Меню Услуги

Акции как социально-педагогическое средство в условиях сельской школы. Часть 3.

Страницы:   1   2   3


2.2 Методические рекомендации психологу школы по использованию акций в социально-педагогической деятельности

 

Получать удовольствие и радость от нетрадиционных интерактивных форм работы педагога-психолога довольно просто, когда работа является творческой. В общении и работе с людьми существует огромный простор для развития креативности. Педагоги в школе имеют возможность каждый день соприкасаться с самым уникальным и многогранным творением на земле – человеком. Развитие человека происходит прежде всего в социальном окружении, и как мы организуем это окружение, создадим атмосферу творчества, радости, так во многом зависит, как будет развиваться личность учащегося.

Особенности организации учебного процесса в сельской малочисленной школе связаны, прежде всего, со спецификой тех задач, которые решает сегодня сельская школа: воспитание сельского труженика, хозяина земли, конкурентоспособного, умеющего организовать прибыльное дело в условиях села. Чрезвычайно важным фактором, влияющим на развитие личности, является активная общественная деятельность. Данный вид деятельности можно организовать во внеурочном пространстве сельской школы. И тем самым оживить и приблизить, с точки зрения подростковой культуры. Существуют современные формы социальной активности и современного искусства, которые обогащают внеклассную школьную жизнь. Одними из форм, являются акции.

Акция – активная форма работы, которую проводят участники движения в школах, клубах, на концертах, спортивных праздниках. Цель акции может быть различной: информирование, пропаганда здорового образа жизни, привлечение новых членов движения. Роль членов движения в акциях зависит от её целей и содержания. В одном случае это раздача листовок, буклетов, в другом – проведение ОУ тематического дня, в третьем – участие в телевизионной передаче.

Акция, формирующая коммуникативные УУД — воспитательная, развивающая или коррекционная деятельность, особенно профилактического содержания в школе, может осуществляться посредством проведения социально-психологических акций. С помощью акции можно быстро, емко ненавязчиво донести до большого количества детей и подростков (родителей, учителей) нужную идею, привлечь внимание к проблеме.

Акция позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и ненавязчиво задавать ориентиры. «Это — игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат». Цели акций возможны различные:

  • привлечение внимания к существующей проблеме (актуализация). Это может быть проблема, волнующая определенную группу учащихся школы, либо проблема, обозначенная взрослыми для проработки с профилактической целью. Таким образом, ключевым моментом акции является деятельность по привлечению внимания субъектов образовательного процесса к существующей проблеме, в том числе посредством распространения информации.
  • создание условий для формирования толерантного поведения подростков;
  • распространение среди субъектов образовательного процесса информации о правилах конструктивного общения.
  • изучение отношения учащихся (учителей, родителей), к существующей проблеме.

Социальная акция – это реклама возможности повлиять на окружающий мир. Во время проведения социальной акции участники не просто получают информацию о проблемах и бедах, они вместе ищут пути решения этих проблем и методы выживания внутри них, если проблемы неразрешимы. В школе (классном коллективе) можно проводить следующие виды акций:

  • исследовательские: проведение опроса разных групп учащихся, педагогов и родителей;
  • рекламные: реклама нравственных и социальных ценностей и т. п.;
  • социально–педагогические, воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения ученика (учителя, родителя) к чему – либо;
  • профилактические, содержанием которых является предупреждение развития кризисных ситуаций, зависимого поведения, формирования вредных привычек и т.п.;
  • психологические. Важной задачей является создание условий для быстрой адаптации детей к новым условиям жизни. Для эффективной деятельности необходимы специальные формы организации деятельности ребенка. Необходимы формы работы, позволяющие охватывать различные категории детей.

Одним из способов взаимодействия учащихся, родителей, педагогов и администрации сельской школы является психологическая акция, посредством которой все объединяется в едином творческом процессе, проходя путь от внешнего к внутреннему диалогу. Поэтому считаем наиболее оптимальной формой работы в сельских школах проведение психологических акций.

В подготовке и проведении акции можно выделить несколько этапов.

Подготовительный этап. При разработке и подготовке акции целесообразно определить на решение какой проблемы она направлена, кто является ее целевой группой, какова цель и какие задачи она решает. Дети и молодёжь могут быть для взрослых очень ценными консультантами. (Никто так хорошо не объяснит, в чём состоит дефект обуви, как тот, у кого натёрта нога).

Начиная акцию, организаторы акции должны четко ответить на 3 вопроса. Первый вопрос: «Чего мы хотим добиться?» (перед началом акции). Например: повышения информированности учащихся в вопросах …; признания важности продвигаемой акцией идеи; привлечения внимания к …; вовлечения учащихся в решение социальных проблем; увеличения количества участников акции (по сравнению с прошлой акцией). Второй вопрос: «Что целевая аудитория должны понять?» (в ходе акции). Третий вопрос: «Какие действия люди должны предпринять?» (после акции). Также следует уточнить такие организационные моменты как, место и время проведения, форму. Желательно, чтобы цель акции была сформулирована в виде слогана, девиза – легко и надолго запоминающегося.

Организационная подготовка любой акции обеспечивается изучением проблемной ситуации и формулировкой проблемы, формированием команды исполнителей, распределением обязанностей и зон ответственности между членами команды. Методическая подготовка акции обеспечивается определением целей и задач, выбором формы ее проведения, разработкой сценария акции, подготовкой необходимых материалов и атрибутов. Информационная подготовка социальной акции обеспечивается проведением PR─мероприятий социальной акции. Созданием и тиражированием информационного продукта социальной акции: стикеры, флаеры, плакаты, транспаранты, листовки. Рекомендации к оформлению информационного материала:

  • листовка должен быть оформлена красочно, так как её задача — привлечь внимание;
  • листовка может содержать фразы из молодежного сленга;
  • составляя призывы к действию можно использовать различные мотивы, которые могут повлиять на выбор ребенка (например: ты хочешь проявить свои лидерские качества, интересно провести свой досуг, научиться новому делу…);
  • информационный материал, представленный в листовке, должен быть изложен кратко и лаконично, так как человек должен получить максимум информации за короткий промежуток времени.

Психологическая подготовка акции обеспечивается проведением инструктажа для ведущих и команды исполнителей. Важно, чтобы дети (команда) знали общий сценарий проведения акции, ответственных за каждый ее этап.

Основной этап – реализация сценария социальной акции.

Аналитический этап подразумевает подведение итогов акции, определение ее дальнейших перспектив. Команда проекта подводит итоги и осуществляет анализ социальной акции. Предметом обсуждения является деятельность команды на всех этапах социальной акции. Изучаются успешные и не успешные стороны ее подготовки и проведения, уточняются причины и факторы, повлиявшие на ее результативность, обрабатываются и озвучиваются материалы обратной связи, рассматривается, насколько адекватны были содержание, форма проведения социальной акции ее целям и задачам. Важно определить дальнейшие перспективы развития сценарного плана акции: целесообразно ли ее повторить, что необходимо усовершенствовать в содержании и технологии ее проведения, можно ли апробированную форму социальной акции «наполнить» иным содержанием.

При проведении акции следует руководствоваться следующими принципами.

Принцип личной и социальной ответственности. Личная ответственность – это ответственность за порученное действие, которое является звеном общего дела. Плохое выполнение порученного дела поставит под угрозу эффективность и результативность всей акции.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Принцип открытости. Вовлекается в процесс сразу большое количество детей разных возрастов.

Принцип учета возрастных, индивидуальных особенностей целевой группы, иных условий проведения социальной акции.

Принцип командности. Акции – командная деятельность. Усилиями одного человека ее реализовать невозможно. Поэтому важно, чтобы каждый член команды четко представлял и общий замысел сценария, и задачи собственного участка работы в рамках акции. Командные отношения иерархичны и выстраиваются по типу соподчинения: организатор – исполнитель. Основополагающими характеристиками командных отношений является партнерство и сотрудничество.

Принцип самореализации. Социальная акция – школа гражданского опыта и становления. Участие в социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности.

Принцип обратной связи. При проведении социальных акций важно почувствовать настроение целевой группы, вывить отношение к социальному действию, собрать отзывы о социальной акции. Для реализации данного принципа необходимо разработать инструментарий получения обратной связи. Это может быть опросник или другие специальные приемы (дерево настроения, зеркало, книга отзывов, интервью и т. п.).

Принцип наглядности и зрелищности. Реализация данного принципа может обеспечиваться:

  • специальной одеждой участников команды акции (футболка, кепка, галстуки, жилеты, сценарные костюмы);
  • плакатным, музыкальным и иным оформлением;
  • другими сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверк).

Одной из удачных форм профилактической работы в школе является организация и проведение психологических акций, направленных на улучшение психологического микроклимата школьной среды путем формирования коммуникативных отношений педагогов, родителей и учащихся. Формы проведения таких акций могут быть различны: психологическая акция; конкурс психологических плакатов; информационные стенды; занятия психолога. В качестве наиболее успешных акций можно посоветовать проводить следующие:

Акция «Солнечное настроение». Например, в школе выявлен весьма низкий фон настроения у детей и взрослых в зимние дни, поэтому можно внести, немного яркости в будничную жизнь сельской школы.

Вариант 1. Проследить динамику изменения настроения в течение недели; подготовить материалы для улучшения самочувствия, активности и настроения; затронуть процессы саморефлексии у учащихся и педагогов; ознакомить коллектив школы с психологией цвета; получить обратную связь о ходе акции. Можно накануне сделать афишу, информирующую детей и взрослых о предстоящей акции.

Ход акции. С понедельника по пятницу каждое утро психолог и его помощники встречают учащихся и учителей. Перед каждым из них стоят корзины с цветными полосками и два контейнера для приема бумаги. Всем желающим предлагается заглянуть в себя и оценить, с каким настроением они пришли в школу, а потом соотнести его с определенным цветом. Значения цветов не указываются. Для педагогов свой контейнер, для учащихся — свой. Мероприятие продолжается до звонка на первый урок, после чего подсчитываются результаты. Во второй половине дня вывешиваются итоги выбора в процентном соотношении для учащихся и педагогов. Учащимся очень нравится эта акция, так как она затрагивает и их эмоциональное состояние и легализует потребность малышей что-то прилеплять, а затем любоваться результатом. Подобным образом «цветонастроение» выясняется всю неделю. К пятнице на доске информации, помимо данных за пять дней, можно разместить стенгазета со значениями цветов. Таким образом, коллектив школы может не только проследить изменения в своем настроении, но и узнать о трактовке цветов.

Вариант 2. Можно чаще использовать психологию цвета в школьных акциях. Также можно воспользоваться цветом не в диагностических целях, а просто поделиться радугой с окружающими. Целью новой акции может, например, стать поднятие настроение детей и педагогов в сложный учебный период. Утром всех пришедших в школу встречают старшеклассники из в ярких цыганских костюмах. Они предлагают желающим узнать свою судьбу, подводят их к столу с разноцветными карточками. На каждой из них с тыльной стороны написано, что ожидает человека в ближайшее время. Все карточки психолог и старшеклассники готовят заранее. Предсказания можно разделить на три группы:

  • положительные: тебя ждет подарок, удача на твоей стороне, приятный сюрприз, долгожданный разговор и др.;
  • мотивирующие: не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня; без труда не выловишь и рыбку из пруда; откинь сомнения — действуй и др.;
  • загадочные: она обязательно поможет тебе, он помнит о тебе, тайный поклонник проявит себя и др.

Акция проходит в течение одного дня и собирает большое количество детей, педагогов и родителей. Мероприятие задаёт приподнятое настроение и дарит заряд положительной энергии. Такую акцию можно проводить накануне Нового года. Если есть возможность, то можно дополнить пожелания лотереей с подарками (конфеты, календари, открытки и пр.).

Вариант 3. «Разноцветные фантазии» — выставка рисунков как учащихся, так и родителей с бабушками и дедушками. Как всегда в работах детей присутствует непосредственность, свежий, наивный взгляд на окружающий мир и яркость красок. Эта выставка не станет исключением. Красочность образов и различные материалы, использованные в работах учащихся и родителей, радуют глаз и поднимают настроение в долгие зимние дни.

На выставке могут быть представлены пейзажи, портреты и анималистический жанр. Хочется надеяться, что та же яркость и сочность цветов сохранится в детских рисунках и в дальнейшем.

Акция «Волшебные предсказания». Эта акция предназначена для того, чтобы поддержать каждого «жителя школы», дать возможность детям помечтать, а взрослым — искренне по-детски улыбнуться. Отлично подходит для окончания недели психологии, оставляя приятное необычное послевкусие. Этапы акции:

  1. Подготовительный этап. Психологу необходимо найти и напечатать как можно больше вариантов добрых пожеланий-предсказаний: для каждого независимо от пола, возраста и рода занятий. Загадочности процедуре можно добавить, если все записки будут определенным образом свернуты или разукрашены под постаревшие, дряхлые (это трудно и весьма затратно по времени, но окупается по виду участников, старательно их раскрывающих в ожидании «ответа вселенной»).
  2. Основной этап. В шкатулку достаточно вместительного размера насыпаются записки с пожеланиями. Она размещается в фойе школы, на столе у вахтера, чтобы каждый пришедший мог начать день с улыбки. Вахтер встречает всех с загадочной улыбкой, предлагая уникальную возможность задать важный вопрос вселенной и получить ответ. Все желающие сосредоточенно закрывают глаза, вопрошают у вселенной, а потом тянут записки. То, что происходит дальше, действительно, можно описать словом «волшебство»: хмурые начинают улыбаться, серьезные довольно прячут заветный кусочек бумаги в карманы, спокойные начинают прыгать на одной ножке с криком «Спасибо! Спасибо! Спасибо!», недоверчивые радостно просят вытянуть еще раз, неугомонные заботливо тянут к шкатулке своих одноклассников, азартные тянут несколько и с фразой «А первая была лучше всего!» приветливо подмигивают психологу.
  3. Обратная связь. «Волшебная шкатулка» быстро приобретает популярность у «жителей школы» и к 3-4 уроку в школе царит особая доброжелательная атмосфера. Поскольку лимит на пожелания отсутствует, то каждый в конце концов вытягивает столько сколько необходимо для ощущения счастья, успеха, умиротворения. Иногда наиболее сознательные и сердечные начинают возвращать пожелания в шкатулку со словами «Пусть еще кому-нибудь станет хорошо».

 Акция «Радуга». Цель акции: вызвать интерес к себе, к осознанию собственного настроения и его влияния на окружающих; диагностика эмоционального состояния учащихся и педагогов. При входе в школу на дверях вывешивается плакат с разноцветными листами: синим, желтым, красным, зеленым, серым, черным. Без объяснений. В холле 1-го этажа вывешивается плакат «С каким настроением ты идешь сегодня в школу?». Здесь же находятся психолог и помощники (педагоги, учащиеся старших классов), которые, вручив входящему белый квадратик бумаги, предлагают опустить его в одну из разноцветных коробочек со словами: «Опусти, пожалуйста, этот квадратик в ту коробочку, цвет которой соответствует твоему сегодняшнему настроению». Информация об учащихся и педагогах собирается отдельно. В конце трудового дня процедура повторяется. Холл оформляется плакатом «С каким настроением ты сегодня уходишь из школы?». На следующее утро в холле вывешивается плакат с цветными диаграммами: «Утро — учащиеся», «Утро — педагоги», «Вечер — учащиеся», «Вечер — педагоги». Рядом вывешивается интерпретация цветов:

Синий— означает полное спокойствие, умиротворенность. Олицетворяет узы, которыми человек связывает себя с окружающим миром; объединение, чувство общности. Как говорят, это цвет верности, он также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умения сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности. Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства, потрясений и ограничений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим людям, и другие могут ему доверять.

Желтый — производит впечатление легкости и радости. Выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует теплу солнца, духу веселья. Это цвет надежды и ожидания большого счастья во всех его бесчисленных формах. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся. Всякий, кто отдает ему предпочтение, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. Но ему свойственны и склонность к переменам ради перемен, нетерпеливый поиск альтернативных решений, непостоянство.

Красный— символизирует состояние «расходования энергии». Он выражает жизненную силу, нервную активность, означает всевозможные склонности и желание получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе, стремление ко всему тому что может способствовать насыщенности бытия.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Черный— это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения. Человек, который выбирает черный цвет, восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно.

Зеленый — выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего «Я». Напряженность зеленого цвета действует подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, ощущение власти над событиями и возможности ими управлять. Это «зеленое» поведение выражается в скрупулезной точности при проверке и осмыслении фактов, точной памяти, ясности изложения, способности к критическому анализу, логической последовательности вплоть до абстрактного формализма. Человек, предпочитающий этот цвет, хочет повысить свою уверенность в собственной ценности, цепляется за свой, им же созданный идеализированный образ либо ожидает, что другие будут выказывать ему уважение за те ценности, которыми он обладает, будь то богатство, физическое или культурное превосходство.

Серый— ни темный, ни светлый, абсолютно лишен каких-либо стимулирующих или психологических тенденций. Серый цвет — это пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничейная» земля, «железный занавес», по каждую сторону от которого свои методы, подходы, взгляды, свой мир. Человек, отдающий предпочтение этому цвету, хочет от всего отгородиться, остаться свободным от каких-либо обязательств, ни в чем не принимать участия, укрыться от внешних влияний и стимулов. Участие этого человека в любом деле осуществляется дистанционно — он словно стоит в стороне и наблюдает за своими действиями. Этот цвет явно содержит в себе элемент утаивания. В народе таких людей называют «серыми мышками».

Акция «Письмо самому себе». Цель акции: дифференциация смысловых личностных конструктов, их анализ; наблюдение за собственными изменениями в структуре личности. В качестве высшей формы диалога выбрано письмо самому себе, составленное психологом. Ученикам предлагается написать письмо самим себе в сентябре, запечатать его и отдать на хранение психологу. Конфиденциальность оговаривается особо. Для создания реалистичности ситуации каждый участник акции вместе с бланком получает конверт. Обратно письма из прошлого учащиеся получат только в мае.

Данный вид работы позволяет затронуть глубинные чувства и эмоции участников. Они окунаются в собственные переживания, акцентируют внимание на актуальных ценностях и событиях, учатся выделять главное, находясь в состоянии искреннего диалога с собой. Чем открытее они будут на стадии написания письма, тем нагляднее через год смогут увидеть личностные изменения в структуре собственной личности. Таким образом, учащиеся проходят весь путь от внешнего к внутреннему диалогу (бланк письма самому себе в Приложении 1).

Акция «Психологический портрет школы «Самые-самые…». В школе вывешивается объявление с номинации: «Самые активные», «Самые ответственные», «Самые добрые», «Самые

внимательные», «Самые известные». В холе школы на стенах размещаются плакаты с названиями номинаций. Все желающие могут написать имена, фамилии своих одноклассников, друзей, учителей, всех тех кого они считают самыми-самыми…Итоги подводятся на общешкольной линейке. Победителями в каждой номинации вручаются почетные грамоты «Самый…».

Акция «С днем рождения!». В холле школы вывешивается стенд, предназначенный для именинников — учащихся и взрослых, чей день рождения совпал с днями проведения мероприятия. Любой учащийся и педагог могут поздравить именинников с днем рождения, написав или нарисовав поздравление на стенде.

Акция «Забор». Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение. Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме. Тема дня «Я хочу, чтобы в нашей школе…» Тема дня «Поделись своими секретами здорового образа жизни»

Акция «Ларец радости, или Предсказания Цветной радуги». Цель: поддержка каждого учащегося, создание благоприятного эмоционального климата в школе, получение положительных эмоций. В специальный ящик были собраны самые лучшие выражения и фразы. Каждый, кто подходил к ларцу, мог вытащить фразу, предназначенную именно ему. «Ларец радости» работает только на переменах. Руководители групп организовывают в конце учебного дня рефлексию участия в акции (в Приложении 2).

В целом такие акции проходят активно и весело. Проведение подобных мероприятий благоприятно сказывается на успеваемости и самочувствии учащихся. Тематику акций можно придумать ориентируясь на проблемы которые существуют в учебно-воспитательном процессе сельской школы. Поэтому их разнообразие и содержательность полностью зависит от желания и творчества педагогов и обучающихся.

Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции относятся к технологиям непрямого воздействия, когда учащиеся (педагоги) участвуют в мероприятии добровольно, а цели достигаются за счет того, что они сами открывают для себя новые знания, делают выводы, присваивают ценности, включившись в специально организованную деятельность. При этом дети и подростки сами определяет меру своего участия в акции. Также, одним из акций является то, что эффект от мероприятия ощущают не только ее непосредственные участники, но и опосредованные. При проведении акции часто вступает в действие принцип «сарафанного радио», когда ребята самостоятельно привлекают других к участию, увидев пользу и результативность. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социально и культурно ограниченные условия сельского социума позволяют говорить о недостатке культурной базы для развития личности ребенка. Среди задач социального воспитания сегодня одной из важнейших является преобразование сельской среды в воспитательный фактор.

Основной задачей социально-педагогического комплекса сельского общеобразовательного учебного заведения выступает идея социализации в сельской среде. Эта идея является продолжением базовой педагогической задачей взаимодействия школы и социума. Существуют как минимум две причины активного взаимодействия школы и ближайшего социального окружения: с одной стороны, для решения воспитательных задач школа не может и не должна ограждать детей от влияния среды; с другой стороны, сельской школе, особенно малочисленной, трудно самостоятельно решать задачи всестороннего воспитания и социальной компетентности детей.

Ситуация социального неблагополучия, нестабильности, характерной для современного села, актуализирует проблему поиска новых подходов к организации социально-педагогической деятельности в сельских общеобразовательных учебных заведениях, которые бы обеспечивали непрерывное качественное образование и социальную защиту. Социальная акция как общественно – полезная, социальная деятельность является эффективным средством организации социально-педагогической деятельности с учащимися сельских школ.

Одним из способов взаимодействия учащихся, педагогов и администрации школы является психологическая акция, посредством которой коллектив объединяется в едином творческом процессе, проходя путь от внешнего к внутреннему диалогу.

Психологические акции, это — игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Основная цель акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».

Важные особенности акции — ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто не хочет ее замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками.

Тематику акций можно придумать ориентируясь на проблемы которые существуют в учебно-воспитательном процессе. Поэтому их разнообразие и содержательность полностью зависит от желания и творчество педагогов.

В МКОУ Верх-Чикская СОШ обучается 69 учащихся. Одной из приоритетных задач деятельности СОШ является необходимость совершенствования организационных форм физкультурно-оздоровительной и массовой работы в сельской местности. В школе проводятся спортивные и социальные акции.

10 октября – Всемирный день психического здоровья. И нами было принято решение провести в МКОУ Верх-Чикской СОШ неделю психологии, с использованием различных психологических акций для педагогов, учащихся и родителей.

Первая акция, которую мы провели в школе, носила пробный характер – это прежде всего поиск средств, способных объединить, сплотить учителей, администрацию, учащихся начальной школы, а также школьников среднего и старшего звена. Акция «Подари улыбку миру» разрабатывалась и проводится при участии учащихся среднего и старшего звена. Длительность акции – 5 дней. Помимо основной акции «Подари улыбку миру», каждый день проходили дополнительно разные акции, которые можно было провести на переменах или в течении учебного дня

Итогом реализации «Недели психологии» в Верх-Чикской СОШ, проходившей с 09.10 по 14.10.2015г.стали следующие результаты:

во-первых, количество педагогов Верх-Чикской СОШ, принявших участие в разработке и реализации акций – 15 человек;

во-вторых, количество проводимых совместных мероприятий – 5 акция за неделю;

в-третьих, количество детей, принявших участие в акциях – 50 человек;

в-четвертых, количество детей, заявивших желание помочь в организации и проведении акций – 15 человек.

в-пятых, все 100% педагогов, участников акций, заявили о своем желании продолжить работу в таком формате.

Таким образом, психологическая работа достигла поставленной цели: школьный коллектив разных возрастов в ходе акции объединился. Обратная связь показала, что неделя прошла в атмосфере веселья и радости, мы получили много просьб повторить ее. Надо сказать, что акции потребовали от всего коллектива много усилий, чтобы избежать накладок и неточностей, и без помощников-старшеклассников мы бы справиться не смогли. Однако первый блин не вышел комом, и мы подумываем о продолжении акции в будущем.

Итак, психологические акции, это — игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат.

Основная цель акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».

Важные особенности акции — ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто не хочет ее замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Адамский А. И. Актуальные проблемы модернизации российского образования в условиях реализации ФГОС. Режим доступа URL : http: www.uralrdu.ru/node/38938 (дата обращения 20.03.2014)
  2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М. : Владос, 2003. 208 с.
  3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М. : Класс, 2004. 208 с.
  4. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. 2010. №4. С. 4-18.
  5. Асмолов А. Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. №1. Режим доступа URL : http://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-vstarshey-shkole (дата обращения 15.02.2012)
  6. Ахметова М. Н. Социально-педагогические детерминанты формирования готовности учителя к проектированию и осуществлению образовательных технологий // Сибирский педагогический журнал. 2008. №1. С. 87-105.
  7. Афанасьев А. Е. Дифференциация обучения в сельской школе: историко- теоретический анализ. Якутск: Изд- во Якут. ун-та, 2003. 104 с.
  8. Байбородова Л. В. Особенности введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Ярославский педагогический вестник. 2011. №4. Т. 2. С. 66-73.
  9. Байгулова Н. В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя для сельских малокомплектных образовательных учреждений // Вестник ТГПУ. 2009. № 1(79). С. 32-36.
  10. Белкина-Ковальчук О. Работа социального педагога в сельской общеобразовательной школе. Луцк, 2010. 148 с.
  11. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. М. : Наука, 2001. 190 с.
  12. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: курс лекций. М. : Наука, 2001. 290 с.
  13. Вильцан М. А. Социальная работа с молодёжью в современных социокультурных условиях развития российского общества // Политика, государство и право. 2014. №12. Режим доступа URL : http://politika.snauka.ru/2014/12/2142 (дата обращения: 24.09.2015)
  14. Габышева Ф. В. О государственной поддержке развития сельских образовательных учреждений // Народное образование Якутии. 2010. №2(74). С. 37-46.
  15. Зеленков М. Ю. Социологический взгляд на проблемы современной российской молодёжи // Электрон. периодич. рецензируемый научн. журн. 2014. Режим доступа к журн… URL : http://sci-article.ru/number/04_2014.pdf (дата обращения: 21.09.2015)
  16. Исследование современных проблем общества в контексте социальной работы: сборник научных статей студентов и преподавателей кафедры социальной работы и социальной безопасности. Вып. 3 / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова; Ин-т копл. без-ти, Каф. социал. раб. социал. безоп. / под ред. Н. В. Цихончик. Архангельск : Перо, 2015. 105 с.
  17. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной школы. Ростов н\Д: Феникс, 2004. 190 с.
  18. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы. Ростов н\Д: Феникс, 2004. 198 с.
  19. Карелина Е. О. Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания социальных работников в Комплексном центре социального обслуживания населения // Концепт. — 2015. — Спец., выпуск № 1. Режим доступа URL : http://e-koncept.ru/2015/75031.htm (дата обращения: 24.09.2015)
  20. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века // под ред. Д. Брэзиера. М.: Когито-Центр, 2005. 190 с.
  21. Козин С. В., Кольцов П. М. ГТО: прошлое и настоящее. // Электрон. периодич. рецензируемый научн. журн. 2015. Режим доступа к журн… URL : http://sci-article.ru/number/07_2015.pdf (дата обращения: 23.09.2015)
  22. Колесникова Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. Ростов н\Д : Феникс, 2005. 230 с.
  23. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2000. 215 с.
  24. Кузнецова Т. И. Молодёжь как объект профессиональной деятельности будущих социальных работников. // Молодой учёный. 2015. №6(86). С. 639 — 641.
  25. Мардахаев Л. В. Методика и технология работы социального педагога. М. : Владос, 2002. 125 с.
  26. Малокомплектная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославль, 1998. С.24–36.
  27. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику М. : Ин-т. практ. психол., 1997. 255 с.
  28. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М. : Академия, 2000. 320 с.
  29. Никитина Л. Е. Технология социально- педагогической работы: Краткий анализ // Воспитание школьника. 2000. № 10. С. 28-34.
  30. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. 640 с.
  31. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р. – Режим доступа URL : http://base.consultant.ru/2015/01/02/crime (дата обращения: 22.09.2015)
  32. Панченко И. Сельский социум как фактор социализации личности. Умань, 2007. 95 с.
  33. Парсиева Л. К., Гацалова Л. Б. Социальная работа с молодёжью: к постановке проблемы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 9. С.166 — 167.
  34. Русаков В. А. О задачах развития общего образования в Российской Федерации. Режим доступа URL : http://minobr.sakha.ru/siezd, свободный (дата обращения: 17.02.2015)
  35. Сартакова Е. Е. Учитель сельской школы: историко-педагогический аспект: моногр. М. : АДК, 2005. 204 с.
  36. Сартакова Е. Е. Сетевое взаимодействие сельских образовательных учреждений в условиях социокультурной модернизации образования (на материале Сибирского федерального округа): дис. … д-ра пед. наук, Томск, 2014. 404 с
  37. Сластенин В. А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Тула, 1993. С. 265-270.
  38. Словарь по социальной педагогике. / под ред. Л. В. Мардахаева. М., 2002. 190 с.
  39. Словарь социального педагога и социального работника. / Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 2002. 290 с.
  40. Социальная педагогика: Курс лекций / под ред. М. А. Галагузовой. М. : Академия, 2007. 450 с.
  41. Социальная педагогика: Курс лекций / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М. : Вадос, 2000. 390 с.
  42. Социальная педагогика: Учебное пособие / под ред. В. А. Никитина. М. : Наука, 2000. 420 с.
  43. Социальная работа с молодёжью / под ред. д.п.н., проф. Н. Ф. Басова. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 328 с.
  44. Теория социальной работы: Учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. М. : Издательство Юрайт, 2014. 345 с.
  45. —Тесленко А. Н. Социальная работа с молодёжью: социально-технологический подход. Режим доступа URL : http://sovman.ru (дата обращения: 24.09.2015)
  46. Технология социальной работы / под общ. ред. Е. И. Холостовой. М., 2001. 120 с.
  47. Технология социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. М. : Академия, 2000. 190 с.
  48. Фёдоровский А. Е. Социальные проблемы молодёжи в современном обществе. [Режим доступа URL : http://es.rae.ru/ovv/249-1091 (дата обращения: 23.09.2015)
  49. Фомина С. Н. Интегративный подход к профессиональной подготовке в вузе специалистов по работе с молодёжью : автореф. дисс. … д-ра. пед. наук, М., 2015. — 42 с.
  50. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. М. : Педагогика, 2002. – 210 с.
  51. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе. М. : Академия, 2005. 95 с.
  52. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. М. : Вако, 2002. 143 с.
  53. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. М. : РПА, 2005. 340 с.
  54. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Академия, 2005. 190 с.
  55. Юдашкина В. В. Анализ использования социальных технологий для социальной активизации молодёжного сообщества. // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3. С. 309 — 317.

Страницы:   1   2   3