СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем адаптации первоклассников к школе
1.1. Понятие и специфика адаптации первоклассников к школе
1.2. Понятие и причины школьной дезадаптации первоклассников
Выводы по главе
Глава 2. Диагностическое исследование уровня адаптированности первоклассников к школе
2.1. Общая характеристика и методология исследования
2.2. Диагностика уровня адаптированности учащихся первого класса к школе
Выводы по главе 2
Глава 3. Практическая работа по преодолению проблем адаптации первоклассников и профилактике школьной дезадаптации
3.1. Разработка и апробация комплекса адаптационных занятий для первоклассников
3.2. Анализ результатов практической работы по преодолению проблем адаптации и профилактике школьной дезадаптации первоклассников
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Посещение детьми школы впервые является важным событием их жизни, поскольку дети приходят в школьное учреждение и оказываются в новых условиях. Таким образом, происходят изменения в режиме, питании, приемах воспитания, характере общения. Данные аспекты, нередко провоцируют изменения в поведении детей, нарушается их аппетит, образуется стрессогенность, нарушается режим сна. Некоторые дети испытывают нарушения эмоционального состояния, которые провоцируют потерю имеющихся навыков. Стоит отметить, что эмоциональный дискомфорт детей приводит к понижению сопротивляемости организма. Родителям необходимо совместно с учителями в школе приходится прикладывать усилия к тому, что помочь детям адаптироваться в новых условиях и коллективе.
Именно начало посещения школы детьми провоцирует возникновение стрессогенности, которая в первую очередь затрагивает детей от шести до восьми лет, так как им сложнее адаптироваться к новым условиям, они чаще подвержены заболеваниям, многие испытывают страх, а также не редки случаи возникновения гнева (которые также являются проявлением стрессогенности). В первую неделю пребывания детей в школе образуются отрицательные эмоции, а также понижается речевая активность, у многих детей случаются срывы. Также адаптация к школе затрудняется в том случае, если дети привыкли дома к демократичному общению с родственниками, что нельзя сравнивать с авторитарным поведением учителей с детьми. У некоторых детей адаптация так и не наступает, что вызвано особенностями организма и психики младшего школьника.
Значительный вклад в изучение стрессогенности при адаптации школьников к условиям среднего общеобразовательного учреждения внесли отечественные авторы. Наиболее активно проблемы адаптации изучаются в
психологических и педагогических работах таких авторов, как Ватунина
Н.Д., Кумарин Г.Ф., Мудрик А.В., Амонашвили Ш.А., Печоры К.Л., в которых исследуется вопрос адаптации детей младшего школьного возраста к школе, а также факторы стрессогенности, которые влияют на детей в процессе адаптации.
Актуальность исследования заключается в том, что в современное время существуют тенденции к повышению численности детей, которые поступают в школьные учреждения с шестилетнего возраста.
Адаптация детей к условиям школы является актуальным вопросом воспитания и педагогики в общем.
В современное время по показателям Минздрава России все большее количество детей обладают различными аспектами стрессогенности при адаптации к условиям школьных учреждений, что сопровождается отклонением от норм здоровья.
Подобные проблемы возникают не только перед родителями и их детьми, но и перед учителями и школьными психологами, которые принимают новых детей в классы. Данная проблема является обоснованной, так как смена социальной среды отражается на психическом и физическом здоровье ребенка. Особого внимания требуют дети шестилетнего возраста, поскольку в данный период адаптация проходит сложнее, сопровождаясь образованием стрессогенности и болезней, что и обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования: выявить проблемы адаптации детей к школьному учреждению, разработать и апробировать психолого-педагогическую программу коррекции дезадаптации младших школьников к школьному обучению.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— Рассмотреть понятие и специфика адаптации первоклассников к школе.
— Рассмотреть понятие и причины школьной дезадаптации первоклассников.
— Представить общую характеристику и методологию исследования.
— Провести диагностику уровня адаптированности учащихся первого класса к школе.
— Разработать и апробировать комплекс адаптационных занятий для первоклассников.
— Провести анализ результатов практической работы по преодолению проблем адаптации и профилактике школьной дезадаптации первоклассников.
Объект исследования: адаптация детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: факторы стрессогенности при адаптации младших школьников к школьному учреждению.
Гипотеза исследования. Мы исходили из следующих допущений:
— продолжительность адаптации детей в начальной школе зависит от особенностей стрессогенности, психологического и педагогического воздействия;
— разработанная нами психолого-педагогическая программа коррекции дезадаптации младших школьников к школьному обучению способствует успешной адаптации ребенка к обучению к школе.
Теоретическо-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, таких как: Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Джемса В., Мухиной В.С., Бороздиной Г.В., Печоры К.Л., Смирновой Е.О., Урунтаевой Г.А., Чиркова Ю.Т., Реана А.А., Рубинштейна С.Л., Селье Г., Кулагиной И.Ю., Лютовой Е.К., Наенко Н.И., Исмаиловой А.Г. и других.
База исследования: 41 школьник 1 «Б» класса Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 1247 имени Юргиса Балтрушайса.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы; наблюдение за классом младших школьников; проведение анализа и изучения стрессогенности при адаптации школьников; проведение эксперимента.
Методики исследования: психолого-педагогические показатели определения готовности обучения детей в школе (Печора К.Л.); метод фрустрационных реакций Розенцвейга; методика Стребелевой Е.А; опросник Фромма А.; метод наблюдения; изучение психофизиологической адаптации детей к условиям школьного учреждения.
Практическая значимость исследовательской работы исследования заключается в том, что для большинства родителей проблема стрессогенности при адаптации детей к школьным учреждениям стоит остро. Главное внимание требуется уделять адаптации детей начальных классов, в котором они первый раз переходят из узкого семейного круга в мир обширных социальных контактов. Определено, что именно в данном возрасте наиболее часто образуется стрессогенность при адаптации к школе, что сопровождается стрессом, болезнями, конфликтами, а адаптация проходит долго. В данный период дети активно развиваются физически, созревают все психические процессы, что увеличивает их подверженность срывам, эмоциональным колебаниям, а также нуждается в больших усилиях со стороны детей, а также взрослых, что и определяет практическую значимость темы данной работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем адаптации первоклассников к школе
1.1. Понятие и специфика адаптации первоклассников к школе
Адаптация в широком понятии является соответствием живой системы и внешними условиями, то есть она является и процессом, и результатом, а также конкретной организацией. С позиции физиологии, адаптация является перестройкой внутренних динамических стереотипов, которая зависит от перемен во внешних условиях1.
Как полагает Павлов И.П., внешние жизненные условия, внешняя среда являются внешними стереотипами2. Как подчеркивает Павлов И.П., — «когда изменяется обычный образ жизни, а также, когда прекращаются привычные занятия, образуются нарушения в старом динамическом стереотипе и проблемы в формировании нового»3.
Приспособление (адаптация) является процессом активного взаимодействия организма со средой. Люди приспосабливаются к различной среде, в которой живут, как и всевозможные животные: птицы адаптируются к воздуху, рыбы приспосабливаются к воде. Люди адаптируются к нахождению и проживанию в конкретных климатических и географических условиях, что представляет собой биологическую адаптацию4. Стоит отметить, что в сравнении с животными, людям требуется обладать способностью адаптироваться к социальным условиям, так как социальная среда подразумевает под собой определенные адекватные нормы поведения (досуг, работа и т.д.), то есть, кроме биологической адаптации, люди должны социально адаптироваться5. При имеющихся отличиях в описании понятия приспособления (адаптации) выделяется основный элемент, который
1 Смирнова Е.О. Социализация детей школьного возраста. Сборник: Воспитание детей школьного возраста в условиях общеобразовательных учреждений. — СПб., 2020. — 221с.
2 Павлов, И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. — Т. 3, кн.2. – М., 2019 – С.31
3 Павлов, И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. — Т. 3, кн.2. – М., 2019 – С.38
4 Середа, Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса / Т.В. Середа: дис… канд. психол. наук. — Л.,1987. – С.36
5 Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Переизд. М.: Педагогика, 2016 – С. 46
является универсальным свойством тенденции к определению баланса между составляющими реальных систем. По этой причине не является случайностью то, что по прошествии времени адаптация перетекла в функциональную и социальную психологию6.
Весомый вклад в формирование понятия приспособления был внесен Пиаже Ж. Как полагал Пиаже, адаптация формирует равновесие между воздействиями организма на среду и обратным воздействием среды, то есть равновесием при взаимодействии субъектов и объектов.
В своей концепции Пиаже первым изучил взаимоотношения людей с социальной микросредой в качестве гомеостатического уравновешивания, перемещая понятия гомеостаза с организма на личности.
Отечественные психологи в дальнейшем развили теория приспособления (адаптации). Леонтьев А.Н., рассматривая концепцию Пиаже, имел возражения против «безоговорочного, без конкретного анализа» распространения понятия гомеостаза в контексте «адаптации» на онтогенетического развитие людей. Адаптация человека к условиям жизни обладает заметными отличиями от адаптационного поведения животного, поскольку оно имеет гибкость и изобретательность. Адаптационные процессы людей к условиям существования осуществляется на уровне сознания.
В период школьного детства социальное приспособление детей проявляется в их взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Эмоциональный портрет детей характеризуется спецификой их поведения и эмоциональных проявлений:
— негативные эмоции представляют собой важный элемент внутренней жизни детей. Они выражаются в спектре от едва уловимых аффективных реакций до депрессивного состояния. Поведение
6 Смирнова Е.О. Социализация детей школьного возраста. Сборник: Воспитание детей школьного возраста в условиях общеобразовательных учреждений. — СПб., 2020. — 221с.
характеризуется в качестве аффективного, с переменой активности детей (от апатии до чрезмерной подвижности);
— страх в качестве эмоционального состояния сопровождается проявлением негативных эмоций, представляя собой механизм стрессовых реакций детей;
— гнев проявляется на фоне стресса и возникает без определенной причины;
— позитивные эмоции являются противовесом отрицательных реакций, преобладает устойчивый тип положительных эмоциональных реакций детей в процессе адаптации представляет собой показатель положительного приспособления;
— коммуникабельность детей определяется успешным исходом адаптационного периода. В первые дни в школьном учреждении ребенок является замкнутым, затем следует компромиссная контактность. Налаживание коммуникаций является одним из приоритетных направлений деятельности специалистов в процессе социального приспособления детей;
— познавательная деятельность детей снижается при стрессогенности в ситуации новой обстановки. Развитие познавательной активности является условием понижения стрессогенности;
— социальные навыки детей: под влиянием нервного и психического напряжения сокращаются навыки самообслуживания, поддержание которых способствует преодолению трудностей в адаптационном процессе к новой обстановке и среде;
— речевая, двигательная активность детей понижается при возникновении стрессогенности. Двигательная реакция редко сохраняется в пределах нормы, поскольку возникает гиперреактивность или заторможенность;
— нарушение аппетита и сна нередко сопровождают процесс приспособления7.
Адаптационный процесс к новой обстановке ребенка является объектом исследования различных отечественных психологов, психиатров и социологов (Исаеав Д.Н., Гарбузова В.И., Смирновой Е.О., Захарова А.И. и других).
Специалисты указывают на необратимые нарушения в личностном развитии детей в случае, когда у них отсутствует психологическая готовность к перемене социальных условий.
С посещением школьного учреждения в жизни детей намечаются изменения: происходит перемена дневного графика, отсутствуют родители рядом, осуществляется регулярный контакт со сверстниками, возникает иная манера общения8.
Приспособление является неизбежным в той ситуации, когда образуется противоречие между возможностями людей и требованиями среды.
Выделяется несколько стилей, посредством которых люди могут адаптироваться к среде9:
— творческий стиль, когда люди стараются активно изменять условия среды, приспосабливая их к себе, а также приспосабливаются сами;
— конформный стиль, при котором люди привыкают, пассивно принимая требования и обстоятельства среды;
— избегающий стиль, при котором люди игнорируют требования среды, не желают и не могут адаптироваться к ним10.
Наилучшим является творческий стиль, наихудшим является стиль избегания.
7 Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М. — Воронеж НПСИ: Модек, 2018. – С.134
8 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. Переизд. М., 2012. – С.67
9 Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Переизд. СПб.: Наука, 2020. – С.113
10 Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2017. – С.263
Одновременно с этим выделяют этапы периода адаптации:
1. Острый этап заключается в своеобразных колебаниях в соматическом состоянии и психическом статусе, что провоцирует понижение веса, частые респираторные заболевания, нарушение сна, понижение аппетита. Подобный этап длится примерно один месяц.
Существует несколько уровней тяжести течения острого этапа периода адаптации11:
— легкая адаптация, при которой поведение нормализуется примерно через 10 дней, дети прибавляют в весе, ведут себя адекватно в коллективе, не болеют в течение первого месяца посещения школьных учреждений. Уже к концу первого месяца посещения школы у детей нормализуется сон, они начинают стабильно питаться. Настроение у детей является бодрым, заинтересованным. Отношение к другим детям является безразличным или слегка заинтересованным. Происходит затормаживание речи, однако дети откликаются и выполняют указания учителей. Чуть позже речь становится более активной.
— средняя адаптация заключается в том, что изменения происходят в течение месяца, имеются признаки стрессогенности. Нарушения в общем состоянии детей выражаются ярко и становятся более продолжительными. Аппетит и сон восстанавливаются медленно. Настроение детей является неустойчивым. Реакции поведения восстанавливаются примерно на тридцатый день пребывания детей в школе. Отношение к родственникам у детей заключается в проявлении эмоциональных и возбужденных реакций (крики, плач). В отношении других детей преобладает безразличие. Имеются признаки невротических реакций, которые заключаются в избирательности по отношению ко взрослым и детям, общении в конкретных условиях. Изменение вегетативной нервной системы заключается в появлении бледности, потливости, теней под глазами, диатезе.
11 Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков. – М.: Педобщество, 2018. – 368 с.
— тяжелая адаптация длится в среднем 2-6 месяцев. Дети болеют, утрачивают полученные навыки, иногда наступает физическое и психическое истощения организма. Дети обладают проблемами со сном, нередко снятся кошмары, дети кричат во сне, заметно понижается аппетит, происходят функциональные нарушения стула, возможна рвота. Настроение у детей бывает безучастным, реакции в поведении приходят в норму примерно ко 2 месяцу посещения школы. Отношение с родственниками является эмоциональным, возбужденным, которое лишено практического взаимодействия. Дети стараются избегать общения с другими детьми, нередко наблюдаются агрессивные проявления.
Тяжелая адаптация проявляется в нескольких видах12:
— происходит отставание примерно на 1 квартал в нервном и психическом развитии, нередки респираторные болезни, дети перестают расти и не наблюдается прибавки в весе;
— происходит отставание примерно на 2-3 квартала от исходного, происходит замедление роста и прибавки в весе, регулярны заболевания.
Тяжелый адаптационный период негативно отражается на развитии детей, а также состоянии их здоровья, нормализующиеся в будущем медленно, в некоторых случаях данный процесс занимает несколько лет13.
2. Подострый этап заключается в адекватном поведении детей, имеются сдвиги по определенным показателям, в процессе замедленного развития (в первую очередь психического) в сравнении с нормами по возрасту, данный этап продолжается от 3 до 5 месяцев.
3. Компенсационный этап заключается в повышении скорости развития, ребенок к концу года преодолевает приведенную выше задержку в
12 Леванова Е.А. Тарабакина Л.В. Эмоциональное образование как основание профилактики саморазрушающего поведения. / Л.В. Леванова, Л. В. Тарабакина. – Образование личности. — №1 – 2013 – С. 18-24.
13 Козлова С.А., Куликова Т.А. Школьная педагогика. — М.: Академия, 2016 – С.45
развитии. Однако ребенок продолжает избегать общения, проявляет агрессию, чаще всего, отказывается от участия в деятельности14.
Начало посещения школьного учреждения требует от детей изменения привычного стереотипа поведения, что представляет собой тяжелую задачу и нередко провоцирует образование стрессогенности. Галигузовой Л.Н. выделяются главные симптомы тяжелого приспособления у школьников:
— появление нарушений в эмоциональном состоянии;
— появление нарушений в коммуникативной области;
— амбивалентное поведение;
— слабое формирование действий с предметами15.
Перемены в образе жизни провоцируют нарушение эмоционального состояния школьников. Для периода адаптации свойственно эмоциональное напряжение, заторможенность и беспокойство. Дети регулярно плачут, нацелены на эмоциональный контакт со взрослыми или отказываются от него. Ребенок нередко отказывается от еды. Разлуки и встречи с родителями протекают очень бурно. Понижается активность детей в отношении предметного мира. Восстановительный период может занимать продолжительное время (2-3 месяца). Тяжело восстанавливать игровую деятельность и коммуникацию со сверстниками. Нарушения в общении взаимосвязаны с коммуникационным опытом детей, а также средствами налаживания деловых контактов, которые у них имеются.
По мнению Галигузовой Л.Н. имеется прочная взаимосвязь развития предметной деятельности детей и их адаптации к школьному учреждению16. У ребенка, который способен разнообразно и продолжительно играть, приспособление протекает достаточно просто. Для детей, которые способны увлеченно играть, нетрудно контактировать с любыми взрослыми людьми, поскольку они владеют требуемыми средствами для этого.
14 Козлова С.А., Куликова Т.А. Школьная педагогика. — М.: Академия, 2016 – С.48
15 Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести лет/ Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. — М.: Интер, 2018 – С. 72.
16 Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести лет/ Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. — М.: Интер, 2018 – С. 81.
Как полагает Галигузова Л.Н., дети, которые тяжело адаптируются, не могут сосредотачиваться на игре, практически не проявляют инициативу, не являются любознательными17. Высокая степень предметной деятельности, способность налаживания деловых контактов со взрослыми формируют у детей позитивные эмоции в процессе пребывания в школьном учреждении, обеспечивая оперативное приспособление к нему.
Первым фактором является состояние здоровья и степень развития. Развитые, здоровые дети имеют лучшие возможности системы приспособленческих механизмов, дети легче справляются с трудностями.
Второй фактор заключается в возрасте, в котором дети поступают в школу. С развитием детей происходят изменения в уровне и виде их привязанности к постоянным взрослым. Опираясь на возрастную специфику психики, предполагается более простое привыкание к условиям яслей, поскольку в возрасте до 8 лет отрыв от родителей переносится ребенком наиболее болезненно18.
Третий фактор является психологическим, представляя собой уровень формирования у детей коммуникативных навыков в общении с окружающими и предметной деятельности. В школьном возрасте на смену ситуативно- личностному общению приходит ситуативно-деловое, в процессе которого образуются связи с другими людьми.
Главным фактором, который облегчает или затрудняет период адаптации, по мнению Лямина Г.М. является сформировавшийся вид общения детей, выраженность потребностей в общении с родственниками и сверстниками19. По этой причине беспокойство учителей провоцирует
17 Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести лет/ Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. — М.: Интер, 2018 – С.83
18 Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Л. Пыжьянова // Школьное воспитание. – 2016. –
№2. – С.14-16.
19 Лямина, Г.М. В группу поступил новый ребенок. «Воспитание и развитие детей школьного возраста»: Пособие для учителей / Г.М. Лямина. – Переизд. М.: Просвещение, 2020 – С. 116.
пассивный ребенок, который нацелен на уединение, который сложнее адаптируется к новым условиям, как считает Лямина Г.М.20
При исследовании приспособления к школьным учреждения в качестве критического фактора для детей, то требуется подчеркнуть возможность формирования стрессогенности21. Анализ причин образования стрессогенности, закономерностей ее течения предоставляет возможность рассмотреть методы понижения отрицательных влияний на детей в критических ситуациях, повысить содействие положительных эффектов. Гуткиной Н.И. были определены причины стрессовых перегрузок в школьных учреждениях: продолжительное нахождение в большом коллективе детей, часть которые неприятна ребенку; строгая дисциплина, за невыполнение которой следует наказание; фрустрация различных потребностей детей; общение с различными взрослыми людьми, часто которых неприятны ребенку. Захаровым А.И. подчеркивается, что в начале посещения школы стрессогенность провоцирует изменения в реактивности (защитных силах организма), и дети нередко заболевают22. Также у детей с плохой адаптацией нередко образуются психомоторные нарушения.
Специфика и продолжительность приспособления зависят от жизненного опыта детей.
Дети из больших семей, где имеются бабушки и дедушки, которые проживают среди братьев и сестер, умеют формировать личную манеру общения с каждым членом семьи, точно понимая, каких действий и поступков следует ожидать от них, в группе проще контактировать с незнакомыми людьми, любознательно изучают незнакомые обстановки. Также легко происходит адаптация у детей, родители которых часто оставляют их под наблюдением соседей, бабушек и дедушек. Также проблем в приспособлении не имеется у детей, которые проживают в коммунальных
20 Лямина, Г.М. В группу поступил новый ребенок. «Воспитание и развитие детей школьного возраста»: Пособие для учителей / Г.М. Лямина. – Переизд. М.: Просвещение, 2016 – С.118
21 Мельникова, Н. Адаптация детей к школе // Школьное образование. – 2015. — № 8 (63).
22 Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в школе: практ. пособие/ Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2019. –С.32
квартирах, поскольку в подобной обстановке дети получают житейский опыт, самостоятельно изучают родную жилплощадь.
В некоторых семьях родители до поздней ночи находятся на работе, что свойственно семьям, которые проживают за городом. В подобных условиях у детей укрепляется симбиотическая связь с матерью: находясь непродолжительное время без нее, дети впадают в панику. В подобных случаях период адаптации занимает продолжительное время и является трудным, что провоцирует образование детских неврозов23.
Не обладая жизненным опытом, в отрыве от родственников, в чужой обстановке, дети могут быть напуганы так сильно, что порой ведут себя неадекватно: начинают ползать несмотря на то, что уже давно умеют ходить; замолкают, начав разговаривать. Дети могут не воспринимать речь незнакомых людей, поскольку для них являются непривычными дикция и голос; не способны вникать в речь взрослых и т.д. В чужой обстановке дети с опасением относятся ко всему: отказываются брать столовые приборы, прикасаться к хлебу, протягивать руку под воду.
По прошествии определенного времени период адаптации заканчивается. Первые благоприятные изменения отмечаются при стабилизации эмоциональной сферы. Дети быстро успокаиваются, расставшись с родителями, все реже плачут. Спокойно состояние благоприятно отражается на аппетите детей, они благосклонно принимают помощь взрослых. Что говорит о завершении периода адаптации. Самым главным показателем завершения периода адаптации является продолжительный и достаточный сон ребенка в дневное и ночное время24.
Можно сделать вывод, что резкое увеличение напряжения и беспокойство, нарушения эмоционального состояния многих детей являются показателями важности для них процесса поступления в школьное
23 Вундт В. Основы физиологической психологии. Чувства и аффекты / В. Вундт. – Л., 1980. — Вып. 55. – Т. 3. – С. 88.
24 Ильина И.С. Адаптация ребенка к школе. Общение, речь, эмоциональное развитие. – М, 2015. – С.94
учреждение. Данная ситуация нуждается в особом внимании взрослых (педагогов и родителей). В связи с чем понижение стрессогенности при адаптации детей к школьному учреждению является актуальным вопросом, который нуждается в разработке. Также необходимо отметить роль детских психологов в системе школьных учреждений, поскольку в их деятельности, которая направлена на детей и протекает при сотрудничестве с педагогами, требуется присутствие убежденности в том, что дети не просто готовятся к дальнейшей жизни25.
1.2. Понятие и причины школьной дезадаптации первоклассников
Современное состояние нашего общества характеризуется серьезными психологическими трудностями. Одной из наиболее глобальных проблем является дезадаптация, как одна из форм проявления девиации. В настоящее время проблема дезадаптации изучаемая в педагогической психологии стала очень актуальной в связи с быстрым научно-техническим прогрессом, урбанизацией, с переходом от одной общественной формации к другой, к рыночным отношениям26. Трудности приспособления к новой ситуации жизнедеятельности не только ухудшают социальное и психическое развитие человека, но и приводит к тому, что дезадаптированная личность при игнорировании данного психического состояния будет не способна проявить активность в любом обществе в будущем27.
Существуют различные подходы к определению понятия
«дезадаптация». Если начать с этимологии слов «адаптация» и
«дезадаптация», то позднелатинское слово «adaptation» буквально переводится как приспособление, прилаживание. Слова «adapto» –
25 Галина А.И. Формы и методы взаимодействия учителя с родителями младших школьников / А.И. Галин, Н.А. Головнева // Студенческий научный форум – 2015: VII Междунар. студ. науч. конф. – Москва, 2020
26 Кожевникова С.А. Ситуация успеха как основа учебной мотивации младших школьников / С.А. Кожевникова, Т.И. Лукьяненко // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. тр. — 2017. — С. 213-217.
27 Леванова Е.А. Психолого-педагогическая концепция программы «Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков» / Л.В. Леванова, Л. В. Тарабакина. – Преподаватель XXI век. – 2012 – том 1.
–№ 3 – С. 175-190.
приспособляю, «adaptare» — приспособлять. В английском языке слово
«adaptation» имеет значения «адаптация», «приспособление», «переделка». Латинская приставка de-, означает исчезновение, уничтожение, полное отсутствие, и только иногда употребляющаяся со смыслом снижения, уменьшения, искажения и деформации, в тех же смыслах приставка des- употребляется во французском языке. Конечно, вскрытие этимологического значения данных слов не является процедурой их определения, но, тем не менее, позволяет понять значение этих слов28.
Можно выделить несколько подходов разных авторов к пониманию понятия дезадаптация: Ю.А. Александровский считает, что дезадаптация как
«поломки» в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему защитных реакций; А.И. Миллер говорит о том, что дезадаптация – неприспособленность индивида к конкретным условиям социально полезной деятельности; по мнению Т.Д. Молодцовой, дезадаптация — это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) десгармонизации взаимодействия личности самой с собой и обществом, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности или такое поведение личности, которое дисгармонирует отношения в обществе, нанося материальный или моральный ущерб.
Данный анализ понятий дезадаптации показывает, что оно содержит широкий перечень состояний, в котором на одном полюсе находятся легкие расстройства, представляющие собой переживание неудач и жизненных проблем, а на другом – адаптационные нарушения, граничащие с психическими расстройствами не психотического уровня. Можно сделать
28 Леванова Е.А. Опыт реализации магистерской программы «Технологии здоровьесбережения в образовании» по направлению «Психолого-педагогическое образование» / Е.А. Леванова, Т.Н. Сахарова. – Вестник ВГТУ – 2014 – С. 1-3.
вывод о том, что дезадаптация формируются вследствие нарушений адаптационных механизмов организма, субъекта и личности.
По мнению С.Б. Семичева дезадаптация делится на два значения:
1. В широком смысле под дезадаптацией можно подразумевать расстройства адаптации, включающие непатологические ее формы.
2. В узком смысле дезадаптация предполагает лишь предболезнь, то есть процессы, выходящие за пределы психической нормы, но не достигающие степени болезни29.
В.А. Сластенин, В.П. Каширин считают, что дезадаптирующим можно назвать такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит к не разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые они вызывают. К объективным признакам дезадаптации человека они относят: изменение поведения человека в социальной сфере, несоответствие его социальным функциям, патологическую трансформацию поведения. К субъективным — психоэмоциональные сдвиги — от негативно окрашенных переживаний до клинически выраженных психопатологических синдромов.
По мнению А.А. Налчаджян, можно выделить следующие виды дезадаптации: временная дезадаптированность — нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности; устойчивая ситуативная дезадаптированность личности — отсутствие у личности механизмов дезадаптации, наличие желания, но неумение адаптироваться; общая устойчивая дезадаптированность — состояние перманентной фрустрированности, активизирующее патологические защитные механизмы30.
Рядом исследователей (Р.М. Баевский; Н.К. Смирнова; С.Б. Семичев) дезадаптация рассматривается как переходное, похожее на патологическое
29 Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. – М.: Учитель, 2015. –128 c.
30 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – Переизд. М.: Педагогика, 2013. – С.63.
состояние, главной отличительной чертой которого является отсутствие отчетливых оснований для постановки нозологического диагноза. Такие состояния характеризуются повышенной готовностью организма к возникновению того или иного заболевания, формирующегося под влиянием неблагоприятных факторов. В схематическом виде процесс дезадаптации развертывается по принципу «замкнутого порочного круга» (Е. Олинкуора), где пусковым механизмом является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем, немалое значение имеют и те особенности или недостатки в индивидуальном развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности31.
Патогенность тех или иных факторов, как отмечал В.Н. Мясищев, определяется не только объективным характером травмирующей ситуации, но и субъективным отношением к ней личности, поэтому процесс дезадаптации в большей степени зависит от мотивационной структуры, эмоциональных и интеллектуальных особенностей. С позиций онтогенетического подхода к исследованию механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходит резкое изменение его «ситуаций социального развития»32 вызывающее необходимость реконструкции сложившегося модуса адаптивного поведения.
С.А. Беличева дала наиболее глубокий анализ и социально — психологическую характеристику трудновоспитуемости как варианту социальной дезадаптации индивида, то есть неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления33. При делении дезадаптации на виды она учитывает, прежде всего, внешние
31 Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург, 2014. – 531 с.
32 Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
33 Печора К.Л. Дети школьного возраста в школьных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2016. – 214 с.
или смешанные проявления дефекта взаимодействия личности с обществом, окружением, самим собой. Дезадаптацию автор рассматривает как явление интегративное, имеющее ряд видов: патогенную, психосоциальную и социальную (в зависимости от природы, характера и степени дезадаптации)34.
Патогенная дезадаптация как результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы, проявляющиеся в устойчивых, хронических, и неустойчивых формах. Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую специальных психолого-педагогических коррекционных программ (выделяются устойчивые и временные неустойчивые формы адаптации). Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок (отмечается педагогическая запущенность учащихся и социальная запущенность детей и подростков)35.
Основными причинами дезадаптации человека являются следующие группы факторов: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те, и другие. Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности. К ним можно отнести: длительную болезнь; ограниченные возможности для общения со средой обитания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения;
34 Фарниева М.Г. Современные подходы к системе дополнительного образования в интересах успешной социализации детей / М.Г. Фарниева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М., 2015. – С. 213-218. С. 48
35 Москвина А.С. Способы создания ситуации успеха для повышения мотивации к обучению младших школьников / А.С. Москвина, О.С. Нестеркина // Гуманитарное пространство. — 2018. — Т. 7, № 1. — С. 136- 141.
длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вынужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедеятельности; переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение иных служебных обязанностей) и другие36.
Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с тем, что они являются непривычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление. К ним следует отнести: нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»; семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, насилие; отсутствие или недостаточное внимание со стороны родителей; подавление личности новизной обстановки (поступление в детский сад, школу; на работу; смена группы, класса, коллектива); подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — неприятие человека коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ним.
В современной психологии исследователей А.В. Петровский, В.В. Непалинский выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности. Первая позиция – это устойчивая ситуативная дезадаптированность, когда личность не видит путей и средств адаптации в определенных ситуациях, это состояние относят к неэффективной адаптации; вторая позиция – это временная дезадаптированность, которая устранима с помощью адаптивных мероприятий, что соответствует неустойчивой адаптации; и третья позиция — общая устойчивая дезадаптированность, состояние фрустрации, которая активизирует защитные механизмы37.
Проявления психической дезадаптации принято считать, как неэффективную дезадаптацию, выраженную в формировании психопатологических состояний, а также неустойчивую адаптацию как
36 Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии.
— 1989. — №1. — С.57-64.
37 Данилина Т.А., Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
периодически возникающие невротические реакции. Результатом психологической дезадаптации выступает состояние дезадаптированности личности. С точки зрения процесса дезадаптации, основа дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием формируются различные отклонения в поведении, тем самым, провоцируя различные факторы, с которыми ребенок просто не может справиться. Началом дезадаптированности является, что ребенок не знает, как ему поступить в данной ситуации, выполняя данное непосильное требование, он либо не реагирует, либо применяет первый попавшийся способ. Отсюда следует вывод, что на начальной стадии ребенок дезадаптирован, через не которое время это пройдет, и он успокоится38. Но если проявление довольно часто появляется, то у ребенка возникает недовольство собой, тем самым, раскрывая конфликт, который приведет к дезадаптивному поведению. Этой точки зрения придерживаются многие отечественные психологи Б.Н. Алмазов, И.А. Невский, К.С. Лебединский и другие. Они определяют отклонения поведения через психологический комплекс отчуждения субъекта, не имея возможности сменить среду, побуждая субъекта на различные защитные механизмы, создавая барьеры в социальных отношениях, снижению самооценки. Все эти исследования рассматривают дезадаптированность как психологическое состояние, обусловленное функционированием психики, выражающиеся в недостаточной активности, в затруднении общения с окружающими39.
Рассматривая феномен дезадаптации, можно сказать о том, что существуют защитные механизмы, скрывающие причины и частично нейтрализующие дезадаптатированные процессы40. Интересная позиция А.В. Петровского, компонент адаптации является согласование самооценки с его
38 Жукова Т.С. Педагогические условия создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника / Т.С. Жуков // Научные разработки: евразийский регион междунар. науч. конф. теор. и приклад. разработок. – Москва, 2019. – С. 56-60.
39 Креславская Т.А. Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся / Т.А. Креславская // Начальная школа. – 2017. – № 2. – С. 76-78.
40 Милославова И.А. Социальная адаптация: анализ понятия / И.А. Милославова. – Переизд. СПб, 2009. – С. 103
возможностями, а также выделение индивидуальности личности, обретение социального статуса и способности приспособиться к данной среде. Противоречием между целью и результатом, по мнению автора, неизбежно, так как если цель достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении. То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чем намерения и побуждения общающихся людей. Если вступающие в общение занимают эгоцентрическую позицию, то это составляет очевидную предпосылку распада общения41.
Другая точка зрения отечественных психологов (Б.Н. Алмазов, М.А. Аммаскин, М.С. Певзнер, И.А. Невский, А.С. Белкин, К.С. Лебединский и другие). Авторы определяют отклонения в поведении, потому что не приспособленность к среде приводит к защитным реакциям. Форма социально — психологической дезадаптации, по их понятиям такова: конфликт — фрустрация — активное приспособление.
Таким образом, множество работ посвящено изучению о проблеме дезадаптации, определяющие виды, изучают психогенные формы42, коррекционные и диагностические меры по профилактике возникновения, разработка единого подхода к предупреждению школьной дезадаптации43. Рассмотрение проблем нарушения дезадаптации принадлежит отечественным педагогам П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, Т.С. Шацкий и многим другим. Начинают появляться узкоспециализированные изучения по разным направлениям, включая исследования причин и решения проблем дезадаптации. По работам С.А. Беличевой, К.Н. Волкова, Ю.А. Миславского и других авторов, особое внимание уделяется на психологические аспекты дезадаптации. В зарубежной печати можно выделить изучения П. Поппера и
41 Остроухова А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. –2000. – № 3. – С.16-18.
42 Скворцова М.А. К вопросу о проблеме педагогических приемов создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – № 2 (5). – С. 189-191.
43 Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 1996. – 320 с.
И. Раншбурга о социальных факторах развития личности. Повышенное внимание уделяется социальной обусловленности и психики человека.
Можно сделать вывод о том, что под дезадаптацией следует понимать результат внутренней или внешней (иногда комплексной) десгармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности»44 — наиболее полно отражает суть этого явления применительно к младшему школьному возрасту. Останавливаясь на дезадаптации, стоит упомянуть, что особенно остро эта проблема проявляется в ранние школьные годы. В связи с этим появляется еще один термин, такой как «школьная дезадаптация». Это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособен как к построению отношений «личность-социум», так и к учебе в принципе.
Поступление ребенка в школу является одним из важнейших переломных моментов в его жизни. Этот период требует напряжения адаптационных механизмов личности, поскольку связан с усилением умственных, эмоциональных и физических нагрузок. В последнее время проявления школьной дезадаптации становятся одной из актуальных проблем современной школы45.
Выводы по главе
В ходе изучения теоретических аспектов адаптации младших школьников к образовательному учреждению, можно сделать вывод, что многие авторы изучают адаптацию в качестве приспособления (привыкания) детского организма к новой обстановке, включающего обширные индивидуальные реакции, которые непосредственно зависят от психологии и
44 Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. – М.: Проспект, 2002. – 414 с.
45 Коваль А.Н. Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации первоклассников к обучению / А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 645-648
личностной специфики детей, от особенностей отношений в семье и воспитания, а также условий школьного учреждения.
На продолжительность адаптационного периода у детей оказывают влияние многие причины, к которым можно отнести:
— специфику нервной деятельности, а также возраст детей;
— уровень стрессогенности, который образуется при адаптации;
— наличие или отсутствие тренировок детской нервной системы;
— состояние здоровья;
— резкие отличия обстановок, в которых дети привыкли быть в кругу семьи и той, которая имеется в школе;
— различия в воспитательных методах.
Стоит отметить, что в осуществлении различных процессов в пределах школьного учреждения, основную роль отводят именно учителям, поскольку они чаще контактируют с детьми, формируют у младших школьников позитивное отношение к учреждению, развивают их умения, формируют необходимость в общении со сверстниками и взрослыми, обеспечивая воспитательные и образовательные задачи, начиная с адаптационного периода, что позволяет ускорить процессы адаптации у детей.
Возникающая стрессогенность, а также упущения сотрудников школьных учреждений и родителей ребенка в наблюдении за изменением его психического состояния провоцируют порой возникновение серьезных заболеваний.
В адаптационном периоде к новым условиям школьного учреждения нередко отмечен регресс в развитии детей (речь, навыки, умения, игровая деятельность).
Приспособление нередко осуществляется тяжело, сопровождаясь множеством отрицательных сдвигов в организме ребенка, что отражается и на его поведении. В силу того, что адаптационные механизмы несформированы, деятельность функциональных систем организма в негативном режиме у детей образуется стрессогенность, которая зависит от того, какая система заинтересована в ней. Таким образом, требуется снижение стрессогенности у младших школьников, для предотвращения ее негативного влияния на детей.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф