Глава 3. Практическая работа по преодолению проблем адаптации первоклассников и профилактике школьной дезадаптации
3.1. Разработка и апробация комплекса адаптационных занятий для первоклассников
Для коррекции стрессогенности и облегчения прохождения адаптационного периода у детей начальных классов школы требуется сформировать психологическое сопровождение, которое будет заключаться в формировании наилучших условий, которые требуются для нормального психического и физического развития, а также позитивного состояния школьников.
Задачами данной программы являются:
— определение на ранних стадиях отклонений в развитии детей;
— формирование развивающей среды;
— понижение стрессогенности посредством работы психолога и учителя с детьми;
— стимуляция возможностей детей;
— проведение профилактики неблагополучной адаптации детей. Нормативно-правовой базой (документацией) являются:
— конвенция о правах детей;
— Закон «Об образовании»;
— Устав школьного учреждения;
— Положение о деятельности ПМП в школьных учреждениях.
Приоритетными принципами понижения стрессогенности и улучшения адаптации детей являются:
— использование междисциплинарного подхода;
— сотрудничество с родителями детей;
— соблюдение конфиденциальности;
— проведение последовательной и поэтапной работы;
— принцип регулярности;
— соблюдение направленности на индивидуальные особенности детей;
— формирование специально организованной педагогической среды.
Организационная модель психолого-педагогического сопровождения детей в школьном учреждении в период адаптации включает:
1. Направленность на ребенка, включая организационные виды предоставления помощи детям на ранних этапах адаптации, а также при образовании факторов стрессогенности. Сущность деятельности по данному направлению заключается в осуществлении наблюдения и проведении диагностики, направленных на исследование адаптационного периода детей, оценке степени их развития, определение школьников, которые обладают проблемами в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудностями в обучении и адаптации.
По итогам наблюдательной работы осуществляются выводы, формируются заключения, а также предоставляются письменные рекомендации для родителей по самым продуктивным методам адаптации детей, а также взаимодействия с ними. При определении недостатков в развитии формируются персональные программы развития. Полученные о школьниках данные используются для формирования развивающей среды, понижения стрессогенности отдельных детей, улучшения адаптационной атмосферы, изменения манеры общения с ребенком.
2. Приоритетными задачами психолого-педагогической коррекции детей с тяжелым адаптационным периодом являются:
— знакомство учителей со спецификой и закономерностями в развитии определенных детей, испытывающих трудности при адаптации;
— при возникновении факторов стрессогенности, обучение адекватным методам взаимодействия с ребенком с адаптационными проблемами;
— помощь в формировании условий, которые способствуют увеличению показателей эмоционального комфорта детей в младших классах школы, которые стимулируют развитие их личности46.
Основными направлениями деятельности психолога в школе являются: Деятельность в диагностическом направлении, обеспечивающая выявление показателей развития детей, их соответствия стандартным показателям для определенного возраста ребенка. Полученные итоги применяются для выявления специфики психофизического развития детей, а
также факторов стрессогенности при адаптации младших школьников47.
Диагностическая деятельность проводится психологом в процессе опроса родителей, бесед с учителями, индивидуальном обследовании показателей психофизического развития детей, а также в процессе наблюдения за ними.
Функция проведения диагностики является основной в отношении к прочим функциям при организации психолого-педагогической поддержки детей в адаптационном периоде.
В профилактическом направлении психолог действует на обеспечение профилактики образования отклонений в развитии, проявления агрессии в отношении сверстников и учителей, понижении уровня стрессогенности детей, поступивших в школьное учреждение, которые обуславливаются несоответствием требований среды истинным возможностям детей48.
Профилактическими средствами являются организованная предметная и пространственная среда в младших группах, развивающее общение, сотрудничество учителя с детьми во всевозможных видах деятельности,
46 Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. — М.: Академия, 1996. — С. 88.
47 Леванова Е.А., Тарабакина Л.В. Психолого-педагогическая концепция программы «Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков». – Преподаватель XXI век. – 2012 – том 1, №3 – С.175- 190
48 Леванова Е.А., Сахарова Т.Н. Опыт реализации магистерской программы «Технологии здоровьесбережения в образовании» по направлению «Психолого-педагогическое образование». – Вестник ВГТУ – 2014 – С.1-3
личные и групповые занятия с учителями и школьным психологом, а также применение психопрофилактических занятий.
Деятельность в развивающем направления нацелена на стимулирование возможностей ребенка, формирование психологических и педагогических условий оперативного развития у них основных психологических новообразований, которые свойственны определенному возрасту, овладение детьми определенными видами коммуникации и деятельности.
Реализовывается функция развития в ходе личных и групповых занятий с учителями, а также при развивающем взаимодействии родителей с детьми.
Коррекционным направлением является проведение целенаправленной деятельности по изменению среды развития, адаптации ее к возможностям и потребностям детей, формировании психолого-педагогических условий преодоления трудностей в процессе адаптации к школе, а также развитии психологических функций.
Используется коррекционная функция в ходе специальной организации предметной и пространственной, коррекционной среды, которая организует взаимодействие работников школьного учреждения с детьми, испытывающими проблемы с адаптацией, а также в процессе коррекционных занятий.
Была поставлена задача провести обобщение, систематизацию накопленного опыта, методов и видов деятельности с младшими школьниками, а также формирование системы действий по созданию сопровождения развития и адаптации детей с первых дней пребывания в школе.
Система психолого-педагогического сопровождения в период адаптации включает в себя:
— анкетирование родителей (при поступлении детей в учреждение). Составление письменных рекомендаций родителям в отношении развития ребенка, а также по подготовке к поступлению в школьное учреждение.
Исследование медицинской карты детей на наличие специфических заболеваний. Изучение методов воспитания ребенка в семье, выявление уровня готовности детей к поступлению в школу;
— наблюдение за младшими школьниками в группе. Проведение бесед с родителями и учителями. Осуществление психологического анализа степени адаптации детей к школе. Приоритетным направлением данного этапа является определение, комплексное изучение и отбор школьников младшего возраста, которые обладают тяжелым и средним уровнем адаптации, а также иными отклонениями в эмоциональном развитии и социальной адаптации;
— заполнение учителем карт психофизического развития детей младших классов, которые направлены на отслеживание гармоничности развития и адаптации детей, обобщение данных об уровне адаптации ребенка, планирования направлений персональной деятельности с ребенком;
— проведение психолого-педагогического изучения младших школьников, нацеленного на выявление актуального уровня развития и адаптации, определение проблем и недостатков в адаптации;
— составление рекомендаций для родителей и учителей. Формирование и проведение личных комплексных коррекционных программ49.
Предполагаемыми итогами коррекционной и сопровождающей деятельности станут:
— оперативное выявление отклонений при адаптации детей к школьному учреждению;
— устранение проблем и факторов стрессогенности, а также проблем в развитии на протяжении школьного периода;
— увеличение психологической и педагогической грамотности учителей и родителей;
49 Мудрик А.В. Социальная педагогика. 6-ое изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2007 – С. 103.
— формирование положительной педагогической среды для наилучшей адаптации младших школьников.
В ходе исследования было выявлено, что большая часть детей 1 «Б» класса испытывают проблемы с адаптацией к начальной школе, а также обладают факторами стрессогенности, которые негативным образом отражаются не только на их моральном, физическом и эмоциональном состоянии, но и на состоянии других детей.
Проведенный анализ опроса родителей показал, что большая часть детей плохо адаптирована к условиям школы, многие дети с трудом идут на общение со сверстниками.
Можно сделать вывод, что специфика адаптации младших школьников определяется не только психофизиологическими особенностями. Для детей данной группы малозначимым является общение со сверстниками. Они замкнуты, плохо идут на контакт, и могут самостоятельно заниматься своими делами, не участвуя в групповой деятельности. Однако, некоторые дети заинтересованы сменой обстановки или появлением новых предметов. Многие испытывают переживания вследствие разлуки с родителями, у некоторых детей наблюдаются вспышки агрессии и эмоций.
Таким образом, требуется сформировать оптимальные условия, которые необходимы для полноценного эмоционального, психического, социального развития и адаптации младших школьников.
Ниже представлены основные мероприятия, направленные на подготовку школьников к поступлению в школу, а также на адаптацию детей в школе, для создания наилучшего адаптационного периода, который позволит избежать возникновения факторов стрессогенности и прочих проблем при адаптации (табл. 7).
Таблица 7 Мероприятия, направленные на коррекцию и подготовку детей к поступлению в
школу, а также прохождение адаптационного периода
Мероприятия | Рекомендации родителям | Деятельность в школьном учреждении |
Наблюдение за адаптацией | Организация поступления ребенка по графику приема детей Сокращенный период пребывания ребенка в школе в начале адаптации Следование рекомендациям по адаптации ребенка | Составление листов адаптации по каждому ребенку Ежедневное наблюдение психологом-педагогом |
Режим деятельности | Соответственно возрасту детей, который максимально приближен к школьному учреждению | Нацеленность на соблюдение гибкого графика |
Питание | Осуществление сбалансированного и рационального питания | При отказе от питания не заставлять детей есть |
Проведение гимнастики | Соответственно возрасту Получение родителями элементарных навыков гимнастики | Проведение занятий соответственно возрасту |
Закаливание | Использование различных методов закаливания | Щадящее закаливание по принятой в школе схеме |
Воспитание | Проведение занятий по возрасту, акцентирование внимания на развитии навыков обучения и умении самостоятельной работы | В процессе адаптации осуществление занятий с элементами игровой деятельности |
Стоит подчеркнуть, что внимание необходимо акцентировать на согласованности деятельности родителей и педагогов, соблюдении общих подходов к детям дома и в школьном учреждении. Родители должны непосредственно участвовать в адаптационных процессах ребенка.
До поступления в начальную школу необходимо проверить уровень адаптации детей.
Требуется проведение работы по психологическому просвещению родителей, в ходе которой, педагоги и родители получают информацию о факторах и симптомах тяжелого адаптационного периода, улучшении процесса адаптации к условиям школы каждого школьника, учитывая их индивидуальность.
Основными факторами, которые определяют эффективность и успех адаптации младших школьников к учреждению являются факторы, связанные с физическим, психическим и эмоциональным состоянием.
К данным факторам относится здоровье детей, а также степень их развития. Развитые, здоровые дети имеют больше возможностей адаптационного механизма, им проще справляться с трудностями.
Также немаловажным фактором является возраст, в котором ребенка отдают в школу. Вырастая и развиваясь у детей изменяется уровень и вид их привязанности к родителям. Школьники чувствуют острую нужду в защите и опоре, которые даются родителями.
Приоритетным фактором является уровень развития коммуникационных навыков у детей. В младшем возрасте на смену ситуативному и личностному общению приходит деловое, основой которого является получение детьми вместе со взрослыми мира предметов, назначение которых самостоятельно дети открыть не способны. Родители и педагоги являются примером для подражания, а также людьми, которые могут провести анализ их действий, а также предоставить помощь.
Для наилучшей адаптации школьников к учреждению требуются проведение поэтапной деятельности родителей, учителей и психологов.
Адаптация детей к школе предполагает использование профессиональных сил всех сотрудников учреждения. Необходимо применять стратегию сотрудничества, партнерства всех сотрудников.
3.2. Анализ результатов практической работы по преодолению проблем адаптации и профилактике школьной дезадаптации первоклассников
Завершающий этап исследования заключается в проведении контрольного анализа, который нацелен на проверку эффективности предложенных методов коррекции стрессогенности и улучшения самоконтроля у детей младшего школьного возраста. Контрольный анализ позволил провести сравнение с результатами констатирующего анализа.
В процессе исследования были применены те же методики, что и при проведении констатирующего анализа.
Ниже представлены результаты контрольного анализа уровня адаптации школьников (табл. 8).
Таблица 8
Результаты контрольного анализа уровня адаптации
Адаптационный уровень | Группа детей абс. Показатель (чел.) % показатель | |
Высокий | 12 | 21,8 |
Выше среднего | 16 | 29,09 |
Средний | 6 | 21,8 |
Ниже среднего | 4 | 16,36 |
Низкий | 3 | 10,9 |
Итог | 41 | 100 |
Можно сделать вывод, что соответственно контрольному анализу 1 «Б» класса, 10,9% школьников обладают низким адаптационным уровнем, а 16,36% обладают показателями адаптации ниже среднего, что заметно отличается от результатов констатирующего анализа. При этом 43,6% детей имеют уровень адаптации средний и выше среднего, 50,89% школьников обладают высокими и выше среднего показателями уровня адаптации. Таким образом, многие дети имеют достаточно высокий уровень адаптации, что говорит о действенности коррекционных методов, а также целесообразности применения службы психолого-педагогического сопровождения детей в школе.
Подробная таблица выявления уровня адаптации на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы приведен в приложении 7.
Подробные результаты разделения детей по адаптационным группам приведены в приложении 8.
Ниже представлены обобщенные результаты контрольного анализа детей по адаптационным группам (табл.10).
Таблица 10 Обобщенные результаты разделения школьников на адаптационные группы
(Печора К.Л.) (контрольный анализ)
№ | Категория школьников | Легкая адаптация | Средняя адаптация | Тяжелая адаптация |
1 | Мальчики | 32,7 | 12,72 | 9,09 |
2 | Девочки | 18,2 | 9,09 | 18,18 |
3 | всего | 50,9% | 21,81% | 27,26% |
Можно сделать вывод, что легкая адаптация наблюдается большей частью у мальчиков экспериментальной группы (9 человек), среди девочек легкая адаптация наблюдается у 8 человек. Средняя адаптация преобладает у девочек (4 человек), среди мальчиков отмечено 10 человек. Тяжело адаптируются к условиям школы девочки (6 человек), у мальчиков наблюдается тяжелая адаптация, однако, в меньшем количестве (4 человек).
Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционные мероприятия оказали влияние на разделение школьников по уровням адаптации. После проведения мероприятий значительно сократилось число детей с тяжелой адаптацией, а также увеличилось количество школьников с легкой адаптацией.
Далее необходимо представить результаты по методу «Опросник Фромма А.» (табл. 11). Развернутые результаты опросника приведены в приложении 8.
Таблица 11 Обобщенные результаты по методу «Опросник Фромма А.» (контрольный анализ)
Вид адаптации | Средний показатель количества отрицательных ответов | Отрицательные ответы в % отношении |
Легкая | 3 | 14 |
Средняя | 6 | 24 |
Тяжелая | 9 | 43 |
Можно сделать вывод, что количество отрицательных ответов преобладает над количество положительных на поставленные вопросы, таким образом, в большей мере у школьников со средним и тяжелым видом адаптации, которая провоцирует возникновение заболеваний, истерик, агрессии. Стоит отметить, что наблюдаются положительные изменения в
ответах на опрос, поскольку процентное отношение отрицательных ответов заметно сократилось. Результаты повторного исследования группы детей с использованием
Теста фрустрационных реакций, который направлен на анализ реакций на неудачу и методы выхода из проблемных ситуаций, которые препятствуют удовлетворению потребностей личности представлены в приложении 9.
Таблица 12 Итоги анализа по методу «Тест фрустрационных реакций Розенцвейга»
(контрольный анализ)
Показатель | Мальчики (чел.) | Девочки (чел.) | Показатель кол-ва подростков в % | ||
Мальчики | Девочки | Общее | |||
Высокая конфликтность | 7 | 8 | 32,6 | 28,2 | 60 |
Низкая конфликтность | 9 | 10 | 25,9 | 34,6 | 60 |
Завышенная самооценка | 15 | 9 | 26,7 | 17,4 | 43,6 |
Заниженная самооценка | 2 | 5 | 16,8 | 31,2 | 47,2 |
Ниже представлена диаграмма, демонстрирующая результаты проведенного анализа по методике (рисунок 3).
Рисунок 3. Диаграмма конфликтности повторного исследования группы
На рисунке приведены показатели, определяющие, что произошло понижение конфликтности у младших школьников, а также увеличилось количество детей с низкой конфликтностью (до 34,6%).
Рисунок 4. Диаграмма самооценки повторного исследования группы
Согласно приведенной диаграмме, произошло повышение у младших школьников показателей заниженной самооценки (до 16,8%), а также произошло понижение количества детей с завышенной самооценкой.
Сравнительный анализ результатов анализа стрессогенности детей до и после использования методик по коррекции по методу Манна-Уитни (табл. 13).
Таблица 13 Сравнительный анализ групп по методу Розенцвейга посредством метода Манна-
Уитни
Экспериментальная группа | Ранг 1 | Экспериментальная группа (повторный анализ) | Ранг 2 |
63.6 | 6 | 60.8 | 5 |
50.91 | 4 | 45.3 | 1 |
49.09 | 3 | 48 | 2 |
Суммы: | 13 | 8 |
Рисунок 5. Показатели расчетов на оси значимости
Результат сравнительного расчета: UЭмп = 2.
Полученное эмпирическое значение Uэмп (2) находится в зоне незначимости, таким образом, вывод о результатах сравнительного анализа: так как полученный результат находится в зоне незначимости, то корректирующие методики не оказали сильного воздействия на экспериментальную снизился незначительно, а заниженная самооценка группы детей заметно возросла.
Далее был проведен сравнительный анализ результатов адаптации детей к школе (табл. 14).
Таблица 14 Сравнение результатов констатирующего и контрольного анализа
Уровень адаптации | Констатирующий анализ | Контрольный анализ | ||
Абс. | % | Абс. | % | |
Высокий | 7 | 12,7 | 12 | 21,8 |
Выше среднего | 12 | 21,8 | 16 | 29,09 |
Средний | 5 | 20 | 6 | 21,8 |
Ниже среднего | 11 | 29,09 | 4 | 16,36 |
Низкий | 6 | 16,36 | 3 | 10,9 |
Проведенный сравнительный анализ показал, что после коррекционных методов, а также осуществления психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации результаты адаптации заметно улучшились. Показатели высокой адаптации выросли на 9,1%, показатели адаптации выше среднего на 7,29%, показатели низкого уровня адаптации снизились на 5,46%.
Также был проведен корреляционный расчет зависимости по методу Пирсона между психолого-педагогическими показателями готовности детей
к школе (Печора К.Л.) и показателями психологической адаптации школьников к условиям начальной школы (табл. 15).
Таблица 15 Определение корреляционной зависимости психолого-педагогических показателей готовности детей к школе и показателями психологической адаптации школьников
Показатель | Эмоциональное | Социальная | Активность детей | Аппетит детей |
Какое настроение преобладает у ребенка | 0,09 | 0,03 | 0,72 | 0,18 |
Как учится ребенок | 0,53 | 0,08 | 0,49 | 0,61 |
Какие действия предпринимаются для того, чтобы ребенок учился | 0,71 | 0,31 | 0,03 | 0,06 |
Какова продолжительность внимания на учителе | 0,5 | 0,18 | 0,2 | 0,15 |
Какой аппетит у детей | 0,39 | 0,42 | 0,17 | 0,15 |
Имеются ли отрицательные привычки | 0,54 | 0,16 | 0,26 | 0,18 |
Проявляют ли интерес к игрушкам в семье и в учреждении | 0,36 | 0,2 | 0,29 | 0,16 |
Проявляется ли инициатива в общении | 0,62 | 0,15 | 0,33 | 0,12 |
Легко ли переносит расставание с родителями | 0,51 | 0,39 | 0,02 | 0,1 |
Просится ли в туалет | 0,25 | 0,05 | 0,26 | 0,13 |
Проявляет ли инициативу в общении со взрослыми | 0,43 | 0,18 | 0,2 | 0,12 |
Таким образом, можно сделать вывод, что были определены наиболее важные связи корреляции, к которым относятся:
— показатель «активность ребенка» обладает положительной сильной корреляционной связью с фактором «как учится ребенок» (r=0.49);
— фактор «продолжительность внимания на учителе» обладает положительной корреляционной связью с фактором «активность ребенка» (r=0.72);
— фактор «просится ли ребенок в туалет» обладает положительной корреляцией с фактором «эмоционального состояния детей» (r=0,61);
— фактор «как ребенок переносит расставание с родителями» обладает положительной корреляционной связью с фактором
«эмоционального состояния детей» (r=0.53).
Можно сделать вывод, что специфика адаптации ребенка, а также уровень стрессогенности и факторов от нее возникающих определен, в первую очередь, психофизиологической спецификой младших школьников. Для данного возрастного периода свойственны переживания и расстройства, связанные с расставанием с родителями, сменой обстановки после детского сада и переходом в школу, повышением ответственности за свои поступки, взаимодействие с детьми.
Выводы по главе 3
В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что многие дети младшего школьного возраста обладают средними и тяжелым адаптационными формами к школе. Однако имеются дети, которые легко переносят период адаптации, что связано с более устойчивой нервной системой, развитием детей, а также стилем воспитания в семье.
Опираясь на наблюдение за детьми, которое было проведено в рамках опытно-экспериментальной работы, среди школьников с различными видами адаптации преобладают дети, которые тяжело адаптируются к новым условиям, у них нестабильно эмоциональное состояние, частыми бывают вспышки агрессии и гнева, а также слезливое настроение, регулярный плач и просьбы отпустить домой. Стоит отметить, что школьники легкой адаптационной группы достаточно просто перемещаются по всем адаптационным этапам, легко чувствуют себя в незнакомой обстановке, заинтересованы в новых игрушках, быстро налаживают ситуативно-деловое общение с учителем, эмоционально чувствуют сверстников, обладают фантазией и легко вовлекаются в различные действия.
Дети со средним адаптационным уровнем добираются лишь до 3 этапа, останавливаясь на нем, поскольку они смогли привыкнуть к сверстникам,
наладить общение с учителем, однако они тяжело вовлекаются в групповые занятия и игры, не проявляя интереса к другим школьникам.
Для школьников с тяжелым адаптационным уровнем свойственны резкие перемены привычного образа жизни и поведения, что провоцирует увеличение стрессогенности, которая, в свою очередь, вызывает нарушения в режиме дня, проявление агрессии и беспокойства, истерики, что приводит к срывам нервной системы. В подобном случае образуется дезадаптация, выражающаяся в неадекватном поведении детей, которое нередко граничит с невротическим состоянием, также возникают различные респираторные болезни, нарушается режим сна и питания. Для подобной группы школьников рекомендуется использование щадящего режима, предусматривающего организацию прогулки с подвижными играми, ограничение умственных нагрузок, проведение оздоровительных мероприятий.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы было выявлено, что 10,9% школьников обладают низким адаптационным уровнем, а 16,36% обладают показателями адаптации ниже среднего, что заметно отличается от результатов констатирующего анализа.
Были проведены коррекционные мероприятия, которые включали психолого-педагогическую поддержку детей в адаптационном периоде, после проведенных мероприятий показатели адаптации детей заметно улучшились, снизился уровень агрессии и конфликтности, а также увеличилась самооценка детей, что подтверждается сравнительным анализом, корреляционными расчетами (по Пирсону), а также статистическими расчетами по методу Манна- Уитни.
Можно сделать вывод, что гипотеза исследования о том, что продолжительность адаптации детей в начальной школе зависит от специфики стрессогенности, психологического и педагогического воздействия, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе процессов адаптации в младшем возрасте формируются главные инструментальные, мотивационные и стилевые свойства личности. Инструментальные свойства заключают в себе средства достижения целей, которые предпочтительны для человека, удовлетворение основных потребностей. Мотивационные свойства можно отнести к человеческим интересам, задачам и целям, поставленным перед ним, а также главным потребностям и поведенческим мотивам. Стилевые свойства затрагивают характер, темперамент, методы поведения, манеры.
Адаптационные процессы являются важнейшими при формировании личности ребёнка в школьном учреждении, а также развитии его навыков. Негативная адаптация отрицательно отражается не только на психическом, но и на физиологическом состоянии детей.
В данной работе были исследованные адаптационные процессы среди младших школьников ГБОУ школы № 1247 имени Юргиса Балтрушайса среди 41 ученика 1 «Б» класса.
Главными направлениями опытно-экспериментальной работы являются:
— исследование и эффективная адаптация к школьному учреждения детей и их родителей;
— проведение наблюдения, а также вовлечение родителей в совместную деятельность;
— использование методик для выявления стрессогенности и уровня адаптации у детей младших классов школы;
— проведение психолого-педагогической работы с детьми, которые тяжело переносят адаптационный период, а также испытывающие стрессогенность при адаптации.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что 16,36%
школьников обладают низким адаптационным уровнем, а 29,09% обладают показателями адаптации ниже среднего, при этом 43,8% детей имеют
уровень адаптации средний и выше среднего, лишь 12,7% школьников обладают высокими показателями уровня адаптации. Таким образом, многие дети имеют достаточно низкий уровень адаптации, что говорит о необходимости изменения программы адаптации, а также о том, что требуется вовлечение родителей в процессы адаптации детей к школе.
Проведенный анализ опроса родителей младших школьников позволяет сделать вывод, что большая доля детей в группах предпочитает играть в игры отдельно от сверстников (45%), лишь 34,5% предпочитают совместные игры. Родителями отмечаются эмоциональные реакции детей при общении со сверстниками (47,2%). Стоит отметить, что большая доля детей проявляет инициативу для привлечения внимания других школьников класса (50,9%), а 52,72% школьников не нуждаются в постоянном взаимодействии с другими детьми в классе, что говорит об излишней замкнутости и проблемах в коммуникации, что вызвано трудно адаптацией к новым условиям. 43,63% родителей отмечено, что их ребенок нередко проявляет агрессию в отношении других детей (как физическую агрессию, так и вербальную), однако 38,18% детей не проявили признаков
«жестокости» в отношении сверстников. 54,54% не осознают чувств, которые испытывают в процессе взаимодействия другие дети.
Далее были использованы коррекционные методы, которые заключают в себе проведение психолого-педагогической поддержки младших школьников при адаптации к общеобразовательному учреждению.
Задачами данной программы стали:
— определение на ранних стадиях отклонений в развитии детей;
— формирование развивающей среды;
— понижение стрессогенности посредством работы психолога и учителя с детьми;
— стимуляция возможностей детей;
— проведение профилактики неблагополучной адаптации детей.
Приоритетными принципами понижения стрессогенности и улучшения адаптации детей являются:
— использование междисциплинарного подхода;
— сотрудничество с родителями детей;
— соблюдение конфиденциальности;
— проведение последовательной и поэтапной работы;
— принцип регулярности;
— соблюдение направленности на индивидуальные особенности детей;
— формирование специально организованной педагогической среды.
После проведения коррекционных мероприятий был проведен повторный анализ по использованным ранее методикам (контрольный анализ), в ходе которого было выявлено, что 10,9% школьников обладают низким адаптационным уровнем, а 16,36% обладают показателями адаптации ниже среднего, что заметно отличается от результатов констатирующего анализа. При этом 43,6% детей имеют уровень адаптации средний и выше среднего, лишь 50,89% школьников обладают высокими и выше среднего показателями уровня адаптации. Таким образом, многие дети имеют достаточно высокий уровень адаптации, что говорит о действенности коррекционных методов, а также целесообразности применения службы психолого-педагогического сопровождения детей в начальной школе.
Полученное эмпирическое значение Uэмп (2) по методу «Тест фрустрационных реакций» находится в зоне незначимости, таким образом, корректирующие методики не оказали сильного воздействия на экспериментальную группу, поскольку показатель снизился незначительно, однако заниженная самооценка группы детей заметно возросла.
Стоит отметить, что после проведенных мероприятий показатели адаптации детей заметно улучшились, снизился уровень агрессии и конфликтности, а также увеличилась самооценка детей, что подтверждается
сравнительным анализом, корреляционными расчетами (по Пирсону), а также статистическими расчетами по методу Манна-Уитни.
Гипотеза исследования о том, что продолжительность адаптации детей в начальной школе зависит от специфики стрессогенности, психологического и педагогического воздействия, подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. – М.: Учитель, 2015. –128 c.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. — 1989. — №1. — С.57-64.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Переизд. СПб.: Наука, 2020. – С.113
4. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. – М.: Проспект, 2002. – 414 с.
5. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков. – М.: Педобщество, 2018. – 368 с.
6. Вундт В. Основы физиологической психологии. Чувства и аффекты / В. Вундт. – Л., 1980. — Вып. 55. – Т. 3. – С. 88.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – Переизд. М.: Педагогика, 2013. – С.63.
8. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. — М.: Интер, 2019 – С. 72.
9. Галина А.И. Формы и методы взаимодействия учителя с родителями младших школьников / А.И. Галин, Н.А. Головнева // Студенческий научный форум – 2015: VII Междунар. студ. науч. конф. – Москва, 2020
10. Данилина Т.А., Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
11. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург, 2014. – 531 с.
12. Жукова Т.С. Педагогические условия создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника / Т.С. Жуков // Научные разработки: евразийский регион междунар. науч. конф. теор. и приклад. разработок. – Москва, 2019. – С. 56-60.
475 с.
13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2017. –
14. Ильина И.С. Адаптация ребенка к школе. Общение, речь,
эмоциональное развитие. – М, 2015. – С.94
15. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. Переизд. М., 2012. – С.67
16. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в школе: практ. пособие/ Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2019. – С.32
17. Коваль А.Н. Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации первоклассников к обучению / А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 645-648
18. Кожевникова С.А. Ситуация успеха как основа учебной мотивации младших школьников / С.А. Кожевникова, Т.И. Лукьяненко // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. тр. — 2017. — С. 213-217.
19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Школьная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2016 – 445 с.
20. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. –
992 с.
21. Креславская Т.А. Эффективные формы взаимодействия педагога
с родителями учащихся / Т.А. Креславская // Начальная школа. – 2017. – № 2.
– С. 76-78.
22. Леванова Е.А. Опыт реализации магистерской программы
«Технологии здоровьесбережения в образовании» по направлению
«Психолого-педагогическое образование» / Е.А. Леванова, Т.Н. Сахарова. – Вестник ВГТУ – 2014 – С. 1-3.
23. Леванова Е.А. Психолого-педагогическая концепция программы
«Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков» / Л.В.
Леванова, Л. В. Тарабакина. – Преподаватель XXI век. – 2012 – том 1. –№ 3 – С. 175-190.
24. Леванова Е.А. Тарабакина Л.В. Эмоциональное образование как основание профилактики саморазрушающего поведения. / Л.В. Леванова, Л. В. Тарабакина. – Образование личности. — №1 – 2013 – С. 18-24.
25. Лямина, Г.М. В группу поступил новый ребенок. «Воспитание и развитие детей школьного возраста»: Пособие для учителей / Г.М. Лямина. – Переизд. М.: Просвещение, 2020 – С. 116.
26. Мельникова, Н. Адаптация детей к школе // Школьное образование. – 2015. — № 8 (63).
27. Милославова И.А. Социальная адаптация: анализ понятия / И.А. Милославова. – Переизд. СПб, 2009. – С. 103
28. Москвина А.С. Способы создания ситуации успеха для повышения мотивации к обучению младших школьников / А.С. Москвина, О.С. Нестеркина // Гуманитарное пространство. — 2018. — Т. 7, № 1. — С. 136- 141.
29. Остроухова А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2000. – № 3. – С.16-18.
30. Павлов И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. — Т. 3, кн.2. – М., 2019 – С. 31.
31. Печора К.Л. Дети школьного возраста в школьных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2016. – 214 с.
32. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М. – Воронеж НПСИ: Модек, 2018. – С.134
33. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Л. Пыжьянова // Школьное воспитание. – 2016. – №2. – С.14-16.
34. Середа Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса / Т.В. Середа // дис… канд. психол. наук. – Л.,1987. – С. 36.
35. Скворцова М.А. К вопросу о проблеме педагогических приемов создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника // Приоритетные направления развития науки и образования. –2015. – № 2 (5). – С. 189-191.
36. Смирнова Е.О. Социализация детей школьного возраста. Сборник: Воспитание детей школьного возраста в условиях общеобразовательных учреждений. — СПб., 2020. — 221с.
37. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 1996. – 320 с.
38. Фарниева М.Г. Современные подходы к системе дополнительного образования в интересах успешной социализации детей / М.Г. Фарниева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М., 2015. – С. 213-218. С. 48
39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Переизд. М.: Педагогика, 2016 – С. 46.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф