Скоро вступительные экзамены?
Меню Услуги

Агентство по страхованию вкладов, его функции и роль в банковской системе РФ. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


2.1. Организация системы страхования вкладов в Российской Федерации

Организация системы обязательного страхования банковских вкладов населения в России является государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

К основным функциям системы страхования вкладов относятся, во-первых, финансовая поддержка банков (кредитных учреждений), оказавшихся на грани неплатежеспособности, и, во-вторых, защита вкладчиков от полной потери их вкладов (депозитов) в случае финансовых затруднений у банковских учреждений (17, с. 321).

Базовыми принципами отечественной системы страхования вкладов являются следующие: обязательность участия банков в ССВ; сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств; прозрачность деятельности ССВ; накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков-участников ССВ.

В соответствии с нормами статьи 4 Закона о страховании вкладов, участниками системы страхования вкладов являются:

  1. вкладчики (выгодоприобретатели);
  2. банки, внесенные в установленном порядке в реестр банков (страхователи);
  3. Агентство по страхованию вкладов (страховщик);
  4. Банк России.

Координационный механизм системы страхования вкладов России сформирован с учетом структуры финансовой системы нашей страны и представляет собой систему взаимоотношений между Правительством, Банком России и Агентством в соответствии с четко определенным законодательством порядком. Контроль за функционированием ССВ осуществляется Правительством Российской Федерации и Банком России путем участия их представителей в органах управления Агентства.

Одним из наиболее спорных вопросов, возникающих при функционировании системы страхования вкладов, является определение функций и полномочий системы в отношении банков-участников, Агентства по страхованию вкладов и Банка России.

Российская система страхования вкладов относится к третьему типу — смешанной системе, так как надзор за деятельностью банков осуществляют и Центральный банк, и Агентство по страхованию вкладов.

Основная задача системы страхования вкладов — защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории РФ.

Число банков-участников системы страхования вкладов – 858 (данные на 18 февраля 2015 года), в том числе:

— действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами – 684;
— действующих кредитных организаций, ранее принимавших вклады, но утративших право на привлечение денежных средств физических лиц – 8;
— банков, находящихся в процессе ликвидации —  166.

Размер фонда обязательного страхования вкладов по состоянию на 2 февраля 2015 года составляет 77,7 млрд. руб. (за вычетом сформированного резерва для выплат по наступившим страховым случаям — 63,7 млрд. руб.).

Количество страховых случаев за время функционирования системы страхования вкладов — 220 (данные на 1 февраля 2015 года).

Размер страховой ответственности Агентства по страхованию вкладов по банкам, в отношении которых наступил страховой случай, составляет — 390,2 млрд. руб.

Количество вкладчиков, имеющих право на страховое возмещение в банках, в которых наступил страховой случай – 3478,3 тыс. чел.

С момента создания Агентства по страхованию вкладов 1348,2 тыс. вкладчиков получили страховое возмещение в размере 385,9 млрд. руб.

Защита финансовых интересов граждан является одной из важных социальных задач государства. Системы страхования вкладов действуют в более чем 100 странах мира, в том числе во всех государствах-членах Европейского Сообщества, в США, Японии, Бразилии, у наших ближайших соседей – в Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, на Украине (24, с. 302).Ее основная задача — защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории РФ. В настоящее время под защитой ССВ находятся вкладчики 858 (данные на 18 февраля 2015 г.) банка — участника системы, в том числе:

действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами — 684 ;

действующих кредитных организаций, ранее принимавших вклады, но утративших право на привлечение денежных средств физических лиц —8;

банков, находящихся в процессе ликвидации — 166.

Защита финансовых интересов граждан является одной из важных социальных задач государства. Системы страхования вкладов действуют в более чем 100 странах мира, в том числе во всех государствах-членах Европейского Сообщества, в США, Японии, Бразилии, у наших ближайших соседей – в Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, на Украине.

Обязательность участия в системе страхования всех банков, принимающих вклады граждан, однозначно является позитивным аспектом Закона о страховании вкладов физических лиц.

Вклады считаются застрахованными со дня включения банка в реестр банков – участников системы обязательного страхования вкладов. Финансовой основой системы страхования вкладов является Фонд обязательного страхования вкладов (16, с. 334).

Фонд обязательного страхования вкладов представляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с Законом о страховании вкладов физических лиц. Фонд принадлежит Агентству страхования вкладов на праве собственности и предназначен для финансирования выплаты возмещения по вкладам в порядке и на условиях, установленных законом. При этом Фонд обособляется от иного имущества Агентства.

В соответствии со статьей 34 Закона о страховании вкладов, формирование Фонда обязательного страхования вкладов осуществляется за счет:

1) страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с Законом о страховании вкладов физических лиц;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных законом;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Фонда;

6) первоначального имущественного взноса Российской Федерации (ст. 50 Закона о страховании вкладов физических лиц);

7) других доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения финансовой устойчивости Правительство Российской Федерации имеет право выделить Агентству средства из федерального бюджета. На 02 февраля 2015 года размер фонда страхования вкладов составляет 77,7 млрд. руб.

Граждане могут рассчитывать на возмещение по вкладам в установленном размере в случае потери лицензии банками, которым они доверили свои сбережения. В случае ликвидации банка его расчеты с вкладчиком в части, превышающей указанную выплату, проводятся позднее – в ходе ликвидационных процедур в банке. Для страхования вкладов вкладчику не требуется заключения отдельного договора страхования, оно осуществляется в силу закона. Агентство страхования вкладов, возвращая за банк вкладчику сумму его накоплений, занимает его место в очереди кредиторов и в дальнейшем само выясняет отношения с банком по возврату задолженности.

Для получения возмещения по вкладам вкладчик должен представить в АСВ (его уполномоченному банку-агенту) заявление и документы, удостоверяющие его личность. Сделать это можно в любое время со дня наступления страхового случая до завершения ликвидации банка, которая длится, как правило, до двух лет.

Выплата возмещения по вкладам производится Агентством (как правило, через уполномоченный банк-агент) в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай. Выплата производится в течение трех дней со дня представления вкладчиком в Агентство (банк-агент) документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая (этот период необходим для получения от банка информации о вкладах и организации расчетов). Выплата возмещения по вкладам может осуществляться по заявлению вкладчика как наличными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный вкладчиком (17, с. 324).

Страхованию подлежат все денежные средства физических лиц в банках за исключением:

  1. денежных средств размещенных на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности;
  2. денежных средств размещенных физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
  3. средств,ᅟ переданныхᅟ банкамᅟ вᅟ доверительноеᅟ управление;
  4. вкладовᅟ вᅟ зарубежныхᅟ филиалахᅟ российскихᅟ банков;
  5. денежных средств являющихся электронными денежными средствами;
  6. денежных средств размещенных на номинальных счетах, залоговых счетах и счетах эскроу.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100 % суммы вкладов в банке, но не более 1 400 тыс. руб. При расчете суммы возмещения валютные вклады пересчитываются по курсу Банка России на дату наступления страхового случая, а суммы денежных требований банка к вкладчику вычитаются из суммы вкладов. Сумма компенсации в одном банке не может превышать 1 400 тыс. руб., даже если вкладчик хранит деньги на нескольких счетах. Однако, если он имеет вклады в разных банках, в каждом из них максимальная сумма возмещения будет составлять 1 400 тыс. руб.

Необходимо отметить, что ранее размер возмещения по вкладам составлял 100 % суммы вкладов в банке, но не более 700 тыс. руб., изменение размера возмещения в сторону увеличения произошло в связи с принятием 29 декабря 2014 года Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», что в свою очередь показывает государственную заинтересованность в поддержании стабильности банковской системы и недопущении возникновения панических настроений среди населения, и как следствия массового оттока вкладов населения из банковской системы Российской Федерации.

Создание системы страхования вкладов в нашей стране способствовало повышению стабильности банковской системы, восстановлению доверия вкладчиков, наученных горьким опытом 1998 года, когда многие из них полностью или частично потеряли свои сбережения, обеспечению притока вкладов в частные банки, увеличению масштаба финансового посредничества банковской системы страны.

С момента создания Агентства 1 348,2 тыс. вкладчиков получили страховое возмещение в размере 385,9 млрд. руб.

Можно с полным основанием утверждать, что банковская система, лишенная встроенного механизма, подобного системе страхования вкладов, не располагает инструментом обеспечения собственной безопасности и постоянно находится под угрозой глобальной катастрофы, связанной с риском дестабилизации.

2.2. Стабильность системы страхования вкладов

В настоящее время банковская система России переживает не самые лучшие времена. Очередной финансовый кризис затронул всех: и банкиров, и простых вкладчиков. Остается только надеяться, что благодаря существующей системе страхования вкладов банковской системе удастся избежать значительного оттока депозитов из банков. Ведь сегодня, вкладчики доверяют банкам гораздо больше, чем 16 лет назад, и ситуаций 1998 года, когда вкладчики штурмовали банки, уже не возникает.

Защита банковских вкладов физических лиц является важнейшим элементом стабилизации банковской системы. Страхование вкладов призвано защитить интересы вкладчиков банков, предупредить панику и не допустить ее распространения на всю банковскую систему. Защита вкладчиков коммерческих банков является не просто защитой потребителя, это неотъемлемый элемент банковского регулирования, который создаёт необходимые условия для поддержания стабильности банковской системы.

В целях стимулирования населения осуществлять накопление и сохранение денег на банковских счетах, путем размещения имеющихся свободных денежных средств в банковские вклады под проценты, в нашей стране была создана система страхования вкладов. Поскольку при этом государство выдвигает в качестве своей основной задачи защиту прав и законных интересов граждан, 23 декабря 2003 года вышел Закон о страховании вкладов. На основании указанного закона организована и функционирует Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Основная идея создания агентства – реализация программы страхования вкладов физических лиц. Агентство располагает независимым от состояния банковского сектора финансовым источником (фондом обязательного страхования вкладов), за счет средств которого в случае прекращения деятельности какого-либо коммерческого банка, не дожидаясь окончания ликвидационных процедур, гарантировано будут произведены выплаты вкладчикам вложенных в банк денежных средств. Таким образом, решаются сразу несколько задач: предотвращение паники среди вкладчиков, если произойдет отзыв лицензии у банковской организации, обеспечение стабильности работы банковской системы в целом, повышение уровня доверия населения России к банковской системе. К тому же создаются предпосылки к долгосрочному росту депозитов (вкладов) физических лиц (населения). В итоге выигрывают все участники: банковский сектор, государство и, конечно же, население.

Роль страхования вкладов в банковской сфере трудно переоценить. Помимо вышеупомянутого роста доверия населения, создание Агентства по страхованию вкладов позволило выровнять конкурентные условия для коммерческих банков в области привлечения вкладов населения. Традиционно считалось, что вклады это прерогатива в широком смысле этого слова (преимущество) Сбербанка, крупнейших коммерческих российских и иностранных банков, но введение системы страхования вкладов позволило частным банкам конкурировать наравне с государственными и иностранными банками, а крупнейшим банкам соответственно послужило толчком для поднятия уровня сервиса для сохранения конкурентоспособности.

Страхование вкладов в нашей стране осуществляется в силу Закона о страховании вкладов и не требует заключения договора страхования. Страхованию подлежат денежные средства физических лиц, граждан РФ, размещенные во вклады и на банковских счетах. В нашей стране участие банков в системе страхования вкладов носит обязательный характер для всех финансово-кредитных организаций, привлекающих денежные средства населения.

Установлена предельная гарантированная сумма выплат, с 25 декабря 2014 года она составляет 1 400 тыс. рублей. То есть при наступлении страхового случая (ликвидации банка), страховое возмещение по вкладам физических лиц будет выплачено в полном размере – 100 процентов от суммы вклада в банке, но не более гарантированной суммы выплат. Указанная предельная гарантированная сумма периодически пересматривается. Вклады в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального Банка РФ на дату наступления страхового случая.

Страховое возмещение выплачивается в течение двух-трех рабочих дней со дня представления вкладчиком в Агентство документов, предусмотренных в законе, но не ранее чем через две недели со дня наступления страхового случая.

Предельная сумма ограничивает выплату по всем счетам вкладчика — физического лица в одном банке, вклады в разных банках застрахованы независимо друг от друга. Соответственно, вкладчику лучше «хранить яйца в разных корзинах», то есть стараться размещать денежные средства в разные банки, учитывая установленные ограничения системы страхования вкладов. Сумму, превышающую предельную, то есть разницу между суммой вклада и полученной страховой выплатой от Агентства, вкладчик может получить согласно установленной очередности в ходе конкурсного производства. Агентство так же участвует в конкурсном производстве в первой очереди кредиторов, так как права требования вкладчика на сумму произведенных Агентством вкладчику страховых выплат переходят к Агентству по страхованию вкладов. Более того, Агентство в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций.

При наличии кредита, полученного вкладчиком в ликвидирующемся банке, сумма страховой выплаты будет направлена в первую очередь на погашение имеющейся ссудной задолженности вкладчика перед банком на дату отзыва лицензии.

Средства фонда обязательного страхования вкладов формируются за счет имущественного взноса государства, страховых взносов банков, доходов от инвестирования средств фонда, денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам. Страховые взносы банков едины для всех банков и уплачиваются на ежеквартальной основе. Ставка страховых взносов в фонд устанавливается советом директоров Агентства. Сумма страхового взноса рассчитывается от среднего размера страхуемых вкладов физических лиц в банке за соответствующий квартал. Плата за постановку банка на учет и снятие с учета в системе страхования вкладов не взимается. Агентство управляет средствами фонда страхования вкладов, в том числе имеет право размещать (инвестировать) средства фонда в целях развития системы страхования вкладов на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов. Перечень финансовых инструментов для инвестирования средств фонда ограничен законом.

Первый же страховой случай в июле 2005 года, имевший место произойти с небольшим и малоизвестным «Международным Банком Экономического Развития», показал своевременные и четкие действия Агентства, которые послужили первым подтверждением того, что система страхования вкладов работает. Сегодня каждый новый страховой случай не воспринимается как чрезвычайное происшествие, скорее как повседневная работа Агентства. Стабильная работа Агентства доказывает нам надежность государственной системы страхования сбережений населения.

2.3. Ликвидация и санация банков

20 августа 2004 года, с принятием Федерального закона № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (8) и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», в России был введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков, функции которого были возложены на Агентство по страхованию вкладов.

В связи с изменениями законодательства, вступившими в силу в конце 2014 года, функция Агентства по страхованию вкладов, заключающаяся в осуществлении функций конкурсного управляющего банков, подверглась изменениям. Так, 22 декабря 2014 года был принят Федеральный закон № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (9) (далее – Закон № 432-ФЗ), направленный на совершенствование процедур финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций, в соответствии с которым Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был дополнен параграфом 4.1, содержащим нормы о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций (данные положения имеют приоритет перед общими нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»), при этом утратили силу многие Федеральные законы, в том числе № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года, № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 20 августа 2004 года и другие.

В настоящее время, Агентство управляет процедурами банкротства (ликвидации) кредитных организаций в соответствии с Федеральными законами от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

С ноября 2004 года (с начала деятельности) по настоящее время, АСВ осуществило в отношении банков 392 ликвидационные процедуры, 208 из которых завершены.

В силу особой общественной и экономической значимости банковской системы Агентство заменило арбитражных управляющих — индивидуальных предпринимателей при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц, а также при банкротстве отсутствующих кредитных организаций-должников.

Арбитражный суд назначает Агентство по страхованию вкладов конкурсным управляющим (ликвидатором) в следующих случаях:

— при банкротстве (ликвидации) кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение денежных средств во вклады физических лиц;

— при банкротстве отсутствующих кредитных организаций-должников;

— при отстранении конкурсного управляющего – физического лица.

Целью деятельности Агентства как корпоративного конкурсного управляющего является обеспечение функционирования системы управления процедурами банкротства при строгом соблюдении прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства.

Для достижения этой цели Агентство по страхованию вкладов решает следующие задачи: своевременное установление и регулирование требований кредиторов; формирование конкурсной массы в максимально возможном размере; проведение расчетов с кредиторами в минимальные сроки и в наиболее полном размере; выявление и оспаривание сделок, заключенных кредитной организацией в ущерб ее имущественным интересам; поиск и истребование от третьих лиц незаконно удерживаемого имущества кредитной организации; привлечение к ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства; оптимизация расходов на ликвидационные процедуры путем разумного сочетания режима экономии денежных средств с необходимостью осуществления затрат в целях решения всего комплекса задач.

Полномочия конкурсного управляющего реализуются через назначенных из числа работников Агентства по страхованию вкладов представителей, действующих на основании доверенности.

Передача Агентству функции санатора, также является важным этапом усовершенствования действующей в России системы страхования вкладов.

Изначально в основу мер по предупреждению банкротства был положен следующий принцип: бремя устранения финансовой несостоятельности, лежит прежде всего на их владельцах. Государство через систему банковского надзора осуществляло лишь административные меры в этой сфере.

Задача надзорного органа — своевременное выявление проблем, а также активный контроль за дальнейшим развитием ситуации. Если спасти проблемный банк собственникам не удавалось, государство устраняло его с рынка через процедуру банкротства. Одновременно через систему страхования вкладов вкладчикам выплачивались компенсации. Наряду с функциями фондирования и использования средств Фонда обязательного страхования вкладов Агентству по страхованию вкладов предоставляются полномочия по проведению ликвидации и санации кредитных организаций, в соответствии с которыми оно может контролировать состояние финансового положения банков-участников и принимаемые ими риски, применять меры воздействия к банкам-участникам с ухудшающимся финансовым положением, предоставлять финансовую помощь в целях решения проблемы предотвращения неплатёжеспособности, реализация процедур по закрытию банков-банкротов. В некоторых случаях Агентство по страхованию вкладов наделяется правом проводить инспекционные проверки в проблемных банках. Основная цель всех перечисленных функций агентства заключается в минимизации риска потерь банковских вкладов и расходов государства на функционирование системы страхования вкладов.

В современных условиях в России вопрос урегулирования несостоятельности банков регламентируется рядом нормативных актов:

  1. ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (6);
  2. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ (8);

ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 23.12.2003 № 177-ФЗ (7).

Всего с начала деятельности в качестве корпоративного конкурсного управляющего, ликвидационные процедуры осуществлены Агентством в 392 банках, в 208 из них ликвидационные процедуры уже завершены.

В настоящее время Агентство осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 184 кредитных организациях, количество кредиторов в которых — 232,7 тыс. человек, с объемом требований — 730,6 млрд. руб.

В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Агентство осуществляет меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками ССВ.

Согласно закону меры по предупреждению банкротства банков могут осуществляться Агентством путем:

  • оказания финансовой помощи инвесторам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (доли в уставном капитале, представляющие не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью);
  • приобретения акций (долей в уставном капитале) банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (доли в уставном капитале, представляющие не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью);
  • оказания финансовой помощи банку при условии, что Агентством и (или) инвестором приобретены у данного банка его акции (доли) в установленном размере.

В соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» Агентство было вправе осуществлять комплекс мер по передаче имущества и обязательств банка или их части приобретателям, а также оказывать им финансовую помощь.

В связи с изменениями законодательства, вступившими в силу в конце 2014 г., указанная выше функция Агентства трансформировалась в ряд мероприятий по урегулированию обязательств банка, которые осуществляет Агентство после отзыва лицензии на осуществление банковских операций на основании согласованного Банком России плана участия Агентства в урегулировании обязательств банка.

При осуществлении мероприятий по предупреждению банкротства банков законом предусмотрено как привлечение заинтересованных частных инвесторов, так и государственное финансирование. Для этих целей из федерального бюджета Агентству в качестве имущественного взноса Российской Федерации выделено 200 млрд руб., кроме того предусмотрена возможность предоставления Агентству кредитов Банком России и использование средств фонда страхования вкладов.

По состоянию на 1 февраля 2015 года общий размер финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению банков с учетом погашения основного долга (в том числе по активам, приобретенным Агентством или полученным в счет погашения предоставленных займов) составляет 788,01 млрд руб., из которых за счет средств Банка России профинансировано 643,63 млрд руб., за счет имущественного взноса Российской Федерации в Агентство – 136,97 млрд руб., за счет средств фонда обязательного страхования вкладов – 7,41 млрд руб. (Рис. 2).

На 1 февраля 2015 года Агентство принимает участие в финансовом оздоровлении 16 банков. Санация 14 банков осуществляется с привлечением инвесторов. В 2 банках (АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО) и ОАО КБ «Эллипс банк») Агентство осуществляет мероприятия по финансовому оздоровлению без участия инвесторов, являясь основным акционером этих банков (Рис. 3).

Рис. 3. Текущие проекты по санации банков.

Санируемый банк Санатор Финансирование (млрд руб.)
РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ АСВ 21,1
ЭЛЛИПС БАНК АСВ 12,0
БАНК МОСКВЫ Группа ВТБ 273,4
СОЛИДАРНОСТЬ Пробизнесбанк 8,2
МОСКОМПРИВАТБАНК БИНБАНК 12,0
ИНРЕСБАНК СМП Банк 96,8
МОСОБЛБАНК
ФИНАНС БИЗНЕС БАНК
БТА-КАЗАНЬ Татфондбанк 9,9
БАЛТИЙСКИЙ Альфа-банк 57,4

 

В отношении 4 банков (АКБ «Электроника» ОАО, КБ «Московский Капитал» (ООО), АКБ «МЗБ» (ЗАО) и «Мой банк. Ипотека» (ОАО)) были осуществлены мероприятия по передаче части их имущества и обязательств в финансово устойчивые банки.

Завершены мероприятия по финансовому оздоровлению

ЗАО «Нижегородпромстройбанк», ОАО ГБ «Нижний Новгород», ЗАО «НОМОС-БАНК-Сибирь», ОАО «Банк Петровский» (реорганизован в форме присоединения к ОАО Банку «ОТКРЫТИЕ», с 27.09.2010 является его филиалом), «Банк24.ру» (ОАО), ОАО «Газэнергобанк», Банк «СЕВЕРНАЯ КАЗНА» (ОАО), «СБ «ГУБЕРНСКИЙ» (ОАО) (реорганизован в форме присоединения к ОАО Банку «ОТКРЫТИЕ», с 18.07.2011 является его филиалом), ОАО «Губернский Банк «Тарханы» (реорганизован в форме присоединения к АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО), с 15.08.2011 является его филиалом), ОАО «ПотенциалБанк» (реорганизован в форме присоединения к АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО), с 23.04.2012 является его филиалом), АКБ «СОЮЗ» (ОАО), ОАО Банк «ОТКРЫТИЕ», ЗАО «Башинвестбанк» и КИТ Финанс Инвестиционный Банк (ОАО).

В отношении санируемых банков Агентством создана система контроля за ходом их финансового оздоровления. В ее основе лежит еженедельная и ежемесячная отчетность об их деятельности, в соответствии с утвержденным графиком проводятся выездные проверки. По итогам дистанционного анализа и проверок Агентство разрабатывало предложения инвесторам по более эффективному развитию банков, направляло рекомендации по оптимизации их деятельности и более оперативному достижению целевых показателей планов финансового оздоровления. Принимая во внимание, что в большинстве случаев в финансовом оздоровлении банков участвуют инвесторы, Агентство также ежеквартально осуществляло проверки их финансового состояния.

Необходимо признать, что с принятием Федерального закона от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года», применяемые Агенством меры по урегулированию несостоятельности банков стали более эффективными. Они обеспечили снижение ущерба, наносимого рынку разорением отдельных банков, максимизацию выручки от реализации активов несостоятельных банков, а также укрепление рыночной дисциплины с помощью привлечения к ответственности лиц, чьи действия или решения нанесли ущерб интересам кредиторов, общества и государства. Банк России и АСВ получили возможность применять эффективные механизмы санации банков, позволяющие эффективно задействовать возможности частного сектора, сохранять эффективный бизнес проблемных банков.

Согласно федеральным законам № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999, № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 и № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 Агентство управляет процедурами банкротства (ликвидации) кредитных организаций.

Арбитражный суд назначает Агентство конкурсным управляющим (ликвидатором) в следующих случаях:

— если кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств во вклады физических лиц,

— при банкротстве отсутствующих кредитных организаций-должников,

— при отстранении конкурсного управляющего — физического лица.

В настоящее время Агентство осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 187 кредитных организациях. Из них зарегистрировано в Москве и Московской области — 104, в других регионах — 83. В данных кредитных организациях 241 455 (данные на 27 февраля 2015 г.) кредиторов, объем требований которых составляет 740 603,16 млн руб. (данные на 27 февраля 2015 г.).

Количество ликвидационных процедур банков, которые осуществляло АСВ с начала своей деятельности в ноябре 2004 г., — 398.

Количество завершенных ликвидационных процедур – 211.

Агентство занимается решением таких задач, как установление и урегулирование требований кредиторов, формирование конкурсной массы, обеспечение сохранности имущества ликвидируемой кредитной организации, проведение расчетов с кредиторами, выявление обстоятельств банкротства.

Агентство реализует полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) через своих представителей, действующих на основании доверенности, в соответствии с поручениями Агентства от имени ликвидируемой кредитной организации.

В соответствии с требованиями действующего законодательства Агентство предоставляет на регулярной основе информацию о ходе ликвидационных процедур.

В целях формирования конкурсной массы для дальнейшего проведения расчетов с кредиторами ликвидируемой кредитной организации Агентство осуществляет управление ее активами. В связи с этим оно ведет учет наличия и анализ состояния имущества ликвидируемой кредитной организации, проводит инвентаризацию и определяет его рыночную стоимость, производит взыскание активов, организует и проводит торги.

Агентство выявляет и оспаривает сделки, заключенные в ущерб имущественным интересам кредитных организаций и их кредиторов (сомнительные сделки), осуществляет поиск и истребование от третьих лиц незаконно удерживаемого имущества банка, а также устанавливает основания для привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства.

2.4. Страховые случаи и ответственность Агентства по страхованию вкладов перед вкладчиками

Зачастую, особенно в условиях финансового кризиса, банки неспособны удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, которое приводит к банкротству кредитных организаций.

Необходим специальный инструмент, который позволил бы защитить конституционные гарантии вкладчиков, обеспечивал укрепление банковского сектора, равные условия конкуренции между кредитными организациями, способствовал укреплению доверия населения к банковскому сектору, стабилизировал ситуацию в банковской отрасли и обеспечивал экономическое развитие страны.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 03.07.2001 года № 10-П  (28) указал, что сбережения населения являются устойчивым источником ресурсной базы, необходимой для инвестиций и долгосрочного кредитования. Отсюда вытекает необходимость повышения доверия граждан не только к кредитной системе России, но и к тем усилиям органов публичной власти, которые могли бы способствовать повышению такого доверия. Указанным целям призвано служить создание системы гарантирования вкладов физических лиц, которая в своей основе направлена на формирование механизмов защиты физических лиц при размещении ими собственных сбережений в кредитных организациях и отвечает потребностям самой банковской системы.

Таким инструментом в нашей стране с 2004 года является страхование банковских вкладов, гарантирующее возврат вкладчикам вложенных средств, что регулируется Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Под страхованием понимаются отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных событий (страховых случаев) путем возмещения убытков за счет денежных фондов, формируемых из оплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий), а также за счет иных средств страховщиков.

Страховым случаем в системе страхования вкладов являются предусмотренные законом о страховании вкладов обстоятельства, при наступлении которых у вкладчика возникает право требования на возмещение по вкладам.

Такими обстоятельствами в системе страхования вкладов являются конкретные действия Банка России, а именно:

1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций;

2) введение Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Вкладчик имеет право потребовать возмещения по вкладам с момента возникновения страхового случая.

Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, но не более 1 400 тыс. руб.

В случае если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 1 400 тыс. руб., возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам (23, с. 300).

Вкладчики имеют право страхового возмещения вклада в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады. В этом случае размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.

Следует отметить, что в случаях, когда банк, в отношении которого наступил страховой случай, выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, размер возмещения по вкладам определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка перед вкладчиком и суммой встречных требований данного банка к вкладчику, возникших до дня наступления страхового случая.

В данной ситуации возникает вопрос, откуда такая сумма? Почему именно 1 400 000 (Один миллион четыреста тысяч) рублей, а не 1 000 000 (Один миллион) рублей или 2 000 000 (Два миллиона) рублей? Откуда взялась именно такая сумма? По каким параметрам ее рассчитывали?

Правительство Российской Федерации ссылается на то, что в настоящее время размер возмещения по вкладам в 1 400 000 рублей соответствует средней заработной плате одного работника за 46 месяцев и адекватен финансовым рискам, принимаемым системой страхования вкладов. Вклады (счета), средства на которых полностью застрахованы, составляют по количеству 99,8%, а по сумме — 76% всех застрахованных обязательств банков перед физическими лицами. Также отмечено, что увеличение максимального размера страхового возмещения до предусмотренной законопроектом величины с высокой долей вероятности потребует увеличения размера ставки страховых взносов, применяемой банками-участниками системы страхования вкладов для расчета страховых взносов. В период экономической нестабильности предлагаемое изменение увеличит финансовую нагрузку на банки, связанную с их участием в системе страхования вкладов.

Тем не менее, невозвратом или возвратом не в полном объеме суммы вкладов нарушаются международные и конституционные права вкладчиков, а именно: нарушается ст. 1 протокола № 1 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 г., ст.ст. 34, 35, 45, 46 Конституции Российской Федерации (1).

Во многих государствах не предусмотрен стопроцентный возврат кредита, в США предельная сумма компенсации составляет 100000 долл. США, а в странах Европейского союза – 20000 евро. Но есть и страны, где обеспечивается стопроцентный возврат вклада, например, Япония, Бельгия.

Государство должно принять все необходимые меры, чтобы обеспечить международные и конституционные права вкладчиков.

В соответствии с п. 1 ст. 840 ГК (4) банки обязаны обеспечивать возврат вкладов граждан путем обязательного страхования, а в предусмотренных законом случаях – и иными способами.

В соответствии со ст. 38 Закона о банках и банковской деятельности, для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается Федеральный фонд обязательного страхования вкладов. Также законодатель наделил кредитные организации правом создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним. Такие фонды добровольного страхования вкладов создаются как некоммерческие организации.

Однако число банков – учредителей фонда добровольного страхования вкладов должно быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала.

Мировой практике известны и другие способы обеспечения возврата денежных средств вкладчикам, например, в Люксембурге существует система взаимных банковских гарантий. Эти гарантии предполагают, что в случае банкротства одного из банков его убытки покроют другие банки. Причем размер их возмещений будет дифференцирован в зависимости от их реальных возможностей.

В связи с этим вкладчики вынуждены защищать свои права другими способами, в частности, на практике они начали «дробить» свои вклады на части, чтобы вернуть свои денежные средства через систему обязательного страхования вкладов. У вкладчиков не остается другого способа вернуть свои средства.

На законодательном уровне, правда, не существует понятия «дробление» вкладов, но в юридической литературе данный термин раскрывается как совокупность действий, приводящих к трансформации обязательств банка перед лицами, не имеющими права на страховое возмещение. Такие действия связаны с перечислением определенной денежной суммы с одного счета на другой. Физические лица, средства которых превышают страховую сумму (1 400 000 рублей), перечисляют «излишки» на счет другого лица, у которого сумма вклада меньше 1 400 000 рублей.

В таких случаях на фонд, по сути, возлагаются дополнительные обязанности по выплате страхового возмещения.

Расчеты с кредиторами конкурсный управляющий производит в соответствии с реестром требований кредиторов за счет конкурсной массы. При этом исполнение обязательств перед кредиторами в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке очередности.

Несомненно, требования данных кредиторов (физических лиц и индивидуальных предпринимателей, чьи вклады превышают 1 400 000 рублей, а также требования юридических лиц) подлежат включению в реестр требований кредиторов, которые будут удовлетворяться, но только в третью очередь, за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований предыдущих очередей.

Зачастую после удовлетворения требований кредиторов первой очереди, денежных средств и имущества в конкурсной массе не остается, либо остается недостаточно для удовлетворения требований кредиторов третьей очереди. В таком случае требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества кредитной организации, считаются погашенными.

В этой связи физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, чьи вклады превышают 1 400 000 рублей, а также юридическим лицам и другим кредиторам, приходится идти против действующего законодательства, чтобы как-то защитить свои права.

Считаем необходимым рассмотреть вопрос о правомерности банковских операций до и после отзыва у кредитной организации лицензии Банком России.

Согласно п. 3 ст. 37 Закона о банках и банковской деятельности и п. 1 ч. 2 ст. 843, ст. 845 ГК РФ (3) вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с заключенным договором.

В силу ст. 863 ГК РФ при расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом, договором или обычаями делового оборота.

После отзыва лицензии кредитная организация теряет основания для осуществления банковских операций. Прекращаются прием и осуществление по корреспондентским счетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации. Кредитные организации и учреждения Банка России осуществляют возврат платежей, поступающих после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счета плательщиков в банках-отправителях.

В противном случае суды, исходя из положений ст.ст. 166, 167, 168 ГК РФ (2), признают такие действия недействительными, не порождающими соответствующих правовых последствий. Также суды ссылаются на ст. 10 ГК РФ, запрещающую действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В частности, сюда относятся действия, порождающие незаконную обязанность включить вкладчиков в реестр обязательств первой очереди, а у вкладчиков – физических лиц еще и право на получение страхового возмещения.

В таких ситуациях конкурсные управляющие вносят требования этих вкладчиков в третью очередь на основании ст. 50.36 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Теперь проанализируем ситуацию, если лицензия у кредитной организации еще не отозвана, но все основания для этого уже налицо.

Банк обязан выполнять свои обязательства перед вкладчиками по осуществлению банковских операций, но в случаях, когда на расчетном счете кредитной организации отсутствуют денежные средства, законодатель запретил осуществление каких-либо операций, признавая их недействительными.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

В определении № 138-О от 25 июля 2001 года изложена позиция Конституционного Суда Российской Федерации (29), согласно которой отношения банка и его клиента, вытекающие из договора банковского счета и основанные на принципе разумности и добросовестности действий его участников, являются гражданскими правоотношениями, в рамках которых исполнение банком обязательств по зачислению поступающих на счет клиента денежных средств и их перечислению со счета, а также распоряжение клиентом находящимися на его счете денежными средствами, зачисленными банком, в том числе при исполнении собственных обязательств перед клиентом, могут осуществляться лишь при наличии на корреспондентском счете банка необходимых денежных средств.

Также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что исполнение банком обязательств по зачислению на счет клиента денежных средств и их перечисление со счета, равно как и фактическая возможность клиента распорядиться денежными средствами, числящимися на его счете, зависит от их наличия на корреспондентском счете банка. При отсутствии денежных средств на корреспондентском счете банк не в состоянии (31) реально выполнить поручения клиента по причине неплатежеспособности (30).

Суды кассационной инстанции также придерживаются данного правила: если на момент совершения приходных записей по счету кредитная организация не имела на корреспондентских счетах достаточных средств для исполнения своих обязательств перед кредиторами и не могла обеспечить оборотоспособность денежных средств, отражавшихся на расчетном счете, следовательно, денежные средства во вклад не вносились, доказательства заключения сделки между вкладчиками отсутствуют, а у конкурсного управляющего отсутствуют основания для включения требования в реестр требований кредиторов должника (33).

Так как согласно ч. 1 ст. 834 ГК РФ договор банковского вклада является реальным, т.е. считается заключенным только с момента внесения денежных средств во вклад, то обязательства по возврату суммы вклада и начисленных процентов у кредитной организации возникают тоже с момента внесения денежных средств на депозитный счет.

Таким образом, мы пришли к выводу, что «дробление» вкладов при угрозе банкротства банка суды на основании ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации признают действиями вкладчиков, направленными на получение незаконных преимуществ перед другими кредиторами должника, т.е. злоупотреблением правом.

Следует, однако, заметить, что признание действий вкладчиков по перечислению денежной суммы с одного счета на другой незаконными весьма спорно. В этом случае необходимо доказать факт, что вкладчики каким-то «чудным» образом узнали о предстоящем банкротстве данной кредитной организации.

Считаем необходимым установить обязанность территориальных учреждений Банка России предоставлять гражданам информацию о финансовом положении кредитной организации, в частности, о том, к какой группе относится данная кредитная организация с точки зрения финансового состояния.

Очевидно, что приведенные ограничения ориентируют каждого разумного вкладчика, располагающего свободными денежными средствами, на следующие меры «безопасности»: во-первых, размещать деньги в различных банках на сумму, не превышающую 1 400 000 рублей в каждом; во-вторых, не получать кредит в банке, с которым заключен договор банковского вклада (в противном случае, каким бы ни был срок возврата полученного кредита, при наступлении страхового случая по банковскому вкладу его требование как вкладчика по выплате возмещения по вкладу подвергнется принудительному зачету с учетом встречного требования банка по кредитному договору).

По мере развития банковской системы государства, размер суммы страхования вкладов должен быть увеличен до 100%, вне зависимости от величины внесенных денежных средств во вклады. Также постепенно должен быть увеличен круг субъектов, чьи вклады тоже будут подлежать обязательному страхованию.

Денежная сумма, внесенная вкладчиком в кредитную организацию, «не лежит» в камере хранения. Наоборот, кредитные организации инвестируют эти деньги в какие-то проекты, выдают кредиты под проценты. При правильном использовании суммы вклада, кредитные организации могут приумножить в несколько раз эти денежные средства.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 15 Закона о страховании вкладов физических лиц Агентство по страхованию вкладов осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов, которые в силу п. 1 ч. 3 ст. 6 этого же Закона банки обязаны уплачивать. И в силу ч. 2 ст. 33 этот фонд обязательного страхования вкладов принадлежит Агентству на праве собственности. На основании ст. 38 Закона о страховании вкладов физических лиц Агентство вправе размещать и (или) инвестировать временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов в целях развития системы страхования вкладов на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов.

Кроме того, мы уже отмечали, что кредитные организации вправе в силу ст. 39 Закона о банках и банковской деятельности, создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним.

Поэтому при грамотной и разумной политике Агентства по страхованию вкладов, а также самих кредитных организаций, кроме того, при активной поддержке государства, можно обеспечить физическим лицам полный возврат денежной суммы, а также постепенно расширить круг выгодоприобретателей. В дальнейшем при увеличении страховой суммы и круга выгодоприобретателей, следует ужесточить систему контроля как за кредитными организациями, так и за вкладчиками, чтобы все действовали в рамках закона.

В целом же развитие банковской системы должно соответствовать положениям Конституции Российской Федерации, ориентироваться на приоритетные ценности, поддерживаемые Конституцией.


Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф