Заявка на расчет
Меню Услуги

Активизация лексических средств языка с использованием дидактических игр у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР II УРОВНЯ

2.1. Описание диагностической программы по выявлению уровня сформированности лексических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня

Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить уровень сформированности лексических средств языка у старших дошкольников.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

С целью обследования лексических средств языка у детей дошкольного возраста нами разработана диагностическая программа, основанная на материалах исследований словарного запаса Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Е.М. Струниной. В основу методики исследования лексических средств языка детей мы посчитали необходимым использовать классические принципы обучающей системы: это наглядность, соответствие возрасту, последовательность, систематичность. Также при работе с детьми необходимыми будут такие качества личности – доброжелательность, выдержка, тактичность, умение владеть вниманием ребенка.

Диагностическая программа исследования лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР представлена в Таблице 1.

Дидактический материал по исследованию лексической стороны речи у старших дошкольников с заключением ОНР представлен в Приложении 1.

Балльно-уровневая система оценки сформированности словаря у старших дошкольников с ОНР представлена в Таблице 2.

Определение уровня сформированности словаря представлен в Таблице 3.

Таблица1

Диагностическая программа исследования лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

Исследование пассивного словаря

Цель: определить объем пассивного словаря

Существительные

Инструкция: «Покажи, где нарисовано…?

Речевой материал: предметные и сюжетные картинки, реальные предметы: мяч, дерево, пирамида, кружка, колено, форточка, ресницы, клубок, табуретка, половник.

Глаголы

1.Инструкция: «Покажи, кто что делает?»

Речевой материал: предметные и сюжетные картинки с изображением действий: причесывается, стирает, вяжет, воркует, мычит, варит, лечит, рисуют, прибивают, красят.

Прилагательные

Инструкция: «Покажи, где…?»

Речевой материал предметные картинки и реальные предметы: предметы различной геометрической формы, лимон, мед, перо, кирпич, котенок, еж): круглый, овальный, синий, красный, легкий, тяжелый, сладкий, кислый, пушистый, колючий

Исследование активного словаря

Цель: определить объем активного словаря

1 серия Существительные

Инструкция: «Скажи, кто (что) это?

Речевой материал: предметные и сюжетные картинки, реальные предметы, окружающая обстановка: лошадь, лев, гусь, комар, дельфин, груша, береза, тапочки, шапка, зима.

2 серия Глаголы

1.Инструкция: «Скажи, кто что делает?»

Речевой материал: предметные и сюжетные картинки, реальные предметы: лошадь (скачет), строитель (строит), птица (летает).

2.Инструкция: «Скажи, кто как подает голос?»

Речевой материал: предметные и сюжетные картинки, реальные предметы: курица (кудахчет), лягушка (квакает), мышка (пищит).

3. Инструкция: «Скажи, что делают…?»

Речевой материал: предметные и сюжетные картинки, реальные предметы: ложкой, утюгом, молотком, карандашами: едят, гладят, забивают, рисуют.

3 серия Прилагательные

Инструкция: «Скажи, этот предмет какой?»

Речевой материал предметные картинки с изображением кирпича, мяча, пера, камня, лимона, конфеты, ежа, котенка: кирпич (прямоугольный, красный), мяч (круглый, синий), перо (легкое), камень (тяжелый), лимон (кислый), конфета (сладкая), еж (колючий), котенок (пушистый).

Исследование семантической структуры слова и лексической системности

Цель: исследовать семантическую структуру слова

1 серия Классификация

Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их».

Речевой материал: группы предметных картинок с изображением:

1гр.: мебель – насекомые; 2гр.: посуда – звери: стол, диван, бабочка, паук, шкаф, жук, тигр, волк, тарелка, чашка.

2 серия Подбор синонимов

Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как можно назвать другим словом. Например, здание = дом, строение; парк =…?

Речевой материал: слова различных частей речи: здание (дом, строение), парк (сквер), шагать (идти), огромный (большой), боец (воин), радостный (веселый), доктор (врач), игрушка (мячик, мишка), веселиться (смеяться).

3 серия Подбор антонимов

1.Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты ответь «наоборот». Например, день – ночь.

2.Инструкция: «Замени в предложении слово «холодный» словом «наоборот».

Речевой материал: слова и словосочетания.

Слова: день, горе, шум, поднимать, говорить, холодный, плохой, легкий, быстро, далеко;

Словосочетания: холодный зимний день, холодный день, холодная вода в реке, холодная вода в кастрюле, холодная вода.

4 серия Объяснение значения слов

Существительные

Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит»

Речевой материал: существительные, являющиеся обобщающими словами; существительные, обозначающие конкретные предметы: овощи, мебель, посуда, фрукты, обувь, животные; стол, вилка, собака.

Прилагательные

Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».

Речевой материал: слова, обозначающие разные признаки предметов: высоты (низкий), ширины (узкий), веса (тяжелый), длины (короткий), цвета (желтый), величины (маленький), вкуса (соленый), температуры (холодный), формы (круглый).

 

Глаголы

Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».

Речевой материал: слова, обозначающие действия: идти летать, ползти, ехать, нести, везти, торопиться, светить, танцевать, лезть.

5 серия Добавление одного общего слова к двум словам

Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, а ты ответь, одним словом. Например, «дерево» — «цветы». Что делают? – «растут» (одно слово).

Речевой материал: пары слов и общий вопрос: фрукты – овощи (какие?), кошка – собака (что делают?), дождь – снег (что делают?), сидит – стоит (кто?), льется – журчит (что?), шумит – дует (что?), светит – греет (что?), одевается – обувается (кто?), дерево – цветы (что делают?), льется – шумит (что?).

Исследование словообразования

Цель: исследовать умение образовывать разные формы слов и умение их дифференцировать

1 серия Образование уменьшительно-ласкательных существительных

Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?»

Речевой материал: слова, предметные картинки: таз, ухо, лист, снег, гриб, лиса, дом, окно, солнце, кружка.

2 серия Образование прилагательных

Образование относительных прилагательных

 Инструкция: «Если предмет сделан из…, например, из стекла, то он какой? – стеклянный».

Речевой материал: словосочетания: компот из яблок, лист клена, горка изо льда, кубик из дерева, салат из моркови, шишки ели, суп из грибов, куртка из кожи, варенье из малины, стакан из стекла.

Образование качественных прилагательных

Инструкция: «Какой…, например, день, если днем жарко?»

Речевой материал: слова: жарко, мороз, душно, снег, солнце, дождь, ветер, туман, холодно, пасмурно.

Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: «Как сказать: Чей дом? Чье гнездо? Чья вещь? Чей след? Например, гнездо орла орлиное».

Речевой материал: слова, словосочетания, предметные картинки: дупло белки, клюв птицы, берлога медведя, хвост рыбы, гнездо воробья, яйцо курицы, следы зайца, следы волка, свисток милиционера, хвост лисы.

Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных

Инструкция: «Как сказать про маленький предмет? Например, дом желтый, а домик – желтенький».

Речевой материал: словосочетания, предметные картинки с изображением одинаковых по цвету, но разных по величине предметов: лиса рыжая, а лисенок; волк серый, а волчонок; шуба пушистая, а шубка; сапоги зеленые, а сапожки; Звезда красная, а звездочка; машина белая, а машинка; огурец соленый, а огурчик; яблоко вкусное, а яблочко; пакет большой, а пакетик; кислый лимон, а лимончик.

3 серия Образование названий детенышей животных

Инструкция: «Как назвать одного детеныша у животных? Как назвать, если их несколько? Например, у овцы – ягненок, а несколько, то ягнят».

Речевой материал: слова, предметные картинки с изображением животных и их детенышей: у кошки (котенок, котята), у коровы (теленок, телята), у собаки (щенок, щенята), у козы (козленок, козлята), у курицы (цыпленок, цыплята), у утки (утенок, утята), у волка (волчонок, волчата), у лисы (лисенок, лисята), у птицы (птенец, птенцы), у льва (львенок, львята).

4 серия Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

Инструкция: «Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал».

Речевой материал: парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия: этот пишет, а этот уже написал; этот снимает, а этот уже снял; этот вешает, а этот уже повесил; этот режет, а этот уже порезал; этот ест, а этот уже съел; этот моет, а этот уже помыл; этот идет, а этот уже пришел; этот купается, а этот уже искупался.

5 серия Словообразование профессий женского рода

Инструкция: «Скажи, как будет называться профессия, если ее выполняет женщина?»

Речевой материал: слова или предметные картинки с изображением разных профессий: учитель (учительница), крановщик (крановщица), певец (певица), каменщик (каменщица), воспитатель (воспитательница), артист (артистка), портной (портниха), повар (повариха), проводник (проводница), дояр (доярка).

6 серия Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом

Инструкция:

1.Посмотри на картинку.

2.Послушай два слова. Одно из них подходит к картинке, например, на картинке девочка развесила белье. Два слова – «развесила» — «обвесила», какое слово подходит?

3.Назови слово.

4.Произнеси все предложение.

Речевой материал: сюжетные картинки с изображением действий и пары слов (глаголов): мальчик залез на дерево (залез – облез), мальчик перешел дорогу (перешел – обошел), заяц обогнал волка (обогнал – прогнал), мальчик разбил вазу (разбил – пробил), птичка вылетела из клетки (влетела – вылетела), дети поливают огород (заливают – поливают), мальчик порвал рубашку (порвал – сорвал), мама пришила пуговицу (вышила – пришила, мама стирает белье (моет – стирает), мальчик спускается по лестнице (поднимается – спускается).

 

Таблица 2

Балльно-уровневая система оценки сформированности словаря у старших дошкольников с ОНР

Таблица 3


Определение уровня сформированности словаря

Высокий уровень (170-150) – ребенок правильно указал картинку с нужным словом, назвал слова по картинке, разложил картинки в соответствии с заданием, подобрал синонимы/антонимы к словам и словосочетаниям, объяснил значения слов, ответил одним словом в 10-9 случаях, образовал новые слова, дифференцировал действия, образовал названия профессий. Все задания выполнены самостоятельно.

Уровень выше среднего (149-116) — ребенок правильно указал картинку с нужным словом, назвал слова по картинке, разложил картинки в соответствии с заданием, подобрал синонимы/антонимы к словам и словосочетаниям, объяснил значения слов, ответил одним словом в 8-7 случаях, образовал новые слова, дифференцировал действия, образовал названия профессий. Все задания выполнены с небольшой помощью логопеда.

Средний уровень (115-82) — ребенок правильно указал картинку с нужным словом, назвал слова по картинке, разложил картинки в соответствии с заданием, подобрал синонимы/антонимы к словам и словосочетаниям, объяснил значения слов, ответил одним словом в 6-5 случаях, образовал новые слова, дифференцировал действия, образовал названия профессий. Все задания выполнены со стимулирующей помощью.

Уровень ниже среднего (81-48) — ребенок правильно указал картинку с нужным словом, назвал слова по картинке, разложил картинки в соответствии с заданием, подобрал синонимы/антонимы к словам и словосочетаниям, объяснил значения слов, ответил одним словом в 4-3 случаях, образовал новые слова, дифференцировал действия, образовал названия профессий. Все задания выполнены со стимулирующей помощью.

Низкий уровень (47-0) — ребенок с ошибками указал картинку с нужным словом, назвал слова по картинке, разложи картинки в соответствии с заданием, подобрал синонимы/антонимы к словам и словосочетаниям, объяснил значения слов, ответил одним словом в 2 и меньше случаях, образовал новые слова, дифференцировал действия, образовал названия профессий. Все задания выполнены с ошибками, даже после стимулирующей помощи.

В пункте 2.2 будет представлен анализ результатов, полученных в ходе диагностики уровня сформированности лексических средств языка у старших дошкольников с ОНР.

2.2. Анализ результатов, полученных в ходе диагностики уровня сформированности лексических средств языка у старших дошкольников с ОНР II уровня

Мы проводили исследование уровня сформированности лексических средств языка детей 5,5-6,5 лет. Для данного обследования мы пригласили 18 детей старшего дошкольного возраста с заключением ОНР. Базой эксперимента являлся МОУ «Мордвесский центр образования имени В.Ф.Романова», Веневский район Тульской области. В состав группы вошли дети 5,5-6,5 лет, в личных делах которых (по итогам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии) имелось заключение о наличии общего недоразвития речи, второй уровень речевого недоразвития (по классификации Р. Е. Левиной).

В экспериментальной работе были проанализированы результаты исследования объема пассивного словаря у детей с ОНР и представлены в Таблице 4 и Рисунке 1.

Таблица 4

Исследование объема пассивного словаря

В результате исследования объема пассивного словаря имен существительных были получены следующие результаты: один человек (Виктория З.) справилась с заданием и показала высокий результат, т.к. все задания ею были выполнены правильно; остальные пять человек (Роман А., Ярослав В., Мария К., Михаил К., Вероника К.) за выполнение заданий набрали по 7-8 баллов, т.к. предложенные задания были выполнены не полностью. Ярослав В. не смог правильно показать картинку, где изображена весна и осень. Мария К. испытывала трудности в показе частей предмета: воротник, манжета. Михаил К. затруднялся в показе частей тела человека: подбородок, локоть. Роман А. запутался в показе времен суток: день, утро. Вероника К. испытывала трудности в показе частей предмета: плоды, почки.

В результате исследования объема пассивного глагольного словаря по второй серии заданий были получены более низкие результаты, чем при проведении первой серии заданий: четверо детей (Роман А., Ярослав В., Мария К., Вероника К.) при выполнении данной серии заданий пользовались небольшой помощью логопеда, испытывая трудности при показе на действия людей разных профессий; на действия разных животных. Роман А. не показал действия разных животных: кто гогочет, пищит, воет. Ярослав В. не показал на действия людей разных профессий: кто варит (повар), кто летает (летчик). Мария К. затруднилась в показе кто гогочет, кто пашет. Вероника К. испытывала трудности при показе на действия людей разных профессий: работает (рабочий), шьет (портниха), пашет (тракторист). Двое дошкольников (Виктория и Михаил) не полностью выполнили задания. Они испытывали затруднения при показе картинок с изображением профессий и действий разных животных.

Результаты, полученные в ходе проведения третьей серии заданий, направленной на исследование объема пассивного словаря имен прилагательных, следующие: трое дошкольников – Ярослав, Мария и Вероника выполнили данную серию заданий, используя небольшую помощь логопеда и показали результат выше среднего, испытывая трудности при показе картинок, отражающих величину, вес предмета, а также температурных параметров. Ярослав В. испытывал трудности при показе цвета предмета: зеленый, желтый; температурных параметров: теплый. Мария затруднялась в показе картинок, отражающих форму, величину, вес предмета: средний, прямоугольный, овальный. Вероника К. ошибалась при показе формы предмета и температурных параметров: овальный, прямоугольный, теплый. Остальные три человека – Роман, Виктория и Михаил показали более низкие результаты. Дошкольники испытывали трудности при показе картинок, отражающих величину и вес предметов, температурных параметров, высоты, длины, путали толщину с шириной, высоту с длиной, а также вкусовые и тактильные ощущения.

Рисунок 1. Результаты исследования объема пассивного словаря у детей с ОНР

Далее в работе были проанализированы результаты исследования объема активного словаря у детей с ОНР и представлены в Таблице 5 и Рисунке 2.

Таблица 5

Исследование объема активного словаря

При исследовании объема активного словаря по первой серии заданий имен существительных были получены представленные ниже результаты: четверо детей (Ярослав В., Виктория З., Мария К., Вероника К.) выполнили серию заданий, допуская следующие ошибки: затруднялись в назывании диких животных, например, «вместо льва называли тигр» и некоторых насекомых, например, называли «вместо паука муху, вместо комара паука». Двое дошкольников (Роман А., Михаил К.) допустили много ошибок при назывании частей тела человека, например, затруднялись в назывании таких слов: «подбородок, локоть, туловище», а также времени суток: «вместо вечера называли ночь, вместо утра — день» и явлений природы: «путали называние тучи и облака».

В ходе проведения второй серии заданий — глагольного словаря были получены представленные ниже результаты: двое дошкольников (Ярослав В. И Виктория З.) справились с заданием, показав результаты выше среднего, трудности испытали при выполнении заданий из серии «Что чем делают», ошибки: «утюгают», «рисовают». Четверо испытуемых (Роман А., Мария К., Михаил К., Вероника К.) задания выполнили, показав средний результат. Допускали ошибки при выполнении серии заданий «Кто что делает», ошибки «скакает», «солдат «идет», а не служит»; из серии «Кто, как голос подает», ошибки «кудахтает», «кукаречит», из серии заданий «Что делают» Михаил К. отказался отвечать на вопрос.

При исследовании объема активного словаря по третьей серии заданий имен прилагательных были получены следующие результаты: все испытуемые выполнили задания, допуская некоторые ошибки при назывании прилагательных, обозначающих толщину, ширину, высоту, вкусовые качества. Например, «кирпич квадратный, а не прямоугольный», «кружок круглый, а не овальный», «дом большой, а не высокий», карандаш маленький, а не короткий», «лимон невкусный, а не кислый».

Рисунок 2. Результаты исследования объема активного словаря у детей с ОНР

Анализ результатов исследования семантической структуры слова и лексической системности представлены в Таблице 6 и Рисунке 3.

Таблица 6

Исследование семантической структуры слова и лексической системности

В результате исследования способности производить классификацию семантических структур далеких и близких предметов были получены представленные ниже результаты: четверо детей (Ярослав В., Виктория З., Мария К., Вероника К.) выполнили задания из данной серии, испытывая незначительные трудности. Они допускали ошибки при классификации семантически близких предметов, например, какое слово лишнее: «волк, собака, лиса – назвали лиса», «тарелка, стол, стакан – назвали тарелка, т.к. другие слова начинаются на другой звук». Двое дошкольников (Роман А. и Михаил К.) допускали ошибки не только при классификации семантически близких предметов, например, «воробей, синица, бабочка – птицы», но и далеких.

При исследовании способности подбирать синонимы к словам были получены следующие результаты: ни один человек не справился с заданием безошибочно. Лишь Ярослав В. показал хорошие результаты и им было выполнено большинство заданий. Четверо дошкольников (Роман А., Виктория З., Михаил К., Вероника К.) правильно выполнили только половину задания. Дети испытывали трудности при подборе синонимов к таким словам, как «торопится-лететь», «шагать-топать», «парк-деревья», «доктор-тетя».

При исследовании способности подбирать антонимы к предложенным словам были получены следующие результаты: три человека (Ярослав В., Виктория З., Мария К.) справились с серией заданий, допустили ошибки, но с использованием небольшой помощи, показав достаточно высокие результаты. Остальные трое дошкольников (Роман А., Михаил К., Вероника К.) правильно выполнили только половину из всех предложенных заданий, т.к. испытывали значительные затруднения при объяснении значения предложенных глаголов и прилагательных «высокий-маленький», «легкий-большой», «холодный-нехолодный», «нести», «везти», «светить- не светить» и т.д.).

При исследовании способности добавлять одно общее слово к двум словам были получены следующие результаты: только Мария К. выполнила предложенные задания, допустив несколько ошибок, которые самостоятельно исправила, показав хорошие результаты. Остальные дети правильно выполнили чуть больше половины заданий, использовали при этом стимулирующую помощь. Трудности возникли при выполнении заданий «одевается – обувается – «папа», «дерево – цветы – «стоят», «дождь – снег – «летят». Роман А. отказался от выполнения некоторых заданий из данной серии, даже после стимулирующей помощи.

Рисунок 3. Результаты исследования уровня сформированности семантической структуры слова и лексической системности у старших дошкольников с ОНР

Анализ результатов исследования словообразования представлены в Таблице 7 и Рисунке 4.

Таблица 7

Исследование словообразования

В процессе исследования способности образовывать уменьшительно-ласкательные существительные были получены следующие результаты: ни один дошкольник не справился безошибочно с предложенным заданием; только Вероника К. правильно выполнила половину заданий по словообразованию с использованием стимулирующей помощи. Пятеро детей (Роман А., Ярослав В., Виктория З., Мария К., Михаил К.) выполнили меньше половины заданий из данной серии, даже после стимулирующей помощи. Большинство данных ими ответов – неверно образованная форма. Например, «таз — тазок, лиса – лисочка, одеяло – одеялочко, береза – березовичка»

В ходе исследования способности образовывать относительные, качественные, притяжательные и уменьшительно-ласкательные прилагательные были получены представленные ниже результаты: все испытуемые показали результаты ниже среднего, выполняя задания, допускали много ошибок, даже после стимулирующей помощи. Трудности возникали при образовании относительных прилагательных («елина шишка, морковочный салат, кожевая куртка»), при образовании качественных прилагательных («пасмуренная — пасмурно, ветерный — ветер»), при образовании притяжательных прилагательных («медведевая лапа, волковое ухо, белкин нос, волкины следы»), при образовании уменьшительно-ласкательных прилагательных («рыженевой лисенок»). Один ребенок – Михаил К. неоднократно отказывался от выполнения заданий предложенной серии.

В процессе исследования способности образовывать названия детенышей были получены представленные ниже результаты: никто из испытуемых не справился безошибочно с предложенным заданием. Все дети допустили множество ошибок при назывании детенышей животных, как в единственном, так и во множественном числе. Ими правильно было выполнено меньше половины предложенных заданий; при выполнении некоторых заданий («волчонок-волчонки», «теленок-теленки» и др.) оказание стимулирующей помощи не приводило к положительному результату.

При исследовании способности дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида получены следующие результаты: двое дошкольников (Роман А. и Вероника К.) справились с предложенным заданием, выполнив его наполовину и используя само коррекцию и стимулирующую помощь. Остальные четверо детей (Ярослав В., Виктория З., Мария К., Михаил К.) выполнили меньше половины заданий. Они допускали ошибки при назывании некоторых действий на картинках («Этот моет, а этот уже намыл», «Этот стирает, этот уже настирал» и др.).

В результате исследования словообразования профессий женского рода были получены следующие результаты: ни один испытуемый не показал высоких результатов по данной серии заданий. Один человек (Ярослав В.) выполнил задания наполовину, образовав правильно форму к 5 профессиям, остальные выполнил, допустив многочисленные ошибки. Оставшиеся пятеро испытуемых верно выполнили меньше половины из данной серии заданий, допустив значительное количество ошибок (например, «проводник – проводничиха», «повар – поварниха», «певец – певчиха»).

В ходе исследования способности дифференцировать глаголы, образованных префиксальным способом, были получены следующие результаты: двое детей (Ярослав В., Виктория З.) выполнили правильно и самостоятельно половину предложенных заданий, в остальных заданиях допустили множество ошибок, выбирая неверное слово («мама пришила пуговицу – вышила», «мама стирает белье – моет»). Четверо испытуемых (Роман А., Мария К., Михаил К., Вероника К.) допустили ошибки, даже после стимулирующей помощи. Данная серия заданий вызвала у них множество трудностей: неправильный выбор слов («разбил вазу – пробил», «птичка вылетела – влетела»).

Рисунок 4. Результаты исследования способности к словообразованию у старших дошкольников с ОНР

Таблица 8

Сводная таблица исследования уровня сформированности словаря

Результаты исследования уровня сформированности словаря представлены в сводной Таблице 8 и Рисунке 5. В ней отражены следующие данные: 5 человек (Роман А., Ярослав В., Виктория З., Мария К., Вероника К.) показали средний уровень сформированности словаря, и 1 человек (Михаил К.) показал результат ниже среднего.

Рисунок 5. Результаты исследования уровня сформированности словаря

Вышеприведенные данные констатирующего эксперимента характеризуют неблагоприятную ситуацию сформированности словаря испытуемой группы детей, что доказывает о необходимости проведения целенаправленной логопедической работы по развитию словаря данной категории детей.

Выводы по главе 2

Нами разработана диагностическая программа по выявлению уровня сформированности словаря у старших дошкольников, которая состояла из выявления уровня сформированности пассивного и активного словаря, сформированности семантической структуры слова и лексической системности, а также сформированности словообразования.

В результате проведения диагностического этапа эксперимента выявились следующие особенности: уровень сформированности пассивного и активного словарей исследуемых детей значительно ниже возрастной нормы; при изучении семантической структуры слова и лексической системности у детей были выявлены большие затруднения при выполнении предложенных серий заданий; исследование способности детей к словообразованию показало ограниченность в образовании и использовании новых форм слов разных категорий.

Полученные экспериментальные данные подтвердили необходимость проведения логопедической работы, направленной на развитие словаря у старших дошкольников с ОНР. С учетом исходных диагностических показателей разработать комплекс дидактических игр и упражнений по развитию словаря у старших дошкольников с ОНР.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф