Меню Услуги

Акции как социально-педагогическое средство в условиях сельской школы. Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.3 Педагогические условия использования акций в социально-педагогической деятельности в сельской школе

 

Проанализируем основные черты и признаки понятия «условие» феномена в различных аспектах. В справочной литературе «условие» понимается как:

1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;

2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;

3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [12, с. 188 ].

Философская трактовка данного понятия связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [18, с. 70], то есть совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, возникновения, существования и развития. В психологии исследуемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [11, с. 270-271]. Педагоги занимают схожую с психологами позицию, рассматривая условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности (В.М. Полонский) [11, с.272]. Таким образом, результаты комплексного анализа позволяют заключить, что понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями:

  1. Условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.
  2. Обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека.
  3. Влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.

В современных исследованиях понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике педагогической системы. Среда, обстановка, в которой системы возникают, существуют и развиваются, трактуется в философской литературе как условия, без которых функционирование системы невозможно. Учитывая, что условия представляют собой существенный компонент комплекса объектов, из наличия которых с необходимостью следует существование данного явления, и что данная категория отражает отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может, под педагогическими условиями мы понимаем обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, способствующих эффективному решению поставленных задач.

Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.

В современной психолого-педагогической литературе понятие «педагогические условия» исследователями В.И. Андреевым, М.Е. Дурановым, Т.А. Ильиной, Ю.К. Конаржевским, А.Я. Найном, И.П. Подласым, В.И. Смирновым, В.А. Сластениным, Н.М. Яковлевой и др. трактуются неоднозначно.

В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [26, с. 24]. М.Е. Дуранов отмечает, что педагогические условия – это обстоятельства, при наличии которых реализуются факторы [11, с. 275]. А.Я. Найн трактует педагогические условия как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [11, с. 272]. Исследователи Лейпцигского университета отмечают, что «…условия, прежде всего, определяются целями, стоящими перед системой, и соответствием им содержания, средств деятельности, квалификации педагогов и подготовленности учащихся» [ 11, с. 273]. Понятие «педагогическое условие» по отношению к проблеме развития креативных способностей в психолого-педагогической литературе, как отмечают исследователи [45; 46; 47 и др.], рассматривается широко – от наличия природных задатков до внешней культурной среды. В связи с этим В.И. Андреев отмечает, что «…в изучении и развитии следует опираться на методологический принцип системной, комплексной и целостной детерминации процесса развития творческих способностей, в зависимости от природных, социальных, педагогических факторов и условий развития личности» [11, с. 276].

Проблема выявления условий развития креативных способностей учащихся подробно рассмотрена исследователями Л.А. Анциферовой и И.И. Чесноковой, которые отмечают, что в творческом развитии личности выделяют три основные группы условий, определяющих это развитие: «социальные (к ним относятся совокупность мер педагогического воздействия, структура семьи и условия еe жизни, взаимоотношения, складывающиеся с окружающими людьми, и т.д.), естественные, включающие в себя природные данные, особенности структуры и способа функционирования организма в целом и центральной нервной системы в частности. В качестве третьего условия психического развития выступает сам субъект деятельности, ибо развитие личности – саморазвитие, осуществляющееся преимущественно в форме самовоспитания» [12].

Обобщение результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогики можно встретить такие разновидности педагогических условий как организационно-педагогические (В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.), психолого-педагогические (Н.В. Журавская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.), дидактические условия (М.В. Рутковская и др.) и т.д. [12]

Педагогическое обеспечение позитивной социализации школьников является одной из ключевых задач современной школы. Особенно актуальной эта задача становится в условиях реализации ФГОС. Процесс социализации личности во многом зависит от ценностей и специфики окружающего социума. Они, как известно, разные в городах и сёлах. Выделим отличительные особенности культуры села:

а) С одной стороны, особенности, затрудняющие процесс социализации личности:

  • ограниченные возможности для образовательного и профессионального выбора;
  • недостаточные условия для проявления себя в общественной жизни, для самоутверждения и социального творчества;
  • дефицит возможностей разнообразия занятий в свободное время;
  • небольшое количество стимулов стимулов, влияющих на социальную мобильность личности.

б) С другой стороны, особенности, способствующие процессу социализации личности. Село — это некая замкнутая система, в которой формируется особая среда: все люди и их деятельность на виду, между людьми крепкие связи, что позволяет вовлечь в социально значимую деятельность большое количество участников. При этом высока социальная ответственность каждого участника этой деятельности (она является достоянием всех, обсуждается и оценивается всеми).

Менее развитая по сравнению с городом социокультурная инфраструктура села (отсутствие театров, музеев, концертных и выставочных залов, спортивных сооружений, недостаточное развитие сети внешкольных учреждений, библиотек и др.) ограничивает спектр досуговой деятельности учащихся и обуславливает специфику воспитательной работы в шестой школьный день. На этом фоне становится очевидным, что школа в селе является главным институтом социализации личности.

Как показал анализ научно-методической литературы, одним из эффективных подходов к формированию успешной личности учащихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих формировать успешную личность, используя культурный и образовательный потенциал окружающего социума. Однако, в настоящий момент в науке недостаточно представлены как организационно-содержательные аспекты самой этой деятельности, так и условия ее реализация в рамках образовательного учреждения. Не в полном объеме рассматриваются проблемы взаимодействия образовательного учреждения с социумом в рамках культурно-образовательной деятельности.

Данный социум имеет и свои специфические условия: невысокий уровень жизни населения, слаборазвитая социальная инфраструктура, недостаточный доступ к культурным и образовательным услугам. Это отрицательно сказывается на закреплении молодежи на своей малой родине.

Все это находит отражение и на социальном заказе школе: средствами объединения потенциала образовательного учреждения и учреждений культуры, всего социума решить проблему жизненного и профессионального самоопределения молодежи в условиях поселка, создать условия для формирования личности, умеющей активно участвовать в оздоровлении окружающей среды, успешно конкурировать при поступлении в высшие учебные заведения, на рынке труда.
Одним из самых важных социальных партнеров школы являются родители. Партнерские отношения между школой с семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъектных отношений вокруг ребенка. Отношения позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влиять на тип воспитания в семье, скоординировать просвещение родителей с содержанием образования школьников, включить в содержание образования совместную деятельность учащихся и взрослых, привлечь знания и опыт взрослых в образование учащихся.

Для социальных партнеров проводятся лекции по вопросам образования, воспитания детей, дискуссии «Современная молодежь, какая она?», «Как воспитать конкурентоспособную личность?» и др. В школе создана лекторская группа из педагогов, которые осуществляют просветительскую работу в МБОУ, которые являются социальными партнерами.

Сегодня создание педагогических условий для использования на практике социально-педагогического потенциала сельской школы можно рассматривать как важнейший фактор ее возрождения в современном обществе, столкнувшемся с проблемой кризиса этнокультурной и личностной идентичности. В новых исторических условиях школе необходимо вернуть роль важнейшего института социализации на селе, определить пути решения задачи подготовки школьника к успешной деятельности в рамках новой системы социальных отношений, обусловленных, с одной стороны, законами рынка, с другой – ценностями культуры постиндустриального общества. При этом от сельской школы общество ждет сохранения традиционных функций, связанных с трансляцией народной культуры, особого сельского образа жизни.

Сегодня, в условиях роста социальных возможностей для личности овладение школьниками практическими навыками и умениями в сельской школе должно получить новое значение: не столько приобретение сельскохозяйственной профессии, сколько овладение практикой социального познания, практикой личностного становления в сфере современных социально-экономических отношений. Сельская школа не может ориентировать молодежь только на жизнь и деятельность в условиях села и тем самым препятствовать личностной и социальной самореализации выпускников. При этом проблема успешной социализации сельских школьников сегодня, может решаться как с опорой на новые методологические основания, так и на исторический опыт сельской школы.

Создание педагогических условий сохранения и использования в деятельности сельской школы ее социально-педагогического потенциала рассматривается в связи с внедрением в практику обучения методологических положений конструктивизма и социального конструкционизма. Данные методологические системы представляются наиболее соответствующими традиционным чертам российской сельской школы: ее изначальной ориентированности на объединение теоретического и практического обучения, которые существуют в образовательном пространстве школы не изолированно, но в тесной взаимосвязи, дополняя и раскрывая содержание друг друга; коллективные формы обучения, рождающие межличностное взаимодействие и диалог. Теоретико-методологические положения конструктивизма и социального конструкционизма рассматриваются в качестве основы создания педагогических условий для социализации сельских школьников в ситуации кардинальных перемен, происходящих в современном постиндустриальном обществе.

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКЦИЙ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

2.1 Исследование использования акций в МКОУ-Верх-Чикская СОШ

 

Школа существует с 1902 года, изначально как церковно-приходская. В 1910 году в школе было 10 учеников и 2 класса. В 1950 году в деревне построили деревянную школу-семилетку. учились в две смены, детей было много, а классов всего пять. В 1963 году была построена новая кирпичная школа-восьмилетка. Светлая и просторная. Новая школа была построена в 1979 году. Учредителем образовательной организации является Ордынский район Новосибирской области. От имени Ордынского района Новосибирской области полномочия Учредителя Казенного учреждения осуществляет администрация Ордынского района Новосибирской области. Место нахождения образовательной организации: 633275 Россия, Новосибирская область, Ордынский район, д. Верх-Чик, ул. Школьная, 10. В образовательной организации отсутствуют филиалы и структурные подразделения.

Директор школы: Братышева Наталья Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Фомченко Нина Геннадьевна.

Педагогический коллектив — 15 человек. (Рисунок 1) Из них:

  • с высшей категорией -2;
  • с первой категорией -7;
  • соответствуют занимаемой должности — 3,
  • без категории — 3.

 

Рисунок 1 – Состав педагогического коллектива

 

Школьная методическая служба – ключевое звено, которое обеспечивает развитие школы. В школе работают Методические объединения педагогов: учителей начальных классов и воспитателей; учителей-предметников; классных руководителей. Работа методических объединений осуществляется через разнообразные формы деятельности: теоретические и практические семинары, исследовательскую деятельность, открытые уроки и др.

Педагоги активно участвуют в обобщении своего опыта работы: публикации на педагогических интернет-порталах; публикации на собственных интернет-сайтах, на страницах сайта школы.

Основные направления развития образовательной организации в свете 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» являются:

— введение федеральных государственных образовательных стандартов;

— сохранение здоровья обучающихся и формирование культуры здорового образа жизни;

— создание оптимальной системы управления в школе;

— расширение открытости образовательной организации;

— обновление технологического процесса за счет использования инновационных методов обучения, современных педагогических технологий;

— создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждым учащимся своей стратегии поведения, направления самореализации и самосовершенствования;

— повышение уровня воспитательной работы в школе, расширение спектра дополнительных образовательных услуг.

Рисунок 2 — Структура управления образовательной организацией

 

Таблица 2 — Социальный паспорт школы

Категории семей Количество, чел.
Общее количество детей 69
Количество детей на учете в ПДН 0
Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учёте 2
Неполные семьи 17
Количество детей из неполных семей 21
Многодетные семьи 8
Количество детей из многодетных семей 19
Количество опекаемых детей 4
Количество семей «группы риска» (неблагополучных) 1
Количество семей, воспитывающих детей — сирот из числа опекаемых 2
Количество детей — инвалидов 2
Малообеспеченные семьи 16
Дети из малообеспеченных семей 32

 

Сегодня организация воспитательной деятельности не мыслится без повышения активности физкультурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы. Эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий основана на укреплении физического и психического здоровья детей, снижении уровня заболеваемости, повышении умственной работоспособности и воспитании навыков здорового образа жизни. Исходя из этого, одной из приоритетных задач деятельности школы является необходимость совершенствования организационных форм физкультурно-оздоровительной и массовой работы в сельской местности. С этой целью необходимо сделать значительный шаг в укреплении материально-технической базы сельских учреждений образования, приобретении ими достаточного количества необходимого спортивного инвентаря и оборудования, более широкого использования возможностей районных спортивных центров и комплексов.

В связи с ограниченностью контингента учащихся в сельской школе целесообразно проведение спортивных соревнований по индивидуальным видам спорта или не требующих многочисленной команды (мини-футбол, различные эстафеты и т.д.). Большую пользу в этом плане предоставило бы возрождение таких видов как городки, лапта и т.д., не требующих для занятий ими сложного оборудования.

1 февраля текущего года стартовала акция «Здоровый я – здоровая страна», целью которой является формирование мотивации к регулярным занятиям физкультурой и спортом, совершенствование деятельности по формированию навыков здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, сохранению и укреплению здоровья. Мероприятия акции будут проводиться как в учебном году, так и в каникулярный период, а важнейшими показателями их эффективности станут такие, как: охват учеников систематическими занятиями спортом; приобщение их к занятиям в кружках и секциях физкультурно-спортивной направленности, обеспечение общеобразовательных учреждений высококвалифицированными специалистами и др.

Для того, чтобы данная акция приобрела в сельской местности действительно массовый характер, ее мероприятия должны охватить всех: детей, педагогов, родителей. Обращаем внимание педагогических коллективов на то, что каждая вторая суббота месяца объявлена Днем здоровья с проведением в его рамках физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых праздников, викторин, олимпиад, конкурсов, совместных мероприятий с участием родителей и др.

Определенное развитие на селе получила организация туристской и краеведческой деятельности. Работа по краеведе­нию в сельском социуме может объединить всех: детский сад, предприятия, школу, клуб и т.д.

Воспитание в сельской школе должно быть неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обрядностью народа, укреплять связи между поколениями, воспитывать любовь к родному дому, краю, стране, прививать чувство принадлежности к народу, ответственности за продолжение и честь своего рода. В ходе такой работы используются народная песня, музыка, танец, национальная одежда, развиваются традиционные промыслы, изучается история, проявляется забота о родной природе, памятниках старины. Несомненно, и детям, и взрослым интересно изучать историю родного края, его культуру, быт. В то же время «законсервированные» в школьном музее, грамотно описанные и разложенные в папки или па стендах, эти знания теряют действенность. Только сплетенные с настоящим (через родословные семей, проведение аналогий с сегодняшним днем и др.), они стано­вятся эффективной основой и средством воспитания гражданина.

10 октября – Всемирный день психического здоровья. И нами было принято решение провести в Верх-Чикской СОШ неделю психологии, с использованием различных психологических акций для педагогов, учащихся и родителей. Технологические этапы «Недели психологии» представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Технологические этапы «Недели психологии»

Этапы акции Содержание этапа Возможные формы реализации этапа
Замысел

 

—                   деятельность социального педагога, педагогического коллектива и старшеклассников Верх-Чикской СОШ по разработке идеи, содержания, моделирования структурных компонентов акции —                   Социальный пелагог,

—                   Творческая группа

 

Этап Вхождения —                   знакомство педагогов и старшеклассников с идей акций;

—                   подготовка необходимого материала и атрибутов для проведения акций;

—                   содержательное погружение старшеклассников в идею акций.

 

—                   Встреча с педагогами и старшекласниками

 

Этап Освоения —                   презентация детям и родителям различных видов деятельности, отражающих содержание акций;

—                   выбор детьми вариантов и форм освоения предложенных видов деятельности;

—                   обучение детей конкретным приемам деятельности в соответствии с идей акций.

—                   Мастер-класс

—                   Творческая мастерская

 

Этап Сотворчества —                   совместная работа детей и социального педагога по тематике акций;

—                   подготовка коллективного продукта деятельности как части общего продукта деятельности всех участников акций.

—                   Творческая группа

—                   Инициативная группа

 

Этап Созидания —                   презентация итогов работы акций и совместной деятельности детей и взрослых, где все являются одновременно и участниками и зрителями. —                   Презентация
Этап Открытий

 

—                   рефлексия и обсуждение полученного опыта с детьми и родителями во время проведения акций;

—                   педагогическая рефлексия и обсуждение проведенных акций.

—                   Творческая группа

—                   Посиделки

—                   Чаепития

 

 

Первая акция, которую мы провели в школе, носила пробный характер – это прежде всего поиск средств, способных объединить, сплотить учителей, администрацию, учащихся начальной школы, а также школьников среднего и старшего звена. Акция «Подари улыбку миру» разрабатывалась и проводится при участии учащихся среднего и старшего звена.

Длительность акции – 5 дней. Помимо основной акции «Подари улыбку миру», каждый день проходили дополнительно разные акции, которые можно было провести на переменах или в течении учебного дня. Примерное содержание акции «Подари улыбку миру» представлено в таблице 4.

Таблица 4 – Примерное содержание акции «Подари улыбку миру»

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
День первый

 

1.Всю школу обклеить красочными афишами, иллюстрациями и надписями, вызывающими улыбку.

2.Разместить на полу разноцветные следы, которые приведут вошедших в школу к стенду с анонсом акции, который призывал к участию в ней и информировал о ее ходе по дням.

3. Весь материал первого дня можно подготовить старшеклассникам (8-11 классов) и психологом заранее. Психологу необходимо тщательно отслеживать подготовку к работе. Много времени было отдано фильтрации содержания листовок. Они должны быть простыми, лаконичными и понятными. Желательно также избегать двусмысленных шуток.

День второй На переменах несколько человек (психолог и учащиеся) могут фотографировать улыбки всех желающих в школе.

Можно делать снимки каждого человека отдельно.

Можно фотографировать пары, группы и классы учащихся. Чтобы сфотографировать всех желающих неплохо иметь несколько фотографов.

Акция «Радуга настроений»

День третий

 

Старшеклассники и психолог печатают на обычной бумаге фотографии участников и делают газету «подаренных улыбок». Вывешивают для всеобщего обозрения на первом этаже.

Акция «Письмо самому себе»

День четвертый

 

Старшеклассники и психолог подготовят бланки для голосования по четырём номинациям: самая игривая, очаровательная, неожиданная и загадочная улыбка школы. Необходимо продумать весь процесс детально: какими будут бланки, чем их заполнять, кому и в каком виде отдавать, как будет проходить голосование.

Акция «Следопыт»

День пятый

 

Старшеклассники и психолог производят подсчет голосов, оглашают результаты и поздравляют победителей — вручают грамоты и призы. Победителей поздравляют целыми классами, очень дружно и весело.

Акция «Волшебная шкатулка»

 

Ниже опишем результаты проведённой акции.

День первый: вся школа была обклеена красочными афишами, иллюстрациями и надписями, вызывающими улыбку. Разноцветные следы приводили вошедших в школу к стенду с анонсом акции, который призывал к участию в ней и информировал о ее ходе по дням. Весь материал первого дня подготавливался старшеклассниками и психологом заранее.

Результаты. Коллектив 9-8 -х классов сплотился благодаря общей деятельности. Они творчески подошли к работе. Активно подбирали материал, своими руками создавали афиши, листовки, искали позитивные нюансы и продумывали концепцию акции. Ребята учились распределять роли между собой и брать на себя ответственность за разного рода деятельность. Учителя, воспитатели и дети были удивлены и непроизвольно вовлеклись в процесс обсуждения акции. Волну радости вызвали веселые надписи, шары, мягкие игрушки, картинки, виртуозно расклеенные по четырем этажам школы.

Замечания. Психологу необходимо тщательно отслеживать подготовку к работе. Много времени было отдано фильтрации содержания листовок. Они должны быть простыми, лаконичными и понятными. Желательно также избегать двусмысленных шуток.

День второй: на переменах несколько человек (психолог, логопед и дети) фотографировали улыбки всех желающих.

Результаты. В акции приняло участие более трети школьного коллектива. Атмосфера в школе-интернате была праздничная. Дети оживленно обсуждали фотосессию, педагоги смогли раскрепоститься и отвлечься от повседневных забот.

Замечания. В первой акции мы делали снимки каждого человека отдельно. Позднее мы поменяли условия участия, фотографируя пары, группы и классы учащихся. Чтобы сфотографировать всех желающих неплохо иметь несколько фотографов. Если начальная школа приходила фотографироваться целыми классами прямо в кабинет психологии, то к учителям и учащимся из 5-9 -х классов мы заходили сами. Чем старше дети, тем скованнее и застенчивее они казались, о взрослых я уже не говорю.

День третий: старшеклассники и психолог распечатали на обычной бумаге фотографии участников и сделали газету «подаренных улыбок». Она была вывешена для всеобщего обозрения на первом этаже.

Результаты. Стенгазета объединила вокруг себя педагогов и всех ребят. Настроение царило приподнятое.

Замечания. Мы распечатали более 50 фотографий. Во избежание повторов желательно, чтобы психолог хорошо знал в лицо всех учеников.

День четвертый: старшеклассники и психолог подготовили бланки для голосования по четырём номинациям: самая игривая, очаровательная, неожиданная и загадочная улыбка школы. В голосовании приняли участие более 75% всего школьного коллектива.

Результаты. Выбор человека по номинациям сплотил группы людей по симпатиям. Голосовать спускались целыми классами с руководителями. Шло бурное обсуждение кандидатов.

Замечания. Мы столкнулись со сложностью: некоторые ребята пытались проголосовать не один раз. Необходимо продумать весь процесс детально: какими будут бланки, чем их заполнять, кому и в каком виде отдавать.

День пятый: старшеклассники и психолог произвели подсчет голосов, огласили результат и поздравили победителей — вручили грамоты и призы.

Результаты. Весь день прошел в ожидании. Победителей поздравляли целыми классами, очень дружно и весело.

Замечания. Подсчет голосов занял много времени, несмотря на то, что в нем участвовали четыре человека. К выбору подарков следует подойти ответственно.

Общешкольная акция «Радуга настроений» продолжила «Неделю психологии». Это массовое общешкольное мероприятие с психологическим акцентом и широкими психолого-педагогическими возможностями.

Акция «Радуга настроений» в неделе психологии использовалась с целью создания интриги, настроя школы на «психологическую волну», формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведётся вся психологическая неделя в школе вообще.

Цель: выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива.

При входе в школу взрослых и детей встречал плакат с изображением радуги, но дугах которой было подписано настроение, соответствующее данному цвету (для оценки использовались четыре основных цвета – синий, зеленый, красный, желтый и один из дополнительных цветов – фиолетовый (по методике М. Люшера.). Всем детям и взрослым нужно было оценить при помощи цветных карточек, с каким настроением они пришли в школу и с каким настроением уходят из школы.

Красный цвет- отличное

Желтый цвет – приятное

Синий цвет – грустное

Зеленый цвет – спокойное

Фиолетовый цвет – плохое

Игра проводится перед первым уроком и соответственно после 5-6 уроков. После чего подсчитываются жетоны в зависимости от цветовой гаммы. На следующее утро всех встречает в холле два больших плаката. На плакатах две цветные гистограммы и всё объясняющий текст.

Одна диаграммы вверху озаглавлены: «Утро».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Другая — соответственно: «Вечер».

На каждой гистограмме в определённом соотношении нарисованы сектора пяти цветов. И всё понятно даже первокласснику. Результаты диагностической игры представлены в таблице 5.

Таблица 5 — Результаты диагностической игры

Утро Вечер
К.(%) З.(%) Ж.(%) С.(%) Ф

(%)

К.(%) З.(%) Ж.(%) С.(%) Ф

(%)

 
Дети 30 9 13 3 4 33 8 11 2 5  
Взрослые 7 4 2 1  0 8 5 1 0 0  

 

Для нас эти цифры говорят о том, что настроение детей почти не изменилось, немного увеличилось число детей с отличным настроением , но так же стало больше ребят с плохим. Каждый ребенок в конце дня смог оценить свое настроение «почувствовать» его и это уже не плохо.

У взрослых — у кого-то улучшилось настроение, у кого-то стало спокойнее, но с грустным настроением взрослых стало меньше. И это радует.

Таким образом, была проведена лёгкая ненавязчивая диагностика. Она не претендует на серьёзные прогнозы, но всё же о многом говорит. Кроме того, это просто красиво и необычно.

Естественно, игра-действие вызвала немало вопросов о значении того или иного цвета и стало понятно, что все участники этого мероприятия были готовы продолжить говорить о настроении и о цветах, которые могут его выражать.

Психологическая неделя — это погружение в новое, малознакомое школе переживание, и «Радуга настроений» способствует такому погружению лучше многих других форм.

В среду состоялась акция “Письмо самому себе” для 5 – 11 классов. Дети могут взять листочки на столе в коридоре, и после написания опустить в почтовый ящик. После того, как психолог ознакомится с содержанием писем, он даст свой ответ на них. (Приложение 4,5)

В этот же день вывеска рисунков для 5-11 классов на тему: «Лицо нашего класса».

В четверг прошла акция “Следопыты”, для 5-7 классов.

Одна из любимейших детьми психологических акций, используемая и как самостоятельное действо, и как этап психологической игры или КТД, — «Следопыт» (Приложение 3). Непосредственными исполнителями этого ме­роприятия являются дети (в любом количестве и любом возрасте начиная от старшего дошкольного), а список участников может варь­ироваться и расширяться до бесконечности. Используя «Следопыта» как самостоятельную акцию в рамках проходившей в школе «недели психологии»/мы вовлекли в участие все классы с первого по один­надцатый, работавших в тот день учителей, администрацию, обслужи­вающий персонал, охрану и родителей уче­ников.

Завершила работу «Недели психологии» акция «Волшебная шкатулка», где все желающие вытягивали оптимистические пожелания для себя (Приложение 1). В специальную шкатулку были собраны самые позитивные выражения и фразы. (Приложение 2). Каждый, кто подходил к шкатулке, мог вытащить фразу, предназначенную именно ему. Каждому предоставлялась уникальная возможность задать важный вопрос Вселенной и получить на него ответ. Все желающие подходили к волшебной шкатулке, сосредоточенно закрывали глаза, обращались с вопросом к Вселенной, а потом вытягивали свой жребий. То, что происходит дальше, действительно, можно описать одним словом – «волшебство»: хмурые начинали улыбаться, серьезные довольно прятали заветный кусочек бумаги в карманы, спокойные начинали прыгать на одной ноге с криком «Спасибо! Спасибо! Спасибо!», недоверчивые радостно просили вытянуть еще раз, неугомонные заботливо тянули к шкатулке своих одноклассников.

Акция «Волшебная шкатулка» (Приложение 1,2 ) Эта акция предназначена для того, чтобы поддержать каждого «жителя школы», дать возможность детям помечтать, а взрослым — искренне по-детски улыбнуться. Отлично подходит для проведения общешкольных и классных мероприятий в преддверии нового года.

В специальный ящик были собраны самые лучшие выражения и фразы. Каждый, кто подходил к ларцу, мог вытащить фразу, предназначенную именно для себя. «Волшебная шкатулка» работал только на переменах, и имел большой успех среди учащихся и педагогов.

Акцию можно проводить на переменах в течение одного учебного дня. Этапы проведения акций представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Этапы проведения акций

Этапы проведения акций Акция «Подари улыбку миру» Акция

«Радуга настроения»

Акция «Письмо самому себе» Акция «Следопыт» Акция «Волшебная шкатулка»
1 этап. Разработка плана акции 1-2 октября 1-2 октября 1-2 октября 1-2 октября 1-2 октября
2. этап. Выпуск информационных листовок о сроках и условиях проведения акции 5-6 октября 5-6

октября

5-6

октября

5-6

октября

5-6

октября

3 этап. Привлечение участников и партнёров

 

7-8 октября 7-8 октября 7-8 октября 7-8 октября 7-8 октября
4 этап. Проведение акции 9

октября

10 октября 12 октября 13 октября 14 октября
5 этап. Подведение итогов акции 15-16 октября 15-16 октября 15-16 октября 15-16 октября 15-16 октября

 

Итогом реализации «Недели психологии» в Верх-Чикской СОШ, проходившей с 09.10 по 14.10.2015г.стали следующие результаты:

во-первых, количество педагогов Верх-Чикской СОШ, принявших участие в разработке и реализации акций – 15 человек;

во-вторых, количество проводимых совместных мероприятий – 5 акция за неделю;

в-третьих, количество детей, принявших участие в акциях – 50 человек;

в-четвертых, количество детей, заявивших желание помочь в организации и проведении акций – 15 человек.

в-пятых, все 100% педагогов, участников акций, заявили о своем желании продолжить работу в таком формате. Количество участников недели психологии представлено в таблице 7.

Таблица 7 — Количество участников недели психологии

Профильные дни

 

Количество детей Количество родителей Количество педагогов
1.«Подари улыбку миру» 38 6 6
2.«Волшебная шкатулка» 46 11 10
3.«Радуга настроений» 38 13 10
4.«Следопыт» 38 10 6
5. «Письмо самому себе» 50 14 7

 

Таким образом, психологическая работа достигла поставленной цели: школьный коллектив разных возрастов в ходе акции объединился. Обратная связь показала, что неделя прошла в атмосфере веселья и радости, мы получили много просьб повторить ее. Надо сказать, что акции потребовали от всего коллектива много усилий, чтобы избежать накладок и неточностей, и без помощников-старшеклассников мы бы справиться не смогли.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3