школы.
На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:
- Исследовать уровень адаптации школьников 5го класса в экспериментальной и контрольной группах.
- Сделать качественный и количественный анализ полученных данных.
На основании карт Д.Стотта были определены показатели, которые оценивались в констатирующем эксперименте.
Карта наблюдения Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. Может использоваться для испытуемых разного возраста.
Дезадаптация предполагает невыполнение школьных требований вследствие нежелания, неумения, или неспособности ученика. Среди дезадаптированных выделяют два основных типа учащихся. Во-первых, это те ученики, которые создают серьезные проблемы для окружающих (педагогов, других детей, тех персонала) — так называемые трудные. Во-вторых, это ученики, которые сами страдают от трудностей, но не доставляют окружающим особых неприятностей — «страдающие» ученики.
Можно выделить три формы школьной дезадаптации:
1) преимущественно внешнюю — поведенческую;
2) преимущественно внутреннюю — психологическую:
3) смешанную.
Карта наблюдения Стотта, оценивающая степень и характер дезадаптации школьника, состоит из 16 комплексов-симптомов — образцов поведения, или симптомокомплексов (СК). СК представлены в виде перечней — и пронумерованы
I — XVI. В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении карты наблюдения наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие знаком «-«. Эти данные заносятся в специальную таблицу.
Заполняющий карту наблюдения, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или знак «-«.
Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют ориентировочное значение. Поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осторожно.
Кроме того, методика не стандартизирована. Целесообразно использовать ее результаты как ориентиры в индивидуальном подходе, но не как основания для диагноза.
Симптомокомплексы:
- Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям НД = 39%
- Ослабленность (астения) О = 32%
III. Уход в себя У = 5%
- Тревога за «принятие» взрослыми
и интерес с их стороны ТВ = 48%
- Неприятие взрослых НВ = 26%
- Тревога за «принятие» детьми ТД = 43%
VII. Асоциальность (недостаток социальной нормативности) А = 32%
VIII. Конфликтность с детьми КД = 0%
- Неусидчивость (неугомонность) Н = 25%
- Эмоциональные напряжения (эмоциональная незрелость) ЭН = 47%
- Невротические симптомы НС = 0%
XII. Среда (неблагоприятные условия среды) С = 14%
XIII. Умственное развитие УР = 11%
XIV. Болезнь Б = 0%
- Физические развитие Ф = 0%
Представим результаты исследований в экспериментальной группе в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты исследования экспериментальной группы с помощью карты наблюдения Д.Стотта (констатирующий этап)
НД | О | У | ТВ | НВ | ТД | А | КД | Н | ЭН | НС | С | УР | Б | Ф | Итого | |
1 | 5 | 5 | 1 | 5 | 5 | 1 | 4 | 4 | 5 | 2 | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 46 |
2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 5 | 2 | 4 | 2 | 5 | 4 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 35 |
3 | 2 | 1 | 2 | 5 | 6 | 2 | 4 | 2 | 2 | 5 | 4 | 1 | 1 | 1 | 0 | 38 |
4 | 7 | 9 | 1 | 6 | 7 | 3 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 1 | 0 | 0 | 1 | 52 |
5 | 2 | 1 | 1 | 5 | 4 | 2 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | 39 |
6 | 3 | 4 | 1 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 0 | 0 | 1 | 0 | 33 |
7 | 5 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 0 | 0 | 2 | 0 | 37 |
8 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 5 | 4 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 32 |
9 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 26 |
10 | 1 | 1 | 1 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 26 |
Как видно из представленной таблицы, многие дети в экспериментальной группе показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников.
Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый составляет 136. В таблице 2 представим процентное отношение максимального количества баллов к показателям эксперимента.
Таблица 2 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых (экспериментальная группа)
Ученик | Набранное количество баллов, всего | % от максимума |
1 | 46 | 33,82 |
2 | 35 | 25,74 |
3 | 38 | 27,94 |
4 | 52 | 38,24 |
5 | 39 | 28,68 |
6 | 33 | 24,26 |
7 | 37 | 27,21 |
8 | 32 | 23,53 |
9 | 26 | 19,12 |
10 | 26 | 19,12 |
На рисунке 1 представим полученные данные наглядно.
Рисунок 1 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых
Как видно из рисунка, среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 26% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе имеются проблемы с адаптацией школьников.
Далее рассмотрим результаты исследования контрольной группы.
В таблице 3 представим результаты обследования контрольной группы школьников.
Таблица 3 — Результаты исследования контрольной группы с помощью карты наблюдения Д.Стотта (констатирующий этап)
НД | О | У | ТВ | НВ | ТД | А | КД | Н | ЭН | НС | С | УР | Б | Ф | Итого | |
1 | 4 | 5 | 1 | 5 | 5 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | 43 |
2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 5 | 2 | 4 | 2 | 5 | 4 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 35 |
3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 6 | 2 | 4 | 2 | 3 | 5 | 4 | 1 | 1 | 1 | 0 | 39 |
4 | 7 | 9 | 2 | 6 | 7 | 3 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 1 | 0 | 0 | 1 | 53 |
5 | 2 | 5 | 2 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | 41 |
6 | 3 | 4 | 1 | 2 | 5 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 0 | 1 | 0 | 36 |
7 | 5 | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 0 | 1 | 2 | 0 | 39 |
8 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 5 | 4 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 34 |
9 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 30 |
10 | 1 | 3 | 1 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 35 |
Как видно из представленной таблицы, многие дети в контрольной группе, так же как и в экспериментальной, показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников. Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый составляет 136.
В таблице 2 представим процентное отношение максимального количества баллов к показателям эксперимента.
Таблица 2 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых (контрольная группа)
Ученик | Набранное количество баллов, всего | % от максимума |
1 | 43 | 31,62 |
2 | 35 | 25,74 |
3 | 39 | 28,68 |
4 | 53 | 38,97 |
5 | 41 | 30,15 |
6 | 36 | 26,47 |
7 | 39 | 28,68 |
8 | 34 | 25 |
9 | 30 | 22,06 |
10 | 35 | 25,74 |
На рисунке 2 представим полученные данные наглядно.
Рисунок 2 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых
Как видно из рисунка, среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 28% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы так же имеются проблемы с адаптацией школьников.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической работы с детьми по повышению уровня адаптации к средней школе.
2. Формирующий этап
На основе приведенных выше исследовательских данных и для определения содержания социально-педагогической деятельности по социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе был разработан комплекс мероприятий по социально-психологической адаптации учащихся пятого класса к основной школе.
Основанием для создания данного комплекса стало следующее: в основной школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие пятиклассники не готовы. Учителя часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися школы. Отсюда возникает много проблем и трудностей во взаимопонимании между учителями и учащимися. Поэтому необходимо создать условия для эффективной адаптации детей к условиями новой для них основной школы.
Цель: оказание педагогической и социально-психологической поддержки учащимся пятых классов в период их социально-психологической адаптации к условиям обучения в основной школе.
Задачи:
- развить у пятиклассников общеучебные навыки.
- формировать устойчивую учебную мотивацию.
- снизить уровень школьной тревожности у пятиклассников.
- развить социальные и коммуникативные умения, необходимых для
- установления межличностных взаимоотношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
- научить адекватно относиться к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности,
- развить навыки уверенного поведения.
Принципы построения и реализации комплекса мероприятий:
- принцип гуманистической направленности — создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей пятиклассника, его позитивную самореализацию;
- принцип сотрудничества и сотворчества — способствовать открытию перед учащимися перспективы роста, помогать добиваться радости успеха, а также осознавать свои возможности и поверить в себя, свои силы;
- принцип самоактуализации — побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей;
- принцип доверия и поддержки — вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации;
- принцип субъективности — помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.
Методы работы: тренинги, игры, консультации.
Далее представлен комплекс мероприятий по адаптации пятиклассников к основной школе по следующим направлениям: специально-психологическое, социально-педагогическое, медикосоциальное, учебно-методическое и организационно-воспитательное.
Комплекс мероприятий по специально-психологическому направлению представлен в таблице 3.
Таблица 3 — Комплекс мероприятий по специально-психологическому направлению
№ п/п | Название мероприятий | Период проведения | Ответственный |
Работа с детьми | |||
1. | Диагностическое обследование четвероклассников на готовность к переходу в основную школу | Март | Педагог-психолог Социальный педагог Кл.руководитель |
2. | Игра с учащимися 4 класса «Впереди у нас 5 класс» | Апрель | Педагог-психолог Кл. руководитель Социальный педагог |
3. | Диагностика учащихся на выявление статуса пятиклассника | Октябрь, Апрель | Педагог-психолог Социальный педагог Кл. руководитель |
4. | Игра «Наши учителя» | Октябрь | Кл. руководитель Социальный педагог |
5. | Консультация для учащихся «Правила самоорганизации внимания» | Сентябрь | Педагог-психолог Кл. руководитель Социальный педагог |
6. | Игры на развитие внимание пятиклассников | Ноябрь | Педагог-психолог Кл. руководитель Социальный педагог |
Работа с родителями | |||
7. | Родительское собрание для четвероклассников «С гордостью и тревогой» | Май | Педагог-психолог Кл. руководитель Социальный педагог |
8. | Групповые тренинги для родителей на преобразование взаимоотношений между родителем и ребёнком-пятиклассником | Декабрь | Педагог-психолог Социальный педагог |
9. | Индивидуальные консультации родителей с опорой на особенности возраста | Сентябрь | Педагог-психолог Социальный педагог |
- Игра «Впереди у нас 5 класс» (см. приложение 3).
Цель: выявление уровня психологической готовности детей на этапе перехода из начального в среднее звено.
- Игра «Наши учителя» (см. приложение 4).
Цель: помощь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам.
Задачами игры является повышение самооценки учащихся; развитие коммуникативных умений; формирование убеждения в ценности каждой личности; воспитание чувства сплоченности; формирование у учащихся представлений об учителях как о профессионалах и как об интересных личностях.
Во время игры учащимся предлагается выполнить следующие задания:
- нарисовать свое настроение, и узнать какое настроение у одноклассников;
- перечислить и обсудить учебные предметы по программе пятого класса;
- попробовать соотнести имена, отчества, фамилии учителей и учебных предметов;
- представить каким должен быть идеальный ученик и подискутировать на данную тему и др.
Заканчивается игра рефлексией.
Консультация для учащихся «Правила самоорганизации внимания» (см. приложение 5).
Цель: познакомить пятиклассников с эффективными способами самоорганизации внимания.
Игры на развитие внимание пятиклассников.
Цель: активизация и тренировка внимания и сообразительности пятиклассников.
Родительское собрание для четвероклассников «С гордостью и тревогой».
Цель: ознакомление родителей с возможными трудностями,
возникающими у детей при переходе в 5 класс и раскрытие особенности обучения в среднем звене школы.
Групповой тренинг «Будем их любить» для родителей на преобразование взаимоотношений между родителем и ребенком- пятиклассником (см. приложение 6).
Цель: формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителем и ребенком-пятиклассником.
Задачами тренинга являются создание доверительной атмосферы, способствующей знакомству, сплочению и хорошему настроению участников встречи; отработка навыков рефлексии, гармонизация детскородительских отношений.
Занятие состоит из нескольких этапов.
Первый этап «Разминка».
Данный этап направлен на то, чтобы способствовать знакомству и сближению родителей, сформировать гибкое мышление и спонтанность, а также поощрить поиски путей к сотрудничеству.
Второй этап «Знакомство».
Данный этап направлен на включение родителей в работу, поднятие эмоционального тонуса всех участников тренинга, создание группового доверия и принятия.
Третий этап «Погружение в детство».
Данный этап является основным и направлен он на определение стиля воспитания, как в своей семье, так и в родительской, понимание своих ошибок в воспитании своих детей, а также на выявление ценностных приоритетов, активизацию внимания на своей личностной ценности.
На четвертом этапе родители прослушивают притчу-метафору про одуванчики, чтобы сделать вывод, что своих детей нужно просто любить, это является главным условием успешной адаптации детей-пятиклассников.
На пятом этапе участники тренинга вырабатывают стратегию единой родительской поддержки пятиклассников. Заканчивается тренинг рефлексией: все участники делятся впечатлениями, озвучивают пожелания и предложения.
Индивидуальные консультации родителей с опорой на особенности возраста.
Цель: помощь родителям детей, имеющих определенные сложности с проживанием возрастных кризисов.
Комплекс мероприятий по медико-социальному направлению представлен в таблице 4.
Таблица 4 — Комплекс мероприятий по медико-социальному направлению
№ п/п | Название мероприятий | Период проведения | Ответственный |
Работа с детьми | |||
1. | Медицинский контроль за питанием, физическим воспитанием, условием организации учебного времени | В течение года | Школьный фельдшер Социальный педагог |
2. | Оформление Листа здоровья | Сентябрь | Школьный фельдшер Кл.руководитель Социальный педагог |
3. | Беседы с учащимися о здоровом образе жизни | В течение года | Школьный фельдшер Социальный педагог |
Работа с родителями | |||
4. | Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам контроля за условиями обучения, питания, физического развития, психологического комфорта | В течение года | Школьный фельдшер Социальный педагог |
5. | Лекция для родителей по правилам личной гигиены и рационального режима для поддержания здоровья детей | Сентябрь | Школьный фельдшер Социальный педагог |
6. | Лекция для родителей по профилактике заболеваний | Сентябрь | Школьный фельдшер Социальный педагог |
- Беседы с учащимися о здоровом образе жизни.
Цель: сформировать у пятиклассников потребность в здоровом образе жизни.
Задачами данных бесед является побуждение учащихся к соблюдению навыков здорового образа жизни; содействие воспитанию у пятиклассников чувства ответственности за собственное здоровье и здоровье семьи.
Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам контроля за условиями обучения, питания, физического развития, психологического комфорта.
Цель: своевременное выявления и предупреждение факторов риска, связанных с нарушением здоровья школьников.
Комплекс мероприятий по организационно-воспитательному процессу представлен в таблице 5.
Таблица 5 — Комплекс мероприятий по организационно-воспитательному направлению
№ п/п | Название мероприятий | Период проведения | Ответственный |
Работа с детьми | |||
1. | Организация встреч детей с представителями учреждений дополнительного образования | В течение года | Социальный педагог Кл. руководитель |
2. | Экскурсии в учреждения дополнительного образования | 1 четверть | Социальный педагог Кл. руководители |
3. | Консультирование детей по вопросам индивидуальной самореализации по интересам в системе дополнительного образования школы и города | В течение года | Социальный педагог |
4. | Участие пятиклассников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.п. | В течение года | Социальный педагог Кл. руководитель Учителя-предметники |
5. | Анализ портфолио учащихся | Октябрь | Кл. руководители Социальный педагог |
Работа с родителями | |||
6. | Консультирование родителей учащихся 4 класса по вопросам учебного плана, программ основного образования и программ дополнительного образования | Май | Зам.директора по УВР Кл. руководитель, Социальный педагог |
7. | Индивидуальные консультации родителей «Занятость детей во внеурочное время» | В течение года | Зам.директора по УВР Социальный педагог Кл. руководители |
8. | Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассника к основной школе» | Октябрь | Социальный педагог Кл. руководитель |
Организация встреч детей с представителями учреждение дополнительного образования, экскурсии в данные учреждения, консультирование детей по вопросам индивидуальной самореализации в системе дополнительного образования.
Цели:
- развитие мотивации личности пятиклассников к познанию и творчеству, обеспечение занятости их социально значимой деятельностью, самореализации и социальной адаптации, формирование лидерских качеств, социальных компетенций;
- обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания, личностного развития, творческого труда, формирование общей культуры;
- выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей;
- профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений.
Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассника к основной школе» (см. приложение 7).
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;
- предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
- Вопросы для обсуждения:
- трудности социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе;
- система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к основной школе.
После апробации комплекса мероприятий социально-педагогической деятельности по адаптации пятиклассников к основной школе, была проведена повторная диагностика учащихся на качество обученности по основным учебным предметам, на определение уровня мотивации, уровня школьной тревожности и на определение социально-психологического состояния школьников
3. Контрольный этап
Для оценки эффективности проведенных нами мероприятий был проведен контрольный эксперимент.
Обследование детей после курса проведенных занятий необходимо для определения динамики и оценки результатов в адаптации к среднему звену школы.
Для обследования использовались те же задания, критерии оценки материала, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Таблица 6 — Результаты исследования экспериментальной группы с помощью карты наблюдения Д.Стотта (контрольный этап)
НД | О | У | ТВ | НВ | ТД | А | КД | Н | ЭН | НС | С | УР | Б | Ф | Итого | |
1 | 4 | 5 | 1 | 5 | 3 | 1 | 4 | 1 | 2 | 2 | 4 | 0 | 1 | 2 | 1 | 36 |
2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 23 |
3 | 2 | 1 | 2 | 5 | 5 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 1 | 0 | 1 | 0 | 33 |
4 | 3 | 5 | 1 | 3 | 6 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 36 |
5 | 2 | 1 | 1 | 5 | 0 | 2 | 2 | 2 | 3 | 5 | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | 29 |
6 | 3 | 4 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 26 |
7 | 4 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 25 |
8 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 27 |
9 | 1 | 0 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 21 |
10 | 1 | 1 | 0 | 3 | 0 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 18 |
Как видно из представленной таблицы, многие дети в экспериментальной, группе показали значительное снижение уровня тревожности Так же необходимо отметить снижение отметок эмоционального напряжения в группе. Невротические синдромы еще присутствуют, что говорит о необходимости дальнейшей работы с детьми как со стороны школы, так и со стороны родителей.
Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый составляет 136. В таблице 7 представим процентное отношение максимального количества баллов к показателям эксперимента.
Таблица 7 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых (экспериментальная группа)
Ученик | Набранное количество баллов, всего | % от максимума |
1 | 36 | 26,47 |
2 | 23 | 16,91 |
3 | 33 | 24,26 |
4 | 36 | 26,47 |
5 | 29 | 21,32 |
6 | 26 | 19,12 |
7 | 25 | 18,38 |
8 | 27 | 19,85 |
9 | 21 | 15,44 |
10 | 18 | 13,24 |
На рисунке 3 представим полученные данные наглядно.
Рисунок 3 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых до и после эксперимента
Как видно из рисунка, среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 20% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы имеются проблемы с адаптацией школьников, однако, проведенные мероприятия позволили снизить показатели, что говорит о том, что выбранные мероприятия позитивно влияют на адаптацию школьников.
Далее рассмотрим результаты исследования контрольной группы.
В таблице 8 представим результаты обследования контрольной группы школьников.
Таблица 8 — Результаты исследования контрольной группы с помощью карты наблюдения Д.Стотта (контрольный этап этап)
НД | О | У | ТВ | НВ | ТД | А | КД | Н | ЭН | НС | С | УР | Б | Ф | Итого | |
1 | 4 | 5 | 1 | 5 | 5 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | 43 |
2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 5 | 2 | 4 | 2 | 5 | 4 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 35 |
3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 5 | 2 | 3 | 2 | 3 | 5 | 4 | 1 | 1 | 0 | 0 | 35 |
4 | 7 | 9 | 2 | 6 | 7 | 3 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 1 | 0 | 0 | 1 | 53 |
5 | 2 | 5 | 2 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | 41 |
6 | 3 | 4 | 1 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 34 |
7 | 5 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 0 | 1 | 2 | 0 | 38 |
8 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 5 | 4 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 33 |
9 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 29 |
10 | 1 | 3 | 0 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 1 | 33 |
Как видно из представленной таблицы, многие дети в контрольной группе до сих пор показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников. Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.
За анализируемый период показатели практически не поменялись, что доказывает, что мероприятия, проведенные с экспериментальной группой имеют положительное влияние на адаптацию школьников в среднем звене школы.
Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый составляет 136. В таблице 9 представим процентное отношение максимального количества баллов к показателям эксперимента.
Таблица 9 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых (контрольная группа)
Ученик | Набранное количество баллов, всего | % от максимума |
1 | 43 | 31,62 |
2 | 35 | 25,74 |
3 | 35 | 25,74 |
4 | 53 | 38,97 |
5 | 41 | 30,15 |
6 | 34 | 25 |
7 | 38 | 27,94 |
8 | 33 | 24,26 |
9 | 29 | 21,32 |
10 | 33 | 24,26 |
На рисунке 4 представим полученные данные наглядно.
Рисунок 4 – Соотношение максимального количества баллов к ответам испытуемых до и после эксперимента
Как видно из рисунка, среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 27% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы так же имеются проблемы с адаптацией школьников. Рассматривая динамику изменения уровня адаптации, необходимо отметить, что в контрольной группе она практически отсутствует, что доказывает то, что разработанные в ходе работы мероприятия эффективны и помогают школьникам адаптироваться к среднему звену школы.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической работы с детьми по повышению уровня адаптации к средней школе.
- Выводы по III главе
Опытно-экспериментальная работа по диагностике адаптации младших подростков в средней школе осуществлялась нами на базе СОШ № ___
В ходе проведения работы были пройдены следующие этапы:
Констатирующий – на данном этапе были проведены диагностирующие процедуры по определению уровня адаптации школьников в средней школе.
Формирующий – на данном этапе с экспериментальной группой исследования проводился формирующий эксперимент по адаптации школьников к учебе в средней школе.
Контрольный – на данном была проведена повторная диагностика определению уровня адаптации как в контрольной, так и в экспериментальной группах для оценки результатов примененного комплекса занятий. Были сделаны выводы об успешности примененной методики по адаптации школьников.
В исследовании участвовало 20 школьников средней школы – 10 школьников в контрольной группе и 10 школьников в экспериментальной. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
Обследование проводилось с помощью карты Стотта.
Исследование с помощью шкалы наблюдений Д. Стотта в рамках данного исследования будет проводится 2 раза в начале и в конце года с контрольным и экспериментальным классом.
Анализ показал, что дети в экспериментальной группе показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников.
Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.
Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 26% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе имеются проблемы с адаптацией школьников.
Дети в контрольной группе, так же как и в экспериментальной, показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников. Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.
Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 28% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы так же имеются проблемы с адаптацией школьников.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической работы с детьми по повышению уровня адаптации к средней школе.
На основе приведенных выше исследовательских данных и для определения содержания социально-педагогической деятельности по социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе был разработан комплекс мероприятий по социально-психологической адаптации учащихся пятого класса к основной школе.
Основанием для создания данного комплекса стало следующее: в основной школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие пятиклассники не готовы. Учителя часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися школы. Отсюда возникает много проблем и трудностей во взаимопонимании между учителями и учащимися. Поэтому необходимо создать условия для эффективной адаптации детей к условиями новой для них основной школы.
Цель: оказание педагогической и социально-психологической поддержки учащимся пятых классов в период их социально-психологической адаптации к условиям обучения в основной школе.
После апробации комплекса мероприятий социально-педагогической деятельности по адаптации пятиклассников к основной школе, была проведена повторная диагностика учащихся на качество обученности по основным учебным предметам, на определение уровня мотивации, уровня школьной тревожности и на определение социально-психологического состояния школьников.
Для оценки эффективности проведенных нами мероприятий был проведен контрольный эксперимент.
Обследование детей после курса проведенных занятий необходимо для определения динамики и оценки результатов в адаптации к среднему звену школы.
Для обследования использовались те же задания, критерии оценки материала, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Многие дети в экспериментальной, группе показали значительное снижение уровня тревожности Так же необходимо отметить снижение отметок эмоционального напряжения в группе. Невротические синдромы еще присутствуют, что говорит о необходимости дальнейшей работы с детьми как со стороны школы, так и со стороны родителей.
Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 20% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы имеются проблемы с адаптацией школьников, однако, проведенные мероприятия позволили снизить показатели, что говорит о том, что выбранные мероприятия позитивно влияют на адаптацию школьников.
Многие дети в контрольной группе до сих пор показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников. Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.
За анализируемый период показатели практически не поменялись, что доказывает, что мероприятия, проведенные с экспериментальной группой имеют положительное влияние на адаптацию школьников в среднем звене школы.
Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 27% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы так же имеются проблемы с адаптацией школьников. Рассматривая динамику изменения уровня адаптации, необходимо отметить, что в контрольной группе она практически отсутствует, что доказывает то, что разработанные в ходе работы мероприятия эффективны и помогают школьникам адаптироваться к среднему звену школы.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической работы с детьми по повышению уровня адаптации к средней школе
Заключение
Младший подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза (от 10-11 до 13 лет), соответствующих началу перехода от детства к юности, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.
Младший подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития, как биологические, так и психологические. Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них.
Социальная ситуация развития в этом возрасте характеризуется следующими особенностями:
- подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации;
- меняется отношение к школе, она становится местом активных взаимоотношений со сверстниками;
- с одной стороны, подросток стремится оторваться от детства, стать взрослым и самостоятельным, а с другой, – мир детства является для него привлекательным, потому как в нем меньше ответственности и обязанностей.
Для подросткового периода характерно наличие разногласий со взрослыми и, в частности, с родителями. Это происходит в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем.
Адаптация — (от лат. adaptatio — «прилаживание, приноравливание») — приспособление самоорганизующейся структуры к меняющимся обстоятельствам среды.
Адаптация — это не только приспособление к благополучной деятельности в настоящей среде, но и умение к последующему психологическому, индивидуальному, социальному процессу развития. Исходя из этого, адаптированный ребенок — это ребенок, приспособленный к полновесному становлению своего индивидуального, личностного, физиологического, высокоинтеллектуального и прочих возможностей в данной ему иной воспитательной сфере [19, с. 65].
Адаптационные преобразования предусматривают более или менее осознанные изменения подростка, через которые продвигается личность ребенка в результате адаптации, изменения обстоятельств. Перемены постоянно следуют в жизни человека, поэтому для любого субъекта существенно важно быть готовым к напряженным моментам, переломным событиям, разумному переосмыслению своей жизненной позиции в иной ситуации. Это обеспечивает действительные предпосылки подготовленности к стопроцентной, действенной адаптации.
Социальная адаптация является обязательным условием для обеспечения приемлемой социализации человека. Она предоставляет право человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть инициативным участником общественных процессов и событий, но и при помощи этого осуществлять свое естественное социальное саморазвитие [14, с. 96].
Социальная адаптация младшего подростка — это, в первую очередь, осуществление стремления его к овладению социальными ролями; социальная самоидентификация — избрание детьми своего значения и положения в общей структуре коллективных отношений, причастность и принадлежность к данной системе на основе созданных ранее стремлений и круга интересов [30,с. 56).
Результатом благополучной социальной адаптации является приспособленность ребенка в коллективной среде.
Опытно-экспериментальная работа по диагностике адаптации младших подростков в средней школе осуществлялась нами на базе СОШ № ___
В ходе проведения работы были пройдены следующие этапы:
Констатирующий – на данном этапе были проведены диагностирующие процедуры по определению уровня адаптации школьников в средней школе.
Формирующий – на данном этапе с экспериментальной группой исследования проводился формирующий эксперимент по адаптации школьников к учебе в средней школе.
Контрольный – на данном была проведена повторная диагностика определению уровня адаптации как в контрольной, так и в экспериментальной группах для оценки результатов примененного комплекса занятий. Были сделаны выводы об успешности примененной методики по адаптации школьников.
В исследовании участвовало 20 школьников средней школы – 10 школьников в контрольной группе и 10 школьников в экспериментальной. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
Обследование проводилось с помощью карты Стотта.
Исследование с помощью шкалы наблюдений Д. Стотта в рамках данного исследования будет проводится 2 раза в начале и в конце года с контрольным и экспериментальным классом.
Анализ показал, что дети в экспериментальной группе показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников.
Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.
Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 26% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе имеются проблемы с адаптацией школьников.
Дети в контрольной группе, так же как и в экспериментальной, показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников. Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.
Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 28% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы так же имеются проблемы с адаптацией школьников.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической работы с детьми по повышению уровня адаптации к средней школе.
На основе приведенных выше исследовательских данных и для определения содержания социально-педагогической деятельности по социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе был разработан комплекс мероприятий по социально-психологической адаптации учащихся пятого класса к основной школе.
Основанием для создания данного комплекса стало следующее: в основной школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие пятиклассники не готовы. Учителя часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися школы. Отсюда возникает много проблем и трудностей во взаимопонимании между учителями и учащимися. Поэтому необходимо создать условия для эффективной адаптации детей к условиями новой для них основной школы.
Цель: оказание педагогической и социально-психологической поддержки учащимся пятых классов в период их социально-психологической адаптации к условиям обучения в основной школе.
После апробации комплекса мероприятий социально-педагогической деятельности по адаптации пятиклассников к основной школе, была проведена повторная диагностика учащихся на качество обученности по основным учебным предметам, на определение уровня мотивации, уровня школьной тревожности и на определение социально-психологического состояния школьников.
Для оценки эффективности проведенных нами мероприятий был проведен контрольный эксперимент.
Обследование детей после курса проведенных занятий необходимо для определения динамики и оценки результатов в адаптации к среднему звену школы.
Для обследования использовались те же задания, критерии оценки материала, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Многие дети в экспериментальной, группе показали значительное снижение уровня тревожности Так же необходимо отметить снижение отметок эмоционального напряжения в группе. Невротические синдромы еще присутствуют, что говорит о необходимости дальнейшей работы с детьми как со стороны школы, так и со стороны родителей.
Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 20% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы имеются проблемы с адаптацией школьников, однако, проведенные мероприятия позволили снизить показатели, что говорит о том, что выбранные мероприятия позитивно влияют на адаптацию школьников.
Многие дети в контрольной группе до сих пор показывают достаточно высокие уровни тревожности за принятие взрослыми и интерес с их стороны, однако, наблюдаются и признаки неприятия взрослых, что негативно сказывается на учебной деятельности школьников. Так же необходимо отметить достаточно высокие отметки эмоционального напряжения в группе и присутствие у многих членов группы невротических симптомов.
За анализируемый период показатели практически не поменялись, что доказывает, что мероприятия, проведенные с экспериментальной группой имеют положительное влияние на адаптацию школьников в среднем звене школы.
Среднее количество баллов, набранное участниками в экспериментальной группе порядка 27% от максимально возможного. Это составляет средние результаты исследования и говорит о том, что в коллективе контрольной группы так же имеются проблемы с адаптацией школьников. Рассматривая динамику изменения уровня адаптации, необходимо отметить, что в контрольной группе она практически отсутствует, что доказывает то, что разработанные в ходе работы мероприятия эффективны и помогают школьникам адаптироваться к среднему звену школы.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической работы с детьми по повышению уровня адаптации к средней школе.
Список используемой литературы
- Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]/ Г. М. Андреева – М.: Академия, 2001.- 250 с.
- Аршавский, В., Ротенберг В. Поисковая активность и адаптация. – М.: Знание, 2015.
- Бергер, В. Я. Методологические аспекты изучения адаптивных явлений // Вопросы теории адаптации. М: Знание, 2016. – С. 15-20.
- Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф. Б. Березин. – М.: Трио, 2016, — 170 с.
- Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] / М.Р.Битянова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2015.
- Битянова, М.Р. «В помощь директору: какой психолог нужен школе?» // Вестник практической психологии образования. 2006. №4. – C. 68-71
- Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Трио, 2016. -206 с.
- Горбунов, Н. И. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности [Текст] / Н. И. Горбунов // Педагогика. 2016. -№ 8 – С.9-12
- Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст] / О. Б. Дарвиш. – М.: Издательство Владос – пресс, 2017. – 264 с.
- Дедушка, А.И. Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками [Текст] / А.И.Дедушка.- СПб.: Питеръ, – 165 с.
- Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников [Текст]: Методические рекомендации /Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. – Калининград: Изд-во КГУ, 2015. – 44 с.
- Диагностика школьной дезадаптации [Текст] / Под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. Научно-методическое пособие для школьных психологов. М.: Редакционно-издательский центр ²Социальное здоровье России², 2016. –127 с.
- Давыдов, В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. — Изд. 2-е , испр. и доп. — М. : Просвещение, 1979. – 287
- Драгунова, Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии личности школьника / Ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина. – Москва : АПН РСФСР, 1961. – С. 120-169.
- Дубровина, И.В., Акимова М. К., Борисова Е. М. и др.Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной — М.: Просвещение, 2015. С.
- Дубровина,И.В., Данилова Е.Е., Прихожан M. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений – М.: Знание, 2015. С.
- Журавлев, Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д. Журавлев // Народное образование. — 2016. — № 8. — С. 99-105.
- Ивашкин, В.С. Психологическое изучение школьников [Текст] / В. С. Ивашкин. – Владимир, 2016.- 240 с.
- Клышевич, Н.Ю. Условия эффективности психической адаптации школьников в социальной среде [Текст] // Гуманистическое формирование личности в современных условиях: Сборник статей под редакцией А.В.Торховой. — М.: Знание, 2016..
- Коблик, Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе [Текст] / Е.Г.Коблик. – М.: Генезис, 2017. – 122 с.
- Коротаева, В.В. «Хочу, могу, умею!» Обучение, погруженное в общение [Текст] / В.В.Коротаева. — М.: Юнити, 2016. – 94 с.
- Кузнецов, П. С. Концепция социальной адаптации [Текст] / П. С. Кузнецов. – Саратов, 2018. – 268 с.
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. Учебник для вуза. – М.: Знание, 2016. – 340 с.
- Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. – М.: Феникс, 2016. – 357 с.
- Маленкова, В. А. Воспитание в современной школе [Текст] / В. А. Маленкова. – М.: ИнфраМ. 2016. – 187 с.
- Милославова, И. А. Адаптация как социально-психологическое явление [Текст] / И. А. Милославова // Социальная психология и философия. – М.: Наука. 2017. — № 2. С.13-17.
- Мачехина, О.П. Проблемы адаптации в школе как источник конфликтов // Современные проблемы науки и образования /О.П. Ма… — — №3. – 35 с.
- Мудрик А.В. Социализация человека [Текст]: учебник для вузов / А. В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 250 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: Фенология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для вузов / В.С. Мухина.-М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 195 с.
- Мухина В.С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. –М.: Академия, 2016.-185 с.
- Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития [Текст] / Под ред. Колмыковой З.И., Кулагиной И.Ю. – М.: Просвещение. 2015. – 150 с.
- Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Трио, 2016.
- Психология современного подростка. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. — М.: Педагогика, 2006 – 270 с.
- Реан А. А. Психология адаптации личности [Текст] / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов.- СПб.: Питеръ, 2016. – 420 с.
- Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст] / С. И. Розум. – СПб.: Речь, 2016. – 365 с.
- Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект [Тескт] / С. И. Ромм. – Новосибирск.: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2016. – 275с.
- Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е.Ф.Рыбалко. – М.: Знание, 2016. — 252 с.
- Селиванова Н.Л. Школьный класс[ Текст] / Н.Л. Селиванова.- М.: Знание, 2017. – 162 с.
- Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения у детей и подростков [Текст] / Л. М, Семенюк.-М.: Воронеж, 2016. – 245 с.
- Солдатова, Е. Л. Психология развития — возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез [Текст] / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. –Ростов н/Д.: Феникс, 2016.- 384 с.
- Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия – М.: Знание, 2017. – 308 с.
- Субботский Е. В. Психология отношений партнерства у школьников [Текст] / Е.В.Субботский. – М: Педагогика. – 2015. – 120 с.
- Эльконин Д.Б. — Детская психология. Высшее образование д. Б. Эльконин – М.: Знание, 2014.
- Цукерман Г.А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь [Текст]. / Г. А. Цукерман. — Томск, 2016. – 241 с.
- Цукерман, Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема / Г.И. Цукерман // Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 19–35.
- Чуменко Е.В.Психологическая практика в школе // Вестник практической психологии образования. 2006. №3. – C. 77-84
- Шляхто Я.С. Исследование социально-психологической адаптации детей на начальном этапе обучения в средней школе// Вестник Магистратуры. 2016- № 7. — с 89-92.
- Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика [Текст]: учебник для вузов / В.Р. Ясницкая. –М.: Издательский центр Академия», 2015. – 352 с.
Приложения
Приложение 1
Использование карты Д. Стотта для анализа адаптации учащихся
№ шкалы | Название шкалы | Комментарии |
1 | Недоверие к людям | Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость |
2 | Проявления пониженного настроения | Имеют место проявления апатии, пониженного настроения. В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. Позиции №№ 8-13 свидетельствуют о необходимости направления ребенка на консультацию к школьному психологу |
3 | Уход в себя | Характеризуется избеганием контактов с людьми, самоустранением от различных дел. Часто ребенок демонстрирует реакции защиты по отношению к контактам с другими, не принимает проявляемую другими симпатию |
4 | Тревожность по отношению к взрослым | Выражается в беспокойстве и неуверенности относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Позиции №№ 1-3 диагностируют, насколько ученик старается убедиться, принимают ли его взрослые. Позиции №№ 4-6 показывают, обращает ли на себя внимание школьник и добивается ли любви взрослых. Позиции №№ 7-9 характеризуют степень беспокойства учащегося о том, принимают ли его взрослые |
5 | Враждебность по отношению к взрослым | Проявляется в различных формах: от избегания учителя, подозрительности до неконтролируемой враждебности |
6 | Тревожность по отношению к детям | Демонстрируется беспокойство и неуверенность в том, нравится ли он другим детям и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности |
7 | Недостаток социальной нормативности (асоциальность) | Связана с неуверенностью в том, что взрослые одобряют поступки школьника. Выражается в различных формах негативизма. Позиции №№ 1-4 и № 6 демонстрируют отсутствие старания понравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. Позиции №№ 4-8 указывают на недостаточную коммуникабельность. Позиции №№ 9-11 свидетельствуют о нарушениях, недостатке развития норм морали нравственности |
8 | Враждебность по отношению к детям | Проявляется в различных формах — от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы |
9 | Нетерпеливость | Демонстрирует нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания. Склонность избегать длительных усилий |
10 | Эмоциональное напряжение | Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению и стрессам |
11 | Невротические симптомы | Включает признаки невротических тенденций: частое моргание, обгрызание ногтей, сосание пальцев и т.д. |
12 | Неблагоприятные условия среды | Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейной |
13 | Отставание в учебе | Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития |
14 | Болезни | Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие заболевания у школьника, но при этом нельзя поставить точный диагноз |
15 | Физические недостатки | Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие физического недостатка у ученика, но при этом нельзя поставить точный диагноз |
Приложение 2
Карта наблюдений
Первая шкала | да | нет | ||
1 | Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине | |||
2 | Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если попросят | |||
3 | Играет роль «подчиненного», соглашается на «невыигрышные» роли | |||
4 | Слишком тревожен, чтобы быть непослушным | |||
5 | Лжет из-за боязни | |||
6 | Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней | |||
7 | Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание | |||
8 | Хочет быть замеченным | |||
9 | Не подходит к учителю по собственной инициативе | |||
10 | Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то, например, о помощи | |||
11 | Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос | |||
12 | Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются | |||
Вторая шкала | ||||
1 | Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится | |||
2 | Просит о помощи в выполнении школьных заданий в зависимости от самочувствия | |||
3 | Старательность в учебной работе нестабильна | |||
4 | В играх иногда чрезвычайно активен, иногда апатичен | |||
5 | Часто сердится, «впадает в бешенство» | |||
6 | Для ручной работы не хватает физических сил | |||
7 | В классе вял, безынициативен | |||
8 | Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения | |||
9 | Движения замедленны | |||
10 | Взгляд равнодушный | |||
11 | В играх чаще всего ленив и апатичен | |||
12 | Часто мечтает | |||
13 | Говорит невыразительно, бормочет | |||
Третья шкала | ||||
1 | Не реагирует на приветствия | |||
2 | Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям | |||
3 | Избегает разговоров, «замкнут в себе» | |||
4 | Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий, живет «в своем мире» | |||
5 | Совершенно не проявляет интереса к ручной работе | |||
6 | Не проявляет интереса к коллективным играм | |||
7 | Часто избегает других людей | |||
8 | Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда обижен или подозревается в чем-то нехорошем | |||
9 | Стремится к изоляции от других детей, часто к нему невозможно приблизиться | |||
Четвертая шкала | ||||
1 | Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем | |||
2 | Слишком разговорчив, докучает своей болтовней | |||
3 | Преувеличенно много рассказывает учителю о своих семейных делах | |||
4 | Всегда находит предлог обратить внимание учителя на себя | |||
5 | Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя | |||
6 | Обращается к учителю с различными мелкими просьбами для того, чтобы добиться его симпатии | |||
7 | Часто рассказывает фантастические, вымышленные истории | |||
8 | Пытается заинтересовать взрослых собой, но не прилагает для этого достаточных стараний | |||
9 | Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии | |||
Пятая шкала | ||||
1 | Переменчив в настроениях | |||
2 | Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении | |||
3 | Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе | |||
4 | Когда о чем-то просит учителя, то иногда бывает очень эмоциональным | |||
5 | Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем | |||
6 | Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу | |||
7 | Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте) | |||
8 | Отличается вульгарным языком, любит пошлые рассказы, стихи, рисунки | |||
9 | «Бормочет под нос», если чем-то недоволен | |||
10 | Негативно относится к замечаниям | |||
11 | Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений | |||
12 | Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов | |||
13 | Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан | |||
14 | «Дикий» взгляд (смотрит исподлобья) | |||
15 | Очень непослушен, не соблюдает дисциплину | |||
16 | Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу) | |||
17 | Охотнее всего дружит с хулиганами | |||
Шестая шкала | ||||
1 | «Играет героя», особенно когда ему делают замечания | |||
2 | Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими | |||
3 | Склонен «прикидываться дурачком» | |||
4 | Слишком смел, рискует без надобности | |||
5 | Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством | |||
6 | Навязчив, легко управляем | |||
7 | Играет исключительно или почти исключительно с детьми старше себя | |||
8 | Часто паясничает | |||
9 | Одевается вызывающе | |||
10 | Часто в группе сверстников совершает глупые выходки | |||
11 | Подражает хулиганским проделкам других | |||
Седьмая шкала | ||||
1 | Не заинтересован в учебе | |||
2 | Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют | |||
3 | Не застенчив, но часто проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя | |||
4 | Не застенчив, но обычно не просит о помощи | |||
5 | Никогда добровольно не берется ни за какую работу | |||
6 | Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых | |||
7 | Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми | |||
8 | Избегает учителя, но активно контактирует с другими людьми | |||
9 | Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры | |||
10 | В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность, не соблюдает правила игры | |||
11 | Скрытен и недоверчив | |||
Восьмая шкала | ||||
1 | Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать | |||
2 | Временами очень недоброжелателен к тем детям, которые не принадлежат к кругу его общения | |||
3 | Надоедает другим детям, пристает к ним | |||
4 | Часто ссорится со сверстниками, обижает других детей | |||
5 | Пытается своими замечаниями создать определенные трудности для других детей | |||
6 | Находится в плохих отношениях с другими детьми | |||
7 | Обижает более слабых детей, младших | |||
8 | В драках кусается и царапается | |||
Девятая шкала | ||||
1 | Легко смиряется с неудачами в ручном труде | |||
2 | В играх не умеет владеть собой | |||
3 | Непунктуален, часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы | |||
4 | Как правило, не проявляет ответственности в ручном труде | |||
5 | Обычно не проявляет старания на школьных занятиях | |||
6 | Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку | |||
7 | В классе, как правило, рассеян | |||
8 | Не может длительно на чем-либо сосредоточиться | |||
Десятая шкала | ||||
1 | Предпочитает играть игрушками, предназначенными для детей младшего, чем он, возраста | |||
2 | Любит различные игры, но быстро теряет к ним интерес | |||
3 | Слишком инфантилен в речи и поступках | |||
4 | Играет преимущественно с младшими детьми | |||
5 | Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо серьезное | |||
6 | Другие дети часто обижают его, делают «козлом отпущения» | |||
7 | Часто опаздывает на уроки | |||
8 | Уходит с отдельных уроков без уважительных причин | |||
9 | Отличается неорганизованностью | |||
10 | Ведет себя в группе (в классе) как посторонний, отверженный | |||
Одиннадцатая шкала | ||||
1 | Часто заикается | |||
2 | Предпочитает отмалчиваться | |||
3 | Объясняется нелогично, беспорядочно | |||
4 | Бесцельно жестикулирует | |||
5 | Часто грызет ногти | |||
6 | Ходит, подпрыгивая | |||
7 | Сосет палец (для школьников старше 10 лет) | |||
Двенадцатая шкала | ||||
1 | Часто отсутствует в школе без уважительных причин | |||
2 | Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе | |||
3 | Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям | |||
4 | Отличается неряшливостью | |||
5 | Выглядит так, как будто очень плохо питается | |||
6 | Значительно некрасивее других детей | |||
Тринадцатая шкала | ||||
1 | Сильно отстает в учебе от сверстников | |||
2 | Имеет слабые навыки чтения | |||
3 | Допускает ошибки в простейших математических заданиях | |||
4 | Одноклассники относятся к нему, как к маленькому | |||
Четырнадцатая шкала | ||||
1 | Дышит через рот | |||
2 | Склонность к ушным заболеваниям | |||
3 | Склонность к кожным заболеваниям | |||
4 | Частые боли в желудке и тошнота | |||
5 | Частые головные боли | |||
6 | Болезненные, покрасневшие веки или темные «круги» под глазами | |||
7 | Очень холодные руки | |||
Пятнадцатая шкала | ||||
1 | Слабый слух | |||
2 | Слабое зрение | |||
3 | Заикание | |||
4 | Чрезмерная полнота или другие особенности телосложения, которые могут способствовать развитию комплексов |
|
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф