Меню Услуги

Акции как социально-педагогическое средство в условиях сельской школы

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АКЦИЙ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 1.1 Сущность и специфика социально-педагогической деятельности в сельской школе
  • 1.2 Акция как социально-педагогическое средство
  • 1.3 Педагогические условия использования акций в социально-педагогической деятельности в сельской школе
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКЦИЙ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
  • 2.1 Исследование использования акций в МКОУ-Верх-Чикская СОШ
  • 2.2 Методические рекомендации психологу школы по использованию психологических акций в социально-педагогической деятельностиЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. В современном школьном образовательном пространстве проблема формирования конкурентоспособной личности старшеклассника способного не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но и взять на себя в недалеком будущем управление социально-экономическими процессами, становится генеральной линией системы образования. Развивающийся рынок труда предъявляет к подрастающему поколению высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность. Именно образование выполняет важную общественную функцию — формирует самосознание человека, от уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Из этого следует что, проблема создания организационно-педагогических условий для формирования конкурентоспособности личности современного сельского школьника актуальна, так как все острее осознается необходимость смены образовательной парадигмы в сельской школе, модернизации действующей системы. Необходимо создавать такие социально-педагогические условия образовательного процесса, которые обеспечат формирование компетенций, позволяющих обучающимся самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности.

Современная сельская школа представляет собой один из основных факторов обеспечения жизнеспособности, сохранения и развития посёлка, села, деревни. Следуя статье 19 Федерального Закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», в городских и сельских условиях должен быть выдержан одинаковый стандарт образования.

Общими целями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы (далее — Программа) являются обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны. В целях осуществления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, а также для координации и мониторинга модернизации региональных систем образования Программой по ряду показателей предусмотрены значения по городским поселениям и сельской местности.

В силу объективных причин, содержание и организация образовательно-воспитательного процесса в школе имеет свою специфику. В сельской местности, вследствие отсутствия учреждений дополнительного образования, эта работа организуется через сеть общеобразовательных учреждений. В число значимых факторов, влияющих на специфические особенности социально-педагогической деятельности на селе и существенно затрудняющих образовательно-воспитательную работу в сельской школе, относится малочисленность и малокомплектность большинства сельских школ. Специфика работы сельских школ связана не только с численностью школьников, но и обусловлена специфическими особенностями собственно социально-педагогической деятельности. Многоаспектный характер социально-педагогических задач, стоящих перед сельской школой, обусловливает поиск новых способов организации социально-педагогической деятельности с ориентацией на комплексный подход, а именно на объединение усилий педагогических работников на основе профессионального взаимодействия. Одним из путей решения данной проблемы может стать организация, предполагающая сотрудничество, сотворчество педагогов различных специальностей школы в рамках поставленных перед ней социально-педагогических задач. В этом случае для каждого педагога определяются целевая направленность его профессиональной деятельности, содержание, формы, методы помощи и поддержки ребенка в школьной среде.

Подготовиться к будущей полноценной жизни можно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества. Поэтому, одним из главных ориентиров в социально-педагогической деятельности школы является выработка социальной компетентности учащихся, которая не может быть определена только через сумму предметных знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит всевозможным социальным проектам, акциям и практикам, являющимся частью единого образовательного пространства. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками. Акция имеет большое воспитательное значение для современных подростков.

Степень изученности. Сложные проблемы сельской школы привлекали и привлекают к себе внимание, как ученых, так и педагогов-практиков. Не утратил своего значения и опыт Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Огромный вклад в ее разработку внес В. А. Сухомлинский. Многосторонняя деятельность сельской школы освещалась в 60-80-х годах в трудах Т.А. Заславской, B.C. Селиванова, Г.Ф. Суворовой, П.А. Жильцова, А.Е. Кондратенкова, Л.И. Новиковой.

Проблемы деятельности сельской школы как открытой социально-педагогической системы представлены в исследованиях А.З. Андрейко, М.П. Гурьяновой, В.И. Семенова, М.С. Кравченко, В.И. Роенко, О.М. Шиловой, где роль сельской школы в реализации социально-педагогической деятельности определялась в качестве активного субъекта социального взаимодействия в условиях стабильно развивающегося социума.

Выбор темы исследования определили, с одной стороны, объективные требования к реализации в сельской школе социально-педагогической деятельности и обновлении содержания и форм реализации этой деятельности, с другой стороны, недостаточную разработанность теоретико-методических основ организации и проведения акций, как современной формы организации социально-педагогической деятельности в условиях сельских школах.

Объект исследования: средства социально-педагогической деятельности. Предмет исследования: педагогические условия использования акций как социально-педагогических средств в сельской школе.

Цель выпускной квалификационной работы: выявить и обосновать педагогические условия, при которых акции способны стать результативным средством социально-педагогической деятельности в сельской школе.

Для решения поставленной цели нами последовательно решались следующие задачи:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • изучить сущность и специфику социально-педагогической деятельности в сельской школе;
  • рассмотреть акции как социально-педагогическое средство;
  • обосновать педагогические условия использования акций в социально-педагогической деятельности в сельской школе;
  • провести практическое изучение опыта использования акций как средства социально-педагогической деятельности в сельской школе.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что акции способны стать результативным средством социально-педагогической деятельности в сельской школе, если:

— используется различные типы акций: волонтёрские, экологические, патриотические и т.д.

— школьники участвуют в организации акции на всех её этапах: от придумывания идеи до проведения;

— родители и педагоги как партнеры школьников участвуют в организации и проведении акций.

База исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Верх-Чикская средняя общеобразовательная школа (МКОУ-Верх-Чикская СОШ)

Методы исследования: теоретические, направленные на анализ психолого-педагогической, философской и социально-педагогической литературы и эмпирические (включенное педагогическое наблюдение; анализ результатов проведения акций, интервью с подростками и педагогами; тестирование, анкетирование.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений, иллюстрирующих проведенное исследование.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АКЦИИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Сущность и специфика социально-педагогической деятельности в сельской школе

 

Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе [12, с.17]. Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – наука о воспитательном влиянии социальной среды. Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания. Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях. Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми [12, с.18].

Социальные функции и задачи:

  1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта.
  2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
  3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
  4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.
  5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
  6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
  7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров [12, с.19].

Более сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная. Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания. Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту. Социально-реабилитационная функция – это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, Физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.

Отдельно следует остановится на прикладных задачах социальной педагогики. Это то, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник. Одна из прикладных задач социальной педагогики состоит:

  1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятий добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.
  2. Поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научится общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.
  3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.
  4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.
  5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе [27, с.23].

Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научится разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка. Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так: воспитать делать добро; научить организовывать свою жизнь; развивать познавательные интересы; помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.

Сельские школы составляют в целом по стране около 70% из них более половины – это малочисленные, т. е. те, где в классе в среднем обучается менее 10 учеников [33, с.27]. Следует иметь в виду следующие общие тенденции, характеризуя сельскую малочисленную школу:

  • уменьшение рождаемости, приводящее к сокращению числа учащихся и переходу ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных, что ведёт к сокращению кадров и необходимости вносить изменения в формы и методы образования;
  • принятие сельской школой на себя дополнительных функций – экономической, социальной и моральной защиты детей;
  • усиление влияния школы на сохранение и развитие села.

Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать в организации учебно-воспитательного процесса.

Специфика сельского социума проявляется в следующем:

  • социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого односельчане имеют большое влияние на воспитание детей.
  • в селе в большей степени, чем в городе, сохранились внутреннее духовное богатство, правильное отношение к Родине и природе. В таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи;
  • опыт общения детей ограничен численностью, но отличается детальным знанием окружающих людей;
  • в селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребёнка.

Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают огромное влияние на формирования личности ребёнка. Жители села отличаются меньшей возможностью социального роста, что приводит к образованию “комплекса городского превосходства”[34, с.82]. Всё чаще на селе возникает тип селянина с саморазрушительным стилем жизни, безответственного и аморального человека. Всё это находит отражение в организации учебно-воспитательного процесса.

Учитывая проблемы и специфику сельской среды, сельское общеобразовательное учебное заведение выступает как интеллектуально-образовательный центр села. Ориентируясь на потребности ученика и общества, оно сочетает практику эффективной передачи знаний с потребностями и мотивациями личности. Проблемы социализации и особенности социализации сельских детей раскрывали (И.Зверева, А.Капская, Л. Коваль, М.Лукашевич, С.Харченко, Л. Мищик, Н. Щуркова) [35, с.83].

Особенностью сельской среды является противоречивый характер ее влияния. Эта противоречивость заключается в том, что, с одной стороны, сельский социум является совокупным образовательным потенциалом всех его субъектов: семьи, отдельной личности, сельской общины, культурных и социальных учреждений, религиозных структур, средств массовой информации, народных, культурных, исторических традиций, которые можно задействовать в социально-педагогической деятельности. Однако, с другой стороны, негативной стороной указанного противоречия является то, что реальная ситуация сельской среды предоставляет немало примеров духовной и физической деградации [31,с. 158].

Социально и культурно ограниченные условия сельского социума позволяют говорить о недостатке культурной базы для развития личности ребенка. Среди задач социального воспитания сегодня одной из важнейших является преобразование сельской среды в воспитательный фактор. В узком понимании педагогическое оздоровление сельской среды, превращения ее в социально-педагогическую среду определяется педагогической деятельностью школы, учреждений культуры. Сельская школа как особое социокультурное явление общественной жизни страны содержит в себе большой потенциал для реформирования общества. В условиях несовершенной системы местного самоуправления, разбалансированного сельского хозяйства, ограниченной инфраструктуры социальных и культурных услуг, школа остается единственным социально- стабилизирующим и культурно-просветительским центром жизни села, гарантом права ребенка на качественное образование и социальную защиту. В ней сосредоточены квалифицированные педагогические силы, она является ответственным проводником государственной политики в области обучения и воспитания. Основной задачей социально-педагогического комплекса сельского общеобразовательного учебного заведения выступает идея социализации в сельской среде. Эта идея является продолжением базовой педагогической задачей взаимодействия школы и социума. Существуют как минимум две причины активного взаимодействия школы и ближайшего социального окружения: с одной стороны, для решения воспитательных задач школа не может и не должна ограждать детей от влияния среды; с другой стороны, сельской школе, особенно малочисленной, трудно самостоятельно решать задачи всестороннего воспитания и социальной компетентности детей. Сельская школа должна пытаться включить в жизнь учащихся проблемы сельской среды, превратиться в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме, тем самым развивая детей, обеспечивая успешную социализацию [31,с. 159].

Для создания системы социально-педагогической работы села на базе общеобразовательного учебного заведения социальный педагог должен опираться на такие формы взаимодействия со средой в пользу процесса социализации школьников:

  1. Усиленное и направленное формирование в социальных группах позитивных установок в отношении сельского образа жизни, ценностных установок, адекватных меняющимся условиям жизни;
  2. Использование материальной, производственной и культурной базы села (предприятий, хозяйств, различных учреждений, клубов, спортивных площадок и т.п.);
  3. Направленность детских интересов на историю родного села, исторических корней своей семьи, исторические и трудовые традиции односельчан и родственников;
  4. Эмоциональный опыт позитивного отношения детей к трудовой жизни села, семьи, школы; личный вклад детей в обустройство жилища, улицы, села; использование человеческих ресурсов среды (привлечение к организации воспитательного процесса жителей села, специалистов);
  5. Формирование трудовых навыков, отвечающих потребностям сельского образа жизни; демонстрация трудовых достижений детей на приусадебных участках, в трудовых объединениях;
  6. Эмоциональное восприятие сельской специфики через личностное проживание сценических образов, художественную самодеятельность, личное участие в тематических выставках изобразительного искусства;
  7. Содействие участию сельских детей в различных, региональных, международных программах, конкурсах, фестивалях, акциях и т.д.;
  8. Развивать свои профессиональные и личностные качества и умения [10,с. 203].

В работе социально-педагогической системы сельской школы ее инициатива проявляется в создании социального партнерства, которое на территории сельского социума выступает целостной базой воспитания детей разного возраста, включение их в разнообразную трудовую, познавательную, клубную деятельность. В этом случае субъектами воспитания и социализации ребенка выступает не только школьный социальный педагог, но и специалисты других учреждений села, работники культуры, коллективы предприятий и хозяйств. Очевидно, что возможности сельской школы намного возрастают, если в социально-педагогическом комплексе объединены различные организации O школы, органы местного самоуправления, которые создают между собой социальное партнерство, в котором единое планирование, единое руководство, совместная ответственность. Это дает возможность скоординировать и направить работу социально-педагогического комплекса, привлечь всех, кто заинтересован в воспитании, становлении личности ребенка.

Таким образом, выявленные особенности процесса социализации детей в сельской среде существенно влияют на характер и содержание социально-педагогической деятельности сельской школы. Ситуация социального неблагополучия, нестабильности, характерной для современного села, актуализирует проблему поиска новых подходов к организации социально-педагогической деятельности в сельских общеобразовательных учебных заведениях, которые бы обеспечивали непрерывное качественное образование и социальную защиту. Социальная акция как общественно – полезная, социальная деятельность является эффективным средством организации социально-педагогической деятельности с учащимися сельских школ.

 

1.2 Акция как социально-педагогическое средство

 

Социальная педагогика – молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе. Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются понятия «прием» и «средство». Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер.

Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако если она организована таким образом, что будет служить достижению определенной цели, например формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности. В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы – это те пути, с помощью которых он это сделает.

«Акция – это действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели» — словарь Ожегова [30, с.365]. Акция – активная форма работы, которую проводят участники движения в школах, клубах, на концертах, спортивных праздниках. Цель акции может быть различной: информирование, пропаганда здорового образа жизни, привлечение новых членов движения. Роль членов движения в акциях зависит от её целей и содержания. В одном случае это раздача листовок, буклетов, в другом – проведение тематического дня, в третьем – участие в телевизионной передаче[40,с.112].

Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться

Роджер Харт разработал замечательный инструмент, используя метафорический образ лестницы для анализа разных уровней участия. а основе его разработки «Лестница Харта» составим сравнительный анализ того, что мешает, а что помогает организаторам акций. Основные моменты, которые помогают или мешают самим организовывать акции представлены в таблице 1[55].

Таблица 1 — Основные моменты, которые помогают или мешают самим организовывать акции

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
ПОМОГАЕТ МЕШАЕТ
 

-Повышение самооценки

-Большее понимание проблемы

-Личностный рост, развитие

-Самоопределение, самореализация, профориентация

-Возможность реализовать свою гражданскую позицию

-Приобретение навыков, профориентация

-Повышение общественного статуса

-Приобретение круга общения

-Членство в группе

 

-Некомпетентность

-Низкая мотивация

-Нет доверия со стороны взрослых

-Их не воспринимают серьёзно

-Нет традиций добровольной работы

-Нет организаторских навыков

-Страх, что их используют в личных целях

-Нехватка времени

 

Социальная акция как средство профилактики имеет место быть, так как она отвечает основным принципам профилактической деятельности, может осуществляться в рамках всех методов социальной профилактики (медико – социальных, организационно – административных, правовых, педагогических, экономических, политических). С помощью акции можно быстро, емко ненавязчиво донести до большого количества людей нужную идею, привлечь внимание к проблеме. Акция позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и ненавязчиво задавать ориентиры.

Социальная акция – один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть [13]:

  • привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме. Это может быть проблема, волнующая определенную группу населения (молодежь, пожилых, больных сахарных диабетом и т. п.). Это может быть проблема, волнующая какое – либо профессиональное сообщество, например: медицинских работников тревожит низкий уровень информированности молодежи о путях распространения ВИЧ – инфекции и мерах ее предупреждения. Это может быть проблема жителей конкретной территории. Это может быть проблема, требующая привлечения внимания органов исполнительной и законодательной власти. Таким образом, ключевым моментом социальной акции является деятельность по привлечению внимания общества к существующей проблеме, в том числе посредством распространения информации. Понимание того, чья это проблема, определяет, кто будет организатор, исполнитель и целевая аудитория планируемой социальной акции;
  • изучение отношения общества, разных его групп, органов исполнительной и законодательной власти к существующей проблеме;
  • распространение информации среди разных групп населения;
  • содействие формированию общественного сознания.

Социальная акция как целенаправленная деятельность имеет субъекты и объекты. Субъектами социальной акции выступают государственные, коммерческие и общественные организации, объединения, учреждения, органы исполнительной власти, организации – партнеры, меценаты, физические лица. Объекты социальной акции – разные социальные группы населения, органы исполнительной и законодательной власти, жители конкретной территории.

В настоящее время выделяется несколько видов социальных акций:

  • исследовательские: проведение опроса разных групп населения;
  • рекламные: PR планируемого мероприятия, услуги, нового учреждения, службы, социальной ценности и т. п.;
  • благотворительные: сбор денежных средств, вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе;
  • социально–педагогические, воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему – либо;
  • социально–профилактические, содержанием которых является предупреждение развития ситуации социальной запущенности молодежи;
  • патриотические, воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему;
  • социокультурные, влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре и культуре других народов, актуализирующие значимость народных праздников, традиций и обычаев;
  • социально–правовые, способствующие повышению уровня правовой культуры разных групп населения;
  • трудовые, способствующие преобразованию, совершенствованию социального пространства посредством социально – значимой трудовой деятельности [13].

Психологические акции – это вид психологической работы в игровой форме. Представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве центра, либо отдельного отряда. Игровая среда не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила и намеченный результат.

Психологическая акция — игровой или творческий процесс, в ходе которого участники, вместе выполняя задания, расширяют кругозор, осмысливают систему ценностей, совершенствуют свои интеллектуальные и эмоциональные способности. Такая акция является одним из наиболее эффективных способов взаимодействия педагогов, учеников и администрации школы, так как в ее основе лежит групповой метод работы. Главная ее цель — это формирование в рамках школы благоприятного психологического климата, способствующего воспитанию основ нравственности, решению локальных проблем и улучшению коммуникативных навыков.

Круг задач, которые решают психологические акции в школе, весьма широк. Их можно формально разделить на три группы: развивающие, коррекционные и психопрофилактические. Развивающие задачи направлены на совершенствование социальных свойств личности и коммуникативных навыков, на осмысление системы ценностей, на расширение представлений об окружающем мире. Коррекционные задачи призваны исправить текущую негативную ситуацию в классе или в школе, сформировать навыки грамотного преодоления конфликтов. Например, такая акция, как «День вежливости», поможет решить проблему грубости в общении учеников и педагогов, научить грамотному изложению мыслей. Психопрофилактические задачи направлены на создание общего оптимистического настроения и удовлетворение потребностей педагогов и школьников в эмоциональных переживаниях. Принципы работы таких психологических акций довольно просты.

Во-первых, в проводимом мероприятии могут принять участие абсолютно все школьники и учителя. Допускается любая форма участия, поэтому каждый с легкостью подберет себе деятельность в соответствии со своими способностями. Это может быть создание ярких тематичных плакатов или коллажей, фотографирование, сочинение рассказов или стихов. При этом учебный процесс отходит на второй план и появляются широкие возможности для реализации творческих навыков и умений.

Во-вторых, любая акция имеет игровую форму. Этот психологический прием позволяет в легкой и непринужденной форме выявить имеющиеся проблемы и найти их решение. Более того, игровая ситуация и неформальная обстановка позволяет эффективно наладить коммуникации между учениками и педагогами, что в условиях стандартизированного учебного процесса сделать довольно сложно.

В-третьих, психологические акции имеют ненавязчивый характер. Скептически настроенные школьники и педагоги могут при желании остаться в стороне от проводимых мероприятий. Однако практика показывает, что позитивная атмосфера помогает расслабиться и вызывает желание внести свой вклад в общее дело. Кроме того, степень участия в акции и индивидуальные результаты не оцениваются с точки зрения успеваемости школьника. Это, в свою очередь, дает отличную возможность каждому участнику раскрыть внутренний потенциал и показать себя в непривычной для всех роли.

В-четвертых, психологические акции имеют ограничения по времени и проходят в стенах учебного заведения, что не только не нарушает учебный процесс, но и позволяет взглянуть на него по-новому. В большинстве случаев проводимые психологические акции дают хорошие результаты и существенно помогают решить проблемы лидерства и отвержения в классе, нарушения взаимопонимания, пристрастия к вредным привычкам и т. д.

После окончания мероприятий участники получают багаж новых знаний и умений, приобретают новое видение привычных ситуаций, пересматривают систему отношений друг к другу. Игровые приемы позволяют разрядить обстановку, помогают раскрыть творческий потенциал, способствуют преодолению застенчивости и негативизма.

Итак, пользу проведения психологических акций довольно сложно переоценить. Несмотря на то, что они не имеют прямого отношения к учебным методикам, их положительное влияние на улучшение психологического микроклимата огромно.

Основная цель акций – расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, ценностей, новых эмоциональных и интеллектуальных возможностей, чувственных красок, культурных значений. Также акции имеют следующие развивающие возможности: развитие креативности, гибкости в принятии нового опыта. Форма работы позволяет варьировать время проведения и количество участников.

Акции могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения. Важные особенности акций – ненавязчивость и необычность. Они не мешают существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в центре определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; центр становится единым целым, а находящиеся в нем люди – близкими и интересными собеседниками [24].


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3