Заявка на расчет
Меню Услуги

Активизация познавательной деятельности младших школьников через ознакомлениес окружающим миром. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация, методики и основные этапы проведения экспериментального исследования на базе МБОУ СОШ №6 ст. Старотитаровская

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Базой исследования в работе выступило МБОУ СОШ №6 ст. Старотитаровская.

Место нахождения МБОУ СОШ №6: 353530, Россия, Краснодарский край,  Темрюкский район, ст. Старотитаровская, ул. Ленина, 211.

Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

— реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

— реализация дополнительных общеобразовательных программ;

дошкольное образование;

— присмотр и уход за детьми;

— организация питания обучающихся.

Исследование, проводимое в рамках данной работы, носило практический характер.

Диагностический этап – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, а так же позволяющий на этой основе спрогнозировать вероятные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать воспитательный процесс.

Целью  данного этапа состояла в выявлении уровня развития  познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Для определения уровня познавательного развития  применялась методика «Кому чего не достает?»  (Р. С. Немов).

В ходе занятия ребенку показывается рисунок  (см. приложение 1), на котором изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. Задание состоит в том, чтобы выбрать недостающий элемент из представленных внизу.

Ключ к оценке результатов методики представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Ключ к методике «Кому чего не достает?»

Балл Результат
4 время выполнения задания оказалось меньше чем 40 сек;
3 время выполнения задания оказалось в пределах от 41 сек до 69 сек;
2 время выполнения задания составило от 70 сек до 99 сек;
1 время выполнения задания заняло от 100 сек и выше.

 

Исходя из полученного балла, определяется уровень познавательного развития  ребенка:

— 13-16 баллов — высокий;

— от 9 до 12 – средний;

— от 4 до 8 – низкий;

Для определения уровня познавательного развития  у детей младшего школьного возраста применялась методика  «Определение времени года по картинкам» (Р.С. Немов).

В качестве материала, используемого в методике, применяются картинки с изображением времени года (см. приложение 2).

Вначале обследования ребенку демонстрируются 4 картинки большого размера  с вопросом к каждой «Когда это бывает? Когда бывает снег?» и др.

После рассмотрения картинок ребенку демонстрируются еще 12 картинок меньшего размера и просят разложить их на соответствующие им большие картинки. Ребенку дается следующая инструкция: «Посмотри, к какому времени года подходит каждая картинка, и положи ее туда».

При анализе результатов можно использовать следующую шкалу оценки результатов (см. таблицу 2.2.).

Таблица 2.2

.Шакала оценки результатов по методике «Определение времени года по картинкам»

Балл Характеристика Уровень
10 за отведённое время (2 мин.) ребёнок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой основной не менее 2-х признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков на 4 картинках); Очень высокий
8-9 ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках вместе взятых; Высокий
6-7 ребёнок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение; Средний
4-5 ребёнок правильно определил время года только на 1-2 картинках из 4-х и указал 1-2 признака в подтверждение своего мнения; Низкий
0-3 ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов от 0 до 3 ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребёнок это сделать) Очень низкий

 

Далее рассмотрим результаты констатирующего обследования по описанным выше методикам.

 

2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента

 

Далее будут рассмотрены результаты диагностического этапа – оценки познавательного развития  у детей младшего школьного возраста с помощью различных методик. Для этого было сформирована группа из 25 человек: ученики 1-го класса. Список испытуемых детей младшего школьного возраста представлен в приложении 3.

Результаты исследования детей по методике  «Кому чего не достает?»  представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Результаты исследования детей по методике  «Кому чего не достает?»   на констатирующем этапе

Код Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Итого Уровень
1 001 2 2 3 2 9 Средний
2 002 3 4 2 2 11 Средний
3 003 2 2 2 1 7 Низкий
4 004 1 2 3 4 10 Средний
5 005 4 3 2 3 12 Средний
6 006 4 4 3 4 15 Высокий
7 007 2 1 3 2 8 Низкий
8 008 3 4 3 3 13 Высокий
9 009 2 2 2 2 8 Низкий
10 010 1 3 2 2 8 Низкий
11 011 3 3 4 4 14 Высокий
12 012 2 3 2 4 11 Средний
13 013 4 4 3 2 13 Высокий
14 014 2 2 2 1 7 Низкий
15 015 3 2 2 2 9 Средний
16 016 1 2 2 1 6 Низкий
17 017 3 4 4 4 15 Высокий
18 018 2 2 1 2 7 Низкий
19 019 4 4 3 3 14 Высокий
20 020 3 3 3 3 12 Средний
21 021 2 3 2 3 10 Средний
22 022 1 1 1 2 5 Низкий
23 023 3 4 4 3 14 Высокий
24 024 4 4 3 4 15 Высокий
25 025 2 3 2 2 9 Средний

 

Данные таблицы 2.3. показывают, что высокий уровень познавательного развития выявлен у 8 детей группы; средний уровень – у 9 детей, и низкий уровень – у 8 детей.

На рисунке 2.1. представим результаты исследования детей по методике  «Кому чего не достает?»   на констатирующем этапе.

Результаты исследования детей по методике  «Определение времени года по картинкам»  представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Результаты исследования детей по методике  «Определение времени года по картинкам» на констатирующем этапе

Код Балл Уровень
1 001 9 Высокий
2 002 7 Средний
3 003 4 Низкий
4 004 6 Средний
5 005 7 Средний
6 006 9 Высокий
7 007 4 Низкий
8 008 10 Очень высокий
9 009 5 Низкий
10 010 5 Низкий
11 011 7 Средний
12 012 7 Средний
13 013 8 Высокий
14 014 4 Низкий
15 015 6 Средний

 

 

Окончание таблицы 2.4

16 016 5 Низкий
17 017 9 Высокий
18 018 6 Средний
19 019 9 Высокий
20 020 8 Высокий
21 021 7 Средний
22 022 3 Очень низкий
23 023 9 Высокий
24 024 10 Очень высокий
25 025 7 Средний

 

Данные таблицы 2.4. показывают, что высокий уровень познавательного развития выявлен у 7 детей и 1 очень высокий; средний уровень – у 9 детей, и низкий уровень – у 6 детей, и 1 ребенка очень низкий.

Результаты исследования детей по методике  «Определение времени года по картинкам» на констатирующем этапе приведены на рисунке 2.2.

 

Рис. 2.2. Результаты исследования детей по методике  «Определение времени года по картинкам» на констатирующем этапе

 

Таким образом, проведенные исследования детей по двум методикам показали, что в целом было выявлено достаточно большое количество школьников, у которых уровень познавательного развития  был определен как низкий, что требует проведения дополнительных занятий и упражнений.

 

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

3.1. Организация системы работы по активизации познавательной деятельности младших школьников через ознакомление с окружающим миром на базе МБОУ СОШ №6 ст. Старотитаровская

В рамках данной работы предлагается разработка программы коррекционной работы для познавательного развития у детей младшего школьного возраста. Программа предназначается для домашнего применения.
Предложенные в работе рекомендации направлены главным образом на детей, у которых был выявлен низкий и средний уровень познавательного развития.
Мы предлагаем при планировании и проведении коррекционной работы с детьми использовать дидактические игры.
Приведем примеры некоторых из них.
Игра «Назови одним словом». Ребенку показываются картинки или зачитываются слова, а ребенка просят назвать все это одним словом. Для детей младшего школьного возраста игру можно усложнить. Например, педагог называет детям общее понятие, а они должны назвать конкретные предметы. Карточки для проведения этой игры представлены в приложении 4.
Упражнение «Сравни животных»: ребенку показываются по 2 картинки разных животных. Родитель просит посмотреть на животных и сказать, что между ними общего и чем они отличаются?
Упражнение «Найди отличия»: ребенку дают 2 картинки с один изображением, но с незначительными различиями. Задание состоит во внимательном рассмотрении картинки и названии отличий.
Упражнение «Объясни нелепицу»: ребенку показываются картинки, на которых изображены нелепицы. Задание состоит в рассмотрении картинки и названии необычных вещей, которые там представлены. Так же ребенка просят объяснить, как должно быть на самом деле.
Игра «Разложи по порядку». В этой игре используется серия сюжетных последовательных картинок. Ребенку показывают картинки и предлагают их рассмотреть. Педагог объясняет, что картинки нужно разложить по порядку происходящих событий. После того как ребенок справится с этой задачей, ему можно предложить составить рассказ по этим картинкам. Правила игры представлены в приложении 5.
Упражнение «Соедини»: ребенку демонстрируются 2 картинки, которые должны подходить друг другу (например, девочка и кукла и т.п.). Картинки висят на доске или лежат в разном порядке перед детьми (ребенком). Задание состоит в поиске пары к каждой картинке.
Упражнение «К чему это относится?» направлено на развитие аналитико-синтетической деятельности. Перед ребенком раскладываются картинки с разными категориями (посуда, одежда, и т.п.) и одна из них должна быть из другой категории (например, среди посуды лежит плюшевый мишка). Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинку и назвать лишнее, а так же указать к чему это относится на самом деле.
Для познавательного развития у ребенка предлагается применение упражнения «Смысловой ряд».
Задание упражнения состоит в названии ребенком 4-го слова из следующих рядов%
«Лиса — нора, медведь — … (берлога)
Больница — лечение, школа —…. (обучение)
Сахар — сладкий, лимон — … (кислый)
Рыба — вода, птица — … (небо)
Утка — утенок, курица — … (цыпленок)
Птицы — перья, звери — … (шерсть)
Осень -—зима, дождь — … (снег)
Кастрюля — половник, тарелка — … (ложка)
Куртка — замок, шуба — … (пуговица)
Тепло — вода, морозно — … (лед)».
Родителям ребенка рекомендуется использование в домашних условиях упражнений, направленных на познавательное развитие, например упражнение «Деление целого на части».
Упражнение «Деление целого на части»: назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)
Задание ребенку состоит в выборе любого слова (предмет), а затем в делении его на части.
Например, дуб — целое, а части — ствол, ветви, су­чья, листья и т. д.
Рекомендуется попросить ребенка сначала вслух произносить части целого, а когда он будет выполнять задание быстро, усложнить упражнение.
Пусть малыш мысленно делит предмет на части и рисует палочки на бумаге: сколько частей — столько же и палочек.
В качестве рекомендаций предлагается проведение упражнения, направленно на познавательного развития. В качестве такого упражнения предлагается игра «Составим букет». Игра развивает у детей умение различать предметы по размеру и цвету.
Для игры понадобятся рисунки цветов разных размеров (их можно вырезать из открыток, цветной бумаги). Родитель предлагает составить букет из цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше — мелкие. В ходе выполнения упражнений ребенку предлагается посчитать число цветов в каждом букете; число белых (красных) цветов; число ромашек (роз, гвоздик); число больших (маленьких) цветов и т. д.
Таким образом, в качестве рекомендаций для каждого ребенка, у которого был выявлен низкий уровень познавательного развития, предложены упражнения, которые родителям рекомендуется проводить в домашних условиях. Методики проведения упражнений подробно разъяснены родителям в ходе личной беседы.
В современном образовательном процессе важное место занимают цифровые средства и технологии обучения младшего школьника, обладающие не только рядом существенных преимуществ перед традиционными, но и позволяющие с большей эффективностью организовывать образовательную деятельность.
В рамках данного исследования в работе предлагается разработка модели активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира с использованием виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия является одной из эффективных форм использования информационных технологий. Е.В. Александрова утверждает, что виртуальная экскурсия – это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей. В современных условиях виртуальная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий.
Согласно определению Е.Ф. Козиной, виртуальные экскурсии – это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект.
Виртуальные экскурсии можно применять на различных уроках, как фрагментарно, так и как серию уроков по определенной тематике. Виртуальные экскурсии – понятие новое, в методическом плане инновационная форма обучения.
В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п.
Модель активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира с использованием виртуальных экскурсий имеет три блока: целевой; содержательно-технологический; результативнодиагностический.
Целевой блок определяет цель педагогического исследования, которая заключается в рассмотрении возможности виртуальной экскурсии как современной формы образовательной деятельности в повышении познавательной деятельности младших школьников
Приоритетными задачами реализации модели в образовательном процессе являются:
1. Разработать и внедрить в учебный процесс начальной школы цикл виртуальных экскурсий, направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
2. Доказать эффективность виртуальных экскурсий в активизации познавательной деятельности младших школьников в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир».
Содержательно-технологический блок опирается на следующие принципы организации образовательной деятельности как интегрального качества:
 принцип системности – представляет познавательную деятельность как систему;
 принцип интеграции и дифференциации – обусловливает единство естественнонаучных и обществоведческих аспектов начального общего образования в рамках учебного предмета «Окружающий мир»;
 принцип учета территориальных особенностей – предполагает учет природных ресурсов и условий, экологической ситуации, проблем и путей их решения в регионе, так как важность изучения территориальных особенностей определяется и тем, что территория, где проживает ученик, побуждает его познавать окружающий мир, осваивать и принимать традиции, совершать конкретные практические действия по охране и защите окружающей среды;
 принцип связи образовательных и воспитательных действий – предполагает получение в ходе просмотра виртуальных экскурсий теоретических знаний, которые станут мощным базисом практической экологосообразной и природоохранной деятельности, гуманного отношения и формирования нравственно-этических норм поведения в обществе;
 принцип использования исторического опыта решения задач организации образовательной деятельности обучающихся, а также опыта педагогов Российской Федерации и зарубежных стран, сохраняющий связь эффективного и результативного прошлого, настоящего и будущего соответствующего педагогического опыта;
 принцип самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе выбора вида познавательной деятельности – заключается в целенаправленном активном восприятии, осмыслении младшими школьниками изучаемых явлений окружающего мира, их творческой переработке и применении в практической деятельности;
 принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной и внеучебной деятельности – решает проблему сочетания коллективной и индивидуальной форм организации учебных занятий, применения адекватных технологий обучения.
Модель активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир» с использованием виртуальной экскурсии как схематическое воспроизведение взаимосвязей и отношений между элементами исследуемого процесса представлена на схеме.
Виртуальная экскурсия – это форма организации образовательной деятельности на уроках по предмету «Окружающий мир», предполагающая наглядную демонстрацию при помощи цифровых средств виртуального отображения реально существующих объектов (парков, музеев, галерей, производственных или природных объектов, памятников) с целью самостоятельного ознакомления, наблюдения, изучения, описания этих объектов, сбора необходимой визуальной информации для удовлетворения досугово-развлекательной, научно-познавательной или учебной потребностей.
Выделяют следующие целевые направления виртуальной экскурсии в начальной школе:
— досугово-развлекательное – предусматривает организацию экскурсий с целью ознакомления младших школьников с достопримечательностями, местами отдыха и досуга. Целью данного направления является формирование: художественно-эстетического восприятия, здорового образа жизни, экологической и социальной культуры у младших школьников;
— научно-познавательное – предусматривает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты с целью формирования общей эрудиции, научного мировоззрения, общекультурной компетентности, развития познавательных навыков, расширения и углубления умений приобретать знания;
— учебное – предусматривает решение конкретных педагогических задач, связанных с формированием когнитивного компонента обучения при реализации требований государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы, с изучением конкретных тем, с расширением знаний, исторического, краеведческого, научно-популярного характера, с развитием речевых и коммуникативных навыков, предметных умений.
Виртуальная экскурсия, как и любая форма организации образовательной деятельности на уроках «Окружающий мир», имеет собственную методику организации и проведения.

Рис. 3.1. Модель активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира с использованием виртуальных экскурсий (схема)

Методика проведения виртуальной экскурсии – это умение показать объект, описать его свойства и связи, предоставить в необходимом ключе информацию о нем и связанные с ним события. Она включает в себя совокупность методических приемов и техники проведения, задача которых – обеспечить наибольшую эффективность виртуальной экскурсии как формы организации общеобразовательной деятельности на уроках по предмету «Окружающий мир».
Техника проведения виртуальной экскурсии должна быть направлена на обеспечение условий восприятия аудиторией экскурсионного материала. К технике ведения виртуальной экскурсии предъявляется ряд требований, в которые входят: знакомство с аудиторией, правильное ее размещение, соблюдение временных рамок экскурсии, предупреждение усталости обучающихся, создание проблемных ситуаций, раскрытие отдельных аспектов экспозиции и фокусировка внимания на отдельных наиболее значимых объектах экскурсии, продумывание ответов на возможные вопросы учеников.
Методика организации виртуальной экскурсии включает три этапа: подготовительный; основной; завершающий. Подготовительный этап виртуальной экскурсии предполагает реализацию следующей последовательности действий:
1) определение целевого направления, тематики и задач экскурсии, вида, инструментов;
2) определение содержательного компонента;
3) подбор источников информации и анализ их содержания, выделение ключевых объектов и элементов содержания экскурсии;
4) изучение экскурсионных объектов по теме, критериями которой являются: познавательная ценность, смысловое содержание, популярность объекта, его ценностные характеристики;
5) подбор достоверного текстового, фото-, видео-, аудио-, документального содержания запланированной экскурсии;
6) составление плана, маршрута, схемы, карты экскурсии, видеоряда экскурсии;
7) формирование логически и содержательно непротиворечивого структурного построения видео и текстового сопровождения экскурсии;
8) определение и подбор необходимых методических приемов экскурсии;
9) формирование задач, вопросов, тематики произведений, эссе, проектов, творческих задач, докладов, рефлексии.
Основной этап предполагает:
1) прохождение экскурсии в соответствии с составленным планом, маршрутом, схемой, картой экскурсии, видеорядом, сопровождающим подготовленным заранее мультимедийным продуктом, аудио- и текстовой информацией;
2) во время экскурсии посредством создания специальных условий осуществляется:
 наблюдение над объектами и получение информации о них либо самостоятельно, с помощью разных источников информации, либо непосредственно от учителя;
 фиксация информации, тезисов, формулирование вопросов;
 выполнение задач, поставленных перед экскурсией на предварительном этапе;
 интерактивное взаимодействие с виртуальной средой с целью активного исследования интересующих объектов.
На завершающем этапе экскурсии:
1) проводится обобщение, подведение итогов, рефлексия, во время которой учащиеся делятся впечатлениями, дают ответы на вопросы и проблемные ситуации, поставленные перед экскурсией;
2) анализируются и объясняются оставшиеся непонятными моменты экскурсии;
3) озвучивается тематика произведений, эссе, проектов, творческих задач, докладов, подготовка которых возможна на основе материалов виртуальной экскурсии;
4) обсуждается и предлагается тематика и направления дальнейших экскурсий.
Исходя из технического сопровождения виртуальной экскурсии (стационарного компьютера или мобильного устройства) форма представления информации для активизации участия учащегося в виртуальной экскурсии должна быть тройной: в виде картинки (фотографии) с активной гиперссылкой, в виде текстовой гиперссылки и в виде QR-кода. Огромную роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод.
Обучающиеся не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском необходимой для изучения и анализа информации. Это достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией, либо получением определенных творческих заданий. Во время проведения экскурсии обучающиеся могут конспектировать (записывать) тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.
Во время изложения материала виртуальной экскурсии учитель должен: четко формулировать проблему; использовать примеры, аргументирующие выдвинутые положения; устанавливать причинно-следственные связи; применять приемы сравнения, сопоставления изучаемых объектов и явлений; логично излагать изучаемый материал.
Методические требования к рассказу во время виртуальной экскурсии: научность, доступность, логичность; постановка познавательных задач, нацеливающих обучающихся на восприятие нового материала; использование образных примеров, демонстрация наглядных пособий; стилистически грамотное изложение, без искажения слов и их неправильного употребления, отсутствие фактических ошибок; выделение главного и формулировка основных понятий; установление значимых для данной возрастной категории учащихся связей с жизнью.
Проблемные вопросы, задаваемые по ходу изложения материала, отраженного в виртуальной экскурсии, должны вызывать у учеников определенные творческие усилия, заставляя выдвигать гипотезу и проверять ее в диалоге с оппонентами.
Такой характер активности меняет систему отношений между учениками как участниками коллективно-распределительной исследовательской деятельности. У школьников должны вырабатываться умения формулировать вопросы и ответы, аргументировать свое мнение, строить гипотезы и обсуждать их, рефлексировать свои действия. Они учатся грамотно строить процесс общения. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с обучающимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки обучающихся; намечает творческие задания для них: написать эссе, сочинения, подготовить доклады, рефераты, составить альбомы, разработать новые маршруты (интеллект-карты) виртуальных экскурсий и т. п.
Результативно-диагностический блок обеспечивает диагностику сформированности познавательной деятельности с целью коррекции или оптимизации образовательного процесса. В рамках данного исследования нами выделены следующие уровни познавательной деятельности:
Первый уровень – воспроизводящая активность (низкий). Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий младшего школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень – интерпретирующая активность (средний). Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческий, активный (высокий). Характеризуется интересом и стремлением не только глубоко проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, полученной в ходе просмотра виртуальной экскурсии.
Предложенная модель позволит повысить уровень познавательной деятельности младших школьников при использовании виртуальной экскурсии, так как последняя не только влияет на познавательную активность и деятельность учеников, но и способствуют более глубокому усвоению программного материала по интегрированному учебному предмету «Окружающий мир», формируют у младших школьников умения устанавливать причинно-следственные связи, оперировать естественнонаучными и обществоведческими знаниями в новых условиях и практически применять их.

3.2. Анализ и оценка результатов экспериментального исследования

На контрольном этапе было проведено повторное исследование в группе детей младшего школьного возраста. Для повторной диагностики использовались те же методики, что на констатирующем этапе.
Сопоставим результаты двух этапов исследования по методике Кому чего не достает?» на рисунке 3.2.

Рис. 3.2. Результаты исследования детей по методике «Кому чего не достает?» на контрольном этапе

Данные рисунка 3.2. наглядно демонстрируют эффективность разработанной в рамках данного исследования программы коррекционной работы для познавательного развития у детей младшего школьного возраста.
По результатам проделанной работы количество детей с низким уровнем развития познавательной деятельности снизилась с 8 человек на констатирующем этапе по 2 на контрольном этапе. Количество детей с высоким уровнем на контрольном этапе достигло 12, что на 4 больше. Чем по результатам констатирующего этапа.
Так же увеличилось и количество детей со средним уровнем: с 9 человек до 11.
Далее на рисунке 3.3. представим результаты исследования по методике «Определение времени года по картинкам» на контрольном этапе.
Данные рисунка 3.3 так же наглядно отражают эффективность программы коррекционной работы для познавательного развития у детей младшего школьного возраста.

Рис. 3.3. Результаты исследования по методике «Определение времени года по картинкам»

Количество детей с очень высоким уровнем развития познавательной деятельности на контрольном этапе выросло до 6 человек (+5 по сравнению с констатирующим этапом). Количество детей с высоким уровнем развития познавательной деятельности составило 11 человек, что на 4 больше по сравнению с констатирующим экспериментом.

Полученные результаты контрольного этапа подтверждают эффективность разработанной в рамках исследования программы, включающей коррекционную работу для познавательного развития у детей младшего школьного возраста, а так же программу виртуальной экскурсии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под активизацией познавательной деятельности понимают использование методов и приемов обучения, направленных в первую очередь для осуществления мотивационного компонента обучения, самостоятельного получение ориентировочных основ действий учениками.
Познавательное развитие представляет собой избирательную направленность личности на определенные предметы и явления окружающего мира. Познавательное развитие является одним из важнейших мотивов учебной деятельности в начальных классов и залогом хорошей обучаемости и успеваемости младших школьников.
Структуру познавательного развития составляют основные компоненты познавательного интереса: интеллектуальный, эмоциональный, волевой.
Основными задачами, которые могут решаться в процессе формирования познавательной деятельности школьников в современной системе образования являются : формирование познавательных интересов школьников; формирование профессиональных мотивов и интересов учащихся; воспитание системного мышления; обучение коллективной мыслительной и практической деятельности школьников; формирование социальных умений и навыков взаимодействия и общения с окружающими; формирование умений индивидуального и совместного принятия тех или иных решений; воспитание ответственного отношения к задуманному или заданному; формирование тех или иных социальных ценностей и установок.
Младший школьный период характеризуется тем, что ведущим видом деятельности все еще остается игра. С помощью игровых моментов легче привлекается и удерживается внимание, происходит изучение и запоминание нового материала. Процесс игры вызывает интерес, возбуждает активность, способствует развитию мышления. Родители и воспитатели в состоянии сделать общение с ребенком продуктивным и интересным, используя игры и небольшие развивающие задания.
Познавательное развитие положительным образом влияет на развитие личности, в том числе и на личность школьника. Педагогу следует правильно организовывать деятельность детей, и тогда опираясь на исследования Познавательное развитие будет осуществлять определённые функции – образовательную, развивающую, а также воспитательную.
Базой исследования в работе выступил МБОУ СОШ №6 ст. Старотитаровская.
В ходе исследования использовались применялись методики: «Кому чего не достает?» (Р. С. Немов), «Определение времени года по картинкам» (Р.С. Немов).
Анализ результатов по обследованию с помощью методики «Кому чего не достает?» показал низкий уровень познавательного развития у детей. Количество детей, у которых выявлен высокий уровень составляет 5 человек. Сопоставление результатов обследования по методике «Определение времени года по картинкам» показало, что у большего количества детей уровень познавательного развития выявлен как высокий (7 детей) и очень высокий (2 детей).
В соответствии с выявленными проблемами в рамках данной работы предложены методы коррекционной работы в виде упражнений для каждого ребенка, у которого был выявлен низкий уровень познавательного развития. Кроме того в работе представлена программа виртуальной экскурсии в рамках предмета «Окружающий мир».
На контрольном этапе было проведено повторное исследование в группе детей младшего школьного возраста. Для повторной диагностики использовались те же методики, что на констатирующем этапе.
Полученные результаты контрольного этапа подтверждают эффективность разработанной в рамках исследования программы, включающей коррекционную работу для познавательного развития у детей младшего школьного возраста, а так же программу виртуальной экскурсии.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения. — Москва : Учпедгиз, 1955. — 256 с.
2. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. – 2019. – № 8. – С.71– 78.
3. Величковский Б.М. Функциональная организация познавательных процессов. – 1987. – 643 c.
4. Виноградова, Н. Ф. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1–4 / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2019. – 68 с.
5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М., 1983. – 387 c.
6. Гаджызадe, Р. Т. Пути развития познавательной активности младших школьников технология учебного процесса / Р. Т. Гаджызадe // Deutsche Internationale Zeitschrift für Zeitgenössische Wissenschaft. – 2023. – № 49. – С. 35-38.
7. Джабагова, С. С. Изучение возможностей информационно-коммуникационных технологий в активизации познавательной деятельности / С. С. Джабагова, С. М. Ревазова, А. М. Муртазаев // Молодые исследователи. 2023. – С. 139-144.
8. Джегистаева Л.И. Формирование познавательных процессов ребенка через экологическое воспитание / Л.И. Джегистаева, З.И. Гадаборшева // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы биологии и экологии». – Санкт-Петербург. — 2022. — С. 148-151.
9. Дмитриева, А. В. Активизация познавательной деятельности младших школьников / А. В. Дмитриева, Ф. С. Газизова, Т. Н. Галич // Инновационные процессы в условиях глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы (IPEG-2022) : сборник научных трудов, Прага, 20 мая 2022 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2022. – С. 112-115.
10. Загвязинский В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. — М.: Академия, 2018. — 288 c.
11. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности/ И.А. Зайцева – Ноябрьск, 2019. – 124 с.
12. Ильмурзина С. В. Развитие познавательной активности у интеллектуально пассивных обучающихся / С. В. Ильмурзина // Аллея науки. – 2022. – Т. 2, № 6(69). – С. 119-124.
13. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. — Люберцы: Юрайт, 2019. — 364 c.
14. Кузнецова Г.Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании: сущностные характеристики // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. – С. 42.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 288 c.
16. Маневцова Л. М. О развитии познавательных интересов у детей // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 11. — С. 26-29.
17. Минина, Н.Н. Особенности проведения виртуальных экскурсий в школе/ Н. Н. Минина, О. Г. Александрова // Научные известия. – 2022. – №29
18. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — Москва : Знание, 2009. — 246 с.
19. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: КноРус, 2019. — 718 с.
20. Панеш, Б. Х. Использование информационно-компьютерных технологий как условие повышения познавательной активности младших школьников при ознакомлении с окружающим миром / Б. Х. Панеш // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ. 2022. – С. 43-46.
21. Пидкасистый П.А. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / М.: Пед. Общ. России, 2019.– 254 с.
22. Подласый И. П. Педагогика (комплект из 2 книг) / И.П. Подласый. — М.: Юрайт, 2019. — 336 c.
23. Усеинова Э. Д. Развитие познавательной активности младших школьников как условие повышения качества образования / Э. Д. Усеинова, А. М. Яяева // Bonum Initium. – 2022. – № 16(24). – С. 201-206.
24. Усцева М. Н. Психология развития младшего школьника: теоретико-практические аспекты развития познавательных процессов : учебно-методическое пособие / М. Н. Усцева. – Орехово-Зуево : Государственный гуманитарно-технологический университет, 2022. – 248 с.
25. Хапачева С. М. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса у младших школьников / С. М. Хапачева, Л. А. Мякинькая // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2022. – № 25. – С. 10-13.
26. Хлюпко, Ю. В. Интерактивные методы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников / Ю. В. Хлюпко // ЛУЧШИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 2022. 2022. – С. 101-107.
27. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика. — М.: Инфра-М, 2019. – 544 с.
28. Шалтаева, А. Ф. «сторисек» как средство ознакомления детей младшего школьного возраста с окружающим миром / А. Ф. Шалтаева, Т. В. Купрюшкина // Ratio et Natura. – 2022. – № 2(6).
29. Шнайдер, Е. В. Значение актуализации познавательной деятельности младших школьников на уроке «Окружающий мир» / Е. В. Шнайдер, В. И. Кириллова // Обществознание и социальная психология. – 2022. – № 5(35). – С. 41-47.
30. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — Москва : Педагогика, 1971. — 352 с.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф