Заявка на расчет
Меню Услуги

Адаптациия школьников к среднему звену школы. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

Игра «Впереди у нас 5 класс»

Игра разработана для учащихся 4-х классов, проводится в конце учебного года с целью выявления уровня психологической готовности детей на этапе перехода из начального в среднее звено. Детям надо пройти через игры-испытания.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Задачи игры:

  • Диагностика социальной зрелости; умения выстраивать отношения со сверстниками.
  • Диагностика мотивационной сферы; отношения к школе как среде жизнедеятельности и системе значимых отношений; умения занять ответственную позицию школьника.
  • Создание ситуаций, требующих сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.
  • Прояснение ожиданий и тревог, связанных с переходом в среднюю школу. Содержание игры и игровая цель:

Эта игра позволяет детям впервые серьезно задуматься и обсудить вопрос о том, что ждет их в средней школе. Ребята собираются в дорогу в пятый класс и решают, какой багаж умений и навыков, приобретенных в начальной школе, им необходимо взять с собой в среднее звено. Проходя через испытания, дети присваивают себе лично и всему классу качества, которые пригодятся им в следующем году.

Материалы и требования к организации игры:

  • Заготовка карты класса в виде листа ватмана, на котором написано название игры, нарисована открытая книга с чистыми страницами и дорога с испытаниями (см. приложение 1);
  • Чистый лист формата А4;
  • Два платка или повязки для глаз;
  • Карточки с напечатанными фразами;
  • Карточки с загадками;
  • Листы формата А4 (по количеству участников);
  • Цветные карандаши и фломастеры;
  • Музыкальное сопровождение.

Игра проходит в привычном для ребят классе. Дети рассаживаются на стулья, стоящие большим полукругом. Перед ними на доске прикреплен лист ватмана, на котором большими красочными буквами написано «Впереди у нас — пятый класс!», нарисована открытая книга с чистыми страницами и дорога с испытаниями.

Психолог. Сегодня нам с вами предстоит собраться в дорогу. Как вы думаете, куда? Дети отвечают, что им предстоит собраться в пятый класс.

Психолог. Что обычно люди берут с собой в дорогу? Посмотрите на карту нашей дороги в пятый класс. На нее мы поместим ваши ожидания и качества вашего класса, которые понадобятся вам в средней школе. Давайте начнем собирать чемодан вашего класса и решим, что мы возьмем с собой. Какие мы должны быть в пятом классе, чтобы нам жилось интересно и весело?

Дети включаются в выполнение поставленной перед ними задачи. Они могут называть различные качества, а психолог должен фиксировать их на бумаге. Как правило, ребята ожидают от пятого класса: добрых учителей, хороших оценок, интересной школьной жизни, новых одноклассников и дружного коллектива.

Психолог. Вы назвали очень много различных качеств, которых вам понадобятся в пятом классе, но среди них есть самые важные, и сейчас нам предстоит выяснить, какие. Вам предстоит пройти через испытания, справиться с ними и суметь понять, благодаря каким качествам вы преодолели препятствия. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать звезду, а в книге будем записывать качество, которое вам в этом помогло.

Теперь настало время вашему классу попытаться пройти через испытания.

Первое испытание: игра «Машинки»

Психолог. Сегодня у вашего класса есть уникальная возможность увидеть и поиграть с машинкой из будущего. Эта машинка управляется при помощи голоса своего хозяина. Что хозяин ей говорит, то она и делает. Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача хозяина четко говорить, что нужно делать, бережно относиться к машинке, стараться, что бы с ней ничего не случилось. В свою очередь, машинка должна очень внимательно слушать хозяина и четко выполнять его команды.

Прошу выйти две пары и встать друг напротив друга так, чтобы вас отделяла друг от друга площадка со стульями.

Дети выходят и встают друг напротив друга. Психолог завязывает платком глаза ребятам, которые играют роль машинок. Все дети, которые не участвуют в этот момент в игре, сидят на стульях и тихо обсуждают происходящее. В ходе выполнения задания отмечаются те дети, которые испытывают трудности в восприятии устных инструкций, их выполнении, путаются в пространственных понятиях, не умеют слушать других детей, с трудом контролируют свое поведение.

Психолог. Как вы думаете, кто же оказался лучшим хозяином машинки? Почему?

Дети высказывают свое мнение. В ходе обсуждения называется ребенок, который, по мнению многих, лучше всех сумел провести свою машину по дороге.

Психолог. Какое же качество всем помогло справиться с этим испытанием?

Дети могут назвать такие качества, как умение слушать и выполнять задание, ориентироваться в пространстве, взаимопонимание.

Психолог. Вы сумели назвать одно из важных качеств — взаимопонимание, и поэтому ваш класс получает первую звезду. Решите, пожалуйста, кто из вас станет ее хранителем.

Дети должны быстро посовещаться и решить, кто будет хранителем звезды. В этот момент важно отметить, кому из детей оказано доверие.

Второе испытание: игра «Покажи фразу» (см. Приложение 2)

Психолог. Для следующей игры вам надо выбрать троих ребят — самых сообразительных и артистичных — на роль ведущих. На обсуждение дается одна минута.

Класс начинает обсуждать, кого выбрать на роль ведущих. Важно обратить внимание на поведение детей, на то, какие кандидатуры они предлагают.

Психолог. Сейчас я буду показывать ведущим карточки, на которых написаны фразы.

Задача ведущих — изобразить при помощи различных жестов или звуков прочитанную ими фразу так, чтобы вы сумели ее понять и назвать. Каждому ведущему предстоит изобразить по три фразы.

Если вдруг ребенку не удается выполнить задание, он имеет право просить помощи у психолога.

На данном этапе важно обратить внимание на то, насколько удачно ведущие справляются с заданием, кто из детей быстро и правильно понимает показанное.

Психолог. Как вы думаете, какое качество нам помогло пройти это испытание?

Участники могут ответить, что им помогли сообразительность и смекалка.

Психолог. Вы правильно назвали еще одно важное качество — смекалку, и поэтому получаете вторую звезду. Решите, кто ее будет беречь до конца нашей игры.

Класс выбирает хранителя второй звезды.

Третье испытание: игра «Переправа»

Психолог. В нашей следующей игре вам нужно различными способами перебраться с одной половины класса на другую. Вам дается две минуты на обсуждение возможных способов переправы. Помните о том, что у всех они должны быть разными. Если хотя бы двое будут повторять действия друг друга, то все участники игры должны вернуться на исходное место и игра начнется заново. Сигналом к началу игры послужит веселая музыка.

Дети обсуждают способы переправы.

Психолог. Ваше время истекло. Прошу всех выстроиться в одну шеренгу. Ваша задача — по сигналу начать передвигаться к противоположной стороне класса.

Психолог включает веселую музыку, дети начинают передвигаться из одной части класса в другую.

Способы переправы у ребят могут быть достаточно разнообразными, порой и необычными. В случае, если кто-то из детей копирует другого, игру следует повторить, начиная с этапа обсуждения.

Психолог. Как вы думаете, какое качество вам помогало в этой игре?

Большинство ребят может ответить, что им помогали дружба, взаимопонимание, находчивость и воображение. Психолог подводит итог.

Психолог. Совершенно верно, справиться с этим заданием вам помогли дружба и воображение, поэтому вы получаете третью звезду. Выберите, пожалуйста, ее хранителя.

Четвертое испытание: игра «Вопрос — ответ» (см. Приложение 3)

Психолог. Вам предлагается в течение 5 минут ответить на шесть вопросов. Отвечать надо быстро и правильно. Если не знаете ответа, говорите: «Дальше». За каждые правильный ответ начисляется по одному баллу. Ваша главная задача — набрать наибольшее количество баллов. Сейчас вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставить букву в слове так, чтобы получилось новое слово. Давайте разберем одну такую загадку.

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои —

И целый лес ты мною свалишь.

(липа — пила)

Психолог должен постараться понять, все ли дети уяснили. Как и что нужно делать.

В ходе игры психолог должен четко зачитывать загадки, а дети быстро отвечать.

Психолог. Скажите, пожалуйста, сколько баллов сумел набрать ваш класс в этой игре?

Ответ детей.

Это очень хороший результат. Кто из вас может сейчас сказать, какие качества вам помогли?

Дети могут высказать следующие предположения: умение думать, мыслить логически, находчивость.

Психолог. Совершенно верно справиться с этим испытанием вам помогла находчивость. Получите еще одну звезду и выберите ее хранителя.

Класс выбирает очередного хранителя звезды.

Психолог. Но у нас остались еще две пустых строчки в нашей открытой книге. Сейчас вам необходимо обсудить и решить, какие еще есть важные качества, о которых мы сегодня не говорили, но которые вам понадобятся в пятом классе. На обсуждение дается ровно три минуты.

Ученики, получив очередное задание, начинают его обсуждать. Необходимо наблюдать за ходом дискуссии: умеют ли дети слушать друг друга, кто из детей является лидером.

Психолог. Прошу сообщить свое решение.

Ребята называют качества, которые считают важными, но о которых еще не говорилось. Если дети сумели правильно назвать такие качества, как старательность и любознательность, то классу не нужно проходить следующие испытания, если же нет, то игра продолжается.

Пятое испытание: игра «Расшифруй».

Психолог. Для того, чтобы вы могли понять о каком важном качестве идет речь, предлагаю пройти через еще одно испытание. На доске записаны буквы. Ваша задача — в течение 2 минут составить из этих букв слово, которое обозначает какое-то качество.

На доске записаны следующие буквы:

«б», «т», «ь», «л», «о», «з», «а», «с», «о», «ю», «н», «л», «е», «ь», «н», «т».

В результате класс должен составить слово «любознательность» и получить еще одну звезду.

Шестое испытание: игра «Мяч».

Психолог. Следующее испытание поможет вам вспомнить, какое важное качество вы не назвали. Сейчас вам нужно встать в круг и по команде «Начали!» без помощи рук передавать по кругу мяч. Если мяч во время передачи падает на пол, то он возвращается к первому игроку и игра начинается заново, и продолжается до тех пор, пока мяч не пройдет по всему кругу.

В ходе выполнения этого задания дети должны выйти на понятие «старательность».

Психолог. В ходе нашей игры вы сумели пройти все испытания, набрать достаточно много звезд и заполнить пустые строки книги качествами, которые понадобятся вам в пятом классе.

Сегодня мы сумели прочитать несколько страниц из этой книги о вашем классе. Ваш класс дружный, находчивый, сообразительный, старательный, с хорошо развитым воображением. Впереди у вас средняя и старшая школа, и эта книга вашего класса постепенно будет пополняться записями о новых важных качествах, которые вы приобретете за время школьной жизни.

А сейчас давайте немного пофантазируем о том, что вас ждет в пятом классе. Закройте глаза, примите удобное положение и попытайтесь представлять себе то, о чем я буду говорить.

Психолог под музыку медленно и спокойно произносит следующий текст:

«Представьте, что вы пришли первого сентября в школу, в пятый класс. Попытайтесь увидеть себя: как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь представьте, что вы сидите на уроках: что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведет уроки, о чем вас спрашивают, чего требуют. Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться. А теперь мы будем возвращаться обратно в настоящее, в четвертый класс. Я буду считать до пяти. На счет «пять» вы медленно откроете глаза и окажетесь в вашем классе».

А сейчас предлагаю рассказать, что вам удалось представить. Ребята (по желанию) рассказывают классу, какими они сумели увидеть себя в среднем звене.

Затем раздаем детям по листу бумаги и цветные карандаши.

Психолог. Все вы получили чистые листы, которые надо разделить карандашом на две равные части. На первой части листа надо написать: «Я в настоящем», а на второй — «Я в будущем». Вам предстоит нарисовать себя сначала в настоящем, а потом в будущем. Затем необходимо подумать и написать около рисунка «Я в будущем» те изменения, которые с вами произойдут.

В ходе выполнения этого задания необходимо обратить внимание детей на то, что они должны описывать не только внешние изменения, но и внутренние, т.е. какими качествами они будут обладать в среднем звене.

Затем все садятся в круг рассматривают рисунки и задают вопросы, делятся своими впечатлениями, по очереди рассказывают о том, какие моменты запомнились, что нового они узнали о себе и классе

Приложение 4

Игра «Наши учителя»

Цель:

  • помочь ученику осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;
  • способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности
  • помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам.

Задачи:

Повышение самооценки учащихся

  • Развитие коммуникативных умений, умение слушать друг друга, говорить человеку приятное
  • Формирование убеждения в ценности каждой личности и установки на позитивное восприятие каждого члена коллектива, вне зависимости от его учебных навыков
  • Воспитывать чувство сплоченности, бережного отношения друг к другу
  • Помощь учащимся в создании внутренней “когнитивной карты” учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.

Занятие

Материалы и оборудование:

  • плакат с текстом “Идеальный ученик”;
  • карточки с названиями предметов;
  • карточки с именами и отчествами учителей;
  • краски и кисточки;
  • круги из бумаги (для написания);
  • фломастеры;
  • бумага для рисования;
  • магнитофон;
  • мяч.

Ход занятий

Мы с вами собрались для того, что бы выяснить “Легко ли быть учеником”.

Для этого давайте с вами для начала поприветствуем друг друга?

Скажите, пожалуйста, что такое комплемент?

Список слов:

  • являются комплементами,
  • не являются комплементами.

Приветствие.

“Давайте скажем друг другу комплименты. Сделаем так: тот, кто захочет начать, возьмет мяч, бросит его тому участнику, кого он выберет и скажет комплимент. Тот, кому предназначен мяч, бросит его следующему, и так до тех пор, пока мяч побывает у каждого.

Вывод.

Как себя чувствуете?

Вам хорошо на душе?

Разминка: “Нарисуй свое настроение”.

А теперь давайте с вами нарисуем свое настроение, подумайте о себе и попытайтесь понять какое у вас сейчас настроение, а затем нарисовать свое настроение на листе бумаги.

Обсуждение рисунка.

А теперь мы узнаем у кого сегодня, какое настроение?

Что вы чувствуете, глядя на это рисунок?

Работа по теме занятия.

“Учебные предметы” — перечисление и обсуждение предметов, которые есть в программе пятого класса.

Учащиеся делятся на 2 группы

Упражнение “Как зовут наших учителей?”

С помощью этого упражнения предлагается вспомнить имена и отчества учителей по разным предметам.

Классный руководитель называет предмет и имя учителя, а ребята на скорость называют отчество.

Классный руководитель называет предмет, а ребята называют имя и отчество.

Классный руководитель называет фамилию, а ребята — предмет и так далее.

Упражнение “Какие они, наши учителя?”

Детям раздаются лепестки с текстами интервью их учителей. Эти работы не подписаны. Ребята передают лепестки друг другу (у каждого в руках должен быть лепесток). Читают то, что на нем написано, и если ответы им близки, если им кажется, что человек, сказавший такие слова, похож на них, то должны расписаться на его листочке в специально оставленном для этого месте.

Дети читают ответы учителей и по желанию расписываются. Затем передают лепестки по кругу.

Дальше из лепестков собирается цветок.

В конце делается вывод о том, какие учителя работают в нашей школе.

Упражнение “Идеальный ученик”

Участники делятся на команды. Каждая команда должна представить “каким на ваш взгляд представлении должен быть идеальный ученик”, и написать варианты на листочках.

Например: он (она) никогда не делает ошибок, выполняет все задания на отлично.

Каждая команда подходит к ватману, где они прикрепляют свои кружки.

Дискуссия на тему:

Как я отношусь к роли идеального ученика?

Какие есть преимущества в позиции идеального ученика?

Можно ли соответствовать всем перечисленным требованиям к ученику?

Каков будет результат, если ученик, наоборот, несерьезно относиться к требованию школы и учителей?

Для чего я учусь?

Вывод. “Идеальных учеников не существует. Ошибаются все, и каждый человек имеет право на ошибку. Но можно стремиться и стать настоящим учеником, улучшать свои качества, оставаясь при этом самим собой”.

Упражнение “Кляксы”

Эта игра выполняется в парах. Один из учеников берет немного краски того цвета, какого цвета, какого ему хочется и капает на лист бумаги. Его партнер дорисовывает кляксу, до какого-либо образа. Затем участники меняются местами.

Рефлексия.

  • Что вам понравилось на занятии?
  • Что удивило?
  • Какие чувства испытывали?
  • Какие вопросы на ваш взгляд остались неразрешенными?

Приложение 5

Консультация для учащихся «Правила самоорганизации внимания».

Цель: познакомить пятиклассников с эффективными способами самоорганизации внимания.

Правила самоорганизации внимания:

Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничего не отвлекало

вас.

Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место.

Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ — предварительный просмотр материала задания, составление плана предстоящей работы.

Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знании предыдущих разделов программы). Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел, перелистайте конспект. Если этот материал по какой-то причине вообще вами не изучался (болели, заснули на уроке…), начните с ликвидации существующих пробелов.

Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того как вам удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.

Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что чересчур замедленный темп способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты, и потом труднее заставить себя включиться в работу.

Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

Контролируйте, подавляйте непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты, вызванные действием как внешний раздражителей (хлопанье дверей, звуки автомобильного клаксона, голоса и т.п.), так и внутренних стимулов (мысленные ассоциации). Осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания, старайтесь вновь направить его по нужному руслу.

Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Продолжать читать без таких возвращения значило бы тратить время впустую, заниматься самообманом. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей усталости внимания.

Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре.

Обсуждение: Что было вам знакомо, и вы уже использовали в своей практической деятельности, а что только собираетесь применить?

Приложение 6

Групповые тренинги для родителей на преобразование взаимоотношений между родителем и ребёнком-пятиклассником

Занятие 1. «Будем их любить»!

Цель: формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителем и ребёнком-пятиклассником.

Задачи: создать доверительную атмосферу, способствующую знакомству, сплочению и хорошему настроению участников встречи; отработать навыки рефлексии, гармонизация детско-родительских отношений.

Материалы: чистые листы бумаги, ручки, мягкая игрушка, анкета «Стили и методы воспитания ребёнка в семье», кластеры одуванчиков и цветков, бейджики

Уважаемые мамы и папы!

Пусть сегодняшняя встреча наполнит вас созидательной энергией, новыми идеями и способствует хорошему самочувствию при воспитании детей-пятиклассников. Приглашаю вас на занятие с элементами тренинга «Будем их любить»!

Разминка.

Упражнение «Крест, кулак, ладонь» (Е.Г.Трошихина,2007)

Цели: сломать лёд отчуждённости и способствовать знакомству и сближению родителей-пятиклассников; сформировать гибкое мышление и спонтанность; поощрить поиски путей к сотрудничеству (время — 3-5 мин)

Все участники приглашаются в круг. По сигналу нужно выполнить одно из трёх движений:

  • выбросить вперед руку, сжатую в кулак;
  • выбросить вперед руку с открытой кверху ладонью;
  • скрестить руки на груди.

Большинство кулаков свидетельствует о напряжённости, агрессивности.

Большинство скрещенных на груди рук демонстрируют личную закрытость.

Большинство открытых ладоней — признак готовности к диалогу и к работе.

Спасибо, вы улыбнулись, а это значит, что мы можем начинать работу.

Чтобы наша встреча была эффективной, необходимо соблюдать правила тренинга.

Я-сообщение

Один говорит — все молчат

Нет оценочных суждений.

Если вы готовы назначенное время прожить, соблюдая эти правила, я приглашаю вас занять удобные кресла и оформить визитную карточку (время-3-5 мин.)

Знакомство.

Цель: включение в работу; поднятие эмоционального тонуса, создание группового доверия и принятия.

Назовите свои имена + прилагательное, указывающее самое значимое ваше качество (по кругу родители называют свои имена и качества)

А сейчас вспомните и назовите свои детские клички (по кругу каждый называет )

Скажите, что приятнее слышать: своё имя или кличку?

Какие ощущения оставило упражнение?

ВЫВОД: каждому человеку всегда приятны звуки своего имени — называйте всегда детей по имени, не изменяя его.

Основная часть «Погружение в детство» (15-20 мин.)

Вспоминая о детстве, расскажите, как вас наказывали ваши родители и за что.

Должна предупредить о том, что краткость — сестра таланта — каждое воспоминание не более 2-х минут. ( звучит тихая мелодия, из рук в руки передаётся детская мягкая игрушка)

Обсуждение:

Какие же личностные качества вы цените в своих родителях?

Как вы думаете, для ваших детей эти качества важны?

А какие вы?

Упражнение «Какой я родитель» (10 мин)

Сверните лист бумаги втрое. В первом столбике запишите свои лучшие качества как родителя; во втором — как вас характеризуют ваши родители; в третьем — какими вас видят ваши дети

Сравните свои записи. Обобщите и задумайтесь над выводами.

ВЫВОДЫ: семейные стереотипы, как положительные, так и не очень, живы.

Упражнение «Ранжирование» (время 5-7 мин)

Цель: выявить ценностные приоритеты, активизировать внимание на своей личностной ценности.

Вам необходимо проранжировать следующие понятия: деньги, семья, карьера, я, работа, любовь, друзья, отдых, родители, учёба: то есть поставить цифру «1» напротив самого важного для вас понятия, «2»- напротив менее важного в вашей жизни, «3»- ещё менее важном и т.д.

Проводиться обсуждение приоритетных выборов. При обсуждении подчёркивается самоценность человека, его «Я». Как показывает опыт, «Я» находиться на одном из последних мест (на 4-5), что может свидетельствовать о неадекватном отношении к себе.

Вывод: Вы все убедились, что отношение к себе необходимо менять обязательно.

Притча — метафора. ( 3-5 мин.) (Автор И.Вачков)

Один человек очень гордился своей прекрасной зеленой лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы зацвели одуванчики. Человек не сеял эти одуванчики и поэтому воспринял их как бурьян. Он тут же вырвал их, но спустя время одуванчики снова появились. Они прятались под обычной травой. Как только человек ни пытался избавиться от них, однако одуванчики продолжали появляться на лужайке и бурно расти.

Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Подробно перечислил все использованные им методы борьбы с сорняком. А письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»

Уважаемые родители, ассоциируя метафорические образы притчи с темой нашей встречи, что вы посоветовали бы этому человеку? (актуализация интереса — вовлечение родителей в диалог)

Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

Думаю, вы согласитесь с таким ответом, который стал темой нашей встречи. Только я хочу уточнить, не постарайтесь их полюбить, а просто любите своих детей — это главное условие успешной адаптации пятиклассников.

Истинная родительская любовь, как утверждают психологи, проявляется только в общении с детьми. По Библии они выделяют четыре аспекта любви:

Умение слушать ребенка. Родители, которые проявляют интерес к разговорам ребенка, поистине мудрые родители, потому что они дают ребенку возможность выразить все многообразие его чувств и переживаний.

Манера говорить с ребенком. Если Вы не научились говорить мягко, с любовью и уважением, то дети будут избегать общения с Вами.

Знание, как наказывать ребенка. Мудрые родители, наказав ребенка за проступок, не уходят, хлопнув дверью, не отвергают ребенка, а остаются рядом, уверяя его в своей родительской любви, выражают уверенность, что этого больше не повторится.

Помощь в развитии ребенка. Помните, что ребенок живет в постоянномнапряжении и неуверенности, Ваше поведение должно говорить ему: «Я люблю тебя таким, каков ты есть. Я рядом с тобой всегда».

Самодиагностика Анкета «Стили и методы воспитания ребёнка в семье».

Таким образом, необходимо выработать стратегию единой родительской поддержки пятиклассников:

Усилить развитие навыков чтения пятиклассников.

Повышать уровень общей осведомлённости и культуры.

Устранить критические факторы школьной тревожности: при проверке знаний, взаимоотношениях с учителями, самовыражении.

Смещение негативного отношения к нелюбимым предметам в сторону их принятия и развитие интереса к изучаемым дисциплинам.

А чтобы всё осуществить, необходимо снова вспомнить притчу об одуванчиках. Будем их любить!

И всё получится. Удачи!

Рефлексия: впечатления о практикуме, пожелания и предложения.

Прощаясь, оставьте отзыв: если время, проведённое на тренинге, потрачено зря — прикрепите к стенду кластер одуванчика, если с пользой — цветок. Спасибо!

Д/З: Обнять всех, кто живёт с вами в доме, и проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами.

Приложение 7

Родительское собрание

«Трудности адаптации пятиклассника к основной школе»

Задачи:

Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе.

Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Основные вопросы для обсуждения:

Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

Родительский практикум по проблеме.

Ход собрания.

Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

В настоящее время переход в среднее звено совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития, что создает благоприятные условия для адаптации школьника к обучению в средних классах.

Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Кроме того, определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогами.

С другой стороны, переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкие изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снижаться работоспособность, повышаться неорганизованность. Они могут стать забывчивыми, иногда нарушается сон, аппетит… Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80 % школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

Игра «Корзина чувств».

Уважаемые мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство.

Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такоезадание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации уч-ся к школе».

Обратить внимание родителей на следующие моменты:

  • изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
  • быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
  • изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью. Рекомендации для родителей.

Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.

Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

Обязательное введение в рацион детей витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.

Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности,

создание в доме спортивного уголка.

Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации ребенка к школьному обучению и условии их успешного преодоления».

В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления:

  • Снижение интереса к учебе.
  • Снижение успеваемости.
  • Напряженные отношения между детьми.
  • Повышенная тревожность.
  • Непредсказуемые реакции.
  • Отстранение от взрослых.

Давайте разберемся, какие факторы делают процесс адаптации пятиклассников таким непростым.

Смена учителя.

Много учителей.

Новые предметы.

Новые требования.

Отсутствие постоянного кабинета.

Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Знайте школьную программу ребенка и особенности школы, где он учится.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Рекомендации для родителей.

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.

Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.

Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и жестокость. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

Не дерись без причины.

Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

Из-за отметок не плачь, будь гордым.

С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.

Анкетирование родителей.

Уважаемые родители! Ваш ребенок учится в 5 классе уже месяц. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе.

Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

По каким предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

С чем это, по вашему мнению, связано?

Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

Что бы вы хотели посоветовать учителю — предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф