Скоро защита?
Меню Услуги

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 Страницы: 1 2

Глава 2 Особенности производства по административным делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 5 КоАП РФ

2.1 Органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 5 КоАП РФ

 

Глава 23 КоАП РФ содержит перечень органов и должностных лиц, которые имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях. Из них рассмотрением дел об административных правонарушениях, посягающих на права граждан занимаются:

1) Судьи — рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.26, ч. 2 статьи 5.27, статьями 5.37 — 5.43, 5.45 — 5.52, 5.56, ч. 1 статьи 5.27, статьями 5.53 КоАП РФ.

2) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, они рассматривают дела об административных правонарушениях, которые предусмотрены ст. 5.35, 5.36 КоАП РФ.

3) Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28 — 5.34; 5.44 КоАП РФ.

4) Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй, рассматривает дела об административных правонарушениях, которые предусмотрены ст. 5.53 — 5.55 КоАП РФ.

Полагаем необходимым раскрыть содержание деятельности отдельно взятого органа, уполномоченного вести административное производство.

В российском законодательстве существует указание на то, что отдельные административные правонарушения могут быть рассмотрены и разрешены судами общей юрисдикции. Задача судьи как субъекта административного производства заключается непосредственно в том, что он вправе рассматривать определенные дела, подпадающие под категорию административных. Как правило, нарушения, попадающие под юрисдикцию административных, могут рассматривать исключительно судьи, в силу высокого уровня общественной опасности таких дел.

Полный перечень всех дел об административных нарушениях содержится в ст. 23.1 КоАП РФ, в частности среди которых ст. 5.1 — 5.26, ч. 2 ст.5.27, ст.ст.5.37 — 5.43, 5.45 — 5.52, 5.56, ч. 1 ст.5.27, ст. 5.53 КоАП РФ.

Очевидным становится то, что административные правонарушения могут иметь ряд особенностей, судья обязан иметь отличительно глубокие познания в соответствующей области, поскольку своевременно и правильно вести судебный процесс – есть основная задача суда.

Судьи общей юрисдикции и высшие федеральные суды обладают прерогативой рассматривать административные дела. Как правило, в суде формируется отдельная коллегия, которая занимается изучением исключительно таких дел.

Изначально, суды, рассматривающие дела о совершении административного правонарушения, назначают мировых судей. Подсудность дел в таком случае четко определяется путем исключения иных категорий дел, которые относятся к компетенции военных, арбитражных и районных (областных) судов.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – специализированный государственный орган в РФ. Это коллегиальный орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Российской Федерации, обеспечивающий налаживание согласованной деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленное на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий и преступлений.

В соответствии с ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» исследуемые органы в пределах своих полномочий:

  • Обеспечивают осуществление мер по охране и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, а именно: физического, психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации.
  • Выявляют и устраняют причины и условия способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
  • Совместно с соответствующими государственными органами и (или) учреждениями подготавливают материалы, представляемые в судебные органы, в связи с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого или открытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ.
  • Рассматривают вопросы об исключении подростков не получивших общего образования из образовательной организации, а также другие проблемы их обучения в случаях, предусмотренных ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Оказывают содействие в трудоустройстве и общей социализации несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляют иные функций по социальной реабилитации несовершеннолетних;
  • Применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей и (или) законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  • Направляют в органы государственной власти субъекта РФ и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования [33].

Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28 — 5.34; 5.44 КоАП РФ (ст. 23.12 КоАП РФ).

Рассматривать указанные дела вправе:

  • главный государственный инспектор труда РФ, его заместители;
  • главный государственный правовой инспектор труда РФ;
  • главный государственный инспектор РФ по охране труда;
  • руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы, государственные инспекторы труда;
  • руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
  • начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

Ст. 356 Трудового Кодекса РФ закрепляет основные полномочия федеральной инспекции труда. Так, в силу возложенных на исследуемый орган задач, он реализует следующие основные полномочия:

  • Осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.
  • Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • Направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды.
  • Проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
  • Обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию.
  • Анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно.
  • Принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников.
  • Иные полномочия, возложенные на него в соответствии с настоящей статьей, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ [31].

Ранее федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй, являлась федеральная служба по финансовым рынкам.

С 01.09.2013 г. федеральная служба по финансовым рынкам была упразднена [32]. Ее функции, в частности, функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка были переданы Центральному банку Российской Федерации.

Так, полномочия на рассмотрение административных дел, охватываемых составами ст. 5.53 – 5.55 переданы Центральному банку РФ.

В силу ст. 1 ФЗ «О Центральном Банке РФ» Банк России является юридическим лицом. Налицо противоречивость законодателя, заключающееся в том, что юридическому лицу не могут быть поручены полномочия органа государственной власти.

Законодателю следует провести анализ вышеуказанных положений и четко определить орган, которому поручены полномочия на рассмотрение административных дел, в частности охватываемых ст. 5.53 – 5.55 КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях, посягающих на права граждан вправе составлять в соответствии со ст. 28. 3 КоАП РФ:

  • Должностные лица органов внутренних дел (полиция) — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.6, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.22, 5.35 — 5.43, 5.47, 5.49 КоАП РФ.
  • Должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию общественных и религиозных объединений и контроль за их деятельностью (ст. 5.26 КоАП РФ).
  • Должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда – вправе составлять протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, статьей 5.42 КоАП РФ
  • Должностные лица органов социальной защиты (ст. 5.41 — 5.43 КоАП РФ).
  • Должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации (ст.5.5, 5.10, 5.11, 5.13, 5.51 КоАП РФ).
  • Должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания (ст. 5.5, 5.10, 5.11, 5.13 КоАП РФ).
  • Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения (ст. 5.42 КоАП РФ).
  • Члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума — вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3 — 5.5, 5.8 — 5.10, 5.12, 5.15, 5.17 — 5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, посягающих на активные или пассивные избирательные права, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6), а в случаях, не требующих проведения административного расследования – мировыми судьями. Отдельными юрисдикционными полномочиями обладают также:

  • Должностные лица ОВД,
  • Избирательные комиссии,
  • Комиссии референдума,
  • Органы социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3 КоАП),
  • Должностные лица специальных публичных органов, такие как:
  • Федеральная инспекция труда и подведомственные ей органы,
  • Счетная палата РФ,
  • Государственные внебюджетные фонды (п. 16 ч. 2, п. 3, 4 ч. 5 ст. 28.3).

Указанные должностные лица имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, использовать некоторые меры административного пресечения (ч. 1 ст. 27.8, ч. 1 ст. 27.10) и реализовывать другие процессуальные действия (например, должностные лица избирательных комиссий, комиссий референдума вправе назначать административное расследование (ч. 1, 2 ст. 28.7 КоАП).Широкими правовыми полномочиями в данной сфере наделена прокуратура, к ведению которой отнесено возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23-5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52 (ч. 1 ст. 28.4 КоАП). Мера пресечения в виде временного запрета деятельности применяется в случаях нарушения субъектом предпринимательства законодательства о труде и охране труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП) [6, c. 168].

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ. Подведомственность таких дел определяется законами регионов РФ.

Круг должностных лиц, которым предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, определен ст. 28.3 КоАП РФ. Их конкретные перечни устанавливаются на основании положений ст. 28.3 КоАП уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральным законодательством (ч. 4 ст. 28.3 КоАП). Определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, находится в их ведении (ст. 1.3.1, ч. 6 ст. 28.3 КоАП).

В силу ч. 2 ст. 1.3.1 КоАП законами субъектов РФ органы местного самоуправления вправе наделяться отдельными полномочиями субъектов по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения виновных к административной ответственности, установленной законами субъектов РФ; должностные лица органов местного самоуправления – полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях. Кроме того, в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП или законами субъектов РФ, при осуществлении полномочий по контролю (надзору), делегированных Россией или субъектами РФ, а также при осуществлении муниципального контроля (ч. 3 ст. 1.3.1 КоАП).

Таким образом, система органов, осуществляющих административное производство довольно объемная, ее можно подразделить на уровни: федеральные органы, региональные и местные (муниципальные).

Государственными органами, осуществляющими административное производство в РФ, признаются:

1) Судьи;

2) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции;

4) Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй.

2.2 Предмет доказывания административных правонарушений, посягающих на права граждан

В широком понимании предмет доказывания по делу об административном правонарушении – это план исследования должностным лицом, соответствующим органом или судом, совершенного субъектом противоправного деяния, структурными элементами которого выступают обстоятельства, характерные для любого действия (бездействия), запрещенные КоАП РФ или законами субъектов РФ под угрозой наказания, имеющие правовое значение для разрешения дела и необходимые для принятия по нему правильного решения [22, c. 40].

В соответствии со ст.26.1 КоАП, в предмет доказывания входит разрешение следующих вопросов:

1.Наличие события административного правонарушения и факультативные признаки – способ, место, орудие (предмет) и т.д. (установление объекта и объективной стороны). Содержание раскрывается со ссылкой на раздел 2 КоАП.

  1. Лицо, совершившее противоправные деяния (субъект).
  2. Виновность лица в совершении административного правонарушения. Субъективная сторона (для юридических лиц только 3 элемента состава).
  3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание (ст.4.1 и ст.4.2).
  4. Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением. При этом необходимо установить причинную связь между противоправным деянием и наступившими последствиями.
  5. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях (ст.24.5).
  6. Иные обстоятельства, которые имеют значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Также роль при рассмотрении дела играют данные о личности правонарушителя, его материальном положении, другие данные (по усмотрению суда).

Объект и объективная сторона данных правонарушений были раскрыты в пункте 1.1 данной работы

Субъектами правонарушения, посягающего на избирательные права граждан могут быть как физические, так и юридические лица. В статьях 5.1-5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 КоАП РФ предусмотрены общие и специальные субъекты административных правонарушений законодательства о выборах и референдуме. Это могут быть граждане, должностные и юридические лица по таким правонарушениям, как подкуп избирателей, участников референдума, которые привлекаются как общие субъекты административного правонарушения.

Нормы КоАП предусматривают и специальных субъектов, когда при анализе правонарушения оценивается и их специальный правовой статус — среди индивидуальных субъектов можно выделить таких лиц, как кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, должностные лица кредитных организаций, должностные лица организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, периодических печатных изданий, лица, проводящие предвыборную агитацию, которым участие в ее проведении запрещено законом, лица, избранные депутатами или на иную выборную должность, уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, члены избирательных комиссий, комиссий референдума, председатели избирательных комиссий; среди коллективных субъектов административного правонарушения, которые будут привлекаться как юридические лица — избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, периодические печатные издания, кредитные организации.

Субъективная сторона данных правонарушений выражается в форме умысла, нарушитель обязан или способен осознавать, что он преднамеренно вторгается в избирательный процесс. В данном случае, следует различать составы других правонарушений, которые совершаются из хулиганских побуждений: срывание, повреждение, ликвидация разных афиш, баннеров, вывесок, объявлений, помещенных в установленном порядке, от состава, предусмотренного ст.5.14 КоАП РФ, при котором повреждение агитационных материалов совершается не из хулиганских побуждений, а с целью оказать влияние на ход избирательного процесса.

Правонарушения, посягающие на трудовые права граждан. Общественная опасность этой группы правонарушений заключена в воспрепятствовании гражданам осуществить свое конституционное право в сфере трудовых правоотношений (ст. 37 Конституции РФ).

Субъектом правонарушений могут быть юридические лица такие как: предприятия, учреждения, организации любой формы собственности, на руководителей которых налагаются административные взыскания в виде штрафов. Физические лица, совершающие административные правонарушения в сфере трудовых правоотношений, всегда принадлежат к категории должностных лиц, независимо от того, действуют ли они в сфере частного права или публично-правовых отношений. Причиненный вред, может быть имущественным и моральным (например, в случае незаконного увольнения).

Субъективная сторона рассматриваемых административных правонарушений подразумевает присутствие прямого или косвенного умысла. Умышленная вина характеризуется, в частности, при уклонении должностным лицом от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора. Руководитель предприятия, учреждения, организации обязан быть осведомлен об специфике трудовых правоотношений и не может не сознавать беззаконную основу своего действия либо бездействия[34].

Забота и воспитание о несовершеннолетних детях — право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ) и ст. 63 Семейного Кодекса РФ регламентирует данную норму права. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить им получение основного общего образования, а также защищать права и интересы своих детей. Все эти обязанности закреплены в ст. 64 и ст. 65 СК РФ.

Субъектом данных правонарушений являются лица, на которых в установленном законом порядке возложено обязательство по содержанию, воспитанию, обучению и охране прав несовершеннолетних. Ими могут являться родители, опекуны, попечители, воспитатели, педагоги и другие должностные лица воспитательных учреждений для несовершеннолетних –в соответствии со ст.5.35 КоАП РФ.

Субъективная сторона данной группы правонарушений характеризуется умышленной формой вины.

Согласно ч. 2 ст. 5.36 субъектами правонарушения являются руководители воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, должностные лица органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, на которых возложен учет сведений о несовершеннолетних, подлежащих передаче на воспитание в семью либо в соответствующее учреждение.

Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействиях) лиц, которые нарушили установленные законом порядок и сроки представления указанных сведений или предоставили заведомо ложные сведения, либо в иных действиях, направленных на сокрытие несовершеннолетних от передачи на воспитание.

В соответствии с СК РФ руководители воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. В течение 3-х дней со дня получения этих сведений они обязаны провести проверку условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников — обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, предпринимает меры по устройству ребенка. При невозможности передать ребенка на воспитание в семью орган опеки и попечительства направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью. Протоколы об административных правонарушениях составляют органы внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), также вправе их составлять члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

Таким образом, в предмет доказывания по делу о совершении административного правонарушения входит разрешение следующих вопросов:

1.Наличие события административного правонарушения и факультативные признаки;

  1. Лицо, совершившее противоправные деяния, он же субъект;
  2. Виновность лица субъекта;
  3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
  4. Характер и размер ущерба;
  5. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях и иные обстоятельства.

Глава 3 Правовое регулирование административных правонарушений, посягающих на права граждан

3.1 Особенности доказательств, использованных в процессе производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на права граждан

 

Доказывание — это процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого является сбор, исследование, оценка и использование доказательств.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела [5, c. 157].

Эти данные устанавливаются:

  • протоколом об административном правонарушении;
  • иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;
  • объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • показаниями потерпевшего, свидетелей;
  • заключениями эксперта;
  • иными документами;
  • показаниями специальных технических средств;
  • вещественными доказательствами.

Не допустимы доказательства, полученные с нарушением установленных норм закона.

К доказательствам, использованным в процессе производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на права граждан относятся следующие виды доказательств:

  • специальные технические средства (камеры наблюдения, позволяющие просматривать в онлайн режиме порядок проведения выборов, видео-фото камеры, звукозаписывающие средства и т.д.) использованные в процессе проведения референдума или выборов.
  • Вещественные доказательства: агитационные материалы либо информационные материалы, относящиеся к выборам, референдуму;
  • Заключения эксперта — подделка подписей на документах (применительно к ст. 5.46 КоАП РФ)
  • Личные доказательства: объяснение правонарушителя, показания свидетелей и т. д., когда носитель соответствующей информации — физическое лицо.
  • Документы — материалы, которые содержат сведения, необходимые для проведения выборов, референдума или для деятельности избирательной комиссии, которые могут быть зафиксированы как в письменной, так и в иной форме.

Ко второй группе правонарушений, посягающих на трудовые права граждан и охрану труда (ст. 5.27 – 5.34, 5.40, 5.44) относятся следующие виды доказательств:

  • Документы – коллективный договор, соглашения в которых нарушены требования, установленные законодательством РФ о трудовых правах граждан и охране труда.
  • Личные доказательства — объяснение правонарушителя, показания свидетелей и т. д., (например, отказ в трудоустройстве инвалидов, необоснованный отказ в трудоустройстве, запрет или принуждение на проведение митингов и забастовок).

Для следующей группы правонарушений, посягающих на права несовершеннолетних (ст. 5.35 – 5.37) характерны следующие доказательства:

  • Документы – подтверждающие сведения о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью, либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, также документы, подтверждающие незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью.
  • Личные доказательства – показания соседей, органов опеки, классных руководителей, подтверждающих факт неисполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

В деятельности органов внутренних дел (полиции) больше процессуальных возможностей, чем у комиссии, однако обязанности по сбору доказательств возложены на два органа. К основным средствам и источникам доказательств относят протокол об административном правонарушении и другие протоколы, составленные на основании гл. 27 КоАП РФ. В надлежащей процессуальной форме должны быть зафиксированы объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетелей, показания потерпевшего. В случае, если очевидцем (свидетелем) либо потерпевшим является несовершеннолетний, не достигший возраста 14 лет, при опросе обязательно должен присутствовать педагог или психолог, или законный представитель несовершеннолетнего. Другие данные (в случае если такие нужны):

  • вещественные доказательства, заключения экспертов или специалистов, показания специальных технических средств;
  • характеристики с места работы родителей (законных представителей);
  • справка из учебного заведения со сведениями об успеваемости, о пропущенных часах учебных занятий;
  • акт медицинского освидетельствования;
  • сведения об алкогольной или наркотической зависимости родителя (законного представителя);
  • материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи; копии документов, удостоверяющих личность;
  • сведения о доходах лица, привлекаемого к административной ответственности;
  • сведения, подтверждающие факт привлечения родителя (законного представителя) ранее к административной ответственности;
  • иные документы, имеющие отношение к делу, также являются доказательствами.

Так, помимо представления в органы внутренних дел, администрация образовательного учебного заведения, указывая на нарушения родителем (родителями) или законными представителями права на образование, обязана составить характеристику на несовершеннолетнего ученика или ученицу, в которой классный руководитель подробно уточняет данные об учебном процессе (либо о его отсутствии), свидетельствующие о недостаточном контроле со стороны родителей или законного представителя за подготовкой домашних заданий ребенком, а педагог-психолог составляет психологическую характеристику на несовершеннолетнего [35].

При оценке доказательств комиссия должна оценить их совокупность и проверить каждое из представленных доказательств с точки зрения их допустимости, т.е. полученные без нарушения закона (руководствуясь при этом положениями ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Родители или законные представители, уверенные в том, что их обязанности, предусмотренные законодательством РФ, выполнялись надлежащим способом, а нарушение прав и законных интересов ребенка стало результатом действия или бездействия других лиц (например, директора образовательного учреждения или учителя, заведующего или воспитателя детского сада, главы местной администрации или муниципального служащего и др.), имеют право предоставить в комиссию такие документы, как:

  • характеристику с места работы или из государственного учреждения по труду и занятости (для безработных), или от участкового по месту жительства из районного органа внутренних дел (для подвергавшихся ранее административной или уголовной ответственности);
  • данные о своевременной оплате алиментов — бланки платежных квитанций (если такая обязанность у родителя имеется);
  • документ освидетельствования жилищных условий уполномоченными должностными лицами, подтверждающий надлежащее выполнение обязанностей по содержанию ребенка;
  • ходатайство о вызове на заседание комиссии свидетелей, которые могут подтвердить, что обязанности родитель исполняет надлежащим образом (соседи, родители одноклассников, друзей, классный руководитель и др.).

Представленные данные могут выступать доказательствами по делу в случае, если они будут содержать фактические данные, а не оценочное суждение или мнение лиц, которые их составляли. Закон обязует обосновать вину правонарушителя должностное лицо органа, который проводит производство по делу [25].

Уполномоченный орган (должностное лицо) даёт оценку собранным доказательствам по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. При этом он руководствуется законом и правосознанием, принципом объективной истины.

Так, особенность доказательств, использованных в процессе производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на права граждан, выражается в их своевременном и законном сборе уполномоченными на то органами, в их правильной оценке, основанной на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности.

3.2 Особенности мер обеспечения производства и санкции, налагаемые за совершение административных правонарушений, посягающих на права граждан

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ, — это принудительные меры административно-процессуального обеспечения, нацеленные на принудительное обеспечение данного вида производства, в рамках которого, в главную очередь, совершается «многостороннее, абсолютное, объективное и своевременное установление обстоятельств каждого дела».

К числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на права граждан относятся:

  • доставление;
  • административное задержание;
  • личный досмотр, досмотр вещей; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  • изъятие вещей и документов;
  • освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  • медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  • привод;
  • временный запрет деятельности;
  • помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Важнейшими актами применения мер административного пресечения считается: протокол об административном правонарушении, в который записываются данные о применении мер административного пресечения и рапорт об использовании некоторых мер административного пресечения.

Виды санкций, предусмотренные КоАП РФ за совершение административных правонарушений, посягающих на права граждан:

1) Штраф — самая распространенная санкция, применяемая для данного вида правонарушения. Ее размер колеблется для должностных лиц от 300 рублей до 130 тыс., а для юридических лиц до 1 миллиона рублей (ст. 5.26) и зависит от характера правонарушения и лица его совершившего (т.е. субъекта). К данным лицам относятся: граждане; юридические лица; должностные лица; избирательные объединения; кандидаты в депутаты; лица, избранные депутатами; уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума; должностные лица кредитных организаций; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К примеру ст. 5.16 КоАП РФ «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах» определяет, что «Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей».

2) Предупреждение. К примеру статья 5.35 устанавливает, что «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей». (такой же санкцией обладает ст. 5.28 ;5.29).

3) Обязательные работы — заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ч.2 ст.5.26. «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей либо обязательные работы на срок до 120 часов; на должностных лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.)

4) Дисквалификация — назначается на срок не более 3 лет. (ч. 5 ст. 5.35, ст 5.53 определяет «Незаконные действия по получению и распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей; на должностных лиц — от 2500 до 5000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей».)

5) Административный арест — на срок до 5 суток назначается за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

6) Конфискация предмета административного правонарушения –представляет собой конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения и заключается в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей.

Конфискация предусмотрена за многие административные правонарушения и может:

а) применяться в качестве меры дополнительного наказания по усмотрению субъекта, рассматривающего дело о соответствующем административном правонарушении;

б) подлежать обязательному применению;

в) служить в качестве основного административного наказания, альтернативного административному штрафу и конфискации как дополнительного наказания. (Например ст. 5.19. «Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума»  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 тысяч до 25 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от 30тысяч до 40 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; аналогично ст. 5.20).

7) Административный арест —  вид административного наказания в России и ряде других стран, заключающийся в содержании лица, совершившего административное правонарушение, в условиях изоляции от общества. К примеру ст. 5.35.1 «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» по ч. 1 влечет обязательные работы на срок до 150 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере 20 тысяч рублей.

3.3 Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, посягающих на права граждан

Российская Федерация, объявив себя правовым государством с демократическим режимом правления, приняла обязательство гарантировать права и свободы человека и гражданина, в том числе конституционное право избирать и быть избранным (ст. 2 и ч. 2 ст. 32 Конституции РФ).

Одним из основных обстоятельств и показателем степени развития демократии современного Российского государства принято считать положение и состояние избирательной системы, свидетельствующей о реальном участии гражданина в избирательном процессе как в целом, так и на каждом его этапе в отдельности [27].

Применительно к нарушениям избирательного законодательства протокол об административном правонарушении может быть составлен в отношении граждан, кандидата, зарегистрированного кандидата, лица, избранного депутатом, лица, являвшегося кандидатом, избирательного объединения, избирательных объединений, входящих в избирательный блок, должностных лиц и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и места их нахождения.

С жалобами на решения и действия (бездействия), нарушающими избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, иные общественные объединения, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, наблюдатели, а также избирательные комиссии. Если указанные в жалобе нарушения затрагивают интересы значительного числа граждан, либо в силу других обстоятельств нарушение приобрело особенное социальное значение, Центральная избирательная комиссия РФ вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу.

Решения по жалобам, зачислившимся в процессе избирательной кампании, принимаются в 5-дневный срок, и не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — незамедлительно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок. Согласно жалобе, на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в 2-х месячный срок со дня подачи жалобы.

В случае, если после раскрытия административного правонарушения проводится экспертиза или другие процессуальные действия, которые требуют долгих временных затрат, проводится административное расследование. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченным избирательной комиссией в виде определения, и применяется немедленно после раскрытия факта совершения административного правонарушения. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, дата и место составления определения, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие состава административного правонарушения и статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении или выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Необходимо принимать во внимание многие характерные черты квалификации рассматриваемых правонарушений. Индивидуальные предприниматели являются самостоятельными субъектами правонарушений, установленных ч. 1 ст. 5.27 КоАП «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». При квалификации таких правонарушений не используется общее определение должностного лица [39].

В других вариантах ИП несут ответственность, установленную для должностных лиц, если правонарушение обусловлено их профессиональной деятельностью, в других случаях ИП несут ответственность, установленную санкцией соответствующей статьи для граждан.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в 15-дневный срок с момента получения (или составления членами комиссии) протокола об административном правонарушении и иных материалов. Рассмотрение дела на заседании комиссии осуществляется коллегиально. Собрание ведётся согласно плану работы, контроль за исполнением которого осуществляет председатель комиссии. При этом заседания обязаны проводиться не реже двух раз в месяц. Председательствует на заседании председатель комиссии либо его заместитель. Юрисдикционными полномочиями наделены члены комиссии (не менее 8): 1) в отношении составления протокола об административном правонарушении по составам, предусмотренным ст. 5.35, 5.36 КоАП РФ; 2) по принятию мотивированного постановления. В состав членов комиссии входят:

  • представители органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, государственных и муниципальных органов, учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий,
  • граждане, неравнодушные к вопросам защиты прав детей и имеющие опыт работы с ними, а кроме того, другие заинтересованные лица, в т.ч. депутаты определённых представительных органов.

Члены комиссии владеют одинаковыми правами при рассмотрении и обсуждении материалов по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии. Правомочность заседания комиссии гарантирована присутствием не менее половины ее членов. При этом решение комиссии по вопросам, вынесенным на рассмотрение, принимается большинством голосов присутствующих членов комиссии, а при равенстве голосов решающий голос имеет председатель комиссии. Необходимо выделить, что правовой статус члена комиссии законодателем был «усилен»: неотъемлемой считается личная явка члена комиссии на заседание, не допускается замены. Перед началом заседания члены комиссии обязаны ознакомиться с материалами рассматриваемого дела об административном правонарушении [6].

Рассмотрение дела состоит в заслушивании сторон (заявителей и лиц, совершивших правонарушение) и их представителей, а кроме того лиц, участвующих в процессе, — заинтересованных лиц, свидетелей, специалистов, экспертов и переводчиков. Стороны по делу, а также лица, участвующие в деле, имеют широкий круг прав, включая участие в исследовании доказательств, постановку вопросов другим лицам, участвующим в деле, в т.ч. экспертам и специалистам. Одним из обязательных участников производства по делу об административных правонарушениях, посягающих на права и законные интересы несовершеннолетних, а кроме того если правонарушитель — несовершеннолетний, является прокурор. Его необходимо оповещать о месте и времени рассмотрения дела, т.к. его присутствие при рассмотрении дела служит дополнительной гарантией прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия. Исходя из практики прокурорского надзора, нарушения в данной сфере носят распространенный характер. Акты Генерального прокурора РФ обязывают постоянно реализовать контроль исполнения законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних комиссиями. Однако, как при подготовке к рассмотрению, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении, комиссией может быть вынесено определение об отложении рассмотрения по объективным обоснованным обстоятельствам. Определение об отложении и продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении с указанием оснований (ст. 29.4 КоАП РФ) принимается простым большинством голосов из числа присутствующих, о чем делается запись в протоколе заседания комиссии о рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 29.8 КоАП РФ). При наличии оснований срок рассмотрения дела может быть продлен не более чем на 1 месяц мотивированным определением (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ).

От качества и уровня подготовки материалов дела к слушанию зависят результаты его рассмотрения. Принимая во внимание, что на родителя или законного представителя несовершеннолетнего, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, посягающем на права и законные интересы несовершеннолетнего, в полной мере распространяется презумпция невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ), он (родитель, законный представитель) не должен доказывать свою невиновность. Все без исключения неустранимые сомнения в виновности при рассмотрении на заседании комиссии будут трактоваться в пользу родителя или законного представителя несовершеннолетнего.

Заключение

Административная ответственность представляет собой меры принудительного воздействия, применяемые к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающие имущественные (неимущественные) права нарушителя.

Административная ответственность выражается в применении полномочным государственным органом и (или) его должностным лицом предусмотренных действующими нормами административного права конкретных административно-правовых санкций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения – административного правонарушения. Для мер административной ответственности характерна показательная функция (административная кара), что не исключает их общее и индивидуальное превентивное (предупредительное) значение.

В качестве основных принципов административной ответственности можно назвать принцип законности, равенства всех перед законом и судом, а также презумпцию невиновности, наряду с соразмерностью наказания. Перечень не является исчерпывающим, поскольку концепция нового Кодекса об Административных Правонарушениях в РФ предусматривает целый ряд принципов административной ответственности и говорит о необходимости их законодательного закрепления.

Общим основанием назначения административной ответственности выступает совокупность из нормативных, процессуальных и фактических аспектов.

Правовыми причинами о привлечении человека к административной ответственности является КоАП РФ и принимаемые с ним законы субъектов РФ об административных нарушениях.

Административные правонарушения, посягающие на права граждан, предусмотрены гл. 5 КоАП РФ, состоящей из 69 статей.

Объектом данных правонарушений являются отношения, которые возникают при реализации гражданами своих конституционных прав.

Настоящая глава поставлена законодательством на первое место в Особенной части КоАП РФ не случайно, поскольку из ст. 2 Конституции РФ вытекает — «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Кроме Конституции данные правонарушения посягают на права граждан установленные Федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Были выявлены органы, осуществляющие административное производство в РФ:

1) Судьи;

2) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции;

4) Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй.

Было выяснено, что в предмет доказывания по делу о совершении административного правонарушения входит следующее:

1.Наличие события административного правонарушения и факультативные признаки;

  1. Лицо, совершившее противоправные деяния, он же субъект;
  2. Виновность лица субъекта;
  3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
  4. Характер и размер ущерба;
  5. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях;
  6. Иные обстоятельства, которые имеют значения для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Так, особенность доказательств, использованных в процессе производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на права граждан, выражается в их своевременном и законном сборе уполномоченными на то органами, а также в их правильной оценке, основанной на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в совокупности.

Особого внимания заслуживают особенности административного производства по делам несовершеннолетних. От качества и уровня подготовки материалов дела к слушанию зависят результаты его рассмотрения. На родителя или законного представителя несовершеннолетнего, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, посягающем на права и законные интересы несовершеннолетнего, в полной мере распространяется презумпция невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ), он (родитель, законный представитель) не должен доказывать свою невиновность. Все без исключения неустранимые сомнения в виновности при рассмотрении на заседании комиссии будут трактоваться в пользу родителя или законного представителя несовершеннолетнего.

Список используемой литературы и используемых источников

  1. Антология юридической ответственности: в пяти томах. Том первый / Отв. ред.: Хачатуров Р.Л. – Самара: ООО «Изд-во Ас Гард», 2012. – 544 c.
  2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник, 3-е издание, пересмотрено и дополнено – М.: Норма, 2008г. – 816 с.
  3. Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. — М.: Наука, 1999, № 12. — С. 12-20
  4. Боброва Н.А. Общетеоретический и межотраслевой аспекты юридической ответственности: монография. – М.: Юрлитинформ. 2019. – 544 с.
  5. Братановский С.Н. Административное право. Особенная часть // учебник. – М.: Директ-Медиа. – 2013. – 502 с.
  6. Волченко В. Н. Особенности нормативно-правового регулирования ответственности в сфере выборов // Пространство экономики. 2011. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-normativno-pravovogo-regulirovaniya-otvetstvennosti-v-sfere-vyborov (дата обращения: 23.05.2020).
  7. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. Государственное и материально-правовое исследование / Галаган И.А.; Науч. ред.: Основин В.С. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1970. — 252 c.
  8. Головко В.В., Фарафонова М.В. Совершенствование института административной ответственности: проблемы и перспективы // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2016. №2 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-instituta-administrativnoy-otvetstvennosti-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 23.05.2020).
  9. Зырянов С.М. Административная ответственность в системе публично-правовой ответственности // Журнал российского права. 2014. №1 (205). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-otvetstvennost-v-sisteme-publichnopravovoy-otvetstvennosti (дата обращения: 23.05.2020).
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195 – ФЗ// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 23.05.2020).
  11. Кожевников О.А. К вопросу о понятии и признаках административной ответственности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-i-priznakah-administrativnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 23.05.2020).
  12. Кононов П.И. О некоторых актуальных направлениях модернизации законодательства Российской Федерации об административной ответственности // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 22.05.2019)
  13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 01.01.2020).
  14. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326534/6f496d3be59102ceed49e388869759a199a5e5af/ (дата обращения 18.05.2020)
  15. Липинский Д.А. К дискуссии о понятии юридической ответственности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 25.– Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2002.– С.43-61.
  16. Липинский Д.А. Юридическая ответственность, санкции и меры защиты: монография / Д.А. Липинский, А.А. Мусаткина. –М.: ИНФРА-М, 2019. – 139 с.
  17. Маркарян П.К. Понятие административной ответственности в науке и законодательстве// Государство и право. Юридические науки. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2010 №4 – С.122-125 Режим доступа: http://www.znanium.com (дата обращения 22.10.19)
  18. Маркин В.А. Ответственность – средство обеспечения реализации права // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. 2010. №1 (1). – С. 68-74.
  19. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений // URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/ (дата обращения: 01.01.2020).
  20. Марченко, М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М. Н. Марченко. – 3-е изд., доп. – М.: Норма, 2019. – 304 с.
  21. Мигачев Ю.А. Административное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / Мигачев Ю.А., Попов Л.Л., Тихомиров С.В.; под. ред. Попов Л.Л. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018г. –396 с.
  22. Нобель, А. Р. Предмет и пределы доказывания по делам об административных правонарушениях / А. Р. Нобель. // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/113/4325/ (дата обращения: 23.05.2020).
  23. Россинский, Б. В. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б. В. Россинский. — Москва : Норма: ИНФРАМ, 2020. — 352 с.
  24. Савельев Ю.М. О понятии юридической ответственности // Юридические исследования. 2015. № 10. – С. 61 — 80. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=16122 (дата обращения 31.03.2020).
  25. Смагина Т.А. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, посягающих на права и законные интересы несовершеннолетних: вопросы теории и практики // Вестник СГЮА. 2015. №1 (102). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rassmotrenie-del-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-posyagayuschih-na-prava-i-zakonnye-interesy-nesovershennoletnih-voprosy-teorii (дата обращения: 23.04.2020).
  26. Соловей Ю.П. Актуальные проблемы административной ответственности: материалы всероссийской научно-практической конференции (Омск, 25 мая 2012 г.) / Негос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Омский юридический ин-т» / отв. ред. Ю. П. Соловей. – Омск: ОмЮИ, 2012. – 189 с.
  27. Соловьев В.Н., Панов А.Б. Некоторые аспекты административной ответственности по делам о защите избирательных прав // Вестник высшего арбитражного суда – 22.03.2013. №3. URL: https://base.garant.ru/57596342/ (дата обращения 31.04.2020).
  28. Степанов Р.Г. Административно-правовые аспекты ответственности за правонарушения в сфере избирательного и референдумного права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovye-aspekty-otvetstvennosti-za-pravonarusheniya-v-sfere-izbiratelnogo-i-referendumnogo-prava (дата обращения: 23.04.2020).
  29. Степанова В.В. К вопросу о понятии юридической ответственности // Пробелы в российском законодательстве. 2015. №5. – 6 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-yuridicheskoy-otvetstvennosti (дата обращения: 01.04.2020).
  30. Степанова В.В. Эволюция понятия юридической ответственности в истории досоветского права // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2012. № 2. – С. 49-55.
  31. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/7e3fca4d4ca4a235a2081e32881b9771177c8e57/ (дата обращения: 19.05.2020).
  32. Указ Президента РФ от 25.07.2013 N 645 (ред. от 15.05.2018) «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149853/ (дата обращения: 19.05.2020).
  33. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 19.05.2020).
  34. Филипцова Н.А. Проблема коллективно – договорного регулирования трудовых отношений с руководителем организации // Вестник Воронежского института МВД России. – 2013. -№ 3. С. 2-3.
  35. Хаметдинова Г. Ф. Основания ответственности родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1(27). – С. 99-100.
  36. Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности: монография. – СПб: «Юридический центр Пресс». 2007. –1260 с.
  37. Хачатуров Р.Л., Ягутян Р.Г. Юридическая ответственность / Р.Л. Хачатуров, Р.Г.Ягутян. — Тольятти: А Print: междунар. акад . бизнеса и банк . дела, 1995 . – 196 с.
  38. Хачатуров. Р.Л. О юридической безответственности // Актуальные проблемы юридической науки: сборник научных трудов / отв. ред. Р.Л. Хачатуров. – Тольятти: ТГУ, 2008. Вып.5 — с.3-10.
  39. Чижевский В.С. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях РФ // Профессиональные комментарии законодательства РФ :. Книжный мир. – 2014. – 556 с.
  40. Штода И.С. Юридическая ответственность, ее признаки и стадии // Проблемы экономики и юридической практики. 2011. №3. – 3 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya-otvetstvennost-ee-priznaki-i-stadii (дата обращения: 01.04.2020).
  41. Ячменев Ю.В. Юридическая ответственность: понятие, виды и особенности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. – 9 с. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya-otvetstvennost-ponyatie-vidy-i-osobennosti (дата обращения: 01.04.2020).
  42. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 30.04.2020)

 Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф