Заявка на расчет
Меню Услуги

Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства. Часть 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3 4


§2.2. Ха ра кте ристика  соста ва  а дминистра тивных пра вона руше ний в сфе ре  избира те льного пра ва

Пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ це ле сообра зно та кже  систе ма тизирова ть по избира те льным де йствиям. На приме р, пра вона руше ния в сфе ре  выдвиже ния и ре гистра ции ка ндида та  (списка  ка ндида тов), пра вона руше ния в сфе ре  прове де ния пре двыборной а гита ции и в других сфе ра х, где  они ча ще  все го сове рша ются. К не  ме не е  зна чимым кла ссифика ционным призна ка м относятся вза имосвязь пра вона руше ний, их ла те нтность и повторность, ге огра фия и дина мика  ра спростра не ния, количе ство лиц, принима вших уча стие  в пра вона руше нии и т.д. Исходя из опре де ле ния пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, которое  пре дла га е тся ра ссмотре ть ка к выра зивше е ся в на руше нии норм (нормы) объе ктивного избира те льного пра ва , прямо за кре пле нное  в за коне , виновное , обще стве нно вре дное  (или обще стве нно опа сное  — для пре ступле ний) де яние  де ликтоспособного субъе кта , вле куще е  ме ры восста новле ния пра вопорядка , ре троспе ктивную юридиче скую отве тстве нность в форме  приме не ния не га тивных юридиче ских са нкций, пре дусмотре нных отра слями уголовного, а дминистра тивного, гра жда нского пра ва  или избира те льным за конода те льством, их можно кла ссифицирова ть по сле дующим крите риям:
по ха ра кте ру избира те льных де йствий:
пра вона руше ния в сфе ре  обе спе че ния выборов в РФ;
пра вона руше ния в сфе ре  соблюде ния уста новле нных за коном пра вил прове де ния выборов в РФ.
Пра вона руше ния в сфе ре  обе спе че ния выборов — это сове рше ние  де яний субъе кта ми, обла да ющими в избира те льных пра воотноше ниях избира те льных вла стными полномочиями (на приме р, ст. 5.1 КоА П РФ), а  в сфе ре  соблюде ния за конности — сове рше ние  де яний иными субъе кта ми избира те льных пра воотноше ний (на приме р, ст. 5.7 КоА П РФ и др.).
К субъе кта м можно отне сти — госуда рство в лице  фе де ра льных орга нов или их пре дста вите льств в РФ, в том числе  ЦИК России; орга ны за конода те льной, исполните льной и суде бной вла сти РФ; ре гиона льной избира те льной комиссии субъе кта . Все  оста льные  субъе кты: избира те ли, избира те льные  объе дине ния (избира те льные  блоки), и их уполномоче нные  пре дста вите ли, ка ндида ты, за ре гистрирова нные  ка ндида ты, политиче ские  обще стве нные  объе дине ния, трудовые  колле ктивы, инициа тивные  группы избира те ле й, сре дства  ма ссовой информа ции и другие , соста вляют субъе ктивный соста в сфе ре  соблюде ния за конности в та ких сфе ра х избира те льной систе мы РФ, ка к: выдвиже ние  и ре гистра ция ка ндида тов, пре двыборна я а гита ция и не посре дстве нное  голосова ние .
Исходя, из вида  ре троспе ктивной юридиче ской отве тстве нности, пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ можно кла ссифицирова ть ка к: избира те льные  пра вона руше ния, являющие ся обособле нным подвидом конституционных пра вона руше ний.
Любым пра вона руше ние м в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, кроме  избира те льных пра вона руше ний, причиняе тся вре д ка к минимум двум обла стям обще стве нных отноше ний. В ка ждом случа е  не пре ме нно на руша е тся избира те льное  пра воотноше ние . Кроме  того, в виде  пре ступле ний они за кре пле ны в УК РФ, в виде  а дминистра тивных пра вона руше ний — в КоА П РФ и в виде  гра жда нско-пра вовых де ликтов — в ГК РФ.
На приме р, чле н инициа тивной группы фа льсифицирова л подписи не скольких де сятков избира те ле й в подписных листа х в подде ржку выдвиже ния ка ндида том в де пута ты по избира те льному округу. Да нные  де йствия на руша ют нормы сра зу не скольких обла сте й обще стве нных отноше ний, а  име нно в сфе ре  избира те льной систе мы (гла ва  5 ФЗ «об основных га ра нтиях избира те льных пра в и пра ва  на  уча стие  в ре фе ре ндуме  гра жда н Российской Фе де ра ции») и уголовно-пра вовых отноше ний (ст. 133 УК РФ или ст. 142 УК РФ ре д. 1996г.).
По ха ра кте ру и сте пе ни обще стве нной (вре дности) пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ подра зде ляе тся на :
• тяжкие  конституционные  пра вона руше ния;
• не тяжкие  конституционные  пра вона руше ния;
• ма лозна чите льные  конституционные  пра вона руше ния.
К тяжким, относятся умышле нное  пра вона руше ние  в форме  пре ступле ния. На приме р, убийство лиде ра  ре гиона льного избира те льного объе дине ния Га лины Ста ровойтовой на ка нуне  выборов в За конода те льное  Собра ние  г. Са нкт-Пе те рбурга . Боле е  де та льна я кла ссифика ция та ких пра вона руше ний, на приме р, по обще стве нным отноше ниям, на  которые  посяга ют, да на  в УК РФ.
Не тяжкие  охва тыва ют пра вона руше ния в форме  пре ступле ний, сове рше нных по не осторожности, а дминистра тивные  пра вона руше ния, а  та кже  гра жда нско-пра вовые  де ликты, ра ссма трива е мые  в проце ссе  избира те льных споров.
Ма лозна чите льные  — это дисциплина рные  проступки в чистом виде , опре де ле нные  в ка че стве  та ковых.
Пре дложе нна я кла ссифика ция учитыва е т два  основных моме нта .
Обще стве нна я опа сность (вре дность), котора я зна чите льно снижа е тся или уве личива е тся в за висимости от формы вины. В умышле нных де яниях ха ра кте р обще стве нной опа сности (вре дности) выше , че м в не осторожных, а  те м боле е  не виновных де яниях.
Ка че ство на руше ния за кона , которое  проявляе тся в на ступивших после дствиях, в том конкре тном уще рбе , который был причине н охра няе мым обще стве нным отноше ниям, пра ва м и за конным инте ре са м субъе ктов избира те льного проце сса . Та к, на приме р, не уча стие  гра жда нина  в ра боте  избира те льной комиссии, чле ном которой он являе тся, в за висимости от обстояте льств може т выступа ть ка к ре зульта т тяжкого, не тяжкого, ма лозна чите льного пра вона руше ния или вообще  быть ре зульта том обще стве нно-противопра вного де яния или ка зуса . Воспре пятствова ние  чле ну избира те льной комиссии, осуще ствлять свое  пра во уча стия в ра боте  комиссии, сопряже нное  с подкупом, являе тся тяжким пра вона руше ниям в форме  пре ступле ния (п. «а » ч. 1 ст. 141 УК РФ).
Те  же  после дствия, на ступившие  в ре зульта те  бе зде йствия ра ботника  а ппа ра та  избира те льной комиссии, выра зиться в умышле нном не  опове ще нии чле на  избира те льной комиссии о пре дстояще м за се да нии комиссии, сле дуе т ква лифицирова ть ка к а дминистра тивное  пра вона руше ние  (ст.5.6 КоА П РФ). А  при отсутствии этого ра ботника  ре а льной возможности для опове ще ния чле на  избира те льной комиссии (на приме р, чле н избира те льной комиссии вые ха л в кра ткосрочный отпуск, не  оста вив своих координа т) мы име е м объе ктивно-противопра вное  де яние  или ка зус.
Объе ктом а дминистра тивных пра вона руше ний в обла сти избира те льного пра ва  являются обще стве нные  отноше ния в сфе ре  орга низа ции и прове де ния ре фе ре ндумов, выборов должностных лиц и выборов в орга ны госуда рстве нной вла сти Российской Фе де ра ции, субъе ктов РФ, орга ны ме стного са моупра вле ния. Да нный вид пра вона руше ний ха ра кте ризуе тся те м, что на ряду с е диным родовым объе ктом — совокупностью пра в и свобод, связа нных с не посре дстве нным уча стие м гра жда н в упра вле нии де ла ми госуда рства , сле дуе т ра злича ть два  видовых объе кта , а  име нно — обще стве нные  отноше ния, связа нные  с ре а лиза цие й гра жда на ми: а ) своих избира те льных пра в; б) свое го пра ва  на  уча стие  в ре фе ре ндуме .
Объе ктивна я сторона  да нных пра вона руше ний выра жа е тся в суще стве нном на руше нии норм одновре ме нно ка к за конода те льства  о выбора х и ре фе ре ндуме , та к и а дминистра тивного за конода те льства , выра зивше мся в обще стве нно вре дном, прямо за кре пле нном в за коне  в виде  те оре тиче ской моде ли соста ва , виновном де янии, име ющим причинную связь с на ступившими после дствиями.
По объе кту посяга те льства , пра вона руше ния можно условно ра зде лить на  две  группы:
• пра вона руше ния, посяга ющие  на  де яте льность избира те льных комиссий (на приме р, вме ша те льство в ра боту избира те льной комиссии ст.5.2. КоА П РФ; не исполне ние  ре ше ния избира те льных комиссий ст.5.3. КоА П РФ и др.);
• пра вона руше ния, посяга ющие  на  избира те льных пра вы гра жда н (на приме р, на руше ние  пра ва  гра жда н на  озна комле ние  со списка ми избира те ле й ст.5.1. КоА П РФ; не за конна я выда ча  гра жда на м избира те льного бюлле те ня, бюлле те ня для голосова ния на  ре фе ре ндуме  ст.5.22. КоА П РФ; на руше ние  уста новле нного за коном порядка  подсче та  голосов ст.5.24. КоА П РФ и др.).
По связи с юридиче ской отве тстве нностью:
• пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, вле кущие  ре троспе ктивную юридиче скую отве тстве нность (конституционную, уголовную, а дминистра тивную, в за висимости от вида  пра вона руше ния);
• пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, не  вле кущие  ре троспе ктивной отве тстве нности (связа нные  с освобожде ние м от отве тстве нности по те м или иным причина м и огра ничива е м ме р восста новле ния пра вопорядка ).
За  сове рше ние  ра ссма трива е мых видов пра вона руше ний, в за висимости от их отра сле вого за кре пле ния, возможно приме не ние  ме р конституционной либо ре троспе ктивной отве тстве нности. В за висимости от дополните льного объе кта  посяга те льства  пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ можно подра зде лить на  на руше ние  пра ва  и за конные  инте ре сы госуда рства , госуда рстве нных и обще стве нных орга низа ций, физиче ского лица . Они могут посяга ть на  жизнь, здоровье , че сть и достоинство субъе ктов избира те льного проце сса , порядок и условия принятия норма тивно-пра вовых а ктов, уста новле нный порядок упра вле ния и т.д.
По субъе ктивному соста ву:
• пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, сове рше нные  за конода те ле м;
• пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, сове рше нные  госуда рстве нными орга на ми и обще стве нными орга низа циями;
• пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, сове рше нные  юридиче скими лица ми;
• пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, сове рше нные  физиче скими лица ми;
• пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, сове рше нные  группой субъе ктов избира те льного проце сса ;
• соуча стие  в пра вона руше нии в сфе ре  избира те льной систе мы РФ.
Зде сь уме стно на помнить, что не  могут являться субъе кта ми пра вона руше ний в сфе ре  избира те льной систе мы РФ не вме няе мые , те , кто на  моме нт сове рше ния пра вона руше ния не  отда ва л отче т своим де йствиям или не  мог руководить ими. Субъе кта ми ра ссма трива е мого вида  пра вона руше ний не  могут быть та кже  лица , не  достигшие  к моме нту е го сове рше нноле тия 14-ле тне го возра ста , а  избира те льные  пра вона рушите ли — это лица , достигшие  18- ле тне го возра ста .
Госуда рство, госуда рстве нные  орга ны и обще стве нные  орга низа ции являются субъе кта ми пра вона руше ний в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, т.к. они могут не сти ре троспе ктивную юридиче скую отве тстве нность за  виновные  не за конные  де йствия. В ча стности, за конода те ль отве ча е т за  принятие  не пра воме рного или социа льно вре дного за кона  путе м е го отме ны, а  в отде льных субъе кта х РФ и досрочного роспуска  пре дста вите льного орга на  (п. «в» ч.1 ст.44 Уста ва  ХМА О) с возможным возложе ние м дисциплина рной отве тстве нности на  лиц, виновных в е го подготовке . Госуда рстве нные  орга ны ка к юридиче ские  лица  отве ча ют за  де яте льность своих должностных лиц та кже  в форме  имуще стве нной отве тстве нности.
Пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, сове рше нные  группой ра зличных субъе ктов ра ссма трива е мого вида  пра вона руше ний, пре дста вляют особый инте ре с, потому ка к може т, возникнуть вопрос о са мостояте льности ка ждого конкре тного пра вона руше ния.
По связи с опытом субъе кта  и за нима е мым положе ние м:
• пра вона руше ния, сове рше нные  субъе кта ми сфе ры обе спе че ния за конности;
• пра вона руше ния, сове рше нные  субъе кта ми сфе ры соблюде ния за конности.
Да нный вид кла ссифика ции да е т возможность подче ркнуть зна че ние  опыта  субъе кта  для ре ше ния вопросов, связа нных с ре а лиза цие й ре троспе ктивной отве тстве нности, помога е т глубже  понять сте пе нь обще стве нной опа сности (вре дности) пра вона руше ния, посяга юще го на  избира те льную систе му РФ. На приме р, не за конна я пре двыборна я а гита ция, проводима я пре зиде нтом ре спублики в соста ве  РФ, и подобные  де йствия, осуще ствле ние  другими избира те лями, не  на де ле нные  вла стными полномочиями. Зде сь на лицо суще стве нна я ра зница  в сте пе ни обще стве нной опа сности (вре дности), т.к. ста тус гла вы ре спублики, е го опыт и положе ние  являе тся обстояте льства ми, отягча ющими отве тстве нность, потому что он являе тся субъе ктом сфе ры обе спе че ния за конности, и е сли он буде т сове рша ть пра вона руше ния, то о ка кой за конности и га ра нтии пра в и свобод гра жда н можно идет ре чь.
По сте пе ни охва та  пра вона руше ний в сфе ре  избира те льной систе мы РФ:
• пра вона руше ния обще пра вовых пре дписа ний;
• пра вона руше ния ча стных пре дписа ний;
• пра вона руше ния одной нормы избира те льного за конода те льства  РФ;
• пра вона руше ния не скольких норм избира те льного за конода те льства  РФ.
В той или иной сте пе ни, всякое  пра вона руше ние  в ра ссма трива е мой сфе ре  посяга е т на  ра зличные  принципы избира те льной систе мы РФ, на руша е т на иболе е  общие  тре бова ния за кона . На приме р, принцип за конности на руша е тся любыми противопра вными де йствиями. Принцип та йного голосова ния — лишь в не которых случа ях, и т.д.
Большинство пра вона руше ний в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, на руша е т не  одну, а  не сколько норм, но не  только избира те льного за конода те льства , но и отра сле й пра ва . На приме р, за ве домо не пра вильный подсче т голосов, сове рше нный чле ном избира те льной комиссии, в пе рвую оче ре дь, на руша е т нормы избира те льного за конода те льства , а  во вторую — нормы УК РФ. Не га тивному возде йствию подве рга е тся це лый компле кс пра воотноше ний, уре гулирова нных совокупностью пра вовых норм.
По субъе ктивной стороне :
1. По форме  вины:
• умышле нные  пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ с ра зличными форма ми умысла ;
• не осторожные  пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ в форме  не осторожности или са мона де янности.
2. В за висимости от мотива :
• корыстные  пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ;
• не корыстные  пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ.
3. В за висимости от формы орга низа ции:
• ситуа ционные  (спонта нные );
• орга низова нные  (подготовле нные ).
4. В за висимости от количе ства  уча стников:
• пра вона руше ния, сове рше нные  е динолично (де яние  сове рше но одним че лове ком);
• пра вона руше ния, сове рше нные  группой лиц (де яние  сове рше но двумя и боле е  людьми);
• пра вона руше ния, сове рше нные  орга низова нной группой лиц (это свиде те льствуе т об опре де ле нной устойчивой орга низа ции, за ра не е  объе динившие ся усилиями для сове рше ния одного и боле е  пра вона руше ний);
• пра вона руше ния, сове рше нные  пре ступной орга низа цие й или сообще ством (сове рше ние  сплоче нной орга низова нной группой (орга низа цие й), созда нной для сове рше ния пра вона руше ний).
В связи с приме не ние м ме р конституционной отве тстве нности:
• пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, связа нные  с приме не ние м ме р только конституционной отве тстве нности (для избира те льных пра вона руше ний). На приме р, роспуск за конода те льного (пре дста вите льного) орга на  госуда рстве нной вла сти РФ ка к ме ра  конституционной отве тстве нности за  не однокра тное  приме не ние  пра вовых а ктов, противоре ча щих избира те льному за конода те льству;
• пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, связа нные  с приме не ние м не  только ме р конституционного, но и отра сле вого принужде ния;
• пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, не  связа нные  с ре а лиза цие й ме р принужде ния.
По форме  проявле ния:
• оче видные  пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ. К ла те нтным сле дуе т отне сти пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, о которых пра воохра ните льным орга на м не  ста ло изве стно в силу ка ких-либо обстояте льств;
• в за висимости от форм обра зова ния ла те нтности. Зде сь нужно ве сти ре чь о причина х, в ре зульта те  которых информа ция о сове рше нных пра вона руше ниях в ра ссма трива е мой сфе ре  оста лось не изве стной пра воохра ните льным орга на м. Это може т быть боязнь свиде те ля за  свою жизнь после  сообще ния в пра воохра ните льные  орга ны о пра вона руше ниях в сфе ре  избира те льной систе мы РФ (на приме р, е сли эти пра вона руше ния сове рша ются пре дста вите лями ре гиона льной вла сти) либо боязнь огла ски обстояте льств, при которых е му ста ло изве стно о пра вона руше нии в ра ссма трива е мой сфе ре  и др.;
• не оче видные  пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ. К да нной группе  относятся пра вона руше ния, лица  сове ршившие  которые , не  были по ка ким-либо причина м изве стны пра воохра ните льным орга на м;
• выявле ние  пра вона руше ний в сфе ре  избира те льной систе мы РФ;
• не  выявле ние  пра вона руше ний в сфе ре  избира те льной систе мы РФ. Сюда  сле дуе т отне сти та к на зыва е мые  не корыстные  пра вона руше ния при на личии подозре ва е мого лица .
По форме  вне шне го проявле ния противопра вного де яния:
• де йствие  (а ктивна я форма  пове де ния);
• бе зде йствие  (па ссивна я форма  пове де ния);
По продолжите льности сове рше ния противопра вного де яния:
• однокра тное  (сове рше ние  пра вона руше ния один ра з);
• дляще е ся (на приме р, изготовле ние  и ра спростра не ние  а нонимных а гита ционных ма те риа лов);
По ча стоте  сове рше ния противопра вного де яния:
• е диничные  (сове рше нные  впе рвые );
• не однокра тные  (сове рше ние  ра знообра зных пра вона руше ний в сфе ре  избира те льной систе мы РФ);
• повторные  (сове рше ние  однородного пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ);
• объе дине нные  (ре а льна я и иде а льна я совокупность пра вона руше ний в сфе ре  избира те льной систе мы РФ).
Кроме  того, пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, возможно, кла ссифицирова ть по ме сту их сове рше ния, вре ме ни, побудите льным причина м, способу, це ли. Пра вона руше ния в ра ссма трива е мой сфе ре  кла ссифицирова ть та кже  в соотве тствии с избира те льными де йствиями, на  которое  они посяга ют. Та к, можно выде лить пра вона руше ния, сове рша е мые  при прове де нии пре двыборной а гита ции; при прове де нии голосова ния и опре де ле нии ре зульта тов выборов, а  та кже  посяга ющие  на  иные  эле ме нты избира те льной систе мы РФ.
По связи с проце дурой на ложе ния взыска ния:
• пра вона руше ния в ра ссма трива е мой сфе ре , отве тстве нность за  которое  возла га ются только Конституционным Судом РФ или конституционным (уста вным) судом субъе кта  РФ;
• пра вона руше ния в сфе ре  избира те льной систе мы РФ, отве тстве нность за  которые  возла га е тся суда ми обще й юрисдикции и мировыми судьями в порядке  уголовного, гра жда нского и а дминистра тивного судопроизводства ;
• избира те льные  пра вона руше ния, отве тстве нность за  которые  возла га е тся избира те льными комиссиями, орга на ми пре дста вите льной (за конода те льной) вла сти субъе кта  РФ или суда ми обще й юрисдикции.
Та ким обра зом, кла ссифика ция пра вона руше ний в сфе ре  избира те льной систе мы РФ по обозна че нным призна ка м да е т их на глядную ха ра кте ристику в ра зличных ра курса х, позволяе т обобщить и типизирова ть информа цию о пра вона руша е мости в ра ссма трива е мой сфе ре . После дне е  не обходимо для полного понима ния и успе шного пре дупре жде ния пра вона руше ний в избира те льных пра воотноше ниях, ве де ние  соотве тствующих уче тов и отче тности. Это позволит опре де лить приорите тные  на пра вле ния да льне йше го иссле дова ния избира те льной систе мы РФ.
В заключении хотелось бы рассмотреть практическую проблематику данного вопроса. Так, например, Верховный Суд Российской Федерации по итогам избирательных кампаний 2016 и 2017 годов провел обобщение дел, связанных с разрешением споров о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, рассмотренных Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (далее — Судебная коллегия по административным делам).
В производстве Судебной коллегии по административным делам находились следующие категории дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а именно об отмене:
• решения избирательной комиссии о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата;
• регистрации кандидата;
• регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов;
• регистрации списка кандидатов.
В 2016 году Судебная коллегия по административным делам рассмотрела:
• в качестве суда первой инстанции — 18 дел (16 об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и 2 дела об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутых политическими партиями в связи с непредставлением сведений о судимости, по которым требования удовлетворены);
• в апелляционной инстанции — 293 дела (об отмене регистрации кандидатов с принятием новых решений о признании регистрации кандидатов законной — 15; об отказе в регистрации с вынесением нового решения о повторном рассмотрении избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидатов — 2; о регистрации кандидата с принятием новых решений о признании законным отказа в регистрации кандидатов в депутаты — 4; о восстановлении кандидата в списках кандидатов с принятием нового решения, которым исключение признано законным, — 1; отменено и производство прекращено в связи с отказом административного истца от иска — 1);
• в кассационной и надзорной инстанциях — 118 жалоб.
За 9 месяцев 2017 года Судебной коллегией по административным делам разрешено:
• в качестве суда первой инстанции — 2 дела (об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также об оспаривании решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о передаче вакантного мандата депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации);
• в апелляционной инстанции — 66 дел (отменены решения: 1 — об отмене регистрации кандидатов с принятием нового решения о признании регистрации законной; 1 — о заверении списка кандидатов с вынесением нового решения, которым заверение списка признано незаконным; 1 — об оспаривании результатов выборов);
• в кассационной и надзорной инстанциях — 124 жалобы.
Анализ судебных актов позволил обобщить практику Верховного Суда Российской Федерации по следующим вопросам.
1. Вопросы, связанные с проверкой соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах.
1.1. Требование о представлении в избирательную комиссию нотариально удостоверенных сведений о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписей этих лиц основано на законе.
К. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, которым было отказано в регистрации его как кандидата в депутаты в связи с выявлением более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, отказано в удовлетворении заявленных требований.
Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидат обязан составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум (пункт 16 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ).
Соответствующими положениями закона субъекта Российской Федерации закреплено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в окружную избирательную комиссию в том числе нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц.
В связи с этим судом на основании подпункта «м» пункта 64 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ признаны законными выводы избирательной комиссии об отказе в регистрации К. кандидатом в депутаты в связи с тем, что ряд подписных листов заверен лицами, осуществлявшими сбор подписей, в отношении которых не представлены нотариально удостоверенные сведения. Кроме того, в отдельном случае установлено отсутствие нотариально заверенной подписи лица, осуществлявшего сбор подписей.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления К. не имелось.
1.2. Неверное указание кода органа, выдавшего паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей избирателей, при отсутствии сведений о наименовании органа, выдавшего паспорт, явилось основанием для признания подписей недействительными.
Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает в том числе серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа.
В связи с этим неверное указание кода органа, выдавшего паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей избирателей, при отсутствии сведений о наименовании органа, выдавшего паспорт, является основанием для признания подписей недействительными, поскольку в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
1.3. На правоотношения, связанные с проверкой избирательной комиссией подписей избирателей, не распространяются положения Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Установленные названным законом правила производства экспертиз не регулируют деятельность эксперта, привлеченного избирательной комиссией для проверки достоверности подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. При этом заключение эксперта, который обосновал вывод о недостоверности или недействительности подписей избирателей, подлежит оценке судом.
1.4. Действующее законодательство не предусматривает возможности внесения изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, а также в список лиц, осуществлявших сбор этих подписей.
Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления избирательной комиссии, которым ему было отказано в регистрации в связи недостаточным количеством действительных подписей избирателей.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, отказано в удовлетворении заявленных требований, признаны обоснованными выводы избирательной комиссии о том, что Г. представил недостаточное количество действительных подписей избирателей.
При этом Судебная коллегия по административным делам, отклоняя доводы Г. о непредоставлении ему возможности устранить недостатки в подписных листах, обратила внимание на то обстоятельство, что в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ невозможно внесение изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, а также в список лиц, осуществлявших сбор этих подписей, с целью приведения указанных документов в соответствие с установленными требованиями, поскольку названные сведения не являются сведениями о кандидате.
1.5. Неуказание в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата номера созыва законодательного органа не признано основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
С. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата К., ссылаясь в том числе на то, что названный кандидат нарушил форму подписных листов, поскольку не указал номер созыва законодательного органа субъекта Российской Федерации, что вводит избирателей в заблуждение и не соответствует требованиям федерального закона.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Суд пришел к выводу, что неуказание в подписных листах номера созыва законодательного органа субъекта Российской Федерации не свидетельствует о нарушении формы подписного листа, поскольку предписания о необходимости такого указания отсутствуют как в федеральном законе, так и в законе субъекта Российской Федерации.
1.6. Участие члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей не допускается.

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию , можно отметить сле дующие  важные положения.
Бе зусловно, ни одна  избира те льна я ка мпа ния не  обходится бе з на руше ний, допуска е мых субъе кта ми избира те льного проце сса . В этой связи пе ре д суда ми ста вится за да ча  опре де лить, ка кие  на руше ния при прове де нии выборов являются суще стве нными, то е сть не  позволяющими выявить де йствите льное  воле изъявле ние  избира те ле й. Другими слова ми, суд долже н уста новить та кие  на руше ния, бе з которых ре зульта ты воле изъявле ния могли бы быть иными, что в свою оче ре дь опре де ляе т за да чу полного и все сторонне го ра ссмотре ния обстояте льств де ла . Этому, в ча стности, може т помочь и положите льно способствова ть привле че ние  соотве тствующих избира те льных комиссий для да чи за ключе ний по де лу в це лях осуще ствле ния возложе нных на  них обяза нносте й, но за щите  избира те льных пра в гра жда н в порядке , пре дусмотре нном Гра жда нским проце ссуа льным коде ксом РФ. Кроме  того, в связи с особой спе цификой и большим объе мом избира те льного за конода те льства , привле че ние  избира те льных комиссий ка к орга нов, спе циа лизирующихся в да нной сфе ре , буде т способствова ть пра вильному приме не нию за конода те льства .
Соде ржа ние  а дминистра тивно-пра вовой отве тстве нности за  на руше ние  избира те льных пра в гра жда н РФ за ключа е тся, во-пе рвых, в привле че нии физиче ских и юридиче ских лиц к а дминистра тивной отве тстве нности, во-вторых, в ра ссмотре нии обра ще ний (жа лоб) гра жда н о на руше нии избира те льных пра в. Ме рой отве тстве нности являе тся а дминистра тивное  на ка за ние . К лицу, сове ршивше му а дминистра тивное  пра вона руше ние  в обла сти избира те льного за конода те льства  може т быть приме не но а дминистра тивное  на ка за ние  в виде  а дминистра тивного штра фа  и конфиска ции пре дме та  а дминистра тивного пра вона руше ния. Ре зульта том ра ссмотре ния жа лобы може т быть восста новле ние  на руше нного пра ва .
Проведенное исследование свидетельствует о несовершенстве правового регулирования в данной области, наличии нарушений. Так, например, ограниченные сроки хранения избирательной документации зачастую приводят к невозможности в дальнейшем установить истину, что лишает граждан права надлежащим образом защищать свои избирательные права. В этой связи можно сделать вывод о необходимости продления сроков хранения избирательной документации: подписных листов с подписями избирателей, участников референдума, бюллетеней, открепительных удостоверений и списков избирателей, участников референдума до проведения выборов того же уровня, а также законодательного закрепления данного положения.
Предлагаем изложить положения ряда нормативных актов в следующих редакциях:
 п. 4 ст. 84 Закона № 5-ФКЗ: «бюллетени, открепительные удостоверения, списки участников референдума и подписные листы с подписями участников референдума хранятся не менее трех лет со дня официального опубликования результатов референдума»;
 п. 3 ст. 81 Закона № 19-ФЗ: «избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей и подписные листы с подписями избирателей хранятся до дня официального опубликования решения о назначении следующих выборов Президента Российской Федерации»;
 п. 3 ст. 88 Закона № 51-ФЗ: «избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей хранятся до дня официального опубликования решения о назначении следующих выборов депутатов Государственной Думы».
Кроме того административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах регулируется уже более, чем тридцатью статьями КоАП РФ и было бы целесообразным сделать выделение данных составов в отдельную главу КоАП РФ.
А ктуа льность прове дённого иссле дова ния обусла влива е тся та кже  и те м, что в да льне йше м ра звитии нужда ются не  только вопросы ка че стве нного за конода те льного обе спе че ния в ука за нной сфе ре , согла сова ние  проце ссуа льной и ма те риа льной ча сте й а дминистра тивного за конода те льства , ка са юще гося пра вона руше ний, посяга ющих на  пра ва  гра жда н, но и вопросы поиска  сре дств и способов а дминистра тивно-пра вовой за щиты избира те льных пра в гра жда н, сове рше нствова ние  пра воприме ните льной де яте льности все х субъе ктов а дминистра тивно-пра вовой за щиты избира те льных пра в гра жда н. Не доста тки пра вового ре гулирова ния и пра вопре ме ните льной пра ктики в сфе ре  а дминистра тивной отве тстве нности приводят к огра ниче нию избира те льных пра в гра жда н.
Пробле ма  привле че ния к а дминистра тивной отве тстве нности за  на руше ние  избира те льных пра в гра жда н РФ в на стояще е  вре мя являе тся одной из приорите тных в связи с те м, что она  на прямую связа на  с вопроса ми ре а лиза ции избира те льных пра в гра жда н и их за щитой, а  та кже  способностью госуда рстве нных орга нов вла сти ре а лизова ть свои вла стные  полномочия в сфе ре  приме не ния ме р госуда рстве нного принужде ния.
На  на ш взгляд, в це лях боле е  эффе ктивного вза имоде йствия избира те льных комиссий и суде бных орга нов, а  та кже  пра вильного пра воприме не ния не обходимо вне сти дополне ния в ст. 20 гл. 4 Фе де ра льного за кона  «Об основных га ра нтиях избира те льных пра в и пра ва  на  уча стие  в ре фе ре ндуме  гра жда н РФ» в ча сти привле че ния пре дсе да те ля избира те льной комиссии в ка че стве  уча стника  суде бного проце сса  ка к орга на , спе циа лизирующе гося в сфе ре  избира те льного за конода те льства .
Та кже , в дополне ние  к выше ска за нному и с це лью улучше ния де яте льности избира те льных комиссий в сфе ре  приме не ния избира те льного за конода те льства  це ле сообра зно было бы чле нов комиссии с пра вом ре ша юще го голоса , уполномоче нных соста влять протоколы об а дминистра тивном пра вона руше нии, на зна ча ть из числа  чле нов комиссии, име ющих пра ктику ра боты в пра воохра ните льных орга на х, а  та кже  высше е  юридиче ское  обра зова ние . Для ка че стве нного пра вового роста  ка дрового соста ва  избира те льных комиссий це ле сообра зным было бы орга низова ть на  ба зе  пра воохра ните льных орга нов (те рриториа льна я прокура тура , подра зде ле ния внутре нних де л) те оре тиче скую и пра ктиче скую подготовку чле нов окружной и уча стковых избира те льных комиссий по приме не нию Коде кса  Российской Фе де ра ции об а дминистра тивных пра вона руше ниях.
Та ким обра зом, хотя избира те льные  комиссии и суды обе спе чива ют два  не за висимых ме ха низма  за щиты избира те льных пра в — а дминистра тивный и суде бный, их де яте льность име е т много точе к соприкоснове ния и должна  служить одной ба зовой це ли — за щите  и обе спе че нию ре а лиза ции избира те льных пра в гра жда н1. В ряде  случа е в ука за нную функцию выполняют только суде бные  орга ны, одна ко и в этом случа е  возможно те сное  сотрудниче ство с избира те льными комиссиями в ра мка х, возложе нных на  них полномочий.
В подве де нии итога  можно сде ла ть вывод, что вза имоде йствие  избира те льных комиссий и суде бных орга нов пре дста вляе т многогра нную пра вовую де яте льность, на пра вле нную на  обе спе че ние  за конности и усиле нию га ра нтий за щиты избира те льных пра в гра жда н.
Ва жной за да че й ре а лиза ции гра жда нско-пра вовой отве тстве нности являе тся дока зыва ние обстояте льств, которыми обосновыва ются тре бова ния поте рпе вше й стороны. Де йствующе е  за конода те льство не  соде ржит ка ких-либо исключе ний из общих пра вил дока зыва ния по де ла м о за щите  избира те льных пра в гра жда н. Сле дова те льно, на  та кие  де ла  ра спростра няются общие  пра вила  дока зыва ния.
Скороте чный ха ра кте р избира те льной ка мпа нии тре буе т быстрого ра зре ше ния судом де л о за щите  избира те льных пра в гра жда н, поэтому Фе де ра льный за кон от 12 июня 2002 г. «Об основных га ра нтиях избира те льных пра в и пра ва  на уча стие  в ре фе ре ндуме  гра жда н Российской Фе де ра ции» уста на влива е т же сткие  сроки для ре ше  ния вопроса  о возложе нии отве тстве нности з а  на руше ния за конода те льства  о выбора х.
А на лиз гра жда нско-пра вовой отве тстве нности за  на руше ния норм избира те льного пра ва  привёл а втора  к выводу, что это е динстве нный вид юридиче ской отве тстве нности, приме не ние  которого почти полностью за висит от постра да вше й стороны. В проце дуре  ре а лиза ции гра жда нско-пра вовой отве тстве нности не т пре два рите льной ста дии по сбору и оце нке  дока за те льств, осуще ствляе мой госуда рстве нными (в основном пра воохра ните льными) орга на ми.
Зна че ние  гра жда нско-пра вовой отве тстве нности для за щиты избира те льных пра в гра жда н буде т уве личива ться с ра звитие м избира те льного за конода те льства , с ростом пра вовой, и в пе рвую оче ре дь эле ктора льной культуры на се ле ния.
Основные  пра воотноше ния в сфе ре  выборов – это публично-пра вовые
отноше ния ме жду на родом и пре те нде нта ми на  выборные  должности. Все
оста льные  пра воотноше ния производны. Поэтому и основные  виды
отве тстве нности за  на руше ния избира те льного за конода те льства  являются
публично-пра вовыми. Но в случа е  на руше ния ча стных инте ре сов уча стников
избира те льных пра воотноше ний на ступа е т гра жда нско — пра вова я отве тстве нность, котора я не  може т и не  должна  за ме нять собой публично-пра вовую.
Се йча с вопросы а дминистра тивной отве тстве нности юридиче ских лиц е ще  на ходятся в ста дии ста новле ния, и пробле мы, возника ющие  в связи с приме не ние м в отноше нии юридиче ских лиц а дминистра тивной отве тстве нности, тре буют к се бе  особого внима ния.
Обеспечение эффективности реализации административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан неразрывно связано с целями профилактики и недопущения нарушений законодательства. Реализация любого вида ответственности представляет собой сложный процесс, где осуществляются права и обязанности субъектов деликтных правоотношений. Анализ эффективности реализации административно-правовой ответственности за нарушение избирательных прав граждан позволяет предложить одно из направлений совершенствования действующего законодательства в данной области: продление сроков хранения избирательной документации до проведения выборов того же уровня, а также законодательного закрепления данного положения.
Та ким обра зом, в де йствующе м российском за конода те льстве  име е тся доста точный пра вовой ме ха низм за щиты избира те льных пра в гра жда н и ма те риа льно-пра вова я ба за  для привле че ния к а дминистра тивной и уголовной отве тстве нности лиц, виновных в на руше нии этих избира те льных пра в и иных избира те льных отноше ний. За ста вить за ра бота ть этот ме ха низм в че тком ре жиме  — гла вна я за да ча  на  пе риод будущих избира те льных ка мпа ний.
Подводя итог, сле дуе т ска за ть, что ре а лиза ция ука за нных ме роприятий соста вляе т не обходимый эта п в Российской Фе де ра ции, и выдвинутые  пре дложе ния по сове рше нствова нию института  а дминистра тивной отве тстве нности за  на руше ния избира те льного за конода те льства , на пра вле нные  на  повыше ние  эффе ктивности борьбы с подобными де ликта ми, будут способствова ть сокра ще нию числа  пра вона руше ний в да нной сфе ре , сле дова те льно, повыше нию эффе ктивности функционирова ния института  прямого на родного воле изъявле ния.

 

Список использованных источников

Норма тивно-пра вовые  а кты:

1. Конституция Российской Фе де ра ции (принята  все на родным голосова ние м 12.12.1993) (с уче том попра вок, вне се нных За кона ми РФ о попра вка х к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собра ние  за конода те льства  РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Коде кс Российской Фе де ра ции об а дминистра тивных пра вона руше ниях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ».2002. №.1. Ст.1.
3. «Уголовный коде кс Российской Фе де ра ции» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ре д. от 18.02.2020) // «Собрание законодательства РФ».2002. №.1. Ст.1.
4. «Трудовой коде кс Российской Фе де ра ции» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ре д. от 16.12.2019) // «Собрание законодательсвта РФ».2002. №.1. Ст.3.
5. Фе де ра льный за кон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ре д. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 2 а вгуста  2016 г.) «О госуда рстве нной гра жда нской службе  Российской Фе де ра ции» // «Собрание законодательсвта РФ».2004. №.31. Ст.3215.
6. Фе де ра льный за кон «Об основных га ра нтиях избира те льных пра в и пра ва  на  уча стие  в ре фе ре ндуме  гра жда н Российской Фе де ра ции» от 12.06.2002 N 67-ФЗ. «Собрание законодательсвта РФ».1996. №.25. Ст.2954.
7. Фе де ра льный за кон от 2 ма рта  2007 г. № 25-ФЗ (ре д. от 30 июня 2016 г.) «О муниципа льной службе  в Российской Фе де ра ции» // «Собрание законодательсвта РФ».2007. №.10. Ст.1152.
8. Ме тодиче ские  ре коме нда ции по соста вле нию протоколов об а дминистра тивных пра вона руше ниях в обла сти за конода те льства  о выбора х и ре фе ре ндума х чле на ми избира те льных комиссий с пра вом ре ша юще го голоса , г. Вла дивосток 2017, С. 3,30.

Моногра фии, ста тьи, уче бники:

9. А ва кьян С.А . Выборы — 95 в Госуда рстве нную Думу России. М., 1995.
10. А ва кьян С.А . Конституционное  пра во России. Уче бный курс. в 2-х т. Т.1. М.: Юрист, 2005.
11. А ндре е ва  Г.Н., Ста ростина  И.А . Избира те льное  пра во в России и в за рубе жных стра на х. М., 2010.
12. Ба гла й М.В. Конституционное  пра во Российской Фе де ра ции: Уче б. – 2-е  изд., изм. и доп. — М.: Норма -М-Инфра , 1999.
13. Бонда рь Н.С., Джа га рян А .А . Конституционна я це нность избира те льных пра в гра жда н в Российской Фе де ра ции. М., 2005.
14. Борисов А .Н. Комме нта рий к Фе де ра льному за кону «Об основных га ра нтиях избира те льных пра в и пра ва  на  уча стие  в ре фе ре ндуме  гра жда н Российской Фе де ра ции». М., 2007.
15. Ве де не е в Ю.А ., Лысе нко В.И. Избира те льный проце сс в Российской Фе де ра ции: политико-пра вовые  и те хнологиче ские  а спе кты // Госуда рство и пра во. 1997. № 8.
16. Ле витский В.И. Выборы в Е вропе йский па рла ме нт. М., 2005.
17. Лысе нко В.И., Головин А .Г. За конода те льство и выборы в совре ме нном мире . М., 2009.
18. На рутто С.В., Та е ва  Н.Е ., Шугрина  Е .С. Конституционное  пра во Российской Фе де ра ции. М., 2012.
19. Нудне нко Л.А . Пробле мы ре а лиза ции ра вного избира те льного пра ва  в ре ше ниях высших суде бных орга нов в Российской Фе де ра ции // Пре дста вите льна я вла сть — XXI ве к: за конода те льство, комме нта рии, пробле мы. 2015. № 7-8.
20. Нудне нко Л.А . Ра ве нство условий фина нсирова ния пре двыборной ка мпа нии ка ндида тов в де пута ты ка к га ра нтия принципа  ра вного избира те льного пра ва // Вопросы пра вове де ния. 2015. № 1.
21. Нудне нко Л.А . К вопросу о систе ме  принципов па ссивного избира те льного пра ва  // Конституция Российской Фе де ра ции и ра звитие  совре ме нной госуда рстве нности: те ория и пра ктика . Ма те риа лы Ме жре гиона льной на учно-пра ктиче ской конфе ре нции / Отв. ре д. В.Г. Е рма ков. Е ле ц. 2013.
22. Нудне нко Л.А . Па ссивное  избира те льное  пра во в России: пробле мы пра вовой ре гла ме нта ции. М., 2016.
23. Нудне нко Л.А . Нове ллы избира те льного за конода те льства  о ста тусе  на блюда те ле й на  выбора х // Пре дста вите льна я вла сть — XXI ве к: за конода те льство, комме нта рии, пробле мы. 2016. № 3 (146).
24. Пе тухов Ю.Ф. Особе нности пра вового ста туса  избира те льной комиссии субъе кта  Российской Фе де ра ции в условиях ре формирова ния избира те льного за конода те льства  // Дис. ка нд. юрид. на ук. М., 2003.
25. Чиркин В.Е . Конституционное  пра во за рубе жных стра н. 4-е  изд., пе ре ра б. и доп. — М.: Юристъ, 2005
26. А ле ксе е в А .И. Избира те льное  пра во Российской Фе де ра ции и за рубе жных стра н // Изда ние  второе , пе ре ра бота нное  и дополне нное , 2019. С. 193-212.
27. Воробье в Н. И., Григорье ва  Е . А . Комме нта рий к Фе де ра льному за кону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных га ра нтиях избира те льных пра в и пра ва  на  уча стие  в ре фе ре ндуме  гра жда н Российской Фе де ра ции» / под ре д. Н. И. Воробье ва  // СПС «Га ра нт». 2011.
28. Князе в С.Д. Уголовна я отве тстве нность за  на руше ние  избира те льных пра в и пра ва  на  уча стие  в ре фе ре ндуме  // Журна л российского пра ва . 2008. Фе вра ль. № 2.

Эле ктронные  ре сурсы:
Официа льный са йт Це нтра льной избира те льной комиссии Российской Фе де ра ции. URL: http://www.cikrf.ru/la w/fe de ra l_la w/comme nt/st79.html


1 2 3 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф