Заявка на расчет
Меню Услуги

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


1.3. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

О.Г. Заводчикова рассматривает адаптацию в педагогическом процессе как плавный переход обучающихся из одного состояния в другое, из одной области деятельности в другую. Таким образом, родители, психолог и воспитатели обязаны способствовать плавному переходу ребенка из семьи в режим дошкольной организации [15].

Исследователь Н. Вахина указывает на тот факт, что при адаптации существует необходимость оказания поддержки детям в возрасте 2-3-х лет, так как у них она протекает сложнее и дольше. Дошкольная образовательная организация является новой социальной ступенькой в жизнедеятельности ребенка раннего возраста. Для детей это первичный серьезный опыт коллективного взаимодействия. Поэтому большинство малышей имеют проблемы принятия новой обстановки и незнакомых людей. Ребенок может расплакаться, впервые попав в детский сад. Исследователи обращают внимание на то, что от прохождения адаптации зависит дальнейшее физическое и психическое здоровье ребенка. Стремительное знакомство с новыми людьми, с новым помещением, с множеством новых игрушек и новыми правилами поведения являются сильнейшим эмоциональным стрессом для всех детей [6].

При этом у Д.Б. Эльконина выделены три степени трудностей прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • легкая адаптация – поведенческие реакции стабилизируются уже на протяжении 10-14 дней; ребенок, согласно нормативным требованиям, прибавляет в весе, у него адекватное поведение в коллективе, и он не болеет в период первого месяца нахождения в дошкольном учреждении;
  • адаптация средней тяжести – приспособление к изменениям происходит в течение одного месяца, ребенок на небольшой промежуток времени теряет в весе; ребенок может единожды заболеть длительностью около недели, присутствуют признаки эмоционального стресса;
  • тяжелая адаптация может длиться от 2 месяцев до полугода; ребенок часто болеет, утрачивает уже приобретенные навыки; может наблюдаться психическое или физическое истощение организма [42].

Согласно положениям О.А. Терехиной, адаптация обусловлена разными факторами:

  • внутриутробное развитие (токсикоз, стрессы, употребление токсических веществ);
  • ход рождения (возможные асфиксия, родовые травмы);
  • особенности развития в первые годы жизни (недоношенность плода, наличие хронических болезней, задержка психического развития ребенка, дефекты речи, дефекты зрения и слуха, заболевания нервной системы, энурез, заикание, тик, страхи, развод родителей);
  • условия семейного воспитания (отклонения в поведении родителей, повышенная критика и отвержение ребенка, безразличное отношение родителей, необоснованные родительские требования; чрезмерная опека ребенка; противоречивость требований в воспитании, отсутствие единства в оценках, требованиях, суждениях; преобладание женского контроля в воспитании мальчиков) [38].

Каждый педагог организации дошкольного образования располагает информацией о том, что начало собственно посещения детского сада выступает самым трудным периодом для малышей, в связи с тем, что это период адаптации к незнакомым, новым условиям. Адаптация детей – это сложный процесс. На современном этапе немаловажную поддержку в решении данной проблемы оказывают практические и научные разработки психологов и педагогов, предоставляющие информацию о ведущей роли взрослого в процессе формирования ребенка, об уровнях общения с взрослым, специфике его психического воспитания. Сложность адаптации личности ребенка к неизвестным условиям и новой деятельности и те траты, которые испытывает организм малыша за достижения, обусловливают надобность учета комплекса факторов, способствующих оптимальному приспособлению ребенка к детскому саду, а также, напротив, притормаживающих процесс или мешающих эффективно адаптироваться.

На основании инструктивно-методического письма Департамента образования города Москвы «Об организации адаптационного периода при поступлении детей раннего возраста в дошкольное образовательное учреждение» от 23.05.2005 №2-34-20 администрация детского сада организует группы кратковременного пребывания, в которые детей набирают постепенно [10]. Сначала группу начинают посещать несколько детей, через некоторое время еще три-четыре человека и т.д. В результате и дети и воспитатели имеют возможность привыкнуть друг к другу.

В адаптации С.В. Королев выделяет 3 стадии [20].

Первая стадия является стадией начальной адаптации (8 недель), суть которой в том, что ведущим механизмом становится рефлекторно-регулятивный механизм, так как изменение среды воспитания из семейной в дошкольную среду влияет на функциональную структуру детского организма, что приводит к неустойчивому эмоциональному состоянию (плач, агрессию, страх), и может сорвать процесс адаптации. Так, И.И. Левашова, С.В. Теряева рассматривают типичные формы защитного поведения детей [35]:

  1. Наличие двигательного возбуждения и напряжения, волнение и суетливость либо, напротив, равнодушие, апатия. Зачастую ребенок становится чрезмерно подвижным, порой неуправляемым, на замечания реагирует слезами. Ведет себя подобным образом, как в детском саду, так и дома, что вызывает недоумение родителей: «Был таким спокойным, а отдали в детский сад – не узнать ребенка». Апатия проявляется в том, что ребенок не плачет, внешне не выражает негативные проявления, не контактирует с воспитателем, не пользуется игрушками, ведет себя пассивно, подавлено. У детей появляется желание изолироваться от травмирующих их ситуаций, путем создания в своем воображении внутренней, более комфортной среды или, наоборот, проявляя агрессивность к окружающим. У ребенка могут появиться вредные привычки такие, как обгрызание ногтей или сосание пальца.
  2. Агрессия. Детская агрессивность может быть направлена на других детей, родных, предметы, иногда и на воспитателей. Иногда можно увидеть, как внешне спокойный детсадовский ребенок, который пребывает в стабильном эмоциональном состоянии, вдруг, начинает бить по лицу руками маму, пришедшую за ним, как бы наказывая ее за то, что она его здесь оставила. Дети также становятся объектами агрессии. Среди детей раннего возраста распространена оральная агрессия. Дети стремятся толкнуть, ущипнуть, разрушить постройку, выхватить игрушку. Наиболее безопасной считают агрессию, направленную на предметы – игрушки, книги, мебель.
  3. Психическая ни регрессия в виде возврата к более примитивным формам, которые присущи предыдущим этапам развития. Более всего это касается функций речи и сформированности культурных и гигиенических навыков. Ребенок перестает говорить [17].

У регресса культурно-гигиенических навыков в отношении приема пищи и пользования туалетом есть несколько форм.

Так, дети полностью отказываются от приемов пищи и посещения туалета. Причин может быть несколько: сильный стресс способствует утрате аппетита, не нравится пища, не может ее принимать при посторонних людях, возражает против помещения его в детский сад.

Кроме того, ребенок может частично отказаться от еды и культурно-гигиенических навыков. Он принимает пищу только, если создать специальные условия: совместно с воспитателем за отдельным столом и после того, как закончили другие дети. Также ребенок принимает предложение взрослого с целью посещения туалетной комнаты, при этом горшком не пользуется (посидел и встал), но потом помочится в штаны. Это можно расценить, как желание привлечь к себе внимание, удовлетворить потребность в тактильных контактах. Причиной может быть очень распространенное желание детей: снять с себя всю одежду и обувь, и ждать того момента, когда его посадят на колени, обнимут и помогут одеться.

  1. Активизация аффективного (эмоционального) воображения. В своем воображении ребенок фантазирует ассоциации удовлетворения нереализованных потребностей. Особое значение приобретают предметы, принесенные из дома. Это могут быть незначительные предметы – носовые платки, камни, деревянные палочки, небольшие игрушки.
    Следующая форма воображения – это сновидения ребенка. Часто отмечается тревожный сон – двигательная активность во время сна, крики, испуг.
  2. Стереотипные формы поведения или стереотипии, которые бывают вербальными и невербальными. К примеру, ребенок раскачивается из стороны в сторону, повторяет однотипные фразы такие, как «Мама придет, меня заберет». Также, может сосать палец [2].

Действия всех участников процесса воспитания направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, на формирование благоприятного эмоционального климата в ДОУ, на организацию успешного взаимодействия воспитателей, администрации, социального педагога, психологов и родителей в аспектах адаптации и развития разновозрастных детей.

Завершению этой стадии в случае ее успешного протекания присущи психологической механизм (идентификация) и педагогический механизм (межличностный).

На второй стадии происходит частичная адаптация (8-18 недель), для которой характерно наличие механизма подражания. На данной стадии ребенком активно осваивается пространство группы, его интересуют сверстники, он знакомится с предметами при ведущей роли взрослого. К основным задачам стадии адаптации относятся создание особой развивающей среды, которая соответствует предметной деятельности детей, организация взаимодействия воспитателя детей.

Третья стадия – это полная адаптация (18-36 недель). К ключевым механизмами адаптации стадии относятся традиционный и стилизованный механизмы. Им присуще усвоение норм поведения ребенком раннего возраста, принятые в семье и ближнем окружении. Происходит формирование психологических черт, присущих данному периоду развития, происходит рост познавательной деятельности и речевой активности ребенка [11].

В период адаптации меняются потребности в общении, в зависимости от следующих этапов (по Н.Д. Ватутиной):

а) на I этапе распространено желание общаться только с близким кругом взрослых лиц, в основе которого лежит потребность в получении ласки, заботы, внимания или сведений об окружающем мире;

б) на II этапе выделяется потребность общения со всеми взрослыми, как желание конструктивно взаимодействовать и получать интересные факты об окружающем мире;

в) на III этапе появляется потребность в общении со взрослыми для познания новых тем и потребность самостоятельно действовать [5].

Таким образом, в период детства трудности адаптации к новейшим социальным условиям неизбежны. Поэтому окружающим взрослым нужно тренировать адаптационные способности малыша, предоставлять ему возможность активно принимать участие в разных социальных ситуациях, накапливать свой собственный социальный опыт, помогающий в дальнейшем ребёнку осваивать новую социальную среду.

Вопросы адаптации детей к новым условиям являются довольно сложной задачей, которую решают отечественные и зарубежные ученые на протяжении многих десятков лет (Н.М. Аскарина, Н.Д. Ватутина, В.С. Манова-Томова, Е.И. Морозова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмери др.) [25]. Этой проблемой занимаются и специалисты-практики, по-стоянно выступающие на страницах научных журналов с передовым опытом своей деятельности.

Особенности протекания адаптации зависят от состояния здоровья ребенка, от его возраста и уровня развития. Данные показатели взаимосвязаны и взаимообусловлены физическим и психическим здоровьем ребенка. Крепкие, здоровые малыши лучше справляются со сложностями адаптации, чем их более слабые и часто болеющие сверстники.

По мнению Е.И. Морозовой проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка. [1]. У возбудимых, расторможенных детей первый этап адаптации является негативистическим. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации.

Второй этап получил название псевдоадаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер.

Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие основные критерии:

  • положительный эмоциональный фон;
  • продуктивность действий в новых условиях;
  • гибкость реакций на изменение привычной ситуации;
  • инициативность в контактах со взрослым, сверстником;
  • организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;
  • наличие самостоятельной деятельности по интересам.

Залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Первыми контакты с ребёнком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога — заслужить доверие ребёнка. Педагогу следует прежде всего любить малышей, детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, весёлое настроение и умение создать его у других, способность увлечённо играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения [19].

Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка.

В процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе и показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. – на втором этапе.

Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.

Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся постоянно поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики.

Без тесного сотрудничества с родителями организовать хорошую адаптацию ребенка к детскому саду невозможно. Дело в том, что, в ряде случаев сложности адаптации связаны именно с особенностями семейного окружения ребенка. Например, если в семье один ребенок, то взрослые нередко чрезмерно опекают его. Дома такой ребенок получает все, что пожелает, а в детском саду он сталкивается совсем с другими правилами – от малышей требуют самостоятельности, призывают считаться с другими детьми [19].

Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи — чему-то научат детей [9].

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [27].

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Не стоит рассматривать адаптацию как односторонний процесс, то есть привыкание малыша к детскому саду. Целесообразнее учитывать 3 стороны: родители, воспитатели и дети, так как адаптируется каждая из этих сторон.

Главные задачи — это:

— использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом;
— познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада;
— оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
— выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье [36].

Успешность реализации модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение также подразумевает последовательность ее этапов:

  1. Прогноз адаптации.
  2. Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями групп раннего возраста в виде лекций-консультаций.
  3. Дети вместе с родителями посещают семейную адаптационную группу кратковременного пребывания.
  4. Малыши переходят в группу с обычным режимом в соответствии с разработанным нами алгоритмом постепенного вхождения в детский сад.
  5. Проведение занятий по адаптации с детским коллективом [7].

В программу адаптации можно рекомендовать включить предварительно разработанный календарный план совместного нахождения родителей и ребенка в дошкольном учреждении (период охватывает 5 дней); схематический план комбинированного нахождения (часть времени дети в ДОО находятся без родителей, на 5 дней); перспективный план, в котором представлены все разделы периода адаптации.

Становлению хорошего климата в группе, накоплению положительного опыта взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, повышению эмоционального благополучия, формированию основ игровой деятельности, повышению активности детей способствуют развивающие игры, при организации которых необходимы:

  • добровольное согласие на участие в игре (необходимо способствовать тому, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);
  • непосредственное участие в играх взрослых людей, которые своими действиями, эмоциональным настроем вовлекают детей в игровую деятельность, делая ее важной и необходимой для них;
  • использование паркетной куклы Петруши в момент необходимости привлечения внимания детей, поднятия настроения.

Главными методами в работе психолога выступают профилактика, диагностика и коррекция. Профилактическая работа включает:

  1. Взаимодействие с родителями еще до прихода детей в детский сад, т.е. информирование семьи об особенностях психического развития детей на этих этапах и психологом даются практические рекомендации по психофизиологической подготовке детей к детскому саду. Например, приблизительное повторение режима садика дома, закаливание мотивирования ребенка с опорой на его ценности в посещении детского сада, ни в коем разе не пугать и не угрожать ребенку оставлением его в саду, развитие самостоятельности у ребенка и коммуникативных навыков. Со стороны родителей является значимым сохранять внутреннее спокойствие.
  2. Взаимодействие с педагогами с целью ознакомления с особенностями психического развития детей на данном этапе жизни, с закономерностями функционирования психофизиологических процессов у детей и с современными подходами успешной адаптации.
  3. Диагностическая работа предполагает оценку успешности адаптации ребенка к условиям дошкольной организации посредством наблюдения и в результате прямого общения с ребенком, сбор информации о семье, о развитии малыша и отношениях родителей и ребенка к детскому саду [54].

Задачи коррекционной работы психолога с детьми по результатам социальной дезадаптации заключаются в следующем содержании:

  • в развитии и формировании навыков общения со сверстниками и взрослыми; гармонизация эмоционального состояния ребенка;
  • коррекция его личностных черт и поведенческих паттернов;
  • оптимизация семейных и детско-родительских отношений.

Необходимым условием в работе психолога является установление искренних и доброжелательных взаимоотношений со всеми участниками адаптационного процесса.

Насыщение игровой и природной среды в группе происходит постепенно, что связано с избеганием хаоса в восприятии окружающего мира и пробуждением интереса ребенка и родителей, а также вызывает у ребенка удивление, радость ожидания встречи со взрослыми и сверстниками в условиях детского учреждения. Кроме того, родители получают опыт формирования развивающей среды для своего малыша в домашних условиях, что зачастую носит стихийный характер.

Таким образом, в рамках адаптационного процесса детей раннего возраста дошкольное образовательное учреждение обеспечивает возможность формирования позиции активного сотрудничества родителей между собой и с сотрудниками образовательного учреждения, формирование ответственной позиции родителя как воспитателя своего ребенка, доверия у родителей к детскому саду.

Выводы по главе

1. Под адаптацией следует понимать процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, который приводит либо к позитивным, либо к негативным результатам.

2. Адаптационный процесс детей к условиям ДОУ включает в себя 3 степени адаптации: легкую — все показатели нормализуются как правило к 3-4 неделям, среднюю — к 5-6 неделям и тяжелую — от 2-6 месяцев и более.

В период адаптации меняются потребности в общении, в зависимости от этапов. На I этапе распространено желание общаться только с близким кругом взрослых лиц, в основе которого лежит потребность в получении ласки, заботы, внимания или сведений об окружающем мире. На II этапе выделяется потребность общения со всеми взрослыми, как желание конструктивно взаимодействовать и получать интересные факты об окружающем мире. На III этапе появляется потребность в общении со взрослыми для познания новых тем и потребность самостоятельно действовать.

2. Об успешном завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии: положительный эмоциональный фон, продуктивность действий в новых условиях, гибкость реакций на изменение привычной ситуации, инициативность в контактах со взрослым, сверстником, организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов, наличие самостоятельной деятельности по интересам.

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

2.1. Организация и методы исследования

Исследование проходили на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №143 — Центр развития ребёнка — детский сад «Тулячок».

Организационную базу исследования составили 26 детей в возрасте 1,5-2,5 лет, гендерный состав 12 мальчиков и 14 девочек, 46 % (12 детей) имели I группу здоровья, 31 % (8 детей) имели II группу здоровья и 23 % (6 детей) имели III группу здоровья.

Методики исследования:

1. Методика «Шкала для определения эмоционального профиля ребенка при адаптации в условиях детского сада» (авторы Ю.А. Макаренко, М.И. Студеникин, А.И. Баркан).

Цель: выявить факторы, затрудняющие адаптацию, сильные и слабые стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

2. Методика оценки овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям (Н.В. Верещагина). В методику входят пять областей, которые соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказу Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Целью диагностики является выявление актуального уровня психического развития детей, которые поступают в ДОУ. Существует предположение, что индивидуальные особенности психического развития ребенка могут стать тем фактором, который будет препятствовать благоприятному течению адаптационного периода.

3. С целью определения характера течения адаптации и выделения возможных явлений дезадаптации необходимо проведение следующих методик:

  • методика изучения адаптационных возможностей (Е. И. Морозова). В основу методики положены выделенные ею критерии, которые характеризуют поведение детей в ситуации адаптации к ДОУ: активность, эмоциональный фон, направленность поведения ребенка.
  • методика для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В.Н. Меркуловой и Л.Г. Самоходкиной. В процессе наблюдения за адаптацией вносятся данные в специальную таблицу, на основе которых взрослый сможет сделать выводы о результатах адаптации каждого ребенка.

Успешность адаптации отражается в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Цель: охарактеризовать процесс адаптации.

2.2. Анализ полученных результатов

В результате беседы с воспитателем, психологом и медицинским работником было выявлено, что все воспитанники из благополучных семей и не имеют физических или психических нарушений.
Для изучения особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации были применены следующие методики: методика «Шкала для определения эмоционального профиля ребенка при адаптации в условиях детского сада» (авторы А.И. Баркан, Ю.А. Макаренко, М.И. Студеникин), методика оценки овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям (Н. В. Верещагина), методика «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям» (Е.И. Морозова), метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОО В.Н. Меркуловой и Л.Г. Самоходкиной.

В ходе непосредственного наблюдения за адаптируемыми детьми в утренние часы в течение недели, было установлено, что процесс адаптации детей протекает болезненно и имеет разную степень выраженности.

Особенностью организации исследования по методике «Шкала для определения эмоционального профиля ребенка при адаптации в условиях детского сада» (авторы А.И. Баркан, Ю.А. Макаренко, М. И. Студеникин) стало применение ее в рамках осуществляемого процесса адаптации к детскому саду детей.

Сводные данные степени готовности у каждого ребенка и групповые показатели определенны путем вычисления среднего балла по указанным параметрам и представлены в Таблице 1 и на Рисунке 1.

Таблица 1.

Рисунок. 1. Сводные показатели степени готовности группы (Ю.А. Макаренко, М.И. Студеникин, А.И. Баркан)

Согласно проведенному опросу родителей по поводу определения готовности ребенка к детскому саду, выявлена готовность у восьми ребят (30%), это означает, что дети легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, у них наблюдается хороший аппетит и спокойный сон; условная готовность имеется у 9 детей (35%) это означает, наличие плохого аппетита, неспокойного сна; отсутствует готовность у 9 детей (35%) это означает, что ребята сложно контактируют со сверстниками и взрослыми, у них плохой сон и аппетит.

Анализ опроса родителей детей раннего возраста показал, что у 7 детей – 27 % выражен объектный аспект взаимодействия со сверстником: дети предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, то есть у детей выражена потребность в общении со сверстниками, характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником.
Таким образом мы видим три группы детей, которые характеризуются разным уровнем готовности посещения ДОО.

В таблице 2 представлены результаты средних значений компонентов эмоционального профиля ребенка согласно степени готовности к ДОО.

Таблица 2.

Рисунок 2.

Результаты средних значений компонентов эмоционального профиля ребенка в процессе адаптации согласно степени готовности к ДОО

Как видно из рисунка 2 для детей, которые готовы к посещению ДОО характерен высокий уровень психофизиологической готовности, так как у ребенка сформированы нужные социально-психологические навыки, отсутствует стереотипность поведения, дети активны, с хорошим настроением, регулируют свое поведение.

Для детей, которые условно готовы к посещению ДОО характерен средний уровень развития психофизиологических качеств, то есть наблюдаются периодические нарушения сна, аппетита. На низком уровне выражены нужные социально-психологические качества. Дети могут проявлять некоторую стереотипность поведения и не всегда контролируют свое поведение.
Для детей, которые не готовы к посещению ДОО характерен крайне низкий уровень психофизиологического развития, дети не социализированы, проявляют стереотипность общения и взаимодействия, не могут контролировать свое поведение.

Результаты по методике оценки овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям (Н. В. Верещагина) представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Рисунок 3.

Распределение уровней сформированности навыков и умений по образовательным областям по методике Н.В. Верещагиной

Как показал анализ, что приблизительно 45% детей раннего возраста имеют низкий уровень практически по всем пяти показателям. Некоторые ребята набирали высокие баллы по отдельным критериям, но на общий уровень результаты не влияли. Основные затруднения малышей с низким уровнем связаны с несформированностью речи и как результат нарушение взаимодействия с другими детьми и родителями. Отсутствие познавательного интереса и стремления к самостоятельности тормозит развитие социально-бытовых навыков и развитие мелкой моторики, посредством различных видов деятельности. Высокий уровень развития по методике набрали только приблизительно 25% детей из группы.

Проанализируем результаты средних значений в группе детей.

Таблица 4.

Представим полученный результат на рисунке 4.

Рисунок 4.

Средние значения дошкольников по навыкам владения умений по образовательным областям
Как видно из рисунка 4 лучше всего у исследуемой группы детей сформированы навыки и умения по физическому развитию (2,7), далее следует художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие (2,5). Наибольшие трудности дети испытывают в познавательном и речевом развитии (2,1 и 2,3 соответственно).

Согласно, методике изучения адаптационных возможностей (Е.И. Морозова), можно утверждать, что в группе по эмоциональным и поведенческим реакциям ребенка на педагогические ситуации в ходе процесса адаптации можно выделить две подгруппы. Распределение по результатам представлено в таблице 5.

Таблица 5.

Рисунок 5.

Распределение по подгруппам согласно эмоциональных и поведенческим реакциям на ситуации в ДОО (адаптационные возможности)

По результатам исследования получены следующие данные:

Подгруппа 1 (46%). У детей наблюдается отрицательная реакция на нового взрослого и на попытку вывести их из группового помещения. Некоторые дети проявляют активную протестную реакцию, другие, наоборот, пассивные, такие как робость и подчиняемость. В новом помещении детей не интересует обстановка, отсутствует активная ориентировочная реакция; самостоятельно не играют, на предложение взрослого поиграть идет негативная реакция. Некоторые дети подходят к взрослому, но на более близкий контакт не идут. Когда их берут на руки, то они сначала проявляют настороженность, но постепенно успокаиваются и даже прижимаются к взрослому. После такого контакта соглашаются поиграть с игрушками, или принимают регламентированное задание. Отмечены невротические признаки, а именно: навязчивые действия, движения и прочие действия. Таким образом, у детей идет процесс дезадаптации.

Подгруппа 2 (54%). В данной подгруппе дети активно играют в общем помещении. Все проявляют доброжелательность к новому взрослому. Малыши не боятся переходить в новое помещение. У них проявляются активные ориентировочные реакции на новую обстановку. Некоторые из детей сразу начинают играть, другие ждут разрешения, и тут же приступают к игре. Все организовывают самостоятельную игру и хорошо принимают регламентированное задание. Эмоциональные контакты со взрослыми устанавливается в игровом и речевом общении, даже без тактильного контакта. Можно утверждать, что группа детей чувствует себя комфортно.

Проанализируем средние значения эмоционального фона, активности, направленности действий в каждой из групп.

Таблица 6.

Рисунок 6. Средние значения компонентов адаптационных возможностей

Как видно из рисунка 6 дети, которые отличаются высоким уровнем адаптационных возможностей характеризуются положительным эмоциональным фоном, активностью и регуляцией, направленность поведения, в отличие от детей, которые показывают низкий уровень адаптационных возможностей.

Сравнивая данные, полученные по двум методикам, следует отметить, что дезадаптация наблюдается у детей, которые не готовы к детскому саду.

Данные, поученные по результатам применения метода, определяющего степень социальной адаптации ребенка в ДОО, В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной, занесены в Таблицу 7 и представлены на Рисунке 7.

Таблица 7.

Рисунок 7. Сводные показатели степени социальной адаптации детей

Таблица 8.

Рисунок 8. Средние значения компонентов социальной адаптации в зависимости от степени адаптации

Согласно данным методики, в группу детей с высоким уровнем дезадаптации вошли четверо детей. Не обнаружено признаков дезадаптации у семерых детей. У остальных детей наблюдались незначительные разнообразные отклонения от нормы адаптационного периода.

Таким образом было выделено три группы детей:

1. Без нарушений адаптационного периода.

Эти дети, с первых дней посещения детского сада были общительными, с интересом играли новыми игрушками. По родителям скучали, но без причины не плакали. Кроме названных особенностей, во время наблюдения эти дети спокойно прощались с родителями во время утреннего приема, а в случае тревоги быстро успокаивались при уверении их, что родители за ними обязательно придут вечером. Предпочитали групповые игры, в игре были инициативны. В индивидуальной деятельности (рисование, рассматривание иллюстраций в книгах, игре), вели себя спокойно, эмоциональный фон соответствовал ситуации. Нарушений аппетита зафиксировано не было. Акты испражнения или контролировались, или ребенок сразу сообщал взрослым о своем дискомфорте. Сон спокойный, хотя некоторые дети с неохотой ложились спать. Нарушений психического состояния в виде вредных привычек и навязчивых действий не наблюдалось.

2. С незначительными нарушениями адаптации.

У данных детей наблюдались незначительные разнообразные отклонения от нормы адаптационного периода. Эти дети переживали расставание с родителями во время привода их в детский сад, но достаточно быстро успокаивались при отвлечении их игрушками или каким-либо интересным занятием. В общении с другими детьми были достаточно контактны, но мало проявляли инициативы. Редко выступали в роли лидера в игре. Кроме того, эти дети с трудом соглашались засыпать после обеда, ссылаясь на то, что будут ждать родителей. Во время сна вели себя беспокойно – иногда переворачивались, просыпаясь. Могли заплакать. Аппетит, как и у детей, зависел от настроения. Акты испражнения контролировались ребенком, а в случае потери контроля, дети сообщали об этом няне или воспитателю. Вредных привычек и навязчивых действий зафиксировано не было.

3. С нарушениями адаптации или дезадаптированные.

Эти дети в период наблюдения отличались такими особенностями поведения и эмоционального состояния, свидетельствующими о дезадаптации к условиям детского сада, как сниженный фон настроения, плач во время утреннего приема детей, частый беспричинный плач в течение дня, отказ от игры с другими детьми или частые конфликты во время игры, пассивность, безынициативность, неустойчивым аппетитом, зависящим от настроения ребенка на момент приема пищи, частое отсутствие контроля за актом мочеиспускания и дефекации, при этом, например, один ребенок реагировал на дискомфорт плачем или сообщением об этом воспитателю, тогда как другой ребенок никак не реагировала на это и начинала плакать только при указании няни или воспитателя. Данные проявления могут быть обусловлены как несформированностью навыков самоконтроля над актами испражнения у этих детей родителями, так и защитной реакцией ребенка, у которого к страху новой обстановки добавляется еще и боязнь наказания, что только усугубляет его дезадаптацию. Также у одного ребенка наблюдались навязчивые движения в однообразного раскачивания на стуле и качания ногой во время засыпания, что может быть признаком невротичности у этого ребенка.
Таким образом, по результатам анализа литературных источников и данных практического исследования факторов адаптации ребенка в процессе пребывания в детском саду, имеют влияние три вида показателей:

  • социально-психологические показатели, которые характеризуют уровень закаленности, сформированность навыка самообслуживания, уровень коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и влиянием семьи на ребенка;
  • психофизиологические показатели, которые характеризуются особенностями психомоторного развития детей 1,5-2,5 лет, и обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений;
  • педагогические показатели, характеризующиеся компетентностью и профессионализмом педагогов.

Данные положения легли в основу разработки комплекса мер по организации процесса адаптации к детскому саду детей раннего возраста.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф