Заявка на расчет
Меню Услуги

Активизация познавательной деятельности младших школьников через ознакомлениес окружающим миром

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
1.1. Сущность познавательной деятельности
1.2. Особенности активизации познавательной деятельности младших школьников
1.3. Ознакомление с окружающим миром как способ активизации познавательной деятельности младших школьников
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация, методики и основные этапы проведения экспериментального исследования на базе МБОУ СОШ №6 ст. Старотитаровская
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
3.1. Организация системы работы по активизации познавательной деятельности младших школьников через ознакомление с окружающим миром на базе МБОУ СОШ №6 ст. Старотитаровская
3.2. Анализ и оценка результатов экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная школа представляет собой территорию воспитания образовательных компетенций учащихся и развития физически, духовно и нравственно сформированной личности, которая готова к самореализации в современном обществе, поэтому перед ней ставится важнейшая задача – создать условия для такой системы различных личных способностей, знаний и умений, которая позволила бы в дальнейшем полноценно включиться в мир, меняющийся на глазах.
Одна из задач учителя современной школы – помочь ученикам развить навыки, необходимые для того, чтобы стать востребованным и успешным.
Для этого необходимо сформировать у школьников следующие умения и навыки:
— ответственность и адаптивность – воспитание личной ответственности и мобильности личности, на рабочем месте и в общественной жизни, умение грамотно ставить цели как для себя, так и для подчиненных, а также разрабатывать пути к их достижению, терпимое отношение к многозначности и многообразию мнений;
— навыки коммуникации – умение воспринимать и экстраполировать, осознавать, создавать и передавать устные и письменные, мультимедийные сообщения во всем многообразии форм и контекстов, существующем в современном мире;
— творчество и познавательный интерес – воспитание, использование, распространение креативных идей, готовность к восприятию новых идей и возможностей;
— критическое и системное мышление, которое представляет собой осознанные и аргументированные альтернативы, способность сделать грамотный выбор в сложных ситуациях, умение видеть взаимосвязи между системами;
— навыки и готовность к повышению информационной грамотности – получение, анализ, правление, объединение, оценка и создание различных форм аудиовизуальной информации;
— навыки межличностных отношений и совместной деятельности – умение управлять и работать в команде, переходить в работе в различные роли, отвечать за свои действия, продуктивно работать с другими людьми, уважать непохожие точки зрения;
— навыки идентификации, постановки и решения задач – умение вычленять, анализировать и решать проблемы;
— самоконтроль – осознание собственных образовательных потребностей, умение находить нужные ресурсы, перенос обучения из одной области знаний в другую;
— социальная ответственность – ответственные действия в интересах сообщества, этичное поведение в личной и общественной жизни.
В настоящее время проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов является особенно актуальной, поскольку важную роль в жизни современного человека играют коммуникативные умения, опыт ведения диалогов, участие в обсуждениях, а также творческая деятельность.
Кроме того, в последнее время отмечается снижение интереса учащихся к учебной деятельности и отсутствие интеллектуальной активности. В связи с этим современные педагоги применяют в своей деятельности такие методы и приемы, которые основаны на активизации мыслительной деятельности школьников, формировании умений сравнивать, обобщать, делать выводы, находить рациональные способы решения, а также корректировать полученные данные.
Объектом исследования в работе выступает процесс активизации познавательной деятельности младших школьников.
Предметом исследования в работе являются педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников.
Целью данной работы является исследование возможностей применения методов и средств ознакомления с окружающим миром в процессе активизации познавательной деятельности младших школьников.
Задачи:
— изучить сущность познавательной деятельности;
— выделить особенности активизации познавательной деятельности младших школьников;
— рассмотреть ознакомление с окружающим миром как способ активизации познавательной деятельности младших школьников;
— провести экспериментальное исследование активизации познавательной деятельности младших школьников;
— разработать систему работы по активизации познавательной деятельности младших школьников через ознакомление с окружающим миром на базе МБОУ СОШ №6 ст. Старотитаровская.
Степень разработанности темы исследования. В данной работе были использованы следующие работы в области исследования методов и условий активизации познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста: Баранова П. В., Бельковича В.Ю., Белошистой А. В., Вайндорф-Сысоевой М. Е., Даринской Л. А., Ермиловой А. В., Немова Р.С., Подласого И. П., Поддьякова Н.Н., Говорковой А.Ф., Розина В. М., Рубинштейна С.Л.. Стребелевой Е.А., Узоровой О.М., Ходусова А.Н., Якиманской И.С.
Базой исследования выступает МБОУ СОШ №6 ст. Старотитаровская.
Методы исследования.
Основной метод: констатирующий эксперимент.
Частные методы: теоретический (научный анализ теоретических источников), организационный, эмпирический (психодиагностический метод — тестирование).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

1.1. Сущность познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности — одна из главных проблем, рассматриваемых психолого–педагогической литературе. Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью постоянного поиска приемов и методов, способствующих наиболее оптимальному усвоению материала учащимися.
Одним из первых, кто высказывался о необходимости активного учения детей и использовал данные понятия в контексте познавательной деятельности, был чешский педагог Я.А. Коменский. В его знаменитом труде «Великая дидактика» даются указания о «необходимости воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к чтению». Педагог считал, что желание учиться, есть цель организации учебного процесса, а положительная мотивация к учению, есть условия для обеспечения стремления к познанию. В данном случае активизировать означает сформировать желание, мотивировать, а познавательная деятельность — это учение.
Таким образом, Я. А. Коменский обратил внимание на то, что активизация имеет эмоциональный, оценочный характер по отношению к познавательной деятельности.
В психолого-педагогической литературе вопрос активизации познавательной деятельности рассматривался такими казахстанскими учеными, как Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У., Тайшиков С.Б., Павловский А.Л., Рустемов З.Б.. Ж.А. Караев и Ж.У. Кобдикова под активизацией познавательной деятельности понимают «использование методов и приемов обучения, направленных в первую очередь для осуществления мотивационного компонента обучения, самостоятельного получение ориентировочных основ действий учениками».
С.Б.Тайшикова, З.Б. Рустемов, А.Л. Павловский отмечают, что активизация познавательной деятельности — это «оживление специфической человеческой формы отношения к окружающему миру, направленной на достижение его закономерностей, целесообразное и преобразование в интересах людей, способствующий приобретению и расширению знаний, включающих в себя цель средств результат и сам процесс».
Анализируя представленные определения, можно сделать вывод, что активизация — понятие многогранное. С одной стороны, его рассматривают как деятельность, осуществляемую или педагогом по отношению к ученикам, или же самими учениками. С другой стороны, активизация — это качественная характеристика деятельности. В данной работе мы будем рассматривать активизацию, как управления учителем познавательной активности учащихся.
В психолого-педагогической Литературе приводятся различные пути активизации познавательной деятельности учащихся. Главной задачей педагога является не только использование разнообразных методов, форм и средств обучения, но и правильное их сочетание, применение в каждой конкретной ситуации [14, c. 85].
Под познавательным развитием понимается избирательная направленность личности на определенные предметы и явления окружающего мира. Познавательное развитие является одним из важнейших мотивов учебной деятельности в начальных классов и залогом хорошей обучаемости и успеваемости младших школьников.
Проблема формирования развития познавательного интереса на протяжении длительного периода волновала и продолжает волновать педагогов и психологов.
В начальной школе крайне важно грамотно организовать работу по формированию и развитию познавательного интереса, поскольку именно в данном возрастном периоде формируются первые навыки учебной деятельности. Большая роль в формировании познавательного интереса принадлежит учителю. Именно от того каким образом будет построена учебная деятельность, сможет ли привлечь учитель учащихся начальных классов зависит успех развития познавательного интереса [22, c. 102].
В современном мире тема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста является одной из важной проблемой в педагогике и психологии. Тему познавательного интереса широко изучали и исследовали многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, а также учёные различных направлений.
А. Я. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский – педагоги-классики, которые рассматривали вопрос познавательного развития как естественное стремление детей к познанию. В педагогических трудах и работах эту проблему представили Н. Р. Морозова и Г. И. Щукина. Такие психологи как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Н. Н. Поддьяков, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейн и многие другие, также изучали развитие познавательного интереса.
Впервые глубоко и серьёзно о понятии интереса говорится в книгах чешского педагога Я. А. Коменского. Он считал, что вопрос формирования познавательного интереса взаимосвязан с процессом обучения, развития и воспитания детей, а также личностью педагога. В процессе развития ребёнка Я. А. Коменский представлял разносторонний интерес у детей [14, c. 74].
Г. И. Щукина характеризует интерес как сложную и особую направленностью человека к предметам, явлениям и процессам окружающей действительности, которая характеризуется как стремление личности к глубокому и всестороннему освоению и познанию разнообразных свойств [30, c. 65].
Под познавательным развитием Л. И. Божович подразумевает огромную силу, которая побуждает человека активно идти к познанию и добиваться разнообразными способами и средствами получение новых знаний [1, c. 85].
Структуру познавательного развития выделила Г. И. Щукина, она определила основные компоненты познавательного интереса: интеллектуальный, эмоциональный, волевой [30, c. 102].
Интеллектуальный компонент характеризуется тем, что любой интерес взаимосвязан с познанием различных предметов, что является интеллектуальной деятельностью.
Следующий компонент – эмоциональный, который представляет собой проявление положительных эмоций и чувств у человека, что происходит только при наличии интереса к объекту. Соответственно, если у человека проявляется негативное отношение, то можно сделать вывод, что познавательный интерес отсутствует.
Волевой компонент – третий компонент, который выделен Г. И. Щукиной. Советский психолог Б. Г. Ананьев подчёркивает, что интерес представляет собой побудитель активности, который проявляется в стремлении человека познать заинтересовавший его объект. Интерес на протяжении всех этапов имеет волевую направленность, характеризующуюся решением различных проблем и сложностей [30, c. 90].
При изучении проблемы познавательного развития интересов педагоги и психологи выделяют различные стадии его проявления. Так Г. И. Щукина определила четыре этапа, первый из них является любопытством и характеризуется как исходной познавательной потребностью человека. Любопытство наделено внешними обстоятельствами, где неустойчивый ситуативный интерес проявляется как естественная реакция детей на всё новое, неизведанное, а также неожиданное и привлекательное [30, c. 87].
Следующий этап познавательного развития – любознательность. Данная стадия считается наиболее значимым положением, которое проявляется в желании ребёнка попасть за те пределы знаний, что ему уже знакомы и познаны им.
Устойчивый интерес – более высокий этап познавательного развития. Он является познавательной активностью ребёнка, где ведущую роль играют познавательные мотивы. При достижении данного этапа дети начинают осознавать значимость получаемых знаний. В учебном процессе дошкольника интересует и затягивает именно процесс обучения, а также приносит удовольствие самостоятельное решение проблем и вопросов, как и поиск неординеординарных путей решения.
Четвёртой, наивысшей стадией развития Г. И. Щукина выделяет теоретический интерес. Он определяется, как желание дошкольника познать сложные и тяжёлые теоретические проблемы и вопросы определённой сферы и применять накопленные знания в качестве средства познания.
Познавательное развитие положительным образом влияет на развитие личности, в том числе и на личность школьника. Педагогу следует правильно организовывать деятельность детей, и тогда опираясь на исследования Л. А. Венгера и В. С. Мухиной, познавательное развитие будет осуществлять определённые функции – образовательную, развивающую, а также воспитательную.

1.2. Особенности активизации познавательной деятельности младших школьников

Убеждение, что познавательное развитие приравнивается к физическому действию, наблюдается у детей, как нормальная стадия развития их сознания. В это время, школьник верит, что его мысли и надежды могут прямо влиять на причины происходящих с ним событий и изменять его жизнь по собственному усмотрению.
Младший школьный период характеризуется тем, что ведущим видом деятельности все еще остается игра. С помощью игровых моментов легче привлекается и удерживается внимание, происходит изучение и запоминание нового материала. Процесс игры вызывает интерес, возбуждает активность, способствует развитию мышления. Родители и воспитатели в состоянии сделать общение с ребенком продуктивным и интересным, используя игры и небольшие развивающие задания [19, c. 63].
Участвуя в подобных занятиях, ребенок пытается выстроить, для себя, стройную картину реальности, понять функции предметов, установить внешние связи, а также назначение предметов. Главным инструментом, помощником в этой работе, выступает его вопрошание.
Вопрошание – это есть природный дар растущего ребёнка знакомства со всем, окружающим его миром, в том числе, миром людей. Вопрос имеет познавательную функцию, означает любознательность, желание постичь основы мироустройства [17, c. 96].
В его реализации возраст пяти лет можно назвать переломным. Это связано с тем, что именно в этот период времени внешние причины появления, действующих на него явлений, сменяются выделением внутренних источников их появления. В этот период развитие понимания причинности идет по следующим направлениям:
— понимание причин заменяется объяснением;
— ребенок начинает отражать не единичную причину, а обобщенную закономерность.
Благодаря этому, причины приобретают способность подвергаться более точному объяснению, организуя, в целом, процесс отражения всеобщих закономерностей в жизни и деятельности окружающего ребёнка мира.
Появившаяся способность в осознание причинности, свидетельствует о способности школьника начинать замечать несоответствия между смыслом и содержанием, словами и реальными действиями и т.д. (критическое мышление), которое станет основой развития его сознания в ближайшем будущем. Отметим, что с этого периода времени растущий человек начинает по-новому воспринимать сказки, небылицы. Он замечает, что они во многом не соответствуют реальности [2, c. 25].
В отличие от раннего детства малыш в возрасте от 3 до 6 лет уже способен подходит к решению достаточно сложных логических задач. Он может придумывать свои собственные теории и, даже, проверять их на практике. Растет самостоятельность, оригинальность его образа мыслей. Рассуждения малышей могут показаться поверхностными, неглубокими, но достаточно оригинальными, часто воспринимаемые взрослыми, как детские фантазии. Оригинальность – вовсе не отсутствие логики, а её объективно существующая особенность. Детское умозаключение строится от частного к частному, не задействуя общее (трансдукция) [9, c. 69].
Ребенок строит рассуждения вслух, сопоставляет, обобщает, выбирает среди различных вариантов действий, для себя, наиболее адекватное, доказывает правильность того, что он выбрал. Школьник в этом возрасте, способен использовать аналогию как прием, чтобы через понятное явление, вещь, предмет объяснить непонятное. Для его мышления характерна образность. На этом отрезке времени дети частенько обращают внимание на яркие, но необязательно основные признаки предметов, что рождает оригинальные варианты умозаключений [6, c. 23].
Все детские рассуждения по-своему логичны. Развитие логического мышления школьников взаимосвязано с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением.
Изменение соотнесения практического действия и внутреннего движения мысли является важнейшей чертой развития логического мышления у детей младшего школьного возраста. Ребенок уже не просто замечает связи между предметами, но может их использовать. От внимания к простым, очевидным связям он приступает к пониманию более сложных, даже причинно-следственных связей [10, c. 55].
Школьник начинает подходить к решению задачи во внутреннем плане, выдавая готовое словесное решение без обращения к практическим действиям. Перестройка между умственным и практическим действиями обеспечивается включением речи в процесс решения задач. Она позволяет ребёнку осваивать мыслительные операции. Известно, что в основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез.
Благодаря этому школьник получает возможность сравнивать вещи и предметы по более многочисленным признакам, в отличие от того, как он это делал в своём раннем детстве. Теперь он начинает замечать даже не значительное сходство между внешними признаками предметов и выражает это в словах.
Далее у ребенка изменяется характер обобщения. Ребенок переходит от оперирования внешними признаками к раскрытию более существенных для предмета признаков. Высокий уровень обобщения помогает ребенку освоить классификацию, которая предполагает отнесение объекта к какой-либо группе на основе общих для объектов признаков. Умение классифицировать предметы зависит от освоения обобщающих слов, увеличение знаний об окружающем мире и от умения выделять признаки свойственные предметам. Ребенок более точно обобщает те предметы, которые использовались в его личном опыте. Он сначала выделяет те предметы, с которыми происходит активное взаимодействие. С возрастом возникает более сложная классификация и более ярко выраженное различение групп, например, дикие и домашние животные [20, c. 269].
Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм символизации структур и особенностей взаимодействия окружающего мира с сознанием младших школьников и включение символов этого в решение интеллектуальных задач. Современная педагогическая наука и психология, сегодня, располагают многими данными, говорящими о том, что развитие символического опосредствования во взаимодействии с природой и обществом, у школьников ведет к активному развитию их диалектического мышления. Оно, видимо, может быть использовано в качестве индикатора, способного оценить готовность ребёнка к учёбе в школе.

1.3. Ознакомление с окружающим миром как способ активизации познавательной деятельности младших школьников

В федеральном компоненте государственного стандарта образования описывается не только система понятий, изучаемых в начальной школе в курсе «Окружающий мир», но и опыт практической деятельности, который предполагает развитие у младших школьников умения наблюдать природу, проводить простейшие измерения и опыты, оценивать экологическое состояние окружающего мира, т.е. участвовать в познавательной деятельности.
Цель окружающего мира, которую обычно выделяют – это развитие общественно значимых качеств личности, ценностных представлений о природе, людях, обществе. На достижение цели направлены как содержание курса, так и все компоненты методики ознакомления с природой, обществом, людьми и т.п. Зачастую проблемные ситуации создают предпосылки для формирования положительного отношения к миру и его познанию.
По мнению Н.Ф. Виноградовой, предмету «Окружающий мир» свойственны такие функции, как культурологическая и пропедевтическая. Культурологическая функция создает условия для развития у младших школьников представлений о культуре человеческого общества. Реализовать ее помогает содержание, включающее знания об основных сторонах культуры [4, c. 58].
В государственном образовательном стандарте начального образования названы основные задачи реализации содержания предметной области «Окружающий мир», среди которых выделяют воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; а также приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему.
В основу формирования познавательного интереса на уроках окружающего мира включены три аспекта концепции развития познавательного интереса Г.И. Щукиной:
— привлечение учащихся к целям и задачам урока;
— возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
— включение обучающихся в интересную для них форму работы [30, c. 52].
Качеством личности «познавательная активность» становится при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
Для младшего школьника характеристики развития, формирующиеся при его изучении:
— умение применять полученные знания, подбирать рациональный путь решения учебной задачи;
— стремление к самостоятельности и проявлению инициативы при изучении окружающего мира;
— навыки учебного сотрудничества, выбора целесообразного способа совместной работы;
— умение оценивать свое незнание, провести самоконтроль.
В различных программах можно проследить разные варианты целей обучения предметной области «Окружающий мир».
Так, например, в программе УМК «Школа России» в качестве цели выделяют духовнонравственное развитие, программа УМК «Перспективная начальная школа» направлена больше на развитие психологической культуры и компетенции.
В цели программы УМК «Гармония» входит воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество.
А в программе система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова больше внимания направлено на развитие элементарной эрудиции и общей культуры ребенка.
О.Н. Лазарева в качестве компонентов развития отмечает развитие эмоциональной сферы личности в процессе изучения окружающего мира. Многие годы целью естественнонаучного образования в начальной школе являлось овладение системой знаний о природе. Однако сейчас, в современных условиях информация стала доступной благодаря развитию телекоммуникационных и компьютерных средств, объем ее быстро увеличивается, что приводит к быстрому изменению картины мира.
М.М. Матвеева полагает, что «введение в практическую составляющую образования учащихся начальных классов понятия «компетентность» позволяет решить проблему, когда учащиеся хорошо овладевают набором теоретических знаний, но затрудняются в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач и проблемных ситуаций» [13, c. 55].
Исследователь выделяет особую естественнонаучную компетентность младших школьников, которая тесно связана с другими ключевыми компетентностями: общекультурной, ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, социально-трудовой, компетентностью личностного самосовершенствования.
Младший школьник в процессе наблюдения за явлениями окружающего мира и в процессе взаимодействия с его предметами и объектами приобретает не только большой чувственный опыт. В ознакомлении с окружающим миром очень легко создать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые в этом возрасте становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особенное значение в развитии логического мышления и связной речи [25, c. 63].
В качестве ведущих целей предмета «Окружающий мир» выделяют:
— цели, обусловленные природоведческим содержанием предмета:
— формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях ее жизни;
— развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры;
— формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе;
— цели, обусловленные обществоведческим содержанием предмета:
— воспитание начал высших нравственных чувств;
— воспитание культуры поведения и взаимоотношений;
— развитие умения сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь и др.
При организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» необходимо найти ответы на следующие вопросы:
— Что и насколько глубоко школьник знает о взаимодействии человека и природы?
— Что и как из объектов и явлений природы, поступков человека по отношению к природе подвергает оценке?
— Что и как реально или идеально преобразует во взаимоотношениях человека и природы?
— Как младший школьник общается с природой?
Формирование данной компетентности способствует формированию у учащихся представлений, знаний, умений и навыков в предметной области «Окружающий мир», а также выявлению личностного смысла по отношению к ним, развитию социально-значимых качеств личности, норм поведения, возникновению чувства сопричастности к применению полученных знаний на практике.
По словам Е.В. Чудиновой и Е.Н. Букваревой «курс окружающего мира обладает большими возможностями для формирования у детей экологической и культурологической компетентностей – умений ставить опыты, проводить наблюдения в природе, соблюдать правила здорового образа жизни и поведения в мире людей и природы».
И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова выделяют компетентность «уметь учиться», овладение которой происходит «в процессе формирования универсальных учебных действий».
Говоря о компонентах содержания образования, М.Н. Скаткин рассматривал 4 взаимосвязанные элемента:
— систему знаний о природе, обществе, технике, способах деятельности, формирующую картину мира в сознании школьников;
— систему практических и интеллектуальных навыков и умений – основу множества конкретных деятельностей;
— опыт творческой деятельности, обеспечивающий способность к дальнейшему развитию культуры;
— опыт эмоционально-волевого отношения к миру, к людям – основу убеждений, идеалов, системы ценностей [18, c. 63].
Для создания условий активизации познавательной деятельности учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках окружающего мира, решаются следующие задачи:
1. Создание на уроке условий для формирования у учеников приёмов учебной деятельности.
2. Добиваться включённости каждого ученика в активную учебную деятельность на уроке.
3. Учёт индивидуальных способностей каждого учащегося.
4. Выявление условий для успешного развития познавательной активности обучающихся.
Хорошее средство активизации познавательной деятельности — использование различных заданий на заполнение таблиц, схем, выполнение графических рисунков и т.п. Это даёт возможность проверить использование у учеников знания в нестандартных учебных ситуациях и обобщить свои представления и выразить их в связной речи.
Игра — обязательная структурная единица урока, особенно в 1 и 2 классе. Она дает возможность высказать неправильное суждение и не получить за это отрицательной оценки, даёт возможность учеников без боязни сделать что-то «не как обычно».
Для многих учащихся игра — средство «психологической реабилитации», так как ученики начальной школы болезненно реагируют на каждое замечание учителя («не знаешь», «неправильно», «забыл», «не думаешь» и др.) и очень тяжело переживают свои неудачи. Особенность игры заключается в том, что отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся как бы не реальными, а воображаемыми. Благодаря этому ребенок не боится сказать что-то не так (ведь это говорит его герой), признаться в своей неосведомленности, задать вопрос, попросить о помощи [27, c. 84].
Проектная деятельность рассматривается как составная часть современных педагогических технологий. Она ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества.
Практические работы (как и опыты) но форме могут быть индивидуальными, групповыми и фронтальными.
На уроках окружающего мира выполняются следующие виды практических работ:
1. работы с предметами природы (с гербариями, живыми растениями, коллекциями плодов, семян, насекомых, полезных ископаемых).
2. работы с приборами (термометром, барометром, гномоном, компасом, осадкомером, снегомерной рейкой, лупой и др.).
3. работы с картографическим материалом (планами, картами, глобусом).
4. графические работы (выполнение схем, рисунков, планов).
На уроках «Окружающего мира» можно использовать ещё один метод активизации познавательной деятельности – логические задачи. Они помогают уходить от прямых, репродуктивных вопросов, не требующих раздумья, напряжения мысли, и предусматривают только работу памяти.
Особенностями курса «Окружающий мир» в начальной школе — интегративный характер, широкие возможности для развития личности младшего школьника, деятельностный подход к реализации. Можно давать весь материал в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры, но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф