Глава 2. Диагностическое исследование уровня адаптированности первоклассников к школе
2.1. Общая характеристика и методология исследования
Для совершенствования адаптационных процессов к условиям школы требуется проведение последовательной деятельности всех работников данного учреждения, а также привлечение родителей детей к данной работе.
Изучение условий проведения адаптации к начальной школе осуществлялось на базе ГБОУ школы №1247 имени Юргиса Балтрушайса среди 41 ученика 1 класса «Б».
Главными направлениями опытно-экспериментальной работы являются:
— исследование и эффективная адаптация к школьному учреждения детей и их родителей;
— проведение наблюдения, а также вовлечение родителей в совместную творческую деятельность;
— использование методик для выявления стрессогенности и уровня адаптации у детей в начальной школе;
— проведение психолого-педагогической работы с детьми, которые тяжело переносят адаптационный период, а также испытывающие стрессогенность при адаптации.
Прогнозируемыми итогами проведения опытно-экспериментальной работы являются:
— легкая адаптации детей к школьному учреждению школе №1247, сохранение ощущения защищенности и доверия, сокращение адаптационных сроков;
— положительное развитие взаимоотношений в коллективе учеников;
— совершенствование компетенции учителей и родителей в вопросах адаптации, развития и воспитания школьников;
— понижение показателей заболеваемости младших школьников в период адаптации;
— понижение стрессогенности младших школьников в адаптационный период;
— формирование у школьников позитивных эмоций, которые связаны со школьным учреждением.
Целью опытно-экспериментальной работы является понижение стрессогенности при адаптации детей к школе на примере учеников 1 «Б» класса начальной школы ГБОУ №1247 имени Юргиса Балтрушайса.
Задачами опытно-экспериментальной работы являются:
— использование методов определения уровня адаптации школьников к начальной школе;
— использование методик по выявлению стрессогенности, которая заключается в боязни, проявлении агрессии, отказе от питания и сна;
— подбор методов психоло-педагогического сопровождения младших школьников к условиям общеобразовательного учреждения.
В исследовании участвовал 1 «Б» класс школы №1247 имени Юргиса Балтрушайса г. Москвы. В исследовании приняли участие 41 школьник в возрасте от 6 лет до 8 лет.
Гипотезой опытно-экспериментальной работы является то, что что продолжительность адаптации детей в начальной школе зависит от особенностей стрессогенности, психологического и педагогического воздействия.
Основными методами в исследовании были выбраны:
— метод наблюдения;
— метод опроса родителей;
— метод выявления психолого-педагогических показателей готовности поступления младших школьников в учреждение (Печоры К.Л.);
— метод «Опросник Фромма А.» для определения способности детей адаптироваться к жизни;
— метод Стребелевой Е.А. для определения причин, заложенных в основе различных вариантов адаптации детей;
— метод «Тест фрустрационных реакций Розенцвейга», направленный на выявление стрессогенности у детей, а также проявлений агрессии и конфликтности, показателей заниженной или завышенной самооценки в адаптационном периоде.
Описание методов, применяемых в опытно-экспериментальной работе.
1. Метод наблюдения заключается в проведении наблюдения в естественных условиях жизнедеятельности для выявления фактов и показателей. Данный метод характеризуется отсутствием прямых контактов с детьми, за которыми ведется наблюдение, и определяются личные особенности их функционирования. Наблюдение проводится учителями классов и школьными психологами, с которыми младшие школьники знакомы на протяжении года. В результате получается общая картина действительности, то есть поведенческие особенности детей в полной мере.
Наблюдение было проведено за школьниками первого класса в процессе их жизнедеятельности в школе:
— в процессе стандартных занятий (рисование, физкультура, математика, русский язык, музыка);
— в свободной деятельности при спонтанных играх;
— в процессе завтрака и обеда, на экскурсиях.
2. Метод опроса родителей заключается в опросе родителей школьников, который направлен на определение специфики взаимодействия ребенка со сверстниками.
Опросник родителей приведен в приложении 1.
3. Метод выявления психолого-педагогических показателей готовности детей к обучению в школе (по Печоре К.Л.).
Данный метод опирается на анализ ответов на вопросы анкетирование, по которые определяются результаты об уровне готовности детей к обучению в школьных учреждениях. Максимальными показателями по
данному методу являются 44 балла, что говорит об эффективных адаптационных процессах детей к условиям школы. Минимально возможное количество баллов составляет 16. По методу Печоры К.Л. вычисляют средние показатели баллов по различным параметрам, опираясь на которые осуществляется прогнозирование адаптационных процессов:
— показатель в 3-2,6 баллов является готовностью к обучению в школе;
— показатель в 2,5-2 баллов является условной готовностью к обучению;
— показатель в 2-1,6 баллов является не готовностью к обучению.
Таблица-анкета по опросу для выявления психолого-педагогических параметров выявления готовности детей к обучению в школьных учреждениях соответственно методу Печоры К.Л. представлена в приложении 2.
4. Метод «Опросник Фромма А.» для определения возможностей детей к адаптации к жизни базируется на определенных адаптационных характеристиках и показателях, которые свидетельствуют о главных привычках детей, проявлении различных крайностей (излишней активности/пассивности, отставании в развитии, возврате к ранним привычкам). Если на большее количество вопросов получаются отрицательные ответы, то ребенка требуется показывать специалистам.
Опросник Фромма А. приведен в приложении 3.
5. Метод Стребелевой Е.А., направленный на определение причин, которые заложены в различных вариантам адаптации детей к школьному учреждению.
Соответственно данному методу осуществляется сравнительная оценка детей по показателям:
— развития речи и общения;
— познавательной активности;
— игровой деятельности;
— целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности;
— умственное развитие ребенка.
Опираясь на применяемую оценку, показателями развития общения школьников являются:
— проявление инициативы;
— восприятие воздействий со стороны взрослых;
— ориентация на пример и реакция на оценку взрослых;
— инициатива в действиях с предметами;
— уровень развития активной речи, коммуникационные обращения, требования, перечисление предметов, сопровождение речью различных действий, которые соответствуют коммуникативным средствам детей;
— уровень развития пассивной речи, которое заключается в понимании значения слов, предложений, всевозможных частей речи;
— возможности выполнения речевых инструкций взрослых.
Показателями самостоятельности и целенаправленности соответственно данной методике являются:
— способности к принятию предметных задач;
— способности к поиску способов действий. Показатели целесообразности действий, способности отрыва от стандартных проб и переход к выбору действий, которые приводят к намеченным целям, готовность к удержанию целей в течении продолжительного временного отрезка;
— проявление самостоятельности, которая проявляется младшими школьниками в процессе осуществления определенных действий;
— специфика самооценки;
— осуществление поиска оценки взрослых.
Проведение анализа игровой деятельности школьников по нескольким основным аспектам:
— наличие у детей потребностей в играх с сюжетными игрушками;
— владение навыкам обучения, которые заключаются в умении выполнять действия, сочетать их, осуществляя действия в пределах программы начальной школы, подбирая для него определенные методы;
— воображение, посредством которого дети фантазируют, придумывают различные игровые ситуации, варианты ответов на уроках, развивают их;
— зона ближайшего развития процессуальной игры.
Соответственно методике при анализе познавательной активности необходимо опираться на определенные параметры:
— проявление интереса к действиям с незнакомыми предметами;
— специфика ориентировочной деятельности и специфики манипуляций с предметами;
— наличие обращения за поддержкой и помощью к взрослым;
— способность самостоятельного воспроизводства примера новых действий в независимых пробах со схожими предметами.
Главными показателями анализа умственного развития школьников начальной школы являются:
— принятия заданий;
— методы исполнения заданий;
— обучаемость в процессе обследования;
— отношение к итогам своей деятельности.
Применяемая в опытно-экспериментальной работе методика Стребелевой Е.А. способствует установлению контактов со школьниками, возбуждение их заинтересованности в продолжении обучения.
Данная методика обеспечивает позитивное состояние детей в процессе всей опытно-экспериментальной работы. Дети интересуются заданиями, однако школьники регулярно осуществляют попытки к изменению взаимодействия со взрослыми. Данный методом предусматривается, чтобы детям не давались словесные инструкции при демонстрации примера действий.
Методика «Тест фрустрационных реакций Розенцвейга» является достаточно известным методом, который располагается между тестом ассоциации слов и тематической апперцепции. Данная методика была выбрана потому, что рисунки теста являются однообразными по характеру и, что наиболее актуально, используются для того, чтобы получать от исследуемого наиболее простые и незамысловатые ответы, которые ограничиваются по содержанию. Данная методика предназначается для изучения реакций человека на неудачи и методы выхода из конфликтных ситуаций, в данном случае при адаптации, которые препятствуют удовлетворению личности и увеличивают стрессогенность у младших школьников. Что наиболее актуально для исследования данной работы, выбранная методика существует в нескольких вариантах: для взрослых и детей. Для детей допустимом использовать любой из видов Теста Розенцвейга. Тест содержит несколько рисунков и изображением людей, которые заняты разговором. Данные рисунки предоставляются испытуемым в экспериментальной группе. Затем испытуемые зачитывают написанных ответы на тест вслух. В дальнейшем отмечается интонация испытуемых, что помогает в конкретизации сути ответа.
2.2. Диагностика уровня адаптированности учащихся первого класса к школе
Эмпирическая деятельность осуществлялась в несколько этапов.
Первым этапом является проведение констатирующего анализа адаптационных процессов, а также аспектов стрессогенности при адаптации к начальной школе.
Данный этап заключается в подборе системы показателей и тестов, которые требуется для анализа, описаны методики проведения опытно- экспериментальной работы. Стоит отметить, что при анализе результатов исследования были применения метод анализа и синтеза, сравнения, обобщения.
Затем проводится констатирующий анализ показателей адаптации младших школьников (табл. 1).
Таблица 1
Результаты констатирующего анализа уровня адаптации
Адаптационныйуровень | Дети 1 «Б» класса | |
абс. показатель (чел.) | % показатель | |
Высокий | 7 | 17,07 |
Выше среднего | 12 | 29,2 |
Средний | 5 | 12,1 |
Ниже среднего | 11 | 26,8 |
Низкий | 6 | 14,6 |
Итог | 41 | 100 |
Можно сделать вывод, что соответственно констатирующему анализа младшие школьники 1 «Б» класса, 14,6% школьников обладают низким адаптационным уровнем, а 26,8% обладают показателями адаптации ниже среднего, при этом 41,3% детей имеют уровень адаптации средний и выше среднего, лишь 7% школьников обладают высокими показателями уровня адаптации. Таким образом, многие дети имеют достаточно низкий уровень адаптации, что говорит о необходимости изменения программы адаптации, а также о том, что требуется вовлечение родителей в процессы адаптации детей к начальной школе.
Подробная таблица выявления уровня адаптации на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы приведен в приложении 4.
Вторым этапом является формирование и проведение психолого- педагогической коррекции и сопровождения младших школьников 1 «Б» класса в период адаптации, привлечение родителей к непосредственному участию в проведении мероприятий по адаптации школьников к общеобразовательному учреждению.
Данный этап заключается в разработке адаптационной программы создания приятной атмосферы для детей при адаптации к условиям школы, а также понижение факторов, провоцирующих стрессогенность. Данная программа отражает педагогические цели, проведение адаптационных
процессов, а также наблюдение за взаимодействием детей друг с другом, с учителями и родителями.
В дальнейшем данная программа была реализована с детьми, вошедшими в группу по опытно-экспериментальной работе для проведения корректирующих мероприятий, направленных на повышение уровня адаптации, который был получен при проведении констатирующего анализа.
Третий этап является проведение контрольного анализа показателей уровня адаптации у детей. После осуществления программы психолого- педагогических мероприятий по адаптации младших школьников к условиям школы, был проведен повторный анализ.
Ниже приведены итоги опроса родителей младших школьников (табл. 2).
Результаты опроса родителей младших школьников
Таблица 2
Вопрос | Младшие школьники (чел.) | ||
Да | Нет | Затрудняется ответить | |
1.Предпочитает ли вашребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой? | 19 | 25 | 8 |
2.Замечали ли вы эмоциональные реакциивашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость,плач, гнев). | 19 | 26 | 9 |
3.Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника? | 28 | 20 | 7 |
4.Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми? | 17 | 29 | 9 |
5.Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет? | 11 | 30 | 14 |
6.Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей). | 21 | 24 | 10 |
Проведенный анализ опроса родителей младших школьников позволяет сделать вывод, что большая доля детей в классе предпочитает играть в игры отдельно от сверстников (45%), лишь 34,5% предпочитают
совместные игры. Родителями отмечаются эмоциональные реакции детей при общении со сверстниками (47,2%). Стоит отметить, что большая доля детей проявляет инициативу для привлечения внимания других школьников в классе (50,9%), а 52,72% школьников не нуждаются в постоянном взаимодействии с другими детьми в классе, что говорит об излишней замкнутости и проблемах в коммуникации, что вызвано трудно адаптацией к новым условиям. 43,63% родителей отмечено, что их ребенок нередко проявляет агрессию в отношении других детей (как физическую агрессию, так и вербальную), однако 38,18% детей не проявили признаков
«жестокости» в отношении сверстников. 54,54% не осознают чувств, которые испытывают в процессе общения другие дети.
Таким образом, по опросу родителей можно сделать вывод, что большая часть детей достаточно тяжело адаптируется к условиям школы, что провоцирует образование стрессогенности, которая проявляется в первую очередь в замкнутости, физической агрессии, а также нежелании общаться со сверстниками. Стоит отметить, что большая часть детей также неохотно питается в школе, отказываясь от пищи, а также нередко следуют эмоциональные реакции как в процессе обучения, так и при общении с учителями (слезы, крик, гнев). Дети начальной школы плохо адаптированы к условиям школьного учреждения.
Наблюдение и проведенный анализ поведенческих особенностей школьников начальной школы позволяют определить ступени адаптации детей к учреждению, через которые проходит большая часть детей, которые поступают в школу, однако продолжительность данных ступеней является индивидуальной для каждого ребенка. По итогам наблюдения в процессе адаптации дети распределялись по различным группам: легкого, среднего и тяжелого уровня адаптации.
Подробные результаты разделения детей по адаптационным группам приведены в приложении 5.
Ниже представлены обобщенные результаты констатирующего анализа детей по адаптационным группам (табл. 3).
Таблица 3 Обобщенные результаты разделения школьников на адаптационные группы
(Печора К.Л.)
№ | Категория школьников | Легкая адаптация | Средняя адаптация | Тяжелая адаптация |
1 | Мальчики | 20 | 5,45 | 20 |
2 | Девочки | 14,54 | 14,54 | 25,45 |
3 | всего | 34,54% | 20% | 45,45% |
Можно сделать вывод, что легкая адаптация наблюдается большей частью у мальчиков экспериментальной группы (11 человек), среди девочек легкая адаптация наблюдается лишь у 8 человек. Средняя адаптация преобладает у девочек (8 человек), среди мальчиков отмечено лишь 3 человека. Тяжело адаптируются к условиям школы именно девочки, им сложнее привыкнуть к новой обстановке, завести друзей (14 человек), у мальчиков наблюдается тяжелая адаптация, однако, в меньшем количестве (11 человек).
Таким образом, можно сделать вывод, что девочки сложнее адаптируются к новой обстановке школы, им сложнее взаимодействовать со сверстниками и свыкнуться с отсутствием родителей, а также необходимостью соблюдения определенного распорядка дня.
Легкая адаптационная группа.
Соответственно наблюдениям, продолжительность легкого адаптационного периода составляет около семи дней. У школьников наблюдается легкая стрессогенность, которая заключается в нарушении сна и аппетита, которые достаточно оперативно нормализуются. В процессе приема еды школьники выражали недовольство, плакали, многие отказывались от еды, некоторые дети ели без аппетита. В первые дни в классе школьники проявляли активность, присматриваясь к сверстникам, учителям, однако, многие девочки просились домой, звали маму. Расставание с родителями в первые дни посещения школы омрачалось плачем, однако
спустя неделю состояние данной группы детей стабилизировалось. Составляющие стрессогенности более не проявлялись, дети смогли наладить отношения со сверстниками, школьники стали активно участвовать в совместных играх на переменах, рисовании.
Было выявлено, что данная адаптационная группа весьма эмоционально отнеслась к присутствию сверстников: проявлялась радость, значительный интерес, стремление к изучению ровесников. Дети активно привлекали внимание других школьников, улыбались им, предлагали совместные игры, подражали действиям сверстников.
Стоит отметить, что было определено то, что школьников данной адаптационной группы быстро наладился контакт с учителями, они активно отзывались на их просьбы (к примеру, по вытиранию доски), учитывали их замечания, часто обращались за помощью, старались вовлекать учителя в общение.
Наблюдение показало, что в отношении незнакомых людей школьники адаптационной группы изначально вели себя настороженно, существовало недоверие, однако по прошествии времени, они привыкали и начинали воспринимать посторонних людей в качестве работников школы (как учителей, так и библиотекаря, буфетчицу, психологов).
Школьники легкой адаптационной группы проявили значительный интерес к посторонним людям, показывали желание к общению, демонстрировали свои игрушки, рассказывали о себе, обращались с просьбами, а также задавали множество вопросов (что это? Где твои тетрадки? Что у тебя в сумке?). Стоит подчеркнуть, что дети данной группы регулярно обращаются за помощью и при режимных процессах, и в процессе игр.
Средняя адаптационная группа.
В процессе анализа было выявлено, что в ходе адаптации средней тяжести проявления стрессогенности и нарушений в поведении и состоянии детей ярко выражались, привыкание к школе заняло более длительный
промежуток времени от двух недель до месяца. В данное время настроение детей постоянно изменялось, начиная от постоянного плач, заканчивая тем, что они просились домой, звали родителей. Расставание с родственниками постоянно сопровождалось плачем, у некоторых детей гневом, школьники пытались не пустить родителей и просили не оставлять их. От подобных переживаний классному руководителю было трудно отвлечь детей. В процессе адаптации у школьников сильно нарушился сон и режим питания, некоторые дети категорически отказались от приема пищи, мотивируя это желанием попасть домой и увидеть родителей. Восстановление произошло спустя две недели. Необходимо подчеркнуть, что понизилась речевая и общая активность детей, у половины школьников данной адаптационной группы возникли простудные заболевания, многие дети стали агрессивными, пытались драться со сверстниками, проявляли физическую агрессию, в чем выражается стрессогенность.
Была отмечена пассивность и малоподвижность детей в процессе игр на переменах или режимных занятий, многие школьники приносили игрушки из дома, однако со временем у детей происходила адаптация, они осваивались, изучали атмосферу, обстановку, постепенно включаясь в общение, которые организовывались учителем. Дети практически не проявляли инициативы к общению с учителем и сверстниками. Тяжело устанавливались контакты между школьниками. Было отмечено, что школьники нацелены на проявление самостоятельности в самообслуживании, когда, например, необходимо идти в столовую на завтрак, однако многие девочки просили их взять за руку.
Было определено, что школьники в последующие дни адаптации шли на контакт с посторонними людьми, откликались на предложения поиграть, однако сами не выражали инициативы к общению.
Тяжелая адаптационная группа.
Наблюдение за детьми показало, что при тяжелой адаптации ярко заметны нарушения в поведении, очень сильно проявляется стрессогенность,
выражающаяся в эмоциональных вспышках, проявлениях агрессии в отношении учителя и сверстников, полном отказе от сна и еды, прогулок, совместного общения. Школьники постоянно плачут, они возбуждены, нередки неадекватные проявления. Многие девочки экспериментальной группы устраивали истерики, а мальчики проявляли открытую агрессию, разбрасывали канцелярские предметы (пеналы, карандаши, тетради), мешали обучению других детей. Происходили нарушения режимных процедур: постоянные капризы, отказ от питания, нежелание сидеть на уроке. Школьники постоянно звали родителей, спрашивали, когда их заберут, просьбы и вопросы перерастали в плач и требования немедленно привести маму. Попытки учителя отвлечь детей от переживаний взаимодействием на уроке, ласковыми словами не завершались успехом. Расставание с родителями сопровождалось истериками и слезами.
Было определено, что в отношении сверстников дети данной адаптационной группы вели себя пассивно, не проявляли никакой инициативы к общению, а также не стремились привлечь внимание других детей. Также не наблюдалось подражательных действий. Отмечено избегание общения с другими детьми, истерики и слезы при попытке общения, а также проявления открытой агрессии при попытке других детей пойти на контакт. Школьники данной группы старались регулярно находится в одиночестве. В общие занятия они практически не включались.
На занятиях школьники данной адаптационной группы постоянно отвлекались, быстро утрачивали интерес к происходящему, переставали исполнять инструкции учителя, занимались тем, чего сами желали на определенный момент времени.
Дети с тяжелой адаптацией постоянно искали ласки, внимания и сопереживания со стороны посторонних людей, привлекали к себе внимание плачем и капризами. Они не проявляли инициативы, направленной на совместную деятельность, однако при проявлении инициативы в общении посторонними людьми, они поддерживали их намерения.
Стоит подчеркнуть, что школьники с тяжелой адаптацией находятся на начальных этапах, они не могут привыкнуть к правилам и условия школы, испытывая от этого эмоциональные неудобства, регулярно выявляют желание увидеть родителей, постоянно плачут, нацелены на эмоциональный и физический контакт с учителем, не отпуская их от себя.
Далее необходимо представить результаты по методу «Опросник Фромма А.» (табл. 4). Развернутые результаты опросника приведены в приложении 5.
Данный метод представляет собой эффективное средство определения проблем в адаптационном период у детей в возрасте до восьми лет.
Метод базируется на определенных характеристиках и адаптационных показателях, которые свидетельствуют о приоритетных особенностях и привычках детей, проявлении различных крайностей, отставании в развитии.
Если в ходе анализа на вопросы получается свыше половины негативных ответов, то ребенка требуется показать специалисту, что говорит о тяжелом адаптационном периоде и возникновении проблем при адаптации.
Таблица 4 Обобщенные результаты по методу «Опросник Фромма А.» (констатирующий
анализ)
Вид адаптации | Средний показатель количества отрицательных ответов | Отрицательные ответы в % отношении |
Легкая | 3 | 14 |
Средняя | 6 | 30 |
Тяжелая | 9 | 56 |
Можно сделать вывод, что количество отрицательных ответов преобладает над количество положительных на поставленные вопросы, таким образом, в большей мере у школьников 1 «Б» класса со средним и тяжелым видом адаптации. У детей с легким видом адаптации количество минимальных ответов не превышает половину от общего числа вопросов, что говорит о том, что они достаточно быстро адаптируются, не имея проблем, а также в их случае не возникает стрессогенность, которая провоцирует возникновение заболеваний, истерик, агрессии.
В случае с детьми с тяжелой адаптацией преобладают отрицательные ответы на вопросы, что говорит о том, что некоторые дети отстают в развитии, они плохо контактируют со сверстниками, нарушают режим дня, отказываются от питания, а также обладают множеством агрессивных проявлений (что спровоцировано повышенной стрессогенностью при адаптации).
Родители школьников отмечали капризность, отсутствие коммуникабельности у детей, невозможность оставлять детей в одиночестве.
Для определения причин, которые заложены в стрессогенности большей части группы, отобранной для проведения опытно- экспериментальной работы, был использован метод Стребелевой Е.А. В процессе применения методики были получены определенные результаты, представленные ниже.
Анализ общения и речи показал, что большая часть отобранных для исследования младших школьников малоактивы, они не проявляют желания в общении с учителями, сверстниками, а также посторонними людьми. Однако, дети адресуют взрослым инициативные действия с предметами, воспроизводя действия, которые показываются им учителем или посторонним человеком.
Ученик 1 обладает средним уровнем развития речи. С учителем общается много, нередко обращается к нему, составляет сложные предложения. При совместном изучении картинок по окружающему миру она описывает то, что видит на них, улыбаясь, часто смеется, заглядывая в лицо учителю. Ученица понимает речь, которая к ней обращена, легко находит требуемые предметы и осуществляет адекватные действия.
Анализ познавательной активности. При изучении незнакомых предметом большая часть детей нацелена на переход от предметных действий к эмоционально-личностным контактам, однако при совместных играх со сверстниками возникают проблемы. Многие дети более активно общаются с учителем и школьным психологом. Стоит отметить, что
конфигурация исследуемых предметов спровоцировала у большей доли школьников конкретные игровые действия: кормление и приготовление. Некоторые дети задавали вопрос: «Что это?».
Наблюдение за учеником 2 показало, что она около двух минут изучала незнакомый предмет (математические палочки), после демонстрации примера действия она попробовала несколько раз его повторить, однако некоторые детали не помещались на место. Вследствие чего возник диалог между учителем и ребенком.
Ученик 2: Вопросительно смотрит на экспериментатора, протягивает палочки и говорит: «Как»?
Учитель: Показывает способы действия.
Ученик 2: «Дай, (ребенок берет палочки, складывает их и разбирает)»,
«у нас дома тоже похожие есть». Учитель: «Точно такие же?»
Ученик 2: «Нет, больше» (Пробует еще раз посчитать количество палочек).
Если метод действия с предметом не понятен для детей, или при счете их постигает неудача, то они быстро утрачивают интерес к данному предмету. Помощь учителя, его демонстрация методов действий способствовали возрождению интереса у детей. Попытки повторения примера были эмоциональными, а также продолжительными.
Анализ целенаправленности и самостоятельности. В данном наблюдении школьники имеют разные результаты. Некоторые дети увлеченно взаимодействовали с предметами, пытались получить необходимый результат, другие дети аккуратно перемещали детали, которые требовалось посчитать, постепенно теряя цели действий. Стоит отметить, что интерес школьников в большей степени был определен реакцией учителя. Ребенок оживлялся, улыбался, когда учитель обращался к нему, при неудачах многие дети обращались к учителю за помощью. Конечный результат был оценен лишь некоторыми детьми:
Ученик 3 пытался склеить из цветной бумаги круг (активно стараясь). Учитель спросил его, правильно ли вырезается круг?
Ученик 3: «Смотрите, я правильно вырезаю». Учитель: «Умница»
Ученик 3: «У меня получается!».
В большей мере интерес и внимание получили определенные действия и участие учителя в них.
Ученик 4 перебирала нарезку из цветной бумаги.
Учитель: «Нужно вырезать круг, который потом можно наклеить на картон».
Ученик 4 оживилась и стала активно перебирать нарезку, а потом отдала ее учителю.
Учитель: «Сначала нужно вырезать круг».
Ученик 4: «Да…» (крутит ножницы в руках, смотрит на учителя, однако не начинает вырезать).
Процессуальные действия (на уроке технологии) спровоцировали у многих детей позитивный настрой, поскольку школьники пытались перейти на общение с учителем. Дети старались внимательно относится к действиям учителя, особенно к новым действиям. Изначально они изучали действия учителя, лишь потом пытались самостоятельно вступить в действие. Несколько мальчиков самостоятельно подбирали рисунки, другие дети ожидали предложений учителя, а также наводящих вопросов.
После использования метода Стребелевой Е.А. полученные результаты были сведены в таблицу в виде баллов (табл. 5).
Развернутые результаты по методике Стребелевой Е.А. приведены в приложении 5.
Таблица 5 Обобщенные результаты в баллах детей по методу выявления степени психического
развития Стребелевой Е.А. (в баллах)
Вид адаптации | Умственное развитие | Познавательное развитие | Целенаправл. и самостоятельн. | Речь | Общение | Процесс. действие |
Легкая | 33,48 | 12,3 | 17,28 | 8,22 | 15,28 | 23,47 |
Средняя | 30,06 | 12,23 | 15,63 | 6,49 | 14,72 | 21,16 |
Тяжелая | 32,27 | 8,42 | 12,34 | 4,37 | 9,44 | 16,18 |
Средний показатель | 31,93 | 10,98 | 15,08 | 6,36 | 13,14 | 20,27 |
Опираясь на проведенный анализ, можно сделать выводы о том, что дети отличаются по определенным показателям: умственному развитию, познавательной активности, самостоятельности, общению и речи. Данные показатели при сравнении у детей являются незначительными, что обуславливается возрастными и личностными отличиями самих детей в классе. Стоит отметить, что показатель «процессуальное действие» обладает заметными отличиями среди группы с тяжелой и легкой адаптацией (в 3,47 балла), что спровоцировано адаптационным уровнем школьников.
Сравнительный анализ результатов методики показал, что адаптационные особенности детей к начальной школе не зависят от умственного развития, познавательной активности, а также развития речи и общения. Основным показателем, по которому имеются значительные отличия является уровень развития процессуальных действий.
Результаты данной методики позволили сделать вывод, что чем лучше дети ориентируются на конечные итоги своей деятельности, способны искать методы действий, которые могут привести к намеченным целям, тем больше в играх проявляется инициативность детей, самостоятельность, способность к выполнению и варьированию определенных игровых действий, использование предметов-заменителей, а также заметно лучше развивается детское воображение, таким образом, ребенку проще адаптироваться к условиям школы. Можно сделать вывод, что если подобные умения у детей являются развитыми слабо, то у них значительно сложнее протекает адаптационный период.
Также необходимо подчеркнуть, что полученные показатели демонстрируют отсутствие разительных отличий между детьми, как в умственном развитии, так и в общении. Что позволяет предполагать, что причиной тяжелой адаптации является не познавательный уровень, а
образование стрессогенности на ранних этапах адаптации, а также иные причины.
Ниже приведен анализ группы детей по методу «Тест фрустрационных реакций Розенцвейга» (табл. 6). Результаты исследования группы детей младшего школьного с использованием Теста фрустрационных реакций, который направлен на анализ реакций на неудачу и методы выхода из проблемных ситуаций, которые препятствуют удовлетворению потребностей личности представлены в приложении 6.
Таблица 6 Результаты анализа по методу «Тест фрустрационных реакций Розенцвейга»
(констатирующий анализ)
Показатель | Мальчики (чел.) | Девочки (чел.) | Показатель кол-ва подростков в % | ||
Мальчики | Девочки | Общее | |||
Высокая конфликтность | 11 | 16 | 34,2 | 29,4 | 63,6 |
Низкая конфликтность | 5 | 9 | 20 | 27,2 | 47,2 |
Завышенная самооценка | 16 | 11 | 29,09 | 20 | 49,09 |
Заниженная самооценка | 4 | 10 | 15,01 | 35,9 | 50,91 |
Ниже представлена диаграмма, демонстрирующая результаты проведенного анализа по методике (рисунок 1).
Проведя анализ полученных результатов, можно сделать вывод о том, что в группе у 63.6% детей высокая конфликтность, при этом у 50,91% детей наблюдается заниженная самооценка.
У 49,09% детей наблюдается завышенная самооценка, что сказывается на их конфликтном поведении, а также вызвано возросшей стрессогенностью при адаптации к условия начальной школы.
Также необходимо подчеркнуть, что полученные показатели демонстрируют отсутствие разительных отличий между детьми, как в умственном развитии, так и в общении. Что позволяет предполагать, что причиной тяжелой адаптации является не познавательный уровень, а образование стрессогенности на ранних этапах адаптации, а также иные причины.
Выводы по главе 2
Можно сделать вывод, что в группе нерационально применяются различные манеры поведения в конфликтных ситуациях, поскольку в большинстве случаев испытуемыми используется соперничество и избегание
конфликтных ситуаций, что отрицательно воздействует на социальную и
психологическую атмосферу в группе, по этой причине ситуацию можно охарактеризовать повышенной конфликтностью. Также в ходе анализа было выявлено, что у детей повышена конфликтность вследствие тяжелой адаптации, что затрудняет их общение со сверстниками, а также взаимодействие с окружающим миром, также у большинства участников экспериментальной группы сильно занижена самооценка, что отражается на их агрессивном поведении, неуверенности в себе, вследствие чего- затрудненной коммуникации с окружающими людьми. У мальчиков экспериментальной группы была выявлена завышенная самооценка, которая отражается негативно на их поведении, провоцирует дополнительную немотивированную агрессию, конфликтность, нежелание к адекватной коммуникации.
Проведенное исследование также показало, что среди детей, принимающих участие в эксперименте, большая обладает заметными проявлениями агрессии, враждебности, раздражения, многие дети испытывают постоянную обиду на окружающих людей, на себя, а также у них преобладает негативизм и угрызения совести, что, также провоцирует агрессивное поведение. У девочек экспериментальной группы была выявлена частая вербальная агрессия и проявления негативизма, а у мальчиков сильно выраженная физическая агрессия, раздражение и косвенная агрессия.
Проведенный анализ посредством различных методик позволил сделать выводы:
- продолжительность адаптационного период зависит от специфики нервной системы детей, а также их возраста;
- наличие или отсутствие тренировок нервной системы оказывает влияние на скорость адаптации;
- стрессогенность наблюдается у детей с тяжелой адаптацией, она выражается в проявлении агрессии, отказе от приема пищи, взаимодействия на переменах, немотивированной агрессии по отношению к сверстникам и учителям, истериках, плаче, гневе;
- на адаптацию оказывает влияние разница в воспитательных методах;
- немаловажным фактором адаптации является контраст между привычной домашней обстановкой и обстановкой школы.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф