Заявка на расчет
Меню Услуги

Активизация лексических средств языка с использованием дидактических игр у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 8

1.1. Развитие словаря у детей дошкольного возраста в онтогенезе. 8

1.2. Особенности развития лексических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 12

1.3. Методика логопедической работы по развитию лексики у старших дошкольников с ОНР II уровня. 17

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР II УРОВНЯ.. 24

2.1. Описание диагностической программы по выявлению уровня сформированности лексических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня  24

2.2. Анализ результатов, полученных в ходе диагностики уровня сформированности лексических средств языка у старших дошкольников с ОНР II уровня. 31

ГЛАВА 3. АКТИВИЗАЦИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР II УРОВНЯ.. 44

3.1. Комплекс дидактических игр и упражнений по развитию лексических средств языка у старших дошкольников с ОНР II уровня. 44

3.2. Анализ результатов применения комплекса дидактических игр и упражнений по развитию лексических средств языка у детей с ОНР II уровня старшего дошкольного возраста. 47

3.3. Сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 66

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 71

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, на последующее развитие дошкольника будут оказывать влияние те ступени развития, которых достиг ребенок в дошкольном детстве. Недостаток педагогического воздействия на ребенка дошкольного возраста может привести к неблагоприятному исходу в создании той необходимой базы, на которой в будущем формируется вся психическая деятельность. В связи с этим необходимо повышать эффективность воспитания и обучения детей – дошколят, подготовить их к обучению в школе. В современном мире система народного образования постоянно совершенствуется, ищет новые пути для улучшения подготовки педагогических кадров.

Ни для кого не секрет, что правильно сформированная, грамотная речь человека во многом определяет его дальнейшую судьбу. Речь в современном мире является связующим звеном между людьми, а также служит средством дальнейшего умственного развития.

В истории педагогической мысли исследованием развития речи занимались многие известные ученые – педагоги, психологи, такие как: В. В. Виноградов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин и др.

Одним из основополагающих критериев полноценного развития речи является лексическая ее сторона. Ведь накопление словарного запаса ребенком будет в дальнейшем определять его речевое общение, влиять на уровень развития его связной речи, а также процесс формирования словаря связан с формированием высших психических функций.

Дошкольное детство – основополагающий период для закладки той необходимой базы речевых и мыслительных операций, которые будут определять успешность обучения в школе. Развитие лексической стороны речи проводится во всех видах деятельности, в режимных моментах, в непосредственной образовательной деятельности, в свободном общении детей между собой и с педагогами, музыкально-ритмических занятиях. А. Н. Богатырева, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, Н.П. Иванова, В. И. Логинова, Н.А. Рычкова, Н. П. Савельева и др. посвящали свои работы изучению особенности усвоения детьми лексических средств языка (вербальных и невербальных). Но развитие детей не всегда идет по благополучному сценарию. К сожалению, процент детей с нарушениями той или иной стороны речи, встречается все чаще. Наиболее частое нарушение развития речи – это общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР).

Контингент детей с общим недоразвитием речи достаточно специфичен, объем пассивного словаря по мнению ряда авторов Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Чиркиной, С.Н. Шаховской, у них хоть и близок к нормальному уровню развития лексического запаса однако его семантика , смысл слов не достаточно понятен, дети затрудняются дифференцировать действия предметов, наблюдаются трудности усвоений закономерностей родного языка.

Неполноценная речевая деятельность по мнению Л.И.Беляковой, Ю.Ф. Гаркуши оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Расширение запаса слов у детей — одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение лексических средств языка играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Поэтому его формирование необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.[2]

У старших дошкольников с ОНР имеются проблемы в усвоении лексических средств языка, в связи с чем нуждаются в дополнительном педагогическом воздействии. Эта проблема является актуальной, нуждается в дальнейшем изучении, поэтому именно это и повлияло на выбор темы нашей выпускной квалификационной работы.

Объект исследования: лексическое развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: логопедическая работа по развитию лексических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр и упражнений.

Цель исследования: составить и апробировать комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на развитие лексических средств языка у детей старшего дошкольного развития, имеющих общее недоразвитие речи II уровня.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если в процессе логопедической работы по развитию лексических средств языка у старших дошкольников с ОНР будет включен комплекс дидактических игр и упражнений, которые будут использоваться в следующих направлениях: пополнение и активизация словаря имен существительных, глагольного словаря, имен прилагательных, развитие семантической структуры слова и лексической системности, развитие словообразования, то это позволит повысить эффективность логопедической работы.

В связи с определенной целью, предметом и объектом исследования, были поставлены следующие задачи:

  1. На базе литературных источников изучить теоретические основы проблемы развития речи, а в частности ее лексическую сторону, детей старшего дошкольного возраста, имеющих заключение – общее недоразвитие речи.
  2. Разработать диагностическую программу и выявить уровень сформированности лексических средств языка у старших дошкольников с ОНР.
  3. Проанализировать диагностику лексических средств языка у старших дошкольников с ОНР.
  4. Подобрать и составить комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на развитие лексических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня.
  5. Провести логопедическую работу по развитию лексических средств языка у старших дошкольников. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов в ходе формирующего этапа.
  6. Сделать сравнительный анализ результатов, полученных до и после проведения обучающего эксперимента. Сделать выводы.

Цель и задачи нашего исследования создают необходимость использования следующих методов:

  1. Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по вопросу исследования.
  2. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
  3. Эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент в единстве 3 этапов: а) констатирующий этап; б) формирующий этап; в) контрольный этап.

На констатирующем и контрольном этапах использовалась диагностическая программа, основанная на материалах авторов Т.Б. Филичесвой, Н.В. Нищевой, Т.А. Шуйской, П.А. Быстровой, Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской, Н.В. Серебряковой. На формирующем этапе была реализована авторская коррекционная программа.

  1. Методы обработки данных количественного и качественного анализа полученных результатов. Результаты исследования представлены в виде таблиц, рисунков.

Теоретическая значимость исследования: систематизированы особенности лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР (пассивного и активного словаря, словообразования), а также создан и апробирован комплекс дидактических игр и упражнений, способствующий развитию лексических средств языка детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи II уровня.

Практическая значимость исследования: составленный нами комплекс дидактических игр и упражнений можно использовать в практической деятельности учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с речевой патологией и родителями для создания необходимых условий для развития активных речевых возможностей у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня.

Экспериментальная база: исследование мы проводили на базе МОУ «Мордвесский центр образования имени В.Ф.Романова», Веневский район Тульской области. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II уровень) в возрасте 5,5 – 6,5 лет.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

1.1. Развитие словаря у детей дошкольного возраста в онтогенезе

 

Человек не рождается с речевой функцией, он овладевает речевыми возможностями, подражая речи окружающих. Процесс нормального речевого развития имеет свои закономерности.

Овладение словарным запасом начинается на втором году жизни и постепенно увеличивается. Обобщающие слова появляются к 3,5 годам, в это же время ребенок начинает усваивать правила словообразования. И к 4 – 5 годам у нормально развивающихся детей возрастные несовершенства должны исчезать. Ребенок уже говорит грамматически правильно оформленными предложениями, в которых допускается некоторые ошибки.

Сначала появления речи значение слова развивается. Л.С. Выготский писал: «Всякое значение слова представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово, развитие слова не закончилось, оно только началось; высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий». [10, 32]

Наиболее сенситивным периодом для развития речи является дошкольное детство. В этот время наиболее благоприятные возможности для формирования правильной, грамотной речи, что является важным моментом для подготовки ребенка к школьному обучению.

Четкое произнесение звуков, их различие, развитие связной речи, лексико-грамматических категорий — к сожалению, не у всех детей эти составляющие речи формируются своевременно и правильно. И чаще всего встречается недостаточно развитый словарный запас. Большинство детей нуждаются в помощи логопеда, так как они с задержкой овладевают различными сторонами речи.

Развитие речи – это последовательная работа, которая предполагает использование специальных методов и речевых упражнений для воздействия на ребенка. Словарный запас маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми, в дошкольном учреждении и на занятиях. В процессе общения проявляется его познавательная сторона.

Единицы нашей речи, которыми мы обозначаем предметы, действия, признаки, и явления окружающего мира и составляют словарь. Слова, которые человек понимает и использует в речи являются словарем. Он имеет два понятия: пассивный и активный.

А.М. Бородич и В.И. Яншина дают следующие определения понятий.

«Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту». [5, 119]

«Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов». [5, 119]

Словарь развивается в тесной взаимосвязи со всеми компонентами речи (фонетико-фонематическим, грамматическим строем, связной речью), а также с развитием психических процессов.

«С помощью речи, ребенок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера». [17, 3]

Лексика – вся совокупность слов, словарный состав языка. Слово — основная единица языка.

Лексическое значение слова – это способность слова обозначать предметы, явления, действия, признаки, признаки действий, числа, отвлеченные понятия.

«Развитие лексики, по свидетельству Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности». [31, 15]

«По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными предметами, а также через общение со взрослыми. Первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. В связи с этим общение носит ситуативный характер». [31, 15]

В своих работах Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова говорят, что «предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащение словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком». [31, 43]

«Социальная среда, где воспитывается ребенок оказывает прямое воздействие на развитие лексики. Словарный запас детей одного и того же возраста значительно колеблется в зависимости от социального уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения». [31, 44]

Слово — единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.

«Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной. Ребенок сначала овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением. Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее, по мере развития мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова. Первоначально при формировании предметной соотнесенности слова оказывают большое влияние побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе». [10, 54]

«На раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова оказывают влияние ситуация, жест, мимика, интонация, слово имеет расширенное значение. В этот период предметная отнесенность слова может легко потерять свою конкретную предметную отнесенность и приобретает расплывчатое значение». [9, 71]

«По мере развития словаря растяжение значения слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняют их значения и корректируют употребление старых» [9, 72]. Изменяя значения слова, у ребенка меняются представления об окружающем мире, которые связаны с развитием познавательной деятельности.

В своих работах Л.С. Выготский выделял, что «в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие, роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста — наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. В процессе жизни ребенка усложняется его деятельность, общение с окружающими, что приводит к росту словаря» [10, 63].

У каждого ребенка объем словаря и его прироста различный. Это зависит от условий жизни и воспитания.

«Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной каркас не изменяется». [12,154]

На основе проведенного А.В. Захаровой анализа формирования лексической стороны речи дошкольников 6-го и 7-го года жизни можно выделить основные более часто употребляемые детьми слова: «из существительных, например, таких, как мама, люди, мальчишка, чаще встречаются слова, которые обозначают людей; среди прилагательных можно выделить слова с широким значением, например, маленький, большой, детский, плохой. Причем важное место среди этой части речи можно отнести местоименные прилагательные – такой, который, этот, свои, всякий, наш, весь, каждый, мой, самый; глаголы (пойти, говорить, сказать); антонимы встречаются из наиболее часто употребляемых семантических групп: обозначающие размер (маленький — большой), характеристики оценки (хороший — плохой); слова с пониженной конкретностью (настоящий, разный, общий); слова, входящие в словосочетания (детский сад, Новый год)». [22, 14]

Таким образом, слова в речи не являются отдельными единицами, а связаны друг с другом, образуя сложную систему семантических полей. В связи с этим актуальным является вопрос о становлении лексико-семантической системы в онтогенезе.

1.2. Особенности развития лексических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

 

В современном мире вопросы развития лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР стоят наиболее актуально. Недостаточно сформированная речевая активность детей может вызывать вторичные отклонения: отрицательно влияет на когнитивную сферу ребенка, а также на личностное развитие.

Причинами такого речевого расстройства как ОНР принято считать:

  1. проблемы различного характера, возникшие в процессе внутриутробного развития ребенка (несовместимость резус – фактора матери и ребенка, инфицирование матери, токсикозы, наследственные особенности неврологического характера);
  2. патологические роды, травмы в процессе родовой деятельности (гипоксия);
  3. неблагоприятные факторы в первые дни и год жизни (заболевания неврологического характера, травмы головного мозга).

Но чаще всего общее недоразвитие речи – это результат негативного влияния сразу нескольких факторов.

Выделяют несколько вариантов – уровней общего недоразвития речи:

  • отсутствие речи;
  • недостаточное, частичное формирование речи (крайне бедный словарный запас, а также его искажение, грубое нарушение слоговой структуры слова, практическое отсутствие связной речи;
  • не резко выраженное недоразвитие речи (общеупотребительная речь практически приближена к норме, но во всех сторонах речевого развития есть недостатки).

«Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне». [38, 367]

Словарь детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5,5-6,5 лет имеет ряд особенностей: ограниченный словарный состав, искажение слов, грубое нарушение слоговой структуры слова, практически отсутствует связная речь.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева в своих трудах акцентируют внимание на то, что «у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас, расхождение в объеме пассивного и активного словарей.» [20, 204]. «Бедность словаря проявляется в названии ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные действия ребенка». [9, 77]

С.Н. Шаховская отмечает, что структурно- семантическая организация речи детей с общим недоразвитием речи является несовершенной, дети затрудняются последовательно и связно представлять свои мысли, а количество словарного запаса и синтаксических конструкций явно недостаточно, отсутствует речевое планирование и программирование своей речи, наблюдаются длительные паузы, пропуски смысловых  частей высказывания при развернутом повествовании, что ведет к недостаточной степени развития синтагматических и парадигматических связей, к затруднительному, несовершенному  способу отбора необходимых речевых единиц.[52, 45]

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются лексические замены, найти или подобрать новое слово представляет собой медленный, сложный процесс, нарушения проявляются в искажениях звуковой структуры слова, в дальнейшем в формировании лексической системности, организации семантических полей.

«Несформированность лексической системности и семантических полей, трудности актуализации лексики, неточность словаря у детей с ОНР препятствуют нормальному протеканию процесса обучения грамоте, усвоения грамматики в школе. В связи с этим необходимо целенаправленная работа по организации семантических полей, по формированию и развитию лексической системности у детей с ОНР еще в дошкольном возрасте». [43, 11]

Изначально понятие «общего недоразвития речи» было сформулировано Р.Е. Левиной [33, 42]. Она обозначила уровни речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В соответствии с возрастом и уровнем речевого недоразвития принято комплектовать группы детей.

«Первый уровень речевого развития Р.Е. Левина характеризует как крайне ограниченными речевыми средствами общения. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, обозначая разницу значений интонацией и жестами. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценивать как однословные предложения». [33, 42]

«Второй уровень речевого развития характеризуется по типологии  Р.Е. Левиной  возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом».[33,43]

«Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным для таких детей является недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен, сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу, нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении. В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы». [33, 44]

Т.Б. Филичева выделяет четвертый уровень речевого развития — нерезко выраженное недоразвитие речи. При таком уровне недоразвития речи, все ее составляющие наиболее близки к нормальному речевому развитию, отмечаются лишь не столь значимые отклонения во всех сторонах речи. И выявить эти нарушения представляется возможным только при детальном обследовании. «Речь детей имеет нарушения слоговой структуры слов. Преобладают в основном в сокращении звуков, в единичных случаях — пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще — перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент — персеверации и добавления слогов и звуков. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечетка дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуко слоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем». [49, 181]

Словарная работа — целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Дети с ОНР не в состоянии приблизится к нормально развивающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения возможностей центральной нервной системы. Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора рациональных приемов и методов воздействия необходимо четко определить характер нарушения. Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР может быть осуществлена только при условии комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, при раскрытии структуры речевой недостаточности и при дифференцированном подходе к ее преодолению.[9, 37]

Дальнейшее изучение проблемы развития речи дошкольников с ОНР находит отражение в трудах Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и др. [20, 221]

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что проблемам изучения речи детей уделялось большое внимание, но систематический подход стал осуществляться сравнительно недавно. Увеличение количественных и качественных показателей детей происходит во всех видах непосредственно образовательной деятельности, свободном общении, повседневной жизни. Для осуществления работы в этом направлении необходимо изучить и знать особенности развития речи детей, а в частности усвоения лексики.

1.3. Методика логопедической работы по развитию лексики у старших дошкольников с ОНР II уровня

Словарная работа является в современной методике педагогической деятельностью, имеющую целевую направленность, и обеспечивающую освоение словарного состава родного языка. «Работа над развитием лексической стороны речи является продолжительным процессом количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и развитие умения использовать их в конкретных условиях общения». [53, 177].

Содержание общения обеспечивается словом. Имея необходимый словарный запас, человек имеет возможность пользоваться свободно устной и письменной речью.

«Разрабатывая различные аспекты работы по развитию словаря дошкольников, исследователи большое внимание уделяли обозначению словами предметов или явлений окружающей действительности на основе их наглядного целостного восприятия». [41, 114]

Многие авторы рассматривали методики логопедической работы по развитию лексики у старших дошкольников с ОНР. Мы остановились на некоторых из них.

В методике Е.И. Тихеевой были подобраны упражнения, которые пополняют словарь детей с ОНР. В нее входят: составления предложений с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснения значения слов, замена слов более удачными выражениями с точки зрения условий контекста.

Также методические разработки по развитию лексической стороны есть у О.С. Соловьевой. По ее словам, «дети должны знать в первую очередь названия всего, с чем они сталкиваются в повседневной жизни» [41, 156]. Поэтому автор посчитала нужным выделить группы слов, которые должны знать дошкольники. А также О.С. Соловьева обращала внимание на важность качественного наполнения значения слов в зависимости от места в лексической структуре.

В.И. Логинова рассматривала возможность усвоения смысловой стороны слова в тесной связи с развитием понятийного мышления: «развитие словаря у детей неотделимо от умения выделять признаки предметов и явлений, необходимые для обобщения. Необходимо постоянное углубление знаний, представлений дошкольников о предметах и явлениях объективной реальности» [35,83]. Поэтому В.И. Логинова предлагает «в ходе развития словаря детей опираться прежде всего на их познавательную деятельность». [35, 84]

Е.М. Струнина предложила другую методику. По мнению автора, «раскрытие семантических связей между словами должно помогать уточнению понимания семантики отдельных слов, что формирует умение отбирать выразительные и точные языковые средства в зависимости от условий речевой ситуации». [43, 19]

Р.И. Лалаева в развитии лексики выделяет следующие направления: «расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, развитие познавательной деятельности; уточнение значений слов; развитие семантической структуры слова в единстве основных его компонентов; организация семантических полей, лексической системы; активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь». [31, 17]

При проведении логопедической работы по развитию лексики детей 6-го, 7-го года с заключением ОНР считает Р.Е. Левина[33] и С.Н. Шаховская [52] необходимо обращать внимание на современные учения психолингвистики и лингвистики о слове, структуре его значения, основных направлениях развития лексики в онтогенезе, а также о том, как происходит становление речи у дошкольников с недоразвитием речи.

Учитывая эти факторы развития лексики следует проводить логопедическую работу по следующим направлениям: «расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности; развитие познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.); уточнение значений слов; развитие семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального); организация семантических полей, лексической системы; активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь». [43, 20]

Принципы словарной работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы по мнению Р.Е. Левиной это когда :

  • лексическая сторона речи развивается в тесной связи с психическими процессами, которые составляют психологическую базу речи;
  • при работе необходима опора на активное и действенное познание окружающего мира;
  • связь содержания словарной работы с постепенно обогащающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительными процессами детей;
  • основой организации когнитивной и речевой активности необходимо считать наглядность;
  • задачи, поставленные при развитии лексической стороны речи осуществлять во взаимосвязи с развитием грамматической и фонетической сторон речи, а также с развитием связной речи[33]

Основные приемы обогащения и уточнения словаря: показ с называнием; многократное повторение нового слова или фраз; объяснение назначения предметов; использование взрослыми нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами.

«Коррекционное обучение предусматривает постепенное углубление и обогащение знаний о предметном мире и на его основе расширение словаря, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенное понятие. На этом этапе используются дидактические игры, которые помогают не только расширять словарный запас детей, но и обогащают его новыми словами. Путем словесно-логических упражнений на обобщение и классификацию детей подводят к пониманию взаимоотношения рода и вида. Чтобы направить внимание детей на выделение большего числа признаков, используется игровая форма задания: «Кто увидит и назовет больше», «Сравни и расскажи». Расширяя предметный словарь детей, формируя обобщающие понятия, важно следить, чтобы дети знали не только назначение самого предмета, но и его составные части: игра «Назови части», «Вспомни и назови», «Назови предмет»». [43, 23]

«Приемы объяснения слов, имеющих конкретное значение, связаны с использованием наглядных средств, к которым можно отнести показ самого предмета или действия, обозначаемого словом, его изображения на картинке, муляже, макете и т.д.» [43, 24]

Когда мы ведем работу по объяснению слов с абстрактным значением, мы применяем словесные и логические средства. Работу над структурным компонентом более правильно начинать с того, что легче понимается детьми – антонимов. Здесь мы использовали приемы: исключение «конфликтных слов», поиск антонимов в выборках из детской литературы, сравнение предметов по разным характеристикам, придумывание слов – «неприятелей».

Для развития синонимических отношений детям объясняется, что есть слова — «друзья», которые об одном и том же говорят по-разному (игра «Добавь словечко», «Скажи по-другому».).

Имея знания о тесной связи процессов развития лексики и словообразования, является возможным включение в работу заданий на развитие умения образовывать новые слова. В процессе этой работы уточняется структура значения слова, дети усваивают значение морфем, знакомятся с системой грамматических значений, обнаруживают связи между словами.

«Для развития навыков словообразования применяют различные задания, например, «Как можно ласково, одним словом назвать маленькую козу (лист, цветок, самолет)». Развивая умение правильно передавать в речи оттенки слов, предлагали образовать слова с уменьшительным значением качества предметов. Например, новенький, толстенький, голубенький. Далее эти уже знакомые детям слова используют при составлении словосочетаний и предложений. Несколько позднее необходимо знакомить детей с относительными прилагательными (лимонный, яблочный, летний, деревянный, зимний, бумажный), включая их в словосочетание. Например, клюква – клюквенный (сок, кисель, сироп). При сравнении предметов следует использовать специальные лексические упражнения на образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени: выше, ниже, шире, уже; самый высокий, самый низкий и т.д. В ходе выполнения подобных упражнений у детей вырабатывается умение вдумчиво подходить к выбору слов, имеющих различные оттенки, и правильно использовать их в своей речи. Постепенно детей необходимо подвести к образованию слов с новым значением, отличающимся по своему лексическому строю от данных (чай, чайник, чайная чашка). Чтобы восприятие было активным, детям предлагают подбирать родственные слова при показе соответствующих предметов и образовании «семейки слов». В словарной работе широко используются дидактические игры: «Что для чего», «Правильно назови детенышей животных», «Назови профессию», «Что сделал?», «Добавь действие», «Чьи хвосты?», «С какого дерева листок?» и другие». [43, 25]

Проводя работу по развитию лексической стороны речи, возможным оказывается использование игр – загадок. Игры с загадыванием и отгадыванием являются одним из видов обучающей игры в развитии словаря. Когда ребенок разгадывает загадку, у него оказываются в активном действии мыслительные операции: аналитические возможности, умозаключения, причинно – следственные связи. Дети получают возможность научиться рассуждать, делать выводы. Соответственно обогащается словарный запас.

Мы считаем, что наиболее полно работа с лексическим запасом родного языка раскрыта в методиках Р.И. Лалаевой, Р.Е .Левиной, Е.М. Струниной С.Н. Шаховской поэтому их основные концепции развития за основу словарного запаса у дошкольников с нарушением речи II  уровня речевого развития (по типологии Р.Е. Левиной). Логопедическую работу по развитию словарного запаса дошкольников с ОНР мы проводили по таким возможным путям: «расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, развитие познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.); уточнение значений слов; развитие семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального); организация семантических полей, лексической системы; активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь». [43, 20]

Таким образом, под влиянием всестороннего коррекционно-развивающего обучения и воспитания у детей с ОНР происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности.

Выводы по главе 1

 

Литературный обзор научных исследований позволяет говорить о том, что :

  • большая часть исследователей придерживается мнения о том, что детям с общим недоразвитием речи навыками спонтанного овладения словообразования невозможно, подмечая большой процент словообразовательных ошибок и неточностей, авторы относят к незначительной языковой практики, которая не позволяет активно усваивать морфемную систему языка, его семантическую сторону, и свободное оперирование языковыми средствами;
  • структурно- семантическая организация речи детей с общим недоразвитием речи является несовершенной, дети затрудняются последовательно и связно представлять свои мысли, а количество словарного запаса и синтаксических конструкций явно недостаточно, отсутствует речевое планирование и программирование своей речи, наблюдаются длительные паузы, пропуски смысловых  частей высказывания при развернутом повествовании, что ведет к недостаточной степени развития синтагматических и парадигматических связей, к затруднительному, несовершенному  способу отбора необходимых речевых единиц;
  • Накопление словарного запаса ребенком в дальнейшем определяет его речевое общение, влияет на уровень развития его связной речи, а также процесс развития словаря связан с развитием высших психических функций, а также с нравственным, эстетическим развитием. Также развитие речи и словаря стоит на высокой ступени лестницы воспитания и обучения дошкольников. Словарь дошкольников с общим недоразвитием речи имеет свои особенности: малый объем словаря, недостаточное использование глагольного словаря, бедность словаря-признаков;
  • увеличить процесс развития речи и обогащения словаря — задача логопеда. Эту цель можно достигнуть, применяя различные методики развития и обогащения словаря с использованием дидактических игр, которые, по мнению, исследователей, являются эффективным способом коррекционного воздействия.

1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф