Скоро защита?
Меню Услуги

Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

Глава 2. Организация деятельности органов исполнительной власти в сфере безопасности дорожного движения

2.1. Компетенция органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Отнесение данных вопросов к совместному ведению предусматривает, что они должны быть урегулированы путем принятия федерального закона и соответствующих ему законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В связи с этим необходимо детально разграничивать полномочия федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. В этом случае в федеральный закон включаются нормы, регулирующие правила распределения их компетенции. В комментируемом Законе такой нормой является статья 6.

Важность данной нормы, введенной в Закон, заключается в том, что с момента принятия Конституции РФ в 1993 году и до сих пор наибольшие вопросы на практике вызывает именно разграничение полномочий между федеральным центром и регионами в сфере вопросов, отнесенных к совместной компетенции. Это связано во многом с тем, что само понятие “совместная компетенция” по-разному понимается центром и субъектами: недостаточная определенность приводит к тому, что каждый стремится получить больше полномочий и меньше обязанностей[1]. Как результат, многие свои обязанности регионы пытаются возложить на федеральный центр или местное самоуправление[2] либо стремятся осуществлять полномочия, им не присущие.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим в комментируемой статье также регулируются вопросы, связанные с определением полномочий органов местного самоуправления поселения, муниципального района и городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Данная правовая норма способствует становлению единой непротиворечивой системы правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения и однозначному определению компетенции органов власти различного уровня путем повышения эффективности их деятельности.

Пункт 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет перечень вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации. Рассмотрим их подробнее.

— Российская Федерация осуществляет формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Направления единой государственной политики закрепляются в программных документах, разрабатываемых и принимаемых на определенный плановый период.

В Концепции Федеральной целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах”, утв. распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2012 г. N 1995-р, отмечалось, что обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.

В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации (Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351; Государственная программа Российской Федерации “Доступная среда” на 2011 – 2015 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. N 175; Федеральная целевая программа “Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)”, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 (подпрограмма “Автомобильные дороги”); Транспортная стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, и др.).

Задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения планируется решать за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др., что повлечет за собой как следствие сокращение демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Это согласуется с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе и позволит обеспечить:

– снижение темпов убыли населения Российской Федерации, создания условий для роста его численности;

– целевое увеличение к 2020 году валового внутреннего продукта;

– высокие стандарты благосостояния граждан России.

Таким образом, данное полномочие Российской Федерации тесно связано с полномочием по разработке и утверждению федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовому обеспечению.

Федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах” была утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864. Программа содержит положения, обосновывающие целесообразность решения данной проблемы именно программно-целевым методом. Это подтверждается практикой реализации Федеральной целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах”. Вместе с тем, как отмечается в документе, несмотря на эффективность ее реализации, движение на дорогах России остается небезопасным по сравнению с наиболее развитыми странами, в частности на 100 тыс. жителей в дорожно-транспортных происшествиях в России гибнут почти в 5 раз больше человек, чем в Нидерландах, и в 2 раза больше, чем в Чехии, уровень автомобилизации в которой почти в 2 раза выше российского. Применение в качестве основы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения программно-целевого метода, в частности, позволит сформировать систему приоритетных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, обоснованно и системно воздействующих на причины аварийности, а также повысить эффективность управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях и в области межведомственного и межуровневого взаимодействия и координации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления[3].

— Также в компетенцию Российской Федерации входит установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения. Основным регулирующим документом в данной области является комментируемый Закон, также вопросов безопасности дорожного движения касаются и иные федеральные законы. В соответствии с данными законами и в их исполнение федеральные органы исполнительной власти имеют право принимать собственные нормативно-правовые акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные документы уполномоченных органов, в частности приказы Министерства внутренних дел РФ и Министерства транспорта РФ). Федеральному законодательству должны соответствовать принимаемые по данным вопросам законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты (подробнее о правовых основах безопасности дорожного движения в Российской Федерации см. комментарий к одноименной статье 4).

— Из этого полномочия Российской Федерации вытекает и следующее – установление единой системы технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Осуществлять собственно техническое регулирование посредством принятия тех или иных нормативных документов имеют право различные субъекты. Координирующая роль в создании единой системы таких документов принадлежит государству. Основным нормативным документом в данной области, решающим эту задачу, является Закон о техническом регулировании.

Согласно закрепленному в законе определению технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. В качестве примера принятого Технического регламента в рассматриваемой области можно назвать Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609 “Об утверждении Технического регламента “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ”.

— Заключительным полномочием Российской Федерации, связанным с правотворчеством, является контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции РФ и федеральным законам.

Большая роль в обеспечении такой деятельности отводится Министерству юстиции РФ, которое ведет федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от 10 августа 2000 г. N 1486 “О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации” и принятому в его исполнение Постановлению Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 “Об утверждении положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации”, Приказам Министерства юстиции РФ от 31 мая 2012 г. N 87 “Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации” и от 12 января 2004 г. N 5 “Об утверждении и введении в действие разъяснений по применению положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации” создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации – федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Одной из целей ведения регистра является обеспечение контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства (глава 24 ГПК РФ “Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части”). Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. При этом следует учитывать, что разрешение дел о признании положений конституций и уставов субъектов Российской Федерации противоречащими федеральному закону входит в компетенцию Конституционного Суда РФ (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П).

— К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Среди органов, уполномоченных на решение задач в области обеспечения безопасности дорожного движения, находятся такие органы, как Министерство внутренних дел РФ, МЧС РФ, Минздрав РФ, Минобрнауки РФ, Минпромторг РФ, Министерство транспорта РФ, Федеральное дорожное агентство.

— Следующим федеральным полномочием является организация и осуществление федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения[4].

Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 г. N 716 “О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения”.

Подробнее о федеральном государственном надзоре в области обеспечения безопасности дорожного движения см. комментарий к главе V.

— Также в полномочия Российской Федерации входит координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно Положению о Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 237, Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения. К основным задачам Комиссии относится в том числе совершенствование механизмов координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также повышение эффективности взаимодействия с заинтересованными организациями и общественными объединениями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Исключительным полномочием Российской Федерации является право заключения международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, которое она реализует в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации”. Например, таким международным договором является Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.) (подробнее см. комментарий к ст. 32).

Полномочия по осуществлению деятельности по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, осуществляют федеральные органы исполнительной власти. Обеспечение их деятельности относится к расходным обязательствам Российской Федерации, которые регулируются ст. 84 БК РФ.

Из того, что в п. 1 перечислены полномочия Российской Федерации по такому предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, как обеспечение безопасности дорожного движения, следует вывод, что вопросы, которые входят в эту сферу и не отнесены к компетенции Российской Федерации, являются компетенцией субъектов Российской Федерации. Данный вывод подтверждается судебной практикой.

Пример: рассматривая вопрос о признании недействующим Постановления правительства Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 348 “Об утверждении положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Ленинградской области”, суд установил, что оспариваемые заявителями положения регионального нормативного акта относятся к вопросу обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров. Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах. Пункт 1 ст. 6 комментируемого Закона не относит к компетенции Российской Федерации вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугороднего транспорта. Следовательно, эти вопросы отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации (подробнее см. Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2018 г. по делу N 33-Г18-14).

Этот же вывод в отношении вопросов организации деятельности городского, пригородного и междугородного транспорта был сделан в Определении Верховного Суда РФ от 13 июня 2017 г. по делу N 4-Г17-22, в отношении вопросов организации транспортного обслуживания населения – в Определении Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года по делу N 7-Г16-25).

Поднимался вопрос о возможности органов исполнительной власти осуществлять превентивное правовое регулирование по предмету совместной компетенции в отсутствие принятого по данному вопросу закона субъекта Российской Федерации. В частности, Верховный Суд РФ указывал, что из требований Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, иных правовых норм федерального и регионального законодательства не следует, что по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обязательном порядке законодательный орган субъекта Российской Федерации должен предварительно принять определенный закон и только на его основании исполнительный орган субъекта Российской Федерации может (и вправе) принять соответствующий нормативный правовой акт (подробнее см. Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2018 г. по делу N 33-Г18-14).

Отметим, однако, что эти судебные постановления, как и многие другие, были приняты до внесения изменения в комментируемую статью в 2011 году. Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 192-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” была изменена формулировка комментируемой статьи, раньше указывавшая, что субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В актуальной редакции Закона закреплены в общем виде полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Соответствующие изменения затронули и Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, согласно действующей редакции ст. 21 которого высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в областях финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, претерпевший впоследствии несколько редакций, был принят для того, чтобы сложившаяся к моменту его принятия практика распределения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами посредством заключения договоров не нарушала действующее законодательство и имела бы положительное действие[5]. Основные принципы разделения полномочий между органами власти субъектов и федерации закреплены в нем в ст. 26.1. Термин “полномочия” определяется в ней через понятия “права”, “обязанности”, “ответственность”.

Согласно названной статье полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации. Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.

Комментируемая статья 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» в соответствии с данными требованиями определяет полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и называет источники их финансирования.

Эти полномочия в общем определяются через осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно Закону обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Для раскрытия остальных терминов следует обратиться к Закону об автомобильных дорогах:

– дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

– автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Сфера полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ ограничена осуществлением мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах исключительно регионального или межмуниципального значения[6].

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (например, см. Постановление Правительства Вологодской области от 14 января 2018 г. N 13 “Об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся на территории Вологодской области”). В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В комментируемой статье указанные полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ конкретизированы путем непосредственного указания следующих мероприятий (при этом данный перечень не является исключительным):

– принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Правила установления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам установлены ст. 30 Закона об автомобильных дорогах и ст. 14 комментируемого Закона. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (см., например, Постановление Правительства МО от 11 марта 2012 г. N 264/8 “Об утверждении Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Московской области, а также по автомобильным дорогам местного значения на территории Московской области”).

В качестве примера реализации данного полномочия региональными исполнительными органами власти приведем Приказ Министерства транспорта Красноярского края от 15 марта 2017 г. N 4/28, которым были установлены временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края в 2017 году;

– осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

По данному направлению, выделенному отдельно в целях акцентирования внимания на его важности, региональные власти разрабатывают и принимают целевые программы, а также осуществляют иные мероприятия (см. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 21 июня 2017 г. N 242 “О республиканской целевой программе “Повышение безопасности дорожного движения в Республике Калмыкия в 2014 – 2018 годах”, письмо Минобразования Нижегородской области от 16 мая 2015 г. N 316-01-100-1423/15 “О проведении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма” и др.);

– участие в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств.

Такое участие может осуществляться посредством финансирования из регионального бюджета мероприятий по переподготовке водителей транспортных средств (например, см. Постановление Правительства Камчатского края от 20 июня 2016 г. N 274-П “Об утверждении Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), реализующим профессиональные образовательные программы по подготовке водителей транспортных средств категории “D”, по переподготовке водителей транспортных средств категории “В” на категорию “D”, категории “C” на категорию “D”); мероприятия по совершенствованию системы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств включаются в региональные целевые программы (например, см. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 21 июня 2017 г. N 242 “О республиканской целевой программе “Повышение безопасности дорожного движения в Республике Калмыкия в 2014 – 2018 годах”);

– информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Данная обязанность обычно возлагается на специально уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ в области транспорта, например Департамент транспорта Краснодарского края, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области и др. Соответствующие мероприятия включаются в специальные целевые региональные программы (например, см. Постановление Администрации Тамбовской области от 17 декабря 2012 г. N 1598 “Об утверждении долгосрочной целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в Тамбовской области на 2013 – 2020 годы”).

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, которые регулируются ст. 85 БК РФ.

Текст п. 4 комментируемой статьи был значительно изменен Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 192-ФЗ. В актуальной редакции нормы данного пункта статьи закрепляют полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения и источники их финансирования.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Как мы уже отмечали в начале комментария к настоящей статье, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к вопросам местного значения.

Статья  6 в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ отдельно называет полномочия органов местного самоуправления поселения, муниципального района и городского округа.

Поселение представляет собой городское поселение (город или поселок) или сельское поселение (один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов). Муниципальный район охватывает собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района.

Полномочия органов местного самоуправления указанных муниципальных образований в целом схожи, они осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения при осуществлении дорожной деятельности в соответствии с закрепленной за ними территорией:

– органы местного самоуправления поселения осуществляют данные мероприятия на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения;

– органы местного самоуправления муниципального района – на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

– органы местного самоуправления городского округа – на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа.

Согласно Закону об автомобильных дорогах:

– автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог;

– автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог;

– автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог[7].

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (см., например, Постановление администрации г. Кемерово от 19 сентября 2017 г. N 2881 “О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения города Кемерово” и др.).

Далее законодатель конкретизирует названные полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований, включая в них:

1) принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения для всех типов муниципальных образований в соответствии с закрепленной за ними территорией.

Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Примерами реализации данного полномочия являются следующие акты, принятые органами местного самоуправления: распоряжение администрации города Красноярска от 28 июня 2016 г. N 839-Ж “О временном прекращении движения транспортных средств на период проведения спортивного мероприятия”; распоряжение администрации города Красноярска от 30 мая 2016 г. N 830-Ж “О временном прекращении движения транспортных средств на период проведения детского карнавала “Город детства” и др.;

2) участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма для муниципального района и городского округа в соответствии с закрепленной за ними территорией.

По данному вопросу принимаются муниципальные целевые программы. Например, перечень мероприятий, направленных на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, содержат следующие программы: муниципальная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения на территории муниципального района “Сысольский” (2016 – 2018 годы)” (утв. Постановлением администрации муниципального района “Сысольский” от 26 августа 2016 г. N 8/717), долгосрочная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения и снижение дорожно-транспортного травматизма в муниципальном образовании город Мурманск” на 2015 – 2018 годы” (утв. Постановлением администрации города Мурманска от 27 сентября 2014 г. N 2341), муниципальная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения на территории муниципального района “Ижемский” (2017 – 2019 годы)” (утв. Постановлением администрации муниципального района “Ижемский” от 19 февраля 2016 г. N 116) и многие другие.

Также указанные муниципальные целевые программы предусматривают осуществление иных мер, в частности:

– проведение мероприятий, направленных на повышение правового сознания, предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

– осуществление организационно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование улично-дорожной сети и организацию движения транспортных средств и пешеходов;

– строительство муниципальной специализированной стоянки для задержанных транспортных средств[8].

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, регулированию которых посвящена ст. 86 БК РФ.

Статья 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает также, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения. Аналогично и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения. Данные положения согласуются с нормами Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, регулирующими передачу полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Заключение административного договора между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по наделению государственными полномочиями является одной из разновидностей договорного способа разделения полномочий по вопросам совместной компетенции на основе Конституции 1993 г. (вторым способом является административный)[9].

2.2. Совершенствование деятельности органов исполнительной власти по обеспечению безопасности дорожного движения

Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения является системным образованием, включающим технико-технологическую подсистему и систему ролей и функций обслуживающего и управляющего цикла[10]. Для повышения эффективности деятельности органов государственного управления по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения целесообразно рассмотрение деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения как иерархической социально-технической системы с разделением ее на три подсистемы по функциональному назначению и конечному результату.

Сущность каждой подсистемы составляет деятельность людей, реализующих различные функции. Как следствие, каждая из них представляет собой специфическую сферу общественных отношений и поэтому является объектом упорядочивающего воздействия правового регулирования. Вместе с тем особенности, присущие каждой из них, определяют отличия в подходах и нормировании, своеобразие содержания норм, с помощью которых регламентируется оптимальное по параметрам безопасности состояние элементов, составляющих эти подсистемы, так как содержание однородной группы общественных отношений определяет в конечном итоге специфику правового регулирования[11].

Необходимость совершенствования российского законодательства, приведения его в соответствие с новыми условиями и задачами современного этапа развития общества требует новых теоретических исследований проблем управления.

Можно предложить следующие рекомендации в области совершенствования деятельности органов исполнительной власти по обеспечению безопасности дорожного движения:

  1. Осуществить комплекс мер по совершенствованию системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, упорядочению организационной структуры и механизмов регулирования деятельности в этой сфере, координации совместных усилий, направленных на профилактику дорожно-транспортной аварийности на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, в отраслевом и территориальном разрезах.
  2. Существенно усилить организующую роль федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по профилактике аварийности на автотранспорте, повысить уровень организационно-методического руководства в области обеспечения безопасности дорожного движения всей системой служб предприятий и организаций независимо от формы собственности, активно привлекать к такой работе общественные, региональные, молодежные и иные организации, профсоюзы, средства массовой информации.
  3. Значительно ускорить работы по формированию современной нормативно-правовой и нормативно-технической базы по обеспечению безопасного функционирования автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Внести изменения и дополнения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон «О рекламе», другие законодательные и иные нормативные правовые акты, разработать целый пакет государственных и отраслевых стандартов, переработать устаревшие нормативные акты.
  4. Организовывать и проводить работы по повышению безопасности дорожного движения на основе широкого внедрения программно-целевого подхода, концентрации сил и средств на приоритетных направлениях профилактики аварийности, в первую очередь, связанных с превышением установленных пределов скорости движения и нарушений правил обгона, особенно на опасных участках, управлением транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, усилением контроля за неукоснительным соблюдением действующих норм и правил при пассажирских перевозках, а также перевозках опасных грузов, повсеместным применением ремней безопасности и мотошлемов. К числу приоритетных направлений должны быть отнесены мероприятия, ориентирование на обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: детей, пожилых людей, инвалидов.
  5. Значительно усилить роль финансово-экономических механизмов и стимулов, способствующих реализации профилактических мероприятий за счет средств целевых источников финансирования. Создать финансово-экономические механизмы управления программами и проектами в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  6. Принять в установленном порядке решение об ограничении ввоза в Россию и допуска к эксплуатации на отечественных автодорогах зарубежных транспортных средств с большим пробегом и многолетним сроком эксплуатации, в первую очередь, речь должна идти о пассажирских транспортных средствах.
  7. Детально отработать механизм взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, эвакуации и спасении пострадавших.
  8. Значительно расширить сеть дежурно-диспетчерских служб на автомобильных дорогах, обеспечивающих оперативное информирование о фактах ДТП, медицинских учреждений, подразделений ГИБДД, МЧС, дорожных и коммунальных служб с целью обеспечения максимально быстрого их прибытия на место происшествия, оказания помощи пострадавшим, обеспечения бесперебойного движения транспорта и пешеходов. Разработать систему специальной подготовки медицинского персонала, а также обеспечить разработку и внедрение соответствующих технических средств в целях повышения результативности при срочном оказании медицинской помощи пострадавшим с тяжелыми травмами при дорожно-транспортных происшествиях.
  9. Повысить эффективность организации дорожного движения, прежде всего, за счет разработки и применения современных инженерных схем и методов регулирования, комплексных схем организации дорожного движения, внедрения более современных технических средств и автоматизированных систем управления дорожного движения. Мероприятия по организации дорожного движения следует ориентировать на устранение мест концентрации ДТП, предотвращение заторов, внедрение эффективных маршрутных систем, определение оптимальных пределов скоростей с учетом особенностей улично-дорожной сети и интенсивности транспортных потоков, организацию стоянок транспортных средств[12].
  10. Разработать новую систему подготовки водителей транспортных средств, включающую в себя упорядочение организационно-правового механизма осуществления такой деятельности, внедрение передовых технологий подготовки, повышение профессионального мастерства и квалификации водителей, аттестацию преподавателей автошкол и учебных комбинатов. Обучение водителей — главный вопрос в обеспечении безопасности дорожного движения, то есть постановка учебного процесса, его продолжительность, техническое оснащение (диаграммы, схемы, стенды и т.п.), учебные площадки, тренажеры и практическое управление транспортным средством.
  11. Для повышения безопасности движения необходимо одновременное совершенствование и развитие конструкций автомобилей (прежде всего с совершенствованием тормозных систем и систем управления, а также оснащением автомобилей современными средствами информации и пассивной безопасности).
  12. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации активизировать работу по реализации положений постановления Правительства Российской Федерации № 880 от 31 июля 1998 г. в части внедрения государственного технического осмотра с применением средств технического диагностирования. Следует ускорить работу по созданию сети станций, пунктов и линий технического диагностирования, активизировать участие в ней подразделений ГИБДД, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
  13. Продолжить процесс гармонизации отечественной системы стандартизации с международными системами стандартизации, расширения масштабов прямого применения международных стандартов, правил и директив в качестве государственных стандартов Российской Федерации. Активизировать деятельность по реализации этих требований с целью повышения активной, пассивной и послеаварийной безопасности отечественной автотранспортной техники, приведения уровня конструктивной безопасности автомототранспорта российских заводов-изготовителей в соответствие с европейскими нормами, повышения его конкурентоспособности на международном рынке.
  14. Обеспечить дальнейшее совершенствование отечественной Системы сертификации автомототранспортных средств с учетом развития нормативной базы Женевского Соглашения 1958 г., Глобального соглашения 2000 г. и других международных правовых актов. Добиться применения на отечественных легковых, грузовых автомобилях и автобусах расширенной номенклатуры требований безопасности, предусмотренных международными нормативными документами.
  15. Разработать комплексную программу повышения безопасности детей в дорожном движении, предусматривающую совершенствование системы обучения детей в дошкольных и школьных учебных заведениях правилам безопасного поведения на дорогах, мероприятий по снижению детского травматизма при перевозках детей в автомобилях, в том числе обеспечение внедрения отечественных детских удерживающих устройств.
  16. Обеспечить дальнейшее совершенствование системы лицензирования перевозочной деятельности, особенно при перевозках пассажиров, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Разрабатывать новые подходы при лицензировании перевозок и контроле за соблюдение норм безопасности индивидуальными перевозчиками, удельный вес которых увеличивается высокими темпами.
  17. Разработать систему показателей по оценке работы предприятий, организаций всех форм собственности на автотранспорте, в том числе осуществляющих подготовку водителей, в дорожном хозяйстве, медицинских и других учреждений, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения, предупреждением ДТП и снижением тяжести их последствий.
  18. Обеспечить проведение социально ориентированной политики страхования на транспорте, предусматривающей отчисления от полученных доходов в этой сфере деятельности на превентивные мероприятия по профилактике аварийности.
  19. Каждая разработка по организации движения должна основываться на анализе исходных данных. Поэтому предварительным этапом должно быть получение информации о параметрах улично-дорожной сети, состоянии дорожных условий и аварийности, характеристики транспортных и пешеходных потоков.
  20. Необходимо учитывать требования комплекса ВАДС. Например, при нанесении продольной разметки проезжей части дороги определять ширину полосы следует с учетом габаритных размеров транспортных средств и динамического габарита ширины; при выборе материала для разметки и метода его нанесения необходимо учитывать тип и состояние дорожного покрытия; при определении ширины, длины отдельных элементов разметки — особенности зрительного восприятия водителей при скоростях, которые типичны для данного участка, и т.д. Комплексность подхода должна проявляться в том, чтобы учитывать одновременно интересы и требования обеих важнейших групп участников движения — автомобилей и пешеходов[13].
  21. При введении любых ограничений в движении транспортных средств и пешеходов необходимо проработать вопрос о реализации в новых условиях существовавшей ранее потребности участников движения. Недоучет этого положения приводит к особенно нежелательным последствиям. Типичным примером является запрещение остановки автомобилей на проезжей части улицы без отвода места для внеуличной стоянки.
  22. Во всех случаях усовершенствования организации движения необходимо обеспечить элементарные дорожные условия безопасности. Нарушение этого принципа дискредитирует методы организации движения. Например, невозможность обеспечить достаточную скорость и безопасность движения из-за плохой видимости или неудовлетворительного состояния покрытия может быть отнесена на неэффективность методов организации движения.
  23. Нередко при разработке мероприятий возникают альтернативные задачи, требующие дать преимущество какому-то из направлений на перекрестке и т.п. В этом случае следует учитывать объемы движения общего транспортного потока, пешеходов, маршрутных транспортных средств иусловия их безопасности. Решая, например, задачу, какую улицу объявить главной на примерно равнозначном пересечении, преимущество следует отдать направлению, в большей степени обслуживающему общественный транспорт и пешеходов. Окончательное решение должно быть принято по комплексной оценке.
  24. При внедрении изменения схем движения, введения ограничений необходимо широко информировать участников движения, желательно предварительно по времени и расстоянию с целью сокращения или полной ликвидации периода привыкания участников движения к измененным условиям. Информация о намечаемом изменении в ограничении движения должна содержать описание нового решения и его цель, что позволяет повысить уровень сознательной дисциплины участников движения. Это важно при проведении исследований движения, когда непредупрежденные водители и пешеходы могут создать помехи и исказить получаемые результаты. Информация, предварительная по расстоянию, подразумевает установку транспарантов, маршрутных схем и других средств на достаточном удалении от места исполнения.
  25. Для оценки эффективности каждого мероприятия по изменению организации движения следует проводить наблюдения за движением до и после осуществления мероприятия. Только сопоставление и выявление положительных изменений могут свидетельствовать об эффективности нового решения и целесообразности его дальнейшего использования. Накопленные данные сравнения представляют большую ценность для совершенствования методов организации движения в целом. К сожалению, в ряде случаев считают, что такие сравнения являются задачей научных исследований. Поэтому многие практические нововведения не подкрепляются хотя бы небольшими, но объективными наблюдениями за результатом.

Объективность выводов по результатам оценки того или иного мероприятия во многом зависит от правильности выбора критериев, т.е. показателей, по которым сравнивается эффективность организации движения до и после выполнения соответствующих мероприятий.

Опыт развитых стран свидетельствует, что обеспечение безопасности движения — это проблема в большей степени социально-экономическая, нежели организационно-техническая.

При разработке нового законодательства и постановлений, касающихся изменений норм и правил дорожного движения, стандартов на транспортные средства, нормативов на выброс отработавших газов, норм на дорожные знаки, разметку и так далее, в целях повышения ответственности необходимо вводить в практику обоснованные ужесточенные штрафные санкции.

Такие же штрафные санкции необходимо принимать в отношении пешеходов, заводов-изготовителей транспортных средств, допускающих выпуск некачественной продукции, брак или несоответствие стандартам, а также дорожных и других организаций[14].

Необходимо расширение сети автомобильных дорог, совершенствование методов проектирования и строительства дорог и улиц, улучшение технологии выполнения дорожно-строительных работ, в частности, обеспечение ровности и шероховатости покрытий, сохранение этих качеств в процессе эксплуатации дороги.

Для обеспечения безопасности дорожного движения следует уделять внимание наиболее эффективным с практической точки зрения мероприятиям, принимая в качестве основного критерия эффективности затраты/прибыль. Для нашей страны — это прежде всего ремонт и реконструкция автомобильных дорог, замена изношенных и устаревших дорожных знаков на новые, обновление дорожной разметки, светофоров и так далее. Особое внимание следует уделять устранению очагов аварийности, выявлению и реконструкции наиболее опасных участков и геометрических элементов дорог, при этом практическая реализация всех работ должна быть произведена с учетом конкретных сроков планирования по сокращению определенного вида ДТП.

Необходимо улучшить систему сбора, учета и анализа данных ДТП, иметь более подробные отчеты о всех их видах и участниках происшествий.

Для разработки эффективных мер по повышению безопасности движения, необходимо установить критерии тяжести ДТП (ранений и степени повреждений транспортных средств), экономически оценивать виды дорожно-транспортных происшествий, ранение и гибель человека. При каждом виде ДТП следует определять точную степень ответственности того или иного участника движения, предприятия, организации и основные причины дорожно-транспортного происшествия.

Необходимо повышать эффективность работы городского общественного транспорта, так как улучшение транспортного обслуживания населения повышает производительность общественного труда (на 8-10 %), улучшает социально-психологическую атмосферу в обществе. Следует ввести новые правовые и экономические механизмы, касающиеся повышения эффективности перевозок пассажиров, обеспечения комфорта и безопасности движения.

Заключение

Безопасность дорожного движения не является новой проблемой, однако за последнее десятилетие деятельность в этом направлении на международном уровне получила новый импульс. Изучая указанную проблематику, хотелось бы обратиться к выступлению Генерального секретаря о глобальном кризисе в области безопасности дорожного движения, который ещё в 2009 г. отмечал, что, несмотря на свидетельства растущей информированности в вопросах безопасности дорожного движения и приверженности их решению, политическая воля и уровень финансирования далеко не соответствуют масштабам этой проблемы. И практики, и учёные солидарны в мнении о том, что указанный кризис требует, по сути, амбициозного видения, увеличения масштабов и размеров государственных и частных инвестиций в обеспечение безопасности дорожного движения и повышения качества сотрудничества. Так, в докладе Комиссии по глобальной безопасности дорожного движения за 2009 г. содержится призыв о проведении Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Это предложение получило одобрение со стороны широкого круга государственных деятелей, а также «Сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций в области безопасности дорожного движения».

В теории административного права всегда необходимым являлся поиск эффективных правовых методов, способов, приемов, правовых мер, направленных на достижение эффективного управленческого воздействия.

В связи с этим в последние годы динамично меняется административное законодательство, совершенствуются административно-правовые институты. Проведены многочисленные исследования механизма административно-правового регулирования разнообразных общественных отношений. При этом большое внимание было уделено таким элементам механизма административно-правового регулирования, как административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, акты применения норм административного права[15].

Говоря о сущности проблемы, следует сказать, что традиционно в административно-правовой литературе принято использовать термин «механизм административно-правового регулирования»[16]. Однако интересным представляется мнение профессора Осокина, призывающего не увлекаться терминологией, заимствованной из технической сферы. Нам представляется верным рассуждать в данном случае не об абстрактном правовом механизме, а о сложной системе административно-правового регулирования определённых правоотношений, в частности складывающихся по поводу организации дорожного движения, эксплуатации транспортных средств и привлечения к ответственности за деликты в рассматриваемой сфере.

В связи с этим полагаем, что в систему административно-правового регулирования дорожного движения логично было бы включить следующие основные компоненты:

Во-первых, административно-правовые нормы, которые, выступая первичными элементами регулятивного воздействия, существенным образом влияют на специфические правоотношения в области дорожного движения. При этом нормы права должны быть в центре рассматриваемой системы, так как «их отсутствие приведёт к её безжизненности…»[17].

Во-вторых, порядок применения норм административного права уполномоченными на то многочисленными субъектами, наделёнными властными полномочиями, а также порядок исполнения обязанностей, возложенных на участников дорожного движения и процедуры реализации их прав и законных интересов. Причём представляется верным мнение о том, что чиновник-правоприменитель обязан быть профессионалом, обладающим достаточно глубокими знаниями в юриспруденции, а также в других отраслях научного знания.

В-третьих, специфические административно-правовые отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются по поводу организации дорожного движения, обеспечения его безопасности.

Совершенно очевидно, что указанные элементы системы не могут существовать обособленно, так как должны находиться в строгой неразрывной и постоянной связи.

Список использованной литературы

 

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 дек.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона 05.04.2013 № 49-ФЗ) // СЗ РФ.2002.№ 1 (ч. 1). Ст. 1.
  2. Федеральный закон от 10 дек.1995 г.№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. 14.10.2014) // СЗ РФ. 2014. Ст. 3255.
  3. Федеральный закон от 9февр.2007 г.№ 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. 23.07.2013) // СЗ РФ. 2007.№ 7.Ст. 837.
  4. Федеральный закон от 7 февр.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. 12.02.2015, с изм. 06.04.2015) (с изм. и доп., с 24.02.2015) // СЗ РФ. 2015. Ст. 2334.
  5. Федеральный закон от 17 янв. 1992г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ. 2014. Ст. 5112.
  6. Федеральный закон от 1 июля 2011 г.№ 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 15.06.2011) // СЗ РФ. 2011. Ст. 1223.
  7. Федеральный закон от 25 апр. 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СЗ РФ. 2002. Ст. 4312.
  8. Постановление Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090«О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Собрание актов Президента и Правительства РФ.22 нояб. 1993 г.№ 47. Ст. 4531.
  9. Приказ Минздрава России от 14 июля 2003 г.№ 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (ред. 05.03.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2003 № 4913) // СЗ РФ. 2014. Ст. 2111.
  10. Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 окт. 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 47. Ст. 4531.
  11. Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» (в ред. Приказа МВД России от 13 августа 2012 г. № 780) // Российская газета. 2009.№ 122. 7 июля.
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 окт. 2012 г. № 1995-р «О концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах»// СЗ РФ. 2012. №45.Ст. 6282.
  13. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 3 июля 1936 г.№ 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции Народного комиссариата внутренних дел Союза ССР» // Сборник законов СССР. 1936. Ст. 318.
  14. Федеральный закон от 18 апр.1991 г.№ 1026-1 «О милиции» (утратил силу) // СЗ РФ. 1991. Ст. 1133.
  15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 окт.2006 г.№ 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. 09.02.2012) // СЗ РФ. 2012. Ст. 4355.
  16. Амбарцумян В.В. Безопасность дорожного движения: Учебное пособие / Под ред. В.В. Сильянова. М.: Изд-во МАДИ, 2015. 434 с.
  17. Бахаев А.А. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. 289 с.
  18. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск: Смоленский гуманитарный институт, 2015. 467 с.
  19. Венгеров И.А., Корнеев А.И., Лапчинский А.И. Безопасность – закон дороги. М., 2016. 955 с.
  20. Войтенков Е.А. Актуальные проблемы в сфере безопасности дорожного движения и возможные организационно-правовые пути их решения // Юридический мир. 2017. № 8. С. 52–55.
  21. Гетьман Н.КоАП РФ: Особенная часть (интервью с П.П. Серковым, заместителем Председателя Верховного Суда России) // ЭЖ-Юрист. 2016. № 45. С. 12.
  22. Головко В.В.,Майоров В.И. Основы безопасности дорожного движения.М., 2017. 543 с.
  23. Гуничев А. Административная ответственность водителей // Российская юстиция. 2013. № 1. С. 34.
  24. Денисов Р.И. Административный надзор в сфере дорожного движения. М., 2015. 273 с.
  25. Дугенец А.С. Основные направления совершенствования работы по обеспечению безопасности дорожного движения // Система обеспечения безопасности дорожного движения: проблемы и перспективы: Материалы круглого стола. Ульяновск, 2016. С. 88.
  26. Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М., 2015. 578 с.
  27. Жулев В.И., Митин В.П. Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения. М., 2016. 233 с.
  28. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право. М.: Юстицинформ, 2017. 178 с.
  29. Здольник А.В. Квалификация административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения по объективным признакам // Административное право и процесс. 2016. № 7. С. 33–36.
  30. Кашкина Е.В. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и проблемы его реализации // Административное и муниципальное право. – 2015. № 7. С. 46–48.
  31. Клинковштейн Г.И. Организация управления дорожным движением: Учебник. М., 2015. 834 с.
  32. Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения.М., 2012. 166 с.
  33. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ.ред. Е.Н. Сидоренко. М., 2012. 689 с.
  34. Коняев С.А. Конституционное регулирование сферы дорожного движения в зарубежных странах // Конституционное и муниципальное право.2016. № 7. С. 62–64.
  35. Кошелкин С.Ю. Права и обязанности военного водителя как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области дорожного движения // Право в Вооруженных Силах. 2017. № 3. С. 3.
  36. Литвиненко А.В.Административные правонарушения в области трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации: ошибки квалификации // Российская юстиция. 2015.№ 2. С. 61–66.
  37. Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений. М., 2016. 289 с.
  38. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. М., 2013. 317 с.
  39. Майоров В.И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы. Челябинск, 2018. 389 с.
  40. Немцов Ю.М., Майборода А.В. Эксплуатация качества автомобиля, регламентированная требованиями безопасности движения. М., 2017. 419 с.
  41. Осокин Р.Б. Эффективность уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 242 УК РФ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.2016. Т. 86. № 6. С. 317–319.
  42. Россинский Б.В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. М., 2013. 588 с.
  43. Россинский Б.В. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». С практическим комментарием. М.: Право и закон, 2015. 210 с.
  44. РунэЭльвик, АннэБоргерМюсен, ТрулсВаа. Справочник по безопасности дорожного движения / Пер. с норв.; под ред. проф. В.В. Сильянова. М.: МАДИ, 2013. 410 с.
  45. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения за 2017–2018 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 29.04.2019).
  46. Стенографический отчет совещания по вопросам организации дорожного движения.[Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru; www.президент.рф. (дата обращения: 01.05.2019)
  47. Талицкий И.И. Безопасность движения на автомобильном транспорте. М., 2018. 329 с.
  48. Туров И., Завойкина Н.Берегись встречного… инспектора ДПС // ЭЖ-Юрист. 2016.№ 14. С. 8.
  49. Шахриманьян И.К. Безопасность дорожного движения. М., 2015. 562 с.
  50. IV Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» // STOP-газета. 2016.№ 11(187). С. 3–7.

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф